не произноси лжесвидетельствуй что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Исх. 20:16
Свт. Григорий Палама
Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна
Не лжесвидетельствуй (Мф. 19:18; Лев. 19:11). Иначе уподобишься искони клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним осуждению (Быт. 3:1, 5, 14). Лучше, поэтому, если не произойдет отсюда какого либо вреда для многих, прикрой грех ближнего. Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и Иафету, и получишь благословение (Быт. 9:22, 23, 26).
Изъяснение десяти заповедей.
Свт. Филарет (Дроздов)
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Что запрещается девятой заповедью?
Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.
Какие бывают виды ложного свидетельства?
Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.
Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?
Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1).
Является ли грехом ложь без желания навредить ближнему?
Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф. 4:25).
Как избежать греха против девятой заповеди?
Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26).
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятой заповеди
Свт. Николай Сербский
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
Когда ты расхваливаешь себя и хвастаешься перед людьми, люди не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе, но сам ты это знаешь. Но если ты станешь повторять эту ложь о себе, люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Однако если ты станешь постоянно повторять одну и ту же ложь о себе, люди будут знать, что лжешь, но тогда ты сам начнешь верить в свою ложь. Так ложь станет у тебя истиной, и ты свыкнешься с ложью, как слепец свыкается с тьмой.
Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.
Прп. Ефрем Сирин
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Прп. Никодим Святогорец
Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна
Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату. Те, кто питают подозрения на своего брата. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд.
Руководство к исповеди.
Блаж. Августин
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Те, кому нравится никогда не лгать, поступают гораздо лучше… ибо в самом Декалоге написано: Не произноси ложного свидетельства, что включает в себя всякую ложь. Ведь всякий, сообщающий что-либо, свидетельствует своей душой. Что скажут на написанное: клевещущие уста убивают душу (Прем 1:11), говорящие, что не всякая ложь может быть названа ложным свидетельством? А чтобы кто-либо не счел, что это может быть понято в смысле «за исключением некоторых, говорящих неправду», пусть в другом месте прочтут: Ты погубишь всех, говорящих ложь (Пс 5:7). Сам Господь Своими устами говорит: Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:37). Отсюда и апостол, когда говорит о том, что надо отложить образ жизни ветхого человека, под которым подразумеваются все грехи, последовательно говорит, ставя на первое место: Посему, отвергнув ложь, говорите истину (Еф 4:25).
Против лжи.
Ведь тебе говорит Закон, например: Не произноси ложного свидетельства. Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа.
Проповеди.
Лопухин А.П.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор 19:18), так и клеветой (Пс 14:2-3; 49:20; Сир 7:12-13).
10 ЗАПОВЕДЕЙ (9 заповедь) Не лжесвидетельствуй
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16)
Ложное свидетельство – это был первый грех описанный в Библии. Это произошло, когда дьявол, искушая человека, обвинил своим вопросом Бога во лжи – «А подлинно ли сказал Бог?»
Родоначальником лжи является дьявол:
«Когда он говорит ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8: 44)
Не будь его производной:
Не говорите лжи друг другу , совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3: 9)
Пример: Лжесвидетельства на ближнего в Советском Союзе становились причиной расстрелов или ссылок в лагеря. Понравилась квартира ближнего, машина ближнего или просто успех в делах ближнего.
Библия показывает отношение Бога к ложной информации:
«Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1: 18)
Причины этого греха
Собственные поражения и неудачи кажутся меньше, когда страдает другой.
«За маской сплетен стоит ревность,
а за спиной ревности стоит чувство низкого достоинства»
Совет для каждого: Один человек сказал: «Живите так, чтобы вам не было стыдно, если вы продадите своего попугая городским сплетникам»
«и прости нам долги наши, как и мы прощаем тех, кто согрешает против нас» Живая Библия(Матф.6:12)
Сплетни и клевета разрушают. А мы призваны быть восстановителями развалин. А для восстановления требуется смирение и высокий дух.
Смотреть за собой, а не за другим «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.» (Гал.6:1)
Православная Жизнь
Девятую заповедь часто рассматривают как запрет клеветать и оговаривать ближних, однако она касается гораздо более широкого круга проблем.
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»
«Лёгкий» грех
Девятая заповедь учит, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Она запрещает ложь во всех её проявлениях, равно как и всевозможные сплетни и пересуды.
К сожалению, нередко приходится наблюдать, что люди с удивительной лёгкостью позволяют себе неискренность или даже откровенную ложь. Серьёзность таких заповедей, как «не убивай», «не кради» и «не прелюбодействуй» человек понимает — или, по крайней мере, отдаёт себе отчёт в тяжести греха против них. С девятой же происходит совсем иначе. Как священник и молодой отец я с тревогой наблюдаю, что лгут не только взрослые, но и дети. Ребёнок понимает, что обман даёт больше шансов получить желаемое. Замечая всё это, невольно задумываешься о природе лжи.
Источник лжи
Ложь — это искажение истины. Для нас, христиан, истина — это Господь: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Если ложь — искажение истины, то источник её — тот, кто противится Богу и борется с Ним, то есть дьявол: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Именно ложью дьявол соблазнил первых людей в раю, когда спрашивал, правда ли, что Бог запретил вкушать от всякого древа. Он сознательно искажает слова Бога и благодаря этому пытается найти подход к Адаму и Еве: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).
Попавшись на его уловку, первые люди начали лгать — Богу, друг другу, самим себе. Ложь становится не только поступком, но повреждением природы, болезнью, которой человечество больно до сих пор. Наверное, нет такого человека, который не был бы искажён ложью изнутри. Об этом говорит Священное Писание: «Всякий человек ложь» (Пс. 115:2), «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4).
Нужно отметить, что некоторые философы, социологи, антропологи оправдывают ложь с точки зрения истории общества. Дескать, если бы не было лжи, люди не смогли бы строить отношения друг с другом: есть ситуации, когда, сказав правду, к ближнему просто не найдёшь подход. Получается, большая заслуга в развитии человеческого социума заключается именно в способности людей лгать друг другу. Думаю, это неоднозначное утверждение, оставим его мыслителям, а мы как люди верующие рассмотрим ложь с точки зрения христианской аскетики.
Как люди лгут?
Есть такая книга, которая не потеряла и наверняка не потеряет своей актуальности — труд преподобного Дорофея Палестинского «Душеполезные поучения и послания». Девятое слово в ней так и называется: «Поучение о том, что не нужно лгать». В нём преподобный замечает, что люди лгут тремя способами: словами, мыслями и самой своей жизнью.
Ложь словами — это наиболее частое проявление лжи, когда человек оправдывает себя, скрывает свои поступки или пытается добиться желаемой цели любым путём. Стоит ли говорить, что она способна разрушить и нормальные человеческие отношения, и дружбу, и семью? Поэтому совет: прежде чем солгать, нужно мысленно положить на чашу весов то, что вы хотите получить, и то, что вы имеете, но можете потерять вследствие лжи. Думаю, это может отрезвить и помочь принять правильное решение. Как показывает жизненный опыт, неприятная и горькая правда, требующая от человека огромной внутренней работы, лучше, чем лёгкая и на первый взгляд многообещающая ложь. Однако хочу сразу сказать, что это не универсальное правило и не готовое решение для всех проблем.
Ложь в мыслях — это когда мы делаем вывод о людях, исходя из своих догадок. Например, я увидел человека, в голове создал его образ — чаще всего через призму собственных страстей — и выдал этот желаемый образ за действительный. Казалось бы — мелочь, что страшного? Подумал — и ладно. Но мы ведь относимся к человеку исходя из той картинки, которая возникает у нас в голове, следовательно, скорее всего это будет предвзятое отношение. Поэтому авва Дорофей говорит: «…никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предается им».
Ложь своей жизнью происходит тогда, когда наше внутреннее содержание не отвечает нашим внешним поступкам. Преподобный Дорофей приводит такие примеры: когда сознательный блудник говорит о воздержании или человек жадный рассуждает о том, как хорошо творить милостыню и делиться с неимущим. В нашей жизни такая ложь нередко наблюдается в соцсетях, когда люди постят яркие красивые фотографии при скучной жизни или публикуют умные мысли, чаще всего чужие, в отсутствие собственных соображений. Тем самым человек пытается выглядеть умнее, остроумнее или счастливее, чем есть на самом деле. Может быть, он таким образом ищет одобрения окружающих, но не думаю, что такая двойственность способна сделать его жизнь более осмысленной или содержательной.
Ложь во благо
Ложь во благо, оставаясь ложью, напоминает о трагическом несовершенстве нашего мира и человечества. Она побуждает человека исправляться и исправлять трагическую ситуацию, которая возникла в его жизни.
Каким образом искоренять ложь, которая объяла все сферы нашего существования? Эту задачу очень хорошо и ёмко сформулировал писатель Александр Солженицын: «…самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»
Как найти золотую середину между правдорубством и неискренностью?
Правда бывает разная, и не к каждой правде человек может быть готов. Рубить правду всегда и всюду не имеет смысла, это никому не нужно. Наверное, тут надо проявлять мудрость — хорошо, если она есть. Важно тонко чувствовать, нужна человеку правда или нет, как он на неё отреагирует, и главное — поможет ли она ему. Не надо вываливать правду, лучше очень тонко направить ближнего к правильным размышлениям, выстроить общение так, чтобы он сам пришёл к тому, что вы хотите донести. Ваша задача — дать правильный вектор, обозначить верное русло.
Как бы вы ни были искренни и честны, помните, что воспитанность никто не отменял. Нужно понимать, что говорить всем правду не всегда уместно. Это не значит, что нужно лгать, просто принцип «я всегда говорю только правду, я такой» у некоторых людей доходит до абсурда. Подчеркну: правда должна послужить человеку. Если она его не меняет, не преображает, не возвышает — то для чего она? Чтобы успокоить себя в том, что вы — правильный? Но какая в том польза? Правда нужна ради человека, а не сама по себе.
Говорите правду, чтобы ваш ближний мог работать над собой. Если же он этого не хочет или боится этой работы — не спешите, человек может быть просто к ней не готов. Возможно, для искреннего разговора с ним нужно подготовить почву, подумать, насколько вы близки, чтобы открывать ему на что-то глаза. В таких ситуациях полезно не вмешиваться в чужую жизнь, а обратить внимание на себя и разобраться с тем, насколько честна ваша собственная жизнь.
За нарушение этой заповеди будут расплачиваться потомки
– Отче, девятая заповедь велит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Почему люди прибегают к ложным свидетельствам?
– Главная причина заключается в человеческой самости, самолюбии. Когда человек живет только для себя, в свое удовольствие, тогда все другие люди вокруг – это винтики, которые он использует для достижения своих целей. Среди этих людей могут быть и ближние, и дальние. И если кто-то не угождает ему, не делает так, как ему хочется, тогда идут в ход лжесвидетельства, чтобы таким образом приструнить этого человека, чтобы он всегда исполнял исключительно его волю. Корень – в самости.
Классический ветхозаветный пример лжесвидетельства находим в 3-й Книге Царств, 21-й главе, где говорится о царе Ахаве, которому очень понравился виноградник Навуфея. Царь захотел завладеть этим виноградником и позвал владельца, предложил деньги, серебро и даже хотел дать ему виноградник в другом месте, но Навуфей отказался идти на такую сделку, потому что виноградник был очень дорог ему, достался по наследству от отца, деда. Навуфей сказал об этом Ахаву и не намеревался виноградный участок отдавать.
И вот Ахав «возмутился духом», а его жена Иезавель, увидев беспокойство мужа, сразу предложила выход.
– Зачем ты печалишься? Я все решу.
Она разослала письма старейшинам города, созвали суд, вызвали Навуфея, подкупили двух лжесвидетелей, которые оклеветали его, мол, он выступал против царя. Такое себе политическое обвинение. И обвиненного, согласно Закону, побили камнями. Так Ахав завладел виноградником.
Пророк Илия обличил царя за это и пообещал ему и его жене Иезавели разные кары. После обличительных слов пророка, Ахав смирился и раскаялся в своем беззаконном поступке. Тогда Господь через пророка Илью вынес другой приговор: Ахав не пострадает, но потомки его будут истреблены. Через какое-то время это пророчество полностью исполнилось.
– То есть потомки лжесвидетелей расплачиваются за грехи своих отцов?
– Получается так. Если не сам человек страдает за неправду, то его наследники обязательно несут ответственность за лжесвидетельство. Беззаконие записывается в памяти. И если не было покаяния, то цепочка вины тянется до тех пор, пока этот род не истребится. Не зря сказано святым пророком Давидом, что погубит Господь всех глаголющих ложь (Пс.5:7).
Другой яркий пример лжесвидетельства мы встречаем в Новом Завете. Христа привлекли к суду и, чтобы предать его смерти, начали искать лжесвидетельства. Два клеветника стали утверждать: Иисус говорил, что разрушит храм и за три дня воздвигнет его.
Это было «доказательством» Его вины на беззаконном суде.
– Какова причинно-следственная связь лжесвидетельства? Как люди приходят к этому? Ведь не сразу же на это решаются? Какие предпосылки?
– Человек клевещет на другого, когда теряет связь с Богом через свои грехи и страсти: сребролюбие, зависть и т. д.
Сегодня можно наблюдать бесконечные разбирательства в судах. Даже близкие и родные люди из-за каких-то квадратных метров готовы перегрызть друг друга и решаются на лжесвидетельства. Бывает, в селах за колодец, который расположен на границе участков, судятся. Эта картина сплошь и рядом.
Моя мама была председателем сельсовета и все время сталкивалась с такими ситуациями: постоянные разбирательства, заявления, кляузы друг на друга. Это было в порядке вещей.
– В селе свои дележи, в городе – более крупные запросы, в среде чиновников иные методы обогащения.… А в результате – лжесвидетельства. Что с этим делать? Как от них избавиться?
– У клеветника нет страха Божьего. Нет любви. Лишь присутствует какая-то расчетливость, зачастую материального плана. Как мы можем противостоять ему? Верою и любовью. Не надо на ложь отвечать ложью.
– Если против тебя направлена такая кампания, что нужно делать?
– Не надо использовать те же средства. Нельзя поступать по ветхозаветному принципу: око за око. Прежде всего следует пожалеть человека, который клевещет. Его совесть мучает душу, он не спокоен, не мирен духом. Наша основная защита – молитва о лжесвидетеле.
В Ветхом Завете есть такой пример. Когда Иосиф служил в доме египетского вельможи, то его оклеветала жена вельможи, мол, еврей хотел с ней переспать.
Сидя в тюрьме, он пытался найти себе каких-то ходатаев. Он, например, предсказал благую участь царского виночерпия и попросил у него: «Когда будешь наливать вино царю, тогда вспомни, что я сделал тебе благое, доброе дело».
Господь не дал бы ему такого провидческого дара, если бы он не молился и потерял веру. Если бы он пребывал в ожесточенном, озлобленном состоянии, то, конечно, не смог бы пророчествовать и его судьба бы не изменилась.
Виночерпий через некоторое время был освобожден и во время застолья, разливая вино, шепнул царю на ухо, что Иосиф несправедливо сидит в тюрьме. И его освободили.
Именно молитвенная связь с Богом – самое сильное средство против клеветы.
Добавлю еще пример из относительно недавней истории. Выпускник и преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Антонин (Капустин), когда был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, постоянно терпел всякую клевету и напасти как от своих, так и от чужих. Как же он спасался от этого? Он ежедневно, утром и вечером, старался молиться в храме на Богослужении. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи. В результате, несмотря на все чинимые ему препятствия, он столько сумел сделать полезного для паломников на Святой земле, сколько никто другой бы не смог сделать даже при самых благоприятных условиях.
– Лжесвидетельство приобретает огромные масштабы. Не брезгует этим и ТВ, где без зазрения совести отказываются от вчерашних слов, лгут.
– Это результат полного равнодушия, формального отношения к Богу, к заповедям. Ничего нет нового под солнцем. Оно всегда было в мире, в большей или меньшей степени. В советское время тоже исходила сплошная ложь со всех СМИ, на государственном уровне в том числе.
Правда, в советское время многие люди еще умели различать, где черное, а где белое. По-видимому, тогда еще сохранялся иммунитет против лжи, добытый предыдущими поколениями, воспитанными в православной вере, на заповедях Божиих.
А сейчас этот иммунитет разрушен или очень слабенький. Большинству людей очень сложно разобраться, где правда, а где ложь. При том, что еще и Церковь пытаются всячески дискредитировать.
– А как Церковь должна реагировать на то, что на Нее клевещут?
– Есть две противоположные точки зрения. Одни считают, что нужно молиться и ничего не предпринимать. Другие утверждают: нужно бить в набат, во все колокола и сразу разоблачать неправду.
– Какая позиция Вам ближе?
– Истина всегда на золотой середине. Нужно и молиться, и не бездействовать. Нужно сочетать и то, и другое.
Если мы будем только молиться и ничего не будем предпринимать, то под лежачий камень вода не потечет. А если мы начнем действовать, забыв о Боге, – ничего не добьемся без Божьего благословения и содействия.
Когда теряется связь с Богом, когда мы начинаем бороться за правду, но при этом забываем о молитве, ситуация лишь усугубляется.
А с молитвой всегда виден просвет. Господь не дает искушений больше, чем мы можем перенести.
В этом тексте очень хорошо показана природа лжесвидетельства. Лжесвидетельство бывает разным. Бывает в виде чистой клеветы. А бывает так, что лжесвидетельствующий берет правду и ее переворачивает. Как бы выворачивает наизнанку. Как старались это делать нечестивые иудеи против Иисуса Христа в только что приведенном примере. Или в другом эпизоде: «Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (В русском переводе: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Св. Евангелие от Иоанна 19:7).
— Батюшка, скажите, отличается ли с духовной точки зрения лжесвидетельство намеренное, то есть когда человек подготовился к этой лжи (в суде или перед другим человеком свидетельствует) и ситуация, когда человек, недостаточно разобравшись в деле, будучи неуверенным, правда это или ложь, передает ее. Несут ли они равную ответственность с том и другом случае?
— Как шестое чувство?
— Есть ли разница, когда один человек лжет другому, и свидетельством перед третьими лицами, в частности, в суде? Это ведь накладывает дополнительную духовную ответственность на человека, так ведь?
И тот воспринимает слова Иисуса как самозванство и приговаривает Его к смерти. А между тем, он предупрежден ответом Христа, что Сын Человеческий придет. Но он ни одно мгновенье не собирается об этом думать.
— В чем же острая актуальность проблемы лжесвидетельства?
Верующий человек впадает в соблазн от недостатка веры и легче подвержен клевете. Неверующий больше подвергается лжесвидетельству, обману. В Евангелии сказано, что за неверие Бог попустит верить лжи. И это мы наблюдали, например, совсем недавно в ХХ веке в нашей стране, где нас десятки лет глушили клеветой на Церковь и бесстыдными лжесвидетельствами о пресловутых «успехах коммунизма». Кстати, коммунистическая программа и сегодня обманывает наш неверующий и потому детски наивный народ своими баснями. Неверующий становится легкой добычей обмана.
Эта псевдокультура является самым настоящим массовым лжесвидетельством. Против Бога, против Его истинного почитания. И против человека, которого делают игрушкой этой псевдокультуры. Через разврат, принимающий форму культурной игры. Вы видите артистов, вы видите музыкантов, какие-то декорации. Вы видите даже какую-то драму. Но все сводится к разврату. К неслыханным мерзостям, которых кроме как России нигде нет! Россия в первых рядах в этом направлении. То же самое и в других видах этой так называемой культуры. Мы переживаем колоссальный упадок культуры. Все это лжесвидетельствует и о Боге, и о человеке, который является Его образом и подобием. А его делают скотом, какой-то извращенной сущностью. Из человека делают «античеловека», сексуального животного, маньяка. Всему этому придают еще некую мистическую окраску (в каких-то фильмах), и это показывают детям. Разве такого рода продукция не становится массовой сейчас? И вот в этом есть реализация диавольского лжесвидетельства.
— Могут ли подобные «деятели культуры» действовать таким образом, несознательно? Человек же может не отдавать себе отчет в том, что через подобные «культурные изыскания» творит клевету? Он может считать это, например, своей работой.
— Но культура разве не относится лишь к душевной части человеческого бытия?
— Без духовности она перестает быть культурой. В ней непременно должны быть духовные элементы. Мы, конечно, не говорим о культуре, скажем, сельского хозяйства. А вот творчество все мы относим уже к сфере духовной культуры. Но о каком духе речь: есть Дух благодатный, Дух Святой. А есть дух мертвящий, сатанинский. Вот в этой громадной амплитуде колебаний и развивается культура.
— Вы часто говорите о духовном и культурном наследии России. О памятниках культуры, об историческом культурном наследии. А если говорить о селе. о землепользовании. Есть ли какие-то нормы в отношении пользования человека землей?
— О покорности Воле Божией?
— Вот это основной вопрос. Получается, что Святые такие поступки совершали, которые сложно представить.
— Узрел в этом волю Божию, или это было его личное?
— Но это не исключает действенной защиты?
— Но это совершенно не исключает в Церкви действенной защиты. Последующая история Церкви, безусловно, нам об этом говорит в историях христианских монархий, которые были поставлены для того, чтобы охранять христианство по Божиему промыслу. Когда прошло определенное время, первые века, и общество созрело для христианской монархии, то Церковь эту монархию благословила. И вот что интересно: времена Христа уже прошли, это было четвертое столетие, но создание христианской Империи, которое стало орудием защиты Церкви от каинов всевозможного рода, совпало с тем, что Царица Елена нашла Крест. То есть возникает могущественная Христианская Держава, всемирная Империя Константина Великого, но одновременно воздвигнут Крест.
— Вы говорили о земле как о даре Божием.
— Земля, конечно, должна использоваться для людей на пользу человечества, для благословленного Богом человеческого сообщества, а не для всеобщего разрушения. Я не говорю про конкретных людей, конкретных завистников. Но они есть и за ними стоят другие силы. Есть люди, есть силы, которым совсем ничего не нужно в России цельного: ни земля, ни урожай, ни промышленность, ни армия, ни культурное наследие, ни дети им не нужны, ничто не нужно. Все нужно разрушить. Они хотят создать такие условия, чтобы не было образования, здоровья, чтобы ничего не было.
— Может быть это отчасти связано с разорением какого-то общинного понимания? Были же до революции общины. При коммунизме тоже.
— Большое спасибо Вам, отец Александр!
Записала
Анна Бойко-Великая