революция и реформа являются формами практики
Революция и реформа являются формами практики
Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений? Укажите три отличия.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста.
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность
План темы:
I. Истина
1.2 Объективная истина
1.3 Критерии истины
II. Практика
2.1 Понятие «практика»
2.3 Характерные черты практики
III. Мышление
3.1 Понятие «мышление»
3.2 Характерные черты мышления
IV. Деятельность
4.1 Понятие «деятельность»
4.2 Характерные черты деятельности человека
4.3 Структура деятельности
4.4 Виды деятельности
4.5 Основные классификации видов деятельности
Различные трактовки понятия «истина».
✔︎ Соответствие знаний действительности;
✔︎ То, что подтверждено опытом;
✔︎ Некое соглашение, конвенция;
✔︎ Свойство самосогласования знаний;
✔︎ Полезность полученного знания для практики;
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
✓знания, которые никогда не могут быть опровергнуты
✓ знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами.
Возможные критерии истины.
🔻 Соответствие законам логики;
🔻 Соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
🔻 Соответствие фундаментальным законам;
🔻 Простота, экономичность формы;
Об истине (встречается в ЕГЭ):
✔︎ абсолютная истина означает предельное знание, к которому стремится человек, накапливая относительные истины;
✔︎ абсолютная истина представляет собой результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов, то содержание знаний, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
✔︎ конкретность включается в объективную истину;
✔︎ истина представляет собой процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному;
✔︎ элементы точного знания присутствуют в каждой относительной истине;
✔︎ каждая объективная истина содержит в себе как момент относительного, так и момент абсолютного;
О существенных признаках истины и ее качественных состояниях (встречается в ЕГЭ):
✳︎ выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение — относительная истина;
✳︎ характеризует ограниченность человеческого познания — относительная истина;
✳︎ воплощает предел, к которому стремится знание — абсолютная истина;
✳︎ зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения — относительная истина;
✳︎ не опровергается последующим развитием науки — абсолютная истина;
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном процессе.
Форма практики.
📌 материально-производственная: материальная производство (труд), преобразование природы – направлена на природную среду;
📌 общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т.п.) – направлена на социальную среду;
📌 научно-экспериментальная – на природную и социальную среду направлена.
Характерные черты практики.
✔︎ Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки;
✔︎ Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его – происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием;
✔︎ Цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности;
✔︎ Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением);
О практике (встречается в ЕГЭ):
📍революция и реформа являются формами практики;
📍 в практике развиваются как чувственные, так и логические формы отражения;
📍 практика является единственным проверенным тысячелетиями истории общества критерием истинности знания, воплощенного в суждении;
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д.
Характерные черты мышления.
✳︎ По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике;
✳︎ Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познает объективный мир;
✳︎ Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов;
✳︎ Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении;
✳︎ Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности;
✳︎ Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения;
Типы мышления.
Наименование типа | Его сущность |
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. |
Понятийное (теоретическое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности. |
В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно – целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
О мышлении (встречается в ЕГЭ):
✔︎ мышление возникает на базе чувствительного познания, чувственных образов;
✔︎ мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, его многообразных опосредованиях;
✔︎ всякое мышление совершается в обобщениях;
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека.
Структура деятельности.
✔︎ Мотив – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
✔︎ Цель деятельности – это осознанный образ того результата на достижение которого направлено действие человека.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
📍 Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используется так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Признаки игры (встречается в ЕГЭ):
✓ характеризуется направленностью не на результат, а на процесс;
✓ предполагает использование имитации;
✓ наличие воображаемой обстановки;
📍 Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивлением, гнев, страдание, страх и т.д.). Общение отличается от коммуникации. Коммуникация — это понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Признаки общения (встречается в ЕГЭ):
✓ активная обратная связь
✓ обогащение, дополнение, видоизменение, уточнение информации;
✓ в общении (особенно друзей) имеют место равнозначные действия;
✓ обмен информацией, мыслями, чувствами
Признаки коммуникации (встречается в ЕГЭ):
✓ восприятие информации с потерями или без них;
📍 Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования;
📍 Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.
Признаки труда (встречается в ЕГЭ):
✓ осуществляется под влиянием необходимости;
✓ направлен на практически полезный результат;
✓ создание необходимых людям благ;
✓ необходимость мастерства, умений и знаний;
📍 Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественное новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть – необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности.
✳︎ комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний;
✳︎ воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;
✳︎ фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
✳︎ интуиция – знание, условия получения которого не осознаются;
О творческой деятельности (встречается в ЕГЭ):
✓ характеризуется отходом от шаблонов и стандартов;
✓ связывается с воображением и фантазией;
✓ находит наиболее яркое проявление в искусстве;
Основные классификации деятельности (встречается в ЕГЭ).
Основания для классификации | Виды деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объекты и результаты деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей | ✓ материальная (материально-производственная, материально-практическая, социально-преобразующая, учебная, прогностическая) ✓ духовная (духовно-производственная, духовное потребление, ценностно-ориентирующая) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субъект деятельности | ✓ индивидуальная; ✓ коллективная; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характер самой деятельности | ✓ репродуктивная; ✓ творческая; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соответствие правовым нормам | ✓ законна; ✓ незаконная; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соответствие моральным нормам | ✓ моральная; ✓ аморальная; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соотношение с общественным прогрессом | ✓ прогрессивная; ✓ реакционная; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зависимость от основных сфер общественной жизни | ✓ экономическая; ✓ духовная (встречается в ЕГЭ): ✳︎ отличается созданием идей, образов, художественных и нравственных ценностей; ✳︎ способствует ценностному осмыслению окружающего мира; ✳︎ связывается с планированием или предвидением возможных изменений действительности; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности проявления человеческой активности | ✓ внешняя; ✓ внутренняя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По результату | ✓ созидательная О деятельности (встречается в ЕГЭ): 📍любая деятельность человека складывается из отдельных действий, которые могут быть системными и простыми; 📍человеческая деятельность отличается своим целенаправленным характером; 📍деятельность представляет собой способ существования человека; Революция и реформа являются формами практикиРеволюция и реформа являются 1) социальными институтами 2) формами общественных преобразований 3) элементами общества как системы 4) видами социальных связей Являются формами общественных преобразований, реформа — слабое, революция — коренное. Правильный ответ указан под номером 2. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется 1) критерием истины 2) объективной истиной 3) относительной истиной 4) абсолютной истиной Правильный ответ указан под номером 4. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности В процессе изучения ученики не создают, не преобразовывают общество, не ориентируются в ценностях. Они получают знания. Правильный ответ указан под номером 2. Верны ли следующие суждения о формировании личности? А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности. Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны На формирование личности оказывает влияние и социальная среда, в которой живет человек, и его природные задатки. Правильный ответ указан под номером 4. Для экстенсивного экономического роста характерно 1) повышение квалификации персонала 2) ускорение оборачиваемости оборотных фондов 3) совершенствование орудий производства 4) увеличение численности рабочей силы Экономический рост в рамках предприятия (организации) может быть достигнут на экстенсивной и интенсивной основе. Увеличение объема выпуска и реализации продукции (работ, услуг) и увеличение финансовых результатов может быть получено за счет расширения поля деятельности, т.е. дополнительного вовлечения в процесс производства средств труда, предметов труда, рабочей силы, нового строительства, тех или иных объектов производственной сферы. Интенсивный тип экономического роста характеризуется тем, что прирост происходит за счет качественного обновления средств труда, предметов труда, внедрения новых эффективных технологий. Экстенсивные факторы экономического роста практически себя исчерпали, вследствие чего возникает необходимость концентрации усилий на выявлении и мобилизации факторов и резервов повышения интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности. Экстенсивный — направленный в сторону количественного увеличения, расширения, распространения. Для экстенсивного экономического роста характерно увеличение численности рабочей силы. Правильный ответ указан под номером 4. К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится 1) рост числа правонарушений 2) повышение конкуренции на рынке труда 3) недополученный выпуск продукции 4) уменьшение шансов найти высокооплачиваемую работу в будущем Варианты 2, 3, 4 не подходят, т. к. они относятся к экономическим отрицательным последствиям безработицы, а вариант 1 — к неэкономическим. Правильный ответ указан под номером 1. Основным источником пополнения государственного бюджета являются 1) налоги с граждан и предприятий 2) прибыль от приватизации 3) доходы от деятельности государственных предприятий 4) штрафы с физических и юридических лиц Налоги граждан и предприятий являются основным источником пополнения государственного бюджета, а прибыль от приватизации, доходы от деятельности государственных предприятий и штрафы с физ. и юридических лиц — неосновным. Правильный ответ указан под номером 1. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S1 переместилась в новое положение S2 (Р — цена товара, Q — величина предложения товара). Это изменение может быть связано прежде всего 1) с совершенствованием технологии разведения рыбы 2) с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств 3) с популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище 4) со снижением налогов на вылов рыбы 5) с повышением цен на другие продукты, содержащие белок Из рисунка видно, что при той же цене (проведем линию вдоль оси абцисс) объем предложения вырос. Это может быть связано с совершенствованием технологии разведения рыбы. Верны ли следующие суждения о государственной политике в области занятости? А. Основная задача государства в условиях рынка — искоренение нетрудовых доходов населения. Б. Одним из инструментов снижения безработицы является организация государством общественных работ. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Правильный ответ указан под номером: 2. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу? 1) рост числа занятых в сфере информационных технологий 2) ослабление позиций среднего класса 3) увеличение притока сельского населения в города 4) ликвидация люмпенства как социального явления При переходе к постиндустриальному обществу растет число занятых в сфере информационных технологий. Правильный ответ указан под номером 1. В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс 1) социальной мобильности 2) экономической дифференциации 3) политической стабилизации 4) социальной стратификации Процесс в ходе которого значительная часть населения меняет социальный статус называется социальной мобильностью. Правильный ответ указан под номером 1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества. Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Социальные конфликты — конфликты, причиной которых являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Конфликты — это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликты являются важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, Правильный ответ указан под номером 1. Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет 1) политическая партия 4) государственный аппарат Армия, образование и государственный аппарат в отличие от политической партии не являются посредниками между гражданским обществом и государством. Правильный ответ указан под номером 1. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти? Для авторитарного, тоталитарного и теократического политических режимов не является необходимым наличие независимой судебной власти. Правильный ответ указан под номером 4. Гражданин С. участвует во всех избирательных кампаниях: встречается с кандидатами в депутаты, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.? В поведении гражданина С. проявляется тип активистской политической культуры. Правильный ответ указан под номером 4. Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры? А. Одна из функций политической культуры — воспитание человека в соответствии со сложившимися в государстве политическими ценностями. Б. Мобилизационная функция политической культуры действует только в военное время. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура выполняет следующие функции. Нормативную — задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует преступать; Воспитательную — формирует определенный тип «человека политического», адекватного данной политической системе; Мобилизационную — организует граждан на решение определенных социальных и политических задач; Интеграционную — обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их; Репродуктивную — способствует воспроизводству данной системы общественно-политических отношений со всеми присущими ей противоречиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса. Правильный ответ указан под номером 1. Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства? 1) присяжные заседатели 4) уполномоченный по правам человека Присяжные заседатели в России — граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел. Непрофессионалы-присяжные из числа простых граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления. Адвокат — это человек, профессиональный долг которого оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. Адвокат своей деятельностью содействуют устранению нарушений законов, занимая позицию защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью. Уполномоченный по правам человека — должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Правильный ответ указан под номером 2. В ведении федеральных органов власти находится 1) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина 2) разработка конституций субъектов Федерации 3) система органов государственной власти республик 4) вопросы местного самоуправления В соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении федеральных органов власти находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Правильный ответ указан под номером 1. Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде? Верны ли следующие суждения о дееспособности? А. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии. Б. В некоторых определенных законом случаях полная дееспособность может наступить до достижения лицом совершеннолетия. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А. Для обращения в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным необходимо предоставить следующие документы: 1. заявление о признании гражданина недееспособным 2. документы подтверждающие родственные отношения (свидетельство о рождении) 3. документы подтверждающие наличие у лица заболевания либо инвалидности. Иначе говоря, после решения медкомиссии так или иначе нужно идти в суд. Одного решения медкомиссии здесь недостаточно. Б. Полная дееспособность может наступить до наступления совершеннолетия в двух случаях: 1) В случае заключения брака; 2) В результате эмансипации. Правильный ответ указан под номером 2. Запишите слово, пропущенное в таблице. СУДЕБНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Верховный Суд РФ — это высший судебный орган по гражданским и уголовным делам. Ответ: Верховный Суд. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рынок». 1) спрос; 2) директивное планирование; 3) предложение; 4) равновесная цена; 5) потребитель; 6) государственное ценообразование. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Потребитель (покупатель) наравне с продавцом участники рыночных отношений, формирующие спрос и предложение. Равновесная цена — цена, при которой спрос равен предложению товара. «Выпадающие» термины: директивное планирование (план обязательного характера) и государственное ценообразование относятся не к рыночной экономике, а командной. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Исходя из контекста, последовательность 431628 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число слов. Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) высший орган государственной власти избирается непосредственно народом 2) власть подчинена контролю общества 3) ограничение оппозиции 4) строгая централизация государственной власти 5) конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право Контроль власти обществом, всеобщее и равное избирательное право — признаки демократического режима. Ограничение оппозиции, строгая централизация государственной власти характерна для авторитарного режима. 1) высший орган государственной власти избирается непосредственно народом — да, верно. 2) власть подчинена контролю общества — да, верно. 3) ограничение оппозиции — нет, неверно. 4) строгая централизация государственной власти — нет, неверно. 5) конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право — да, верно. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) инвестиционный фонд 2) коммерческий банк 3) кредитная организация 4) страховое общество 5) сберегательная касса Инвестиционный фонд — учреждение, осуществляющее коллективные инвестиции. Суть его в аккумулировании сбережений частных лиц для совместного инвестирования Коммерческий банк — это предприятие, организующее движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Страховое общество — организация, призванная обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Сберегательная касса — учреждение, предоставляющее широким массам населения возможность сохранить свои сбережения, получить доход по ним и потратить на необходимые нужды. Все эти учреждения могут выполнять и функции предоставления кредита. Поэтому обобщающим для всех них является понятие «кредитная организация». Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений? Укажите три отличия. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста. Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация. Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе указываются такие отличительные черты революции, как
Что автор относит к предпосылкам революции? Укажите четыре предпосылки. Помимо революции, выделяют такой тип общественных изменений как реформа. Раскройте смысл понятия «реформа». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста. Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация. Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) В ответе называются предпосылки революции: — вопиющие проявления социальной несправедливости; — фундаментальные социальные аномалии; — появление политических организаций. 2) В ответе раскрывается смысл понятия реформа, например: реформа — изменения инициируемые государственной властью, затрагивающие, как правило, только одну из сфер общественной жизни и не изменяющие фундаментальные основы общественного строя.
Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? На примере какой-либо реформы проиллюстрируйте данный признак. Пример должен быть развернутым. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста. Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация. Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) В ответе приводятся признаки революции: 2) Указывается, что с реформой революцию роднит новизна. 3) Приведен пример: в ходе реформы в сфере образования в России была введена новая форма аттестации учащихся и вступительных экзаменов в ВУЗ — ЕГЭ.
Соотнесите указанные автором результаты революции со сферами жизни общества. Сделайте четыре соотношения. Какой признак революции иллюстрируют эти данные? Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста. Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация. Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) В правильном ответе установлены следующие соответствия: — изменения политического режима — политическая сфера; — осуществление индустриализации — экономическая сфера; — изменения в классовых отношениях — социальная сфера; — изменения в нравственности и воспитании — духовная сфера. 2) В ответе делается вывод, что результаты революции подтверждают такой ее признак, как всеобщность перемен.
1) Раскройте смысл понятия «научное знание»? 2) Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: − одно предложение должно содержать информацию об уровнях научного познания; − второе предложение должно содержать информацию об одном из методов научного познания. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Научные знания — это объективные знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о научном знании, например: — «выделяют такие уровни научного познания, как эмпирический и теоретический»; — «Одним из эмпирических методов выявления научных знаний является эксперимент». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о научных знаниях.
Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Должен быть дан следующий ответ: Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты: — в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством; — Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданское общество и правовое государство». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). При анализе ответа учитываются: — корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; — полнота отражения основного содержания в плане; — соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие правовое государство. 2) Признаки правового государства: а) верховенство права; б) незыблемость прав и свобод человека; в) реальное разделение властей. 3) Понятие гражданское общество, его основные институты: а) местное самоуправление; б) клубы по интересам, защита окружающей среды; в) центры дошкольного воспитания; г) общественные библиотеки и т.д. 4) Основные признаки гражданского общества: а) преобладание горизонтальных связей; б) негосударственный характер; в) самоорганизация и добровольный характер участия и т.д. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 29.1 Философия: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (П. Сартр). 29.2 Экономика: «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан). 29.3 Социология, социальная психология: «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает» (Р. Музиль). 29.4 Политология: «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт). 29.5 Правоведение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин). 1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание: 1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д. 1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается. 2. Структура мини-сочинения: 2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом. 2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы: 2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла). 2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл). 2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы: 2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться: — из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб; — из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.; — из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники. 2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов. 3. При написании мини-сочинения, важно помнить: 3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости. 3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы). 3.3. Необходимо избегать обыденного языка. 3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии. 3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
|