не искушай господа бога твоего что значит
Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 19-й седмицы по Пятидесятнице
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Искушение Христа начинается сразу же после Его Крещения. И как в Крещении нам открывается природа и личность Сына Божия. Но не просто ради радости созерцания этой тайны. А ради того чтобы мы, в свою очередь, обрели мужество в сражении жизни против смерти, истины против лжи, реальности против мечты.
За спиной Господа – пустыня с памятью сорокадневного исхода народа Божия. Христос – истинный и верный Слуга Господень, должен пройти по Своему человечеству через испытания – без ропота, без колебаний, без падений – в отличие от ветхозаветного народа Божия. Отныне новый народ Божий может в совершенном доверии Богу следовать за Тем, Кто исполнен Духа Святаго, Кто имеет подлинную силу Божию – не ту, ложную, которую предлагал сатана, но силу всецелого послушания замыслу Божию, даже если это путь страданий и превосходит человеческое разумение.
Можно заметить, что последовательность искушений в Евангелии от Луки несколько отличается от Евангелия от Матфея. Они завершаются Иерусалимом, тем Иерусалимом, который в центре всего Евангелия от Луки. Ибо это место великого последнего противостояния Господа диаволу, кажущегося поражения Мессии и реальной Его победы над злом и смертью. Высшее искушение Христа – избежать такого стечения обстоятельств, в которые вводит Его замысел Божественной любви среди зла мира, и найти иные пути, иные возможности победы. Иерусалим будет местом высшего сражения, но также конечной и решительной победой Христа над злом – в верности Отцу Небесному, Который пребудет с Ним до конца. Смерти Христа на Кресте будет сопутствовать восклицание сотника, прославляющего Бога: «Воистину, Человек этот был праведник». И весь народ, «видя происходящее», сознавал свой грех, «бия себя в грудь» (Лк. 23, 47–48).
С самого начала служения Христа дьявол вынужден отступить от Него – но «до времени». И на горе Елеонской – перед лицом Отца Небесного, надо будет молиться, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22, 40), да совершится воля Отчая, а не человеческая воля, теснимая страхом. (Лк. 22, 42). Эту молитву Господь заповедал нам: « И не введи нас во искушение». Речь идет в ней, как свидетельствуют святые отцы, о великом искушении отступничества, предпочтения Богу дьявола. Мы молим Бога в момент искушения, чтобы Он сохранил нас от неисцельного падения, а не о том, чтобы Он Сам не искушал нас – это было бы хулою. Один из древних переводов звучит так: « Не дай нам уступить искушению». И апостол Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13).
Евангелие искушений предлагается нам для того, чтобы мы поняли, что поистине Иисус есть Христос, Сын Божий, что в силе Духа Святого Он имеет власть побеждать всякое искушение и принимать все последствия Своего послушания замыслу Отчему и Его любви к нам. Диавол бросает Господу вызов: «Если Ты Сын Божий». В этом «если» – все испытание веры. Подлинно ли Он – Спаситель? Подлинно ли у Него есть сила, которая позволит Ему повернуть наш мир к любви, к верности истине, к вечному блаженству, к победе над смертью? Петр был испытан во время бури на озере: «Если это Ты, Господи», – сказал он, но усомнился, и тотчас погрузился в воды смерти. Любовь к Богу, доверие и верность Ему запрещают всякое «если».
На нашем пути мы встретимся с искушением превратить камни в хлеб, то есть обожествить материальные блага, деньги, собственность. Иначе говоря, увидеть в них предмет наших устремлений, место нашего счастья. Мы встретимся с искушением восходить все выше, на вершину нашего «я», принимая себя за Бога, поклоняясь себе и подчиняя все нашему желанию.
Во втором искушении дьявол показал Господу все царства вселенной во мгновение времени и сказал: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Это искушение компромисса со злом. «Отступи немного от требований, о которых говорит Твое Евангелие и все последуют за Тобой». Но в войне со злом не может быть компромисса. Мы встретимся с искушением создать такого бога, который бы был у нас в услужении, магического бога, который обещает нам спасение с самыми малыми нашими усилиями, ограниченными исполнением некоторых церковных установлений, заменяющими требования трудного и опасного служения Церкви.
Дух Святой говорит с нами в этом Евангелии, напоминает нам слово истинного Сына Божиего, сказанное апостолам: «В мире скорбны будете. Но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Тайна искушения неисследима. Человеческая жизнь исполнена искушений. «Она – воинская служба», как говорит книга Иова, в ней – трудности, страдания, искушения, которые могут достигать предельных глубин, и иногда как будто превосходить наши силы. Но Христос уже победил, и мы не должны ничего бояться. Тайна христианина – в том, что все уже совершилось, и все еще предстоит совершить. И Христос истинный Сын Бога и истинный человек, пребывает с нами на всех наших путях, заповедуя нам: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» и «Не искушай Господа Бога твоего».
Толкование Евангелия на каждый день года.
26 января
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Первое событие в жизни Спасителя после Крещения, когда Дух Святой видимым образом сошел на Него, – изведение Его Духом в пустыню. На этот раз Дух Святой открывается не в веянии тихого ветра, а в бурном вихре. Искуситель нападает на Господа с трех разных сторон. Первое искушение – обратить камни в хлеб. То есть употребить Свою чудодейственную силу для Себя. Так будут искушать Его иудеи, чтобы Он стал «хлебным мессией», царем, который должен служить их материальным нуждам, и таким образом устроить на земле чаемое ими царство. «Но не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Во время странствования в пустыне народ Израиля был чудесно питаем Богом, когда Бог открывал ему, что смысл жизни бесконечно глубже, чем насыщение чрева. Второе искушение – превратить Христа в того, кто внешним чудом, а не Крестной любовью влечет народ следовать за Собой. И третье искушение – предложение Ему победить мир, идя в обход Креста. Однако не может быть компромисса со злом, ибо из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол.
Почему Христос подвергается искушению? Не впервые человек узнал искушение. Прародитель Адам уступил ему, и не сосчитать, сколько других после него. Как человек, Господь должен был в Свой черед встретиться с искушением. Однако этот человек был Бог. И что-то совершенно новое должно было произойти. Не то, что искушение было легким для Господа. Или что Он мог сделать его более легким для Себя. Нет, Он претерпел это искушение ради всех наших искушений. Но абсолютно новым в Господе была Его любовь. Он любил Своего Отца Небесного любовью, какой не имел ни Адам, ни любой другой человек, которые потому и были бессильны противостоять диаволу. Эта любовь не могла позволить Христу уступить искушению. Но она не облегчила Его участь. Напротив, более чем кто-либо, чем все люди вместе взятые, Он был искушаем. До смерти. Для Него была только одна возможность победить искушение – умереть. Но умереть любовью к Отцу и ко всем людям. Нашего ради спасения и нашей победы во всех не устранимых никакими силами искушениях.
Можно победить диавола. И Господь показал, как это надо делать. Не отступать от Бога ни в чем. Нам не удастся быть всегда верными Богу. Бывают моменты, когда мы уступаем искушению. Но Господь будет всегда верен нам, Он постоит за нас, если мы призовем Его на помощь. Поистине Он победил диавола в пустыне ради нас.
Главная цель сатаны – разрушить наши отношения с Богом как с Отцом. «Если Ты Сын Божий, – говорит он Христу, – как Тебе, Наследнику Царства Божия, может быть отказано в самом малом? Либо Бог не Отец Тебе, либо Он не добр к Тебе». Диавол хочет подорвать нашу веру в слово Божие, дерзко вырывая из Писания то, что нужно ему. «Бог сказал, что Ты Сын Возлюбленный. Так ли это?» – и мы слышим голос древнего змия в раю: «Подлинно ли сказал Бог?» Диавол говорит: «Бросься вниз». Диавол не может сбросить вниз никого, тем более, Господа. Его власть ограничена. Но он подталкивает всех на грех и на гибель. Потому не будем вредить себе, и никто не сможет повредить нам. Если с нами будет Христос. «Ибо написано, – говорит диавол Господу, – Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Святые ангелы готовы исполнить каждое слово Господа, потому что знают, что ни одно Его движение не может быть отделено от истины. Как всегда, диавол смешивает истину с ложью. И даже святые слова Священного Писания в устах диавола становятся ложью. Как не вспомнить здесь свидетельство святых отцов о том, что Священное Писание посреди Церкви – как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны, прежде всего, увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!
Диавол «показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Святой Ириней Лионский говорит: «Диавол солгал, сказав это, ибо не он управляет царствами в этом мире, но Бог. Власть в действительности была установлена для пользы языческих народов; не диаволом, который никогда не имеет покоя и еще меньше желает, чтобы народы жили в мире, но Богом для того, чтобы люди, боясь этой власти, не пожирали друг друга, как рыбы, но с помощью законов сопротивлялись многообразной несправедливости язычников». Все народы земли обещаны Мессии. Если Он – Сын Божий, они поистине принадлежат Ему. Но мы должны остерегаться принять из рук диавола даже то, что обещано Богом. Сатана требует, чтобы Христос, пав, поклонился ему! Величайшие из святых могут быть искушаемы худшим из зол. Глубины сатанинские достигают предела, и Господь с отвращением и гневом говорит: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Все основания нашей жизни – в поклонении Богу и в служении Ему одному.
«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». Все блаженство ангелов – в служении Христу Богу. Есть мир злобных духов, воюющих против Христа, Его Церкви и всех верующих в Него, и есть мир святых духов, служащих им. Все победы Христовы – торжество ангелов и наше торжество. Искушение Христа и Его победа являет нам Его Божественное достоинство, и утверждает нас в сражении с искусителем. Ибо Господь умер на Кресте не за Свои грехи, а за наши.
Глава 4
1–13. Искушение Иисуса Христа в пустыне. – 14–15. Выступление Христа в Галилее. – 16–30. Проповедь Христа в синагоге Назаретской. – 31–44. Посещение Капернаума.
«Сорок дней Он был искушаем. » (см. Мк 1:13 ).
«Вселенной» (стих 5) точнее, чем у евангелиста Матфея – «мира» ( Мф. 4:8 ; ср. Лк. 2:1 ).
«Во мгновение времени» – в одной точке времени, в одном моменте ( ἐν στιγμῇ χρόνου ). Это значит, что все царства мира не последовательно, одно за другим явились пред взором Христа, а в одном мгновенном образе, несмотря на то что они находились в разных частях света.
«Дам власть над всеми сими царствами. » Вследствие грехопадения людей мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями. Он может, следовательно, направить их и ко Христу, если захочет. Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства, Единый же владыка всего – Бог ( Дан. 4:14 ).
«Поклонишься мне» – точнее: «предо мною» ( ἐνωπίον ἐμοῦ ). Отсюда видно, что диавол имеет в виду действительное поклонение.
«Сохранить Тебя» (стих 10). Это прибавление есть только у евангелиста Луки.
«И, окончив все искушение» – этими словами евангелист дает понять, что диавол истощил все свое искусство для искушения Христа и более ничего не мог измыслить.
«Назарет» (см. комментарии к Мф. 2:23 ).
«Был воспитан» (см. Лк. 2и сл.).
«Помазал» – посвятил, поставил (блж. Феофилакт).
«Нищим» – и в материальном, и в духовном отношении угнетенным (см. Мф. 5:3 ).
Сокрушенные сердцем – то же, что плачущие (см. Мф. 5:4 ).
Пленные и слепые – термины, обозначающее духовное рабство и невежество людей, которых от этого освободит Мессия.
«Слепым прозрение» – это прибавка Семидесяти.
а) пророческое помазание обозначено словами: «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем» ;
б) царское: «проповедывать» (возвещать) «пленным» и т.д. – все прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования, и
в) первосвященническое: «проповедывать лето. » т.к. возвещали наступление юбилейного года священники, по приказу первосвященника. Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник. Нужно еще заметить, что, пользуясь словами 19-го стиха о «лете» или «годе Господнем» ( ἐνιαυτὸν κυρίου ), еще древние еретики валентиниане, а затем и многие церковные толкователи утверждали, что деятельность Христа продолжалась только один год. Но выражение «год», очевидно, у евангелиста Луки обозначает мессианский период вообще, а разве этот период мог евангелисту представляться таким малым, как один год? Не говорим уже о том, что в Евангелии Иоанна служение Христа определяется не менее как тремя годами.
Служитель синагоги взял от Христа опять свернутый Им свиток книги Исайи, и Христос, намереваясь говорить по поводу прочитанного пророчества, сел, согласно обычаю. Все устремили на Него очи: ясно, что Христос в то время уже пользовался известностью среди жителей Назарета.
Евангелист сообщает только главную мысль речи Христа, обращенной к богомольцам.
«Свидетельствовали Ему», т.е. выражали мысль, что дошедшие до них слухи о Христе (стихи 14 и сл.) вполне точно изображали Его личность.
«В Твоем отечестве» – в Твоем отечественном городе.
Сказав, что неприятие пророков их согражданами – общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города – Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников.
Три с половиной года не шло дождя при Илии, по исчислению Господа. Между тем в книге Царств сказано, что дождь пошел на третий год ( 3Цар. 17:1, 18:1 ). По всей вероятности, здесь как и в Послании апостола Иакова ( Иак. 5:17 ), ведется счет этих лет согласно иудейскому преданию (Ялкут Шимони к 3 Цар.), в котором вообще цифра 3 1/2 года была обычным термином для обозначения преимущественно несчастной эпохи (ср. Дан. 12:7 ).
«По всей земле» – выражение гиперболическое.
Сарепта Сидонская – город, стоявший в зависимости от Сидона и лежавший на берегу Средиземного моря. Ныне – деревня Сюрафенд (ср. 3Цар. 17и сл.).
«Прокаженных» (см. Мф. 8и сл).
«При пророке Елисее» (см. 3Цар. 19и сл).
Увлечение речью Христа быстро сменяется в душе назаретян страшной яростью против Того, Кто посмел поставить их ниже язычников. Последние оказывались в Его представлении лучшими, чем евреи, – этого уже никак не могли стерпеть присутствовавшие в синагоге, и, несмотря на то что день был субботний, они начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города, лежавшего на склонах гор, резко поднималась кверху (на западном краю города), и назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его с утеса, к которому вела эта дорога и около которого был обрыв футов в сорок над лежащей внизу долиной (место это находится над маронитской церковью). Но вдруг Христос остановился и, Своим одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них. Так как Он, очевидно, пошел дорогой в Капернаум, которая ведет прямо от этого утеса, то теснившие Его должны были остановиться: там дальше уже не было возможности как будто нечаянно столкнуть Христа с утеса.
Одно ли это и то же событие с тем, которое описывают евангелисты Матфей ( Мф.13:54 ) и Марк ( Мк. 6:1–6 )? Нет, это событие другое. Рассказ евангелиста Луки относится к началу служения Христа, а рассказы евангелистов Матфея и Марка – к позднейшему времени. Это – первое доказательство. Во-вторых, здесь Христос является без Своих учеников, а там – с учениками. В-третьих, согласно Евангелию от Луки, Христос оставляет Назарет после описанного покушения на Него, а у Матфея и Марка – остается некоторое время в Назарете и после того, как назаретяне не обнаружили к Нему доверия. Наконец – и это самое важное – у Матфея и Марка совсем нет речи о покушении на Христа, о чем здесь сообщает евангелист Лука. Не ясно ли, что Лука описывает другое событие? Некоторые же сходные детали в рассказах у него и двух других синоптиков объясняются просто тем, что подобные речи о происхождении Христа должны были слышаться нередко среди невежественных назаретян.
«Пришел» – точнее: сошел ( κατῆλθεν ). Назарет лежал выше расположенного у Тивериадского моря Капернаума (см. Мф. 4:13 ).
«Слово Его было со властью» (ср. стих 14).
«Нечистого духа бесовского» – правильнее: «духа демона нечистого». К слову «демон» прибавлено употребленное и у Марка прилагательное «нечистый» ввиду того, что у греков слово «демон» ( δαιμόνιον ) не означало непременно существо злое или нечистое.
«Нимало не повредив ему» – замечание, находящееся только у одного Луки.
«Что это значит» – точнее: что это за слово или речь такая? В 32-м стихе удивление выражается пред учением Христа, здесь – пред Его повелениями (стих 35).
«Что Он» (стих 36) – правильнее: потому что Он: Евангелист указывает причину, вызвавшую удивление.
«Выйдя» – точнее: «восстав» ( ἀναστάς ). В синагоге Господь учил сидя.
«Он вошел. » – Лука опускает перед 31-м стихом упоминание о призвании двух пар братьев (ср. Мк. 1:16–19 ), и потому Христос у него является здесь идущим в одиночестве.
«Подойдя к ней» – точнее: «стал над нею склонившись».
«Возлагая руки» – замечание одного Луки (ср. Мф. 9:18 ).
«Сказывать, что они знают» – правильнее: «не позволял им говорить, потому что они знали, что Он – Мессия».
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Евангелие по Матфею 4:7
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего»
Лживые стрелы дьявола, которые он заимствует из Писаний, [Господь] сокрушает с помощью истинных щитов Писания. И следует отметить, что необходимые свидетельства Он взял только из Второзакония, чтобы показать таинства Нового закона [secundae legis = Второго закона].
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего
Кротко отражает его Христос, поучая нас побеждать демонов кротостью.
Евфимий Зигабен
Рече (же) ему Иисус: паки писано есть: не искусиши Господа Бога твоего
Еп. Михаил (Лузин)
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего
Лопухин А.П.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего
( Лк. 4:12 ). Буквально — сказал ему Иисус: опять написано: не испытывай Господа Бога твоего. Слово опять употреблено здесь не в значении но, а в значении еще, кроме того. Характер опровержения здесь разнится от того, какой был при первом искушении. В первом искушении мысль, которую диавол внушал Спасителю, была собственною мыслью диавола и потому естественно, если она была опровергнута словами священного писания. Употреблять тот же метод опровержения во втором искушении значило бы опровергать священное писание. Текст, выбранный диаволом, был сам по себе верен; верно было и его приложение к людям и к самому Спасителю, хотя и не при тех обстоятельствах, в каких Он находился. Неправильность заключалась в том, что этот текст выставлен был, как орудие искушения. Поэтому Христос, не опровергая слов диавола самих по себе, указывает только на характер его поступка или действия. Словами Священного Писания неправильно искушать Бога, давшего это писание и сообщившего ему Свой божественный авторитет. Поэтому в данном случае “прибавка” Иисусом Христом “выражения из писания есть квалификация и толкование его, но не опровержение”(Альфорд).
Текст, приведенный Спасителем, заимствован из Втор. 6:16 и содержит в себе напоминание евреям об искушениях (ропоте, возмущениях и проч.), которыми они искушали Бога в Массе, местности на Синайском полуострове. У Матфея и Луки (4:12) текст приведен совершенно в одинаковых выражениях и сходнее с LXX, чем с еврейским, причем последняя прибавка в еврейском тексте и у LXX “как искушал ты в искушении” в Евангелиях опущена. Последнее слово — “искушение” по-еврейски «масса» — значит «искушение» и было названием местности.
Прот. Александр (Шмеман)
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего
Второе искушение — искушение чудом. Нам скажут, что это искушение не относится к современному человеку, ибо он ни в какие чудеса не верит, а верит только науке, чудес не знающей. Неправда! Ибо, что же, как не искушение чудом, те «научно обоснованные» идеологии, что обещают человечеству рай на земле, саму науку возводят в ранг чуда и утверждают, будто человек не способен добиться абсолютного счастья собственными силами и собственным умом. На это искушение Христос снова отвечает словами Священного Писания: Не искушай Господа Бога своего.
Этот ответ означает, что подлинная человечность — не в дешево-горделивом вызове судьбе, не в самоутверждении и самовозвеличении, а в смиренном приятии воли и замысла Божия, в искании Его правды, мудрости, добра и красоты. Иными словами, чудо не в том и не там, где обычно видят его люди, — не в видимых победах над природой, а в раскрытии тайного, светозарного смысла, что заложен в ней Богом, в способности человека не только изменять окружающий мир, но и изнутри преображать его верой, надеждой, любовью.
Свт. Иоанн Златоуст
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего
Не искушай Господа Бога твоего. Евангелие от Мф 4:7. Толкование
Искушение, согласно Библии – это испытание, которое должен пройти человек, чтобы заслужить любовь Господа. Данное слово пошло из Библии. Согласно догматам, изложенным в Священном Писании, следует жить праведно, отвратив свое сердце от зла.
Каждый раз, когда нам предстоит выбирать между добром и злом, богатством и кротостью, мы подвергаемся искушению. Это чувство, когда появляется желание сокрушить все действующие запреты в жизни.
Что такое искушение?
Об этом слове слышал каждый, но лишь немногие могут дать полный ответ на вопрос «что оно означает?». Согласно словарю Д.Н. Ушакова под искушением понимают желание человека достичь чего-то запретного. В семантическом понимании, искушение имеет родственные корни в глаголе «искусить» – подвергнуть испытаниям. И хоть слово претерпевало изменения на протяжении нескольких столетий, продолжает связываться именно с библейскими мотивами, которые раскрывают всю его суть.
Данное слово пошло из Библии. Согласно догматам, изложенным в Священном Писании, следует жить праведно, отвратив свое сердце от зла. Искушение, согласно Библии, это испытание, которое должен пройти человек, чтобы заслужить любовь Господа.
Человек слаб по своей природе. Земной мир притягивает его к себе, подменяя духовные ценности на материальные. Именно в такие моменты имеет место быть искушение – испытание. Если человеку удастся воспротивиться своим низменным желаниям, то Врата Рая перед ним откроются, если нет, то откроются врата Ада.
Но не стоит думать, что испытаниям подвергаются только люди. Первым, кто не смог справиться с искушением, стал Люцифер. Не сумев поделить любовь к Господу с первым человеком Адамом, он пал, вследствие чего потерял возможность вернуться в Небесное Царство. Затем Адам, вкусивший плод с древа познания Добра и Зла, преподнесенного Евой, которую в свою очередь соблазнил змей-искуситель.
История искушения достаточно длинная. Подвергался испытанию и сам Господь, будучи воплощенным на земле под личиной Иисуса Христа.
Евангелие от Матфея 4 глава 7 стих. Толкование
Мф.4:1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню,
Поведав своим последователям об искушении, Христос с помощь Святого Духа, попадает в безжизненную пустыню. Здесь, будучи один, он стал объектом искушения дьявола. В одиночку, человеку трудно справиться с искушением. Но если его окружают верные друзья, то эту ношу можно разделить с ними.
Дьявол – лжец, который всеми неправдами хотел дать Христу повод усомниться во всемогуществе Создателя.
Ветхозаветные пророки Моисей и Илия тоже постились сорок дней и сорок ночей. Именно этого времени достаточно, чтобы обрести силу и изгнать дьявола из своей жизни. Христос мог поститься и дольше, но тогда бы его воплощение стало призрачным.
Этим способом, Спаситель решил подманить дьявола, чтобы тот попытался соблазнить, искусить Сына Божьего. Но этого не удалось, и победу одержал Христос.
Мф.4:3. И приступил к Нему искуситель и сказал – если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Искуситель знал, кто перед ним стоит. Он так же слышал и голос с небес, который громогласно провозгласил «Сей есть Сын Мой». Но при этом, дьяволу сложно понять, почему Христос, будучи Сыном Его, чувствует голод. Он начинает соблазнять его, предлагает обратить камни в хлеба, чтобы насытиться.
Мф.4:4. Он же сказал ему в ответ – написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Эти слова являются словами пророка Моисея, который с помощью Бога, напитал евреев манной небесной. По велению Господа, она летела с небес, удовлетворяя всякую нужду. Каждый в этот момент чувствовал настоящее насыщение и милость Господа.
Мф.4:5. Потом берет Его дьявол в святый город и поставляет Его на крыле храма,
Боковая часть храма. Внешне кажется крыльями.
Мф.4:6. Говорит Ему – если Ты Сын Божий, бросься вниз. Ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Дьявол стремится к тому, чтобы Христос доказал, что Он является Сыном Его. Но Христос отказывается от этого.
Мф.4:7. Иисус сказал ему – написано также, не искушай Господа Бога твоего.
Эти кроткие слова говорят об одном – искушение сокрушается кротостью.
Мф.4:8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
Мф.4:9. и говорит Ему – всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Здесь дьявол желает дать Христу весь мир. Но это соблазнение изначально обречено на провал, ведь мир и так принадлежит Господу. То, что предлагает дьявол – иллюзия, которая никогда не сбудется.
Мф.4:10. Тогда Иисус говорит ему – отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
В этих строках подтверждаются слова о том, что мир принадлежит Господу, как его Создателю. У дьявола нет никакого права соперничать с Всевышним, ему приходится замолчать.
Мф.4:11. Тогда оставляет Его дьявол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Христос сумел сокрушить искушения. Низвергнув чревоугодие, тщеславие и страсть к богатству, то есть корыстолюбие, Сын Божий говорит, что победить остальные страсти не сложно. Ангелы будут служить Ему всегда, потому что рады такой чести.
Заключение
Вся наша жизнь — это искушение. Страсти не дремлют, они постоянно одолевают нас, пытаясь отвратить от Господа. Следуя примеру Христа, можно огородиться от пагубного влияния бесовских сил и приблизить свою душу к Воротам Рая.