неверно что к формам эмоциональных состояний относят
Тест по психологии: Эмоции и воля
Тема: Эмоции и воля
Инструктаж: выбрать 1 правильный ответ
а) регулирующая в) коммуникативная
б) сигнальная г) энергетическая
а) регулирующая в) коммуникативная
б) сигнальная г) энергетическая
а) регулирующая в) коммуникативная
б) сигнальная г) энергетическая
4. Переживание удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения:
а) аффект в) эмоциональный тон ощущений
б) собственно эмоции г) настроение
5. Устойчивое длительное эмоциональное состояние, придающее эмоциональный тон переживаниям, мыслям, действиям человека:
а) аффект в) эмоциональный тон ощущений
б) собственно эмоции г) настроение
6. Непатологическая реакция организма, дезориентация, вызванная внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием с импульсивными действиями и изменениями в организме:
а) аффект в) эмоциональный тон ощущений
б) собственно эмоции г) настроение
7. К классификации эмоций по отношению к деятельности относится:
а) стенические в) дистантные
б) идеальные г) эстетические
8. К классификации эмоций по происхождению от групп потребностей:
а) стенические в) дистантные
б) идеальные г) эстетические
9. Сильное, глубокое чувство, характеризующееся волевой направленностью и длительностью:
а) страсть в) чувства
б) фрустрация г) стресс
10. Устойчивые эмоциональные переживания, возникающие в процессе отношений с окружающим миром:
а) страсть в) чувства
б) фрустрация г) стресс
11. Конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми трудностями к достижению цели:
а) страсть в) чувства
б) фрустрация г) стресс
12. Мобилизующий стресс:
а) дистресс в) полистресс
б) аустресс г) неостресс
13. Эмоциональная сфера осуществляет:
а) активацию в) запуск
б) оценку г) адаптацию
14. Эмоции относятся к процессам регуляции поведения:
а) аффективным в) внешний
б) активным г) внутренний
15. Эмоциональные особенности личности обусловленны:
а) воспитанием в) темпераментом
б) характером г) типом нервной деятельности
16. Эмоциональное качество, обусловленное складом личности, познавательным отношением к предметному миру, её интеллектуальным развитием:
а) отзывчивость в) впечатлительность
б) чёрствость г) эмоциональная холодность
17. Слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов:
а) эмоциональная тупость в) эмоциональная холодность
б) апатия г) сензитивность
18. Ранимость, эмоциональная чувствительность:
а) эмоциональная тупость в) эмоциональная холодность
б) апатия г) сензитивность
19. Бессознательный перенос на себя чувств и качеств другого человека:
а) проекция в) рационализация
б) идентификация г) вытеснение
20. Обособление внутри сознания травмирующих фактов для человека:
а) замещение в) интроекция
б) отчуждение г) реактивное образование
21. Бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятие социально-полезным трудом:
а) сублимация в) сопротивление
б) регрессия г) отрицание
22. Этап волевого действия – достижение цели:
а) заключительный в) выполнение
б) подготовительный г) рефлексии
Методист ______ Л.В. Судина
«______» ________ 2021 г.
Рассмотрено на заседании ЦК № 1
Протокол №___ от «____» ____ 2021 г.
Председатель ЦК_______ О.В. Васильева
Разработал преподаватель _____ О. А. Раздобарова
Тема: Эмоции и воля
Методист ______ Л.В. Судина
«______» ________ 2021 г.
Рассмотрено на заседании ЦК № 1
Протокол №___ от «____» ____ 2021 г.
Председатель ЦК_______ О.В. Васильева
Разработал преподаватель _____ О. А. Раздобарова
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс повышения квалификации
Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тест по психологии: Психопатии
«Психологический аспект этического воспитания».
Тест по психологии: Характер, акцентуации характера
Тест по психологии: Темперамент
Профилактика суицида в ОО.
Тест по психологии: Предмет психологии
Презентация для психокоррекционного занятия «Агрессия, злость»
Презентация для подростков » Мир без агрессии»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5354509 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основные формы эмоциональных состояний
Наиболее часто в эмоциональной сфере выделяют следующие основные группы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс и фрустрация.
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию на ситуацию. Порой сам запускающий стимул и реакция на него осознаются недостаточно, что является одной из причин возможной неуправляемости аффектом. Он быстро овладевает человеком и характеризуется утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всей жизнедеятельности организма.
Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Перенесенный аффект может надолго фиксироваться в сознании – его следы могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме (эффекты «накопления» и «разрядки»).
Эмоция («собственно эмоция» в узком значении слова) – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. Эмоция, так же как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но, в отличие от аффекта, она более длительна и менее интенсивна. Если аффект – буря, то обычная эмоция – это душевное волнение.
Эмоция возникает как реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятностные или вспоминаемые. Если аффекты отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. В этом смысле они носят опережающий характер, обобщая оценку ситуации, связанной с удовлетворением потребности.
Кроме положительных и отрицательных эмоций, отражающих процесс удовлетворения потребностей, были выделены (Э. Кант) стенические и астенические эмоции. Если стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждают его к поступкам и высказываниям, то астенические эмоции обусловливают пониженную активность, неуверенность, сомнения и бездеятельность.
Все эмоции человека можно различать и классифицировать также по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес – возбуждение, радость, удивление, горе – страдание, гнев – ярость, отвращение – омерзение, презрение – пренебрежение, страх – ужас, стыд – застенчивость, вина – раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции, как радость, можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и др. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные, эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Среди фундаментальных эмоций К. Изард (1980) выделил следующие:
1. Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость – положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром.
3. Удивление – эмоциональная реакция, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект, и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) – наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным.
5. Гнев – сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей.
6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта.
7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства.
8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного).
9. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина – отрицательное эмоциональное состояние; осознание неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии.
Чувства (высшие эмоции) – особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к реальным или воображаемым объектам. Их часто обозначают как вторичные эмоции, поскольку они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций к объекту чувства.
Выражаются чувства также через эмоции, но не постоянно, а временами, в соответствии с ситуацией. Причем конкретные эмоции как формы переживания определенного чувства могут быть самыми разнообразными. Например, любящая мать может испытывать ситуативную эмоцию гнева, столкнувшись с возмутившим ее поступком сына, однако по истечении времени любовь к сыну возьмет свое, и этот поступок забудется. Потребовалось бы множество его проступков, чтобы отрицательные эмоции накопились и сделали возможным перерождение чувства любви к сыну, а тем более переход его в противоположное чувство.
Вторичные эмоции значительно разнообразнее, чем первичные. В связи с этим при попытке их классификации у человека, единственного существа, которое осознает большинство своих чувств, создаются почти непреодолимые трудности из-за субъективного разнообразия их трактовок в словесном выражении. Однако чувства человека всегда предметны. Их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Выделяют чувства моральные, интеллектуальные и праксические.
Моральные (нравственно-этические) чувства – это переживания, которые возникают при восприятии и оценке действий, поступков или психических особенностей людей (включая себя) с позиций норм и принципов общественной морали. Близкими к ним являются эстетические чувства – переживания прекрасного или безобразного в окружающем нас мире.
Интеллектуальные чувства – это переживания, сопровождающие умственную деятельность. К неспецифическим интеллектуальным чувствам относятся переживания, которые бывают не только при умственной деятельности: любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувство иронии и юмора. Специфические интеллектуальные чувства порождаются исключительно процессом интеллектуальной деятельности (чувство первооткрывателя истины («эврика»), чувство ясности, отчетливости, стройности и логичности формулировок решения).
Праксические чувства – это чувства, сопровождающие все сферы практической деятельности людей: труд, учение, спорт или игры.
Термин «стресс»(напряжение) прочно вошел в обиход и часто используется как профессионалами, так и обывателями, однако первоначальный его смысл существенно отличается от того толкования, которое ему приписывают сегодня. Автор этого понятия, известный физиолог Г. Селье (1907-1982), работавший в Канаде, использовал его для обозначения универсального физиологического ответа живых организмов на чрезвычайные нагрузки. Он показал, что вне зависимости от характера фактора, вызвавшего стресс (охлаждение, физическая перегрузка, сознание угрозы жизни), в организме человека и животных включаются одни и те же процессы, направленные на компенсацию и защиту (выброс гормонов коркового и мозгового вещества надпочечников, повышение уровня глюкозы в крови, артериальная гипертензия и пр.).
При длительном существовании стресса возможно развитие функциональных и органических заболеваний (дистресс),однако всю свою жизнь Селье стремился продемонстрировать защитную и приспособительную функции стресса. Он считал, что напряжение может быть не только безобидным, но и полезным, и даже приятным. Эти взгляды Селье совпадают с точкой зрения многих психологов, пытавшихся опровергнуть идеи 3. Фрейда о вечной обреченности человека на внутренний конфликт и страдание. Так, К. Гольдштейн в 1939 г. писал: «Фрейд ошибся, не придав должного значения позитивным аспектам жизни. Он ошибался, считая главным феноменом жизни бесконечный процесс приспособления к среде; он видел только бегство и стремление к снижению напряжения. Он знал только желанность облегчения, но не знал удовольствия от напряжения».
Люди часто стремятся к повышению напряжения, испытывая свои силы в спортивных состязаниях, экстремальных походах и аттракционах. Как показывают исследования, сексуальная близость также является значительным стрессом для человека, настолько сильным, что при наличии заболевания сердца она может привести к опасным для жизни последствиям. Физиологические изменения при стрессе, связанном с эмоционально приятными и неприятными событиями, весьма сходны.
Термин «фрустрация»гораздо лучше характеризует степень эмоционального напряжения. Под фрустрацией понимают психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения актуальных и доминирующих потребностей. Проявлениями фрустрации бывают самые различные отрицательные эмоции (досада, разочарование, тревога, раздражение, злоба, отчаяние).
Сила эмоций, вызванных фрустрацией, у каждого отдельного человека определяется тем, насколько актуальна та потребность, которая была блокирована. Так, интровертирован-ный человек легко переносит отсутствие комфорта, порядка и признания со стороны окружающих, но очень болезненно относится к ситуациям, ограничивающим его самостоятельность (автономию). Возбудимый человек почти не нуждается в автономии и в понимании происходящего (не обращается за разъяснениями), однако очень плохо переносит монотонное существование, так как сильно нуждается в переживаниях. Педантичный хорошо приспособлен к однообразной деятельности, но не переносит беспорядка и неопределенности. При оценке тяжести фрустрации также следует учитывать индивидуальную способность человека переносить лишения без негативных последствий для здоровья.
3. Фрейд считал, что постоянной помехой на пути удовлетворения глубинных влечений становится сам человек в виде его супер-эго, которое усваивает нормы общественной жизни и оказывает непрекращающееся давление на поведение людей. В бихевиоральной концепции ударение делается на внешние препятствия, которые мешают людям подойти к воплощению их мечты. Гуманисты также рассматривают общество как преграду на пути осуществления главной задачи жизни – самоактуализации.
Интересное исследование причин фрустрации было проведено сторонниками теории социального научения (Дж. Роттер, Б. Вайнер). Согласно этой концепции, любую неудачу или победу человек может объяснить различными причинами, различающимися по трем параметрам: 1) внутренние – внешние; 2) постоянные – переменные; 3) контролируемые – неконтролируемые. Так, свои неудачи на экзамене люди могут приписывать разным причинам: «Мне никогда не давались точные науки» (внутренняя постоянная неконтролируемая); «Как назло, меня посадили к самому строгому экзаменатору» (внешняя переменная неконтролируемая); «Я совсем не учил» (внутренняя переменная контролируемая), «Когда я поступал в медицинский институт, я понимал, что учиться будет нелегко» (внешняя постоянная контролируемая). Таким образом, люди объясняют успех или неудачу либо своими способностями, либо приложенными усилиями, либо трудностью задачи, либо везением.
При прогнозировании поведения человека в ситуации фрустрации важно помнить о том, что его поступки будут определяться не реальными обстоятельствами и возможностями, а его собственными взглядами на то, какова причина ситуации и возможно ли ее преобразование в лучшую сторону. Так, женщина, считающая свою непривлекательность неконтролируемой, не соблюдает диеты, отказывается от занятий спортом, безропотно сносит отсутствие поклонников. Наоборот, женщина, уверенная в возможности контроля, предпринимает серьезные усилия по изменению своей внешности, обращается к специалистам-косметологам, делает все, чтобы ее заметили и оценили.
Наблюдения психологов показывают, что склонность людей рассматривать причины неудачи как контролируемые или неконтролируемые является относительно постоянной личностной чертой. Дж. Роттер обозначил эти черту как локус контроля. Локус контроля считается внешним (экстернальность), если человек обычно считает, что ситуация контролируется внешними, не зависящими от него обстоятельствами, другими, более могущественными людьми, чьим-то злым умыслом или божественным провидением. Внутренний локус контроля (интернальность) проявляется уверенностью в том, что все находится во власти человека, что он сам может влиять на ситуацию, бороться с обстоятельствами, добиваться справедливости.
Поведение в ситуации болезни также зависит от локуса контроля. Так, экстернальная позиция «я болезненный человек» определяет пассивность, отказ от рискованных мероприятий, отсутствие веры в эффективность лечения и профилактики. Напротив, интернальная позиция «здоровый образ жизни – это путь к процветанию» заставляет человека компенсировать недостатки своей физической конституции, добиваться улучшения качества жизни даже при наличии неизлечимой болезни. Внешний локус контроля часто определяет пониженную самооценку, чувство безысходности, депрессивный фон настроения.
Особенно тяжело люди переживают ситуации, причины которых рассматриваются как контролируемые, но постоянные. Сознание принципиальной возможности прекращения стресса заставляет человека искать удовлетворительный выход, однако поиски осложняются постоянным возникновением новых препятствий, которые поддерживают в людях чувство тревоги и напряжения. Примерами постоянных контролируемых причин стресса являются межличностный и внутриличностный конфликты.
Конфликт – свойство человеческих взаимоотношений, вызванное нехваткой тех или иных значимых ресурсов и выраженное в остром психологическом напряжении и противодействии.
Противоположное чувство – консенсус (согласие, спокойствие).
Конфликты бывают: внутриличностные, межличностные, личность – группа, группа – группа.
Выделяют следующие стадии конфликта: латентная, открытого конфликта, разрешения.
Для характеристики открытого конфликта применяется понятие эскалации конфликта.
Причины конфликта: распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации.
Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов. К внутриличностным конфликтам относятся: конфликт потребностей, конфликт между потребностью и социальной нормой, конфликт социальных норм, мотивационный, нравственный, ролевой, адаптационный, невротический конфликты.
Неверно что к формам эмоциональных состояний относят
Проект «Психологи онлайн» запись закреплена
Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)
+ Тест «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда»
Эмоция («собственно эмоция» в узком значении слова) — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Все эмоции человека можно различать и классифицировать по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.
Изард выделил 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.
Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Итак, фундаментальные эмоции по К. Изарду :
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Источник: Сидоров П.И., Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию»
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда
— Используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций.
Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых. Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии со списком шкалы К. Изарда.
Тест и ключ к тесту прикреплены ниже .