набросок и зарисовка в чем их отличие
Наброски: понятие, назначение, виды
Наброски: понятие, назначение, виды
Наброски рисунков – что это?
На наброске художник делает примерное графическое изображение предмета или ситуации. Здесь все изображено в обобщенном и несколько упрощенном виде. Автор подмечает только главные характеристики объекта и фиксирует их на бумаге.
От зарисовки набросок отличается меньшей детализацией. Также не всегда под наброском принимается эскиз: так как цель эскиза в будущем превратиться в картину, а любой набросок может органично существовать и сам по себе.
На наброске художник может изобразить все что угодно – человека, группу людей, животных, предметы, интерьер, пейзаж и так далее. В качестве материала для рисования обычно используют любую бумагу, но, в принципе, можно сделать такое изображение и на чем угодно. Ограничений здесь нет.
Как инструмент для рисования небольших быстрых изображений можно применить любое подручное средство – карандаш, фломастеры, краски, авторучку, уголь, соус и так далее. Наиболее же популярны наброски карандашом.
Наброски карандашом – для чего нужны?
Хотя, конечно, любой человек может делать наброски просто для своего удовольствия, но в классической живописи выделяют две главные причины выполнения указанных рисунков.
Причины для чего делаются наброски:
Развитие навыков. Для любого художника очень важна наблюдательность. Именно для развития наблюдательности специалисты советуют начинающим мастерам делать наброски. Мало того, в любой хорошей(!) художественной школе вам обязательно посоветуют делать наброски всегда и везде – на улице, в транспорте, на работе, в гостях, в кафе, в зоопарке и так далее.
Также при выполнении быстрых несложных рисунков развиваются и другие навыки хорошего художника: умение владеть карандашом, способность схватывать суть образа, изображать увиденное на бумаге, развивать глазомер, понимать пропорции и многое другое.
Основа будущего рисунка. Часто набросок выступает как отправной материал будущих композиций. Собранные наброски рисунков являются золотым фондом художника.
Впоследствии, опираясь на данный материал, он уже в студии может собрать воедино различные элементы картины, и бесконечно долго прорисовывать детали. В самом же начале процесса с помощью наброска он смог зафиксировать свое восприятие предмета, свои эмоции от увиденного, и это очень ценно.
Карандашные наброски – какие виды существуют?
В настоящее время принято различать четыре вида набросков:
Наброски с натуры. Рисунок выполняется от начала и до конца с параллельным наблюдением за человеком, предметом или ситуацией со стороны.
Наброски по памяти. Здесь изображение делается по памяти. Художник что-то увидел и потом быстро зарисовал это на бумаге. Таким образом человек рисовал не с натуры, но то что он изображает, имело место быть в действительности.
Фантазийные наброски. Речь идет о небольших зарисовках, идеи которых родились в голове человека. И чтобы не забыть возникший образ или идею, он фиксирует задумку на листе. Тут используется только воображение, фантазия художника.
Комбинированные наброски. Это рисунки, в которых скомбинировано несколько видов набросков. Например, человек что-то увидел, а потом добавил еще что-то от себя на картинке. Или он начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти.
Чтобы научиться красиво и правильно делать наброски, приходите в нашу школу рисования «Аквамарин». Наши опытные педагоги помогут вам нужными советами, и вы сможете в полной мере овладеть указанной техникой. Будете получать удовольствие от результата, процесса, а также будете радовать своим творчеством окружающих людей.
Хотите научится рисовать? Приглашаем вас на бесплатный пробный урок в нашей школе. Жми!
Что такое эскиз
Эскиз — это разновидность рисунка в изобразительном искусстве, предварительный набросок отдельных частей картины или будущего произведения в целом. С помощью эскиза художник решает основные композиционные задачи: подбирает оптимальный формат полотна, характер освещения, размеры объектов, цветовые соотношения, расположение и роли персонажей. Термин «эскиз» происходит от французского esquisse (набросок) и успешно прижилось в языках многих народов.
Эскизы редко становятся законченными художественными произведениями. Напротив, во время работы над масштабной картиной живописец обычно выполняет множество предварительных рисунков, ищет новые варианты воплощения творческого замысла. А по завершении проекта безжалостно выбрасывает ставшие ненужными вспомогательные изображения.
Отличительные особенности эскиза
Эскиз — это важный, но не единственный вид рисунка в творческом арсенале художника. Мастера живописи также используют в своей работе наброски, зарисовки с натуры и этюды. Чем же они отличаются между собой?
Набросок — простейший вариант рисунка. С его помощью автор фиксирует на бумаге отдельные важные моменты будущей композиции произведения: характер персонажа, выражение лица, поворот головы, ракурс изображения. Набросок легкими штрихами и незамысловатыми линиями выполняется в течение короткого промежутка времени.
Зарисовка с натуры всегда предполагает работу с реальным объектом вдохновения. Рисовальщик пытается перенести на бумагу то, что он видит в действительности и чуть-чуть добавляет нотки собственного воображения. Чтобы сделать зарисовку, обычно нужно несколько минут.
Этюд также рисуют с натуры, нередко не только карандашом в монохромном варианте, но и с использованием разноцветных красок. Этот вспомогательный рисунок гораздо чаще становится самостоятельным произведением искусства. От полноценной картины его отличают небольшие размеры и относительная простота композиции.
Во время написания картины художник умело сочетает работу над эскизными зарисовками и этюдами. Он находит в реальной жизни объекты и людей, которые служат прототипами образов, достоверно изображает их в своих этюдах. А в моменты вдохновения принимается за написание эскизов, из которых впоследствии рождается готовое произведение.
Виды эскизов
Общепринятой классификации эскизов в искусстве и других сферах деятельности человека не существует. И все же их можно условно разделить по следующим критериям:
Мастера живописи, скульптуры и графики рисуют эскизы на протяжении всей активной творческой деятельности. Они знакомятся с азами рисования в начале обучения, а в дальнейшем постоянно совершенствуют практические навыки при написании полотен. На сайте Very Important Lot можно приобрести напрямую произведения современных художников, скульпторов и арт-фотографов. Посетители нашего портала также принимают участие в аукционах, чтобы приобрести приглянувшиеся шедевры мастеров разных эпох и уникальный антиквариат.
Что такое скетчинг и для чего он нужен
Автор: Юлия · Опубликовано 16.09.2018 · Обновлено 18.09.2018
Скетч от английского слова – эскиз, набросок, зарисовка. Причем понятие в первую очередь относилось не к рисованию, а к театру и кино. Однако, статья посвящена рисунку, поэтому я расскажу именно об эскизах, набросках и зарисовках на листе бумаги.
Этот термин объединяет все эти три понятия. Однако, в них есть разница.
Набросок – рисунок в несколько линий
Набросок – очень обобщенное изображение чего-либо, сделанное в минимально-короткое время с минимальным количеством графических средств. Художник что-то увидел, это его привлекло, и он это быстро набросал без подробной детализации буквально несколькими линиями тем, что было под рукой (ручка, например). Наброском можно назвать и такую ситуацию – Вас спрашивают, как оно выглядело? А Вы берете карандаш и раз раз раз – ну как-то так. Набросок – это старт любого рисунка. То есть сначала Вы набрасываете на листе форму в общем, а потом уже детализируете, правите, передвигаете линии.
Вот такие наброски делал Леонардо да Винчи
Эскиз – часть чего-то большего
Эскиз – это часть более детальной, более сложной работы. Это тоже набросок, но его цель – дальнейшая переработка в картину, этюд или какое-то другое произведение. Эскиз от наброска отличается и тем, что может быть довольно подробным, детальным, может в точности изображать то, что уже перенесется на законченное произведение искусства.
Вот первоначальный эскиз картины А.А.Иванова «Явление Христа народу».
Хочется отметить, что к этой картине было сделано тысячи эскизов! Этого художника называют «художником одной картины», но сколько он к ней готовился!
Зарисовка – объединяет все
Зарисовка по сути очень похожа как на эскиз, так и на набросок. Зарисовки обычно делаются с натуры, могут быть детализированными и самостоятельными работами. А могут делаться для того, чтобы собрать данные для какой-то другой работы. Зарисовки часто составляют основу для эскиза. То есть Вы задумали картину, Вам нужно сделать ее эскиз, для этого Вы идете в парк, допустим, и зарисовываете с натуры деревья, которые потом поместите на эскиз будущей картины.
Вот зарисовки персонажей с уже упомянутой выше картины.
А вот зарисовки кошки Леонардо да Винчи.
Английский язык не так разнообразен, как богатый русский, и поэтому слово скетч не делает разграничения между этими понятиями. Лично для меня, разница в них, действительно, минимальна, и я понимаю людей, которые любое изображение на листе бумаги называют скетчем.
Ибо суть у этих понятий действительно одна – рисовать. И все таки неплохо быть немного образованным и с легкостью в какой-то ситуации сказать « ух, какие хорошие наброски!», «эскиз у тебя не доработан», «эх, мало я зарисовок сделал!», то есть в определенных ситуациях пользоваться разнообразными словами, а не одним.
Значение скетчинга для развития навыков художника
Давайте разберемся, какое значение для художника имеет скетчинг. Огромнейшее! Это основа основ!
Когда Вы рисуете в студии на занятиях, по какому-то уроку в интернете, с репетиром и т.д. Ваш мозг сосредоточен на том, чтобы выполнить работу хорошо, достичь определенного результата. Когда на занятиях – чтобы лучше всех была работа, или по крайней мере не хуже остальных (бегаете и смотрите по аудитории, у кого какие успехи и переживаете, если у кого-то дела идут лучше); если рисуете по видео-уроку, то мозг занят тем, чтобы сделать точно как в уроке, и расстраиваетесь, если вышло хуже, или злитесь, что урок корявый; когда с репетитором занимаетесь – то вообще мозг мало работает, потому что за Ваш мозг работает преподаватель.
Когда Вы занимаетесь скетчингом наедине с собой – это чистейшей воды творческий процесс. Именно ПРОЦЕСС творчества дает наивысшие результаты в любой деятельности. Скетчинг не ограничивает Ваше сознание какими-то нормами, техниками, боязнью ошибиться в конце концов. Вы просто рисуете, как чувствуете, изучаете именно форму предмета в общем, и пытаетесь передать свои наблюдения и впечатления. Если Вы рисуете что-то из головы, то это вообще увлекательно, Вы находитесь в творческом поиске той формы, через которую выразите свои задумки. Вы создаете образ чего-либо на листе, зачастую не зная, какой будет результат. При этом Вы просто получаете удовольствие от процесса.
Чем больше Вы зарисовываете окружающий мир просто так, тем легче будет рисовать работы, нацеленные на результат.
Рисуйте! Просто рисуйте, с удовольствием, а не в муках, когда же научусь рисовать!
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Как рисовать наброски и зарисовки? Рисование с натуры набросков и краткосрочных зарисовок.
Академический рисунок, как основа изобразительного искусства, предполагает изображение на плоскости разными материалами трехмерного пространства видимого мира. Основные принципы обучения — от простого к сложному, от плоского к объемному, от неумения к умению, не пропуская ни одной ступени в постижении мастерства.
Рисование с натуры заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы, размышлять, пытаясь правильно изобразить увиденное.
Для того чтобы учебные наброски и зарисовки с натуры могли выполнять свою роль, учащимся необходимо овладеть ими как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения.
Второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок в том, что они помогают воспитывать чувство обостренного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное. Искусство рисования представляет собой единый художественный творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, приобрести особое видение мира, теоретические знания и практические навыки в этой области.
Зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Оно обуславливается творческой направленностью художника, и не все, что художник видит, привлекает его внимание и вызывает интерес и желание изобразить. Но то, что его заинтересовало, он наблюдает, анализирует. Наблюдение может быть длительным, непрерывным, или очень коротким, и поэтому оно очень различно. В итоге в сознании художника возникает неполный, но достаточно устойчивый образ предмета или явления. То, что в восприятии художника возникает не весь предмет или явление, со всеми деталями и подробностями, а выборочно, лишь самое главное, наиболее характерное, типичное и называется — «цельным видением». Можно смотреть, но не видеть. Поэтому очень важно, чтобы итог наблюдения был сохранен в сознании. Здесь на помощь художнику приходит зрительная память.
Зрительная память развивается на основе практического опыта, благодаря часто повторяющимся упражнениям на «запоминание». Чем больше собирается впечатлений и представлений о жизни, тем больше скапливается в копилке памяти у начинающего художника.
Обучение изобразительному искусству не возможно без решения основных, взаимосвязанных друг с другом методических задач:
Воспитывать и развивать у учащихся способность к наблюдению.
Научить их цельно видеть (воспринимать действительность во всем многообразии и внутренней связи).
Развивать и укреплять зрительную память.
Научить работать «по представлению».
Привить и выработать привычку работать самостоятельно дома, без помощи педагога (домашнее задание).
Краткосрочные учебные рисунки, наброски и зарисовки — являются вспомогательными, но очень ценными упражнениями, активирующими весь учебный процесс и решающими и эту сложную задачу.
Набросок — обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, иногда кратчайший промежуток времени.
Существуют несколько типов набросков:
Набросок с натуры.
Комбинированные наброски (сначала с натуры, а затем по памяти). Наброски исполняемые только «по памяти».
Наброски «по представлению».
Наброски, выполняемые комплексным способом с применением всех вышеуказанных способов.
Наброски по воображению (набросок — эскиз).
Зарисовка является одним из видов краткосрочного рисунка. «Зарисовать» у художника — это примерно тоже; что у писателя — «записать». Характер исполнения зарисовки может быть самым разнообразным в зависимости от её назначения и содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее исполнение. Кроме зарисовок различного типажа и жанровых сценок, следует набрасывать части пейзажа, фрагменты архитектуры, разнообразные бытовые предметы и др. У И. Е. Репина в «Пенатах» имелся целый шкаф альбомов с зарисовками. Их художник хранил как необходимый материал для творческой работы. Тема зарисовок: «Жук», «Бабочка», «Кузнечик», «Ключ», «Веточка винограда», «Орех», «Ботинок» и так далее. Чередуя зарисовки мелких предметов и традиционные задания по рисунку, можно заметить, как у учащихся появляется интерес к предмету «Рисунок», появляются и профессиональные навыки в работе над рисунками.
Зарисовки мелких предметов и наброски с фигуры человека являются темой для домашних заданий. В течение недели, на протяжении всего учебного годах, учащиеся должны выполнить и принести от 3-х до 10-ти домашних зарисовок.
Во 2х, 3х классах требования к зарисовкам повышаются. Появляется задача на передачу объема, материальности, фактуры, обработки поверхности предмета. В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника Задания располагаются в порядке постепенного усложнения от изображения простейших предметов до краткосрочной зарисовки головы и фигуры человека.
В 3-х классах темой зарисовок может быть часть интерьера, прихожей и т. д. Набросок человека в интерьере, зарисовка складок. Классное задание краткосрочная «зарисовка головы человека» выполняется ограниченным количеством учащихся (лучшие ученики). Обязательным условием является предварительное знакомство со строением черепа, его зарисовок в 2-х поворотах (фас, три четверти), зарисовок частей лица, обрубованной головы в 2-х поворотах (фас, три четверти). А также выполнение учащимися систематических, обязательных домашних заданий с 1х по 4е классы.
Для 4-х классов это — «Автопортрет» — 3 шт. копии с рисунков старых мастеров Боттичелли, Рубенса, Репина, Серова — 10 шт. Учащиеся 4-х. 5-х классов выполняют краткосрочную зарисовку головы человека (в фас, три четверти) в классе. Материал графитный карандаш, формат А-3, время 30–40 минут.
Модели — учащиеся 4 классов. Цель: знакомство с пропорциями головы человека.
Задачи: закомпановать, передать пропорции головы человека.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Наброски и учебный рисунок
Автор: А.В. Могилевцев
Наброски и зарисовки. Пособие для учителей
Автор: Кузин В.С.
Занятия наброском имеют огромное значение в обучении основам реалистического изображения. В книге на основе педагогического опыта автора и анализа набросков, зарисовок и эскизов мастеров изобразительного искусства рассматриваются способы быстрого рисования. Книга может служить пособием для разработки методики занятий по наброску в общеобразовательной школе.
Набросок – короткий рисунок, где в основе лежит форма (всецело зависит от правил рисунка вообще) масса, имеющая подобие геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру и т.д. Живая форма натуры не имеет правильной геометрической формы, но в схеме приближается к этим геометрическим формам, повторяя те же законы распределения света по поверхности, какие существуют для геометрических тел.
В процессе обучения рисованию, наряду с длительными рисунками с натуры, важное место занимают и быстрые рисунки – наброски и зарисовки.
В отличие от длительного рисунка, где прорабатываются мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры предполагают передачу общего впечатления самого главного в объектах изображения или отдельных частей натуры.
Вместе с тем, в наброске не менее, чем в длительном рисунке передается правильность передачи формы пропорций объёма пространственного положения предмета психологического состояния человека. Для наброска характерна некоторая простота, обобщённость широта в передаче формы объекта. Главное – набросок есть непосредственная быстрая передача впечатления – передача непосредственного восприятия натуры.
Наброски и зарисовки
Автор: Барщ Александр Осипович
«Наброски и зарисовки» – методическое пособие для преподавателей рисунка, но книга интересна всем, кто хочет овладеть навыком скетчинга. Автор Александр Осипович Барщ – советский художник, творчество которого представлено в музеях и частных коллекциях. Это издание – его первый опыт разработки методов обучения наброскам и зарисовкам.
Автор книги уделяет внимание краткосрочным учебным рисункам – скетчам. На страницах книги встречаются иллюстрации учащихся и крупных мастеров.
В первой части А. Барщ рассматривает:
Зрительное восприятие: наблюдательность, цельное видение, зрительная память
Наброски и зарисовки: способы исполнения, наброски по памяти
Графические средства: линии, штрихи, тональное пятно, графические материалы и их применение.
В этой главе внимание уделяется теоретическим основам художественного рисунка. Автором объясняется необходимость использования краткосрочных приемов графического изображения в процессе обучения и создания картин.
Во второй части автор акцентирует внимание не столько на методологической части, сколько на практическом применении знаний. Раскрываются особенности зарисовок и набросков с неподвижной натуры, с растений, с животных, с человека в целом и его частей фигуры.
Подробно рассмотрены особенности изображения движущихся фигур. А. Барщ рекомендует выделять два переходных занятия для изучения человека в движении. На первом занятии подробно рассматривается монотонная работа мастера-столяра, на втором – девушки моющей окна. С помощью этих упражнений предполагается плавное освоение техники рисования человека. Логическим завершением главы является методика рисования набросков с группы людей в движении.
В завершении представлен материал о работе преподавателя, организация занятий, требования и оценка работ, взаимодействие с учениками.
В приложении к основному материалу прилагается обзор графических материалов и техник работ. Автор раскрывает особенности работы графитными карандашами, с различною степенью мягкости, чернильным углем, тушью и другими.
В первую очередь книга предназначена для преподавателей, но также полезна всем, кто хочет научиться делать быстрые выразительные скетчи.
Городской скетчинг шаг за шагом. Как быстро делать наброски и зарисовки
Автор: Клаус Майер-Паукен
Если вы любите рисовать и путешествовать и хотели бы научиться передавать очарование всех мест, где побывали, то вам пригодится эта книга. В доступной форме Клаус Майер-Паукен расскажет, как при помощи небольшого количества материалов создавать выразительные и оригинальные городские зарисовки. Вы научитесь полезным приемам, которые помогут правильно отображать перспективу, вводить в сюжет фигуры людей, рисовать акварелью и многому другому. А примеры и пошаговые инструкции помогут приступить к практике – самостоятельным занятиям городским скетчингом.
Уличный скетчинг. Как использовать наброски от руки в профессиональном дизайне
Автор: Ричардс Джеймс
Даже сейчас, когда компьютерное проектирование полностью изменило манеру дизайнеров исследовать окружающий мир и делиться своим видением с другими, набросок от руки остается необходимым навыком, благодаря которому можно быстро выразить целый поток идей и тут же, на месте, развить их, придав им жизненную достоверность.
Книга «Уличный скетчинг» предлагает вашему вниманию модернизированный практический метод для использования эскизов от руки и показывает, насколько они незаменимы для передачи идей в простых зарисовках, которые потом можно изучить и усовершенствовать с помощью цифровых программ. Это руководство предлагает также пошаговые инструкции для создания набросков и практические рекомендации, позволяющие использовать эти навыки в совокупности с цифровой графикой при создании реальных профессиональных проектов.
Архитектурный скетчинг
Автор: Клаус Майер-Паукен
Современные интерьеры и здания чередуются с фрагментами городской застройки и историческими архитектурными сооружениями. При этом автор наряду с простым карандашом и тушью использует также цветные мелки и карандаши.
А приведенные в заключительной части книги образцы художественных зарисовок вдохновляют читателя взяться за карандаш!
Уличный скетчинг. Зарисовки людей
Автор: Чепмен Линн
Рисовать людей на улицах необычайно интересно. Линн Чепмен объяснит и покажет на примерах, как добиться того, чтобы работы всегда получались выразительными и реалистичными.
Книга написана простым, живым языком, читать ее легко и интересно. Здесь вы найдете полезные советы и вдохновляющие работы художников-скетчеров со всего мира, которые помогут вам выйти на качественно новый уровень рисования.
Зарисовки и эскизы от руки
Авторы: Занд, Юрген Занд
Умение делать зарисовки с натуры без разметки и вспомогательных линий представляется многим начинающим художникам недостижимым уровнем мастерства. Книга архитекторов Дитлинде и Юргена Занд наглядно демонстрирует, что это совсем нетрудно. Авторы делятся с нами основными принципами построения рисунка и на конкретных примерах шаг за шагом показывают, как эскизы делаются на практике. Многочисленные упражнения помогают вам усвоить теоретические знания, побуждают попробовать рисовать самому, позволяют набить руку и показывают: вам это тоже по силам!