не сходится акт сверки с контрагентом что делать
Акт сверки с разногласиями
Акта сверки с разногласиями всегда формируется в ответ на ранее сделанный акт сверки взаиморасчетов. Причина составления – одна из сторон не согласная с данными, предоставленными в первоначальном документе.
Акты сверки с разногласиями имеют хождение как между коммерческими структурами в период или после завершения договорных отношений, так и при взаимодействии предприятий с налоговой инспекцией и другими государственными учреждениями.
Наиболее частые причины разногласий
Причины разногласий в актах сверки могут быть самими различными. Они могут быть связаны с ошибками, допущенными бухгалтерами при расчетах, расхождениями в периодах отражения, неправильном указании основной документации и т.д.
При этом если в первоначальном акте сверки информация может быть достаточно общей, при выявлении в нем разногласий акт должен составляться уже в более детализированном виде.
Зачем нужен акт сверки с разногласиями
Акт сверки позволяет контролировать расчеты, произведенные между двумя организациями, избегать (умышленно или неумышленно допущенных) просрочек платежей и задолженностей.
Этот документ является крайне важным, поскольку он фиксирует все разногласия в плане финансовых взаимоотношений, которые существуют между двумя компаниями, а также способствует укреплению платежной дисциплины.
К содержанию и оформлению акта следует относиться очень внимательно, т.к. в некоторых случаях он обретает статус юридически значимого документа, например тогда, когда одна из сторон по каким-либо причинам надумает обратиться в суд.
Подписывать или не подписывать
У сотрудников некоторых предприятий, впервые столкнувшихся с расхождениями по акту сверки, часто возникает вопрос о том, нужно ли подписывать документ, с которым они не согласны.
Практика говорит о том, что лучше документы, с которыми не согласны, не визировать, поскольку личная подпись свидетельствует о согласии и оспорить это не удастся.
Если проблема возникла, то её следует обсудить по телефону, прийти к какому-то компромиссу, зафиксировать всё на бумаге и только в случае полного совпадения мнений, подписывать акт.
Кто составляет акт сверки с разногласиями
Как правило, обязанность по формированию акта сверки с разногласиями возлагается на работника бухгалтерского отдела, который ответственен за контроль платежей по договорам или налоговые расчеты. Он и ставит свою подпись под документом, а директор удостоверяет акт только тогда, когда все разногласия окончательно утрясутся.
Являясь материально-ответственным лицом, бухгалтер при формировании акта сверки должен досконально проверять все строки, имеющие ключевое значение:
Образец акта сверки с разногласиями
На сегодня нет единого унифицированного бланка акта сверки с разногласиями, так что работники предприятий могут формировать его в произвольном виде или, если в организации есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Важно только, чтобы по своему составу документ отвечал определенным нормам составления подобного рода документации, а по содержанию – включал в себя ряд определенных сведений.
В начало документа вписываются:
Затем в основную часть вносятся:
Информацию о конкретных пунктах, с которыми одна из сторон выражает свое несогласие, удобнее оформить в виде таблицы. В неё вносятся номер пункта по акту сверки, предмет разногласия и своя версия. Затем подводится итог и документ подписывается.
Если к акту прикладываются какие-то дополнительные бумаги (копии договоров, протоколы, выписки и т.п.) их наличие нужно отразить в самом акте в виде отдельного пункта.
Тонкости, на которые надо обратить внимание при оформлении акта
Как и текст акта, так и его оформление, полностью отдаются на откуп представителям предприятий и организации. Иными словами, акт можно печатать на компьютере или писать от руки, делать на фирменном бланка компании или на обыкновенном листе А4 формата.
Важно, чтобы акт был заверен подписями представителей обеих сторон (при этом нужно, чтобы подписи были оригинальными – использование факсимильных автографов недопустимо).
Если в нормативно-правовых актах фирмы закреплено требование использовать для удостоверения документации штемпельные изделия (штампы или печати), значит, бланк акта нужно ими завизировать.
Акт составляется в двух экземплярах, но при необходимости можно сделать его заверенные копии. Сведения об акте надо внести в журнал учета документации.
Правила хранения акта
Должным образом подписанный и заверенный акт необходимо держать в числе прочих бухгалтерских документов, в отдельной папке. Длительность хранения определяется законом или внутренними нормативными бумагами организации.
Энциклопедия решений. Акт сверки с контрагентом
Акт сверки с контрагентом
Акт сверки не является обязательным документом для участников гражданского оборота и его составление не предусмотрено законодательством. Он является средством фиксации результатов контроля контрагентами исполнения договорных обязательств.
Не являясь первичным документом, признаки которого закреплены в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», акт сверки помогает не только установить факт существования задолженности, но и нередко, просто помогает выявить ошибку в расчетах с контрагентами.
Составление акта сверки взаиморасчетов можно также отнести к обычаю делового оборота. Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством.
Поэтому организация вправе самостоятельно определить в учетной политике порядок оформления и документооборот актов сверки по согласованию с контрагентами, в том числе и возможность обмена факсимильными копиями названного документа (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Внимание
Форма акта сверки и отраженная в нем информация являются предметом согласования заинтересованных сторон (организации и ее контрагентов). Периоды, за которые контрагенты будут обмениваться актами сверки расчетов, также устанавливаются договором с контрагентом.
Акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату и оформляются по каждому контрагенту (дебитору и кредитору) в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.
Указанные акты подписываются обеими сторонами. Данное обстоятельство означает подтверждение наличия задолженности или исполнение сторонами своих обязательств и отсутствие каких-либо претензий друг к другу. При этом акт сверки не является гарантией или обеспечением обязательства погашения задолженности.
Внимание
По мнению налоговых органов, выраженному в письме ФНС России от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955, подписание акта сверки должником является совершением обязанным лицом действия, свидетельствующего о признании имеющегося долга. Суды соглашаются с этим только с учетом совокупности всех доказательств по конкретному делу (см. например, постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 13096/12).
Подписанные акты вместе с сопроводительным письмом направляются контрагенту для согласования расчетов. Контрагент в полученном акте отражает свои сведения о расчетах, то есть тем самым либо подтверждает, либо опровергает данные организации, составившей акт. Один экземпляр акта возвращается контрагентом в организацию.
Однако контрагенты не всегда возвращают направленные им акты сверки. Кроме того, акт сверки может вернуться, когда сроки сдачи годовой отчетности истекут.
Согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Это означает, что организация имеет право настаивать на правильности своих записей (пока их неправильность не будет доказана контрагентом) и признавать свои расчеты верными и в отсутствие актов сверки.
Кроме того, учитывая, что обязательность оформления направленных актов сверки другой стороной законодательством не предусмотрена, в случае отсутствия акта, подписанного контрагентом, организация отражает сумму расчетов по данным бухгалтерского учета на основании имеющихся у нее первичных документов.
Сверка расчетов с контрагентами. Бланки взаиморасчетов и примеры заполнения
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.
Инвентаризация расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.
При этом, достоверно оценить правильность отражения сумм задолженности позволяет сверка расчетов контрагентами.
Для чего нужен акт сверки расчетов с контрагентами
Если задолженность, отраженная в акте сверки, совпадает по данным организации и данным контрагента, то это означает, что все хозяйственные операции с указанным контрагентом отражены в учете правильно и своевременно и операции по отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, по получению и перечислению денежных средств не пропущены и не «задвоены».
Таким образом, акт сверки позволяет не только выявить ошибки в ведении бухучета, но и избежать разногласий с контрагентами.
Кроме этого, если дебитор организации подписывает документ, то он соглашается с состоянием расчетов и выражает готовность погасить свою задолженность.
Акт сверки расчетов с контрагентами также служит основанием для списания безнадежных долгов после окончания срока их исковой давности.
Акт сверки расчетов с контрагентами можно использовать при обращении в суд с целью взыскания с контрагента долга за поставленные товары или оказанные услуги.
За какой период необходимо осуществлять сверку расчетов с контрагентами
При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами организации следует провести сверку взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами сверки взаиморасчетов.
Порядок осуществления сверки расчетов с контрагентами
Организация, которая является инициатором сверки, информирует другую компанию о необходимости проведения сверки и составления акта.
После этого первая организации выявляет по своим данным сумму задолженности и сообщает об этом второй организации.
Если вторая организация согласна с величиной задолженности, то первая организация оформляет акт, распечатывает его в двух экземплярах, подписывает у своего руководителя и передает на подпись во вторую фирму.
Если же у второй организации есть возражения по поводу суммы задолженности, то необходимо поступить следующим образом:
Форма акта сверки взаиморасчетов
В законодательстве не предусмотрено унифицированной формы данного документа.
Поэтому, форму акта сверки взаиморасчетов организация разрабатывает самостоятельно.
При этом форму следует утвердить как приложение к учетной политике.
Отметим, что акт сверки не является первичным учетным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции, так как не влияет на финансовое состояние сторон.
Поэтому отражать в акте все реквизиты, установленные для первичных документов в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не обязательно.
При оформлении акта сверки, рекомендуется указывать следующую информацию:
Она включает в себя четыре столбца.
Правая часть таблицы остается незаполненной; данные туда записываются контрагентом при проведении им сверки.
Таким образом, в акт вносятся в хронологическом порядке записи обо всех проведенных организацией с участием конкретного контрагента операциях за определенный период.
После чего подсчитываются обороты по дебету и кредиту и определяется итоговая сумма задолженности (конечное сальдо) на определенную дату.
Если проблем и ошибок не возникло, то суммы, полученные после заполнения первой и второй вкладки, будут выглядеть зеркально в таблице.
Чтобы акт сверки стал правомерным, он должен быть подписан с обеих сторон уполномоченными лицами.
Акт сверки может быть подписан уполномоченными лицами единоличным исполнительным органом организации (например, генеральным директором, финансовым директором и т.д.) либо представителем, действующим на основании выданной таким органом доверенности.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Насколько важен правильно подписанный акт сверки расчетов с контрагентом: судебное решение
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Практически каждый бухгалтер неоднократно составлял Акты сверки расчетов с бюджетом, поставщиками или покупателями. Зачастую эта операция расценивается как рутинная, ведь главное – получить подписанный и, желательно, заверенный печатью контрагент Акт сверки (постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2019 г. по делу № А40-41986/18).
Однако данный документ гораздо более важен, чем порой о нем думают. Показательным является судебное разбирательство, исход которого решил представленный Акт сверки расчетов.
Организация обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением к своему должнику о взыскании суммы задолженности и процентов. В деле есть одна особенность: услуги организация оказала в 2014 году, а исковое заявление в суд подала в 2018 году, т. е. по истечении установленного трехгодичного срока исковой давности. Но у истца был весомый аргумент – Акт сверки, подписанный сторонами в сентябре 2015 года, который, как полагал истец, является основанием для прерывания срока исковой давности.
Однако суд отклонил эти доводы организации и отказал в удовлетворении требований. Причиной отказа послужил тот факт, что Акт сверки подписан со стороны организации неуполномоченным лицом – главным бухгалтером – без подтверждения соответствующих полномочий. Поэтому такой документ не может являться основанием для перерыва течения срока исковой давности (ст. 203 Гражданского кодекса).
Согласно положениям ГК РФ Акт сверки расчетов должен подписать руководитель или другое уполномоченное им лицо. Только подписанный уполномоченным лицом Акт сверки может относиться к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности. В ином случае Акт сверки рассматривается лишь как технический документ бухгалтерского характера, подтверждающий размер долга на определенную дату, и не является правоустанавливающим документом, порождающим права и обязанности сторон.
Так, из-за ошибки бухгалтера, принявшего неверно оформленный Акт сверки с контрагентом, организация не смогла взыскать с должника более 9,5 млн. руб. долга и около 3 млн. руб. процентов.
В чем ошибались бухгалтеры в 1С
Расходы будущих периодов, книга покупок, ошибки в счетах на оплату, корректировка реализации за предыдущий период, декларация по УСН. Об этом чаще всего на прошлой неделе спрашивали специалистов компании «Первый Бит».
1. В программе «1С:Бухгалтерия» редакции3.0 в акте сверки не отражаются суммы, которые поставлены на расходы будущих периодов (счет 97.21). Почему?
Акт сверки сформировать по счетам, которые указываются на вкладке «Счета учета расчетов» в документе.
На всех этих счетах есть субконто — документы расчетов с контрагентами. Акт сверки формируется только по счетам, на которых есть это субконто.
2. В отчетность по НДС в книгу покупок попадают счета-фактуры за 2013-2014 гг. Что делать?
При подготовке отчетности по НДС необходимо создать документ «Формирование книги покупок».
На вкладке «Приобретенные ценности» следует удалить счета-фактуры, которые не нужны к вычету. Если в дальнейшем вычеты по этим счетам-фактурам не требуются, необходимо провести корректировку регистра «НДС предъявленный».
3. Формируется счет на оплату без адреса поставщика. Как исправить?
Загрузить адресный классификатор с сайта поддержки: «Администрирование» — «Интернет поддержка и сервисы» — «Адресный классификатор» — «Загрузить».
4. Корректировка реализации за предыдущий период. Как сделать дополнительный лист?
Зайти в документ «Корректировка реализации». Затем выбрать вид операции «Исправление в первичных документах». В ячейке «Основание» выбрать документ «Реализации», который необходимо откорректировать.
На вкладке «Товары или услуги» скорректировать данные. Далее нужно провести документ, создать счет-фактуру. Потом сформировать дополнительный лист в книге продаж за корректируемый период.
5. Сформирована декларация по УСН. Как её сохранить в форматe pdf?
Сформировать декларацию по УСН. В настройках отчета разрешить печать без штрихкода («Печать» — «Печатать без штрихкода»). Будет создана печатная форма. Потом следует зайти в: «Файл» — «Сохранить как». Затем выбрать формат выгрузки PDF.
6. Как удалить задвоенность физического лица в программе «1С:Бухгалтерия» редакции3.0?
Документ «Поиск и удаление дублей» сформировать по справочнику физические лица. Выбрать физическое лицо, на которое нужно перенести все документы и провести обработку.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее