налоговая неверно разнесла платежи что делать
Что делать, если налоговая начислила неправомерно пени
Ошибки в каких реквизитах приводят к пеням
Как показывает практика, чаще других не замеченными плательщиком остаются ошибки в нижних полях платежки (104–109). И это не удивительно.
В собственных реквизитах вы ошибетесь вряд ли, а если да, то платеж просто не уйдет. Реквизиты налоговой более-менее стабильны, их вы, как правило, выбираете из справочника, а не прописываете заново при каждом новом платеже. Поэтому риск ошибиться в них тоже невысок.
А вот КБК (поле 104) периодически меняются. Ошибиться можно и в ОКТМО (поле 105). А налоговый период (поле 107) вообще каждый раз нужно писать новый. Вот эти три поля и могут завести платеж в невыясненные.
Что касается оставшихся трех реквизитов «подвала» платежки, они вряд ли могут стать причиной пеней. Если вы ошибетесь в основании налогового платежа (поле 106), налоговики, скорее всего, отправят платеж туда, куда нужно. Поля 108 и 109 — номер и дату налогового документа — заполняют в особых случаях. Например, при оплате по требованию или по акту налоговой. Поэтому выверяют каждую цифру. Значит, ищем потерявшийся платеж и проверяем поля 104, 105 и 107. Причина — в одном из них.
Проверить и найти верный КБК вам поможет наша горячая подборка.
ОКТМО смотрите в своих регистрационных документах. Кстати, в ОКТМО часто ошибаются при уплате НДФЛ за обособки.
А о поле 107 поговорим подробнее.
Ошибка в поле 107 платежного поручения: за что пени
Формат поля 107 включает восемь знакомест, разделенных точками, и в общем виде выглядит так: ХХ.ХХ.ХХХХ.
Первыми двумя знаками вы обозначаете периодичность уплаты налога, взноса:
Вторые два знака — это номер периода, а последние четыре — год.
Например, платеж по НДС за 2-й квартал 2021 года помечается так: КВ.02.2021.
Если где-то здесь ошибка, какой-то из периодов остался неоплаченным. За него вам и капают пени.
Как быть? Рассказываем.
Избавляемся от несуществующей недоимки и пеней
К счастью, при указанных выше ошибках понудить налоговую обнулить пени не так сложно. Платеж — в бюджете. Значит, никаких повторных сумм платить не нужно. Нужно только направить эти деньги по назначению. Для этого подается заявление на уточнение платежа. В нем вы указываете, какую ошибку допустили, и приводите верный реквизит. Не забудьте приложить копию дефектной платежки.
Образец заявления вы можете бесплатно скачать в КонсультантПлюс, оформив бесплатный пробный доступ к системе:
Инспекторы зачисляют деньги туда, куда они предназначены, а пени сторнируют (п. 7 ст. 45 НК РФ). Если, конечно, все было уплачено в срок. Если была просрочка, оставят пени по день платежа (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Подобным способом можно уточнить почти все реквизиты, кроме наименования банка получателя. С 2019 года уточняется даже счет казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Подавать нужно именно заявление об уточнении платежа. Ни в коем случае не спутайте с зачетом. Зачет налоговая тоже сделает. Но тогда придется платить пени — по день зачета.
А если в платежке все верно?
Налоговая начислила пени, а задолженности нет? И такое бывает. Ошибаются не только плательщики. У налоговиков тоже бывают ошибки, а бывают сбои в системе. Если у вас все правильно, причиной недоимки могло стать и что-то из этого. Пишите заявление, прикладывайте платежку, и пусть они разбираются. Вы свою налоговую обязанность выполнили, пускай контролеры выполняют свою. Молчать нельзя, сама по себе даже такая недоимка не испарится.
Как уточнить невыясненный платеж? С 1 декабря новые правила работы налоговиков, если в платежке ошибки
Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
– номера счета Федерального казначейства;
– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.
Как работают налоговики с невыясненными платежами?
– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);
– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.
Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:
– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;
– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;
– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;
– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.
Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!
Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.
Обратная связь с налоговиками
Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:
– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;
– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
– несоответствие ИНН наименованию плательщика;
– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
– уплата налога производится за третьих лиц;
– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.
После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.
При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).
В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.
Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».
Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам
О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.
Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов
Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.
Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.
Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.
ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.
Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.
ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.
Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.
С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.
Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.
Ошибки в налоговом учете, которые загонят предпринимателя в долги
Посчитать правильно, заплатить вовремя, не ошибиться в платёжке — расскажем о всех нюансах, которые могут привести к штрафам.
Ошибка № 1. Отправили платежи по неверным реквизитам
Как часто поступают предприниматели при уплате налогов и взносов? Открывают банк-клиент, находят платежку за прошлый период, меняют сумму и отправляют платеж в бюджет. Актуальность реквизитов при этом не проверяют. Да некогда же!
В результате платеж, отправленный по недействительным реквизитам, зависает в дебрях бюджета, как невыясненный
Например: многие ИП до сих пор не знают, что с 01.01.2021 года изменились реквизиты по уплате налогов, а платежные поручения нужно заполнять по новым правилам (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).
До 30 апреля установлен переходный период. И пока все платежи, перечисленные по старым реквизитам, попадут куда нужно. Но после наступления этой даты, ошибочные платежи не поступят в бюджет, и деньги придется перечислять заново.
Другая ситуация: ИП делает платежное поручение на уплату налога или взносов впервые. Раз, и опечатка в коде бюджетной классификации (КБК). Куда будет зачислен платеж? Точно не туда, куда надо. В итоге предприниматель искренне считает, что он свои обязательства выполнил, а на самом деле у него образуется долг перед бюджетом.
Как узнать актуальные реквизиты
Совет: при заполнении платежного поручения вручную, рекомендуем копировать КБК целиком и вставлять его в соответствующее поле документа, чтобы избежать технических ошибок.
Ошибка № 2. Зачли ненастоящую переплату
Зачастую предпринимателей вводят в заблуждение данные в Личном кабинете (ЛК) на портале налоговой службы.
Суть в том, что при уплате авансовых платежей, эти суммы отражаются в ЛК, как «Переплата». Например: именно так видны авансовые платежи по упрощенному налогу, уплаченные в текущем году.
На самом деле, конечно, никакая это не переплата. Как только налоговый период закончится и ИП подаст декларацию, инспекция сверит авансы с данными декларации и закроет год. В результате переплата исчезнет.
Но самый коварный момент заключается в том, что в разделе «Переплата» есть кнопка «Зачесть». Если ее нажать, то ИП предложат варианты — на зачет в счет какого налога или пени направить переплату.
Допустим ИП ранее применял УСН доходы минус расходы, а с 2021 года — УСН «доходы», при этом за 2020 год у него по КБК Д-Р остался долг. Он гасит его «переплатой», которая на самом деле — авансовый платеж по УСН текущего года. Получается, что долг за 2020-й год ИП закрыл, а вот в 2021 не заплатил аванс по единому налогу.
Такие недоразумения происходят, когда есть несогласованность между ИП и его бухгалтером. Если платежи делает и даже отправляет бухгалтер, а ИП у него не спрашивает откуда в ЛК переплата и распоряжается ей по своему усмотрению,то ошибок не избежать.
Конечно, случаи реальной переплаты тоже бывают. Например, при заполнении суммы платежа приписали лишний ноль и вместо 1 000 перечислили 10 000 рублей.
Например, обратиться за возвратом переплаты по УСН за 2020 год можно после 30 апреля 2021 года.
Ошибка № 3. Не сверились по расчетам с инспекцией
Ошибки и накладки при проведении расчетов неизбежны. Причем ошибка может быть не только со стороны налогоплательщика, но и со стороны инспекции. Например: из-за технического сбоя в программе были неверно разнесены поступившие платежи.
Поэтому важно регулярно проводить сверку расчетов. Закончился отчетный период — проведите сверку платежей.
Какие документы запросить у инспекции:
Запросить эти документы можно через ЛК на портале налоговой службы в разделе «Справки и другие документы». Или, если ИП пользуется сервисом сдачи электронной отчетности, выполнить запрос через него.
Ошибка № 4. Навели беспорядок в учете и расчетах
Есть целый ряд факторов, который приводит к подобной проблеме:
1.Попытки справиться с расчетами без посторонней помощи.
Когда ИП, не обладая нужными знаниями, пытается вести полный учет самостоятельно, результат может быть плачевным. В учете возникают ошибки, налоги начисляются неверно. Переплатили — проспонсировали бюджет, недоплатили — возникли недоимки и пени в придачу накапали.
Например: ИП на УСН-доходы уменьшил сумму налога на страховые взносы, которые были уплачены в другом году. Сначала ФНС попросит дать пояснения или подать корректировку, если ИП не отреагирует, то налоговики могут сами провести перерасчет, доначислят налог и насчитают пени. Еще и штраф впаяют. В худшем случае ИП ждет выездная проверка.
2.От сутствие системного учета.
Часто ИП экономят на постоянном бухгалтерском сопровождении. Им кажется, что покупка разовой услуги «Заполнение декларации», «Формирование платежных поручений на взносы» — это решение всех проблем.
При этом учет своими силами ведется хаотично. Бумаги теряются. Сведения о продажах или расходах не отражаются в книгах учета (об обязанности их вести некоторые предприниматели даже не подозревают). Платежи по налогам вносятся нерегулярно или не уплачиваются совсем.
Результат закономерен: рано или поздно ИП попадет под проверку и расстанется с круглой суммой.
3. Недобросовестность бухгалтера.
Похожая ситуация происходит, когда ИП пытаются сэкономить и найти дешевого бухгалтера. Но нужно понимать, что любая качественная услуга стоит определенных денег. Купили учет за «5 копеек» в месяц? Будьте готовы, что цифры в декларациях будут взяты с потолка, отчетность просрочена или не сдана совсем, а учет — отсутствовать в принципе.
Еще одна возможная топ-проблема: ИП и «домашний» бухгалтер не сошлись в вопросах оплаты, в результате бухгалтер не отдал базу данных и документы, и ИП остался ни с чем. Итог: серьезные затраты на восстановление учета, уплату недоимок по налогам и пеней.
Как не допустить подобных проблем
Экономия должна быть разумной, а учет системным. Заключайте официальный договор на обслуживание. Не работайте с компаниями или частными специалистами, которые не готовы нести ответственность за результат своей работы.
Ошибка № 5. Забыли заплатить налоги
Многие ИП поступают разумно, не доверяя сторонним лицам доступ к расчетному счету. Но при этом хронически забывают вовремя платить налоги в бюджет.
В обоих случаях на сумму недоимки успели накапать пени и долг перед бюджетом вырос. А еще за невовремя уплаченный налог или взносы назначат штраф — 20% от его суммы. 40% — если ИП умышленно не заплатил в бюджет.
Ошибка № 6. Незнание законов
Возможно это следствие всех предыдущих ошибок вместе взятых, особенно — отсутствие грамотного специалиста или вообще отказ от бухгалтерских услуг как таковых.
Явно полное невладение законодательной базой проявилось в 2020-м, когда многие ИП получили право на субсидии и «прощение» налогов.
Региональные администрации устанавливали свои субсидии, по которым нужно было собирать немалый пакет документов. Многие ИП просто отказались браться за его подготовку, потому что надо было, например, предоставить расчетные ведомости, а в учете ИП, сами знаете, что обычно творится.
Что получилось — далеко не все предприниматели, которым была положена поддержка, ее получили.
Ошибки в платежном поручении на уплату налогов
Последствия ошибок в платежном документе
К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью.
Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:
Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.
Когда налог считается неуплаченным?
В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@.
Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).
В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.
Обратите внимание! С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Все подробности см. в нашем материале. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняйте поля 101, 106, 108 и 109.
ПРИМЕР, когда платеж нельзя уточнить, от КонсультантПлюс
За организацией числится недоимка по налогу на имущество 100 000 руб. Она уплачивает НДС в сумме 150 000 руб., но по ошибке в платежке указывает. Читайте продолжение примера в справочно-правовой системе К+. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Другие ошибки в платежном поручении
Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).
Позиция суда в отношении ошибок
Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:
О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в этой статье.
О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в этой статье.
Итоги
Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.