рельефы дмитриевского собора во владимире рисунки
Давид, грифоны и Мировой Волк: что зашифровали в резьбе Дмитриевского собора?
Дмитриевский собор – величественное сооружение, на котором сохранилось уникальное каменное кружево, дошедшее до нас, людей XXI века, из века XII. На этих древних стенах — самое крупное в России собрание каменной пластики домонгольского периода, своеобразное историческое послание наших предков, по которому мы можем понять их чаяния, мировоззрение, страхи, ожидания и даже политический посыл, который хотела вложить власть в головы своих подданных.
Дмитриевский собор во Владимире
Грифоны, львы, химеры, безжалостно терзающие своих жертв, витиеватые растения, опутывающие древнее сооружение по периметру, великий царь и псалмопевец Давид, премудрый князь Всеволод с ребенком на коленях, святые страстотерпцы Борис и Глеб.
Образы святых в белокаменной резьбе
И тут же скандинавский ас (бог), усмиряющий свирепого Мирового Волка, Самсон, разрывающий пасть огромному льву, языческий богатырь Редедя, поверженный Мстиславом Храбрым в честной схватке.
Зооморфный сюжет белокаменной резьбы
Как языческие и христианские сюжеты уживаются вместе на стенах древнего храма, который в 1992 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и что все это значит? Почему собор, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо, называется Дмитриевским? И какая связь между старославянской буквой Живете, мифологическими растениями и Иисусом Христом? Расшифровываем сюжеты уникальных белокаменных скульптур Дмитриевского собора вместе с народным гидом Алексеем Валентиновичем. Смотрите видео.
В программе:
Кто и зачем построил Дмитриевский собор?
Дмитриевский собор был заложен во Владимире весной 1191 года. Строила его, вероятно, та же западноевропейская артель, которая по приглашению князя Всеволода Большое Гнездо восстанавливала Успенский собор после опустошительного пожара 1185 года (после этой реконструкции главный храм города обрел галерею и пятиглавие).
Князь Всеволод задумал строительство своей резиденции неподалеку от Успенского собора, центром которой должен был стать новый храм – Дмитриевский собор. Название было выбрано в честь небесного покровителя Всеволода Юрьевича (который в крещении был Дмитрием) – святого Дмитрия Солунского. То есть перед нами храм в честь самого князя Всеволода. И это является ключевым фактом в понимании сюжетов белокаменной резьбы.
По мнению нашего гида Алексея Валентиновича, у Всеволода Большое Гнездо было несколько причин строительства еще одного белокаменного (весьма недешевого) собора в центре Владимира.
— Важная причина – это сам XII век, время кровопролитных крестовых походов, бурления политической и духовной жизни, шла борьба за Гроб Господень, ждали второго пришествия Христа, — отмечает Алексей Валентинович. — И местный правитель тоже готовил свои земли для этого важнейшего события. Таким образом, новый собор должен был стать своеобразной проповедью, пропагандой христианства среди подданных Всеволода. Кроме того, князь построил храм не только для себя, но и для всех людей, сделал им благо. То есть строительство храма – это еще пример своеобразного политического пиара, фактически Всеволод Юрьевич своим деянием утвердил свою власть для современников и увековечил свое имя для потомков.
Откуда сюжеты белокаменной резьбы
Сотни камней, сюжеты на десятках из которых имеют вполне определённый смысл, их можно понять. Откуда же эти образы? Из разных источников. И, в первую очередь, из Псалтыри, книги, входящей в состав Ветхого Завета, одним из авторов которой является иудейский царь Давид. Но к нему мы вернемся чуть позже.
Кроме Псалтыри, основой для сюжетов послужили русские летописи, другие священные книги, саги, мифы, причем не только отечественные, но и европейские. Таким образом, перед нами застывший в камне образный язык, который в XII веке был понятен как нашим соотечественникам, так и жителям многих стран Европы.
Псалмопевец, поэт и царь
Автором большинства гимнов Псалтыри был иудейский царь Давид, поэт, пророк, правитель, псалмопевец, основатель крепости на горе Сион (будущий Иерусалим).
Так изображен царь Дави д в Хлудовской псалтыри
Образ Давида — ключевая фигура в сюжетах Дмитриевского собора. Его изображение мы встречаем здесь трижды: Давид восседает на троне в центре западного, южного и северного фасадов. Его поднятая рука благословляет подданных. В другой руке – древняя арфа или свиток, свидетельствующие о том, что этот человек слагает гимны Богу. То есть власть Давида божественная, священная. А если учесть, что сам Христос происходит из рода Давида, то сам царь — это символ сакрализации власти, безоговорочного утверждения ее на земле. Именно это и хотел сказать князь Всеволод своему народу, размещая изображение Давида на своем храме. Власть князя – тоже неоспоримая и сакральная.
Царь Давид на Дмитриевском соборе
Львы. Царственные и демонические
Если присмотреться, то вокруг Давида (и не только) мы видим многочисленные изображения львов и львиных масок. Как известно, иудейский царь происходил из колена Иудова, а символ этого колена – лев. Таким образом, это животное покровительствует и самому Давиду, и впоследствии Иисусу Христу. То есть лев обозначает царственную власть, и княжескую в том числе. Примечательно, что в конце XVIII столетия символом Владимирской губернии тоже становится лев с крестом и в короне. И этот образ очень похож на тех, что изображены на Дмитриевском соборе.
Львов много и разных
Однако образ льва – полисемантичен и несет в себе еще и звериное начало, которое в христианском контексте трактуется как порок, низменные инстинкты человека, его стремление к греху. В этом ключе изображение на соборе Самсона, разрывающего пасть льву, понимается как победа человека над животным началом, над грешной своей сутью, стремление души в Царствие Небесное.
Самсон, разрывающий пасть льву
Кого Всеволод посадил на колени и почему
Тема утверждения княжеской власти в белокаменной резьбе храма – центральная. Мы помним, что Давид передал бразды правления своему сыну Соломону. У наших князей в XII веке такой возможности не было, так как действовало лествичное право, по которому престол переходил от старшего брата — младшему, а не к сыну. И в этой традиции – корень кровопролитных междоусобных войн, которые в то время раздирали страну.
На одном из фасадов мы видим самого князя Всеволода Юрьевича (причем он находится на одной линии с царем Давидом), на коленях которого сидит ребенок. По версии гида Алексея Валентиновича, это изображение следует понимать как мечту правителей Древней Руси о передачи всего своего наследия сыну. Есть мнение, что на коленях князя сидит его старший отпрыск Константин, который, кстати, родился в 1186 году и мог стать прототипом данного изображения на соборе, построенном в 1191-м.
Князь Всеволод с сыном
Интересно, что с обеих сторон от Всеволода застыли в стремительном движении к трону четыре человека (по два с каждой стороны). Некоторые считают, что это другие дети князя, но, по мнению Алексея Валентиновича, это подданные, которые признают княжескую власть над собой, поэтому находятся в преклоненной позе. Если рассмотреть это изображение в европейском контексте, то можно вспомнить изображение римского императора Оттона, вокруг трона которого тоже стоят люди. И это земли, которыми повелевает император. Согласитесь, очень похожая композиция.
Оттон с подданными. Фото: upload.wikimedia.org
Борцы – это не борцы?
Важным источником для сюжетов Дмитриевского собора стали русские летописи. То есть мы можем воочию сравнить их изображения с тем, что высечено на соборе. В этом смысле интересен один из знаменитых белокаменных барельефов, который принято называть «Борцы».
Однако к спортивным состязаниям эта схватка вряд ли имеет какое-то отношение. Вот какую миниатюру мы находим в иллюстрированной Радзивиловской летописи:
«Борцы» на миниатюре Радзивиловской летописи
Согласитесь, очень похоже? Здесь изображена борьба князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Крестителя, с богатырем Редедей. Мстислав Храбрый напал на косагов (ныне черкесы, адыги). Чтобы поберечь дружины, спор разрешили с помощью поединка между «главнокомандующими». Бой проходил непросто, в итоге князю удалось одолеть могучего богатыря, хотя в определенный момент последний стал побеждать. Вот так об этом событии повествует «Повесть временных лет»:
После победы князь Мстислав выполнил свое обещание, данное в критическую минуту, и построил церковь в честь Богородицы в Тмутаракани (ныне территория станицы Тамань). До наших дней храм не дошел, однако его фундамент находили археологи в 1955 году.
Мировой Волк, которого все боялись
Еще один сюжет, который, на первый взгляд, кажется языческим, но на самом деле тоже имеет глубокий христианский подтекст и просветительские цели. История эта не из отечественной мифологии, что свидетельствует о мультикультурности белокаменной резьбы Дмитриевского собора.
В германо-скандинавских сказаниях можно встретить предания об Фенрире (Ужасном Волке). Изначально боги (асы) сочли его неопасным и позволили ему жить рядом с собой, но со временем стало ясно, что Фенрир несет реальную угрозу. Зверя попытались сковать цепью, но он рвал даже самые крепкие. Тогда с помощью колдовства удалось изготовить нити, которыми опутали лапы грозного животного, предварительно вложив в его пасть меч. Это сделал бог воинской храбрости Тюр, который в ходе укрощения волка потерял руку (ее зверь откусил). А Мирового Волка обрекли оставаться связанным до конца дней человечества. Вот так об этом написано в скандинавских мифах:
«Рукоять (меча) упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света…»
Мировой Волк в резьбе Дмитриевского собора
Сюжет о победе над Мировым Волком мы находим и на стенах Дмитриевского собора. Эта миниатюра о безопасности, о победе человека над силами природы, в конечном итоге о победе добра над злом, которое до конца уничтожить невозможно, поэтому волка связали и удерживают, а не убивают, поддерживая мир в своеобразном балансе.
Кстати, страх перед волками в XII столетии был близок и жителям Владимира, нашим предкам. Волков в окрестностях водилось в изобилии, и они часто нападали на человека. Так что этот элемент резьбы носит не только ментальный характер, но в какой-то степени бытовой, отражая реалии того времени.
Кого «когтит» грифон
Животных в резьбе много, в том числе и мифологических. В этом смысле очень интересна картинка, где огромный грифон тащит в своей когтях существо, похожее на лань. Это весьма распространённое для XII столетия изображение (его можно найти и на внешних стенах храма Покрова на Нерли), и в искусствоведческой литературе оно связывается с христианством. Называется сюжет «Грифон, покровительствующий лани».
«Грифон, покровительствующий лани»
Трактуется, что на самом деле грифон не причиняет лани никакого ущерба, а несет ее в рай. То есть лань – это символическое изображение агнеца божьего, души праведника, которая с помощью летающего мифологического существа (ангела) возносится к небесам.
Но если присмотреться, то на стенах собора можно обнаружить много насилия, что, вероятно, отражает миропонимание средневекового человека и многочисленные опасности, его окружавшие… Суровые были времена.
Сюжет резьбы Дмитриевского собора
Прорастающая Живете
А еще невозможно не заметить, что храм буквально опутан «каменной» растительностью. Многие растения изображены в форме старославянской буквы Живете.
Растения в форме старославянской Живете
Этот момент, по мнению нашего эксперта, также связан с христианским преставлением о человеке как о пшенице, о колосе хлеба, которого Бог собирает в свои амбары. Некоторые растения с плодами, то есть человек должен быть не просто носителем христианской веры, но и творить добрые дела.
По другой версии, растительные узоры напоминают средневековые розетки — лилии, которые несут в себе смысл чистоты, невинности, непорочности, божественного начала, что тоже вполне укладывается в христианскую доктрину, которую, как мы поняли, в полной мере иллюстрируют многообразные сюжеты Дмитриевского собора.
Народные кресты на храме
Но не только средневековые мастера оставили плоды своего искусства на стенах древнего Дмитриевского собора. В нижней его части (практически на всех стенах) можно увидеть вырезанные небольшие крестики. Подобные мы встречали на многих наших храмах: и на Покрова на Нерли, и на Георгиевском соборе, и на церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Есть мнение, что это народная традиция: с помощью креста отдать дань душе умершего человека и таким образом помочь ей вознестись к Богу. Но к церковным традициям этот «обряд» не имеет никакого отношения.
«Народные кресты» на Дмитриевском соборе
Сегодня мы попытались разгадать лишь некоторые сюжеты белокаменной резьбы Дмитриевского собора и в очередной раз убедились в том, что в XII столетии Владимиру была подарена настоящая историческая жемчужина, доступная и по сей день каждому из нас. Было бы желание, чтобы прийти сюда, рассмотреть и попытаться разгадать.
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Любопытные рельефы на Дмитриевском соборе во Владимире
1504 известковых блока с рельефами! Конец 12 века. Личный храм Великого владимирского князя. На его фасаде присутствуют львы, грифоны, кентавры, христианские святые и мученики, сцены охоты, борцы, Геракл, Александр Македонский и сам заказчик собора Всеволод Большое гнездо. Прошу заметить что это ни разу не лепнина, все это было вырезано в камне. Дмитриевский собор во Владимире по настоящему завораживает.
Попробую рассказать о некоторых любопытных рельефах.
Царь Давид. Тот самый царь народа Израиля. На православном храме! Давид был очень уважаем в средневековье за то, что царем его выбрал сам бог. Эта мысль о богоизбранности грела душу едва ли не всем европейским монархам высокого средневековья. Он здесь кстати с трех сторон на том же самом месте. Ровно то же самое и на церкви Покрова на Нерли. Очень уважаемый правитель.
Определить где же у церкви запад и восток очень просто. Каждая такая постройка имеет три плоские стены и одну «круглую». Располагается она с восточной стороны и называется апсида. Что касается Давида, то здесь чтобы у потомков никаких сомнений не возникало, резчики его подписали. К сожалению это один из немногих кто подписан. С атрибуцией многих персонажей возможны варианты.
Геракл. Первый подвиг героя — борьба с Немейским львом, его удушение. На православном храме!
Так сказать удушение Немейского льва сзади дубиной по голове с наскока. Это в его шкуре Геракл ходил. Хотя возможно что это снова Давид. Кто не хочет ломать искусствоведческие копья говорят более обтекаемо: юный герой борющейся со львом. Не поспоришь.
По некоторым предположениям есть и второй подвиг Геракла — борьба с Лернейской гидрой. Правда здесь видны заметные нестыковки: на гидру животное не похоже. С другой стороны похожее изображение есть во Франции на Муленском соборе, про которое известно, что там Геракл и гидра.
Кентавр.
Кентавров время не пощадило, сохранились они не очень здорово. Вообще же на соборе представлено три классических изображения кентавра. От третьего почти ничего не осталось к величайшему сожалению.
Борцы.
Убийство зверя.
Обратите внимание передние лапы зверя в колодках. Два последних сюжета традиционно рассматриваются как спортивные состязания на арене.
Всеволод Большое гнездо с сыновьями.
Всеволод большое гнездо — младший сын Юрия Долгорукого, Великий владимирский князь в 1176—1212 гг., один из наиболее успешных князей Древней Руси. Это его прямые потомки в итоге соберут русские земли вокруг Москвы, скинут ордынское иго, и будут править до конца 16 века.
Итак Всеволод. Это один из наиболее любопытных рельефов на соборе. Традиционно считается, что на троне сидит сам князь и держит на руках своего младшего сына, по бокам — его старшие сыновья. Но здесь тоже возможны варианты. Изначально думали, что это Богородица. Когда внимательно посмотрели на лицо стало ясно, что оно не женское, да и одета фигура в мужской наряд. Тогда решили, что это Всеволод. Хотя один нюанс смущает: мужчина без борода. Всеволоду на тот момент было почти 40 лет. Может конечно он брился. Если так, то это несколько меняет наши представления о моде средневековой русской знати. Хотя почему нет, среди археологических находок 12–13 веков попадаются и бритвы.
Александр Македонский. Опять таки на православном храме. Между прочим очень популярный деятель для средних веков: царь герой, которому благоволили боги.
Здесь изображен так называемый полет Александра на небо в компании грифонов, которых он привязал хвостами к корзине. Между прочим очень популярный сюжет, присутствует он не только на Дмитриевском соборе, но также и на памятниках Европы и Ближнего востока.
Ну и напоследок. Занятный рельеф, показывающий как в древности воспитывали детей. Наказание за плохое поведение.
Резьба Дмитриевского собора: общий замысел
Дмитриевский собор XII века выделяется среди других древних владимирских храмов своей великолепной резьбой. Рельефы Дмитриевского собора уникальны по площади и разнообразию. Над « расшифровкой» сюжетов и отдельных композиций спорят поколения ученых. Вглядимся в рельефы и мы, прежде всего, в их общий замысел. Оказывается, что на стенах собора изображена символическая картина духовного мира, прославляющая власть владимирского князя. А стиль этой резьбы говорит о древних связях Владимира с Европой.
Дмитриевский собор уникален среди владимирских храмов, прежде всего, своей наружной резьбой. Ее площадь и разнообразие сюжетов беспрецедентно в древнерусской архитектуре. Над символикой и расшифровкой этих каменных изображений спорят поколения ученых. Что же там изображено и для чего? Попробуем разобраться. И начнем с понимания общего замысла, главной идеи всего этого великолепного резного декора.
Что это вообще за храм – Дмитриевский собор? А это дворцовый храм великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Собор, посвященный святому, в честь которого крестили великого князя Всеволода, – св. Дмитрию Солунскому. То есть, храм рассказывает о самом князе – заказчике этого великолепия Всеволоде, причем, в период расцвета его могущества – в 90‑е годы XII века.
Резьба, которая делает храм таким красивым снаружи, – это не только красиво, но и символично. Рассматривать ее в самом начале князю было гораздо удобнее – ведь собор был окружен галереями и обставлен лестничными башнями. То есть Всеволоду, его семье и приближенным не надо было задирать голову, как нам, чтобы рассмотреть рельефы.
Рельефы образуют различные композиции и образы, из которых и собрана вся многосюжетная скульптурная картина. Резьба покрывает фасады стены Дмитриевского собора на две трети их высоты, идет по барабану купола и украшает порталы при входах. И у всего этого резного узора явно есть общий замысел, общая идея.
Правда, к первоначальным рельефам позже добавили фрагменты более поздние, реставрированные или перенесенные с разобранных галерей и пристроек. Но в целом первоначальный образ сохранился. На стенах собора можно увидеть изображения Господа, Богоматери, ангелов, библейских царей, святых, воинов, исторических деятелей, животных и растений. Они складываются в отдельные композиции, смысл которых расшифровать непросто.
Резьба Дмитриевского собора заметно отличается от рельефов церкви Рождества Богоматери в Боголюбове и церкви Покрова на Нерли, возведенных Андреем Боголюбским, старшим братом Всеволода. Были ли резчики Дмитриевского собора местными или для украшения храма Всеволод выписал команду скульпторов из-за границы? Точных указаний нет. Насчет строителей вроде бы летописец сообщает, что Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Но вот резчики (а они работали отдельными творческими артелями) похоже, все-таки были, если не все, то в большинстве своем приглашены из-за рубежа.
В резьбе Дмитриевского собора исследователи видят смешение стилей византийского и западноевропейского искусства. Похожую резьбу можно встретить на храмах того времени в Северной Италии, Франции, Германии. Есть сходные рельефы на стенах храмов Балкан и Закавказья. Найти бы в европейских архивах документ о том, что кто-то из властителей отправил другу Всеволоду во Владимир своих резчиков! И все стало бы ясно. Но пока такой грамоты не нашли.
Но и без того ясно, что резьба Дмитриевского собора – большое окно в Европу, которое было открыто прямо из Владимира еще в XII веке. В результате по качеству резьба и храм Всеволода в целом сравнимы с лучшими европейскими образцами, которые выполнялись по заказам европейских императоров, королей и епископов.
Резьба развивает и усиливает заложенную в самой архитектуре собора идею величия власти великого Всеволода и силы его Владимирской земли. В декоре Дмитриевского храма выражена византийская идея богоизбранности правителя, праведного и мудрого правления.
Эта идея прямо отображена в образах царей Давида, Соломона, Александра Македонского. Предполагается, что изображен на рельефе и сам Всеволод с сыновьями. Часть ученых считала, что весь декор в целом – это большая «иллюстрация» к псалму Давида «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Резчики XII века не оставили пояснительных текстов к своим рельефам, кроме кратких подписей к отдельным «портретам» царя Давида, святых Петра и Павла. Однако вся резьба на соборе и сделана по принципу текста, который по рядам изображений, как по строчкам, может «прочитать» тот, кто понимает.
О композициях с «участием» различных персонажей резьбы Дмитриевского собора, о диковинных животных и растениях мы поговорим еще отдельно. Версии и символика этих рельефных «посланий» из древности очень интересны.