Классный час что такое совесть 5 класс

Классный час. «Совесть – это наш внутренний судья» в 5 классе

Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите, в человеке.

Просмотр содержимого документа
«Классный час. «Совесть – это наш внутренний судья» в 5 классе»

«Совесть – это наш внутренний судья» в 5 классе

Ход классного часа

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите, в человеке.

Учитель: Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность

Учитель:Ученик под номером 1 читает слова, которые написали ученики, Если у вас совпадения? Интересно у кого они совпали?

Учитель: Далее продолжаю читать стих (4)

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

Учитель:Почему автор стихотворения считает главным в каждом – совесть.

(Ответы учеников) И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многое считают что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Тема нашего классного часа: «Совесть-это наш внутренний судья» Сл1

Вопрос – тест. Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

— Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

— Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

— Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

— Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Учитель:Ребята, как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?

Учитель: (выслушиваются ответы учеников). А теперь давайте обратимся к словарю и посмотрим, правы ли вы были?

Работа со словарями (читает ученик)Сл 2

В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Учитель:Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).Сл 3

В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».(Сл 4)

Ученик читает слайды 5,6

Учитель: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем решить ребус. На каждом столе лежат файлы, в них отдельные слова и словосочетания, ваша задача составить пословицы.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.1 группа

2. От человека утаишь, от совести не утаишь.

3. Совесть без зубов загрызет.

4. Волосом сед, а совести нет.2 группа

5. Платье черненько, да совесть беленька.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

Учитель: Разъясните смысл получившихся пословиц.( Слайды 7-9)

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть. Слайды10-11

— бедность своих родителей;

— аккуратная, но не модная одежда;

— пренебрежение к окружающим;

— непрестижная работа родителей;

— твое «простое» происхождение;

— невежество, необразованность, безграмотность;

Проверяем совместно, отвечают ученики под номером

Учитель: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не знает об этом». А что значит – поступать по совести?

Учитель: На зеленых листочках у вас написаны ситуации ваша задача обсудить и аргументировать свою позицию по поводу данной ситуации, работаем поструктуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН(слайд12)

Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем

автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Обсуждение с детьми(

Учитель: Можно ли развивать свою совесть. Конечно. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков.

Упражнение совести. «Минута прощения».

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы(Санина)(16)

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка!

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 классМне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 классНаш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Источник

Презентация классного часа для 5 класса по теме «Совесть»

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

Совесть – это способность человека осознавать свои поступки и намерения и оценивать их с позиции добра и зла. Совесть можно назвать внутренним голосом человека. Она помогает делать правильный выбор в сложных ситуациях.

Стыдно перед соловушкой

За что нам бывает стыдно?

Найди дело, противоположное совершенному проступку УКРАЛ СОЛГАЛ ПОЖАДНИЧАЛ СКАЗАЛ ЗЛОЕ СЛОВО ПОДАРИ ПОПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ВЕРНИ НАБЕРИСЬ СИЛ СКАЗАТЬ ПРАВДУ

заставляет размышлять о своих поступках критически оценивать свои поступки напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности С О В Е С Т Ь заставляет говорить о себе правду

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Номер материала: ДБ-638767

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 класс

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Классный час «Что такое совесть?»

Классный час на тему: «Что такое совесть?»

— уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;

— формировать умение критически относится к себе;

— давать честную оценку своих поступков;

— побудить учащихся к самоанализу, размышлению о себе и о своих поступках;

— поиск высоких нравственных идеалов.

Поручить двум ученикам выяснить по словарю значение слов «стыд», «совесть», подобрать словосочетания, пословицы и поговорки с этими словами.

На перемене перед классным часом написать на доске: Совесть – наш внутренний судья. Стыд – осознание вины за свой проступок.

План классного часа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из важнейших нравственных понятий, которое актуально в любые времена – о понятии совести.

Что такое совесть? Можно ли ее увидеть, потрогать? Где она находится?

Ученики: Совесть живет внутри нас, а именно в душе, поэтому ее невозможно увидеть и потрогать.

Учитель: Понятие совести – понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертеж, делаем открытия, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение СОВЕСТЬ. Ведь СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ.

Эти четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ. О чем в нем говорится?

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с посудой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спокойно спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться, чтобы обрести покой. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том месте с той же кружкой.

Итак, ребята, был ли счастлив человек, ведь у него было все?

Ученики: Нет, он не был счастлив!

Учитель: Почему? Чего у него не было на протяжении этих 50 лет?

Ученики: Не было покоя.

Учитель: В чем причина? Что именно не давало ему покоя?

Ученики: Его замучила совесть, она грызла его все эти годы.

Учитель: Конечно же совесть! Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Ученики: Сразу же после совершения этого поступка.

Учитель: Хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Ученики: Таких же, как сам.

Учитель: Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

Ученики: Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.

Учитель: И все-таки что такое совесть? Каково значение этих слов? Предоставляю слово Рустаму и Юле.

Ученики выходят к доске.

Юля: Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

И есть еще Совесть и Честь.

Юля: Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Рустам: С этим словом употребляют очень сильные выражения: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила».

Очень хорошо, когда что-то делаешь «со спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Юля: В словарях мы нашли много пословиц о совести. Вот некоторые из них:

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Рустам: Совесть без зубов загрызет.

Юля: От человека утаишь, от совести не утаишь.

Рустам: Жизнь дана на добрые дела.

Юля: В ком стыд, в том и совесть.

Рустам: Совесть – это наш внутренний судья.

Учитель: Спасибо, ребята, садитесь. Молодцы!

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Я буду читать слова, а вы говорите, этого нужно стыдиться или нет.

— непристижная работа родителей;

— твое «простое» происхождение;

— невежество, необразованность, безграмотность;

— грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни, ребята, ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме подобно тому, как это делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлестывает иногда и физиологическую сферу – колотится сердце, краснеют щеки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и совесть.

Понятие совести интересовала людей во все времена. О ней много говорили, говорят и буду говорить.

Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. Прочитайте. Как вы понимаете каждое из данных изречений.

Ученики по одному читают и объясняют.

Учитель: Итак, ребята, какой вывод можно сделать из всего сказанного нами сегодня? Что же такое совесть?

Ученики делают выводы, исходя из нашей беседы.

Учитель: Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство – опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом доходит до того, что ему становится безразличной собственная судьба.

Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря говорится в народе: есть стыд, значит есть и совесть.

Есть у великого педагога А.С.Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради долга перед самим собой».В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

На этом, ребята, наш классный час подошел к концу. Дома выберите утверждение из листочков, которые я вам раздала и письменно обоснуйте правильность выбора.

До свидания, ребята!

Ученики: До свидания!

Список использованной литературы

1. Давыдова А.В. Классные часы. – М.: ВАКО, 2008.

2. Дмитриева А.А., Черных О.Г. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2008.

3. Егорова Л.А. Классные часы. – М.: ВАКО, 2008.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Классный час. «Совесть – это наш внутренний судья» в 5 классе

Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите, в человеке.

Просмотр содержимого документа
«Классный час. «Совесть – это наш внутренний судья» в 5 классе»

«Совесть – это наш внутренний судья» в 5 классе

Ход классного часа

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите, в человеке.

Учитель: Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность

Учитель:Ученик под номером 1 читает слова, которые написали ученики, Если у вас совпадения? Интересно у кого они совпали?

Учитель: Далее продолжаю читать стих (4)

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

Учитель:Почему автор стихотворения считает главным в каждом – совесть.

(Ответы учеников) И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многое считают что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Тема нашего классного часа: «Совесть-это наш внутренний судья» Сл1

Вопрос – тест. Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

— Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

— Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

— Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

— Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Учитель:Ребята, как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?

Учитель: (выслушиваются ответы учеников). А теперь давайте обратимся к словарю и посмотрим, правы ли вы были?

Работа со словарями (читает ученик)Сл 2

В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Учитель:Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).Сл 3

В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».(Сл 4)

Ученик читает слайды 5,6

Учитель: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем решить ребус. На каждом столе лежат файлы, в них отдельные слова и словосочетания, ваша задача составить пословицы.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.1 группа

2. От человека утаишь, от совести не утаишь.

3. Совесть без зубов загрызет.

4. Волосом сед, а совести нет.2 группа

5. Платье черненько, да совесть беленька.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

Учитель: Разъясните смысл получившихся пословиц.( Слайды 7-9)

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть. Слайды10-11

— бедность своих родителей;

— аккуратная, но не модная одежда;

— пренебрежение к окружающим;

— непрестижная работа родителей;

— твое «простое» происхождение;

— невежество, необразованность, безграмотность;

Проверяем совместно, отвечают ученики под номером

Учитель: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не знает об этом». А что значит – поступать по совести?

Учитель: На зеленых листочках у вас написаны ситуации ваша задача обсудить и аргументировать свою позицию по поводу данной ситуации, работаем поструктуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН(слайд12)

Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем

автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Обсуждение с детьми(

Учитель: Можно ли развивать свою совесть. Конечно. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков.

Упражнение совести. «Минута прощения».

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы(Санина)(16)

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка!

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 классМне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть фото Классный час что такое совесть 5 класс. Смотреть картинку Классный час что такое совесть 5 класс. Картинка про Классный час что такое совесть 5 класс. Фото Классный час что такое совесть 5 классНаш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *