на чем спят таджики название
На чём спят в Средней Азии (доступно, спасает в жару и занимает мало места)
Довелось мне побывать в Узбекистане. И я никак не могла привыкнуть к тому, что местные жители спят на полу, на специальных матрасиках. Но узбеки утверждают, что это удобно в силу многих причин.
Спасает в жаркое время
Когда с апреля по октябрь изнуряющая жара – то гораздо приятнее спать в прохладном месте. В Средней Азии всегда отсутствовали кровати и прочие предметы тяжелой мебели. Стульев тоже не было, а шкафы заменяли сундуки.
Это сейчас люди стараются обзавестись гарнитурами, но в среднестатистических кишлачных семьях обходятся по старинке – матрасами.
Матрасы, на которых спят, называются «тушак», а те, которые используются как одеяла – «курпа». Последние можно стелить на пол, если потребуется уложить больше двух человек.
Зимой можно постелить матрасы в 3-4 слоя – они сами по себе толстые и мягкие.
Занимает мало места
В тех же среднестатистических семьях много детей. Меньше четырех ребятишек в Узбекистане — редкость. Места в доме катастрофически не хватает.
А тут удобно, поспал, утром сложил стопку матрасов на сундук. И ничего не мешает передвижению по жилищу.
Доступно
В Средней Азии самый распространенный материал – хлопок. Из него делают много вещей: ткани, масло, вату. В процессе переработки ваты получается несколько сортов: высший, первый и второй — отходы. Вот как раз этими отходами набивают чехол матраса.
Это очень удобно: попользовался матрасом месяц. Распорол его – вату отдал на переработку, а чехол выстирал. В Узбекистане везде есть цеха специальные, которые занимаются переработкой отходов хлопка. Вату просушат, пропустят сквозь станок: получится ровный ватный пласт, на который без труда надевается чехол. И можно снова пользоваться. Все естественно, никакой химии.
Без сомнения, в каждой стране есть свои национальные обычаи, удобные именно в ее реалиях. И применять их в другой стране, со своими особенностями и климатом, я думаю, нельзя. Ну как вот в русской избе спать на полу, даже если есть вот такие теплые ватные матрасы? Пару раз переночевать можно. Но всю жизнь так жить не получится. А вы как думаете?
В какой позе можно спать мусульманам Таджикистана?
У Исламского центра Таджикистана есть точный ответ.
Недавно на сайте Исламского центра Республики Таджикистан житель республики задал вопрос: «Разрешает ли ислам спать на животе?» Центр ответил, что так делают только шайтаны…
Действительно ли религия запрещает спать на животе? С этим вопросом мы обратились к представителю Совета улемов страны Джамолиддину Хомушову. И вот что он говорит:
— Сон на животе – это «сон воров» потому, что ворам так легче освободиться, если на них кто-то нападёт. А на спине спят пророки. Также спал пророк Мухаммад, ожидая откровения от Аллаха.
Хомушев отметил, что лучше всего спать на правом боку, и, главное, чтобы ноги не были направлены в сторону Киблы (сторона, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы).
С точки зрения медицины
У медиков на этот счёт свой ответ: сон на животе вреден для организма. Многолетние исследования показывают, что такое положение сна, в первую очередь, вредит сердцу. На него оказывается огромная нагрузка, поступление воздуха затрудняется, вследствие чего в крови скапливаются избытки окиси углерода. Для больных атеросклерозом это смертельно опасно.
Совет улемов: «Женщина попала в ад за то, что заперла кошку без еды и воды»
Кроме сердца, вред наносится и головному мозгу: нарушается его кровоснабжение, так как, при повороте головы перекрывается одна из позвоночных артерий.
Сон на животе также негативно сказывается на половой функции и способствует появлению болей в пояснице и шее. Как выяснилось, такая поза во время сна может стать и причиной инсульта.
В вопросе сна на правом боку медики солидарны с Советом улемов: при такой позе ни сердце, ни желудок не испытывают нагрузок. Система пищеварения переходит в пассивную стадию, и понижается давление.
А что говорят психологи?
Сайты о психологии говорят, что поза человека во сне может рассказать о его мыслях, эмоциях и желаниях. Психологи выяснили, что наше мировоззрение тесно связано с положением во время сна. И в отличие от слов, язык тела никогда не врет. Во время бодрствования человек контролирует каждый свой жест и мимику лица.
В «спящем режиме» сознание неактивно, в это время главенствует подсознание. Естественно, что спать в одном положении всю ночь невозможно, человек меняет позу чуть ли не 40 раз, а если и день был стрессовым, еще чаще. И, тем не менее, у каждого есть поза, в которой он любит спать больше всего.
Что же они могут сказать о человеческом характере?
Сон на спине
По мнению психологов, на спине спят наиболее уверенные в себе люди. Они всегда готовы к новым знакомствам и жизненным ситуациям. Если же при этом спящий еще и широко раскидывает руки и ноги, это говорит о более чем большой самоуверенности.
Сон в позе «зародыша»
Так спят те, кто страшится реальной жизни и с неохотой участвует в её событиях. Таким людям необходим лидер, покровитель, который смог бы уберечь их от всех неприятностей и проблем. Словно детям, им нужна опека кого-то более уверенного в своих силах.
Сон на животе
Такие спящие в жизни люди очень самостоятельные, они стараются сами принимать все решения и редко прислушиваются к окружающим.
К критике относятся очень негативно, поскольку считают свои действия единственно верными. Также таким людям нет равных в упорстве и внимании к мелочам.
Сон на боку
Эта поза несколько отличается от позы «зародыша» тем, что в таком положении руки и ноги человека вытянуты или же не так сильно поджаты, а тело более расслаблено. Любители такой позы обладают аналитическим складом ума, они спокойны и надёжны.
Им не так сложно приспособиться к той или иной жизненной ситуации, а трудности на своём пути они переносят без лишних эмоций. Стрессоустойчивости этих людей можно только позавидовать.
Правила поведения в таджикских семьях
Не грубить, лишнего себе не позволять и быть преданным до конца – это столпы, на которых держится большинство таджикских семей. Благодаря сохранившимся традициям в Таджикистане до сих пор царит домострой с достаточно жесткими правилами, которые во многом похожи и на традиции в других странах Центральной Азии.
В честь международного дня семьи, который отмечают сегодня, 15 мая, наш партнер «Открытая Азия онлайн» рассказывает о главных правилах поведения в таджикских семьях.
УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ
Это основа основ всех таджикских семей, на которой строится все остальное. Любой поступок или намерение обязательно должны быть согласованы с главой семьи. Выбор профессии, дальняя поездка и особенно создание семьи возможны только после одобрения отца.
Ситуация, в которой 40-летнему сыну не разрешают отправиться на работу за рубеж, и он отказывается от поездки – совершенно стандартная в таджикском обществе. Причем совсем не важно, живет эта семья в городе или кишлаке.
ПОИСКИ НЕВЕСТЫ
Даже самые продвинутые молодые таджики, когда приходит время, обращаются к родителям с просьбой подобрать невесту. Причем на севере Таджикистана напрямую попросить родителей о поиске невесты парни не осмеливаются, и чтобы продемонстрировать свою готовность к свадьбе, подбрасывают в обувь родителям морковку.
Ситуации, когда мужчина находит себе супругу самостоятельно, сейчас, конечно, тоже встречаются, но чаще всего выбор будущей снохи ложится на родителей. И они ищут: спрашивают знакомых, советуются с родственниками. Нередко суженная находится среди ближайших родственников: например, она может оказаться даже двоюродной сестрой жениха. Хотя с этой традицией в Таджикистане пытаются бороться.
Что касается выбора жениха для девушки, то тут все еще сложнее: сватам могут отказать, несмотря ни на что, и послушная дочь обязана согласиться с решением семьи.
ЗАБОТА О РОДИТЕЛЯХ
В Таджикистане практически не бывает примеров, чтобы пожилые мать и отец остались в одиночестве. Родителей тут не бросают, более того, о них заботятся не на расстоянии – дети все время находятся рядом.
Например, по традиции младший сын остается в отчем доме, приводит туда свою жену и присматривает за родителями. Поэтому, когда все дети еще живут вместе, то старшие очень трепетно заботятся о младшем сыне, ведь именно на него впоследствии ляжет ответственность за заботу о родителях. Впрочем, это не значит, что другие дети не будут проявлять заботу.
ВЕРНОСТЬ СЕМЬЕ
Троюродные братья или сестры, и даже четвероюродные – в таджикских семьях не только знают об их существовании, но и стараются поддерживать связи. Родственники – это святое, неважно – дальние они или близкие.
Например, из кишлака в город к родственникам могут приехать несколько человек и обосноваться в их квартире на пару недель, а то и месяцев. И никто не посмеет сказать, мол, пора и честь знать: будут кормить, поить и терпеть – это ведь родственники.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУЖЧИНЫ
На плечи таджикского мужчины ложится многое, вплоть до походов по продуктовым рынкам. Спросите любого таджика о стоимости продуктов питания, и он вам даст расклад не хуже профессионального статистика. Естественно, чтобы ходить по рынкам, нужно зарабатывать.
Это прямая обязанность таджикского мужчины, и женщины здесь очень редко зарабатывают больше или хотя бы наравне со своими мужьями. А еще чаще не зарабатывают совсем, потому что сидят дома и занимаются хозяйством. Но только теми бытовыми вопросами, которые находится в пределах дома, за все остальное отвечает муж. И как после всего этого не обращаться к нему исключительно на «вы»?
Конечно, все эти правила далеко не ноу-хау таджиков. Но именно в этой республике им до сих пор подчиняются, как законам, и, возможно, поэтому на тысячу браков в стране приходится в среднем всего один развод.
Фото: Нозим Каландаров, Евгения Кутькова
Почему узбеки до сих пор спят на полу и едят плов руками
Собственная вариация плова является любимым блюдом практически в каждой исламской стране. На этот счет даже имеется поговорка, что существуют ровно столько способов его приготовления, сколько есть городов и сел в мусульманском мире. Но в наших глазах сумели сделать его собственным брендом только жители Узбекистана, с подачи которых в России считается, что именно там готовят самый лучший плов. Несмотря на то, что таджики с этим не согласятся.
Так почему же узбеки едят его руками?
Начнем с того, что изначально по всему востоку вообще любую еду было принято есть руками, за исключением жидких блюд, с которыми не обойтись без столовых приборов. Использование вилок было чисто европейским обычаем, а палочек – восточно-азиатским. А вот арабы, иранцы, жители Индии и Средней Азии, прекрасно обходились без этого. Их традиции такое позволяли.
Во многих странах, меньше подверженных западному влиянию, такая практика сохранилась до сих пор. Исключая, конечно, республики СССР, где на семьдесят лет советской власти люди привыкли использовать вилки. Но все другие блюда замечательной узбекской кухни люди кушают с помощью столовых приборов, а вот именно плов обычно едят без них.
Сразу скажу, так делают далеко не все, но очень многие и преимущественно старшее поколение. Поскольку плов является очень важным в узбекской культуре, аксакалы объясняют это тем, что у него есть своя душа и протыкать его вилкой является знаком неуважения.
Но это все так говорят больше в силу традиции. Справедливости ради нужно сказать, что узбеки просто чувствуют отдельное удовольствие от того, что едят руками. Им банально нравится чувствовать это еще горячее блюдо своей кожей, видеть, как из него идет пар, облизывать маленькие рисинки с пальцев. То есть, это просто легкий способ сделать жизнь более яркой.
Впрочем, большинство молодых людей так не делает. Просто потому, что они к этому не привыкли и есть вилкой им удобнее. Некоторые еще считают, что есть руками негигиенично, но по моему мнению, это бред – люди всегда хорошо моют руки, перед тем, как сесть за стол. В ином случае это было бы признаком бескультурья и неуважения к своим близким.
Теперь что касается самой механики этого процесса. Узбекский плов часто подают, положив в верхней части большого общего блюда много кусочков мяса покрупнее. Их и используют, для того, чтобы зачерпнуть себе риса. Люди вокруг чаще всего сидят на полу, а иногда и на корточках – это тоже допустимо, если человеку так удобно. Сам плов ставят на низкий стол или просто на скатерть, послеленную прямо на пол.
У такой традиции, кстати, есть одно большое удобство. Поскольку готовят обычно с очень большим количеством жира, в самом конце на дне посуды его остается довольно много. Если ты ешь руками, можно отжать ненужное мало, что сделать вилкой не будет возможным.
Раньше, когда салфетки и полотенца еще не использовались, руки было можно вытереть прямо об одежду – о свой красивый восточный халат. Разумеется, сейчас ни один человек так не делает.
Кстати, поскольку плов прочно занял в Узбекистане сакральное место, с ним связано много дополнительных обычаев. Подача его на стол означает, что хозяин по-особому относится к гостю. Чтобы показать это еще больше, старший в семье человек в самом начале трапезы своей рукой дает горсть риса младшему, друг может угостить друга, а на свадьбе отец жениха лично кормит невесту.
Почему узбеки спят на полу
В Узбекистане многие местные жители спят на полу, что очень удивляет европейцев. Эта традиция до сих пор соблюдается во многих семьях, хотя она довольно древняя. Стоит оговориться, что спят они не на самом полу, а на матрасе. Но кровати они не используют.
Конечно, сначала это может показаться некомфортным, но узбеки к этому давно привыкли. Как известно, этот народ с древних времен очень тяготел к земле, так как предки занимались земледелием. Поэтому они относятся к ней с должным уважением. Люди хотели быть к ней ближе, и, отдыхая таким образом, они проявляли свою любовь к кормилице.
На самом деле, это очень полезно для здоровья и особенно для спины, поскольку сон на полу благотворно влияет на мышцы и вообще гораздо полезнее, чем на мягкой кровати или перине.
Откуда появилось слово «таджик» и при чем здесь корона?
Почему таджики называют себя «носителями короны»? Откуда произошел термин «Таджикистан»? Вместе с Halva.tj окунемся в историю и попробуем объяснить простыми словами, когда и где таджиков стали называть таджиками.
Слово «Таджикистан» относительно молодое. Оно родилось одновременно с республикой, которая появилась на карте СССР в 1929 году. Здесь все просто: Таджикистан – это территория, где проживают таджики. По такому же принципу названы все страны Центральной Азии: Казахстан – страна казахов, Узбекистан – страна узбеков и т. д.
Несмотря на то, что название у страны относительно молодое, слову «таджик» уже более 1 000 лет. Термины «таджик» и «таджикский» встречаются во многих средневековых трудах, например, у историка Бейхаки (X-XI вв.).
Но о происхождении и значении слова «таджик» до сих пор ведутся споры.
При чем здесь корона?
Если спросить у прохожих в Душанбе, что означает слово «таджик», все в один голос скажут: «Таджики – носители короны».
Особенно популярной эта фраза стала в связи с выходом одноименной песни таджикских рэперов Shon MC и UmFa.
Все дело в том, что в таджикском языке (как в персидском и арабском) слово «Тадж» («тоҷ») означает «корона, венец». Соответственно, «таджик» («тоҷик») значит «увенчанный короной».
А еще не стоит забывать, что корона изображена и на флаге, и на гербе Таджикистана.
Получается, «народ-венценосец», «наследник короны» и другие звучные варианты перевода слова «таджик» восходят к народной этимологии.
Но мировая наука не до конца доверяет этой красивой теории.
Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?
Считается, что современное слово «таджик» в Средние века звучало немного по-другому. Среди разных народов в различные эпохи звучали такие варианты, как «тази́», «тази́к», «тажи́к», «тежи́к» и т. д. Гласные и согласные чередуются, и это естественный процесс развития языков. Например, русское слово «магазин» произошло от арабского «махзан» (مخزن). Как видно, некоторые звуки видоизменились. Примерно похожий процесс произошел со словом «таджик».
Кого же называли «тази́ками», а затем «таджиками»? Разберем наиболее вероятную версию.
Еще в 7 веке, когда на территории Ближнего Востока существовала Сасанидская империя, у ее границ жили арабские племена, которых иранцы называли «тази́» (или «тази́к»).
Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат.
Получается, что изначально таджиками называли арабов, распространивших мусульманское вероучение по всему Востоку.
Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии.
Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения.
Таджик сегодня – кто это?
Как и Таджикистан, свое окончательное значение слово «таджик» получило уже в XX веке. Сегодня таджиками называют жителей Таджикистана, а также выходцев из Таджикистана за рубежом.
Кроме того, таджиками нередко называют афганцев, говорящих на дари, который считается «братом» таджикского.
Таджиками также считаются жители Бухары и Самарканда в Узбекистане. И в целом таджик – это тот житель Центральной Азии, который говорит на иранском языке.
Слово «таджик», как и сам народ, обладает окутанной тайнами и загадками историей. Однако даже простое, народное объяснение таджика как «носителя короны» красноречиво говорит о сильном характере народа.