нестяжательство в православии что это
Нестяжание
Нестяжа́ние — 1) евангельская добродетель, выражаемая в независимости человека от страсти накопительства, чрезмерной привязанности к материальным благам; 2) предмет одного из трёх монашеских обетов.
«Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Лук. 16:13 ).
Больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром.
прп. Никодим Святогорец
Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостаток у других ( 2Кор.8:14 ).
свт. Иоанн Златоуст
Такое величие духа изумило Модеста, и он сказал: «Со мною до сего времени никто еще так смело не говорил». Тогда св. Василий смиренно заметил: «Может быть тебе не приходилось говорить с епископом; потому что в подобном случае каждый из наших епископов также говорил бы с тобою».
Московская Сретенская Духовная Академия
ГлавнаяНовостиОбразование Нестяжание – как необходимая добродетел.
Нестяжание – как необходимая добродетель для христианина
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие друзья, 19 октября мы совершаем память перенесения мощей преподобного Иоанна Рыльского. Преподобный Иоанн – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви. Сегодня, братья, мы, рассмотрев его житие, поговорим о добродетели, имя, которой нестяжание, и как ее достичь.
Преподобный Иоанн родился в 876 году в селе Скрино Средецкой, нынешней Софийской области. Рано оставшись сиротой, мальчик стал пастухом у одного богача, тогда уже и проявилась его святость. Так однажды потерялась корова с теленком, и хозяин сильно избил мальчика. Он долго и слезно молился Богу, и Господь помог ему и явил чудо. Когда он нашел пропажу, то в реке Струме сильно поднялась вода, юный пастух помолился, положил на воду свою одежду, начертал на ней крест и прошел по ней, как по суше. Богач, увидев это чудо, отпустил мальчика домой.
Юный Иоанн раздал все свое имущество и ушел из родного села. Он поступил по словам Иисуса Христа: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19:21). Ибо отречение от земного богатства и является проявлением добродетели нестяжания. Вся жизнь святого следовала словам Христа: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21).
Один из пастухов из жадности набрал с собой бобов в запас, и по дороге домой обнаружилось, что взятые им стручки с бобами пусты
Святой продолжил подвизаться в пещере, а спустя двенадцать лет перешел в Рыльскую пустынь, где поселился в дупле дерева. Он много постился, питаясь только травой, и слезно молился Богу. Видя такое терпение Бог произрастил преподобному бобы, которые служили ему долгое время пищею. И даже этой малой едой, служившей ему пропитанием, святой был готов с радостью поделиться. Так однажды к нему пришли овцы, убежавшие от своих пастухов, и те следуя за стадом увидели отшельника, который с радостью угостил их бобами. Но один из пастухов из жадности набрал с собой бобов в запас, и по дороге домой обнаружилось, что взятые им стручки с бобами пусты. Пастухи вернулись с раскаянием, и старец простил их, сказав, что плоды эти назначены Богом для пропитания пустынного. Здесь мы видим с вами, как отказавшись от мирского богатства, удалившись из мира и подвизавшись преподобный приобрел награду от Бога, который по милосердию Своему подает нам все необходимое.
Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь в пещере, где прежде жил он сам. Преподобный Иоанн мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни.
В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился своим ученикам и повелел перенести его мощи в Средец (Софию), где в то время находился Патриарх Болгарский Дамиан. Предположительно это событие произошло в 980 году. А 19 октября по старому стилю или 1 ноября по-новому 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены из Средеца в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. Это событие и празднуется теперь ежегодно 19 октября, дорогие братья.
Как же нам с вами приобрести добродетель нестяжания?
Как же научиться нам с вами добродетели нестяжания в современном мире полном всякого изобилия и людскими стремлениями в приобретении богатства, роскоши, славы? Как легче в таких условиях следовать сей добродетели христианину? Для противостояния всякому греху необходимо заручиться словом Божиим, и всегда руководствоваться им. Господь обращается к нам со словами: никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк.16:13). Вот как поясняет эти слова Спасителя блаженный Иероним Стридонский: «На сирском (Арамейском) языке маммоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу. Впрочем, Он не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин»[3].
Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:21)
Богатый юноша и Христос Вот, что говорит о нестяжании преподобный Нил Синайский: «Нестяжательностью называем мы не нищету невольную, которая, приключившись по необходимости, сокрушает дух, и как непроизвольная, почитается несносною, но добровольную решимость довольствоваться малым, приобретаемую самовластием помысла, однако ж требующую труда, и до того именно времени, пока упражнение, обратившись в навык, не соделает сносным того, что долгое время казалось трудным и нестерпимым»[4]. Нас никто насильно не заставляет отказаться от всего, что мы имеем, но мы можем и в силах поставить себе целью развивать добродетель и довольствоваться самым необходимым, приобретенным нашим трудом. А Господь Бог, видя наше стремление к добродетели нестяжания, укрепит и даст сил в ее приобретении.
Итак, братья, что мы сегодня с вами узнали для себя. Нестяжание проявляется в любви к Богу и ближнему, отречению от земных богатств и стяжанию Небесных. Преподобный Иоанн Рыльский всей своей жизнью показал нам пример, как следовать добродетели нестяжания.
Из всего вышесказанного видно, что дело нашего спасения зависит в частности и от того имеем ли мы добродетель нестяжания или она у нас отсутствует и мы скупы. Господь воздает по трудам нашим. Примером нестяжания для нас должен стать Преподобный Иоанн Рыльский, память которого чтит сегодня Церкви. Будем помнить слова Христа: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф.6:19). И «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). И да, поможет нам в приобретении сей добродетели Господь Бог по молитвам преподобного Иоанна Рыльского. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Яков Цветков
семинарист IV курса
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1). Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2013. – 1296 с.
2). Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т.1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – 816 с.
4). Иоанн Лествичник, преп. Лествица. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. – 592 с.
Нестяжание: духовная свобода
В кризис, когда считаешь каждую копейку, разговоры о нестяжательстве могут показаться чем-то из области кощунства. Но не будем спешить: коварная страсть сребролюбия и стяжательство определяется не размером кошелька, а внутренней предрасположенностью. Почему? Поговорим об этом в сегодняшней статье.
Хочешь быть совершенным – раздай все!
В дни земной жизни Иисуса Христа к Нему подошел искавший духовного совершенства юноша. Молодой человек довольно твердо был убежден в том, что УЖЕ исполнил все заповеди Бога. Но после того, как Христос посоветовал парню раздать все имущество для достижения святости, последний опечалился. И просто ушел прочь.
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»
В этих словах Спаситель в очередной раз напоминает людям об «узком пути» (Мф. 7:14) в райские обители.
Чем меньше земных привязанностей будет иметь душа в мире, тем легче для нее будет «подняться» на духовную высоту. А вот стремление к накопительству и окружению себя богатством, наоборот, играет с человеком злую шутку. Оно становится подобно брошенному с корабля якорю, который будет удерживать судно на одном месте и не позволит ему, даже распустив парус, ринуться по водной глади за манящую границу горизонта.
Нестяжние, то есть независимость от материальных ценностей, считает одной из евангельских добродетелей. Ей противостоит греховная страсть сребролюбия, выраженная, как уже понятно, в ярой приверженности увеличения благосостояния.
Необязательно, кстати, быть человеком довольно состоятельным по меркам общества, чтобы страдать стяжательством. Грезы о красивой жизни без осязаемого имущества имеют ту же духовную природу и также лишают душу покоя и радости.
Сребролюбец выступает мировоззренческой калькой с каинового племени, которое страх перед Богом и окружающим миром подтолкнул к активным действиям по созданию альтернативного царства безопасности. Только лишь своими силами.
Крупные города, комфортная жизнь, поиск возможностей, стремление к активной социализации и использованию возможностей есть не что иное, как порождение стяжательства.
«Деньги решают все» или «Миром правят деньги» – идеология стяжателей. Ведь с помощью денег можно купить любую материальную ценность или возможности. По мнению неокаинитов, неограниченные возможности в мире материи и есть счастье. Выходит, что счастье покупается.
Неокаиниты
Материализм сам по себе похож на некоторую форму интеллектуальной ограниченности или даже клинического безумия.
«Верю в то, что вижу» – еще один слоган «земных» людей.
Если следовать логике «отбитых» материалистов, для которых кроме видимого мира не существует ничего более… тогда эпикурейское наслаждение миром вещей, активное пользование предметами и другими людьми вполне закономерно.
Вот только христианам тяжело смириться с подобными мировоззренческими парадигмами. Мы живем в миру среди самых разных людей, и неизбежно подвергаемся диффузии с пространством чужеродных нашей вере ценностей. Где-то нам удается прогнуть под себя изменчивый мир и напомнить ему, что не все в жизни упирается в формулу «карьера, квартира, машина, Бали». А где-то общество убеждает нас «эй, брат, расслабься, не будь так фанатичен, давай как мы!». И мы порой даже неосознанно начинаем жить духом мира.
Навязчивые мысли о сверхприбылях, дорогих домах, автомобилях, поездках, новых заводах обосновываются нами самим себе как обычное желание «нормально жить», ни в чем не нуждаясь и имея возможность делать добрые дела с большей отдачей.
Мы предполагаем, что деньги откроют перед нами широкие возможности, помогут изменить жизнь близких в лучшую сторону, дадут нам успокоение, позволят «выдохнуть» и заняться главным, душой… Но нам так именно кажется.
Образ богатства, у каждого человека собственный, но занимающий разум, формирует качество духовной жизни. Постоянные мысли о материальных ценностях приводят к печали и поселяют в душе чувство беспокойства, или даже гнева. Нам начинает казаться, что деньги решат все наши проблемы, или хотя бы сделают жизнь лучше…
Ловушка. Мы попались. Мы забываем о Боге и тратим внутренний ресурс духа на постоянные переживания о земном. Забывая про «горнее», мы просто топим себя в житейском океане. Выплывать всегда очень тяжело.
Богатство как материальный предмет, сам по себе, духовно безопасно. Опасно человеческое к нему отношение. Купив новую машину, мы по первости сдуваем с нее пылинки. Негодуем, если кто, не дай Бог, обрызгает нашего железного коня после выезда с автомойки. Огрызаемся на пассажиров, если они хлопнут дверью сильнее положенного.
Наши мысли – не о Боге, а о машине. Это лишь маленький пример, который наверняка, вы можете самостоятельно сложить в паззл того, как бессознательное стяжательство губит наш внутренний покой.
Богатство не войдет с нами в вечность. А вот душевная боль от переживаний за осязаемые или иллюзорные блага – вполне. Это нас погубит.
Утратив все до конца, мы обретаем свободу
Эти слова персонажа книги «Бойцовский клуб» как нельзя лучше подходят для описания состояния человека, не обремененного излишними материальными ценностями.
Первые нестяжатели среди христиан – монахи, но именно они издревле являют мирянам идеал, на который если и не во всем стоит равняться, но воспринимать как образец жизни, обличающий и вразумляющий от ошибок – вполне.
В истории Православия были «святые богачи», и еще больше – достойной жизни состоятельных меценатов. Другое дело, что их отношение к богатству было более легким, чем у наших сребролюбивых современников.
Яркими примерами понимания больших капиталов как даров Бога, которыми необходимо делиться с нуждающимися братьями и сестрами вокруг, были купцы и фабриканты дореволюционной России. О них история сохранила ряд подробных описаний, в том числе, запечатленных в сохранившихся до наших дней величественных архитектурных постройках храмов и монастырей. Кто-то из них, такие, как Иннокентий Сибиряков, поступали и по словам Спасителя: раздавали баснословные капиталы, а сами принимали монашеский постриг…
Праведный Иов, герой Ветхого Завета, не скорбел, потеряв большое, по своим временам, богатство. Роптала его жена, друзья искали повод подломить праведника. Но благочестивый муж не был сердцем привязан к материи. И Бог вернул ему сторицею утерянное имущество. Потому что сердце Иова не было привязано к палатам, пастбищам и стадам. Его душа стремилась к Богу.
Но если материальные ценности в душе человека вызывают скорбь, печаль, гнев, зависть, ненависть и вообще лишают его мира… Может, не стоит удивляться, почему мы этим до сих пор не обладаем? Бог видит наши сердца и всегда дает для жизни все самое необходимое. Если мы способны с помощью денег сделать этот мир лучше – Господь обязательно наградит нас ими. Если нет – это только для нашей же пользы. Миром правят не деньги. Миром правит любовь. Деньги заглушают в сердцах людей голос любви. Голос Бога.
Что лучше – слышать Бога или слышать гул надвигающейся бездны вечной пустоты? Выбор всегда за нами.
НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО
Полезное
Смотреть что такое «НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО» в других словарях:
НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО — НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО религиозно нравственное течение в Русской Православной Церкви кон. 15 1 й пол. 16 в. Духовный глава преп. Нал Сорский. Основные представители: Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, Максим Грек Α кр. К кон. 15 в. по мере … Философская энциклопедия
Нестяжательство — Нил Сорский, глава нестяжателей Нестяжатели духовное и политическое течение реформаторско гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого… … Википедия
нестяжательство — нестяж ательство, а (к нестяж ательный) и нестяж ательство, а (к нестяж атели) … Русский орфографический словарь
НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО — религ. политич. течение в России кон. 15 в. нач. 16 в., приверженцы к рого выступили с требованием отказа церкви от «стяжания» (т. е. от приобретения земельных и иму ществ. ценностей) как противоречащего еванг. идеалам и наносящего ущерб… … Атеистический словарь
ФИЛОСОФИЯ РУССКАЯ — представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно нравственные категории. Русская философия это прежде всего… … Русская история
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история
ЭКОНОМИКА — (греч.: искусство ведения домашнего хозяйства), народное хозяйство, хозяйственная деятельность. До XVIII в. в России не существовало понятия «экономика». Самобытный хозяйственный строй, господствовавший на Руси, носил название «домостроительство» … Русская история
йога — (от санскр. yoga соединение, сосредоточение мыслей, созерцание) древнеиндийская религиозно философская система личностного совершенствования человека, связанная с системой психофизической тренировки, направленной на изменение психики за счет… … Большая психологическая энциклопедия
Нестяжатели — сторонники религиозного течения, сформировавшегося во 2 й пол. XV в. и просуществовавшего до сер. XVI в. Первым крупным идеологом Н. был Нил Сорский, продолжателями его учения стали Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, примыкал к Н. и… … Русская Философия. Энциклопедия
ДОБРОДЕТЕЛЬ — фундаментальная философско богословская категория, обозначающая ценностно значимый аспект духовно нравственного совершенства человека. Слово «Д.», появившееся, вероятно, как калька с греч. термина καλοποιΐα (Lexikon zur Byzantinischen Gräzität /… … Православная энциклопедия
Нестяжательство. Зачем каждому человеку нужно иметь эту добродетель
В середине 15 века в Русской православной церкви сложились два особых религиозных направления. Эти два направления была различны между собой. Одно из них называлось иосифлянство, а другое — нестяжательство.
Идеологом иосифлянства стал Иосиф Волоцкий, который отстаивал консервативное отношение ко всем течения в церкви. А вот лидером нестяжателей стал Нил Сорский. О том, как развивались эти направления наша статья.
Суть данного направления заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.
Как мы знаем, в душе всех наших предков, а прежде всего простых крестьян всегда было чувство справедливости, а не просто материального воздания. Еще тогда люди считали, что нужно жить достойно, вознаграждать по совести.
Примерно к 19 веку был создан идеал справедливости, который стал для русского человека своего рода компасом. Он говорил о том, что не нужно гнаться за богатством и за наживой. Именно эти цели в жизни считались недостойными.
Самое главное считалось, что нужно прожить жизнь по-доброму, по правде и по достоинству.
Человек никогда не должен стремиться к богатству, к накопительству, он всегда должен довольствоваться тем, что имеет. В русском народе также были придуманы различные пословицы и поговорки, например, лишние деньги — лишние заботы.
Нестяжание это евангельская добродетель, а также один из монашеских обетов при пострижении
В православии мы часто слышим такое слово, как «нестяжание». Что это такое? Нестяжание — это евангельская добродетель, которая выражается в независимости человека от страсти к накопительству, а также чрезмерной привязанности к материальным благам. Именно предметом одного из трех монашеских обетов считается — нестяжание. Рассмотрим, что говорили святые отцы о том, что такое нестяжание, и как его приобрести.
Преподобный Исаак Сирин говорил, что никто не сможет приобрести настоящую нестяжательность, если не сможет переносить все искушения с великой радостью на душе:
«…никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не приготовится к тому, чтобы с радостью переносить искушения. Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мысли».
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, нужно полностью отречься от любви к земным предметам:
«…Тот, кто раздал имение нищим, для того чтобы оказать всецелое повиновение Спасителю… кто сам сделался нищим, чтобы подчинить себя лишениям, сопряженным с нищетой и обильно доставляющим смирение, этим действием уничтожает всю свою надежду на мир, сосредоточивает ее в Боге.
Чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, нужно отречься от любви к предметам земным. Нестяжание и отречение от мира — необходимое условие к достижению совершенства. Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу, все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены…».
Монахи, которые приходят служить в монастырь, принимают обет нестяжательства
Монахи, которые приходят служить в монастырь и отдают свою жизнь Богу, принимают — обет нестяжательства. Именно он даются при пострижении. Монах, который уповает на Царствие Небесное, отрицает все земные богатства до самого минимального имущества, потому что гарантии его безопасного существования не в обилии запасов, а во Христе. Именно в нем монах и обретает настоящее богатство.
Нестяжание — это не только моральные заповеди, а это условие к совершенству, которому должен стремиться каждый человек. Именно тогда он станет гражданином Царствия Небесного.
Лидером нестяжателей был Нил Сорский
Как мы видим из истории, нестяжателей принято называть духовно-политическим течением Русской церкви конца 15 и первой половины 16 века. Этот термин был введен русскими либералами-славянофилами во 2 половине 19 века для заволжских монастырей.
Впервые термин стал использовать историк канонического права Алексей Павлов. Так он назвал Вассиана Патрикеева. Все это постепенно стало отражаться в трактовке мировоззрения северного монашества.
Кто является лидером нестяжателей? Также принято объяснять позицию нестяжателей исключительно религиозно-нравственными убеждениями. Также другой неоправданной тенденцией стало сближение взглядов его учителя — преподобного Нила Сорского. Нил Сорский считался идейным вдохновителем нестяжателей, это и был их духовный лидер. А князь Вассиан был его учеником и верным последователем.
Именно взгляды Нила Сорского по всем вопросам были резко противопоставлены взглядом Иосифа Волоцкого.
Нил Сорский считался идейным вдохновителем нестяжателей, это и был их духовный лидер. Фото: kirillov-monastyr.ru
Также стоит обратить внимание на то, что проблема монастырского хозяйства не обременяла братию и монахов своими заботами. Византийские монастыри с древнейших времен были обеспечены земельными пожалованиями, которые предназначались для содержания монашества империи. Большой рост монастырского землевладения наблюдался в эпоху македонской династии.
В 16 веке мы видим, что начинается активная раздача монастырям земли. Особыми привилегиями пользовались афонские монастыри. Конечно же, это принесло и ряд других проблем. Например, то, что в процессе переориентации церкви стали решаться проблемы мирской жизни. Что противопоставлялось изначальной духовной задаче спасения души человека. Вскоре монастыри стали раздаваться и на Востоке.
Против этого выступал архиепископ Евстафий Солунский. Он требовал ограничить монастырское землевладение, так как они наносят большой вред, особенно для тех, кто решил принять иноческий образ. Он говорил о том, что малым монастырям вообще не стоило брать земли. Подчиняться же монастыри должны своим епархиальным владыкам. Монастыри, которые не были подчинены светским избирателям, там монахи должны были сами заниматься делами и вопросами, которыми не должны были трогать.
Возрождение монашества стало связано с именем преподобного Григория Синаита. Именно он ставил вопрос о целях монашеской жизни.
Возрождение монашества началось с имени великого святого — преподобного Григория Синаита. Этот святой ставил вопрос о целях монашеской жизни. Фото: simvol-veri.ru
Последователем нестяжателей после смерти Нила Сорского стал Вассиан Косой
Так же обратим внимание на еще одного духовного лидера нестяжателей — это Вассиан Косой. Он стал представителем партии нестяжателей после кончины Нила Сорского. Вассиан — князь по своему происхождению, принадлежал к самым знатным боярским родам. После того, как он выехал в Москву, он поступил на службу к великому князю Василию первому. С помощью великокняжеской власти, он смог достигнуть многих высот.
Продолжателем лидеров нестяжателей после смерти Нила Сорского — стал Вассиан Косой. Вассиан — князь по своему происхождению, принадлежал к самым знатным боярским родам. Фото: studfiles.net
Вассиан решил отдать свою жизнь Богу за монастырской стеной. Именно там началась его новая жизнь. Первое время монастырский устав не подходил ему по характеру. Там он познакомился с Нилом, и вместе с ним спасался в скиту. Именно тогда он стал ревностным сторонником нестяжателей, хотя вначале он не разделял этого мировоззрения.
Вассиан многому научился у Нила, а также многое перенял от него. Если обратить внимание на историю, то мы видим, что инок Вассиан был одним из самых интересных фигур русской истории 16 века. Это был довольно своеобразный человек, который сочетал в себе и своей деятельности — высокомерие и страстность.
На момент смерти Нила Сорского, Вассиан достаточно хорошо разбирался в ситуации. Он не высказывался о своем участии в деяниях собора. Именно он помог поставить на определенную роль митрополита Варлаама. Это постановление было совершено без собора епископов по приказу великого князя, которому в свою очередь, обратился Вассиан Косой. Именно он посоветовал выдвинуть митрополита Варлаама на митрополичью кафедру. Митрополит Варлаам же сочувствовал нестяжателям и стал настоятелем Симонова монастыря, где тогда и жил Вассиан. Чтобы поддержать его в делах, он послал к нему еще одного из людей, живших тогда на Афоне — Максима Грека.
Максим грек наиболее полно разработал государственно-правовые аспекты нестяжательства
Максим Грек совершенно случайно попал в Москву, но уже тогда было замечательной и крупной фигурой в истории русской церкви. Сведения о нем очень отрывочные и ненадежные. Именно Максим Грек наиболее полно разработал государственно-правовые аспекты нестяжательства.
Максим Грек наиболее полно разработал государственно-правовые аспекты нестяжательства. Фото: prepodobnii.org
Он стал продолжателем после Вассиана Косого. Он старался поддерживать как его законы, которые были уже введены, так и начал вводить что-то от себя. Он призвал царя устроить вверенное ему царство по христовым заповедям и законам, а также он призывал всех творить суд и правду посреди земли. Также стоит сказать о том, что он связал устройство государственного управления, при котором царь должен был править вместе с митрополитом и слушать его советы. Он должен был заботиться о поданных в духе человеколюбия и нежности. Царская власть должна была ограничиваться как божественным, так и положительным законом, а также нравственными нормами. Он пытался сделать так, чтобы светская и духовная власти жили в тесном союзе, поскольку они имели перед собой одну цель.