Классный час что такое совесть

Классный час по теме «Разговор о совести»

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа:

1. Проблемная ситуация. Рассказ «Камень вместо хлеба»

2. Беседа по рассказу.

3. Работа с понятиями «совесть» и «стыд»

4. Народная мудрость о совести и стыде.

6. Нравственные законы.

7. Ситуации выбора. «Голос совести»

8. Игра «Чего нужно стыдиться?»

9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

Проблемная ситуация. Рассказ «Камень вместо хлеба»

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю послушать небольшой рассказ. Слайд 1.

Мальчик Гриша бегал за воробьями и бросал в них камни, а они при каждом взмахе его руки с шумом перелетали с крыши сарая на плетень и с плетня на крышу. Это очень забавляло Гришу. Вдруг в самый разгар его беготни за воробьями у ворот показалась девочка в коротком платье и поношенной курточке. Густые пряди белокурых волос ее падали на плечи. Ноги ее были босыми и в пыли. В руке девочка держала корзинку.

Гриша подошел к девочке и сказал:

— Ты, нищенка, тебе хлеба надо, подставляй руку.

Девочка доверчиво протянула к нему свою маленькую ручку.

Девочка ничего не сказала, только посмотрела на серый камешек, потом сквозь слезы взглянула на Гришу и, понурив голову, тихо пошла по пыльной дороге.

Гриша поник. Он не был злым мальчиком, а только, расшалившись, захотел пошутить, но шутка оказалась очень плохой. Гриша побежал на кухню, отрезал большой кусок хлеба, вышел за ворота и побежал по дороге в поле. Гриша бегал, заглядывал туда и сюда, но девочки не нашел. Крупные слезы текли по его лицу. Он готов был отдать девочке все, что имел, но девочка исчезла бесследно и унесла с собой его серый камень вместо хлеба.

Беседа по рассказу.

Учитель: Как вы думаете почему изменилось настроение Гриши? Почему он начал плакать и искать девочку? (Ответы)

Так о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести и стыде) Слайд 2.

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях, которые являются важнейшей основой человеческой морали.

Слайд 3. К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления.

Давайте же сегодня задумаемся о том, что такое совесть и стыд.

Понятиям совесть и стыд уделяли внимание многие наши писатели.

Вот какие строки принадлежат В.О Жуковскому: Слайд 4.

Ученик: Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Работа с понятиями «совесть» и «стыд».

Учитель: Так что же такое совесть и стыд? Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).

А сейчас заглянем в словарь. Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи): Слайд 5.

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

В Древнем Риме говорили: «Совесть – это тысяча свидетелей». А известный немецкий философ И. Кант замечал: «Голос совести, голос морального закона заставляет трепетать даже самого смелого преступника».

Народная мудрость о совести и стыде.

Народная мудрость из глубины веков доносит до нас: «От человека утаишь, от совести не утаишь». В народных пословицах и поговорках в пословицах отражается народная мудрость, отношение людей к чему-либо, которое сложилось веками. А какие пословицы и поговорки, в которых говорится о стыде и совести, знаете вы? ( ответы ) Слайд 6.

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь

4. Больная совесть, что больной зуб.

5. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

6. Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.

7. За совесть да за честь — хоть голову снесть.

Можно ли не согласиться с этими пословицами? (ответы)

Чтобы подчеркнуть важность и силу понятий «совесть» и «стыд», я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами? Но прежде предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик (просмотр видеоролика)

Слайд 7. С этими словами употребляются очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Все слышали такое выражение «муки совести». А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов» так описывает это состояние: Слайд 8.

Душа сгорит, нальётся сердце ядом,

Как молотком звучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда…ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»

Слайд 10. Действительно, это ужасное состояние души, когда мучает совесть. Такое и врагу не пожелаешь. Важно узнавать голос совести . Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Совесть- это заложенный внутри человека нравственный закон жизни, добра, любви и справедливости. Человек может знать через внутренний голос совести о качестве своего поступка.

Для того, чтобы узнавать голос совести, нужно знать и исполнять ее нравственные законы:

— Закон сеяния и жатвы. Слайд 11.

Сеется семя одно, а урожай, плод бывает обильным. От того какое семя ты посеял, зависит и твой урожай. Если ты питаешься только плохой информацией, то пожнешь только плохое. Если ты совершаешь зло по отношению к другим, то ответом будет такое же отношение к тебе, как человеку.

Целеустремленность, избирательное отношение к информации, к общению, к взаимоотношениям, работа над своим характером, честность, уважение и любовь к людям, стремление к полезным знаниям, даст свои обильные положительные плоды. Плод, как известно, вырастает из одного семени. Урожай собирают по роду посеянного семени, в многократном размере.

— «Побеждай зло добром » Слайд 13.

Почему зло побеждается только добром?

7. Ситуации выбора. «Голос совести»

Учитель: Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс, и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Слайд 15. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

поношенная, но аккуратная одежда;

непрестижная работа родителей;

твое «простое» происхождение;

невежество, необразованность, безграмотность;

грубое, бездушное отношение к людям.

Подведение итогов (рефлексия).

Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас в руках кружочки зелёного и красного цветов. Слайд 16.

Источник

Классный час по теме «Стыд и совесть»

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа

Ход классного часа

1. Классный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

2. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?

И здесь вы правы. Итак, тема классного часа «Стыд и совесть» (слайд №1)

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).

А сейчас заглянем в словарь (слайд №2)

3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить пятую пословицу, и спровоцировать детей на спор фразой «разве не вызывают зависть люди, у которых много денег и они могут позволить себе почти все или почти все»)

4. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

5. Ситуации выбора. «Голос совести».

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая (слайд №4)

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая (слайд №5)

Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья (слайд №6)

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации

6. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)

Классный руководитель. Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Классный час что такое совесть. Смотреть фото Классный час что такое совесть. Смотреть картинку Классный час что такое совесть. Картинка про Классный час что такое совесть. Фото Классный час что такое совестьМне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Классный час что такое совесть. Смотреть фото Классный час что такое совесть. Смотреть картинку Классный час что такое совесть. Картинка про Классный час что такое совесть. Фото Классный час что такое совестьНаш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Классный час что такое совесть. Смотреть фото Классный час что такое совесть. Смотреть картинку Классный час что такое совесть. Картинка про Классный час что такое совесть. Фото Классный час что такое совестьДругое (написать)

Кружочки для рефлексии Приложение 3

Литература

Источник

Классный час «Что такое совесть?»

Классный час на тему: «Что такое совесть?»

— уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;

— формировать умение критически относится к себе;

— давать честную оценку своих поступков;

— побудить учащихся к самоанализу, размышлению о себе и о своих поступках;

— поиск высоких нравственных идеалов.

Поручить двум ученикам выяснить по словарю значение слов «стыд», «совесть», подобрать словосочетания, пословицы и поговорки с этими словами.

На перемене перед классным часом написать на доске: Совесть – наш внутренний судья. Стыд – осознание вины за свой проступок.

План классного часа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из важнейших нравственных понятий, которое актуально в любые времена – о понятии совести.

Что такое совесть? Можно ли ее увидеть, потрогать? Где она находится?

Ученики: Совесть живет внутри нас, а именно в душе, поэтому ее невозможно увидеть и потрогать.

Учитель: Понятие совести – понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертеж, делаем открытия, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение СОВЕСТЬ. Ведь СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ.

Эти четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ. О чем в нем говорится?

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с посудой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спокойно спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться, чтобы обрести покой. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том месте с той же кружкой.

Итак, ребята, был ли счастлив человек, ведь у него было все?

Ученики: Нет, он не был счастлив!

Учитель: Почему? Чего у него не было на протяжении этих 50 лет?

Ученики: Не было покоя.

Учитель: В чем причина? Что именно не давало ему покоя?

Ученики: Его замучила совесть, она грызла его все эти годы.

Учитель: Конечно же совесть! Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Ученики: Сразу же после совершения этого поступка.

Учитель: Хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Ученики: Таких же, как сам.

Учитель: Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

Ученики: Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.

Учитель: И все-таки что такое совесть? Каково значение этих слов? Предоставляю слово Рустаму и Юле.

Ученики выходят к доске.

Юля: Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

И есть еще Совесть и Честь.

Юля: Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Рустам: С этим словом употребляют очень сильные выражения: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила».

Очень хорошо, когда что-то делаешь «со спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Юля: В словарях мы нашли много пословиц о совести. Вот некоторые из них:

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Рустам: Совесть без зубов загрызет.

Юля: От человека утаишь, от совести не утаишь.

Рустам: Жизнь дана на добрые дела.

Юля: В ком стыд, в том и совесть.

Рустам: Совесть – это наш внутренний судья.

Учитель: Спасибо, ребята, садитесь. Молодцы!

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Я буду читать слова, а вы говорите, этого нужно стыдиться или нет.

— непристижная работа родителей;

— твое «простое» происхождение;

— невежество, необразованность, безграмотность;

— грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни, ребята, ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме подобно тому, как это делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлестывает иногда и физиологическую сферу – колотится сердце, краснеют щеки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и совесть.

Понятие совести интересовала людей во все времена. О ней много говорили, говорят и буду говорить.

Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. Прочитайте. Как вы понимаете каждое из данных изречений.

Ученики по одному читают и объясняют.

Учитель: Итак, ребята, какой вывод можно сделать из всего сказанного нами сегодня? Что же такое совесть?

Ученики делают выводы, исходя из нашей беседы.

Учитель: Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство – опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом доходит до того, что ему становится безразличной собственная судьба.

Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря говорится в народе: есть стыд, значит есть и совесть.

Есть у великого педагога А.С.Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради долга перед самим собой».В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

На этом, ребята, наш классный час подошел к концу. Дома выберите утверждение из листочков, которые я вам раздала и письменно обоснуйте правильность выбора.

До свидания, ребята!

Ученики: До свидания!

Список использованной литературы

1. Давыдова А.В. Классные часы. – М.: ВАКО, 2008.

2. Дмитриева А.А., Черных О.Г. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2008.

3. Егорова Л.А. Классные часы. – М.: ВАКО, 2008.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *