рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Расчет эффективности обучения персонала: от опросников к ROI

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

«Предоставляем бесплатное обучение», — когда-то возможности написать так в вакансии было достаточно, чтобы убедить руководство поддержать запуск корпоративного обучения. Теперь вопросов все больше, и главный из них: «Сколько обучение сотрудников помогает заработать?». Только в США в 2018 году общие расходы на обучение составили 87,6 млрд долларов. Справедливо, что руководители компаний хотят знать, как окупаются инвестиции.

Из этой статьи вы узнаете о методологии расчёта рентабельности корпоративного обучения (ROI) и получите инструкцию, как это сделать на практике. Но сперва пройдите короткий тест и узнайте, готова ли ваша компания начать измерять ROI обучения персонала.

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Что такое ROI обучения и зачем его измерять

ROI — это показатель возврата вложенных средств и индикатор эффективности инвестиций. Суперсила коэффициента ROI в том, что он знаком финансистам и вызывает доверие у руководства компании.

Смысл расчёта ROI заключается в переводе затрат на обучение и выгод от него в одинаковые единицы измерения — рубли, доллары или другую валюту. Это здорово, потому что тогда возможно провести прямое сравнение и сделать однозначный вывод об эффективности обучения для бизнеса.

Формула расчёта ROI выглядит так:

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Положительный коэффициент означает что вы отработали в плюс, отрицательный — обучение идёт в убыток.

Пример 1. Компания «Бета» вложила в обучение сотрудников 650 000 рублей. Благодаря этому удалось повысить продажи и заработать на 1 750 000 рублей больше.

ROI = (1 750 000 — 650 000)/650 000*100 = 169%

Получается, на каждый вложенный рубль компания получила 2 рубля 69 копеек.

Пример 2. Компания «Гамма» потратила на обучение 250 000 рублей. Обученные сотрудники принесли компании дополнительные 75 000 рублей.

В этом примере ROI отрицательный. Это означает, что получение дополнительных 75 тысяч прибыли не стоило ресурсов, вложенных в программу. Овчинка выделки не стоила.

Пока всё просто, в чём подвох?

Перемножать и делить числа легко, когда речь идёт об абстрактных примерах. Но на практике узнать, сколько удалось заработать благодаря изучению какого-то курса, — сложно.

Здесь стоит напомнить, что сама по себе формула расчёта ROI — не магический шар, который отвечает на любые вопросы. Допустим, британские учёные сообщили, что ROI последнего курса составил 7%. Какой из этого следует вывод?

Это хорошо или плохо?

Что помешало добиться большего ROI?

Как можно повысить ROI?

Точно ли результат получен благодаря обучению сотрудников, а не новой рекламной кампании?

Без дополнительных данных коэффициент ROI лишь демонстрирует экономический эффект. Что само по себе уже неплохо, но для правильного толкования результатов требуется комплексный подход к оценке эффективности обучения. Давайте рассмотрим этот подход в деталях.

Методология оценки эффективности обучения: модели Киркпатрика и Филлипса

Самая известная модель для измерения эффективности обучения — четырехуровневая модель Дональда Киркпатрика. Основная претензия в адрес Киркпатрика заключалась в его убеждении, что измерять результаты обучения в деньгах невозможно или не имеет смысла. Вот почему позднее Джек Филлипс создал свою 5-уровневую модель ROI.

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Сравнение моделей Киркпатрика и Филлипса

Филлипс доработал модель Киркптарика, добавив в неё Уровень 0 (Затраты) и Уровень 5 (ROI) — те самые конкретные цифры, которые хочет видеть заказчик. Кроме того, Филлипс предложил способы изоляции результатов обучения от влияния других факторов, например, маркетинга. Это серьёзно повышает достоверность оценки.

«Все решения работают в комплексе, но важно знать, в какой степени каждое из них повлияло на конечный результат. Если вы не знаете, что именно привело к результату, вы не можете управлять ситуацией. Уж поверьте, маркетологи сумеют составить отчёт об отдаче от рекламы, промо-акций и даже эффекте от смены ценовой политики. В этом плане маркетинг сильно обгоняет обучение. Если мы будем бездействовать, как предлагает Киркпатрик, мы потеряем доверие и поддержку».

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Response to LinkedIn Post: Kirkpatricks vs. Phillips

Как измерить ROI обучения

Измерение ROI по методике Филлипса состоит из четырёх этапов: планирование оценки, сбор данных, анализ и подготовка отчёта.

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Последовательность действий при измерении ROI. Источник: ROI Institute

1. Определяем цели обучения

Чётко поставленные и зафиксированные цели гарантируют, что в процессе сбора данных вы будете задавать правильные вопросы и ничего не упустите. Патти Филлипс в своей книге «The Bottomline on ROI» рекомендует прорабатывать цели сверху вниз, начиная с желаемого экономического результата и заканчивая реакцией учащихся на учебный курс.

За 12 месяцев сократить объём брака на 20%

Операторы линии в состоянии своевременно распознать потенциальный брак изделия.

Применяют систему «андон» на практике в случае необходимости.

В случае обнаружения серьёзных проблем, в полном объёме соблюдают четыёхшаговую инструкцию.

Рейтинг курса не ниже 9 баллов из 10 возможных.

Патти Филлипс рекомендует проводить исследования первого уровня (Реакция) для 90-100% учебных программ, а вот измерение ROI необходимо лишь в 5-10% случаев.

2. Разрабатываем план

На этом шаге создаём и утверждаем три документа: план сбора данных, план по анализу данных и план по расчёту ROI — по этим документам вы будете контролировать ход проекта и оценивать свои успехи.

Что важно прописать в плане:

способы их достижения;

инструменты (например, СДО);

ответственных за выполнение каждого пункта.

На сайте ROI Institute можно бесплатно скачать шаблон плана проекта расчёта эффективности учебной программы и другие полезные ресурсы.

Если вы хорошо потрудитесь, то получите проработанную пошаговую тактику реализации проекта — её необходимо согласовать с клиентом или руководством. Так вы ещё раз убедитесь, что ваши ожидания совпадают, и договоритесь о критериях признания каждого этапа выполненным.

3. Собираем данные во время обучения и после него

На этом шаге работаем по классической методике Киркпатрика. Во время обучения оцениваем реакцию учащихся на изученные материалы и то, как новые знания усвоились. После завершения обучения отслеживаем, как полученные знания применяются на практике и какой результат это приносит.

Для этого можно использовать:

Пример вопросов из листа реагирования (Уровень 1)

Категорически не согласенАбсолютно согласен
1. Тема курса была актуальна12345
2. Преподаватель хорошо разбирается в предмете и понятно объясняет12345
3. Я смогу применить полученные знания в повседневной работе12345

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Пример измерения изменений в поведении (Уровень 4)

4. Изолируем эффект от обучения

На конечный результат бизнеса влияет огромное число факторов: от ценовой политики до харизмы отдельных сотрудников. Изоляция — критически важный шаг, который помогает отделить заслуги обучения от влияния других факторов и обеспечивает достоверность всей методики.

Наиболее доступные техники изоляции:

Контрольная группа: вы запускаете пилотное обучение на отдельных группах участников и сравниваете результат с показателями контрольной группы, которая не участвует в программе.

Оценка участников: вы предлагаете самим участникам оценить, в какой степени обучение повлияло на их результаты.

Оценка руководителей подразделений или супервайзеров: вы просите руководителей оценить влияние обучения их команды на конечный результат группы.

5. Переводим результаты в деньги

На этом шаге присваиваем ценность в денежном эквиваленте каждому виду результатов, полученных после обучения. Так вы сможете сравнить их с затратами. Точные данные — выработка, качество и время, — как правило, можно без проблем конвертировать в деньги. Например:

дополнительные продажи → прибыль от этих продаж;

экономия времени сотрудника → рассчитываем стоимость сэкономленного времени исходя из среднего размера зарплаты (стоимость часа работы умножаем на количество сэкономленных часов сотрудника);

снижение времени простоя оборудования → оцениваем по затратам прошлых лет;

снижение текучки персонала → средства, сэкономленные на подборе персонала и адаптации;

повышение качества → средства, сэкономленные благодаря снижению процента брака.

6. Оцениваем затраты на программу

Подсчитываем все прямые и сопутствующие расходы, связанные с проведением обучения. Сюда входят зарплаты преподавателей, расходы на СДО, траты на пиар учебной программы, покупка оборудования и т.д. Не забудьте включить и расходы на проведение оценки эффективности программы.

7. Рассчитываем ROI по формуле

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Как правило, для краткосрочных программ ROI рассчитывается за год. Но в отдельных случаях, когда вы реализуете масштабную программу (например, запускаете корпоративный университет), достижение максимального эффекта может занять несколько лет. Это стоит учитывать.

8. Определяем нематериальные выгоды

В большинстве случаев учебные программы помимо финансовых выгод приносят и нематериальные выгоды. Например, улучшение имиджа организации, рост сплочённости коллектива, повышение лояльности сотрудников компании. Проблема в том, что эти результаты субъективны.

Попытка конвертировать, скажем, командный дух в деньги для использования в расчёте ROI может серьёзно навредить достоверности и убедительности итоговых результатов. Лучше получить меньший коэффициент ROI с сильным отчётом о нематериальных выгодах, чем продемонстрировать высокий ROI, рискуя подорвать доверие ко всей оценке программы.

Если сомневаетесь, нужно конвертировать показатель или нет, воспользуйтесь подсказкой от ROI Institute:

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

9. Готовим отчёт и представляем результат

Отчёт о результатах — последний по списку, но не по важности шаг в оценке учебной программы. Подготовка отчёта и его презентация требуют тщательного планирования, ведь на кону дальнейшая судьба проекта. На этом этапе у вас две основные задачи:

А) Подготовить отчёт для разных целевых аудиторий. Разной аудитории нужна разная информация, поэтому заранее продумайте, какие отчёты потребуются. Хорошая идея — готовить сразу две версии каждого отчёта: краткую и подробную. Так вы облегчите понимание результатов, за что вам точно будут признательны.

Заказчики, высшее руководство

Полный отчёт о проведении оценки программы обучения

Источник

Стоит ли повышать инвестиции в обучение персонала?

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Корпоративный бюджет: стоит ли повышать инвестиции в обучение персонала?

Как сказал американский политик Бенджамин Франклин, «инвестиции в знания приносят лучшие дивиденды». Под знаниями можно понимать не только вклад каждого человека в собственное развитие, но и корпоративное образование.

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Планирование стратегии обучения

Когда сеть Starbucks столкнулась с негативными отзывами клиентов, компания начала искать причину. Выяснилось, что сотрудники кофеен не знали как действовать при общении с агрессивно настроенными клиентами. Компания провела обучение персонала поведению в стрессовых ситуациях. Это привело к росту положительных отзывов посетителей и повысило обороты компании.

Этот пример показывает, как обучающие курсы не ради галочки, правильная постановка задач и грамотная стратегия помогают решать реальные проблемы бизнеса.

Перед тем, как рассчитывать бюджет и создавать стратегию обучения персонала в вашей компании, убедитесь, что повышение квалификации – это то, что вам сейчас нужно. Для этого можно сделать анализ недостатка навыков. Его суть в том, чтобы изучить должностные инструкции и найти несоответствия между навыками сотрудников и требованиям к их работе. Если анализ покажет, что навыков и знаний действительно не хватает, обучающие курсы помогут это исправить.

Эффективные стратегии развития персонала начинают строить с грамотной постановки целей. Для этого нужно выписать проблемы и задачи компании, а потом выбрать из них те, которые можно решить с помощью обучения. Важно прописать измеримый результат, которого должна достичь компания благодаря инвестициям в образование персонала. Например, снизить количество жалоб на обслуживание на 50% или увеличить средний чек продаж на 15%. После этого нужно распределить обучение по категориям: обязательно и желательно. Это поможет расставить приоритеты.

Важно понимать, что изменения не происходят мгновенно. Сразу после окончания обучения сотрудникам нужно опробовать новые знания и научиться применять их на практике. Установите промежутки времени, через которые будут оцениваться показатели компании. Если они улучшаются и улучшение стоит больше, чем вложения в обучение, задача выполнена.

Оценка рентабельности обучения персонала

Инвестиции в повышение квалификации персонала приносят компании реальную прибыль. Например, по данным исследовательской компании CSO Insights, обучение продажам увеличивает количество успешных сделок на 10% выше. Кроме того исследователи отмечают повышение корпоративной культуры, сокращение цикла продаж и улучшение показателя удержания клиентов.

Но будет ли корпоративное образование так же хорошо работать и в вашей компании?

Есть простая формула, чтобы понять, превышают ли выгоды от обучения сотрудников вложенные в него средства. Сделать правильный вывод об эффективности курсов помогает ROI — показатель возврата вложенных средств.

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение
Давайте разберём подробнее, что такое ROI обучения. Чтобы посчитать возврат инвестиций, разделите чистую прибыль от обучения (доход от обучения минус инвестиции в образование сотрудников) на инвестиции в обучение и умножьте на 100.

Самое сложное здесь — определить, что считать доходом от инвестиций в развитие персонала. Для этого можно замерить доходы до начала обучения и после. Разница между этими двумя цифрами и будет доходом. Если вы сравниваете количество довольных клиентов или процент удержания, для расчёта ROI обучения персонала необходимо перевести эти цифры в денежные единицы.

Это довольно грубый подсчёт, так как на доход компании влияет множество факторов, включая сезонность, работу других отделов и мировые события. Однако эти цифры помогут составить представление о возврате вложений в персонал.

Какую окупаемость обучения считать хорошей?

Точные цифры конкретно для вас можно узнать только опытным путём, так как показатели ROI обучения для разных компаний колеблются от 0% до 300% и выше.

Как ещё можно посчитать возврат инвестиций в обучение?

Нидерландский преподаватель Джефф Мунен предложил упрощённый способ расчёта ROI, который получил название SROI. Новый метод допускает использование нефинансовых показателей. Например, повышение качества обслуживания.

Ещё одну формулу создал дизайнер учебных материалов Дайан Валенти. ROE или окупаемость ожиданий предлагает использовать ожидания от курсов для расчёта возврата инвестиций в обучение. Например, руководитель может организовать курсы и тренинги, чтобы повысить этикет по телефону. В этом случае бесполезно переводить всё в денежный эквивалент, так как результатом будут оправдавшиеся или неоправдавшиеся ожидания.

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Как цифровизация обучения повышает эффективность

Новые технологии появляются постоянно, изменения затрагивают большинство сфер деятельности. Поэтому сегодня сотрудникам практически любой компании нужно постоянно повышать квалификацию. К счастью, те же самые технологии упростили задачу по обучению персонала. Теперь получать знания можно в простой и удобной форме, в любое время и в любом месте.

Цифровизация сделала возможным одновременное обучение любого количества географически разделённых сотрудников. Вам потребуются практически одинаковые инвестиции в создание онлайн-курса для ста или для тысяч сотрудников.

Но главное, образование перестало быть времязатратным процессом. Сейчас можно за несколько минут снять видео на телефон, смонтировать его прямо на обучающей платформе и дать доступ сотрудникам. Так, на платформе Эквио есть встроенный редактор, который позволяет делать интерактивные вставки и создавать видеоуроки в любом месте. Сотрудники компании получат нужную информацию сразу, как только в ней возникнет необходимость. Это гораздо эффективнее, чем искать тренера, арендовать помещение для обучения и пытаться собрать всех в одном месте.

Можно сказать, что цифровизация и дистанционное обучение сделали постоянное развитие персонала доступным для любых компаний. Даже если у вас нет большого бюджета на на курсы и тренинги, вы можете регулярно повышать уровень знаний сотрудников с помощью онлайн-курсов.

Внедрение дистанционного обучения помогает избежать затрат, связанных с офлайн-мероприятиями. Компании не нужно тратить средства на аренду помещений, транспортные расходы и оплату выездной работы тренера. В этом случае можно увеличивать эффективность компании не повышая инвестиции в обучение, а грамотно перераспределяя их.

Внедрение программ обучения

Итак, вы определились с целями, подсчитали предстоящие затраты, выделили бюджет для корпоративного образования и составили план. Самое время внедрить систему обучения в бизнес-процессы компании.

Грамотные инвестиции в корпоративное образование приносят рост доходов, поэтому их повышение часто бывает оправдано. Однако это не единственный способ улучшить показатели компании. Цифровизация позволяет повысить качество обучения, не увеличивая бюджет. В любом случае, стоит или нет повышать инвестиции в обучение, подскажет расчёт ROI, SROI или ROE.

Источники

Источник

Корпоративное обучение персонала: что это и какие виды бывают

Сегодня человек получает за несколько дней больше информации, чем в прошлом веке получал за всю жизнь. Динамичная внешняя среда заставляет постоянно совершенствоваться. Часто знаний, полученных в вузе, оказывается недостаточно, тогда на помощь приходит дополнительное образование. Как эффективно обучить своих сотрудников, какие нюансы учесть и какую пользу это принесет организации – рассмотрим в статье.

Корпоративное обучение персонала – это получение новых знаний и умений сотрудниками организации, а также повышение уровня квалификации. Почти все сферы деятельности требуют постоянного изучения новой информации – бухгалтеры должны быть осведомлены об изменениях налогового законодательства, менеджерам по продажам важно знать все тонкости предлагаемых товаров и услуг, маркетологу нужно быть в курсе новых способов продвижения.

Расходы на корпоративное образование в США в 2015 году составили в среднем 1 252 доллара на сотрудника. Не отстают от них и в Европе, так во Франции на корпоративное обучение персонала тратится около 30 млрд долларов в год, а в Великобритании почти 40 млрд долларов. Объем российского рынка дополнительного образования в 2016 году университет «Нетология» оценивал в 105,1 млрд рублей.

Виды корпоративного обучения

В зависимости от вовлеченности сотрудника обучение может быть пассивным (лекции, семинары, видеоуроки) или активным (тренинги и стажировки). Любая форма обучения имеет свои плюсы и минусы, поэтому важно выбрать ту, которая больше всего соответствует целям обучения.

1. Вводное обучение персонала

Новый сотрудник проходит обучение при поступлении на работу. Инструктор должен показать работнику как правильно и безопасно выполнять свои обязанности, эффективно выстраивать рабочий процесс. Его можно проводить в форме инструктажа и стажировки.

2. Инструктаж

Это информирование об аспектах безопасности труда, основах корпоративной культуры, рабочей деятельности с демонстрацией практических примеров.

3. Стажировка

Обычно длится несколько дней, в это время сотрудник выполняет свои обязанности под контролем наставника для приобретения опыта работы. Учитывая, что стажировка – первое знакомство новичка с рабочим местом, важно, чтобы ее проводил опытный человек, к которому можно обратиться с возникающими вопросами. Недостаток этого метода – инструктор вынужден отвлекаться от своей работы.

4. Очное обучение персонала

Включает традиционные формы обучения: лекции, семинары, ротацию и тренинги. Оно может быть разовым или систематическим – для сотрудников, деятельность которых проходит в постоянно изменяющейся среде

5. Лекция

Это самый простой в организации способ обучения, но не самый эффективный. Многое зависит от ведущего, его способности пробудить интерес и раскрыть тему, а также от желания сотрудников узнать что-то новое. Ее основное преимущество – охват большого количество слушателей.

6. Семинар

Предполагает диалог и бОльшую вовлеченность участников. Ведущий должен преодолеть первоначальную настороженность аудитории, мотивировать ее к размышлениям, беседе. В отличие от лекции, семинар предполагает работу в небольшой группе. Для обучения большого количества сотрудников нужно будет провести несколько семинаров, что дороже и сложнее в организации.

7. Ротация

Стажировка работника в другом подразделении или по другой специальности. Она помогает глубже понять суть рабочего процесса, выявить недостатки в своей деятельности или в работе коллег. Минусы этого способа – сложность организации и юридического оформления.

8. Тренинг

Это форма активного обучения, направленная на передачу знаний, развитие определенных умений, решение проблем. Самое большое преимущество тренинга – возможность получить навыки практической работы и сразу применить в деле новую информацию. Тренинг может обучить сотрудников эффективному ведению переговоров, улучшить лидерские качества, прокачать навыки публичных выступлений. Проведение тренинга обычно стоит дороже, чем лекция или семинар, но его эффективность быстрее окупится в процессе работы.

9. Дистанционное обучение персонала

Приобретает все большую популярность, благодаря относительно низкой стоимости, простоте организации, возможности обучения прямо на рабочем месте. В 2018 году ниша онлайн-обучения в России оценивалась в 21 млрд рублей, при этом, 38% приходилось на бизнес-курсы.

Кто проводит корпоративное обучение персонала?

Согласно опросу HeadHunter обучение персонала в сторонней организации имеет практически ту же эффективность, что и в собственной школе. Так курсами в другой организации удовлетворены 81%, а внутренней школой – 73%. Следовательно, можно смело использовать как внутренние, так и внешние ресурсы для повышения квалификации сотрудников.

1. Внутренний тренер компании

Очевидные преимущества – тренер в курсе специфики деятельности организации, знаком с коллективом, может предложить оптимальный вариант обучения для каждого сотрудника. Важно, чтобы преподаватель имел авторитет, высокий профессиональный уровень, постоянно совершенствовал методики обучения и сохранял объективность решений. Позволить себе выделить штатную единицу могут не все компании, и часто функции тренера выполняет сотрудник кадрового отдела.

2. Привлечение сторонних организаций

Распространенный вариант, который дает возможность выбора исполнителя с учетом запросов организации по времени проведения тренингов, бюджету и тематике. На результативность обучения оказывает влияние профессионализм ведущих, поэтому важно ознакомиться с отзывами и рекомендациями.

3. Внешние информационные ресурсы

Если организация выбирает онлайн-курсы и вебинары, она может значительно сэкономить средства – достаточно оплатить доступ к урокам и предоставить техническую возможность для их прохождения.

4. Внутренние информационные ресурсы

Любую организацию можно представить как совокупность бизнес-процессов, а для любого процесса можно написать инструкцию. Адаптация персонала будет проще, если письменно зафиксировать алгоритмы работы и предложить их сотруднику для изучения. Для повышения эффективности часть инструкций можно предоставить в форме видеоуроков. Крупные организации располагают огромными библиотеками курсов, так «Корпоративный университет МТС» насчитывает в портфеле 70 очных тренингов и 150 онлайн-курсов.

Светлана Беляева, бизнес-тренер в сфере ресторанного сервиса и гостеприимства

Преимущества корпоративного обучения персонала

1. Повышение квалификации сотрудников и эффективности работы

Грамотный сотрудник лучше работает с клиентами, улучшает результативность, что благоприятно сказывается на деятельности предприятия. Исследования, проведенные в 3 200 американских компаниях учеными из университета Пенсильвании, показывают, что повышение расходов на корпоративное обучение персонала на 10% увеличивает производительность труда на 8,5%, а увеличение инвестиций в улучшение производственных мощностей в том же размере ведет к росту производительности всего на 3,8%.

2. Повышение лояльности персонала

Проведение совместных тренингов и семинаров улучшает отношения в коллективе, делает его более сплоченным. Лояльные сотрудники работают с большей отдачей, эффективнее взаимодействуют с клиентами и заинтересованы в постоянном росте бизнеса.

По исследованиям Копенгагенской школы бизнеса рост лояльности работников на одну единицу в рассматриваемом квартале ведет к увеличению лояльности клиентов на 1,25 в том же квартале. Рост лояльности клиентов на 1% ведет к увеличению прибыли в следующем квартале на 0,885%.

3. Конкурентное преимущество при найме сотрудников

Организации часто указывают в вакансиях корпоративное обучение персонала как дополнительный бонус. Как показал опрос соискателей, проведенный порталом HeadHunter, 63% соискателей без опыта работы считают необходимым пройти обучение от компании, а среди соискателей с опытом работы более 10 лет также считают 38%.

«Мы реализуем целый комплекс образовательных программ, мотивирующих сотрудников приходить в офис пораньше и проводить на работе больше времени.
По утрам и по вечерам организуются занятия по английскому. Еженедельно кто-то из специалистов компании проводит семинар по своей профессиональной теме. Один раз в месяц совет директоров фирмы рассказывает сотрудникам о трендах рынка и инновациях в области криптовалют. PR отдел проводит ежедневные образовательные «брейки», во время которых персонал изучает какие-нибудь интересные факты на отвлеченную тему.
Зачем все это? Ответ простой: мы хотим превратить коллектив в одну большую семью. Сотрудники говорят, что по выходным им скучно, и они ждут возвращения на работу, потому что здесь происходит столько всего интересного. Кроме этого, мы считаем, что наш «стафф» – это несомненный актив компании. Вкладывая в него, мы вкладываем в самих себя»

Антон Репников, специалист по связям с общественностью Mercuryo.io

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Слабые стороны корпоративного образования

Необходимость постоянного повышения квалификации очевидна, но на практике периодически возникают сложности с его проведением. Образование – это инвестиция в будущее, но ресурсы на него нужно выделить уже сейчас. Иногда текущая, рутинная работа имеет более высокий приоритет, чем корпоративное обучение сотрудников. С какими еще сложностями сталкиваются организации?

1. Предубеждения руководителя

Частое опасение – сотрудник после повышения квалификации может уйти к конкурентам, и вложения не оправдаются. В некоторых случаях, если работодатель оплачивает образование работника, тот взамен обязуется отработать определенное время, в противном случае он должен возместить расходы на учебу. Для защиты прав работодателя целесообразно заключить с сотрудником соглашение, в котором будут отражены все нюансы.

2. Скептическое отношение сотрудников

Человек должен быть мотивирован на учебу. Стимулом может выступить возможный карьерный рост, увеличение доходов, облегчение текущей работы. Обучение ради обучения мало кому интересно.

3. Избыток корпоративного образования также вреден как его недостаток

В организации должен соблюдаться баланс между изучением новых методов работы и их внедрением. Если сотрудники постоянно совершенствуются на тренингах, но у них нет времени на практическое применение навыков, целесообразность образования сомнительна. Отказываться от обучения также вредно – не используя передовых знаний, компания может проиграть в конкурентной борьбе.

Осознавая эти риски, собственник бизнеса предпочитает вкладывать средства в свое образование. Это имеет свои преимущества: чем выше квалификация у руководителя, тем грамотней он сможет выстроить рабочие процессы, подобрать нужную команду и поднять продажи. Также собственник вряд ли покинет свою фирму ради должности у конкурентов.

Согласно исследованию бизнес-школы Сколково 42% опрошенных руководителей и собственников бизнесы в регионах и 37% в Москве получили дополнительное образование в 2018 году. БОльшая часть из них прошла тренинги для руководителей или курсы менеджмента. По данным того же исследования самые популярные направления обучения у бизнесменов:

Обзор рынка корпоративного образования ассоциации ATD показывает, что в 2015 году, бОльшая часть учебных программ приходилась на долю программ для руководителей. Около половины специалистов по обучению персонала считают повышение квалификации руководителей приоритетным. По данным исследования «Аналитики РШУ» в 2018 году 45,7% организаций планируют предоставить обучение персонала топ-менеджменту, а в 2017 таких организаций было только 35,6%.

Однако, не стоит забывать, что работа организации зависит от каждого сотрудника, поэтому, вкладывая средства в корпоративное обучение персонала и повышая эффективность работы, можно добиться бОльшего результата.

рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Смотреть картинку рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Картинка про рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение. Фото рекомендации для повышения эффективности возврата инвестиций в корпоративное обучение

Как повысить эффективность обучения

Самое главное в процессе обучения – налаженная обратная связь. Результативность учебного процесса повышается, если преподаватель может оперативно ответить на вопросы, скорректировать поведение ученика. Опытный тренер учитывает индивидуальные особенности участников – возраст, опыт работы, скорость усвоения информации.

Важно мотивировать участников, установить положительное подкрепление – аттестационные отметки, сертификаты за прохождение курсов, материальное стимулирование. В компании может формироваться внутренний рейтинг, в котором будут отражены достижения сотрудников, пройденные ими курсы и тренинги.
Эффективность обучения будет выше, если закрепить знания на практике в рабочих или смоделированных условиях.

Методы оценки эффективности обучения

1. Опрос участников

За основу можно взять анализ по модели Киркпатрика, который предполагает комплексную оценку на нескольких уровнях:

2. Экспертная оценка результатов

Экспертами могут выступать руководители сотрудников, прошедших корпоративное обучение, специалисты кадровой службы, наблюдательные советы, потребители услуг. Оценку можно проводить анкетированием, устным или письменным опросом.

3. Количественная оценка результатов

Самая интересная, но и самая сложная. К сожалению, улучшение работы не всегда можно оценить в количественных показателях.Чтобы проанализировать эффект от обучения, нужно знать планируемый показатель (например, объем продаж) и фактический результат. Остальные факторы – сезонность, рекламные акции, экономическая ситуация должны быть неизменными. На практике провести такую оценку достаточно трудно.

В некоторых случаях проще определить время, которое сотрудник потратил на выполнение рабочей задачи до и после обучения, и рассчитать полученную выгоду. Например, до обучения дизайнер тратил 40 часов на разработку макета сайта, а после обучения, узнав как оптимизировать процесс, смог сделать аналогичный макет за 32 часа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *