неохотно и несмело стих о чем
Тютчев: «Неохотно и несмело»
Федор Тютчев: Неохотно и несмело
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Анализ стиха «Неохотно и несмело» Тютчева
Творчество Ф.И,Тютчево самобытно, потому что оно развивалось автономно, поодаль от литературной жизни середины 19 века, когда споры в литературных кругах не утихали в отношении пушкинской поэтики.
Через своих современников Тютчев будто протянул руку Державину, продолжая в своем творчестве традиции европейского искусства античности и классицизма.
Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева
Особенностью отображения природы в поэзии Тютчева является то, что каждый поэтический пейзаж представляет собой не отдельно взятую ситуацию, а обобщённый образ.
Не субъективное отображение действительности, но синтетический, цельный пейзаж виден и в стихотворении «Неохотно и несмело»: кажется, что такая гроза может проходить в любую эпоху, и изображение её будет таким, каким запечатлел его взгляд художника.
Ещё одной особенностью пейзажной лирики Тютчева является её космизм. Образ грозы, струя молнии, громовые раскаты, сияние «смятенной» земли – это части огромного механизма мироздания, вечного двигателя природы, естественного хода жизни.
Так пейзаж превращается из частного случая в вечное космическое явление. Благодаря соединению этих тем Тютчев приобрёл репутацию поэта-философа.
Тема стихотворения
Основная тема этого произведения – предвкушение грозы, которая символизирует духовное обновление внутренней жизни человека параллельно с внешним очищением природы.
Изобразительно-выразительные средства
Поэт использует приём звукописи, позволяющий полностью передать картину природы во время грозы. Аллитерации звука «р» («Ветра теплого порывы,/дальный гром и дождь порой») и «л» («Пламень белый и летучий») формируют ощущение раскатов грома.
Повторение звука «с» в первой и четвёртой строфах стихотворения («Неохотно и несмело/ солнце смотрит на поля») позволяет автору изобразить мощный поток света, излучаемого солнцем.
Динамичность стихотворению придаёт обилие глаголов (смотрит, прогремело, принахмурилось, пробилась). Природа не только оживает в сознании автора, она находится в беспрестанном, непрерывном движении, в ней все части связаны друг с другом и неотделимы друг от друга.
Композиция
По словам литературоведа М.Л.Гаспарова, «Пейзаж Тютчева – вертикальный, стоящая за ним тема – отношение неба и земли». В стихотворении «Неохотно и несмело» природа действительно изображена будто сверху вниз, от неба к земле.
Мы словно находимся наравне с солнцем, видим свысока клубы пыли с полей, потонувшую в «сиянье» землю. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что пейзаж Тютчева — космичен и обобщён.
Также, стихотворение построено на основе кольцевой композиции («Солнце смотрит на поля»; «Солнце раз еще взглянуло /исподлобья на поля»), что становится выражением идеи о бесконечности, цикличности мира и процессов, происходящих в нём.
Как на смену грозе обязательно придёт солнце, окутавшее всю землю сиянием, так и на смену жизненных невзгод обязательно придёт этап духовного обновления и изменений к лучшему.
Таким образом, тонкий лирик Ф.И.Тютчев изобразил в стихотворении «Неохотно и несмело» гармонический образ природы, перекликающийся с душевным состоянием человека и с философской мыслью о цикличности мира.
Стихотворение и анализ «Неохотно и несмело…»
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Краткое содержание
А. Гине. Перед грозой. 1860
Автор восторгается тем, что видит вокруг. Одним из явлений, вызвавшим в нём бурю восторженных эмоций, является гроза. Тютчев описывает её, сравнивая с молодостью и свободой. Он сообщает о том, что грозовые раскаты могут принести человеку очищение. Поэтому чувствительный и эмоционально богатый человек видит в грозе нечто большее, чем природное явление. Наблюдая за её приближением, автор говорит нам, что природа замерла в ожидании.
Мы буквально ощущаем всё то, что описывает поэт: порывы тёплого ветерка, выглядывающее из-за туч солнце… Мы слышим раскаты грозы, которая вот-вот прольёт миллиарды капель воды на страждущую землю.
История создания
Поэт в июне месяце 1848 г. отправился в гости к друзьям. Путь его пролегал из Петербурга в село Овстуг. По дороге Тютчев попал в грозу. Это природное явление настолько впечатлило поэта, что он тут же выразил свои эмоции в стихотворении. Опубликовано произведение было под названием «Гроза дорогою» на страницах журнала «Киевлянин» в 1850 г.
Жанр, направление, размер
Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики – любимом жанровом направлении Тютчева. В нём слышны едва уловимые философские ноты: открывающийся пейзаж наталкивает путешествующего поэта к размышлениям о могуществе природной стихии, о беззащитности человека перед ней.
Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Стихотворение построено согласно кольцевой композиции. Оно состоит из пяти строф:
Первые две строфы изображают картину ожидания грозы, когда весь мир буквально притих. Тютчев наделяет природу человеческими чертами, одушевляя её: солнце «смотрит неохотно», земля «принахмурилась» и пр.
Третья и четвёртая строфы описывают саму грозу. Здесь автор использует множество глаголов, передавая стремительность смены событий.
Пятая строфа является заключительной. В ней автор демонстрирует выглянувшее из-за туч солнышко, в тёплых лучах которого тонет вся земля.
Таким образом, в начале стихотворения Тютчев описывает природу, замершую в ожидании грозы. Постепенно появляются порывы ветра, темнеет небосвод. Кульминация – это вспышка молнии. Вскоре гроза смолкает, и на небе вновь появляется солнечный диск.
Образы и символы
Тютчев, будучи непревзойдённым мастером пейзажно-философской лирики, описывает чувства и ощущения человека через яркие смысловые образы:
образ молнии – поэт представляет её, как царицу небес. Она способна напитать голодную землю водой. Молния символизирует свободу, обновление, перерождение. Своими огненными лучами она способна расколоть небо на две части. Этот образ обращает читателей в мир древности, когда люди преклонялись перед молнией;
образ земли и неба символизирует неразрывную связь между вселенной и человеком. Если мы будем рассматривать произведение с этого ракурса, то именно они станут главными героями сюжета;
образ стихии – кульминационным описанием данного образа является внезапная вспышка молнии. Поэт красочно описывает присутствующие при этом громовые раскаты, а также порыв ветра, поднимающего пыль. В какой-то момент стихия смолкает, заканчивается гроза и вновь появляется солнце;
образ лирического героя – за всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Он способен заметить даже незначительные перемены в окружающем мире. Герой является символом мирного созерцания.
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – ожидание грозы. Поэт восторгается подобным явлением природы. Гроза ассоциируется у Тютчева с беспечностью, свободой, необузданной молодостью. В стихотворении передано состояние предвкушения грозы, когда весь мир замирает от восторга. В этот момент у человека обостряются все чувственные рецепторы.
Основная идея
Основная идея в том, чтобы продемонстрировать нам красоту грозы, а также красоту окружающего мира во время грозы. Поэт доносит до читателей идею о том, что во время любого катарсиса происходит очищение. Гроза – короткий миг волшебства, превращающий равнодушного человека в сочувствующего, злого – в доброго. Громовые раскаты учат нас понимать величие окружающей природы.
Средства выразительности
Для создания природного пейзажа, особая роль отводится средствам выразительности:
эпитеты – «ветер тёплый», «гром дальний», «смятённая земля», «синяя молния»;
метафоры – «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и сильней»;
аллитерация – частота нанизывания слов с согласным «р» в одной строке: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней».
Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»: анализ стихотворения
Ф. И. Тютчев известен своими лирическими стихотворениями удивительной красоты. В них он воспевает величие природы. Не секрет, что поэт из всех природных явлений всегда больше всего восхищался грозой. Именно о ней написал Тютчев стихотворение «Неохотно и несмело», анализ которого представлен ниже.
Поэт, воспевающий красоту природы
Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» нужно начать с даты его написания. Федор Иванович написал его в 1849 году во время поездки из Петербурга в село Овстуг. Тогда разразилась сильная гроза, по-видимому, вдохновившая поэта на создание «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля».
Тютчев был известным сторонником романтизма и признанным мастером пейзажной лирики. Природные явления он описывал при помощи своего тонкого поэтического восприятия. Поэтому его стихотворения отличаются такой чистотой красок, выразительностью и красотой.
Особенности композиции
В анализе стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» стоит отметить звуковую организацию произведения и кратко рассказать о композиции. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестным рифмованием. Тютчев использовал двухсложную стопу, в которой ударение приходится на первый слог.
Главная тема
Образы в стихотворении
Конечно, поэт описывал не только грозу. Без других образов его творение не было бы таким выразительным. В анализе стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» стоит кратко сказать о том, что центральными образами еще являются солнце и земля. Поэт, используя литературный прием олицетворение, наделяет эти природные явления человеческими качествами.
Немного мифологии
В стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело» можно найти и некоторые мифологические зарисовки. Это момент, когда молния словно разделила небо на две части. Люди издавна боялись и в тоже время восхищались этим загадочным природным явлением.
Яркая вспышка на фоне спокойного темного неба кажется фантастической волшебной картиной. В тот миг, когда все замирает перед грозой и везде становится тихо и спокойно, вдруг появляется молния. И это переносит наблюдателя в то время, когда люди верили в легенды. В то время, когда люди поклнялись молнии, считая ее признаком божества. Они наделили ее силой, способной карать человека за его грехи.
Но Тютчев в своем стихотворении изобразил ее не карательницей людей, а предвестницей грозы, очищения. Гроза приносит с собой живительный дождь, который способен пробудить это замершее царство природы.
Литературные тропы
Чтобы как можно красочнее передать состояние природы, поэт использует разнообразные художественные средства выразительности. Нужно отметить, что само стихотворение получилось динамичным. В самом начале светит солнце, но только почувствовав приближение грозы, начинает сопротивляться ее приходу. Порывы ветра становятся все сильнее, и гроза одерживает верх: на землю проливается дождь, сверкает молния. Но постепенно она проходит, и на небосклоне вновь сияет солнце.
Федор Тютчев — Неохотно и несмело: Стих
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
Творчество Ф.И,Тютчево самобытно, потому что оно развивалось автономно, поодаль от литературной жизни середины 19 века, когда споры в литературных кругах не утихали в отношении пушкинской поэтики. Через своих современников Тютчев будто протянул руку Державину, продолжая в своем творчестве традиции европейского искусства античности и классицизма.
Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева
Особенностью отображения природы в поэзии Тютчева является то, что каждый поэтический пейзаж представляет собой не отдельно взятую ситуацию, а обобщённый образ. Не субъективное отображение действительности, но синтетический, цельный пейзаж виден и в стихотворении «Неохотно и несмело»: кажется, что такая гроза может проходить в любую эпоху, и изображение её будет таким, каким запечатлел его взгляд художника.
Ещё одной особенностью пейзажной лирики Тютчева является её космизм. Образ грозы, струя молнии, громовые раскаты, сияние «смятенной» земли – это части огромного механизма мироздания, вечного двигателя природы, естественного хода жизни. Так пейзаж превращается из частного случая в вечное космическое явление. Благодаря соединению этих тем Тютчев приобрёл репутацию поэта-философа.
Тема стихотворения
Основная тема этого произведения – предвкушение грозы, которая символизирует духовное обновление внутренней жизни человека параллельно с внешним очищением природы.
Изобразительно-выразительные средства
Поэт использует приём звукописи, позволяющий полностью передать картину природы во время грозы. Аллитерации звука «р» («Ветра теплого порывы,/дальный гром и дождь порой») и «л» («Пламень белый и летучий») формируют ощущение раскатов грома. Повторение звука «с» в первой и четвёртой строфах стихотворения («Неохотно и несмело/ солнце смотрит на поля») позволяет автору изобразить мощный поток света, излучаемого солнцем.
Динамичность стихотворению придаёт обилие глаголов (смотрит, прогремело, принахмурилось, пробилась). Природа не только оживает в сознании автора, она находится в беспрестанном, непрерывном движении, в ней все части связаны друг с другом и неотделимы друг от друга.
Композиция
По словам литературоведа М.Л.Гаспарова, «Пейзаж Тютчева – вертикальный, стоящая за ним тема – отношение неба и земли». В стихотворении «Неохотно и несмело» природа действительно изображена будто сверху вниз, от неба к земле. Мы словно находимся наравне с солнцем, видим свысока клубы пыли с полей, потонувшую в «сиянье» землю. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что пейзаж Тютчева — космичен и обобщён.
Также, стихотворение построено на основе кольцевой композиции («Солнце смотрит на поля»; «Солнце раз еще взглянуло /исподлобья на поля»), что становится выражением идеи о бесконечности, цикличности мира и процессов, происходящих в нём. Как на смену грозе обязательно придёт солнце, окутавшее всю землю сиянием, так и на смену жизненных невзгод обязательно придёт этап духовного обновления и изменений к лучшему.
Таким образом, тонкий лирик Ф.И.Тютчев изобразил в стихотворении «Неохотно и несмело» гармонический образ природы, перекликающийся с душевным состоянием человека и с философской мыслью о цикличности мира.
Лингвистический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (6 класс)
Лингвистический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
(1) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
(2) Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленее под грозой.
(3) Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
(4) Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
(5) Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
№ 1. Назовите тему стихотворения (о чем оно).
— Тема стихотворения – первая весенняя гроза, благодаря которой весна полновесно вступает в свои права.
№ 2. Перечислите признаки приближающейся грозы.
— Признаки приближающейся грозы: скрытое за облаками солнце, отзвуки дальнего грома, усилившиеся порывы ветра, время от времени накрапывающий дождь, вспышки молнии.
№ 3. Какие образы подтверждают, что в стихотворении описывается именно весна?
№ 4. Найдите олицетворения. Какова их роль?
— Ф. И. Тютчев олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты.
Солнце : «смотрит» (на поля) неохотно и несмело; «взглянуло исподлобья».
Земля : «принахмурилась», «в сиянье потонула / Вся смятенная земля».
Раскаты грома : «всё сердитей и смелей».
Роль олицетворений заключается в том, чтобы приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.
№ 5. Назовите эпитеты.
Эпитеты: солнце смотрит неохотно и несмело; теплые порывы ветра; синяя молния; пламень белый и летучий; смятенная земля.
№ 6. Какое сравнение использует поэт?
«Вихрем пыль летит с полей».
№ 7. В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от грозы? Отметьте наиболее показательные в этом отношении слова.
— «Прогремело», «принахмурилась», «порывы», «гром», «порой», «пробилась», «края», «вихрем», «раскаты громовые»», «сердитей».
№ 8. Заполните таблицу: 1) слуховые образы стихотворения («что вы услышали»); 2) зрительные образы стихотворения («что увидели); 3) сенсорные образы (что почувствовали).
слуховые образы стихотворения
зрительные образы стихотворения
порывы теплого ветра
«за тучей прогремело»
№ 9. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Какие смысловые части в ней можно выделить? О чем говорится в каждой из них?
— В стихотворении можно выделить три части:
1). Введение (приближение грозы, строфы №№ 1 и 2).
2). Гроза (строфы №№ 3 и 4).
3). Природа после грозы (строфа № 5).
№ 10. Проследите развитие мысли, чувства, настроения стихотворения. Какое настроение преобладает вначале, и какое – в конце?
— В начале чувствуется небольшая тревога (предчувствие изменений в природе), в конце – настроение ясное, светлое, радостное. Земля как бы прошла очищение дождем, обновилась.
№ 11. Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.
— Размер : четырехстопный хорей.
— Способ рифмовки : перекрестная.
№ 12. Каково ваше впечатление от прочтения стихотворения? Напишите.
— При прочтении стихотворения сразу вспоминается весна, свежесть и чистота воздуха, молодые, только что распускающиеся листья, теплые, ласкающие солнечные лучи – все, что характерно для первых весенних дней.
Лингвистический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
№ 1. Назовите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Перечислите признаки приближающейся грозы. № 3. Какие образы подтверждают, что в стихотворении описывается именно весна? № 4. Найдите олицетворения. Какова их роль? № 5. Назовите эпитеты. № 6. Какое сравнение использует поэт? № 7. В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от грозы? Отметьте наиболее показательные в этом отношении слова. № 8. Заполните таблицу: 1) слуховые образы стихотворения («что вы услышали»); 2) зрительные образы стихотворения («что увидели); 3) сенсорные образы (что почувствовали). № 9. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Какие смысловые части в ней можно выделить? О чем говорится в каждой из них? № 10. Проследите развитие мысли, чувства, настроения стихотворения. Какое настроение преобладает вначале, и какое – в конце? № 11. Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки. № 12. Каково ваше впечатление от прочтения стихотворения? Напишите.
Лингвистический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
№ 1. Назовите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Перечислите признаки приближающейся грозы. № 3. Какие образы подтверждают, что в стихотворении описывается именно весна? № 4. Найдите олицетворения. Какова их роль? № 5. Назовите эпитеты. № 6. Какое сравнение использует поэт? № 7. В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от грозы? Отметьте наиболее показательные в этом отношении слова. № 8. Заполните таблицу: 1) слуховые образы стихотворения («что вы услышали»); 2) зрительные образы стихотворения («что увидели); 3) сенсорные образы (что почувствовали). № 9. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Какие смысловые части в ней можно выделить? О чем говорится в каждой из них? № 10. Проследите развитие мысли, чувства, настроения стихотворения. Какое настроение преобладает вначале, и какое – в конце? № 11. Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки. № 12. Каково ваше впечатление от прочтения стихотворения? Напишите.
Лингвистический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
№ 1. Назовите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Перечислите признаки приближающейся грозы. № 3. Какие образы подтверждают, что в стихотворении описывается именно весна? № 4. Найдите олицетворения. Какова их роль? № 5. Назовите эпитеты. № 6. Какое сравнение использует поэт? № 7. В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от грозы? Отметьте наиболее показательные в этом отношении слова. № 8. Заполните таблицу: 1) слуховые образы стихотворения («что вы услышали»); 2) зрительные образы стихотворения («что увидели); 3) сенсорные образы (что почувствовали). № 9. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Какие смысловые части в ней можно выделить? О чем говорится в каждой из них? № 10. Проследите развитие мысли, чувства, настроения стихотворения. Какое настроение преобладает вначале, и какое – в конце? № 11. Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки. № 12. Каково ваше впечатление от прочтения стихотворения? Напишите.
Лингвистический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
№ 1. Назовите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Перечислите признаки приближающейся грозы. № 3. Какие образы подтверждают, что в стихотворении описывается именно весна? № 4. Найдите олицетворения. Какова их роль? № 5. Назовите эпитеты. № 6. Какое сравнение использует поэт? № 7. В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от грозы? Отметьте наиболее показательные в этом отношении слова. № 8. Заполните таблицу: 1) слуховые образы стихотворения («что вы услышали»); 2) зрительные образы стихотворения («что увидели); 3) сенсорные образы (что почувствовали). № 9. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Какие смысловые части в ней можно выделить? О чем говорится в каждой из них? № 10. Проследите развитие мысли, чувства, настроения стихотворения. Какое настроение преобладает вначале, и какое – в конце? № 11. Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки. № 12. Каково ваше впечатление от прочтения стихотворения? Напишите.
Лингвистический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
№ 1. Назовите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Перечислите признаки приближающейся грозы. № 3. Какие образы подтверждают, что в стихотворении описывается именно весна? № 4. Найдите олицетворения. Какова их роль? № 5. Назовите эпитеты. № 6. Какое сравнение использует поэт? № 7. В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от грозы? Отметьте наиболее показательные в этом отношении слова. № 8. Заполните таблицу: 1) слуховые образы стихотворения («что вы услышали»); 2) зрительные образы стихотворения («что увидели); 3) сенсорные образы (что почувствовали). № 9. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Какие смысловые части в ней можно выделить? О чем говорится в каждой из них? № 10. Проследите развитие мысли, чувства, настроения стихотворения. Какое настроение преобладает вначале, и какое – в конце? № 11. Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки. № 12. Каково ваше впечатление от прочтения стихотворения? Напишите.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.