неверно что к функциям выборов относится
Тест знатоков избирательного права
ТЕСТ ЗНАТОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
«Я – ГРАЖДАНИН И ИЗБИРАТЕЛЬ НОВОГО ВЕКА»
«Всякий раз, осмысливая роль президента в государстве, помните,
что единственный титул в нашей демократической системе,
Тест 1
1. Выборы в России – это:
а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.
б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности
в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.
2. Сколько сроков подряд можно быть Президентом РФ?
3. Сколько времени длится голосование?
а) 8 часов б) 10 часов в) 12 часов
4. По закону в России выбирают:
б) депутатов Государственной Думы
г) Генерального прокурора РФ
5. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:
а) с 18 лет б) с 21 года в) с 30 лет
6. В какой день проводятся выборы?
а) суббота б) воскресенье в) праздничный
7. Всенародный опрос по важному государственному вопросу:
а) консилиумом б) всероссийским советом в) референдумом
8. Совокупность голосующих граждан называется:
а) конгломерат б) электорат в) корпорация
9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:
а) 25 лет; б) 30 лет; в) 35 лет.
10. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее гражданином, не менее:
а) 5 лет; б) 8 лет; в) 10 лет.
11. Почему по закону во время выборов на избирательных участках могут находиться различные наблюдатели: от объединений и блоков, от средств массовой информации, международных организаций и т. д.?
а) чтобы создать видимость заполнения избирательных участков;
б) чтобы помогать членам избирательной комиссии выдавать избирателям бюллетени для голосования;
в) чтобы контролировать правильность процедуры выборов, фиксировать нарушения законодательства о выборах.
12. По достижении какого возраста гражданин Российской Федерации приобретает активное избирательное право?
а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
13. В статье 32 Конституции РФ указывается на два условия, при которых гражданин, достигший необходимого возраста, не имеет права голосовать.
Найдите эти два условия среди приводимых ниже:
а) двойное гражданство;
б) признание по суду недееспособным;
в) долгое пребывание за границей;
г) служба в вооруженных силах;
д)нахождение в местах лишения свободы по решению суда.
Ответ: 1.а, 2.б, 3.в, 4.б.в, 5.б, 6.б, 7.в, 8.б, 9.в, 10.в. 11.в, 12.б, 13.б,д.
Приведите в соответствие названия и определения.
1. Избиратель –это___
2. Избирательные комиссии –это___
3. Избирательный ценз–это___
5. Избирательное объединение –это___
6. Избирательное право –это___
7. Избирательная квота –это___
8. Избирательный участок –это___
9.Избирательный бюллетень –это___
А. Установленное Конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.
Б. Полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.
В. Общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.
Г. Право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.
Д. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом.
Ж. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.
З. Комиссии, организующие проведение выборов на федеральном уровне, уровне Субъектов Федерации и местного самоуправления.
И. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.
К. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.
Ответ: 1__Д_; 2__З_; 3_А__; 4_Д__; 5__В_; 6_Г__; 7_К__; 8__Ж_; 9__И_.
Пусть ваш выбор всегда будет правильным!
Функции выборов
Как видно, основное предназначение выборов в демократическом обществе состоит в обеспечении участия граждан в формировании системы органов государственной власти и управления. В этом заключается главная функция выборов. Можно выделить также ряд более частного характера функций выборов в обеспечении жизнедеятельности демократического общества. Выборы – это и средство легитимации власти и режима, и форма определения содержания политики, и способ контроля со стороны граждан за деятельностью властей, и механизм отбора политических деятелей, и показатель (барометр) политической жизни.
Функция легитимации власти и политического режима выражается в том, что через процедуру выборов народ определяет своих представителей в органах власти и наделяет их правом принимать соответствующие политические решения. Право должностного лица или представительного органа властвовать, если они избраны в результате голосования, под сомнение гражданами практически не ставится, наоборот – они считают своей естественной обязанностью подчиняться решениям избранных ими органов и лиц. Голосование, таким образом, так или иначе означает придание режиму легитимности, согласие граждан с данной политической системой. Следует, однако, иметь в виду, что выборы – не единственное средство легитимации власти. Многие органы государства и должностные лица свой мандат на управление получают и путем назначения, производимого главой государства, парламентом, другими органами власти или должностными лицами. Их правомочность также не вызывает сомнений, если это назначение осуществлено в соответствии с установленным законом порядком.
Функция определения содержания политики или, иными словами, выбора политического курса находит свое отражение в том, что граждане, заходя в кабину для голосования и оказывая свою поддержку тому или иному кандидату или определенной партии, тем самым делают свой выбор среди предлагаемых им политических программ, а значит, и относительно будущего политического курса страны или политики местных властей. Выборы относятся к числу тех немногих демократических приемов, которые позволяют выражать разнообразные интересы посредством опускания бюллетеней, и через суммирование этих голосов народ может принять коллективное решение, касающееся будущего политического курса [2. С. 163].
Функция контроля состоит в том, что во время выборов граждане дают оценку результатам деятельности должностного лица, своего депутата или представительного органа власти, которые получили от них свой мандат на предыдущих выборах. Если эта оценка положительная, то избиратели подтверждают этот мандат, в противном же случае они отдают свои голоса за другого претендента. В этом действии находит свое выражение и функция отбора политических деятелей. В результате выборов право занять место в представительном органе или государственный пост получают лишь отдельные претенденты, остальные же вынуждены ждать новых выборов или вообще отказаться от претензий на профессиональную политическую деятельность.
Наконец, выборы выполняют функцию показателя, или барометра, состояния политической жизни в стране: они дают наглядную картину расстановки политических сил. В ходе подготовки к выборам политические партии и общественные объединения излагают перед избирателями свои идейные платформы и предлагают свои рецепты решения существующих социально-экономических и политических проблем. Результаты выборов дают объективную оценку степени влияния различных политических сил на граждан, показывают настроения избирателей, дают возможность определить тенденции политической жизни.
Функции выборов и типологии избирательных систем
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Функции выборов и типология избирательных систем. Избирательная система в современной России: общая характеристика и специфика функционирования.
Орел 2015г.
Орловский филиал РАНХиГС при президенте РФ
Выполнил:
Студент 12 НБОСП
Тимохин А.А.
Описание слайда:
Выборы — это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления.
Описание слайда:
Выборы выполняют ряд основных функций:
— выражение интересов различных социальных слоев и групп;
— обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем;
— формирование органов государственной власти;
— мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами, претендующими на властей;
— политическая социализация и мобилизация граждан.
— возможность узаконить новую политическую систему, основанную на принципе разделения власти;
— формирование и легитимация многопартийной системы;
— рекрутирование политической элиты, ее обновление, появление новых лидеров;
— способ презентации политических партий, общественных объединений, их раскрутка и возможность увеличения численности;
— способ манипулирования общественным мнением, общественным сознанием и др.
Описание слайда:
Термин «избирательная система» употребляется при подведении итогов голосования в смысле способа определения результатов выборов. Выделяют 3 основных типа избирательных систем:
1) мажоритарную;
2) пропорциональную;
3) смешанную.
Описание слайда:
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, т. е. победившим считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов избирателей.
В мажоритарной системе выделяются также такие ее разновидности:
1) система относительного большинства, предполагающая, что для победы на выборах кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Эта система не устанавливает минимальный порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися;
2) система абсолютного большинства, предполагающая, что для победы на выборах кандидату необходимо получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс 1 голос). Но в этой системе устанавливается нижний порог явки избирателей (половина избирательного корпуса или менее).
Мажоритарный тип избирательной системы способствует победе крупных политических партий, что позволяет формировать устойчивое правительство, опирающееся на парламентское большинство, обеспечивает тесную связь депутата со своими избирателями.
Описание слайда:
При пропорциональной системе избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями. По этой системе выборы проводятся либо по единому общегосударственному округу, либо по многомандатным округам. В ее основе лежит принцип пропорциональности, т. е. распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии (пропорционально) числу поданных голосов.
В ряде стран, применяющих эту избирательную систему, действуют заградительные барьеры, т. е. определяется минимальное число голосов (в процентах), которое должна набрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов.
Пропорциональная система позволяет точнее, чем мажоритарная, учитывать политические предпочтения избирателей обеспечивает представительство в парламенте даже небольшим партиям. Но пропорциональная система способствует фрагментации политического спектра. Это приводит к сложностям при формировании правительства.
Описание слайда:
Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.
Описание слайда:
Избирательная система Российской федерации
Избирательная система РФ – порядок выборов президента, депутатов Государственной Думы, выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с Федеральными законами.
Избирательная система РФ представляет собой смешанный вариант мажоритарной и пропорциональной систем.
Ст. 22 Конституции РФ: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Описание слайда:
Описание слайда:
1. В.А. Ершов. Основы избирательного права Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, Гроссбух, 2008. – 192 с.
2. Конституция РФ// Российская газета.-1993.-№ 237.
3. К.С. Гаджиев. Политология. – М.: Юрайт, 2010. – 512 с.
Библиографический список
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Неверно что к функциям выборов относится
Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение парламентских выборов в два тура.
2) Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что выборы являются всеобщими и равными.
3) При пропорциональной избирательной системе избиратель голосует за списки избирательных объединений или политических партий.
4) Подсчёт голосов избирательной комиссией происходит на выборах по любой избирательной системе.
5) При пропорциональной избирательной системе создаётся общенациональный избирательный округ.
Типы избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
Выборы в мажоритарной системе проходят следующим образом: выбор абсолютного большинства — избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос (применяется при выборах президента РФ); относительного большинства — победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов (США). Достоинствами мажоритарной системы являются: проводится по одномандатным округам; прямая ответственность избранного перед избирателями; обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте. Недостатки: получившие незначительное меньшинство не могут быть представлены во властных структурах; повторное голосование.
Для пропорциональной системы характерно следующее: каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. (выборы в Государственную Думу — барьер в 7%). Достоинства: представляет широкий спектр ПП; гарант представительства в парламенте мелких и средних партий.
Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией; избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны; появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная). Пример — выборы в Государственную Думу с 1993 по 2006 гг.
Абсентеизм — уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.
1) Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение парламентских выборов в два тура — нет, неверно.
2) Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что выборы являются всеобщими и равными — нет, неверно.
3) При пропорциональной избирательной системе избиратель голосует за списки избирательных объединений или политических партий — да, верно.
4) Подсчёт голосов избирательной комиссией происходит на выборах по любой избирательной системе — да, верно.
5) При пропорциональной избирательной системе создаётся общенациональный избирательный округ — да, верно.
При пропорциональной избирательной системе создаётся общенациональный избирательный округ. это же относится к мажоритарной системе?? поправьте если не прав
В случае, если мажоритарная система используется при выборах в представительный орган, создаются одно- или многомандатные избирательные округа. Если мажоритарная система используется при выборах Президента, то избирательный округ один, так как кандидаты претендуют на одно место.
Выберите верные суждения о выборах и избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы власти.
2) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство возможностей политических партий и кандидатов.
3) Достоинством пропорциональной избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте.
4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки.
5) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей округа.
В юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила: образования избирательных округов; выдвижения кандидатов (списков кандидатов); определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах; утверждения формы избирательного бюллетеня; определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями); проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов); замещения вакантных мандатов.
Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, так и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.
Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.
1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы власти — да, верно.
2) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство возможностей политических партий и кандидатов — да, верно.
3) Достоинством пропорциональной избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте — нет, неверно.
4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки — нет, неверно.
5) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей округа — да, верно.
Функции выборов в политической системе общества и избирательное право.
Выборы – важнейший компонент современной политики.
Выборы – способ существования демократии.
Выборы показывают уровень политической культуры, степень организованности самого общества. Это связано с тем, что у выборов и у выборной системы есть различные функции.
Функции выборов:
— функция формирования органов власти, их легитимизация (избиратели путём выборов определяют своих представителей в органах власти, наделяют их правом принимать решения)
— функция реализации представительства разнообразных интересов населения (в избирательных платформах формируются основные требования конкретных групп населения)
— функция контроля институтов власти (выборы позволяют избирателям вынести свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменить состав органов власти, воздействовать на политический курс)
— функция коммуникативности (выборы позволяют расширить коммуникацию между политическими субъектами, между гражданами и властью)
— функция мобилизационная (победившая партия (группа) старается привлечь на свою сторону как можно больше граждан к реализации поставленных задач)
— функция конституирования оппозиции (формирование оппозиции, выполнение ею функции критики правительства и контроля его деятельности, разработка альтернативных власти проектов)
Все вышеназванные функции выборы выполняют только в том случае, если они организованы демократически.
Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти.
Принципы избирательного права:
— всеобщность выборов (активное избирательное право имеют все граждане, достигшие определённого возраста)
— свобода выборов (избиратель вправе лично решать, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать)
— прямое голосование (избиратель непосредственно голосует за конкретного кандидата)
— равенство выборов (избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, все кандидаты имеют равные возможности)
— тайное голосование (голосование, которое исключает какой-либо контроль волеизъявления избирателя)
Понятие и типы избирательных систем. Особенности, достоинства и недостатки мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем.
Существует 3 типа избирательных систем:
1) мажоритарная система (от франц. «мажуре» – большинство. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов)
Два типа мажоритарных систем:
— мажоритарная система абсолютного большинства (для победы кандидат должен получить 50% голосов +1 голос)
— мажоритарная система относительного большинства (для победы кандидат должен набрать большее количество голосов, чем другие кандидаты)
Недостатки мажоритарной системы:
Она может искажать реальную картину предпочтений и волю избирателей. Возможная ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одерживает победы над партией, получившей в целом по стране большинство голосов.
Достоинства мажоритарной системы:
— сравнительная лёгкость формирования правительства и его стабильность и формирования парламента
— формирование устойчивых связей между депутатами и избирателями
2) пропорциональная система (голосование осуществляется по партийным спискам и распределение депутатских мандатов между партиями производится строго по числу голосов, поданных за партии)
Недостатки пропорциональной системы:
— как правило, очень трудно, если нет устойчивого большинства, принять конкретные решения, поэтому при пропорциональной системе существует система блоков (система союзов)
Достоинства пропорциональной системы:
— в парламенте (в правительстве) могут быть представлены интересы различных политических партий
3) смешанная система (сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем: часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая – по пропорциональному представительству от партии)
Технология выборов. Мех-зм организации и проведения избирательных компаний. Референдум.
Этапы избирательного процесса:
— подготовительный этап (достижение в обществе определённого консенсуса (согласия), создание необходимых политических условий для проведения выборов, принятие решений о назначении выборов в начале избирательной кампании)
— формирование избирательных органов (осуществляется в соответствии с законодательством, определяются их полномочия и сроки деятельности)
— создание избирательных округов и участков (осуществляется в соответствии с законодательством)
— выдвижение и регистрация кандидатов (определяется круг кандидатов путём существующей практики выдвижения, из числа которых будут избираться депутаты)
— регистрация избирателей (процедура включения гражданина в список избирателей)
— агитационная кампания
— проведение голосования (голосование проходит на избирательных участках, в специальных помещениях)
— подведение итогов голосования (производится подсчёт голосов по избирательным участкам, округам, население информируется об итогах выборов)
Нарушения в ходе избирательной компании:
— изготовление и учёт поддельных бюллетеней;
— прямая переписка голосов одному из депутатов;
— изъятие бюллетеней за неугодного кандидата.
В последнее время устанавливается контроль за проведением выборов.
Референдум –всенародное голосование по какому-либо важному вопросу в гос-ой жизни. В отличии от выборов, в референдуме объектом является опред-ый вопрос или закон, а не кандидат.
В РБ было 3 референдума:
1) 1995 г. – касался символики и связи с РФ
2) 1996 г. – изменения в конституции
3) 2006 г. – участие Лукашенко в избирательной компании.
По конституции РБ сущ-ет право проводить местные референдумы.
Избирательная система РБ.
Избирательное право и соответствующие нормы закреплены в избирательном кодексе РБ. Этот избирательный кодекс был принят в 2000 г. Он включает многие вопросы, касаемые выборов президента, совета министров и т.д. В РБ присутствует мажоритарная система выборов. Выборы в президенты, депутаты, советы представителей и т.д. являются всеобщими. Правом участвовать в выборах имею граждане, достигшие 18-ти лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособные, психически неуравновешенные, лица содержащиеся в местах лишения свободы. Выборы в РБ являются прямыми. Президент, депутаты парламента, депутаты советов избираются прямым голосованием. Президентом РБ может быть выбран рождённый в РБ гражданин, и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет непосредственно перед выборами. Кандидат должен быть не моложе 35-ти лет и должен обладать избирательным правом. Депутатом Палаты Представителей может быть гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет. Чтобы кандидат в президент мог быть зарегистрирован, он должен набрать не менее 100 тысяч голосов.
СМИ и их функции.
Средства массовой информации – учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального ритмического и инструментария различным лицам.
Отличительные черты СМИ:
— публичность (неограниченный круг потребителей)
— наличие специальных технических приборов
— взаимодействие коммуникационных партнёров
— однонаправленность взаимодействий от коммуникатора к зрителю/читателю
— непостоянных характер аудитории
К СМИ относятся:
— пресса (радио, телевидение)
— различные массовые справочники
— кино- и звукозапись
Функции СМИ:
— функция политической информации
— образовательная функция (проявляется в сообщении гражданам знаний в различных областях, есть даже целые образовательные каналы, газеты и т.д.)
— функция социализации (читаем газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, и усваиваем определённые требования и нормы, образцы поведения)
— функция критики и контроля (правительство зачастую огрызается на критику в его сторону, СМИ могут диктовать различные стороны жизни. В демократическом обществе опирается, во-первых, на закон, и во-вторых, на общественное мнение. Эта критики связана с журналистскими расследованиями. Некоторые публикации становятся основой или поводом для расследования уголовных дел, по ряду политических материалов могут создаваться парламентские комиссии и приниматься соответствующие политические решения)
— функция артикуляции (выражения) политических интересов и интеграция политических субъектов
— мобилизационная функция (связана с предыдущей, выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечении в политику)
Реальная демократия невозможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную зависимость. В любом случае, любое СМИ выражает чьи-то интересы. СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.
СМИ РБ.
В РБ широко представлены различные СМИ, 2/3 из них – негосударственные СМИ. В РБ зарегистрировано около 60 телевизионных каналов. Государственные каналы – 1-й канал и СТВ.
6 основных социальных типов СМИ на информационном поле:
— государственные СМИ (создаются гос. органами и финансируются органами гос. власти. Газеты: «Беларусь сегодня», «Республика», «Звезда», «Народная газета», «Белорусская Нива»)
— государственно-общественные СМИ (рассчитаны на определённую аудиторию, в какой-то степени являются приложениями к определённым газетам)
— СМИ организаций и структур гражданского общества (выражают интересы определённых общественных организаций, пропагандируют их позиции (газета «Белорусский час»)
— альтернативныеСМИ (негосударственные СМИ) печатные, интернет-издания, которые финансируются различными негосударственными структурами. Газеты: «Народная воля», «Белгазета», «Белорусы и рынок», различные интернет-ресурсы «Белорусские новости», «Белорусский партизан», «TUT.BY»)
— СМИ коммерческого характера (газета «Отдыхай», «Огород» и т.д.)
— СМИ неполитических структур и организаций, которые имеют узкую специализацию («Медицинский вестник», «Лесная газета», «Железнодорожник Беларуси» и т.д.)
Для всех этих типов гос. и негос. изданий существует определённая структура распространения, поэтому элементами этой информационной структуры являются:
— гос. объединение «Белпочта», которая имеет 730 городских отделений связей, свыше 3000 сельских отделений связи и 118 районных узлов связи, которые распространяют газеты и издания, обеспечивают подписку)
— «Белсоюзпечать» (распространение продукции печати через розничную торговлю. По РБ свыше 300 торговых точек)
— типографии, которые осуществляют тираж этих газет. БГТУ ведёт подготовку специалистов для этих типографий. В РБ в настоящее время насчитывается 4000 различных типографий, которые в той или иной степени издают республиканские газеты и газеты районного масштаба.
Существует система взаимодействий и взаимоотношений государства и СМИ. Базовым элементом является Министерство информации, на которые возложены функции регулирования деятельности гос. СМИ.
Производством новостей занимаются:
— соответствующиеминистерства и ведомства. Сегодня практически каждое министерство и ведомство имеет свой интернет-сайт,
— различные телеграфные агентства (БелТА – гос.структура, Интерфакс Запад – часть российского агентства Интерфакс, Пресслужба президента РБ, которая сообщает о деятельности президента, Национальный прессцентр РБ, который существует при администрации президента, и организует мероприятия, где журналисты получают непосредственно информацию от чиновников, представителей правительства и т.д.,
Направления деятельности Национального пресс-центра РБ:
— информирует о деятельности госструктур
— организует пресс-туры зарубежных журналистов по территории РБ
— информирование о деятельности крупных промышленных предприятия и о деятельности общественных организаций
— анализ прессы белорусский, российской и другой
— информирование гос. структур
Агентства:
— Белапан (негос. агентство)
Есть определённые структуры, которые занимаются взаимодействием госструктур с читателями, в дальнейшем нуждаются в совершенствовании