неохраняемые элементы товарного знака что значит

Неохраняемые элементы товарного знака что значит

2.7.1. Неохраняемые элементы, не занимающие доминирующее положение

Сведения о том, что правовая охрана предоставлена товарному знаку с признанием отдельных его элементов неохраняемыми, приводятся в решении о государственной регистрации товарного знака в соответствующей графе, сопровождающейся международным цифровым кодом для идентификации библиографических данных (526).

В случае если неохраняемые элементы не связаны между собой грамматически, они могут указываться в регистрации путем перечисления словесных, буквенных, цифровых элементов, экспертизы заявленных наименования символов и других неохраняемых элементов (см. приведенные ниже примеры):

п. 2.11.2.1 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Изображение сосисок, слова: «Натуральный продукт», «ГОСТ».

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Если неохраняемых элементов много, они могут быть указаны в следующем виде (см. приведенные ниже примеры):

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Все слова, кроме «Кириешки», натуралистическое изображение сухарей и колбасок на листьях салата.

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

В случае если неохраняемые элементы товарного знака связаны грамматически, образуя неохраняемую часть знака (группу элементов), сведения о такой неохраняемой части товарного знака приводятся в виде сочетания слов (см. приведенный ниже пример):

п. 2.11.2.2 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Источник

Неохраняемые элементы товарного знака

При подаче заявки на регистрацию товарного знака следует учитывать, что в Вашем обозначении могут присутствовать неохраняемые элементы.

Содержание:

Понятие неохраняемых элементов

Понятие неохраняемых элементов изложено в пункте 1 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ. В общих чертах, неохраняемые элементы — это слова или изображения, которые должны быть свободными для использования разными лицами применительно к конкретному товару или услуге, поэтому права на них не могут принадлежать только одному лицу.

Неохраняемыми признаются элементы товарного знака, которые описывают или характеризуют товары, услуги, сферу деятельности, производителя или место производства товаров.

Если в заявленном на регистрацию обозначении присутствуют только неохраняемые элементы, или если такие элементы доминируют в заявленном обозначении, то это может стать причиной отказа в регистрации. Отказ будет обусловлен тем, что заявленное обозначение не обладает главными качествами товарного знака – уникальностью и способностью индивидуализировать товары/услуги.

К неохраняемым элементам относятся:

1.Общепринятые термины.

Слова, используемые для названия товаров/услуг, предприятий, областей деятельности, и т.д. Например, нельзя зарегистрировать слово «МОЛОКО» в качестве товарного знака для товара «молоко», поскольку оно употребляется в качестве названия данного вида товаров.

Примеры общепринятых терминов: аптека, магазин, хлеб, одежда, вино, кафе (или cafe), гастропаб, ферма, фестиваль, торговый центр, barbershop, салон красоты, благотворительный проект и т.п.

2.Общепринятые символы.

Неохраняемыми элементами могут быть признаны общепринятые символы, например: «#», «@», «&», знаки препинания, домены первого уровня — «.com», «.ru», «.рф», и др.

Также неохраняемыми являются общепринятые символы в виде изображений, символизирующих отрасль хозяйства или область деятельности, условные обозначения, и т.п., например:

Источник

Неохраняемые элементы товарного знака что значит

неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть фото неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть картинку неохраняемые элементы товарного знака что значит. Картинка про неохраняемые элементы товарного знака что значит. Фото неохраняемые элементы товарного знака что значит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть фото неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть картинку неохраняемые элементы товарного знака что значит. Картинка про неохраняемые элементы товарного знака что значит. Фото неохраняемые элементы товарного знака что значит

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть фото неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть картинку неохраняемые элементы товарного знака что значит. Картинка про неохраняемые элементы товарного знака что значит. Фото неохраняемые элементы товарного знака что значитОбзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2014 г. N 301-ЭС14-1129 Суд отменил постановление суда кассационной инстанции, которым дело о прекращении неправомерного использования товарного знака направлено на новое рассмотрение, и оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции, поскольку неохраняемые элементы товарного знака не могут являться основанием, определяющим наличие или отсутствие сходства до степени смешения товарного знака, и обусловливать угрозу их смешения потребителями

Резолютивная часть определения объявлена 11 декабря 2014 года

Полный текст определения изготовлен 12 декабря 2014 года

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Попова В.В.

судей Борисовой Е.Е., Павловой Н.В.

по жалобе Опехтина Ю.Л. на постановление Суда по интеллектуальным правам от 25 июня 2014 года по делу N А82-12905/2013,

Будилов Д.А. обратился в арбитражный суд с иском к Опехтину Ю.Л. о прекращении неправомерного использования принадлежащего истцу товарного знака N 487945, содержащего словесное обозначение «Ритуал Сервис», в обозначении похоронного дома «Ритуал Сервис», с удалением спорного словесного элемента с материалов, которыми сопровождается выполнение работ и оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок, автотранспортных средств.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21 января 2014 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2014 года решение суда первой инстанции от 21 января 2014 года отменено, в иске отказано.

Суд по интеллектуальным правам постановлением от 25 июня 2014 года названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судами без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки.

В заявлении Опехтин Ю.Л. просит отменить постановление Суда по интеллектуальным правам по мотивам его незаконности и необоснованности и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание не явились представители Опехтина Ю.Л.

От Опехтина Ю.Л. в Верховный Суд Российской Федерации 3 декабря 2014 года поступило обращение о рассмотрение дела в его отсутствие. В соответствии с частью 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.

Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами при рассмотрении настоящего спора были допущены существенные нарушения норм материального права.

Судами установлено, что Будилов Д.А. является обладателем исключительного права на комбинированный товарный знак по свидетельству N 487945, содержащий словесное обозначение «ЯрРитуал Сервис», в отношении товаров и услуг 06, 19, 20, 26, 39 и 43 классов МКТУ с приоритетом от 11 марта 2012 года. Из свидетельства усматривается, что словесные элементы «Ритуал» и «Сервис» являются неохраняемыми элементами товарного знака.

Предприниматели Будилов Д.А. и Опехтин Ю.Л. осуществляют один и тот же вид деятельности по одному и тому же адресу, для индивидуализации которой Опехтин Ю.Л. на материалах, которыми сопровождается выполнение работ и оказание услуг, в том числе на документации, рекламе, вывесках, автотранспортных средствах, использует словесное обозначение «Ритуал Сервис».

Ссылаясь на незаконное использование Опехтиным Ю.Л. в своей хозяйственной действительности обозначения, содержащего словесное обозначение «Ритуал Сервис», что нарушает его исключительные права на товарный знак N 487945, Будилов Д.А. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отменяя решение, и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции признал недоказанным нарушение исключительных прав Будилова Д.А., поскольку используемые Опехтиным Ю.Л. слова «ритуал» и «сервис», являются неохраняемыми элементами товарного знака по свидетельству N 487945, поэтому Опехтин Ю.Л. вправе использовать указанные слова в своей предпринимательской деятельности.

Отменяя названные судебные акты, и направляя дело на новое рассмотрение, Суд по интеллектуальным правам указал на необходимость оценки и исследования сходства до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых сторонами в отношении однородного вида деятельности на одной территории, с точки зрения их графического и визуального сходства, а также наличия доминирующего элемента.

Между тем Суд по интеллектуальным правам не учел следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 Гражданский кодекс).

В силу статьи 1484 Гражданского кодекса лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 данной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1482 Гражданского кодекса в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Из свидетельства на товарный знак N 487945 следует, что содержащиеся в нем слова «Ритуал» и «Сервис» являются неохраняемыми элементами товарного знака.

Согласно статье 1483 Гражданского кодекса неохраняемый словесный элемент может присутствовать в комбинированном товарном знаке, не занимая в нем доминирующее положение, что означает, что он не влияет на общее восприятие товарного знака и не подлежит правовой охране, поскольку является общераспространенным понятием.

Настоящие исковые требования заявлены в связи с неправомерным, по мнению правообладателя, использованием ответчиком при оказании услуг словесного обозначения «Ритуал Сервис».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе.

Направляя дело на новое рассмотрение, Суд по интеллектуальным правам указал на необходимость оценки и исследования сходства до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых сторонами в отношении однородного вида деятельности.

Однако, учитывая, что словесные элементы «Ритуал» и «Сервис» в комбинированном товарном знаке не обладают признаками охраноспособности, их использование другими лицами, в том числе в предпринимательской деятельности в силу закона в любом случае не может признаваться нарушением исключительных прав.

Суды установили, что словесные элементы «Ритуал» и «Сервис» используются отдельно от других изобразительных элементов товарного знака и являются общепринятыми понятиями.

При данных обстоятельствах указания Суда по интеллектуальным правам на необходимость исследования сходства до степени смешения двух словесных обозначений не основаны на нормах права, поскольку неохраняемые элементы товарного знака не могут являться основанием, определяющим наличие или отсутствие сходства до степени смешения товарного знака и обусловливать угрозу их смешения потребителями.

Фактические обстоятельства дела установлены судами в полном объеме и не требуют дополнительного исследования и правовой оценки.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности заявленных требований, а постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене как принятое с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

постановление Суда по интеллектуальным правам от 25 июня 2014 года по делу N А82-12905/2013 Арбитражного суда Ярославской области отменить.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2014 года по тому же делу оставить в силе.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

ПредседательствующийПопов В.В.
СудьиБорисова Е.Е., Павлова Н.В.

Обзор документа

Поводом для обращения ИП в суд послужило использование принадлежащего истцу бренда.

Как указал истец, ответчик использует слова, входящие в состав его комбинированного бренда в отношении тех же товаров и услуг.

Суды двух инстанций разошлись во мнениях.

Суд по интеллектуальным правам отправил дело на новое рассмотрение, указав, что нужно оценить сходство до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых сторонами.

СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что для этого не было оснований, и пояснила следующее.

В силу ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

В комбинированном товарном знаке может присутствовать неохраняемый словесный элемент, не занимая в бренде доминирующее положение.

Это означает, что такой элемент не влияет на общее восприятие товарного знака и не подлежит правовой охране, поскольку является общераспространенным понятием.

В данном деле ответчик использовал неохраняемые словесные элементы комбинированного товарного знака истца.

Подобные словесные элементы («Ритуал» и «Сервис») в комбинированном товарном знаке не обладают признаками охраноспособности.

Поэтому использование таких элементов другими лицами, в т. ч. в предпринимательской деятельности в силу закона в любом случае не может признаваться нарушением исключительных прав.

Соответственно, в данном случае не требовалось оценивать сходство бренда истца и обозначения, используемого ответчиком.

Источник

Товарный знак и его неохраняемые (дискриминируемые) элементы

Здравствуйте друзья! Сейчас я занимаюсь оформлением товарного знака для одной компании и не думал, что процедура может иметь столько нюансов. Попросил меня о такой услуге друг, поскольку сам плохо разбирается в вопросе и боится ошибиться. Я тоже не очень сведущ в теме, но все же, есть некоторые юридические познания.

неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть фото неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть картинку неохраняемые элементы товарного знака что значит. Картинка про неохраняемые элементы товарного знака что значит. Фото неохраняемые элементы товарного знака что значит

Когда мы занимались с ним разработкой логотипа, хотели, чтобы готовый бренд был очень необычным и привлекательным для покупателей. Разумеется, использовались разные приемы, изображения, буквы. В итоге, это привело к тому, что при прохождении стандартной проверки, некоторые части логотипа были признаны системой неуникальными.

Сначала мы с приятелем расстроились, а потом, выяснилось, что допускается отсутствие уникальности в отношении некоторых структурных частей бренда. Такие части называются неохраняемыми элементами товарного знака (ТЗ). Вот об этом, я сегодня вам и расскажу подробнее.

Что такое неохраняемые (или дискриминируемые) части ТЗ и зачем используется это понятие?

Подробности по этому вопросу и основные нормы изложены в ст. 1483 ГК РФ. В этой статье содержится информация о правилах, применяемых по отношению к регистрации торговой марки, а вот в пункте первом содержатся сведения, касающиеся того, какие структурные единицы бренда могут не быть индивидуальными.

неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть фото неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть картинку неохраняемые элементы товарного знака что значит. Картинка про неохраняемые элементы товарного знака что значит. Фото неохраняемые элементы товарного знака что значит

Ознакомившись с содержанием этого пункта можно сформулировать определение такого понятия, как «неохраняемые элементы товарного знака». Речь идет о структурных частях логотипа, которые изначально и сами по себе не считаются уникальными, а посему, выделять товар или услугу из группы аналогичных предложений не могут. Далее, я расскажу о том, какие элементы подпадают под это определение.

Разновидности неохраняемых частей ТЗ

К таким элементам относится не один или два символа, а целая группа структурных частей целого. В частности, можно отметить такие виды:

неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть фото неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть картинку неохраняемые элементы товарного знака что значит. Картинка про неохраняемые элементы товарного знака что значит. Фото неохраняемые элементы товарного знака что значит

Все приведенные варианты позволяют избежать повторения различных характеристик товаров и сделать регистрируемые торговые знаки максимально индивидуальными и запоминающимися для покупателей. Дополнительная информация по теме представлена в видеоролике:

Правовой режим использования неохраняемых элементов

Все перечисленные характеристики, признаки, части ТЗ допускаются к использованию в торговой марке, но с соблюдение определенного регламента. Они не могут занимать в логотипе основного положения. Для более четкого понимания этого момента приведу два примера.

Пример №1

На регистрацию был передан товарный знак «Пшеничный хлеб «Сдобушка»». Первые два слова являются неохраняемыми элементами и, соответственно, могут встречаться и в других брендах, однако, главную роль здесь занимает название хлеба «Сдобушка», что говорит о том, что разработанный бренд уникален и вероятность того, что Роспатент даст «добро» на регистрацию такого ТЗ очень высока.

Пример №2

Компания передает на регистрацию бренд – объемную торговую марку ряженки, причем в роли обозначения указывает классическую литровую бутылку, но с незначительными изменениями в дизайне тары и в области крышки. Здесь повышается вероятность отказа со стороны Роспатента, поскольку в основе логотипа лежит неуникальная форма бутылки, а те, незначительные изменения, которые были внесены производителем, вряд ли будут замечены потребителями.

неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть фото неохраняемые элементы товарного знака что значит. Смотреть картинку неохраняемые элементы товарного знака что значит. Картинка про неохраняемые элементы товарного знака что значит. Фото неохраняемые элементы товарного знака что значит

Подводя общие итого из приведенных примеров, можно сказать, что даже если неохраняемые элементы включаются в товарный знак, то они не охраняются исключительным правом, а значит, и не будут представлять собственность регистрирующего лица. Такие меры защиты производителей вполне объяснимы и правильны, поскольку иначе возникали бы парадоксальные и спорные ситуации, когда разные поставщики реализовывали товары с одинаковыми характеристиками и признаками

Вместо итогов

Завершая написанное, я бы хотел сделать несколько небольших выводов:

Источник

Неохраняемые элементы товарного знака что значит

2.11. Неохраняемые элементы товарных знаков

и особенности указания сведений о них в регистрации

(1) Неохраняемые элементы

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 6 Закона обозначения, указанные в абзацах втором, четвертом, пятом и шестом пункта 1 статьи 6 Закона, могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

К таким обозначениям относятся:

не обладающие различительной способностью;

вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;

являющиеся общепринятыми символами и терминами;

указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

К таким элементам относятся вошедшие во всеобщее употребление обозначения, фамилии, географические названия, указывающие на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя, буквы, цифры. Особенности экспертизы перечисленных обозначений раскрыты в пунктах 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Рекомендаций.

К неохраняемым элементам вне зависимости от вида товара, в отношении которого они заявлены, относятся элементы, указанные в абзаце третьем пункта 1 статьи 6 Закона: представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Включение этих элементов в знак как неохраняемых возможно только в том случае, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.

Элемент знака может быть указан заявителем в качестве неохраняемого при подаче заявки или в процессе переписки, в том числе по запросу экспертизы с предложением указать элемент в качестве неохраняемого.

(2) Особенности включения сведений о неохраняемых элементах в регистрации

(2.1) Неохраняемые элементы товарного знака, которые не связаны между собой грамматически, могут указываться в регистрации путем перечисления словесных, буквенных, цифровых элементов, наименований символов, изображений и других элементов.

Примером такого указания является перечисление неохраняемых элементов этикеток.

(2.2) Если неохраняемые элементы товарного знака связаны грамматически, образуя неохраняемую часть знака (группу элементов), сведения о такой неохраняемой части товарного знака приводятся в виде сочетания слов.

Например, в товарном знаке «NAVIGATOR SMALL BEER» для товара «пиво» в качестве неохраняемого сочетания слов целесообразно указать SMALL BEER (слабое пиво).

(2.3) Если товарный знак включает или представляет собой словесное обозначение, которое по своему смысловому значению может быть отнесено к неохраняемым, но при этом выполнено в оригинальной шрифтовой манере и благодаря этому признано обладающим различительной способностью, в качестве неохраняемого элемента целесообразно указывать только словесное обозначение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *