Что такое объективная форма
Объективная форма произведения
Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП.
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.
Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В.Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.
Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.
Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.
Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.
Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.
Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
3. Объективная форма произведения
Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:
— письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
— устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
— звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
— объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП.
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.
Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет.
Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.
Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.
Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.
Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.
Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Объективная форма музыкального произведения как объекта авторского права
Макаров Д.Г., начальник юридического отдела Татарстанского филиала Общероссийской общественной организации «Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество», г. Казань.
Макаров Т.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
В предлагаемой статье Макаровым Д.Г., начальником юридического отдела Татарстанского филиала Общероссийской общественной организации «Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество», и Макаровым Т.Г., доцентом кафедры гражданского права Казанского (Приволжского) федерального университета, рассмотрены способы использования музыкального произведения в различных объективных формах, которые могут меняться в процессе творческой работы над ним. Формами музыкального произведения могут быть нотная запись, исполнение, фонограмма и аудиовизуальное произведение. Изменение формы музыкального произведения влияет на правовое регулирование отношений, связанных с его использованием.
Ключевые слова: музыкальное произведение, форма произведения, аудиовизуальное произведение, сложный объект.
Objective form of musical work as object of copyright
D.G. Makarov, T.G. Makarov
The following article by D. Makarov, chief of the legal department at the Tatarstan branch of the Russian Authors’ Society, and T. Makarov, assistant professor at the Civil Law faculty of the Kazan Federal University, reviews the ways to use works of music in various object forms that can be changed in course of the creative process (such forms as notation, performance, audio record, audiovisual work). The change of the form influences the legal regime of its use.
Key words: work of music, form of works, audiovisual work, composite object.
Как следует из ст. 1256 ГК РФ, исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:
В силу своей простоты и доступности нотная запись является одной из начальных объективных форм выражения музыкального произведения. С развитием технологий, однако, стало возможным сразу создавать музыкальные произведения при помощи работы с различными компьютерными программами, минуя тем самым процесс создания музыкального произведения при помощи классической бумажной нотной записи.
В отличие от ранее действовавшей нормы п. 2 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» [3] норма п. 3 ст. 1259 ГК РФ не содержит указания на разновидности письменной формы выражения произведения, в том числе на нотную запись. Однако, учитывая то очевидное обстоятельство, что нотная запись является разновидностью именно письменной формы выражения музыкального произведения, а также исходя из того, что перечень объективных форм, содержащийся в п. 3 ст. 1259 ГК РФ, носит неисчерпывающий характер, следует прийти к однозначному выводу о том, что в силу п. 3 ст. 1259 ГК РФ нотная запись является одним из возможных видов объективной формы музыкального произведения, достаточной для возникновения правовой охраны.
И нотная запись, и звуко-, видеозапись относятся к разряду тех объективных форм выражения музыкального произведения, которые могут быть механически воспроизведены. В то же время при определенных условиях объективной формой выражения музыкального произведения может выступить устная форма. Примерный перечень устных форм выражения произведений содержится в п. 3 ст. 1259 ГК РФ и включает публичное произнесение, публичное исполнение и иную подобную (т.е. публичную) форму. Из данного перечня следует, что для возникновения правовой охраны необходимо, чтобы устная форма произведения носила публичный характер. Соответственно, для возникновения правовой охраны музыкального произведения простого исполнения недостаточно. По смыслу закона лишь с того момента, когда ни на чем не зафиксированная музыка исполнена публично, прозвучавшее произведение подлежит правовой охране.
Согласно легальному определению публичного исполнения, содержащемуся в подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, под публичным исполнением следует понимать исполнение произведения, которое осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или при котором присутствуют лица, не относящиеся к обычному кругу семьи. Следовательно, исполнение, адресованное неограниченному кругу слушателей либо ограниченному кругу слушателей, среди которых есть лица, не относящиеся к обычному кругу семьи, является безусловным основанием возникновения правовой охраны музыкального произведения. В то же время музыка, исполненная автором в одиночестве или в домашнем кругу, по действующему законодательству не считается выраженной в объективной форме и, как следствие, не подлежит правовой охране.
Музыкальное произведение как объект авторского права должно представлять собой в первую очередь результат творческой деятельности. Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе предлагалось также выделять понятие новизны произведения. Утверждалось, что признак новизны в авторском праве имеет право на самостоятельное существование наравне с признаком творчества. Одним из самых последовательных сторонников данной точки зрения являлся В.Я. Ионас, детально исследовавший проблему новизны в авторском праве [6]. Суть его рассуждений сводилась к следующему. Произведение, как правило, состоит из множества компонентов. С одной стороны, возможно создание произведения, в котором все его составляющие будут новыми. В то же время возможно создание такого произведения, в котором часть его элементов будет заимствована из другого, ранее созданного творения. При этом новизна той части элементов, которые не являются заимствованными, далеко не всегда свидетельствует о творческом характере произведения в целом.
В юридической литературе часто можно увидеть, что музыкальное произведение характеризуется как некий объект, предназначенный в первую очередь для звукового восприятия, т.е. объективная форма данного произведения представлена в виде звукового ряда. Например, В.Б. Нагродская в работе «Модернизация авторских прав на музыкальные произведения в цифровой среде и модели открытого контента» указывает: «Рассматривая вопрос об объективной форме выражения музыкального произведения, следует отметить, что музыкальное произведение выражается в звуковой форме, однако практике известны и другие случаи. Например, известная композиция «4’33» 1952 года Джона Кейджа, представителя минимализма в музыке, была музыкальным произведением молчания. Кейдж не хотел создать полную картину молчания, считая, что все звуки создаются аудиторией. Это и было особой формой выражения музыкального произведения» [7, с. 70].
«Право на фонограмму обусловлено авторскими правами, а зачастую и правами на исполнение. Права изготовителя фонограммы связаны с деятельностью, сопутствующей творческой деятельности авторов произведений и исполнений. В этом смысле можно даже говорить о «вторичности» прав на фонограмму по отношению к авторским и исполнительским правам. Как указывалось в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 4308/09 [9], заключение лицензионного договора на использование фонограммы само по себе не дает возможности использовать музыкальное произведение, запись исполнения которого составляет фонограмму. В данном Постановлении подчеркивалось: «Заключая лицензионный договор, продюсерский центр приобрел право на использование фонограммы в составе кинофильма, что создало техническую возможность включить сами музыкальные произведения, существующие в иной объективной форме, в состав аудиовизуального произведения (сложного объекта). Доказательств же того, что производитель фонограммы приобрел у правообладателя музыкальных произведений права на их использование в самостоятельном аудиовизуальном произведении с возможностью заключения сублицензионного договора, суду не представлено. Таким образом, действия продюсерского центра являются нарушением исключительного права общества на названные музыкальные произведения».
Еще одно интересное мнение относительно формы выражения произведений мы нашли в работе Е.А. Кондратьевой «Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны» [12], согласно которой «совсем не важно, в какой форме выражено произведение, главное, чтобы она позволяла воспринимать объект как произведение, и эта форма не обязательно должна быть материальной». Автор приводит в подтверждение своей позиции пример с музыкальными произведениями, которые могут существовать в объективной устной форме, не будучи перенесенными на нотную бумагу. Например, А. Бородин умер, не успев записать увертюру к опере «Князь Игорь», сыграв ее на рояле в кругу друзей. Тем самым музыкальному произведению была придана объективная форма. Как отмечает Н. Зильберштейн [13], музыка способна быть устным произведением, объективной формой для нее служит не только запись в любом из видов, но и простое исполнение. Если художественные и музыкальные произведения могут не иметь материальной закрепленности, являясь объектами авторского права с момента создания (факт создания в этом случае подтверждается их выражением, в частности, в объективной устной форме), то, например, произведения живописи обязательно должны быть закреплены на материальном носителе.
ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В п. 3 ст. 1259 ГК РФ указно, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
При этом четкого и однозначного определения формы произведения, соответственно, и объекта авторского права не содержит ни Закон об авторском праве и смежных правах, ни ныне действующая четвертая часть ГК РФ.
До тех пор, пока идеи и образы автора существуют лишь в виде творческого замысла и не выражены во вне, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует практической надобности в их правовой охране. Кроме того, пока произведение существует только в памяти автора, то его нельзя считать объективно существующим, поскольку восприятие такого произведения доступно только автору. Для того чтобы результат творческого труда являлся произведением, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: в форме изображения, звукозаписи или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное существование.
Творческая деятельность автора в конкретной области науки, литературы или искусства обуславливает объективную форму произведения. Например, произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства создаются в форме изображения (картина, графический рисунок), а литературный произведения – в письменной или устной форме.
Кроме того, ГК РФ использует такое понятие, как материальная форма. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения считается воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звукo- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.
Возникает вопрос о соотношении объективной и материальной форм.
Форма объективации произведения вне памяти автора может быть связана с каким-либо материальным предметом (холст, пленка и т.д.) или не связана с ним (устное исполнение, пантомима). Если мы данные понятия будем отождествлять, то форма существования произведения во внешнем мире будет связана только с каким-либо материальным носителем, т.е. вне охраны окажутся устные произведения (лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи).
Таким образом, понятие «объективная форма» шире, чем «материальная форма».
Поскольку законодатель использует понятие «объективная форма», а не «форма произведения», необходимо разрешить вопрос о соотношении данных понятий.
Таким образом, объективная форма произведения – это способ объективации произведения во внешнем мире, делающий его доступным людям для восприятия без посредничества автора.
Под формой произведения понимается способ воплощения творческих идей, мыслей, образов автора. Она представляет собой внутреннее присущее только определенному произведению и являющееся продуктом творческого труда.
Именно форма произведения охраняется авторским правом, но только после того, как найдет выражение в какой-либо объективной форме.
Литература:
1. О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах: Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8. Ст. 20.
2. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.,1956. С. 39.
3. Ожегов В.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 441.
Объективная форма произведения
Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП.
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.
Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В.Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.
Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.
Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.
Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.
Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.
Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.