село спас московская область
Спасс (село, Московская область)
Улицы села
Достопримечательности
Примечания
Административный центр — село Спасс
Полезное
Смотреть что такое «Спасс (село, Московская область)» в других словарях:
Голопёрово (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Голопёрово. Деревня Голоперово Страна РоссияРоссия … Википедия
Егорьевский район (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Егорьевский район. Егорьевский район Герб … Википедия
Сельское поселение Спасское (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасское сельское поселение. Сельское поселение Спасское Сельское поселение России (АЕ 3 го уровня) … Википедия
Низкое (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Низкое. Село Спасс Леоновщина Страна РоссияРоссия … Википедия
Гусево (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гусево. Деревня Гусево Страна РоссияРоссия … Википедия
Чертаново (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чертаново. Деревня Чертаново Страна РоссияРоссия … Википедия
Посёлок имени Калинина (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Посёлок имени Калинина. Посёлок Имени Калинина Страна РоссияРоссия … Википедия
Суворово (Московская область) — Деревня Суворово Страна РоссияРоссия … Википедия
Александровское (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Александровское. Деревня Александровское Страна РоссияРоссия … Википедия
Федцово (Московская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Федцово. Деревня Федцово Страна РоссияРоссия … Википедия
Московские деревни. Спас
БГ начинает рассказывать о деревнях и селах, до сих пор сохраняющихся в черте Москвы. Для начала — село Спас в Митине
Село Спас располагалось на высоком левом берегу Москвы-реки, в двух верстах к западу от Тушина, на Волоцкой дороге, которая связывала Москву с Великим Новгородом.
Своим именем село обязано Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. В начале XVII в. (по другим данным — в 1764 г.) монастырь был упразднен — то ли потому, что был в 1608 г. разграблен отрядами «тушинского вора» Лжедмитрия II, то ли из-за оползней. От обители осталась одна-единственная церковь, которая дала название селу, возникшему рядом с ней в начале XVII в.
В 1800 г. в Спасе числилось 24 двора и порядка двухсот жителей. Наряду с земледелием, крестьяне занимались ткачеством и некоторые имели даже небольшие ткацкие фабрики. К концу XIX в. численность населения села выросла вдвое, женщины стали заниматься вязанием и молочной торговлей, а мужчины по большей части становились чернорабочими или ломовиками — то есть перевозили тяжелые грузы, в том числе для пооткрывавшихся в окрестностях фабрик. Кроме того, в Спасе продавали продукты рабочим и сдавали им помещения под жилье.
Плотогоны и рабочие местных фабрик называли район Волоколамского шоссе у сел Тушино и Спас «нехорошим местом» — Москва-река в этом районе довольно мелкая, плоты часто садились на мель, и местные крестьяне тут же разворовывали бревна; иногда они даже специально натягивали через русло тросы. Кроме того, часто случалось, что крестьяне из местных сел грабили рабочих, возвращавшихся с получкой домой из деревенских трактиров.
Впрочем, возможно, что «нехорошим местом» Спас называли вовсе не из-за привычек его жителей, а потому что в этом месте река подмыла стоявший на краю обрывистого берега шатровый Спасский храм XVI в.
Два ряда домов, МКАД и цыгане
В 1962 г. через Спас прошла Московская кольцевая автомобильная дорога. Большая его часть отошла к Москве и быстро исчезла под натиском городской застройки: тут появились НПО «Астрофизика», ОКБ «Гранат» и «Топаз», автобусный парк, пищевой комбинат, автоцентры и гаражи. Единственное, что осталось от села, — темно-красный Спасо-Преображенский храм, построенный в 1886 г.
Но меньшая часть Спаса, оказавшаяся за пределами МКАД (и совпадающая по территории с местом, на котором стоял упраздненный монастырь), вошла в состав Москвы только в 1984 г. и чудом дожила до наших дней — тут сохранился короткий отрезок единственной деревенской улицы и десятка два участков по ее сторонам.
Село со всех сторон отрезано от остального города: с севера — Волоколамской развязкой, с юга — Москвой-рекой (на другом берегу — «Крокус Экспо»), с востока вплотную к Спасу проходит МКАД, а с запада — Спасский (или Калашников) овраг, за которым начинаются кварталы Митина. Овраг упирается в реку, образуя треугольный мыс — именно здесь в прошлом стоял монастырь, а сейчас громоздятся сарайчики, в которых спасовчане держат домашнюю птицу.
Староспасская улица, некогда выходившая на Волоколамское шоссе, сейчас начинается от пустыря у МКАД и заканчивается возле сельского пруда. Вдоль улицы стоят два ряда деревенских домов — частично покосившихся и заброшенных, частично подновленных и свежепокрашенных. Здесь до сих пор живут спасовчане, не пожелавшие в конце 1980-х гг. перебираться в городские квартиры. Почти на каждом дворе — здоровенные цепные собаки. Кое-где стоят автомобили.
Ближе к МКАД улица теряет жилой вид, запертые на замки ворота сменяются пустырями с поваленными заборами. Юго-восточную оконечность села, находящуюся у реки, обжили цыгане.
Обширный кусок земли между Староспасской улицей и Волоколамской развязкой огорожен забором: в 2002 г. некая коммерческая фирма взяла эту землю в аренду, с тем чтобы построить здесь развлекательный комплекс. Пока территория пустует, а забор потихоньку разбирают на части.
Николай, 23 года, живет в доме №14:
«В селе Спас я живу с рождения. Здесь жили мои родители, родители моих родителей и весь наш род на протяжении нескольких веков. Я застал село до сноса: дома были и внутри МКАДа — к Тушино, и снаружи — в сторону Митино. Староспасская улица, на которой мы стоим, начиналась от церкви на краю оврага и заканчивалась у Тушинского аэродрома.
Те дома, что были заброшены, разобрали, а в тех, что остались, продолжают жить люди. Сейчас в Спасе осталось семей десять–двенадцать. Бывшие местные жители, переселенные в другие районы Москвы (в Солнцево, Тушино, Строгино), приезжают сюда в теплое время года — на огороды: у них тут остались маленькие участки, буквально по несколько грядок. Так что земля не пустует. А зимой и в будние дни здесь малолюдно.
Почтовый адрес у нашего дома имеется, как и прописка в паспорте: Староспасская ул., д. 14. Сад и огород на участке, конечно же, есть — куда же без них в деревне! Кроме того, я развожу домашнюю птицу, кур и гусей. И нутрий. А работаю в Москве.
Быт у нас здесь не городской и не деревенский, а сельский. Газ, отопление, водопровод — это не про Спас. Газ возим в баллонах. Туалет типа «сортир». Топим дровами и углем, и они недешево нам обходятся. Водопровод раньше был, но несколько лет назад под МКАД прорвало трубу — так никто ее и не стал чинить и нам не дали. Теперь возим воду из Троице-Лыкова. Для огородов берем воду из пруда и стираем в нем. Периодически чистим. Слава богу, электричество есть, недавно вот столбы новые поставили. И другие городские службы работают нормально — и пожарные, если нужно, приедут, и скорая.
С цыганами уживаемся мирно, они к нам не лазают, мы их не трогаем. Контактируем помаленьку, хотя цыгане, конечно, замкнутый народ. У них там есть барон — любые вопросы к нему.
Что касается будущего Спаса и планов городских властей, тут я вам ничем помочь не могу. Ничего не знаю. Об этом спросите лучше у Александра Николаевича из 23-го дома»
Матвеев Александр Николаевич, 79 лет, живет в доме №23, является председателем общественного совета села:
«Я родился в селе Спас в 1932 году, прожил здесь всю жизнь, и, если начну рассказывать все, что помню, — книги не хватит. Так что обо всем понемногу.
Спас стоит на высоком берегу Москвы-реки, который не раз осыпался. В XX веке крупные оползни случались дважды, в 1928-м и в 1949 году. В 1928 году у нас сарай съехал к самой реке. Монастырь, стоявший на мысу над оврагом, тоже был разрушен в результате оползня. От него остался только пруд, из которого мы берем воду для полива огородов. Все думают: обычный сельский пруд. А он был выкопан в XVI веке.
В Спасе было две улицы — центральная, нынешнее Волоколамское шоссе, и Староспасская, которую неофициально называли «Поповка».
На месте «Крокус Экспо» был заливной Спасский луг, на который крестьяне с этого берега ездили косить сено. Москву-реку в этом месте переходили вброд — летом воды было по щиколотку.
В 1928 году спасские крестьяне мыли в ручье Барышиха гравий, который шел на строительство стадиона «Динамо». За день мой отец успевал отвезти на стройплощадку два воза.
В 1962 году был открыт МКАД, и Спас начал разрушаться. Впрочем, тогда мы так не думали. Помню, как Хрущев сказал на открытии Кольцевой: «Дальше Москва не пойдет. Хватит ей ста девяти километров». Я отсчитал от МКАДа до нашего дома 286 шагов и успокоился.
В начале 1970-х годов сельская застройка внутри Кольцевой была уничтожена. В 1988 году отцу пришла повестка о том, что по эту сторону жителей тоже будут переселять в городские квартиры. Тогда все рванули в Москву, а я остался. Думаю — зачем ехать, куда? Не снесли нас только потому, что тут земля непригодна для строительства, слишком близко к крутому речному берегу. Так до сих пор и живем в собственном доме в черте Москвы.
Дом наш старинный, конца XIX века. На одной половине живем мы с женой и младшим сыном, на второй — старший сын с семьей. Хозяйство — три дойные козы и семеро козлят (родились в начале весны), полсотни кур. Выращиваем саженцы: каштаны, барбарис, жасмин. Забот по хозяйству хватает, но основные мои усилия направлены на то, чтобы сохранить это место.
В 2002 году префектура во главе с префектом Виктором Козловым передала в аренду коммерческой фирме «Золотой ключик» больше 3 га сельской земли, на которой собирались построить развлекательный комплекс. Но 1-е Спас-Тушинское городище, которое находится на территории села, еще в 1994 году было признано археологическим памятником федерального значения, так что тут запрещены любые строительные работы, искажающие исторический природный ландшафт. Мне пришлось властям об этом напомнить, так до сих пор и бодаемся. Я уже ходил и в префектуру, и в генеральную прокуратуру; Москомнаследие вместо того, чтобы помогать, только тормозит наши усилия. До мэра Москвы не достучаться.
Мое предложение — превратить Спас в своеобразный живой музей: разрешить спасовчанам построить на фундаментах старых зданий жилые дома в стиле русской деревни XIX — начала XX века, поселиться в них и вести хозяйство».
Анна Дмитриевна, жена Александра Николаевича:
«Цыгане в Спасе появились в 2005–2006 годах. Приехали откуда ни возьмись и заняли пустующий участок у реки. А затем стали расселяться по селу: притащили откуда-то бытовку, обжили кирпичный гараж возле МКАДа. В итоге сегодня цыганам принадлежит вся юго-восточная оконечность Спаса, участки по южной стороне Староспасской улицы до самой Москвы-реки.
Они говорят, что тут работают, а живут в Астраханской области. Чем, интересно, они в Москве занимаются? Летом к ним приезжают гости, целый цыганский табор, около десяти автомобилей. Народа — тьма, детей видимо-невидимо.
С коренными спасовчанами они, вообще-то, уживаются. Было время, развели вокруг свалку — но мы с ними поговорили, и это возымело действие. Теперь они иногда даже сами организуют вывоз мусора.
А еще с тех пор, как цыгане здесь поселились, у нас перестали пропадать козлята. В теплое время года мы выпускаем их пастись к реке. Раньше что ни лето — одного-двух недосчитаемся, воровали бомжи и случайные прохожие. А теперь вокруг всегда бегают цыганские дети, так что воры к нам не суются».
От м. «Волоколамская»: выход из последнего вагона из центра. От автобусной остановки «1-й мкр. Митина» на любом автобусе или маршрутном такси надо доехать до следующей остановки «Спас» (пешком лучше не идти: на эстакаде нет тротуара), затем спуститься в подземный переход, повернуть направо и идти до конца. У выхода из подземного перехода будет тропинка, ведущая за забор, в сторону села Спас.
От м. «Тушинская»: выход из последнего вагона из центра. Автобусом (их идет довольно много, так что номер маршрута проще уточнить на месте) доезжаете до остановки «Спас». Далее — те же переход и тропинка, что по пути от «Волоколамской».
Село Спасс стало Населённым пунктом воинской доблести
08 мая 2019 г., 14:57
На государственном уровне присуждаются почетные звания «Город-Герой» и «Город Воинской Славы», но многие малые населенные пункты России, также испытавшие на себе тяжесть войны, внесли значительный вклад в дело Победы Советского народа над фашистскими захватчиками. Среди них и с. Спасс Волоколамского района. Мособлдума 25 апреля 2019 года приняла закон Московской области «О присвоении селу Спасс Волоколамского района Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести». В соответствии с данным законом главе поселения будет вручена почетная грамота о присвоении почетного звания и в с. Спасс будет установлена стела «Населенный пункт воинской доблести».
Село Спасс заслуженно получило такое звание. Ожесточенные, многодневные сражения у с. Спасс сыграли значительную роль в оборонительных боях на волоколамском направлении и срыве планов немецких войск по захвату Москвы.
Враг придавал большое значение захвату Волоколамского укрепрайона, что обеспечило бы ему выход на подступы к Москве с северо-запада. Упорные бои на волоколамском направлении завязались в октябре 1941 года. Потребовались титанические усилия всего народа и армии страны для ликвидации угрозы, нависшей над столицей нашей Родины.
На волоколамском направлении оборону занимала 16-я армия под командованием генерал-лейтенанта К. К. Рокосовского. 316-я стрелковая дивизия обороняла главное направление в полосе армии, шоссе Волоколамск — Москва. В состав дивизии входило три стрелковых полка (1073, 1075 и 1077-й) и приданные им артиллерийские полки, в том числе 289-й, 296-й.
В связи с тем, что на территории Волоколамского района несколько населенных пунктов имело такое наименование, в исторических документах военного периода, на картах боев на Волоколамском направлении, с целью топографической привязки, с. Спасс обозначено как населенный пункт Спасс-Рюховское.
Выждав удобный момент, артиллеристы 3-й батареи 138-го пушечного артиллерийского полка РВГК, внезапным фланговым огнем вывели из строя 4 танка противника, а остальные, попав под сильный огонь, повернули обратно. Одновременно с этим немцы стремились прорваться силами 10 танков в направлении Чертаново. Три танка противника прорвались в Чертаново и вышли к Рюховскому, но здесь были уничтожены огнем 3-й и 6-й батарей 289-го противотанкового артиллерийского полка. Танки противника, наступавшие на Становище, не выдержав огня нашей артиллерии, начали отходить на юг. По отходившим танкам вела огонь артиллерия 138-го пушечного артиллерийского полка РВГК, кроме того, был дан залп дивизиона 13-го гвардейского минометного полка, в результате которого было уничтожено 3 вражеских танка. Одновременно гвардейские минометы произвели залп по скоплениям пехоты и танков в районе Бражниково.
Залпы гвардейских минометов оказались настолько неожиданными для противника, что он обратился в паническое бегство из Бражниково в лес южнее. Противник, находившийся в Осташево, в течение 19 октября неоднократно предпринимал попытки вести наступление на Спасс-Рюховское, но, потеряв до 10 танков и большое количество пехоты, не добился успеха.
20-23 октября немцы несколько раз пытались сосредоточить в Осташево танки для наступления в направлении Спасс-Рюховское, но огнем нашей артиллерии с закрытых огневых позиций и особенно массированным огнем гвардейских минометов атаки его срывались.
Таким образом, за пять дней ожесточенных боев на левом фланге 316-й стрелковой дивизии противник, бросив в бой большое количество танков и наступая на узком участке фронта, сумел добиться лишь незначительного успеха. Противник встретил упорное сопротивление наших войск и до 25 октября не в состоянии был продолжать наступление на этом направлении.
Главные бои развернулись 25 октября на левом фланге дивизии в районе Спасс-Рюховское и Рюховское, где наступала главная танковая группировка противника. Танки противника двигались из Осташево двумя эшелонами. Пехоты между танками не было видно, но по мере приближения танков противника к нашей обороне было обнаружено, что почти за каждым танком была прикреплена волокуша, на которой буксировалась пехота.
Оба противотанковых артиллерийских полка, отходя от одного рубежа к другому, к исходу дня стали на огневые позиции в районе ст. Волоколамск, где вели бой до ночи. В течение 25 октября только 289-м противотанковым артиллерийским полком было уничтожено 59 танков противника. Значительное количество танков было уничтожено и 296-м артиллерийским полком.
На рубеже обороны у Спасс-Рюховского 316-я стрелковая дивизия, 289-й и 296-й противотанковые артиллерийские полки успешно сдерживали продвижение танковых и пехотных частей противника в период с 19 по 25 октября 1941 г. Только путем обхода данного противотанкового района немецким войскам удалось прорваться и 27 октября захватить г. Волоколамск. Однако понесенные им большие потери, особенно в танках, привели к тому, что противник вынужден был прекратить наступление на этом участке. В дальнейшем до 16 ноября на волоколамском направлении противник активных действий не проявлял.
Противотанковый район у Спасс-Рюховского стал на пути одного из главных ударов немецких войск на волоколамском направлении. О большой значимости происходивших у данного населенного пункта боев свидетельствуют постоянное внимание вышестоящего командования и многочисленные упоминания о них в документах 16 армиии, штаба Западного фронта, Генерального штаба РККА.
Несмотря на требования и приказы немецко-фашистского командования прорваться к Москве, враг был обескровлен, измотан и остановлен. Правительство и Верховное Главнокомандование высоко оценили мужество и стойкость личного состава дивизии и приданных ей на усиление артиллерийских полков. За проявленные стойкость, мужество, отвагу и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Волоколамском приказом Народного Комиссара Обороны 316-я стрелковая дивизия была преобразована в 8-ю гвардейскую дивизию, а 289-й и 296-й противотанковые артиллерийские полки преобразованы, соответственно, в 1-й и 2-й гвардейские артиллерийские противотанковые полки.
Также за проявленное в боях мужество, стойкость и массовый героизм личный состав частей, участвовавших в вышеописанных боях, был представлен к высоким правительственным наградам. За уничтожение в бою 25.10.1941 г. у Спасс-Рюховского 9 немецких танков Указом президиума Верховного Совета СССР 09.11.1941 года младшему сержанту П. Д. Стемасову было присвоено звание Героя Советского Союза. Более 100 бойцов полков были награждены медалями и орденами Советского Союза: в 289-ом противотанковом артиллерийском полку награждено 68 военнослужащих, в том числе 6 орденами Ленина за боевые подвиги, проявленные в бою 25.10.1941 г. у Спасс-Рюховское, в 296-ом полку более 30 военнослужащих, в том числе 3 орденами Ленина.
Высокая цена заплачена за сдерживание на этом рубеже продвижения противника. Наши войска несли тяжелые потери. Теперь на территории поселения находится 15 братских могил и памятных знаков советским воинам, в которых захоронено, по далеко не полным данным, 2002 человека, в с. Спасс – 223 человека. Ежегодно на День Победы на братских могилах проводятся торжественные мероприятия с участием ветеранов войны и труда, жителей, школьников.
Мы двигались к этому статусу долгие годы. Работа велась при поддержке общественности, совета ветеранов и населения. Большую работу по сбору документальных материалов провела Спасская СОШ, где в школьном историко-этнографическом музее собран большой материал о драматических и героических событиях боев в районе с. Спасс в годы Великой Отечественной войны октября — декабря 1941-го, в том числе, многочисленные письменные воспоминания непосредственных участников тех сражений.
Администрация сельского поселения Спасское в свою очередь подготовила документальные материалы по описанию боевых действий в районе с. Спасс. Проделана большая работа по поиску списков награжденных солдат и офицеров, наградных листов, донесений штабов, оперативных сводок. Окончательный вариант необходимых документов был направлен в Комиссию по рассмотрению ходатайств и присвоении почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести», которая приняла решение о присвоении почётного звания.
Присвоение с. Спасс почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести» будет способствовать военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, работе по сохранению памяти о подвиге советских солдат, дальнейшему укреплению среди молодежи и населения чувства патриотизма и гордости за отцов и дедов, одержавших Победу в Великой Отечественной войне. Подрастающее поколение обязано помнить свою историю и своих героев!
С. Литвиненко, глава сельского поселения Спасское
Спасти Спас
Старинное село закатывают в асфальт неприметной улицы
Мегаполисы наступают на глубинку ковшами экскаваторов, асфальтоукладчиками, высотками домов — города растут за счет пригородов. Да, людям где-то нужно жить, но везде люди стараются сохранить свою историю, хотя бы ее частицы. Везде, но не у нас. Некогда знаменитое старинное село Спас сейчас превращается в банальную улицу Староспасскую. А ведь когда-то здесь едва не “прописалась” столица Русского государства. Коренной житель Спаса Александр Матвеев — один из тех, кто бьется за малую родину и отстаивает ее исторический статус.
Москва не сразу строилась.
В устье реки Всходни в незапамятные времена Москва как торговый и промысловый узел намеревалась устроить первоначальное свое гнездо. Свидетелями такого положения здешней местности остаются земляные памятники: раскиданные по окрестностям многие группы курганов.
Устье Всходни впадает в Москву-реку под селом Тушинского вора (местом, которое избрал для своего лагеря Лжедмитрий II во время своего похода). Но, как предполагает историк Иван Забелин, в древнее время Всходней называлась не сама река, а местность, находящаяся выше по Москве-реке, перед которой на берегу стояла церковь Андрея Стратилата. (Летом 1890 г. эта церковь была разобрана, а материал поступил на постройку храма в селе Рождествено, расположенном на 4 км дальше по той же реке).
Здесь же на берегу Москвы-реки в XVI в. (а некоторые археологи настаивают на дате X—XI вв.) существовали церковь и монастырь Спас Преображения на Всходне. Этот монастырь находился более чем за версту от самой реки, ныне называемой Сходней. По всей вероятности, название монастыря связано с легендой о спасении московского князя Ивана Калиты воеводой Родионом Нестеровичем. Он сам или его сын, Иван Родионович Квашня (монах и воин — участник Куликовской битвы), стали основателями монастыря на пожалованной князем земле “в области круг Всходни на пятнадцати верстах”. Всходненская вотчина становится родовым владением Квашниных. В Смутное время Спасо-Преображенский монастырь и окрестные селения были сожжены отрядами Лжедмитрия II, который в 1608—1609 гг. устроил здесь практически вторую столицу.
Монастырь был разрушен в результате оползней. Но сохранился пруд, выкопанный монахами. Еще в 1929 г. здесь били ключи, и пруд наполнялся водой.
Сельская застройка внутри кольцевой автодороги была полностью уничтожена. Небольшая часть села сохранилась за пределами Москвы. В 1984 г. эта территория была включена в состав Москвы, а через год Спас переименовали в Староспасскую улицу. Местные власти предложили “ветеранам” старинного Спаса поменять свои дома на квартиры в отдаленном микрорайоне Солнцево. Но не все захотели покинуть Спас.
Сейчас в Спасе постоянно живут примерно 8 семей. Вот уже несколько лет местные жители вынуждены обходиться без водопровода — его отключили из-за непригодности.
Не последний из Спаса
Коренной житель Спаса Александр Николаевич Матвеев решительно отказался покидать родное село. Здесь он провел практически всю жизнь — учился и работал, встретил свою супругу и настоящих друзей.
Александр Николаевич родился в 1932 г. в усадьбе Братцево. Учился в спасской школе, закончил юридический факультет МГУ. 25 лет проработал следователем в различных отделениях ГУВД и даже в 1965 году в Георгиевском зале Кремля получил медаль как один из лучших следователей. Его настоящая фамилия Мытаркин, так как предки Александра Николаевича были мытарями — брали мыту (налог на проезд). Но в 1917 году все Мытаркины стали Матвеевыми.
Сейчас Александр Матвеев живет в Спасе со своей семьей: женой Анной Дмитриевной, сыновьями и внуками. Свою супругу он называет не иначе как Аннушка. Говорит, что благодаря ей бросил пить. Александр Николаевич занимается сельским хозяйством — выращивает салат, кустарники (барбарис, жасмин, айва, жимолость), цветы, клубнику. Матвеев, можно сказать, профессиональный агроном, его дипломная работа называлась “Компетенция исполкома райсовета по руководству сельским хозяйством”. У него три козы и примерно 50 кур. “Я продаю козье молоко; начал было продавать и саженцы, но не покупают. Даже бесплатно не хотят брать”, — сетует Александр Николаевич. Раньше он держал шестерых поросят, столько же коз и семерых козлят. Ему не привыкать — с 6-летнего возраста присматривал за скотом. Александр Николаевич обожает своих коз Дымку, Бровку и Чумку. Помимо коз сельский житель любит петь. У него чудный тенор: “В детстве я участвовал в школьной и университетской самодеятельности. Мама всю жизнь хотела, чтобы я пел в церкви и стал служителем культа”.
Александр Николаевич признается, что прожил интересную жизнь. И вся она прошла в Спасе. Для его семьи это единственное родное место. “Я бы очень хотел, чтобы Спас облагородили. Это же культурно-исторический памятник Москвы. Местные жители готовы помочь всем, чем смогут. Я лично обещаю посадить сто каштанов на территории Спаса. А еще у меня есть мечта — разводить карпов”.
Из этой школы вышли Жозефина и голубые ели
Значительную часть беседы с Александром Николаевичем Матвеевым занял его рассказ о местной спасской школе. До создания земской школы, размещающейся в одном из крестьянских домов Спаса, местные жители ездили учиться грамоте в деревню Тушино. А в 1886 году (одновременно с храмом и больницей) для спасовчан было построено специальное двухэтажное кирпичное здание школы, которое впоследствии дополнялось различными пристройками в связи с увеличением количества обучаемых. В 1986 году на 100-летие сюда приезжало около восьмисот выпускников. Простояла школа до самого своего сноса за ненужностью в 1997 году (теперь на ее месте зияет огромный пустырь), пропустив через себя 6 или 7 поколений спасовчан, тушинцев, рождественцев.
Чего только не видела эта школа! В 1924 году из ее роскошного сада вывезли несколько голубых елей для кремлевского мавзолея. Об этом мало кто знает.
Александр Николаевич весной 1941 года закончил первый класс, а с октября по февраль спасская школа приняла на себя обязанности военного госпиталя. В это время ребята помогали взрослым. Весной учебный процесс был восстановлен.
С увлечением рассказывает Матвеев и про одну из старейших учительниц этой школы — Жозефину Михайловну Кавторину. Уроженка соседнего поселка Ветлечебница (нынешний 1-й микрорайон Митина), она сначала сама закончила это учебное заведение, а потом проработала здесь 25 лет преподавателем ботаники и природоведения. Через “ботаничку” прошла примерно тысяча школьников, две сотни из которых находились под ее классным руководством. Именно она поддерживала многолетнюю традицию и ухаживала за школьным садом вместе со своими учениками.
В 1988 году, получив квартиру, Жозефина Михайловна переселилась в Солнцево. Но спустя некоторое время разочаровалась жизнью в загазованном городе, заскучала по спасскому саду и мечтала о восстановлении села. Когда учительница увидела развалины биологического кабинета, она только и смогла из себя выдавить: “Какой кошмар!”. Под конец своего посещения Жозефина Михайловна остановилась у осин и тихо произнесла: “Интересно, а что бы сказали обо всем этом деревья, если бы могли говорить? Укорили бы, наверное. Стыдно за то, что разорили село. ”
Планы на будущее
Есть у Александра Николаевича и свои представления о будущем Спаса. А кому же, как не ему, коренному жителю села, знающему все исторические особенности местности, предлагать проекты реконструкции? Надежду на восстановление архитектурных памятников (ну или хотя бы на защиту от разрушения оставшихся) дало спасовчанам Постановление правительства Москвы №223 от 22 марта 1994 года “Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино”. По этому документу на территории охранной зоны запрещены работы, искажающие исторический природный ландшафт; проектирование и строительство подземных и надземных коммуникаций, запрещается строительство производственных объектов. На территории села Спас возможно строительство усадебных жилых домов на месте утраченных, с сохранением архитектурного облика зданий, характерного для русских сел и деревень в XIX — нач. XX вв.
Именно со строительства 10—15 таких домов и предлагает начать реконструкцию Александр Николаевич. Причем при возможности в одном из этих строений хотя бы частично восстановить усадьбу именитого рода Квашниных (говорят, где-то в Штатах сейчас проживает один из потомков Родиона Квашни — Самарин-Квашнин), где можно будет создать местный музей. Ведь эти места были затронуты довольно громкими событиями из истории нашей страны и жители имеют право на официально закрепленную память об этом.
В планах сельского жителя значится также возведение памятника погибшим в Великой Отечественной войне коренным жителям Спаса, Митина, Новотушина, Пенягина и других населенных пунктов — только из Спаса на фронте пали 79 человек, 23 из них пропали без вести. Памятник же, который есть в Митине, посвящен героям, выходцам из разных городов России, умерших от ран в госпитале рядом с деревней.
Еще спасовчане в течение уже 18 лет возмущаются фактом переименования села в улицу Староспасскую и очень просят восстановить прежнее название — Спас. Так, по их мнению, будет лучше передан исторический колорит местности. По секрету нам рассказали и еще одну вещь: оказывается, правильнее будет говорить улица БарышИха, а вовсе не БарЫшиха, так как в древности местное население здесь “зашибало барышИ, а не барЫши”.
Также в словах Александра Николаевича проскользнула идея о посадке каштановой рощи — для красоты. Сотню саженцев он готов предоставить сам, причем безвозмездно.
Владельцы «бетонных избушек» готовы к суду
Стоянка на Митинской улице может превратиться в детский сад, но автолюбители говорят, что на этом месте ничего нельзя строить.
Село Спас, лидеры инициативной группы за сохранение села Александр Матвеев и Наталья Мокринцева
Бывшие и нынешние жители села Спас выступают за сохранение села как археологического и исторического памятника. Их инициативу поддерживают и в Институте археологии Российской академии наук. Но в префектуре СЗАО не считают, что Спас представляет историческую ценность.
«Цель моя — сохранить родное село как историю для нашего поколения; раньше здесь была такая красота, а теперь — мерзость запустения и грядет большое строительство», — сказал Александр Матвеев, председатель инициативной группы жителей.
От их имени в конце января Матвеев обратился в префектуру СЗАО с просьбой застроить село домами стиля 19-го — начала 20-го веков и разрешить бывшим жителям Спаса заселиться в них и вести хозяйство. По мнению спасчан, это поможет сохранить самобытность села и вернуться им на землю своих предков.
Со строительством МКАД в 1962 году сельская застройка Спаса, оказавшаяся внутри кольцевой дороги, была уничтожена, лишь небольшая часть сохранилась за пределами Москвы. В 1984 году эта территория была включена в состав столицы. И через несколько лет почти все жители Спаса переселились в квартиры в Солнцево.
Александр Матвеев категорически отказался покидать село. Он и его сын Дмитрий — единственные, оставшиеся зарегистрированными в Спасе.
По словам Матвеевых, в селе сейчас постоянно проживают еще восемь человек, а остальные жители приезжают на лето: «Мы не просто приезжие люди, корни наши уходят в века, здесь жили наши деды и прадеды. Мы не можем бросить свою землю, сами ухаживаем за селом», — сказал Александр Матвеев.
«У каждого человека должна быть своя маленькая родина, и, если она сохранилась, зачем ее отнимать? — говорит Наталья Мокринцева, секретарь инициативной группы, — Хочется, чтобы наши архитекторы, градоначальники при архитектурном планировании учитывали первобытность таких исторических мест, чтобы сохранился этот сельский стиль».
Сергей Чернов, старший научный сотрудник института археологии Российской академии наук, поддерживает инициативу жителей Спаса. Он считает, что строительство домов старого стиля и ведение жителями хозяйства — будет уникальным примером воссоздания села и обеспечит сохранение его как исторического памятника. «Жителям нужно помочь, вдохновить префекта и увлечь заказчика этой идеей. Ведь село разрушат по неграмотности», — сказал он.
Но префектуру идея жителей Спаса не вдохновила. «В 1988-89 годах было произведено отселение жителей, и Спас жилой застройке не подлежит», — сказал Андрей Ливеров из префектуры СЗАО. По его словам, на части территории села планируется строительство многофункционального комплекса ООО «Золотой ключик», а на оставшемся месте будут размещены объекты спортивно-рекреационного характера. «Само село Спас не относится к историко-археологическим памятникам», — заключил Ливеров.
В институте археологии придерживаются другого мнения. «Село Спас — это уникальное место, здесь нужно строить музей с экспонированием», — говорит Сергей Чернов. Он рассказал, что Войницкий мыт, на котором располагается Спас, по исторической важности занимает второе место после Боровицкого холма, где стоит Кремль.
По словам Чернова, на территории села велись археологические исследования и были обнаружены предметы, указывающие на стоянку первобытных людей. В 11–12 веках здесь было центральное славянское поселение. А в начале 17-го века село Спас примыкало к владениям Лжедмитрия Второго, и сегодня это единственный незастроенный памятник Смутного времени.
Спасите село Спас!
Люди добрые! Спасите СПАС! Дорогие мои москвичи, жители СЗАО, района Митино! Подставьте свои плечи жителям села Спас в нашей борьбе против произвола и непродуманных действий Префектуры СЗАО.
Прописанных жителей в селе Спас всего одна семья. Да и само село Спас уже не значится в границах Москвы: сделали из села улицу Староспасскую. На территории Северо-Западного района г. Москвы, примыкающему к Строгино, Митино и Красногорску существовало более 50 древнейших памятников истории, древнекаменного, каменного и последующих веков вплоть до раннеславянских поселений вятичей.
Двенадцать лет назад в марте 1994 года правительство Москвы приняло постановление «Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино». Этим решением утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта.
Охраняемая зона «Всходня», названная известным в истории старинным именем этой реки, была объединена в природный и историко-культурный заказник «Верхняя Москва-река». Были приняты на государственную охрану 32 известных памятника археологии на территории между Волоколамским шоссе, Московской кольцевой автодорогой, речкой Банькой, деревней Пенягино и по обе стороны Москвы-реки до деревни Мякинино.
В последние годы объем археологических работ в охраняемой зоне «Всходня» существенно уменьшился. Статья об истории Спаса Олега Викторовича Мосина — читаем все. Нужно знать, на какое преступление идут местные власти СЗАО, какую память уничтожают. Памятник археологии. Место, с которого практически начиналась Москва.
Местные власти СЗАО продали это святое место «Золотому ключику».
Аппетиты у «Золотого ключика» — можно позавидовать, как у монстра! Там, где всеми законами России и Москвы, запрещено КОПАТЬ и СТРОИТЬ, «Золотой ключик» намерен построить многофункциональный развлекательный комплекс с гостиницей и прочими сооружениями, приспособленными для наживы «хозяев жизни», которым ЗАКОН НЕ ПИСАН.
Всех неравнодушных патриотов России и Москвы приглашает в гости Общественный Совет жителей села СПАС и его Председатель Матвеев Александр Николаевич. Автобусная остановка СПАС недалеко от церкви Спаса Преображения на Волоколамском шоссе у платформы Трикотажная.
В процессе строительства транспортной развязки в районе Спаса на территории, объявленной памятником археологии, площадь более 0,15 га засыпана строительным мусором на высоту около одного метра.
Все бывшие жители Спаса держат оборону против беззакония, ради денег уничтожающего историю Тушина, Москвы, России.
Встаньте рядом с нами, помогите спасти Спас!
Председатель общественного Совета жителей села Спас,
Матвеев Александр Николаевич. Тел.: 8-(903)-145-12-76.