научное познание отличается тем что познавательную деятельность
Сходства и различия между научным познанием и учебной деятельностью
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика научного познания
Научное познание – это один из видов познавательной деятельности человека, которая направлена на получение им объективных, обоснованных, организованных и систематизированных знаний об окружающем мире.
Научное познание имеет ряд особенностей:
Принципы научного познания – это исходные положения и правила, на основании которых осуществляется научная деятельность.
Основными принципами научного познания являются:
Научное познание имеет следующие уровни:
Готовые работы на аналогичную тему
Уровни научного познания имеют свои конкретные методы (пути познания), направленные на изучение предметов и явлений.
Таким образом, научное познание – это достаточно сложный процесс, который включает в себя разнообразные методы и формы изучения, направленные на получение конкретных и объективных знаний о предметах и явлениях.
Характеристика учебной деятельности
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на получение и усвоение ими умений и навыков в различных сферах общественного познания.
Основными методами и средствами усвоения знаний являются – диалоги, дискуссии, беседы, лекции и т.п.
Ведущими сферами общественного сознания, в рамках которых происходит усвоение знаний – это искусство, право, религия, нравственность и т.д.
Учебная деятельность имеет ряд характеристик, присущих только ей:
Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности
Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности:
Научное познание – индивидуальный процесс, протекающий между тем, кто познает и объектом познания. Не допускается наличие каких-либо посредников.
Учебная деятельность – это совместная деятельность дух субъектов обучения педагога и учащегося. То есть в данном случае, между объектом изучения и субъектом познания имеется посредник в лице педагога, который не только организует процесс, но и руководит им.
Научное познание – это неконтролируемый процесс, за ним невозможно проследить ни «изнутри», ни «со стороны». Довольно часто даже сам человек не в состоянии управлять собственным познанием.
Учебная деятельность – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс, который предусматривает получение конкретного образовательного результата.
Научное познание – это стихийный процесс, возникающий иногда внезапно в рамках конкретной ситуации, в которой оказывается субъект.
Учебная деятельность – заранее запланированный процесс, который реализуется в соответствии с планом. Заранее планируется цель, задачи, содержание, методы, формы, средства и результаты обучения.
Научное познание – осуществляется всегда и везде, так как человек постоянно изучает и познает окружающий мир, вне зависимости от места его нахождения.
Учебная деятельность – регламентирована по времени, осуществляется в соответствии с планом и расписанием, в специально оборудованном помещении.
3.3. Научное познание
Научное познание — это объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека. Научное познание возникло на основе обыденного познания. Однако между ними имеются существенные различия.
Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изучения объектов науки нужны специальные средства и орудия, которые не применяются в обыденном познании. Наука использует специальную аппаратуру, измерительные инструменты, позволяющие экспериментально изучать новые типы объектов.
Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке имеет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспособлен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия.
В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие ранее специальные научные термины, как «электричество», «компьютер» и другие, стали привычными всем словами.
Научная аппаратура и язык науки — это результаты уже полученных знаний, но в то же время они используются для дальнейшего исследования.
К особенностям научного познания относится и специфика научных знаний. Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука вынуждена приводить доказательства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана. В связи с этим важными отличиями научного познания от обыденного выступают взаимосвязь и системность научных знаний.
В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений приводил к определенным теоретическим выводам. В ходе развития научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной научной области, а затем переносить их на практику. Таким образом, появились гипотезы — научные предположения, истинность которых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории — особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории — это уже доказанные научные положения. Их можно назвать доказанными гипотезами. Тем не менее при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказательств.
Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже существующего объекта. В научном познании нередко необходимо сначала обнаружить сам объект познания, например небесное тело — в астрономии, атом — в физике и т.д. Изучаемый объект выделяется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Методом называется способ решения познавательных задач. Применение к предмету исследования конкретных приемов и методов научного познания называется методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы научного познания.
Научное познание в отличие от обыденного предъявляет определенные требования и к субъектам познавательной деятельности. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, наличие базовых знаний и навыков, владение специальными средствами исследования. Чтобы заниматься какой-либо наукой, необходимо получить соответствующее образование в высшем учебном заведении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достижения. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни проводил исследования, служит поиск объективной истины и получение нового знания. Процесс познания может быть плодотворным только тогда, когда он осуществляется на основе объективных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов.
Следует отличать научное познание от различных форм вненаучного познания. К ним относятся:
1) мифология — донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;
2) лженаучное познание, использующее в познавательной деятельности домыслы и предрассудки;
3) антинаучное познание,намеренно искажающее действительность;
4) обыденное познание, включающее повседневный практический опыт человека.
Результаты научного познания — научные знания — в большинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на.покорность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов практической деятельности в силу неистинности. Наконец, знания, полученные в результате обыденного познания, находят воплощение в практической деятельности конкретных людей или их групп, в отличие от результатов научного познания, которые имеют огромное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в отличие от результатов обыденного познания или художественного творчества.
В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследователя зависит трактовка явлений в исторической, политологической, философской и других гуманитарных науках. Кроме того, оценка явлений зависит от общественного строя, политики государства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по-новому рассматривавшие строение Вселенной, встречали негативную реакцию церкви, так как расходились с ее доктриной.
Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время, и результаты научного познания находят применение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса.
В структуре научного познания выделяют два уровня — эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней содержит набор методов познания.
Любому виду человеческого познания свойственны такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелогических методов познания.
Анализ — это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета.
Анализ и синтез — это наиболее простые и в то же время наиболее универсальные приемы познания.
В процессе исследования ученому часто приходится делать выводы об изучаемом объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут строиться на основе общих принципов и наоборот. Такие умозаключения называются индукцией и дедукцией. Индукция — это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция — это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному).
Одним из общелогических методов познания служит абстрагирование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. В результате можно сопоставить внешне несопоставимые явления, в связи с чем создается основа для объединения их в единый вид (например, класс животных, породы минералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т.е. выделение общих признаков и свойств.
В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изучаемого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В результате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогией.
Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирования, т.е. создание копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объекта, которые подлежат изучению. Важное свойство модели — это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изучение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иногда изучение объекта по его модели диктуется экономическими соображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть материальными и идеальными. Первые — это реальные объекты, а вторые — строятся в сознании исследователя и изображаются в знаковой форме, например в виде математических формул. В настоящее время все большее распространение получает компьютерное моделирование, основанное на использовании специальных программ.
К методам эмпирического научного познания относится наблюдение — целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включающая рациональные факторы. Элементами эмпирического познания служат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства наблюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе, предположении.
Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (схем, рисунков, графиков и цифр). Описание может быть количественным и качественным. Количественное описание закрепляет данные измерений, т.е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходимо, чтобы единицы измерения совпадали или могли быть переводимы одна в другую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материалов, теплопроводность и т.д.).
С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, создавая специфические условия с целью получения определенных результатов. Особенность эксперимента состоит в том, что исследователь может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто возникают новые проблемы, которые становятся стимулом для дальнейшего исследования.
К теоретическим научным методам познания относится метод формализации, заключающийся в построении абстрактных моделей, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.
Следующий метод — аксиоматический. Он состоит в выдвижении исходных положений, не требующих доказательств, на основе которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется аксиомой. Такой метод чаще всего применяется в математических науках.
Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное переплетение самых различных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.
Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю возникновения человека, историю какого-либо народа и т.д. Научные знания о таких объектах получают посредством исторического и логического методов исследования.
В основе исторического метода лежат изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе — такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Такой подход возможен потому, что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы — реальных исторических фактов. На этой основе выдвигаются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса.
Все методы научного познания всегда используются в комплексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности. С развитием компьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, построении виртуальных моделей. В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов исследовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития.
1. Что такое научное познание? Чем оно отличается от обыденного познания?
2. Объясните понятия гипотезы, теории, аксиомы.
3. Что понимается под терминами «метод» и «методология»?
4. Дайте характеристику субъекта научного познания.
5. Чем научное познание отличается от вненаучного познания?
6. Охарактеризуйте уровни научного познания.
7. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику.
8. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания.
9. Какие бывают методы теоретического научного познания?
10. Ф.Энгельс писал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индуктивных и дедуктивных методов познания?
Методическая разработка урока по обществознанию по теме «Научное познание»
Тема: Научное познание
сформировать представление о роли науки в современном мире;
раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;
сформировать представление об основных формах и методах научного познания.
формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)
формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.
воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;
возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
-Как вы думаете чему посвящена тема сегодняшнего урока? (ответы)
Результатом работы с текстом должно стать выделение темы урока: «Научное познание».
Запишите тему урока «научное познание»
Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Знаем
Что такое познание? Это деятельность, направленная на получение нового знания об окружающем мире.
раздается кроссворд (один на парту)
1. 1. Философская концепция, признающая основой познания и поведения людей разум
5. 5. Мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания
6. 6. Целостное отражение предметов в многообразии их свойств
2. 2 Отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов
3 Философская концепция, ставящая на первое место в процессе познания в противовес разуму чувственную познавательную способность
4. Форма чувственного познания, при его помощи человек способен выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их
8. Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей
По горизонтали 1. РАЦИОНАЛИЗМ 5. СУЖДЕНИЯ 6. ВОСПРИЯТИЕ 10. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
По вертикали 2. ОЩУЩЕНИЯ 3. СЕНСУАЛИЗМ 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 8. ПОНЯТИЕ
4. Планирование деятельности
-Как вы думаете, что нам необходимо узнать, чтобы раскрыть тему урока? Надо узнать (ответы)
Формируется план урока:
Что такое научное познание
Особенности научного познания
Два уровня научного познания
Методы научного познания
5.Открытие нового знания.
— Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощь глубокого анализа текстов и материалов параграфа.
1) Субъекты научного познания – исследователь, научный коллектив, общество в целом.
Какие науки изучают общество ? (история, политология, социология, экономика и т.д.)
3) Цель научного познания – описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности
4) Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания.
3 ряд работает над вопросом «Особенности научного познания»
1 и 2 ряд работает над текстом «Уровни и методы научного познания»
Во время выступления групп, вы, ребята должны составить развернутый план в тетрадях.
Работа с текстом по группам: Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
На основе текста и материала параграфа стр. 60 выделите отличительные черты научного познания:
Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности , хотя наука имеет особый специфический язык. Он вскоре указывает на общий набор методов – техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, нацелена ли она на получение новых знаний для человечества, ключевым вопросом становится следующий вопрос: использует ли она научные процедуры ? Если нет, то она оказывается вне сферы науки. Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены , доказательны, чтобы принять их за истину. Одной из важных черт научных исследований является получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение в будущем.
Каковы на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите отличительные черты научного познания:
использование специальных методов
объективность; изучение мира как он есть: выводы, которые делает учёный-историк, изучая значение деятельности политического деятеля, не должны зависеть от его симпатии или антипатии к этому деятелю
взаимосвязь и системность научных знаний (учёный-экономист выдвигает гипотезу о механизмах международного экономического сотрудничества, основываясь на ранее доказанных теориях в сфере экономики и других наук). Ньютон на склоне лет как-то писал: «Если я видел дальше других, то потому только, что стоял на плечах гигантов». Одним из этих гигантов был Коперник
Доказательность/ рациональная и эмпирическая обоснованность
Проверяемость/ учёный-физик, проведя эксперимент, то есть создав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии повторить его и убедиться в его истинности);
наука имеет специальный язык;
Направленность научных знаний на будущее. Далеко ходить за примерами не надо. Достаточно вспомнить судьбу открытий Коперника и Галилео Галилея относительно тел солнечной Галактики.
Доп вопросы и задания к группе
На что прежде всего нацелена наука? Какова цель научного познания? ( получение нового знания для человечества)
К чему стремится наука? (к объективности, к изучении мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.)
В чем состоит особенность научного языка? (особые термины, строго определяемые понятия, математич. символы)
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Применять знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Выполнить задание слайд
Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Её открытие произошло на основе наблюдений.
2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
4) Она изложена специальным языком математики.
5) Она сложна для самостоятельного изучения.
6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
Работа с текстом о методах 1 и 2 ряд
уровни и методы научного познания.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одними из главных приемов исследования являются наблюдение и эксперимент . Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы, обобщение, аналогия, моделирование, абстрагирование, выдвижение гипотезы и многое другое.
1.Что автор понимает под методом науки?
Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование». Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит здорового, идущего по бездорожью
2.Какие уровни научного познания называет автор?
— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;
— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.
4.В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений? (в ходе эксперимента исследователь может рассматривать интересующий его предмет изолированно, а также подвергнуть специальным воздействиям)
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
− наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
− эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
− сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков
Вывод эмпирический уровень научного познания –заключается в нахождении фактического материала, который тщательно изучается и анализируется и на этой основе делаются систематизации и обобщения полученных результатов. Этот уровень оперирует чувственными методами, и изучаемый объект отображается, прежде всего, во внешних проявлениях, которые доступны созерцанию. Признаками эмпирического уровня является сбор фактов, их описание, систематизация и обобщение данных в виде классификации. Эмпирические методы помогают осваивать изучаемый объект путем сравнения, измерения, наблюдения, эксперимента.
Вопросы и задания для 1 ряда
1. В чем заключается сущность теоретического уровня научного познания?
2.Какие применяются методы на теоретическом уровне научного познания?
3. Каковы формы научного познания?
Для теоретического объяснения результатов, полученных в ходе эксперимента применяются общенаучные логические методы
1) Анализ (мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков ). Например, характерные черты героев «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя: Манилов был мечтателем, Коробочка отличалась подозрительностью, Собакевич – грубой силой, Плюшкин – скупостью и т.п.
2) Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа. Через характерные черты героев дается типичный образ (например, образ помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
3) Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по определенным признакам. Например: Пьер Безухов и Андрей Болконский, Ольга и Татьяна Ларины.
Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.
Индукция – логическое умозаключение от частных фактов к общим выводам, которые впоследствии становятся законами.
Какое значение имеет метод моделирования? (модель используется как аналог реальности, способный заменить в определенном отношении изучаемый предмет)- труднодоступность или эк. Невыгодность
Моделирование – это исследование объектов познания при помощи моделей. Модель – это упрощённый образ объекта или явления. В нем выделяются те черты, которые должны быть изучены или усовершенствованы. Могут быть использованы материалы и размеры, которые отличаются от исходных, но позволяют упростить ход исследования.
Виды моделей и принципы их построения
Образные модели – образы, созданные на основе мысленных экспериментов.
1) По принципу упрощения (например, идеальный газ – нет столкновений между молекулами).
· открытие формулы бензола немецким химиком А.Кекуле: зайдя однажды в зоосад, он остановился у клетки с обезьянами, которые сцепились лапами в кольцо. Вернувшись домой, ученый записал «круглую» структурную формулу бензола;
· изобретение кассового аппарата : его изобретатель, американец Джеймс Ритти плыл на пароходе в Европу и случайно зашёл в машинное отделение, где обратил внимание на работу счетчика оборотов винта. Устройство счетчика подсказало идею создания кассы;
· изобретение парашюта : русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного увеличенного зонта, однако эта конструкция оказалась слишком тяжёлой. Сокращение ее веса привело к уменьшению надёжности летательного аппарата. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром, и образовавшийся купол потащил сумку за собой. Это принцип свободного шёлкового купола был реализован Котельниковым при изготовлении парашюта.
1) карты, схемы, чертежи, графики;
2) формулы, уравнения, теоремы;
3) периодическая система химических элементов;
4) языки (в том числе ноты, эсперанто, азбука Морзе, семафор, азбука Брайля, дактилология (язык для глухонемых), дорожные знаки, мнемотехника и т.д.)
5.Каковы формы научного познания?
Что такое «гипотеза»? (Это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.
выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;
— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.
Какую роль она играет в ходе научного познания? На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.) (Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
физик Дирак доказал существование антиэлектрона ( позитрона), за несколько лет до того. Как эта частица была обнаружена экспериментально)
Вывод: теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Теоретический метод всегда господствует над экспериментальным, так как он основывается на рационализме. Теоретическое познание делает свои выводы на основании отражения явлений со всех сторон, включая и внутренние связи и закономерности, а также внешние показатели, получаемые эмпирическим путем. Научное познание в этом случае осуществляется с помощью понятий, умозаключений, законов, принципов и т.д. и получается объективным и конкретным, более полным и содержательным. Приемы абстрагирования, создания идеальных условий и мыслительных конструкций, анализа и синтеза, дедукция и индукция вместе взятые делают познание направленным на достижение объективной истины, существующей вне зависимости от деятельности познающего субъекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирический и теоретический уровни научного познания разделяются в философии весьма условно, так как без друг друга смысла не имеют. Граница между ними очень подвижна. Эмпирический метод открывает дорогу более сложному теоретическому познанию, ставя задачи и стимулируя более сложные действия. И часто научное познание выглядит так, что один уровень незаметно проистекает в другой, давая в результате положительный эффект новых научных открытий.
Проверка результатов работы по заполнению таблицы
наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание.
Методы: аналогия моделирование идеализация абстрагирование, формализация выдвижение гипотезы индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и др.
Форма получаемого знания – научный факт (события, физические процессы)
Форма получаемого знания (содержание знания) – научные понятия , проблема, гипотеза, научные теории
Эмпирические знания фрагментарны
Теоретические знания представляют систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта
Физзарядка. проведем эксперимент-
Какое полушарие мозга у вас лучше всего развито и как вам это помогает, или, наоборот, мешает в жизни? Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, математические способности. Правое полушарие отвечает за интуицию, творческие навыки, воображение, эмоции, художественный вкус, мечтательность. Так что же в вас преобладает больше всего? сделаем несколько простых экспериментов со своим телом
Сплетите пальцы рук в замок
Если вверху остался большой палец левой руки, то напишите на листе бумаги букву «Л». Если большой палец правой руки — «П».
Представьте, что целитесь в дальнюю мишень, например: край доски,
Прицельтесь и смотрите обоими глазами, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит мишень на прежнем месте и является доминирующим
Прицельтесь одним глазом. Если вы смотрите при этом левым глазом, а правый прищуриваете, то напишите букву «Л», если наоборот — «П».
Сложите руки на груди. примите позу Наполеона
Если кисть левой руки будет лежать сверху, то напишите «Л», если правой руки, то «П».
Похлопайте себе в ладоши
Если активнее при этом левая ладонь, то ставьте букву «Л», если правая, то «П».
Результаты теста: Если у вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие (так как левая сторона отвечает на правое полушарие, а правая — на левое). Если у вас больше «Л»,то у вас лучше работает правое полушарие.
Это еще не все. Для точного анализа личности можно еще расшифровать свои записи из букв. Слайд
Выполнение заданий в группах.
Решение познавательной задачи №1: как-то Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2, 5 м, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта»-сказала супруга ученого. Назовите 2 метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте. (наблюдение, мысленное моделирование)
Приведите примеры любых других методов научного познания.
Пояснение. методы научного познания эмпирические: эксперимент, наблюдение
теоретические: гипотеза, теория, моделирование
Решение познавательной задачи №2. Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?
О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом.
1) уровень научного познания — теоретический;
2) формы научного познания — постановка проблемы и выдвижение гипотезы;
3) методы научного познания, используемые Брантом:
Решение познавательной задачи №3. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.
О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.
1) уровни научного познания — эмпирический, теоретический;
2) формы научного познания — постановка проблемы и выдвижение гипотезы, описание объекта;
3) Методы научного познания, используемые Магелланом:
– анализ; – практическое исследование;– наблюдение
Вывод: Итак, теперь мы ясно видим, что любые уровни научного познания не могут существовать обособленно. Они целенаправляют, ставят задачи и решают их в научном познании только совместно.
№ 1 Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
№ 2 Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
№ 3 Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал теоретические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Подведение итогов урока.
Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
Итогом урока должно стать формирование понятий научное познание и методов познания: теоретического и эмпирического.
верны ли следующие суждения о научном познании?
1. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.+
2. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.+
3. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.+
4. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.
5. Для чувственной ступени познания характерна фиксация сущностных свойств и качеств предмета в понятиях.
6. Формулирование выводов и умозаключений на основе имеющихся суждений отличает рациональную (логическую) ступень познания.+
7. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.
8.Любая совокупность тех или иных взглядов — теория.
9. Теория всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.+
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического уровня научного познания, и одно предложение, раскрывающее сущность теоретического уровня научного познания.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания.
1) воспроизводимость и проверяемость полученных знаний (пример: учёный-физик, проведя эксперимент, то есть создав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии повторить его и убедиться в его истинности);
2) объективность (пример: выводы, которые делает учёный-историк, изучая значение деятельности политического деятеля, не должны зависеть от его симпатии или антипатии к этому деятелю);
3) логическая взаимосвязь различных элементов научного знания (учёный-экономист выдвигает гипотезу о механизмах международного экономического сотрудничества, основываясь на ранее доказанных теориях в сфере экономики и других наук).
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Найдите в приведённом ниже списке характеристики 1- эмпирического и
2-теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
7) проведение научного эксперимента
8) создание логической модели изучаемого объекта
9) проведение контрольных измерений
10) описание изучаемых явлений
1- 1 4 7 9 10 эмпирические методы
2- 2 3 5 6 8 теоретические методы
Пожелание учителя. Пусть ваше дерево познания всегда зеленеет, будет могучим, крепким. Пусть оно приносит яркие плоды, которые станут символом познания, но отнюдь не предметом раздора. Спасибо за сотрудничество!