расписание богослужений в храме параскевы пятницы в северном бутово
Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове
Русская Православная Церковь • Московский Патриархат • Московская епархия • Юго-западное викариатство • Параскево-Пятницкое благочиние
о храме
История храма святой великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове (Сев. Бутово, Москва)
В ХVI в. в с. Киово — Качалово был поставлен деревянный храм во имя «великомученицы Парасковеи, нареченныя Пятницы», уничтоженный во время польско — литовского нашествия. В 1692г. на месте деревянного началось строительство каменного храма с пристройкой – приделом Рождества Пресвятой Богородицы.
Освящение нового храма состоялось в 1694 г. К началу ХХ в. храм обветшал, и в 1901г. был утвержден план его реконструкции (арх. И.Благовещенский). Храм значительно расширили, надстроили на один ярус колокольню. Освящение его состоялось в 1904г. В конце 1930-х гг. храм был закрыт, иконы, богослужебные сосуды, книги, облачения были вывезены и утрачены. Здание стали использовать в производственных целях. В середине 80-х здание пришло в полную негодность.
В 1990г. храм был возвращен Церкви, с осени этого же года в полуразрушенном храме начались первые богослужения. В 1998г. здание было восстановлено. Освящение состоялось на престольный праздник 10 ноября 1998г. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Главный престол освящен в честь святой великомученицы Параскевы,
Придел – в честь Рождества Пресвятой Богородицы,
Приставной престол освящен в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове, главный престол
придел Рождества пресвятой Богородицы
Расписание богослужений в храме параскевы пятницы в северном бутово
8:00 – Литургия, панихида
8:00 – Литургия, панихида
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
7:00 – Литургия, панихида
10:00 – Литургия, панихида
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
17:00 – Заупокойное всенощное бдение
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
7:00 – Литургия, панихида
10:00 – Литургия, панихида
17:00 – Всенощное бдение
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
7:00 – Литургия, панихида
10:00 – Литургия, панихида
8:00 – Литургия, панихида
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
Великомученицы Параскевы Пятницы ( Иконийской )
8:00 – Литургия, крестный ход
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
8:00 – Литургия, панихида
17:00 – Всенощное бдение
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
7:00 – Литургия, панихида
10:00 – Литургия, панихида
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
8:00 – Литургия, панихида
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
Свт . Тихона, патриарха Московского и всея России.
8:00 – Литургия, панихида
8:00 – Литургия, панихида
8:00 – Литургия, панихида
17:00 – Всенощное бдение
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
7:00 – Литургия, панихида
10:00 – Литургия, панихида
8:00 – Литургия, панихида
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
9:30 – Молебен во время губительного поветрия
8:00 – Литургия, панихида
8:00 – Литургия, панихида
17:00 – Всенощное бдение
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Начало Рождественского поста.
7:00 – Литургия, панихида
10:00 – Литургия, панихида
Апостола и евангелиста Матфея.
8:00 – Литургия, панихида
Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове
Русская Православная Церковь • Московский Патриархат • Московская епархия • Юго-западное викариатство • Параскево-Пятницкое благочиние
#наш_храм_открыт_3.1
Дорогие братья и сёстры!
В настоящее время храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове открыт для посещения прихожанами в штатном режиме.
В соответствии с правилами Мэра города Москвы С.С. Собянина и во исполнение Циркулярного письма от 30 октября 2020 года порядок функционирования нашего храма следующий:
• Храм открыт ежедневно с 8 до 19 часов утра;
• Вход в храм осуществляется строго в масках и соблюдением социальной дистанции;
• Собираясь на богослужение, лучше заблаговременно подать записки через наш сайт (раздел ЗАПИСКИ ОНЛАЙН);
• На время введенных ограничений осуществляется чин общей исповеди во время каждой Литургии;
• Создана информационная группа в WhatsApp, в которой выкладывается актуальная информация о деятельности храма, а также ответы на часто задаваемые вопросы. Для вступления в группу присылайте сообщение «Пятница» на номер — +7 (909) 935-03-34;
• Создан аккаунт в инстаграм hram_paraskeva_msk.
Несмотря на сложные времена требуется продолжать работы по сохранению здания храма и храмовых построек. Вы можете поддержать наш храм, перечислив пожертвование на карту Сбербанка казначея 2202 2009 7416 5456 (получатель Марина Борисовна Ж.). При перечислении средств просим указать в назначении платежа:
Пожертвование для храма Параскевы Пятницы.
Читать далее →
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
«Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет вашей жизни»
(Преп. Никон Оптинский).
Приглашаем всех желающих изучать Евангелие и строить свою жизнь в соответствии с ним.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7:7-8).
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
КАК ЖИТЬ СЕГОДНЯ?
«Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь – там Бог, там радость и спасение. А вражда и зависть от дьявола. Спасайтесь».
Из завещания игумена Никона (Воробьева)
Игумен Никон (Воробьев)
Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы продолжает публикацию серии очерков на тему «Как жить сегодня?».
В октябре мы предлагаем вашему вниманию отрывки из писем подвижника Православия XX века игумена Никона (Воробьева).
«Не бойтесь будущего. С нами Бог сегодня, завтра и во веки. Бойтесь только оскорбить Его каким-нибудь грехом. Если по немощи впадем во что-либо неладное – покаемся, и Господь простит нас. Не нужно только сознательно выбирать зло, оправдывать себя, роптать на Бога.
Не бойтесь ничего. Дерзайте, возложите на Господа все ваши скорби, недоумения, опасения, обиды. Он хочет и знает, как освободить Вас от них, когда это будет полезно вам.
Не верьте себе и людям. Верьте Слову Божию, Евангелию. Жизнью, опытом изучайте Евангелие. Жизнь во Христе даст вам такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, — что жизнь мирских людей покажется ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мелких дрязг, неприятностей, а часто и великих скорбей.
Да хранит вас Господь и благословит!» [1].
Литература:
1. Игумен Никон (Воробьев). Духовный Азбуковник. Путь ко спасению – покаяние. Издательство «Новое Небо». М 2017. Стр.71
Все изображения взяты из открытых источников
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСТВА»
«ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ»
14 октября Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это чудесное явление Божией Матери произошло в 910 году во Влахернской церкви Константинополя, где хранилась риза Пречистой Девы Марии.
Во время Всенощного бдения блаженный Андрей увидел в храме идущую по воздуху Богородицу, в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, ангелов и святых. Пресвятая Дева долго со слезами молилась за христиан, а потом сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. При этом чудесном событии покров Божией Матери сиял, как огненная стихия.
Описанные чудесные события имели место быть, согласно общепринятым датировкам, скорее всего, в 910 году при императоре Византии Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами, и Константинополю угрожала опасность.
Покров Пресвятой Богородицы…
Что он значит для нас с вами – христиан, живущих в ХХI веке?
Мы совершим большую ошибку, если в день этого праздника будем только вспоминать те события, произошедшие в Константинополе во Влахернской церкви. Ведь Священная история обладает удивительным свойством – она имеет свое продолжение во времени. И те события: молитвы Пречистой Девы о христианах, защита их под Своим Покровом – все это действительно произошло тогда в 910 году в далекой Византии, но все это происходит и сейчас с нами в современном нам мире.
Именно сейчас Пресвятая Богородица молится о нас, именно сейчас защищает и берет под Свой Покров каждого верующего и стремящегося ко Христу человека.
И именно сейчас мы хотим поговорить об одном качестве, которого нам всем так не хватает. Мы хотим поговорить о БЛАГОДАРНОСТИ.
Наша с вами жизнь зачастую погружена в суету. Мы суетимся, ропщем, мы постоянно чем-то или кем-то недовольны. Мы разучились благодарить людей за их доброе отношение к нам, мы забываем благодарить Бога, за все, что Он делает для нас.
Поэтому в этот праздник Покрова Пресвятой Богородицы, давайте вспомним о благодарности и начнем учиться благодарить окружающих нас людей, за все, даже за самые незначительные вещи: улыбку, открытую дверь при входе в метро, доброе слово…
Давайте начнем учиться благодарить Христа, за сам факт нашего бытия и открытую для всех возможность СПАСЕНИЯ.
Давайте начнем искренно благодарить Пресвятую Богородицу за тот Покров, который Она распростерла над нами.
Вот, что писал благодарности подвижник XX века игумен Никон (Воробьев):
Игумен Никон (Воробьев)
«Еще советую: благодари Господа за все в жизни; ибо, и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения.
Положите себе за правило ежедневно три раза в день поблагодарить Господа за всю Его любовь и промышление о всем роде человеческом и лично о вас» [1].
Литература:
1. Игумен Никон (Воробьев). О началах жизни. М. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 2014. С. 64.
Все изображения взяты из открытых источников.
Подготовка церковных специалистов единого профиля в сфере приходского просвещения
Школа православного миссионера
Дорогие братья и сёстры!
Продолжается набор студентов в Школу православного миссионера при Синодальном Миссионерском отделе на 2021-2022 учебный год.
Школа православного миссионера ждёт всех желающих изучать Священное Писание и догматику, религиоведение и апологетику, литургику и историю православной миссии, подготовить себя к практике на приходах и в миссионерских станах, принимать деятельное участие в миссионерских проектах.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА
«В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ СВЕРШЕНИЙ»
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20).
6 октября Русская Православная Церковь отмечает
ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА.
Миссионерское служение – это прямое продолжение слов Христа о необходимости идти к людям и учить их Евангельским истинам. Это прямое продолжение апостольского служения.
Что дает силы людям, забыв во многом о себе, о своем комфорте, о престижной работе, о свободном времени и отдыхе, часто подвергая cвою жизнь опасности, посвятить себя служению людям и Христу?
Посвятить свою жизнь людям, часто не желающим слышать и слушать?
Людям, часто только на смертном одре, вспоминающим, что наша жизнь не ограничивается такими привычными житейскими радостями и проблемами…
Людям, жестоким, неблагодарным, но таким обездоленным, ибо жизнь их лишена главного – радости быть с Христом.
Силы эти дает Сам Христос:
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и проносили плод…» (Ин. 15:16).
Отмечая День Православного Миссионера, мы хотим рассказать вам о российских миссионерах, начав свой рассказ с самых истоков Православной веры на Руси.
АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Апостол Андрей Первозванный
Историю духовного просвещения Руси естественно начинать со святого апостола Андрея Первозванного. Согласно «Повести временных лет», апостол поднялся вверх по Днепру до места, где потом будет стоять Киев, и водрузил Крест на Киевских холмах:
«И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много Церквей».
Также вполне достоверным фактом можно считать проповедь апостола Андрея Первозванного в Северном Причерноморье. В Феодосии сохранилось место, где по преданию проповедовал апостол Андрей. Сейчас на этом месте находится православный храм.
Феодосия. Храм Иверской иконы Божией Матери. Место, где по преданию, проповедовал апостол Андрей Первозванный
СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Святая равноапостольная княгиня Ольга
С именем этой удивительной женщины связано дальнейшее распространение Христианства на Руси. Сейчас сложно сказать, что именно подтолкнуло княгиню, воспитанную в жестокости языческих традиций и ценностей, к принятию Христианства. Может быть, ужасы язычества заставили ее пересмотреть свои жизненные ориентиры. А ведь Ольга до приятия Христианства жила и действовала по правилам языческого миропонимания. Достаточно вспомнить страшную казнь, которой она подвергла древлян за жуткую кончину своего мужа, князя Игоря в 944 году.
Но, так или иначе, после сложной духовной борьбы, княгиня Ольга около 957 года в Константинополе принимает Христианство и, вернувшись на Русь, святая княгиня сама обходит русские земли, проповедуя Евангелие, сокрушает языческие идолы, ставит Кресты.
СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
Святой равноапостольный князь Владимир
Именно при князе Владимире в 988 году произошло величайшее событие, навсегда определившее духовный и исторический путь нашего народа – Крещение Руси.
Сам святой князь до своего Крещения прошел тяжелейший путь в поисках Истины, путь Духовного преображения от дикого язычника до святого проповедника Евангелия. Согласно житию великого князя, после своего Крещения, он сам много ездил по стране с христианской проповедью, призывая людей к принятию Христианства.
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ БОРИС И ГЛЕБ
Святые мученики Борис и Глеб
Братья – мученики Борис и Глеб первыми из русских людей были причислены к лику святых Их канонизация состоялась в Константинополе в 1072 году.
Это означало, что Русь приняла Христианство не формально, но глубоко и искренно всем сердцем.
Преподобный Кукша – монах Киево-Печерской Лавры. Б ыл послан для проповеди Евангелия к славянским племенам вятичей и радимичей, которые жили в бассейне реки Оки и долго упорствовали принятию Христианства. Только в середине XII они смогли уверовать во Христа.
Преп. Кукша проповедовал среди этих языческих племен, крестил, совершил много чудес. Но был схвачен язычниками и после долгих мучений вместе со своим учеником Никоном был обезглавлен.
СВ. АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ
Св. Авраамий Смоленский
В регионе вокруг Смоленска жили племена кривичей. Преподобный Нестор – летописец сообщает, что они еще в конце XI века не знали Христианства и жили по языческим законам. Во второй половине XII века их просвещение и волна Крещений была связана с Евангельской проповедью св. Авраамия Смоленского.
СВТ. ЛЕОНТИЙ, ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ
Свт. Леонтий епископ Ростовский
Еще позже приняли Христианство племена, жившие на севере и северо-востоке Руси, в том числе финно-угорские. Среди них очень большое влияние имели волхвы, которые возглавили движение против распространения Христианства в этом регионе. Именно там проповедовал, не смотря на опасность и трудности, епископ Ростовский Леонтий. Но жизнь и этого подвижника Православия закончилась трагически – около 1072 года во время народных волнений он был убит. Его приемник, монах Киево-Печерского монастыря епископ Исайя, продолжил миссионерскую деятельность в Ростово-Суздальской земле.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ
Преп. Сергий Радонежский
Истинное духовное возрождение после ужасов и нравственного одичания русского народа вследствие татаро-монгольского ига, после трагедий междоусобных войн русских князей, связано с именем великого российского святого преподобного Сергия Радонежского.
Именно Вера во Христа, именно Русская Православная Церковь стала той цементирующей силой, которая не дала распасться Русскому государству, сохранила русский народ, как единый сильный и самобытный этнос во времена татаро-монгольского завоевания.
Преподобный Сергий Радонежский и его святые ученики покрыли север Руси словно «духовной сетью», основывая монастыри, проповедуя Христа, просвещая народ, воспитывая новые поколения святых и подвижников Православия.
Вот только некоторые монастыри, основанные в те нелегкие времена: Симонов монастырь – за Москвой рекой, Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове, Богородице-Рождественский Бобренев монастырь и Богоявленский Голутвин монастырь в Коломне, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, недалеко от Дмитрова были основаны: Успенский Дубенский монастырь на Стромыни и Успенский Дубенский монастырь на Острову, Борисоглебский монастырь рядом с Ростовом Великим.
Вологодский край просвещали ученики преподобного Сергия – Павел и Сильвестр Обнорские, Сергий Нуромский, Стефан Махрищский. Со своими учениками Григорием и Касьяном он организовал Авнежский Троице-Сергиев Монастырь.
Духовным наставником большой группы северный монастырей стал ученик и друг преподобного Сергия Радонежского – Кирилл Белозерский.
Св. Кирилл Белозерский
Он основал монастырь на берегу Белого озера, на месте, которое указала ему Богородица. Ученики св. Кирилла Белозерского в свою очередь тоже основывали монастыри. Сам же Белозерский монастырь стал духовным центром севера Руси.
СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
Свт. Стефан Пермский
Великим просветителем Пермского края стал свт. Стефан Пермский, посвятивший всю свою жизнь проповеди Евангелия среди языческих племен народа зырян. Претерпев страх, угрозы, голод и холод, муки одиночества, святитель нес Евангельские истины людям. Он создает азбуку зырянского языка, переводит на их язык тексты Священного Писания, строит школы, в которых учит детей и взрослых, воздвигает храмы, в которых красота Христианского Богослужения открывает Истину Веры народу зырян. Святитель обучает их многим ремеслам, предварительно освоив их сам, лечит от болезней, воспитывает помощников среди местного населения. Вся его жизнь была манифестом Любви к Богу, а значит и к людям.
Второй наш очерк будет посвящен Миссионерскому Служению в России со времен царя Ивана Грозного до наших дней.
Литература:
— В.И. Петрушко. История Русской Церкви. М. Издательство ПСТГУ.2016. С. 12-13;
— А.Б. Ефимов. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. Издательство ПСТГУ. 2007. С.48-50, 55-56, 62-66;
— Ю.Г. Малков. Русь Святая. Очерк по истории Православия в России. М. Правило Веры. 2002. С.22-23.
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
В ВОСКРЕСЕНЬЕ 10 ОКТЯБРЯ В 19.00 в ХРАМЕ ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ СОСТОЯТСЯ ОЧЕРЕДНЫЕ
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ИЗУЧАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ И СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ.
ТЕМА:
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 7:6
«НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ И НЕ БРОСАЙТЕ ЖЕМЧУГА ВАШЕГО ПЕРЕД СВИНЬЯМИ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПОПРАЛИ ЕГО НОГАМИ СВОИМИ И, ОБРАТИВШИСЬ, НЕ РАСТЕРЗАЛИ ВАС».
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК №44
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
27 сентября Русская Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Согласно преданию, этот праздник установлен в честь событий, имевших место при правлении епископа Иерусалима Макария, в память обретения императрицей Еленой – матерью императора Константина Великого – в 326 году Креста Господня.
Как повествует предание, императрица Елена прибыла в Палестину и, в результате раскопок, была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от нее были обнаружены три креста.
Перед епископом Макарием и императрицей встала задача: как определить, который из трех крестов является Крестом, на котором был распят Христос?
И только после чудесного исцеления больной женщины, на которую поочередно возлагали кресты, был определен Крест Господень. По другому преданию, от соприкосновения с Крестом Господа, воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.
Но, так или иначе, Крест, на котором распяли Иисуса Христа, был найден.
В этот день – 27 сентября – мы вспоминаем еще одно событие, связанное с Крестом Господним – возвращение Креста из Персии после 14-летнего пленения обратно в Иерусалим.
В VII веке персидский царь Хосров II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в том числе, увез Крест Иисуса Христа. Крест пробыл в Персии 14 лет, но был возвращен в Иерусалим при императоре Византии Ираклии.
КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ
СЛАВА, ГОСПОДИ, КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ!
Литература:
1. Игумен Никон (воробьев). О началах жизни. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М. 2014. С.345;
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИИ»
«История – это фонарь в будущее,
который светит нам из прошлого».
В.О. Ключевский
«БИТВА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»
Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы продолжает публикацию серии очерков о великих датах в истории нашей страны.
В сентябре мы хотим посвятить наш исторический очерк Куликовской битве, которая состоялась 8 (21) сентября 1380 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, когда русские войска перешли Дон и остановились у устья реки Непрядвы.
Во времена правления святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского (годы правления 1362 по 1389) наступает перелом исторической ситуации в Северо-Восточной Руси.
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
После долгих лет страха, крови и вынужденного подчинения татаро-монгольским завоевателям, наступает взлет и укрепление национального самосознания русского народа, благодаря таким выдающимся личностям, как святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, который воспитал целую когорту учеников и единомышленников.
Именно они – ученики преподобного Сергия покрывают Северную Русь «духовной сетью» — основывают новые монастыри, воспитывают монахов и подвижников, проливают свет на измученные страхом души русских людей, дают им надежду и веру.
Святой благоверный князь Александр Невский
Святой преподобный Сергий Радонежский
В русском народе пробуждается стремление к государственному единству, которое воспринимается, как залог освобождения от ненавистного ига. В этой связи укрепляется политическое и экономическое влияние Москвы, что делает возможным серьезное противостояние Орде.
Своеобразным прологом к Куликовской битве послужило сражение на реке Воже, где в 1378 году князь Дмитрий Донской вместе с князем Пронским Даниилом наголову разбили татарский отряд Бегича.
Вот, как об этом событии пишет летопись:
«Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули».
В отместку за это поражение Мамай к осени 1380 года собрал огромное войско и двинулся на Русь.
Как говорит летопись, получив эти тревожные вести, князь Дмитрий Донской сказал:
«Пойдем против окаянного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца Мамая, за правую веру христианскую, за святые церкви и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».
Как говорит житие преподобного Сергия Радонежского, князь Дмитрий Донской приходил к преподобному за благословением на ратные подвиги.
«Подобает тебе, господин,- наставлял преподобный Сергий Радонежский Дмитрия Донского,- заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Пойди против безбожных, и с Божией помощью победишь, и здрав в свое отечество с великою славою возвратишься».
Вместе с напутствием, по просьбе князя, преподобный Сергий дает ему двух своих монахов, опытных в воинском деле – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Именно поединок Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея положил начало битве на поле Куликовом.
Поединок А. Пересвета с Челубеем
Согласно Преданию, князь Дмитрий Донской получил еще одно, укрепившее его дух, свидетельство правильности избранного им пути. Неподалеку от Москвы, по дороге в Коломну, была «обретена на древе» икона святителя Николая. Князь дал обет по возвращении построить здесь новую обитель. Сейчас это – московский Николо-Угрешский монастырь.
Николо-Угрешский монастырь. Москва
8 (21) сентября в день Праздника Рождества Пресвятой Богородицы русские войска перешли Дон и остановились у устья реки Непрядвы.
Битва на поле Куликовом была страшная. Как пишет летописец:
«Страшно, братья, зреть, и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие, как морское пространство, а трупов человеческих – как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли».
После победы на поле Куликовом, великий князь Дмитрий Донской возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, вознося благодарение Богу и поминая погибших.
С тех пор на Руси было установлено совершать в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, особое ежегодное поминовение павших на Куликовом поле воинов.
Литература:
Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. Издательство «Правило веры». М. 2002. С.120-125.
Все изображения взяты из открытых источников.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСТВА»
«РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ»
21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Все события, описанные в Священном Писании обладают удивительным свойством – они раздвигают рамки привычного нам материального мира и выводят нас в Мир Духовный. Каждое слово Священного Писания имеет непосредственное отношение к нашей жизни.
Мы празднуем Рождество Пречистой Девы, которая стала живым Храмом, вместившим с себя Бога и Спасителя мира!
Через Пресвятую Богородицу в мир приходит Христос, чтобы спасти каждого из нас.
И события этого праздника еще и еще раз напоминают нам об истинном смысле нашей жизни, о настоящем предназначении человека. Ведь все мы призваны к совершенству:
«ТАК БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕНЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ» (Мф. 5:48).
И мы с вами призваны к святости:
«ИТАК ВЫ УЖЕ НЕ ЧУЖИЕ И НЕ ПРИШЕЛЬЦЫ, НО СОГРАЖДАНЕ СВЯТЫМ И СВОИ БОГУ» (Ап. Павел. Послание к Ефесянам 2:19).
И мы должны стать храмом, в который во время Святого Причастия входит Господь. Об этом нам говорит апостол Павел:
«НЕ ЗНАЕТЕ ЛИ, ЧТО ТЕЛА ВАШИ СУТЬ ХРАМ ЖИВУЩЕГО В ВАС СВЯТАГО ДУХА, КОТОРОГО ИМЕЕТЕ ВЫ ОТ БОГА» (1 Кор. 6:19).
И наше сердце должно, не больше и не меньше, стать местом, где находится Царство Небесное:
«ИБО ВОТ, ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУТРЬ ВАС ЕСТЬ» (Лк. 17:21).
Что же означают эти слова?
Как узнать, что наше сердце вмещает в себя Царство Божие?
Ответ нам дает апостол Павел, по каким признакам можно это определить:
«ИБО ЦАРСТВО БОЖИЕ НЕ ПИЩА, НЕ ПИТИЕ, НО ПРАВЕДНОСТЬ И МИР, И РАДОСТЬ ВО СВЯТОМ ДУХЕ» (Рим. 14:17).
В этот Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, давайте заглянем в свои сердца!
Мир, радость, любовь и покой или гнев, раздражение, осуждение, зависть…
«ИБО ИЗ СЕРДЦА ИСХОДЯТ ЗЛЫЕ ПОМЫСЛЫ, УБИЙСТВА, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ, ЛЮБОДЕЯНИЯ, КРАЖИ, ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА, ХУЛЕНИЯ – ЭТО ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА» (Мф. 15:19).
Есть над чем задуматься и к чему стремиться…
Все изображения взяты из открытых источников.