научные войска в армии что это такое

Научные роты

научные войска в армии что это такое. Смотреть фото научные войска в армии что это такое. Смотреть картинку научные войска в армии что это такое. Картинка про научные войска в армии что это такое. Фото научные войска в армии что это такое

научные войска в армии что это такое. Смотреть фото научные войска в армии что это такое. Смотреть картинку научные войска в армии что это такое. Картинка про научные войска в армии что это такое. Фото научные войска в армии что это такое

научные войска в армии что это такое. Смотреть фото научные войска в армии что это такое. Смотреть картинку научные войска в армии что это такое. Картинка про научные войска в армии что это такое. Фото научные войска в армии что это такое

научные войска в армии что это такое. Смотреть фото научные войска в армии что это такое. Смотреть картинку научные войска в армии что это такое. Картинка про научные войска в армии что это такое. Фото научные войска в армии что это такое

История

Научные роты в Вооруженных Силах Российской Федерации сформированы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 г. № Пр-673, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 404 «Об утверждении положения о научных ротах в Вооруженных Силах РФ» и указаний начальника Генерального штаба ВС РФ от 24 мая 2013 г. № 307/2248 «О порядке комплектования научных рот и организации их деятельности».

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 153 «Об организации дальнейшей работы по вопросу создания и функционирования научных рот Вооруженных Сил Российской Федерации» сформирована рабочая группа Минобороны России под руководством статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации Н.А.Панкова.

Первые научные роты были сформированы в 2013 году:

в июне — в Главном командовании Военно-воздушных сил и Главном управлении Генерального штаба ВС РФ;
в декабре — в Главном командовании Военно-Морского Флота и Войсках воздушно-космической обороны.

Научные роты создаются под конкретные научно-прикладные задачи на базе научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений Минобороны России.

Источник

Сила есть, ума – палата. Кто служит в научных ротах Минобороны РФ и чем они там занимаются?

научные войска в армии что это такое. Смотреть фото научные войска в армии что это такое. Смотреть картинку научные войска в армии что это такое. Картинка про научные войска в армии что это такое. Фото научные войска в армии что это такое

В России продолжается осенняя призывная кампания, которая в этом году бьет рекорды по числу молодых людей, добровольно изъявивших желание отслужить в Вооруженных Силах. Тем не менее, есть и такие, которые бы и хотели отдать долг Родине, но боятся растерять за год службы свой интеллектуальный потенциал. Особенно это касается молодых ученых технических специальностей. Теперь таким можно не бояться и попробовать себя в качестве военнослужащего научной роты. С командиром одного из таких подразделений – научной роты Воздушно-космических сил РФ майором Сергеем Скворцовым встретился ведущий рубрики «Оборона и безопасность» Евгений Салтыков, чтобы из первых уст узнать, чем занимаются научные роты и служащие в них бойцы.

Расскажите, для начала, кем вы командуете, что за люди служат в научных ротах?

В подразделении, которым я командую, проходят военную службу выпускники лучших технических вузов России. Это уже взрослые ребята, которые окончили институт либо с красным дипломом, либо с высоким средним баллом. Что особенно хотелось бы подчеркнуть, все они добровольцы, поскольку принцип добровольности прописан в положении о научных ротах. Эти люди считают своим долгом отслужить в Вооруженных силах РФ и поскольку у них высшее образование, они могут максимально себя реализовать в этом стремлении, проходя службу в научной роте и своей научной работой содействовать укреплению обороноспособности нашей страны. Поэтому у них даже должность называется: «оператор научной роты».

Представители каких специальностей на данных момент проходят службу в вашей роте?

На сегодняшний день в нашей научной роте служат представители 14 технических вузов из 19 российских регионов. Специальности разные – физико-математические, программисты, мехатроники, есть теплоэнергетики. Их направленность связана напрямую с космической отраслью и теми средствами вооружения, которые сейчас стоят на боевом дежурстве.

Насколько тяжело попасть в научную роту? Говорят там у вас конкурс чуть ли не как в ведущие вузы страны?

Желающих действительно много. В определенный момент конкурс может составлять и 100 человек на место. Но если говорить об этом призыве, то на сегодняшний момент на 30 мест в роте под установленные требования подходят 140 человек из списка, которые предоставили военкоматы. Это те специалисты, тематика научных исследований которых подходит под утвержденную в этом году программу научных изысканий для моего подразделения.

На что направлены эти исследования, они как-то сочетаются с предметом работы оборонных предприятий?

И насколько эти исследования успешны?

На сегодняшний день научным ротам было присуждено 16 правительственных наград, четыре из которых получила моя рота. Одними только операторами нашей научной роты за год опубликовано более ста работ в Высшей аттестационной комиссии и зарегистрировано более 80 рационализаторских предложений и шесть заявок на патенты. То есть ребята по научной деятельности довольно нагружены.

Сколько всего сейчас научных рот?

На данный момент их восемь, что почти сопоставимо с числом родов и видов войск, существующих в системе Вооруженных Сил России. На стадии формирования сейчас находится еще три научные роты. Запускается также новый проект — научно-производственная рота. Два таких подразделения сейчас готовятся к запуску. Их комплектование основано на несколько иных принципах.

То есть получается, что вы работаете только с уже сложившимися специалистами, а если вдруг захочет к вам школьник-гений, например, программист или человек с ограниченными способностями. Сможет ли он попасть на службу в вашу роту?

Вообще в положении о научных ротах прописано, что минимальный порог призыва в подразделение – студент третьего курса. Но я считаю, что если к нам придет гений, а мы очень часто выступаем на открытых площадках, таких как ярмарки вакансий и так далее, и он докажет, что по своему уровню он находится в одном ряду с выпускником МГТУ им. Баумана, то в любом правиле может быть исключение. Что же касается людей с ограничениями по здоровью, то у нас уже есть такой пример. Молодой человек из Братска написал письмо Министру обороны РФ. Сергей Кужугетович его рассмотрел и передал в комиссию, которая после прохождения определенного экзамена допустила этого молодого человека к службе в научной роте.

Кстати, в какой физической форме приходят служить в научные роты? Обычно мало кто из подобных ребят может похвастаться развитой мускулатурой…

Да, обычные представления о «ботаниках» именно такие – физически неразвитые, щупленькие, но умненькие. Не могу сказать, что все приходят именно такими, однако определенная доля таких ребят есть. Но в программах подготовки операторов научной роты оптимально сбалансированы умственные и физические нагрузки, благодаря которым они наращивают свои физические возможности. Если кто-то приходит в роту и не может подтянуться на перекладине ни одного раза, то уходя, они все подтягиваются минимум 10 раз. А вообще у меня сейчас есть ребята, которые подтягиваются 37 раз, жмут от груди штангу весом 160 килограммов и бегут 3 км в полной выкладке за 11 минут.

Какого рода задачи они могут решать в течение службы?

Например, оператор может получить персональную задачу на разработку какого-то блока космического аппарата, начиная с математического либо теоретического обоснования его необходимости. Затем делается исследование, представляется опытный образец. Если за время этой работы срок службы по призыву оператора-разработчика истекает, то руководствуясь правилом преемственности, разработка передается оператору следующего призыва. Тот уже формирует техническое задание для этого блока, задействует более 20 предприятий, делает заказы и затем уже собирает этот блок в лаборатории. Примерно так и проходит их служба. Благодаря сложившимся в роте условиям оператор за время своей службы посещает три-четыре научные конференции, десять-одиннадцать выставок, мы показываем этих людей и под многих из них предприятия делают целевые проекты. У большинства ребят сейчас идет персональная материальная надбавка от оборонных компаний, которые заинтересованы в них как в своих будущих специалистах.

Бывает ли так, что после прохождения срочной службы оператор научной роты решает остаться в Вооруженных Силах РФ? Учитывая их образование такие люди должны получить офицерское звание?

Верно. Они получают звание лейтенанта и направляются для прохождения дальнейшей службы в НИИ Министерства обороны РФ. Таких от общего числа примерно четверть. А конкретно у меня из 60 человек 40 остаются трудоустроенными на предприятия ОПК. И это еще один из функциональных бонусов существования научных рот – мы отбираем элиту в ведущих технических вузах, работаем с ними в Вооруженных Силах, а потом предлагаем эту элиту предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Источник

Научные роты в российской армии

Научные роты в российской армии

На наши вопросы ответили в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации

В каких войсках российской армии действуют научные роты? Кто может претендовать на службу в таких ротах? Как проходит служба у военнослужащих научных рот? На эти и другие вопросы для сайта edu.consultant.ru ответили в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как известно, весной 2013 г. идею создания в армии научных рот подал глава Минобороны России Сергей Шойгу. Суть этой идеи заключается в том, чтобы собрать в этих ротах талантливых студентов/выпускников вузов, которые будут заниматься научно-исследовательскими и конструкторскими работами в интересах Министерства обороны. Прошел год. Что изменилось с тех пор? Сколько научных рот сейчас действует? В каких войсках?

научные войска в армии что это такое. Смотреть фото научные войска в армии что это такое. Смотреть картинку научные войска в армии что это такое. Картинка про научные войска в армии что это такое. Фото научные войска в армии что это такое— В 2013 г. были сформированы 4 научные роты, военнослужащие которых выполняют конкретные научно-прикладные задачи в интересах Военно-морского флота, Военно-воздушных сил, Войск воздушно-космической обороны и Генерального штаба.

В настоящее время осуществляется подготовка к очередному призыву выпускников вузов, отобранных для прохождения военной службы в указанных научных ротах.

С учетом положительного опыта их работы прорабатывается вопрос о формировании еще 4 научных рот.

Разъясните, пожалуйста, кто призывается на службу в научных ротах: студенты, отказавшиеся от положенной им отсрочки, или выпускники? Как они попадают в научные роты? По каким критериям их отбирают? Сколько человек обычно претендует на место?

— Комплектование научных рот военнослужащими по призыву осуществляется из числа граждан Российской Федерации, соответствующих требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, проходящим военную службу по призыву и имеющим высшее профессиональное образование по интересующей Министерство обороны специальности или являющимся студентами высших учебных заведений, обучающимся по такой специальности и изъявившим желание проходить военную службу по призыву в научной роте. Предпочтение отдается победителям олимпиад, конкурсов, стипендиатам Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации, участникам научных работ, которым выделены гранты или которые имеют особое прикладное значение для Министерства обороны.

Что касается количества претендентов на место в научной роте, то практика отбора показала, что оно составляет 3-4 человека на место.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы для военнослужащих, призванных на военную службу, в том числе и проходящих военную службу в научных ротах, составляет 12 месяцев. Все военнослужащие научных рот принимают военную присягу и проживают в солдатских общежитиях кубрикового типа.

Кроме того ежедневно проводятся такие мероприятия, как утренняя физическая зарядка, утренний осмотр, вечерняя прогулка и вечерняя проверка.

По выходным и праздничным дням предоставляются увольнения.

Благодарим за ответы!

Материал подготовлен
Управлением пресс-службы и информации
Министерства обороны Российской Федерации

Источник

Служба в научной роте: рассказ от первого лица

Научные роты стали появляться несколько лет назад как специализированные подразделения Министерства обороны, задача которых – научно-исследовательская деятельность, направленная на решение конкретных прикладных задач в интересах повышения обороноспособности России. Соответственно, набор в научные роты осуществляется в основном среди выпускников бакалавриата и магистратуры технических и инженерных вузов, обладающих необходимыми компетенциями для решения таких задач.

Иван Ермолаев окончил бакалавриат МИЭМ в 2016 году (образовательная программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи») и магистратуру в 2018 году (образовательная программа «Инжиниринг в электронике»). В декабре того же года он был призван в ряды Вооруженных Сил и отслужил год в составе научной роты военного инновационного технополиса «ЭРА», расположенного в Анапе (Краснодарский край).

В декабре минувшего года Иван закончил срочную службу и согласился поделиться своими впечатлениями.

Как вы узнали о таком виде службы? Что вас привлекло? Выбирали ли вы роту? Каковы критерии отбора?

Про научные роты я знал еще в студенческие годы, так как понимал, что рано или поздно передо мной встанет вопрос с армией. Я где-то прочитал, что есть научные роты, которые специализируются в направлениях науки и исследований, как раз связанных с моей будущей специальностью.

Меня привлек данный вариант своим подходом к военнообязанным, когда можно применить свои ум и навыки, приобретенные во время учёбы в школе и университете.

На тот момент таких рот было меньше, чем сегодня. Я видел, что есть одна в Москве или Подмосковье, и захотел туда пойти. Но на тот момент информации в интернете про нее не нашёл: ни где она точно базируется, ни адреса, на который можно было прислать резюме. Затем я увидел объявление в официальной группе МИЭМ в социальной сети «ВКонтакте» о наборе в роту, которая связана с робототехникой и расположена в Анапе. Не раздумывая, отправил документы контактному лицу, после чего уже со мной связались из самой части.

Главные критерии по отбору: наличие высшего образования; категория здоровья должна быть не ниже Б-3; направление, на котором соискатель учился, должно совпадать с тематикой роты, у каждой она своя.

Что было дальше? Как был организован набор?

В первый раз мне позвонили, чтобы проинтервьюировать по телефону. Спустя несколько дней сообщили, что я прошел интервью и зачислен в роту. Дальше было ожидание повестки в военкомат. А уже в военкомате был определен день призыва. Первый месяц я проходил курс молодого бойца в части, которая базируется в Подмосковье. После присяги я был отправлен в технополис в Анапе, где и проходил срочную службу.

Каковы ваши первые впечатления о службе? Каков распорядок дня в технополисе?

Первые впечатления – от месяца пребывания на курсах молодого бойца. Они были непростые: куда я попал, всё надо делать быстро и в строгом порядке. Очень всё непривычно и строго, ругают за малейшие нарушения: не так сложил вещи, неправильно заправил кровать, не так вещи расставлены в тумбе. По времени тоже всё очень плотно.

Теперь по распорядку дня в технополисе:
6:00 – подъём;
6:15 – 6:40 – утренняя зарядка;
6:40 – 7:20 – утренний туалет, утренний осмотр;
7:30 – 8:10 – завтрак;
8:10 – 8:40 – информационные полчаса: новости, доклады, поздравления и т.д.;
8:45 – 9:05 – поднятие флага и утренний развод;
9:10 – 12:50 – работа в лаборатории;
13:00 – 14:00 – обед;
14:10 – 14:40 – послеобеденный сон/отдых;
14:50 – 15:00 – дневной развод;
15:00 – 18:00 – работа в лаборатории;
18:00 – 18:50 – самостоятельная подготовка (либо тренажерный зал);
19:00 – 19:50 – ужин;
20:00 – 21:00 – свободное время;
21:15 – 21:30 – вечерняя прогулка;
21:30 – 21:35 – вечерняя поверка;
21:35 – 21:50 – вечерний туалет;
22:00 – отбой.

Из распорядка видно, что основная часть активного рабочего времени – деятельность в лаборатории. Расскажите об этой работе подробнее.

В лаборатории мы занимались выполнением поставленных задач, у каждого военнослужащего (в научной роте все военнослужащие называются операторами) есть свой план. Каждый оператор закреплен за предприятием, определяющим задания. Эти задания могут быть связаны с написанием алгоритмов, развитием уже написанного ПО, проведением испытаний, написанием статей – всё зависит от рода деятельности предприятия.

Многие из нас выступали на локальных конференциях с докладами, таких мероприятий в технополисе проводится очень много. Некоторые ребята ездили в Москву и другие города выступать, защищать свои доклады.

Решение о создании технополиса «ЭРА» было принято только в конце 2017 года, поэтому там многое еще только строится, лаборатории не до конца оснащены необходимыми оборудованием, образцами и материалами, что затрудняло во многом выполнение задач, особенно в их практической части. Но это процесс временный, там всё быстро меняется в этом плане в лучшую сторону. Еще одной сложностью лично для меня стало то, что на ходу пришлось осваивать новую для меня специфику: я был прикреплен к морской и авиационной электронике, которая в МИЭМе нам не преподавалась. Пришлось поначалу изучать понятия и термины в области гидроакустики. Но зато я серьезно расширил свои знания – во многом благодаря возможностям для саморазвития.

По механизмам взаимодействия работа была разной, у программистов это чаще была коллективная работа, они трудились над общей задачей, но у каждого был свой кусок обязанностей. У меня работа была направлена на индивидуальное выполнение.

Вы сказали о предприятиях. Расскажите подробнее о взаимодействии этих предприятий с научными ротами.

Есть внутренние проекты технополиса, на них отдельно набирают ребят по умениям. Есть предприятия, которые сотрудничают с технополисом и разворачивают свои площадки с оборудованием, на которых выполняют заказы. Операторы, прикрепленные к предприятиям, получают научных руководителей в лице представителей предприятий, для выполнения конкретных задач.

Опишите, пожалуйста, бытовые условия. Было ли у вас жалование?

Не побоюсь сказать, что условия были шикарные. Номера были двухместные, как в отелях, никаких казарм в традиционном понимании. Свой санузел с душевой кабиной, две кровати, кондиционер, телевизор в номере, столы, стулья, шкафы и тумбочки. Для хорошей жизни всё есть, по вещевому имуществу тоже претензий почти не было, форму выдавали либо новую, либо почти новую, но ни в коем случае не растрепанную или утратившую нормальный вид. Были три стиральные машины и три гладильные доски с хорошими утюгами, два мощных пылесоса на роту. Поэтому следить за формой и чистотой в комнатах было удобно. К тому же, в будние дни нам нужно было убираться только в своих жилых комнатах, в местах общего пользования убиралась клининговая служба. Единственный минус, что некоторые необходимые вещи для формы нужно было закупать самим. Если тебя повысили в звании до ефрейтора, то ты сам покупаешь себе галуны, прапорщик не выдавал; если хочешь чтобы у тебя обувь служила дольше, сам покупаешь себе хороший крем. Питание тоже радовало, порции большие. Ежемесячное жалование составляло 2000 рублей в месяц.

Расскажите о сослуживцах. Они же ведь тоже все инженеры-выпускники. Комфортно ли было в плане общей атмосферы? Как с досугом?

Ребята все дружелюбные, отзывчивые, все с высшим образованием, почти одного возраста, но были и постарше, и помладше – те, кто только что окончил бакалавриат. Все выпускники либо инженеры, либо программисты, в другой роте были ещё медики. Атмосфера всегда была дружеская, конфликтов не было, никто не обижал, не оскорблял, до драк никогда не доходило. Много шутили, но в рамках приличия. Досуг проводили за просмотром фильмов, сериалов, занимались в тренажерном зале, некоторые ребята ходили в компьютерный класс играть в игры, некоторые в библиотеку для поиска информации и самоподготовки. Летом иногда нас выводили на пляж поиграть в футбол и поплавать в море. Были образованы кружки по общим интересам: например, был творческий, куда ходили ребята с музыкальным образованием, литературными способностями, они выступали неоднократно на различных мероприятиях.
Ребята собраны из всей России: от Иркутска до Петербурга. Москвичей мало, у нас в роте были только трое.

Что бы вы посоветовали тем, кто раздумывает, стоит ли пройти срочную службу в научной роте, и тем, кто уже принял такое решение?

Совет для первых: да, идти в научную роту. Это будет отличный опыт, который поможет стать самостоятельным, пунктуальным, научиться соблюдать порядок и режим, отвечать не только за себя, но и за товарищей, понять ценность командной сплоченности и научиться жить самостоятельно там, где никто не поможет, кроме тебя самого, научиться принимать решения в критические моменты, полюбить и осознать слово «свобода». К тому же, после прохождения срочной службы значительно больше шансов и вариантов с трудоустройством. Армия даст перезагрузку и отдых от повседневной рутины.

Не нужно бояться дедовщины: сейчас в нормальных частях её нет, все относятся друг к другу по-человечески.

Многие ли ребята продолжили службу в качестве офицеров? Как работает такой механизм?

По гражданской должности остаться инженером лаборатории – спокойно. Если идёшь на контракт после срочной службы, то ты получаешь звание лейтенанта. Если ты решил остаться в системе Министерства обороны, то за 3-4 месяца до конца службы необходимо определиться с выбором, чтобы успеть подготовить все документы и выбрать дальнейшее место службы.

Источник

7 мифов о службе в научной роте

Примерно полтора года назад я принял решение пройти службу в армии. На тот момент мне почти исполнилось 26, за плечами был диплом о высшем образовании с квалификацией «инженер информационных систем и технологий», аспирантура без защиты диссертации, а также опыт предпринимательской деятельности в сфере IT и работы в системе российского образования. Официальных оснований для отсрочки от военной службы не оставалось, и передо мной встал выбор, с которым сталкиваются многие молодые люди призывного возраста – «переждать» полтора года, по сути, скрываясь от военкомата, либо честно исполнить долг перед Родиной. Выбрал я, конечно, второе. С конкретным направлением определился достаточно быстро: в сети активно обсуждались недавно созданные в вооружённых силах специальные подразделения – научные роты. Поскольку у меня имелся значительный опыт научно-исследовательской работы, то я подал заявку и практически сразу получил подтверждение. С этого момента началась моя армейская история.

научные войска в армии что это такое. Смотреть фото научные войска в армии что это такое. Смотреть картинку научные войска в армии что это такое. Картинка про научные войска в армии что это такое. Фото научные войска в армии что это такое

Сразу замечу – армия оказалась совсем не той, что мне представлялась. Она оказалась намного лучше. Проблема в том, что армейская служба в целом, и в научных ротах в частности, окутана плотной завесой разнообразных мифов и стереотипов, разобраться в которых человеку, не прошедшему эту школу, достаточно сложно.

Научные роты сегодня находятся в информационной повестке региональных и федеральных СМИ – интерес к ним со стороны потенциальных кандидатов не спадает. В основном для них написан этот текст. Надеюсь, он поможет принять взвешенное и единственно верное решение. Для этого, в первую очередь, я попытаюсь развеять самые распространенные мифы о военной службе в научных ротах, опираясь исключительно на собственный опыт. Но вначале надо разобраться с общими стереотипами о службе в армии.

Об «армейской мифологии»

В 2000 году на экраны страны вышла комедия Романа Качанова «ДМБ». Фильм моментально стал «народным хитом», а сценарий Ивана Охлобыстина, филигранно вобравший в себя лучшее из армейского фольклора, тут же был разобран на цитаты. Одна из моих любимых:

— А я тогда присягу принимать не буду!
— Эх, дружок, молод ты… Не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя!

Наблюдать за перипетиями судьбы героев фильма, которых таки выбрала присяга, увлекательно и местами очень смешно. Но именно что – наблюдать. Стать таким «героем» в реальной жизни никому, из посмотревших кино, откровенно не хотелось.

У моего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, представления о военной службе формировались отрывочно и крайне сумбурно: отцы служили в армии государства, уже не существующего на карте мира, старшие товарищи из семей соседей призывались в девяностые – тяжелейшее для страны время, которое, к большому сожалению, соответствующим образом отразилось на общем состоянии вооруженных сил. Картина службы по призыву складывалась из обрывков советских анекдотов в стиле «копать от забора и до обеда», и большого количества народных историй, пересказанных «из уст в уста»: от совершенно идиотских, вроде покраски гарнизонной травы и строительства генеральских дач, до откровенно пугающих – про неуставные взаимоотношения, ставшие причиной ужасных трагедий. Щедро сдобренная однотипными газетными заголовками об армейских инцидентах начала двухтысячных – эта картина выглядела одновременно глупо и страшно. Армия представлялась местом, где совершенно точно не может оказаться нормальный человек. Родители делали все возможное и невозможное, чтобы их сыновья никогда в жизни не столкнулись с армейской действительностью, поэтому не удивительно, что со временем в обществе сформировалось расхожее мнение: «служить в армию идут либо бедные, либо дураки».

Вектор общественного сознания начал меняться несколько лет назад – Вооруженные Силы Российской Федерации значительно преобразились, оставив в прошлом большую часть системных проблем. Тем не менее, борьба с укоренившимися стереотипами в отношении военной службы продолжается, и научные роты в этой борьбе – мощнейшее «оружие» формирования позитивного имиджа армии России, поражающее деструктивную «армейскую мифологию» также точно, как ракетный комплекс «Калибр» уничтожает базы террористов в Сирии.

Миф 1. «Научные роты не нужны армии»

Тем не менее, «научные роты» – это не PR-проект, каким его часто пытаются представить некоторые СМИ. Научные роты, в первую очередь – один из эффективных кадровых механизмов, значительно способствующих модернизации российской армии.

Как известно, одним из ключевых векторов армейских реформ, заданных руководством страны, является совершенствование оборонно-промышленного комплекса – соответствующая федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, была принята одновременно с Российской государственной программой развития вооружений на 2011-2020 годы.

Основой развития оборонно-промышленного комплекса, позволяющей поддерживать рост ключевых показателей эффективности, является системная работа с кадрами. Ключевой задачей в данном аспекте является привлечение квалифицированных инженеров в сферы производства, тесно связанные с оборонно-промышленным комплексом.

В этой связи становятся актуальными вопросы о кадровой поддержке передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений, а также формирования системного подхода к созданию концептуально новых «мозговых центров» в структуре российской армии, которые решали бы две задачи:
1. Проведение актуальных военно-научных исследований в интересах Минобороны России.
2. Привлечение компетентных кадров в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, занимающиеся перспективными военными разработками.

Одним из подходов, позволяющих значительно приблизиться к решению данных задач, является механизм создания на базе научно-исследовательских организаций и высших военно-учебных заведений Минобороны России принципиально новых структурных подразделений – научных рот. Идея их создания была высказана Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу на встрече с представителями российского научного сообщества в МГТУ им. Баумана весной 2013 года.

Новым подразделениям были определены следующие задачи: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач в интересах Минобороны России, подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Подразделение, в котором я проходил военную службу – научная рота ВВС России, дислоцирующаяся на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, было создано одним из первых. Основной задачей операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (так официально именуются военнослужащие в данном подразделении) стало осуществление прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Как видно из особенностей сложившейся конъюнктуры – задачи, решаемые научными ротами, являются крайне актуальными, и в полной мере соответствуют глобальным вызовам, стоящим сегодня перед вооруженными силами. Благодаря данным подразделениям компетентные и квалифицированные выпускники гражданских вузов могут применить свой научный потенциал в решении конкретных инженерных задач по повышению обороноспособности нашего государства.

Миф №2. «В научных ротах служит исключительно “золотая молодежь”»

Если под «золотой молодежью» понимать молодых людей, «чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные и высокопоставленные родители», то указанный тезис, конечно, совершенно не соответствует действительности. При этом одна особенность у военнослужащих научных рот есть – все они являются талантливыми выпускниками лучших вузов страны. Со мной в одном призыве служили выходцы из МАИ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и других серьезных технических вузов – очень талантливые и высококвалифицированные инженеры.

Попасть на службу в научную роту действительно сложно, но исключительно – за счет высоких требований, предъявляемых к кандидатам (далее указаны требования, предъявляемые к кандидатам на прохождение военной службы по призыву в научной роте ВУНЦ ВВС «ВВА»):

1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.

2. Категория годности по состоянию здоровья – не ниже Б-4 (части связи, радиотехнические части).

3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Наличие высокой мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.

5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям ВУНЦ ВВС «ВВА» (математики, физики, программисты, электротехники и т.п.).

6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).

7. Средний балл диплома ВПО – не ниже 4, 5.

В подробностях процесс подачи заявки на отбор в научную роту ВВС России описан на сайте: http://академия-ввс.рф/научная-рота/

Миф 3. «Служба по призыву и научные исследования несовместимы»

Как уже отмечалось, научные роты – это совсем необычные военные подразделения. Исходя из специфики, стоящих перед операторами научных задач, им предоставлен максимальный «армейский комфорт».

Во-первых, операторы проживают не в казармах, а в достаточно комфортабельном общежитии. В каждой комнате, рассчитанной на четырех военнослужащих, имеется ЖК-телевизор, для нужд операторов доступны два компьютерных класса, две комнаты отдыха (с питьевой водой, чаем\кофе и свежей прессой), библиотека, спортивный уголок с тренажерами и душевые. Порядок на всей территории поддерживается в идеальном состоянии.

Во-вторых, в целях повышения эффективности деятельности операторов научной роты в рамках выполняемых научно-исследовательских работ, за каждым военнослужащим закреплен научный руководитель из числа научно-педагогического состава ВУНЦ ВВС «ВВА», имеющий ученую степень, ученое звание и практический опыт выполнения научных исследований. С каждым из операторов составляется индивидуальный план научной работы на год, который отражает как основные направления деятельности, так и ключевые показатели эффективности, которые выражаются в количестве (и качестве) опубликованных научных работ, докладов на научно-практических конференциях, свидетельствах о регистрации ПО, патентов и так далее. Все предельно измеримо и прозрачно.

В-третьих, распорядок дня оператора научной роты позволяет в полной мере реализовать свой научный потенциал в течение года службы. На мой взгляд, дисциплина имеет крайне позитивное влияние на эффективность исследовательской деятельности. С понедельника по четверг распорядок дня в подразделении выглядит следующим образом: утром – подъем, зарядка, завтрак, утренний осмотр и убытие к научным руководителям; в обеденное время – прием пищи и отдых, после – продолжение работы с научными руководителями; вечером – индивидуальный или коллективный спорт, ужин, отдых (мы обычно смотрели кино, читали, продолжали заниматься по своим научным направлениям в компьютерных классах), после 21:00 – вечерняя прогулка, поверка и отбой. В пятницу – день изучения общевойсковых дисциплин, в субботу – парко-хозяйственный день и возможность убыть в увольнение в соответствии с графиком, в воскресенье – выходной и, опять же, возможность убыть в увольнение.

Как показывает практика – такой военный тайм-менеджмент крайне продуктивно влияет на самоорганизацию и планирование научной деятельности.

Миф №4. «За год невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке»

Подход к использованию исследовательского потенциала военнослужащих научных рот выстроен таким образом, что каждый вновь прибывший оператор продолжает исследования, начатые его предшественником. Акцент на преемственность позволяет не «изобретать велосипед», а сосредоточиться на решении конкретных исследовательских задач под эгидой научного руководителя. Свою исследовательскую работу операторы ведут также в рамках НИР различных категорий, активно участвуют в конференциях и научно-технических конкурсах.

Среди направлений научных исследований, по которым работают операторы научной роты ВВС России, наиболее актуальными являются:

• Математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов
• Исследование методов и средств защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия
• Разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летательных аппаратов и исследование динамики движения самолетов
• Разработка программных средств определения статистики распределения уровней помех на входе РЭС в динамике конфликта с наземными комплексами РЭБ
• Экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах
• Объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным
• Разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий
• Разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов
• Разработка программных комплексов исследования объектов авиационного вооружения и методики определения параметров негативных электромагнитных воздействий

Со времени создания научной роты ВВС России ее операторами было опубликовано более 200 статей в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, оформлено более 15 заявок на выдачу патентов на изобретение, зарегистрировано более 35 программных продуктов и 45 рационализаторских предложений.

Операторы научной роты ВВС России становились победителями и призерами различных научно-технических конкурсов, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставках средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex», Международный военно-технический форум «Армия России».

Лично я за время службы опубликовал 5 научных статей (в т.ч. в изданиях ВАК), выступил с докладами на 7 научных мероприятиях и зарегистрировал программный продукт, который презентовал Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину и председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву на выставке достижений научных рот в рамках Международного военно-технического форума «Армия России 2015».

Миф №5. «Дедовщина и неадекватные командиры»

Пресловутая армейская «дедовщина», а также низкоквалифицированный офицерский состав остались далеко в прошлом. Практически все офицеры, с которыми мне довелось общаться за время службы – активно занимались спортом и вели здоровый образ жизни (с тотальной неприязнью вредных привычек), чем подавали пример многим военнослужащим по призыву.

Командный состав научной роты ВВС России был подобран с учетом специфики задач, стоящих перед подразделением – все офицеры являлись научными сотрудниками Военно-воздушной академии, имели опыт участия в научных конференциях и олимпиадах, среди них были призеры конкурсов научных работ и лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Естественно, ни о каком рукоприкладстве, либо неуважительном отношении со стороны офицеров к военнослужащим по призыву и речи быть не могло. Вся коммуникация строилась подчеркнуто профессионально и уважительно.

Что касается отношений между сослуживцами, то в подразделении выстроена система наставничества – начиная с «курса молодого бойца» военнослужащие старшего призыва во всем помогают «младшим» товарищам: учат, как правильно нести службу в суточном наряде, подшивать подворотничок, выполнять упражнения по строевой подготовке и т.д. В научном плане осуществляется схожее кураторство. Через полгода младший призыв становится старшим, и уже сам помогает вновь прибывшим ребятам вникнуть во все детали военной службы. Понятие «дедовщины» в научной роте полностью отсутствует. Никаких происшествий за время моей службы между сослуживцами не случилось – умные люди всегда найдут выход из любой конфликтной ситуации.

Миф №6. «В научные роты набирают “ботаников”»

С легкой руки средств массовой информации это утверждение сегодня стало крайне популярно. На самом деле это, конечно, не так. Многие из ребят, служивших со мной в научной роте, имели спортивные разряды, некоторые были кандидатами в мастера спорта, в том числе по боевым искусствам. Практически все во время службы, так или иначе, начинают приучать себя к интенсивным занятиям спортом и значительно подтягивают свою физическую форму. Ежедневные пробежки, зарядка и походы в тренажерный зал этому способствуют.

Помимо прочего, военнослужащие научной роты так же, как и другие солдаты российской армии, несут службу в суточных нарядах, ездят на стрельбы, осваивают необходимые материалы по военной подготовке. Служба в научной роте – это не альтернативная, а самая что ни на есть военная служба.

Что касается направлений набора, то в нашем подразделений служили не только программисты. Научная рота ВВС России включает в себя три взвода:

1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления.

2. Взвод развития и совершенствования конструкций летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов.

3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информация в АСУ.

Как видно из специфики взводов – реализовать свой научный потенциал на ниве военной службы могут инженеры широкого спектра направлений.

Миф №7. «Служба в армии – это “потеря года жизни”»

Служба в армии бывает разной, с разными задачами и возможностями, которые она предоставляет военнослужащим по призыву. Научные роты в данном плане – уникальный кадровый механизм, благодаря которому талантливые выпускники гражданских вузов могут заключить контракт с Минобороны России, чтобы после службы по призыву продолжить научные исследования уже в офицерском звании. Студенты, уже начиная со второго курса, могут проектировать свою профессиональную траекторию с учетом дальнейшего прохождения службы в российской армии: выбирать соответствующие направления для своих курсовых и дипломных работ, а по выпуску из вуза – идти на службу в научную роту, чтобы после стать офицером вооруженных сил и продолжать свою научную карьеру в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. С учетом уровня заработной платы офицерского состава, а также условий, которые предоставляются военнослужащим – данное направление сегодня представляется крайне перспективным.

В среднем из каждого призыва продолжают военную службу по контракту около 30%. Ребята получают назначения в различные подразделения, занимающиеся научно-прикладными исследованиями по их профилю. Мои сослуживцы, заключившие контракт, очень довольны и не жалеют о своем выборе.

Возвращаясь на полтора года назад – если бы у меня спросили, сделал бы я этот выбор снова, зная, что представляет собой российская армия, то я бы, не сомневаясь, ответил «да». Для меня это был крайне важный опыт, как для молодого ученого, так и для защитника Отечества, и я совершенно точно могу рекомендовать всем, кто по тем или иным причинам колеблется в принятии решения о прохождении военной службы – сделать этот выбор в пользу армии. За год вы получите массу возможностей для самореализации, а самое главное – сможете внести реальный вклад в обеспечение обороноспособности нашего государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *