рельефы собора парижской богоматери
Рельефы собора парижской богоматери
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тайны Нотр Дам де Пари
Пропорции фасада совершенны и соответствуют принципам золотого сечения. Было ли это следствием творческого чутья его авторов или результатом применения секретов, привезенных тамплиерами из дальних стран, как считают некоторые, точно неизвестно.
Нотр Дам воспет Виктором Гюго, он описал фасад церкви так, как умеет делать большой писатель, поэтическим языком, но наполненным смысловым содержанием.
«. вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность.»
Гюго сожалеет о том, что собор утратил за столетия: «Ныне в его фасаде недостает трех важных частей: прежде всего крыльца с одиннадцатью ступенями, приподнимавшего его над землей; затем нижнего ряда статуй, занимавших ниши трех порталов; и, наконец, верхнего ряда изваяний, некогда украшавших галерею первого яруса и изображавших двадцать восемь древних королей Франции, начиная с Хильдеберта и кончая Филиппом-Августом, с державою в руке.»
Гюго ошибался, это были короли Израиля и Иудеи, ветхозаветные короли, эта распространенная ошибка стоила королям головы, по приказу Робеспьера в 1793 году во время революции статуи были обезглавлены подобно королю и королеве, закончившим свою жизнь на гильотине.
Древних королей на самом деле гораздо меньше, число 28 привязывают к количеству дней в лунном календаре, оно символично.
Мистика связывается сейчас с готикой более, чем с каким-либо другим стилем. Этому способствует сложный мир готической символики, не вполне понятный современному человеку.
Начиная с XVII века различные исследователи – Гобино де Монлюизан и Камбриэль – и уже в нашем веке – Фулканелли и Амбелен пытались раскрыть тайный смысл символики готической архитектуры. Фулканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов», уже стал авторитетом в этой области. Книга вышла в 1926 году и до сих пор популярна. Сам Фулканелли был загадочной личностью, осталось неизвестным и его подлинное имя и год смерти, даже были версии, что под псевдонимом Фулканелли работало трое писателей.
Фулканелли увидел немало алхимических символов в скульптурных образах собора Нотр-Дам. Барельефы на фасаде большого портала, который называется порталом Страшного суда, по Фулканелли представляют серию аллегорических изображений средневекового знания. Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается облаков. Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр – символ монарха, а правой поддерживает книги: закрытую (эзотеризм) и открытую (экзотеризм). Лестница с девятью ступенями зажата между ее коленями и опирается на грудь. Это – scalа philosophorum, символ терпения, которым должен обладать алхимик во время девяти последовательных операций герметического делания.
На уровне галереи Девы появились статуи Адама и Евы, которых раньше не было.
Исследователи считают, что там изначально стояла только фигура Богоматери.
Методы Виолле ле Дюка приводили в ужас многих ему современных ученых. В наше время перед собором были бы уже демонстрации защитников архитектурного наследия.
Кстати, в 1977 году во время строительных работ на улице Шоссе д,Антен были найдены обломки уничтоженных статуй, в том числе – головы царей. Выяснилось, что остатки статуй во время Французской революции купил один монархист под предлогом того, что он хочет использовать их в качестве фундамента для своего дома. Каменные короли были торжественно захоронены, а фундамент возводился над ними. Теперь ими можно полюбоваться в музее Клюни.
Слева и справа можно увидеть изображение десяти дев разумных и неразумных, этот сюжет из Евангелия от Матфея был достаточно популярен. Девы тоже воссозданы в 19 веке.
Тимпан с рельефным изображением Страшного суда разделен по горизонтали на три части. В верхней — фигура Христа в окружении Богоматери, св. Иоанна и ангелов. Христос поднял руки, демонстрируя свои раны, а ангелы по бокам держат крест, копье и гвозди от креста.
Далее две коленопреклоненные фигуры Марии и Иоанна, которые молятся за человечество.
Внизу — изображения душ: с одной стороны — избранники, заслуживающие спасения, возносятся на небо, с другой — проклятые; их, закованных в цепи, влекут в ад, к последнему возмездию. Непосредственно над большими фигурами апостолов на правой стороне несут они адские муки. Если приглядеться, то можно заметить разницу в цвете камня, по которой можно определить подлинную скульптуру справа и восстановленную слева, более светлую.
Черти выглядят согласно средневековой традиции : с широким ртом, приплюснутым носом, низким остроугольным лбом, ослиным хвостом.
В самой нижней части — сюжет Воскресения. Среди восставших из могил есть и король, и папа, воины, женщины, там даже есть один африканец, что говорит о том, что никто не избегнет Страшного суда. Выше над фигурами стоит Архангел Михаил с весами, на которых он взвешивает души умерших.
Большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu) считается самым знаменитым творением французского скульптора Жоффруа-Дешома (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).
Cтоит еще упомянуть про знаменитые двери собора, которые располагаются за спиной Иисуса. Их красота породила легенду, частую в средневековье, когда всё непостижимо удивительное для возможностей человека приписывалось сделке с дъяволом. Створки дверей украшены замечательным узором из кованого железа, которые выполнил кузнец по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, он очень испугался. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда каноник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья. Однако, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой. Никто не знает, как выполнен этот кованый рисунок, литьем или ковкой, кузнец скоре стал чахнуть и унес свой секрет в могилу.
Правый портал, называемый порталом св. Анны, построен между 1160 и 1170 годами. На нем — рельефные изображения XII–XIII века; на пилястре — статуя св. Марселя, парижского епископа V века.
На тимпане — Богородица в окружении ангелов, по сторонам ее — изображения епископа Мориса де Сюлли и короля Людовика VII. Изображение представителей духовной и светской власти: епископа — стоящим, короля — коленопреклоненным, подчеркивает превосходство «града небесного» над «градом земным».
Сын бедной сборщицы хвороста из Сюлли-на-Луаре, человек безвестного происхождения, Морис де Сюлли был человеком очень набожным и вел подлинно христианскую жизнь. Благодаря этим качествам в 1160 году он был избран епископом Парижа, 74-м по счету, и оставался на этом посту в течение 36 лет. Именно он начал строительство нового храма Богородицы на месте старой базилики.
Третий — левый — портал, называемый порталом св. Девы, — возможно, самый красивый из трех по великолепию скульптур.
Высокие стрельчатые тимпаны готических храмов Франции заполнялись большими рельефами. Над главным входом помещали обычно изображение «Страшного суда», над порталом Богоматери — «Успение и коронование», над порталами, посвященными святым, изображали эпизоды из их истории. Ранним примером готического рельефа является скульптура тимпана собора Парижской Богоматери «Успение и коронование Марии» (1210–1220).
У собора еще много тайн, разгаданных и неразгаданных. Сложно судить, хранит ли он тайны эзотерических знаний, но он несомненно хранит тайны многих мастеров, которые создавали его.
Рельефы собора парижской богоматери
Всеобщая история искусств
Искусство Византии, Армении, Грузии, южных Славян древней Руси, Украины и Белоруссии
Истоки Византийского искусства; искусство Италии, Греции, Передней Азии и Египта в 4-5 веках
Византийское искусство 6 века
Византийское искусство 7-8 веков
Византийское искусство 13-15 веков
Искусство Армении и Грузии
Искусство южных славян
Искусство Сербии и Македонии
Искусство Древней Руси, Украины и Белоруссии
Искусство Древней Руси
Искусство Киевской Руси
Искусство периода феодальной раздробленности 12-13 веков
Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 веках
Русское искусство во второй половине 15 и в 16 веке
Русское искусство 17 века
Украинское искусство 14-17 веков
Искусство Белоруссии 14-17 веков
Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании
Искусство ирландцев и англосаксов, искусство Скандинавского полуострова
Франкское искусство в период Меровингов
Искусство периода Каролингов
Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись, прикладное искусство.
Искусство Южной Италии
Скульптура и живопись
Искусство Скандинавских стран и Финляндии
Всеобщая история искусств
От редакционной коллегии
Государственное издательство ИСКУССТВО Москва 1960 ВИИ том второй книга первая под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств
Второй том «Всеобщей истории искусств», посвященный искусству средних веков, ввиду обилия материала разделен на две книги. Настоящая, первая книга содержит главы по искусству Византии, Армении и Грузии, южных славян, искусству Древней Руси, Украины и Белоруссии, искусству Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов, романскому и готическому искусству Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Англии, Испании, Португалии, Италии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Скандинавских стран и Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы.
Во второй книге второго тома найдет освещение искусство эпохи феодализма на Арабском Востоке, в Азербайджане, Иране, Средней Азии, Афганистане, Турции, Индии, на Цейлоне, в Индонезии, Камбодже, Бирме, Лаосе, Вьетнаме, Таиланде, Непале, Китае, Корее, Монголии, Японии, а также искусство Центральной и Южной Африки, Австралии, Океании и Древней Америки.
В каждой из книг второго тома «Всеобщей истории искусств» текст сопровождается цветными воспроизведениями, 400—450 тоновыми репродукциями с памятников средневекового искусства, а также картами, планами и чертежами.
Авторами глав первой книги второго тома являются:
Введение к искусству средневековья — Ю. Д. Колпинский и Б. В. Веймарн.
Искусство Византии — В. М. Полевой.
Искусство Армении и Грузии — В. В. Шлеев.
Искусство южных славян — А. В. Банк.
Искусство Древней Руси — О. И. Сопоцинский.
Искусство Украины 14—17 вв.—Л. П. Калиниченко и Ф. С. Уманцев.
Искусство Белоруссии 14—17 вв.— М. С. Кацер и В. М. Макаревич.
Искусство Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов и образования «варварских» королевств — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейн-гардт.
Введение к искусству народов Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма — А. А. Губер, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Франции — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Германии — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Нидерландов — Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Англии — М. В. Доброклонский, Е. В. Норина, Е. И. Ротенберг.
Искусство Испании — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Португалии — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Италии — А. А. Губер, В. А. Лебедев.
Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.
Искусство Польши — В. М. Полевой.
Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.
Искусство Румынии — Г. Опреску (Румынская Народная Республика).
Искусство Скандинавских стран и Финляндии — Е. И. Ротенберг.
Искусство Латвии — М. Л. Иванов.
Искусство Эстонии — И. П. Соломыкова.
Искусство Литвы — Ю. М. Юргинис.
Авторские материалы по миниатюре и прикладному искусству для ряда глав предоставили Е. В. Норина и Г. В. Ганевская.
О чем рассказывает фасад готического собора
Почему средневековый собор можно читать как книгу
Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энциклопедия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изображения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по инициативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации. привычные представления о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым расшифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.
Четыре стены и их значение
Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.
Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.
Статуи
Собор Парижской Богоматери – каким был уникальных храм до пожара
Собор Парижской Богоматери в Париже
Собор Парижской Богоматери – католический храм в центре Парижа, кафедральный собор архиепархии Парижа, расположен в восточной части острова Сити на месте первой христианской церкви – базилики святого Стефана. Место, на котором построен собор, считалось священным со времен появления здесь первых поселенцев.
Notre-Dame de Paris – известнейший памятник архитектуры в мире, воспетый в искусстве. Каждый год посмотреть на устремленный вверх готический силуэт собора, украшенного живописными витражами, приезжают 13-14 миллионов туристов.
Notre-Dame de Paris через века
Собор Парижской Богоматери, заложенный в 1163 году епископом Парижа, Морисом де Сюлли, возводили 180 лет, до 1345 года. Проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало воздвигнуть прекрасный органичный ансамбль. Основные создатели собора – архитекторы Пьер де Монтрей и Жан де Шель.
Во времена царствования Людовика VII, когда закладывались основы здания, смешение популярного в то время готического стиля с романским создало уникальный облик собора, неразрывно связанного с историей Франции. Здесь возносили молитвы к Богу рыцари, отправляясь в Крестовые походы, здесь короновались и сочетались браком правители Франции, здесь праздновали победу над Гитлером.
Собор, превращенный в продовольственный склад, от полного разрушения уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». История любви безобразного горбуна Квазимодо к красавице цыганке Эсмеральде, развернувшаяся на фоне таинственных шпилей, привлекла внимание публики к ценности древнего здания.
Собор реконструировали по всем правилам старинных технологий. За 25 лет реставрации восстановили фасады и внутреннее убранство, на крышу установили шпиль высотой 95 метров. С тех пор парижане трепетно относились к святыне, так что храм практически не пострадал во время двух Мировых войн. Очередная реставрация, проведенная в конце XX века, очистила здание от городской пыли, песчанику, из которого сложен фасад, придали первоначальный золотистый оттенок.
Симфония в камне
Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.
Внешний облик собора
Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.
Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:
В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.
Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.
Крыша со шпилем и статуями
Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.
Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.
Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».
Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.
Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.
Колокола
Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.
Интерьер собора
Особенность внутреннего устройства собора Парижской Богоматери – внутренние поддерживающие стены заменены многогранными колоннами с арками.
Концепция оформления
На стенах храма нет росписей и икон, но он полон света, проникающего через огромные окна, украшенные витражами с библейскими сценами. Единственный источник света в соборе – многочисленные витражи больших высоких стрельчатых окон, которых в храме насчитывается 110.
Средневековое стекло, массивное и неровное, с пузырьками воздуха и случайными вкраплениями. Витражисты храма умело использовали «дефекты» для отражения, сверкания, теней и отблесков, мерцания и варьирования оттенков и вспышек света.
Причудливая игра света на сводах центрального нефа зрительно увеличивают его объем, хотя здесь свободно может уместиться 10-этажный дом. Неудивительно, ведь по задумке создателей, собор должен был вмещать все население Парижа, которого в то время насчитывалось 10 000 человек.
Алтарь
Продуманная система освещения, при которой ярче высвечивается алтарь, расположенный в середине центрального нефа, создает здесь особую, мистическую атмосферу. По обеим сторонам от него – алтарная преграда, на которой в скульптурном исполнении запечатлены сцены из Евангелия. Алтарная преграда охватывает 14 сцен из Библии, рассказывая о рождении и жизни Иисуса Христа.
Сюжетная линия – непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее – убиение невинных младенцев и бегство в Египет.
Выбраны такие сцены: встреча Младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, Крещение и свадьба в Канне, вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам.
По бокам главного алтаря – фигуры четырех библейских пророков: Исайи, Иеремии, Иезикилия, Даниила. Впереди – фигуры 4 евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, символизирующие связь Ветхого и Нового Заветов.
Пьетта – статуя скорбящей матери
За алтарем – скульптурная композиция, статуя скорбящей матери «Пьетта»: Дева Мария, удерживающая на руках мертвого сына, только что снятого с креста. Взгляд Богоматери устремлен на небеса, в нем одновременно скорбь о сыне и надежда на воскресение Христа, обещанное ей свыше.
По обеим сторонам от Девы Марии – изваяния двух монархов: Людовика XIII и Людовика XIV. Необычный ансамбль окружен шестью бронзовыми ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых: терновый венец и гвозди, губку с уксусом, бич и пику, табличку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».
Часовня рыцарей Гроба Господня
В центре собора – Часовня рыцарей Гроба Господня. Здесь, в современном реликварии из красного стекла, лежит сокровище – терновый венец Христа, завернутый в пурпурную мантию. Священный венец – пучок сплетенных терновых веток без шипов, которые в древние времена разобрали по храмам и монастырям, с вплетенными в него веточками ароматического растения зизифуса. Венец заключен в хрустальное кольцо с золотой оправой.
В 1238 году король Людовик IX выкупил венец у римского императора за 135 000 ливров, сумму, равную половине годового бюджета королевства. Людовик лично встречал святыню. Босой, в нательной рубахе, без королевских регалий, он нес венец в Париж лично 40 километров. Для хранения реликвии построили часовню, где венец и хранился 500 лет.
Для поклонения верующим венец торжественно выносят каждую пятницу во время Великого поста и в первую пятницу каждого месяца в 15:00. Демонстрируют реликвию торжественно: по собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей святыни. Венец несут на носилках, обитых бархатом. Здесь же – статуя Богоматери Семи Скорбей, которая держит в руках гвозди и венец, изранившие ноги, руки и голову ее сына.
Часовня пресвятых даров
Рядом с часовней Рыцарей Гроба Господня – Часовня пресвятых даров, посвященная Матери Иисуса Христа. На алтаре часовни, которая увенчана статуей Девы Марии, – Святые Дары: хлеб, ставший Телом Христовым, символизирующим присутствие самого Бога. Люди приходят сюда, чтобы молча созерцать Бога, просто побыть перед ним, мысленно поговорить с ним в тишине и покое, отрешившись от повседневной суеты.
Сокровищница
Храмовая сокровищница находится в небольшом здании – пристройке. Здесь коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь и одежда священников, древние манускрипты. Особая ценность – терновый венец Иисуса Христа и Крест-реликварий, где под стеклом в нижней части –гвоздь, а в верхней – 7 частиц Животворящего Креста.
Коллекция реликвий Собора Парижской Богоматери собирали с начала его возникновения, и к концу XVIII века сокровищница считалась самой великолепной в Европе.
Статуя Парижской Богоматери
Справа от главного алтаря, в глубине храма, – статуя Девы Марии с Младенцем на руках, созданная в XIV веке, – Парижская Богоматерь. Это одно из 37 изображений Девы Марии, представленных в соборе. Оконца под потолком украшены витражами, которые иллюстрируют библейские сюжеты.
От скульптуры исходит голубоватый свет. Огромный букет королевских лилий, постоянно обновляющийся у подножия, источает тонкий изумительный аромат. Все устроено в знак глубочайшего поклонения Богородице.
Трансепт
Трансепт – это поперечный неф в храме, посвященный святым покровительницам Франции: Жанне де Арк и святой Герде, покровительнице младенца Иисуса. Здесь состоялся знаменитый судебный процесс, на котором полностью оправдали Жанну де Арк, к сожалению, уже после смерти.
Окна-розетки
Впечатляют окна-розетки в виде круга с лучами из мрамора. На южном фасаде нефа – огромное витражное окно в форме розы диаметром 13 метров с изображением в центре Иисуса Христа, окруженного апостолами и почитаемыми во Франции святыми и мучениками. 20 ангелов держат в руках венки, свечи и кадильницы.
По левой стороне от алтаря – витражное окно-роза, расположенное на высоте 21 метр диаметром 13 метров. В центре – Дева Мария с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – судьи, пророки, цари и первосвященники. В окне-розе диаметром 10 метров, благодаря игре света видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображение грехов и достоинств людей.
Орган – самый крупный во Франции
В соборе Парижской Богоматери самый крупный во Франции орган. С момента построения собора за прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX веке заменили кабель и компьютеризовали управление. Должность органиста собора Парижской Богоматери – престижнейшая во Франции. Собор – действующий католический храм, в котором постоянно проходят богослужения.
При помощи спецэффектов на огромный экран проецируются молитвы на английском и французском языках. Свои молитвы к Богу верующие возносят под звуки самого большого во Франции органа, в котором 110 регистров и 7400 труб.
Посещение Нотр-Дама
Каждый день порог Нотр-Дама переступают 30-50 тысяч человек. В пятницы Великого поста и первые числа каждого месяца сокровища собора бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Вход в собор бесплатный. Плата взимается за вход на колокольню и сокровищницу.
К услугам посетителей – аудиогид на английском, немецком, французском и португальском, испанском и китайском, японском языках стоимостью 5 евро. Перед фасадом – конная скульптура Карла Великого, позади собора – фонтан Девственницы и сквер.
Здесь тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают прохожие. Венчает тишину и спокойствие собор Парижской Богоматери – место невероятной силы. Так называют его парижские гиды во время экскурсий.
Трагедия Франции – пожар
Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.
Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.
Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.
На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.