Что такое курс в исламе
Что такое аль-Арш и аль-Курси?
В Коране упоминается аль-Арш, что это?
В лексическом значении слово «Арш» обозначает возвышенность, высокое место, потолок чего-либо. В терминологическом значении слово «Арш» обозначает высочайшее место (макам), охватывающее все миры. Арш окружен ангелами.
По мнению муфассира Фахруддина ар-Разы, аль-Арш – это мир, в котором обитают ангелы, и к которому первым было обращено божественное повеление. Если можно так выразиться это высочайший макам, где обитают ангелы, к которым было обращено божественное повеление, касающееся управления всеми другими мирами.
В соответствии с единогласным мнением всех исламских алимов, суть Арша непостижима для нас. Все существующие материальные миры помещаются в аль-Курси, а Арш находится над Курси.
В одном из хадисов сообщается, что семь небес и земля по сравнению с Курси, подобны кольцу, брошенному в пустыне. Это показывает нам, что истинный размер Курси и Арша невозможно постичь и представить.
Существование Арша предшествовало появлению всех других творений. Все миры, все галактики и все системы существуют под ним, вспыхивая и потухая, рождаясь и умирая. Он же продолжит свое существование и после них, так же как он существовал до их появления.
Исламские алимы говорили о том, что хоть названия Арш и Курси используются в качестве метафоры, тем не менее, эти миры реально существуют. То есть так же как неправильно было бы думать, что Арш является потолком этого мира, а Курси представляет материальный трон, подобный трону султана, точно так же неправильно думать, что эти два понятия представляют собой лишь абстракцию. В связи с этим хотелось бы привести следующий пример:
Несмотря на то, что выражение «дом Аллаха» используемое в отношении Каабы, является метафорой, но, тем не менее, Кааба реально существует. Точно так же необходимо рассматривать Арш и Курси, осознавая тот факт, что их сущность непостижима для нас.
Криптовалюта в Исламе. Харам или халяль?
Криптовалюта в Исламе до сих пор не имеет четко определенного статуса. Существуют оба мнения, каждый из которых опирается на свои доводы. Для многих мусульман криптовалюта является чем-то необъяснимым, непонятным, оттого подозрительным. Но между тем, сегодня наблюдается довольно большой ажиотаж вокруг этого явления.
Кто-то даже говорит, что это финансовая пирамида, пузырь. Итак, чтобы до конца разобраться, разрешена ли криптовалюта по Исламу, нужно сначала дать определение криптовалюте. Так харам или халяль криптовалюта, такие как Биткойн, и ему подобные.
Шариатские мнения относительно дозволенности или запретности криптовалют.
Первое мнение: Харам.
Запрещающие Биткоин и другую криптовалюту небезосновательно утверждают, что все сделки в криптовалюте проходят анонимно. Такая сделка называется неопределенной, или гарар. Т.е. тот, кто отправляет средства в криптовалюте не знает кому отправляет. Но здесь надо оговориться, что отправлять совершенно незнакомому лицу совершенно без причин — такое в реальности практически никогда не происходит.
Мы почти всегда знаем,за что и кому их отправляем. Кроме того, при покупке с помощью традиционных средств, например, на банковскую карточку в интернет-магазинах или за удаленную услугу фрилансера мы также не видим получателя, а только номер карты, телефона и ФИО.
Вы можете возразить, что банковские средства проще отследить и это защищает нас от мошенников. Но если это было бы так, у нас не было бы такого масштабного разгула краж денег со счетов и мошеннических схем типа «звонка сотрудника банка».
Второй аргумент, который приводят те, кто запрещает криптовалюту, это высокий риск, который связан со сделками в криптовалюте. Называют они это майсаром и сравнивают с азартными играми. Здесь можно согласиться и то, только отчасти, с высоким риском, но это риск совершенно другого характера, нежели азартные игры.
Это скорее риск, связанный с инвестициями, или вложениями в какой либо актив с целью сохранения, например от девальвации собственной валюты или инфляции. Совершенно неясно, почему авторы сравнивают криптовалюту с азартными играми.
Далее авторы почему-то утверждают, что Ислам разрешает выпускать деньги исключительно государством, хотя ни во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ни во времена праведных халифов государство не монополизировала выпуск золота и серебра, которые на тот момент являлись средствами обмена — деньгами.
Отсюда плавно перейдем к определению денег, как средств обмена. Деньги — это ни что иное, как средство обмена. На сегодняшний день ни одна валюта мира не подкреплена ни золотом, ни серебром ни рыбой и даже ни мясом. Такие деньги называются фиатными. Они существуют исключительно на доверии людей и их вере в то, что их валюта не обесценится в один прекрасный день. Но все мы помним и знаем, что происходит с завидной регулярностью.
Второе мнение относительно криптовалюты — Халяль.
Биткоин и многие другие криптовалюты также существуют за счет доверия к ним людей, однако осуществление транзакций контролируется самим сообществом людей, а не банками. Все сведения об операциях хранятся централизовано на серверах банков. Там же хранятся все данные держателей банковских карточек. И все это активно сливается в сеть и продается всем, кому это интересно.
Транзакции в криптовалюте на самом деле значительно более прозрачны, чем банковские, хотя и анонимны. В этом нет противоречий, потому, что каждая транзакция записывается в блок, и затем эти блоки формируют блокчейн. И эти записи могут просмотреть все желающие. Но в то же время трудно увидеть кто именно стоит за тем или иным кошельком. Хотя и это сейчас лишь вопрос выбора, поскольку на криптовалютных биржах идентификация личности обязательна.
Криптовалюта защищена алгоритмами и обеспечена интеллектуальными активами. Да, с точки зрения Ислама не всегда актив может быть осязаемым, как например, финики, зерно, золото или то же мясо. Интеллектуальная собственность, в том числе, программы, рабочие математические алгоритмы тоже являются активами, могут продаваться, обмениваться, закладываться и все остальное.
Отсюда следует, что раз криптовалюта — это рабочий программный комплекс, который обеспечивает надежную защиту Ваших собственных активов (рублей, долларов, рыбы, мяса…) и быстрый, безопасный обмен этими самыми активами, выраженными в криптовалюте, то он сам по себе является интеллектуальной собственностью и активом.
При этом, этот программный комплекс существует автономно, без влияния со стороны государств, что придает ей еще больше надежности, поскольку полностью исключает человеческий фактор, со всеми его слабостями, стремлением обогатиться за чужой счет и страстью к власти.
Что такое майнинг и разрешен ли он в Исламе? Майнинг — это ни что иное, как услуга со стороны владельца видеокарты в виде поддержания сети блокчейн и подтверждения транзакций. Более того, чтобы заниматься майнингом, надо купить видеокарту, вложить для этого немалые деньги. Майнер по сути — это часть блокчейна, он тратит на это свои деньги, тратит электричество и получает за это вознаграждение. А раз это услуга, значит это безусловно Халяль.
Поэтому, те, кто считает, что майнинг — это что-то бесплатно и делать там ничего не надо, (знай себе, лежи на диване и греби деньги лопатами) абсолютно не разбираются в технологии блокчейн, в самой сути криптовалют. Из-за такого непонимания и возникают такие нелепые мнения.
Криптовалюта — это цифровое платежное средство, которое не использует банки для проведения транзакций. Вместо этого криптовалюта использует децентрализованную распределенную сеть всех участников. Каждый, у кого имеется криптокошелек может участвовать в подтверждении транзакций.
А раз нет посредника, который контролировал бы эту систему, то это дает сразу несколько преимуществ перед фиатными деньгами.*
Преимущества криптовалюты в Исламе.
Далее мы отметим несколько преимуществ использования криптовалюты для Ислама и мусульман.
Первое и самое важное для каждого мусульманина преимущество криптовалюты — нет процентов (риба)
Ваши монеты, только Ваши монеты. И никакой банк не сможет использовать их для своих харамных операций. Банк не сможет смешивать Ваши деньги, которые как бы лежат на Вашей карте, но фактически находятся в полном распоряжении банка, с другими деньгами, которые используются для производства и продажи алкоголя и табака, для выдачи кредитов и других запрещенных в Исламе действий.
Конечно, каждый отдельный владелец криптовалюты сможет использовать свои монеты в харамных целях, но это уже будет только его выбор и использовать он будет только свои монеты.
Очень низкие комиссии при переводах криптовалюты между кошельками.
Как часто бывает, молодые люди из бедных Исламских стран едут на заработки в развитые страны. Оттуда они пересылают часть своей зарплаты своим семьям. Криптовалюта позволит значительно сэкономить на денежных перечислениях.
Безопасность и анонимность криптовалюты — важное преимущество для мусульманина.
Как уже говорилось, Ваша криптовалюта — только Ваша. И никто не сможет заблокировать Ваш счет. Никто не сможет украсть Ваши деньги, прикинувшись сотрудником банка. У Вас всегда круглосуточный доступ к Вашему криптокошельку из любой точки земного шара, без каких либо условий и дополнительных комиссий.
Вы можете абсолютно анонимно отправлять крипту со своего кошелька на другой, а также принимать на свой кошелек не указывая ни имен, ни фамилий. Для этого используется только уникальный код — адрес.
Безопасность криптовалюты основывается на том, что вся информация о транзакциях хранится в блокчейнах, которые распределены по всей сети. Поэтому их невозможно подделать, и невозможно взломать, потому-то взломать одновременно все компьютеры сети — задача нереальная.
Возможность зарабатывать на криптобиржах и инвестировать.
Вы можете зарабатывать торгуя различными парами криптовалюты, а также инвестировать в криптовалюту на росте. Конечно, при торговле нужно руководствоваться принципами Исламских финансов. При торговле на бирже нельзя использовать кредитное плечо* и шортить*
Если Вы не используете кредитное плечо и не проводите спекулятивных (шорт) операций — торговля криптовалютой по Исламу — абсолютно халяльный бизнес.
Недостатки криптовалюты
Несмотря на все преимущества технологии блокчейн и у криптовалюты есть некоторые недостатки, хотя их не так много.
Высокое энергопотребление
Первым и самым значительным недостатком криптовалюты и то, только работающем на технологии Proof of Work — это очень высокое энергопотребление майнинговыми фермами. А это по меньшей мере неэкологично. Однако, сегодня появляются криптовалюты, которые работают по технологии Proof of State, которые могутиспользовать маломощные компьютеры с низким энергопотреблением.
Риск потери криптокошелька
Так как криптовалюта является анонимной, если вдруг Вы потеряете ключ от кошелька, восстановить его уже будет невозможно. Сведения о балансе будет продолжаться храниться в блокчейне, но доступ к нему Вы уже потеряете навсегда. Чтобы избежать этого нужно хранить ключ в надежном месте. А лучше продублировать на нескольких носителях.
Является ли криптовалюта пирамидой?
Некоторые мусульмане считают криптовалюту финансовой пирамидой. К счастью, это не так. Криптовалюту, как впрочем и традиционные деньги могут использовать для создания финансовых пирамид, однако сама по себе криптовалюта не может являться финансовой пирамидой, поскольку это по сути — платежное средство.
В качестве примера можно привести небезысвестную финансовую пирамиду FINIKO, которая привлекла в свою структуру сотни тысяч людей и громко лопнула в 2021 году. Эта пирамида обманывала вкладчиков говоря, что вкладывает деньги в биткоин и зарабатывает на торговле, однако на деле просто выплачивала проценты от вновь прибывших участников пирамиды.
Что такое P2P обмен? Это гарантия безопасного обмена криптовалют.
На P2P площадке стороны могут обменивать фиатные деньги на криптовалюту и обратно, а также одну криптовалюту на другую. При этом модераторы площадки временно блокируют средства до тех пор, пока обе стороны не подтвердят получение средств на свой счет.
Основное преимущество P2P-площадок в том, что Вы напрямую обмениваетесь средства, не используя какие-либо финансовые контролирующие организации. Это и сказывается на размере комиссии положительным образом.
Самые известные криптобиржи BINANCE, BYBIT и CRIPTO.COM
О бирже Binance не слышал наверное только житель какого-нибудь острова или глухой деревни. На сегодняшний день это самая крупная и известная криптобиржа. Биржа Binance впервые появилась в Гонконге, в июле 2017 года. Сегодня это абсолютный гигант в отрасли блокчейн.
Сегодня Бинанс располагается на Мальте и предоставляет свою площадку практически любому желающему. Стоит отметить, что с недавнего времени для того, чтобы полноценно торговать на бирже Binance, необходимо пройти идентификацию KYC, которая предусматривает предоставление фото паспорта или водительского удостоверения, а также биометрию лица.
В приложении Binance есть два варианта торговли. Первая — Лайт или упрощенная. Это торговля криптовалютой, подразумевающая простую покупку и продажу криптовалюты. Этот режим включен по умолчанию. Чтобы переключиться в режим PROF (профессиональный), нужно зайтив профиль, нажав на человечка (иконку) в левом верхнем углу.
Если Вам нужны подробности, пишите в ватсап или перейдите по ссылке на сайт проекта (на английском языке)
Что такое «аль-’Арш» и «аль-Курси»?
Аль-‘Арш – это Трон Всевышнего Аллаха, являющийся величайшим из творений Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Мне достаточно Аллаха! Нет божества достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона”» (ат-Тауба 9: 129).
Всевышний Аллах также сказал: «Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества достойного поклонения, кроме Него, Господа благородного Трона» (аль-Муминун 23: 116).
Всевышний Аллах также сказал: «Владыка Трона, Славный» (аль-Бурудж 85: 15).
Имам аль-Къуртуби сказал: “Всевышний Аллах выделяет аль-‘Арш (Трон) по причине того, что Он является величайшим из творений, в которое заходит все, что меньше этого!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 8/302.
Аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиб рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?» Мы ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!» ” Ахмад 1/206, Абу Дауд 4723, ат-Тирмизи 3320, Ибн Маджах 193, аль-Баззар 1310. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам аль-Джауракъани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз аз-Захаби, шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан. См. “аль-Мухтара” 460, “Аридатуль-ахуази” 12/217, “Маджму’уль-фатауа” 3/192, “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 2/207, “Къуррату ‘уюн аль-мууаххидин” 213.
Трон Всевышнего Аллаха несут ангелы, о чем сказано в Коране и Сунне: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: “Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду”» (Гъафир 40: 7).
Также Всевышний Аллах сказал: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (аль-Хаккъа 69: 17).
А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было позволено рассказать об ангеле из числа ангелов Аллаха несущих Трон. Поистине, от мочка его уха до плеча расстояние в семьсот лет!» Абу Дауд 4727. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 8/665, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 151.
Свят Аллах, если таково величие одного ангела из числа несущих Трон Всевышнего, то каково же величие самого Трона, а величие Создателя Трона?! Истину сказал Всевышний Господь: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскрешения, а небеса будут скручены Его правой. Свят Он и Превыше того, что к Нему приобщают!» (аз-Зумар 39: 67).
Что же касается аль-Курси – это престол, находящийся под Троном, и являющийся местом для ступней Всевышнего!
Всевышний Аллах сказал: «Его Престол (аль-Курси) объемлет небеса и землю» (аль-Бакъара 2: 255).
Некоторые имамы считали, что аль-‘Арш и аль-Круси – одно и тоже, однако это ошибка, как это говорил имам Ибн Абиль-‘Изз. См. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 314.
И на то, что аль-‘Арш и аль-Курси – разные вещи, указывают хадисы и сообщения от сподвижников:
От Абу Зарра сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона (аль-‘Арш) над Престолом (аль-Курси), подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом!» Ибн Хиббан 361, ат-Табари 3/10, аль-Байхакъи в «аль-Асма уа-ссыфат» 826. Достоверность хадиса в силу существования других подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн Хаджар, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх Сулейман ибн аш-Шейх и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 13/411, “Тайсируль-Карими-Ррахман” 1301, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 109.
Ибн Мас’уд говорил: “Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и аль-Курси – пятьсот лет, а между аль-Курси и водой – также пятьсот лет. Аль-‘Арш же находится над водой, а Аллах – над аль-‘Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!” ‘Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 81, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» 594, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8987. Шейх Ибн аль-Къайим и имам аз-Захаби подтвердили достоверность. См. “Иджтима’у джуюш аль-ислями” 100, “Китаб аль-‘Арш” 105.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Это сообщение от Ибн Мас’уда, однако это из числа тех вещей, которые не произносят опираясь на свое мнение, и это имеет положение того, что передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тем более Ибн Мас’уд не известен тем, чтобы рассказывал исраилият!” См. “аль-Къауль аль-муфид” 3/379.
А шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб приведя это сообщение от Ибн Мас’уда и другие подобные хадисы в своей книге единобожия, сказал относительно польз этой главы: “Десятая: Величие аль-‘Арша по сравнению с аль-Курси. Одиннадцатое: аль-‘Арш не одно и то же, что аль-Курси и вода!” См. “Китаб ат-таухид” 85.
Какова разница между Курси ( الكرسي ) Господа и Его Аршем (Престол/ العرش)
Свидетельство для вышеупомянутого даны ниже, наряду с комментариями некоторых из ученых.
Шейх Ибн Усеймин об этом хадисе сказал: “Несмотря на то, что этот хадис останавливается на Ибн Мас`уде(мафкуф),он считается переданным от пророка, потому что изложённный в нём смысл не подлежит личному мнению.
Имам Мухаммад Ибн Абду-ль-Вахаб комментируя этот хадис в следующих пунктах сказал:
Девятый пункт: величие Курси (الكرسي) по отношению к небесам.
Десятый пункт: величие Арша(Престола/العرش) по отношению к Курси.
Одинатцатый пункт: Арш(Престол/العرش) что-то другое, чем Курси (الكرسي) и вода.( Шарх китаб аль-Тавхид 667-668)
Арш(Престол /عرش)Милосердного самое великое и обширное создание. Всевышный сказал[интерпритация относительного значения]:”Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа Великого Престола”
فتعالى الله الملك الحق لا إله إلا هو رب العرش العظيم
(Аль- Му`минун 23: 116).
И сказал Господь : “Он Господь великого престола”
وهو رب العرش العظيم
(аль-Товба 9:129)
“Он Владыка Престола, Славный ”
ذو العرش المجيد
(аль-Бурудж 85: 15).
Имам Куртуби сказал: ” В этом аяте Всевышный особо выделил Арш(Престол /العرش) из-за его величия и всё остальное тоже входит в Его владения”( тафсир аль-Куртуби 8/302-303).
И сказал Имам Ибн Касир:”Он Господь великого престола”وهو رب العرش العظيم(аль-Товба 9:129) означает Он Создатель и Владыка всего, потому что Он Господь великого Престола(Арш/العرش) который служит своего рода крышей над всем созданным в небесах и на земле и того, что между ними. Все созданные вещи, небеса и земля и все, что находится в них и между ними, – ниже Престола Аллаха (Арш/العرش), подчинёно могуществу Аллаха. Его знания охватывает всё и Его власть управляет всеми вещами. Он покровитель всего.”(тафсир Ибн Касир 2\405)
Маджид(المجيد) означает великий(عظيم) и могущественный(القدر ) во власти
У Престола(Арш)есть носильщики, которые несут его.
Всевышный сказал:
“Те, которые несут аль-Арш(الذين يحملون العرش ), и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду” (Аль-Гафур 40:7)
Носильщики Престола огромного размера.
Хафиз Ибн Хаджар сказал об этом хадисе, что его иснад отвечает условиям того, чтобы быть сахиих(достоверный). ( Фатх аль- Бари 8/665)
Арш(Престол) отличается от Курси и от остального владения Аллаха.
Ибн Абиль-`Изз аль-Ханафи сказал:
“…Его Престол(арш) находился на воде”
وكان عرشه على الماء (Худ 11:7)
Они скажут, что восемь ангелов в тот день будут носить Его владения, и что Его Владения были на воде? И что Муса в тот день будет держаться за один из столбов владения? Скажет ли это разумный человек, который понимает то, что он говорит?!”
Что касается Курси (الكرسي) Всевышный сказал:
“…Его Курси обьемлет небеса и землю”
وسع كرسيه السموات والأرض
(аль-бакара 255)
Ибну Абий Шейба в своей книге ” Описание Престола/صفة العرش ” и Аль-Хаким в своей книге”аль- мустадрак ” передают, что Ибн Аббас сказал: ” Курси (الكرسي) это место [для] ног Всевышнего, а величие Арша(Престола /العرش) знает только Аллах.”
Абу Зарр(Да будет доволен им АЛлах) сказал: “Я услышал как пророк(Мир ему и благословение Аллаха)говорил: ” отношение Курси (الكرسي) к величине Арша( Престола / العرش ) как железное кольцо, брошенное в пустыню”
И Курси(الكرسي), как сказали некоторые учёные из саляф, наподобии ступеньки к Аршу(Престолу/ العرش ).( шарх аль- акида аль–тахавийяти 312-313)
Но истина то, что Курси (الكرسي) это место ставления ног Всевышнего[ الكرسي موضع القدمين ], а Аль-Арш(Престол/العرش) то, на что вознёсся(истиваа’/استوى ) Всевышный.
И знание – признак хорошо осведомленного, посредством которого он понимает то,что он знает.
(Аль-Кавл аль-Муфеед шарх Китаб аль-Таухид 3/393, 394)
Мухаммад Ибн Салих аль-Мунаджид
Аят аль-Курси
Аят 255 «Аль-Курси», название которого в переводе означает «Престол», был ниспослан в суре «Аль-Бакара», название которой переводится как «Корова». Слово «курси» в названии аята, то есть «престол»,– это олицетворение могущества и абсолютной власти Всевышнего Аллаха над своими творениями.
Аятуль Курси является самыми известным аятом из Священной Книги Коран. С помощью аята аль-Курси можно защитить от шайтана свой дом и себя самого. Для любого праведного мусульманина очевидны достоинства и важность этого аята, ведь в нем часто упоминаются имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, и каждый праведный мусульманин старается произносить этот аят как можно чаще в подходящее время.
Аят аль Курси текст на арабском
اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِندَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
слушать на арабском (читает Мишари Рашид):
Аят «Аль-Курси» транскрипция на русском
«Аллаху ля иляха илля хуаль хаййюль къайюм, ля тахузуху синнатун ва ля наум. Ляху ма фий ссаммавати ва ма филь ардъ, ман заллязий яшфа’у индаху илля биизнихи, я’аляму ма байна айдихим ва ма хъальфахум, ва ля юхийтуна бишейин мин ‘ильмихи илля бима шаа васи’а курсийюху ссаммвати валь ард, ва ля йаудуху хифзухума ва хуаль ‘алиюль ‘азъыйм«
Аят «Аль-Курси» перевод текста и смыслов
Перевод текста аят аль курси из суры Бакара на русском звучит так:
Аллах позволяет ходатайствовать только за тех, кем Он доволен, а доволен Он только теми, кто исповедует единобожие и следует путем Его посланников, и если человек не обладает этими качествами, то для него нет никакой доли в заступничестве. Затем Аллах поведал о Своем безграничном и всеобъемлющем знании, благодаря которому Ему известно обо всем, что ожидает творения в будущем, каким бы далеким оно не представлялось, и обо всем, что произошло с творениями в прошлом, каким бы далеким оно не было.
Затем Аллах возвестил о Своем могуществе и величии, свидетельством которого является Престол, объемлющий небеса и землю. Аллах оберегает небеса и землю, а также населяющие их творения благодаря установленному вселенскому порядку и определенным законам, по которым живут творения. Однако это совершенно не обременяет Его, поскольку Его могущество совершенно, власть безгранична, а предписания преисполнены мудрости. Одним из Его прекрасных имен является имя Возвышенный. Своей сущностью Он находится над творениями, Его качества преисполнены величия, Его могуществу покорны все создания и существа, Ему подвластны и послушны все рабы.
Этот аят действительно обладает славным и восхитительным смыслом и заслуживает называться самым великим из коранических аятов. И если человек читает его, размышляя над его значением и постигая его смысл, то его сердце наполняется убежденностью, знанием и верой, благодаря чему он защищает себя от злых происков сатаны и колдовства.
В данном видео вы можете послушать чтение аят аль-курси в исполнении чтецов Корана:
Когда лучше читать аятуль Курси
Если мусульманин прочитает после того, как будет совершен обязательный намаз, и перед тем, как произнести зикры тасбиха, то есть по тридцать три раза сказать слова «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар!», аят аль-Курси, то он до совершения следующего обязательного намаза будет защищен.
Мусульманин, прочитавший утром аят аль-Курси, будет до вечера в безопасности, а мусульманин, который прочитал аят аль-Курси вечером, будет до самого утра в безопасности.
Аят аль-Курси – в числе рекомендованных к чтению перед сном аятов и сур, помимо этого аята в это число входят суры 112, сура 113 и сура 114.
По словам четвертого праведного халифа Али, не в состоянии он понять тех верующих мусульман, которые не читают аят Трона или аятуль Курси, когда ложатся спать, поскольку, если бы они осознавали всю степень того, каким величием обладает данный аят, то его чтением они никогда бы не пренебрегали, ведь из самого Арша был ниспослан этот аят Священного Корана Посланнику Аллаха ﷺ.
Хадисы об аятуль Курси
Об аяте аль-Курси (аяте Трона, аяте Престола) упоминается в нескольких хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
От Абу Зарра аль-Гъифари Мухаммад ибн Абу Шейба передает с его слов в «Китаб аль-Арш», что он, направляясь в один из дней в Масджидуль харам или Заповедную мечеть, встретил там Посланника Аллаха ﷺ, который сидел в одиночестве, и присел к нему с вопросом о том, какой из тех аятов, что были ниспосланы Пророку ﷺ, он ﷺ считает наилучшим. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ ответил, что считает таким аят аль-Курси, отметив, что все семь небес в сравнении с Престолом Всевышнего – всего лишь кольцо, которое брошено в пустыне – настолько же Трон Всевышнего Аллаха превосходит Престол Его, насколько пустыня превосходит это брошенное кольцо. Данный хадис считал достоверным шейх аль-Албани.
Также передают со слов Убайй ибн Каба, что Пророк Мухаммад ﷺ задал ему однажды вопрос о том, знает ли он, какой аят в Священном Коране является величайшим. На это Убайй ибн Каба ответил, что считает таким аят, в котором сказано, что «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Живого, Вечносущего…», и тогда Пророк Мухаммад ﷺ обрадовался, хлопнул по груди его и произнес: “Да будешь ты счастлив в знании, о Абу-ль-Мунзир!”. Об этом рассказано в хадисе, переданном Муслимом.
Есть еще один хадис, в котором переданы слова Пророка Мухаммада ﷺ со слов Абу Умамы: он повествует, что Посланник Аллаха ﷺ сказал, что тем мусульманам, которые после того, как закончат обязательный намаз, будут читать аят Трона или аят аль-Курси, попасть в Рай не помешает ничего, помимо смерти. Данный хадис привел в «Амаль аль-йаум ва-л-лейля» ан-Насаи, а также в «аль-Муджам аль-Аусат» и «аль-Муджам аль-Кабир» ат-Табарани, его также привел Ибн Хиббан, а достоверность данного хадиса подтвердили ад-Димьяты, Хафизы аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и ас-Суюты и шейх аль-Албани.
Ат-Табарани привел хадис, в котором Пророку Мухаммаду ﷺ принадлежат слова о том, что человек, который прочитает аят аль Курси после того, как совершит обязательную молитву, будет до следующей молитвы находиться под защитой Всевышнего, но относительно достоверности этого хадиса существуют разногласия.
Достоинства Аятуль Курси
Относительно аль-Курси приводят хадис, в котором рассказывается, как Абу Хурайра поймал вора, охраняя собранный закят, и вор попросил отпустить его и пообещал научить Абу Хурайру таким словам, которые Аллах сделает для него полезными. И посоветовал перед тем, как лечь спать, читать аль-Курси, и тогда Ангел-хранитель будет всегда находиться рядом, а шайтан не посмеет приблизиться до самого утра. Когда же Абу Хурайра рассказал об этом Пророку Мухаммаду ﷺ, Посланник Аллаха ﷺ подтвердил, что человек этот сказал правду, хотя сам является лжецом, поскольку в облике этого человека скрывался шайтан.
В связи с аятуль Курси приводится история со слов Убаййи ибн Каба, который решил посторожить ночью запасы своих фиников, когда понял, что количество их уменьшается. Он заметил юношу, поздоровался с ним и спросил, является ли он человеком или джином, и когда юноша ответил, что он – джин, Убай попросил протянуть ему руку и увидел, что рука его подобна собачьей лапе, вся покрытая шерстью. Юноша сообщил, что джины узнали, что Убай делает садакъа, и послали одного, чтобы взять еды. И тогда Убай спросил у джина, что защищает людей от джинов, и джин ответил: “Аят аль-Курсий из суры «аль-Бакъара». Джин также сказал, что тот мусульманин, который прочитает аят аль-Курси утром, будет до вечера защищен от джинов, а тот, кто прочитает аятуль Курси вечером, будет защищен от джинов до утра. Утром же Пророк Мухаммад ﷺ подтвердил, что джин этот, хоть и нечистый, сказал правду.
По словам Али ибн Абу Талиба, он не видел ни одного верующего мусульманина «кто обладал разумом», который бы не читал аятуль Курси, засыпая.
Аят аль-Курси аудио
Слушать аятуль Курси в исполнении чтецов Корана: