Классный час что такое мораль
Классный час «Мораль и нравственность»
Тема: Мораль и нравственность.
Цель: формировать у пятиклассников представления о моральных нормах, моральных обязанностях.
Задачи:
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Мораль и нравственность»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»
Конспект классного часа в 6 классе по теме:
«Мораль и нравственность»
Выполнила: Бабушкина Светлана Борисовна,
Классный руководитель 6 к класса
Классный час в 6 классе
Тема: Мораль и нравственность.
Цель: формировать у пятиклассников представления о моральных нормах, моральных обязанностях.
Развивать творческие и познавательные способности
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе
Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация.
Ход классного часа.
(Слайд 2)Добрый день, дорогие ребята, учителя. Классный час я хотела бы начать строчками из
стихотворения Евгения Карганова «Кого я уважаю» . Послушайте и скажите, о каких качествах говорится в этом стихотворении? (Трудолюбие, патриотизм, доброта, красота, любовь к природе )
Я уважаю муравья за то, что он трудолюбивый.
Я уважаю соловья за песен звонких переливы.
За то, что родины своей они в мороз не покидают.
Еще я уважаю снег, за то, что он весной растает.
Я очень уважаю тех, кто никого не обижает.
-Прослушайте отрывок из произведения и назовите автора, название: (Слайд 3)
Басня! Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей сДубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».- «Пусть сохнет», говорит Свинья: «Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
— Автор, название, о ком басня, Как ведет себя свинья? Как называется в басне поучительный вывод? Какова мораль этой басни? (Неблагодарность свиньи, кот.живет за счет других. невежа, невежда). А что такое мораль в жизни?
-Ребята! Сегодня мы поговорим о морали и нравственности (Тема). (Слайд 4)
Цели: Мы должны выяснить, что же такое мораль и нравственность? Чем различаются эти два понятия? Как мы понимаем, какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет? В праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?
На партах у вас лежат словари, найдите и прочитайте эти определения. (Слайд 5)
(Слайд 6)* В обществе принято жить по нормам морали— это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения, признанными обязательными для исполнения.
*Толковый словарь Ушакова: Нравственность-совокупность норм морали, определяющих поведение человека.
(Слайд 7)За выполнением нравственных норм следит сам человек, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки.
Слайд 8-9 Посмотрите на слайд.
В парах вам необходимо посовещаться и заполнить пустые строчки на слайде. Нормы морали.
-выполняете вы эти правила?
— расскажите пример из жизни, когда вы соблюдали моральные нормы.
-Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами поведения, принятыми в обществе.
Но главное не просто знать, но и выполнять.
— Ребята, а вы когда-нибудь ехали в поезде? Куда ездили? А какие попутчики вам попадались в купе? Помните?
Слайд 10. Работа в парах. А теперь, давайте представим себе, что ехать вам далеко, мест в купе 4. Вы уже заняли свое место, и вам надо выбрать троих попутчиков. А вот и список, из которого вам надо сделать свой выбор. Будьте внимательны, у вас несколько минут. И конечно же вам надо будет объяснить свой выбор.
Российский экспресс
Цыганка.
Молодой человек больной СПИДом.
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.
Кавказец – мусульманин.
Человек из деревни с большим мешком.
Африканский студент.
Подросток похожий на наркомана.
Бывший заключенный.
Таджик в национальной одежде.
Полицейский.
-А почему ты не выбрал подростка похожего на наркомана? Может он вовсе не наркоман, а просто больной, уставший?»
— «А кавказца-мусульманина? Разве один человек может отвечать за поступки других, может он хороший человек?»
— И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. Д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Слайд 11. Английский государственный деятель, политик и писатель Филипп Честерфилд в своей знаменитой книге «Письма к сыну», писал:
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям.
-Ребята, то, как мы относимся к другим, вернется к нам тем же.
Слайд 12. Слова Аристотеля.
Слайд 13.-А что может произойти, если не соблюдать моральные нормы? А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам?
Предлагаю посмотреть притчу (небольшая поучительная история) (Прочитать понятие притчи со слайда.
Притча называется «Всё оставляет свой след».-включить видео.
— зачем старик сказал забивать гвозди?
— зачем попросил вытаскивать гвозди? Какие моральные нормы нарушены?
— почему нужно соблюдать моральные нормы?
что может произойти, если не соблюдать моральные нормы?
— в вашей жизни были похожие случаи?
— о том, что нужно уметь себя сдерживать, работать над собой
-нельзя зря обижать других
-нужно уважительно относиться к другим людям.
Слайд 15 —В заключении определим ваш моральный уровень. Вам придётся ответить на вопросы. Надо отвечать ДА или НЕТ. Готовы?
Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)
Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)
Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)
Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)
Уметь благодарить- это норма? (ДА)
Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)
7.Дети должны помогать родителям? (ДА)
Слайд 16. Результаты анкетирования:
«да» 5- высокий нравственный уровень.
4-средний нравственный уровень.
3-1-низкий нравственный уровень.
Слайд 17-Давайте подведем итог нашей работы.
Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и чтобы всем было приятно и комфортно жить в этом обществе, нужно следовать простым нормам нравственности. Нужно не только знать, но и соблюдать нормы морали.
Слайд 18.Рефлексия: Ребята, оцените свою работу:
Зеленый смайлик: Я активно участвовал, мне было интересно; размышлял и высказывался по предложенными ситуациями, получил возможность сделать выводы о нравственности или безнравственности поступков людей.
Жёлтый смайлик: Я слушал, но не проявил себя в полную силу, понимал о нравственных причинах поведения людей, сам для себя сделал выводы о нормах поведения.
Красный смайлик: Мне было не очень интересно; не вижу смысла разбирать ситуации, искать причины поведения людей и о них высказываться.
Тематический классный час «Мораль и закон»
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у старшеклассников.
Раздаточный материал: кроссворд, пример, “Моральное” лото.
Оборудование: компьютер, медиапроектор,
Эпиграф, цитаты на доске:
Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
План классного часа:
1. Решение кроссворда
2. Права и обязанности дееспособного человека. Нормы жизни в обществе. ( )
4. Самооценка нравственных качеств.
Ход классного часа
1. Решение кроссворда
10. человек, который равнодушен к судьбе Отечества; обыкновенный, обычный, не гражданин.
2. Нормы жизни в обществе.
Наступил 2006 год, год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?
Вы, учащиеся 11 класса, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.
мораль | право | |
определение | Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. | В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. |
источник | Эти нормы нигде не записаны. | Конституция, законы. |
кто |
придумал
3. Групповая работа.
Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:
Распивать алкогольные напитки Ловить рыбу Угрожать расправой Бить стекла Завидовать Лгать Не дружить со слабыми Разводить костры Не платить налоги Брать чужие вещи Ломать деревья Перебегать улицу
Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?
Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.
Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:
4. Самооценка нравственных качеств.
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8-й класс
Класс: 8
Организационная подготовка: класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.
Оформление: “Цветок счастья счастья”; музыкальные композиции.
Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).
Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.
Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Учитель: Как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:
Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?
Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)
В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.
Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:
Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).
Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?
Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).
Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.
Индивидуальные задания микроколлективам.
1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.
Нравственно Безнравственно помогать товарищу бросить товарища в беде чтить умерших разорять могилы быть честным лгать и др.
2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.
1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.
2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.
3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.
4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.
5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.
6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.
7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.
3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).
“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.
По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.
А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.
Открытый классный час «Закон и мораль»
Тематический классный час в 8 классе «Мораль и закон»
Классный руководитель :Красикова И.А
Дата проведения : март 2016г.
Цель : формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у подростков.
Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.
Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить “нет” в ситуации нравственного выбора.
Раздаточный материал : карточки с заданиями.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор,
Знакомство с Конституцией РФ.
Использование материалов уроков обществознания, классных часов, проводимых кл. рук, соц. педагогом и психологом школы.
Подготовка инсценировок, кроссворда.
Подготовка компьютерных презентаций.
Эпиграф, цитаты на доске :
Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
План классного часа :
Что значит слово «мораль? Чем мораль отличаются от законов?
Нормы жизни в обществе.
Инсценирование и обсуждение ситуации.
Рефлексия классного часа. Подведение итогов.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
Добрый день. Сегодня ребята у нас проходит тематический классный час, кроме того у нас присутствуют гости.
14 лет – это возраст знаменующий начало выхода человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, — поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Сегодня мы с вами поговорим о «Морали и законе»
Я знаю, как вы пытаетесь обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Но стоит подумать о будущем, о своей карьере. Многие из вас уже ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Вот о качествах личности, которые надо развивать в себе или от которых вы должны избавиться, мы сейчас с вами и поговорим.
Внимание на экран(просмотр видео не до конца).
Какие правонарушения совершил подросток. Почему он так поступил? Нарушил ли он закон?
На столах у вас имеется кроссворд, найдите слова по теме нашего классного часа в поле кроссворда.
В течение урока вам необходимо его заполнить, а пока продолжим.
Прошу вас прослушать притчу и ответить на вопросы. Ведущий рассказывает притчу (звучит музыка)
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь и окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение – трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Вопросы для обсуждения:
1. Прав ли был мудрец?
2. Нужны ли людям законы?
3. Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?(согласно внутренним убеждениям)
Что значит слово «мораль? Чем мораль отличаются от законов?
У каждого человека есть свои нравственные ценности — это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него снято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь свою с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев) )
Нормы жизни в обществе.
— слушаться родителей и лиц, их заменяющих,
— получить основное общее образование (9 классов);
— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах,
— выполнять трудовые обязанности в соответствии с правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.)
Вы, учащиеся 8 класса, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и закон. Рассмотрим их отличия.
Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.
Закон – это обязательное для исполнения правило, которое регламентирует деятельность и поведение каждого члена общества, их взаимодействие с государством в целом.
Государственный закон – это определенные нормативные акты, которые создаются для нормального и естественного существования граждан и государства в целом.
Эти нормы нигде не записаны.
Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.
За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.
Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.
Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом? (на доске два столбика, слова на магните, учащийся подходит и обосновывает свои выбор ответа, переностит в соответствующий столбик)
Распивать алкогольные напитки
Не дружить со слабыми
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для малышей.
Слова для работы в группах.
Способность к прощению
После каждого отгаданного слова, зачитывается определение
Возможные определения каждого понятия:
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.
Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательность к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценки своих личностных качеств.
Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.
Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.
Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
Азбука нравственности сформирована и передана Первому учителю из начальной школы.
Инсценирование и обсуждение ситуации.
Саша возвращался из школы с одноклассниками. Вдруг один из друзей заметил, что у девушки, которая идет впереди, из заднего кармана торчит кошелек, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили идею.
Гена решил отметить день рождения на дискотеке. Празднование проходило очень весело. Все отдыхали. Через час к ним подошел парень из 11 класса и предложил для лучшего проведения времени выпить пиво.
Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:
1. Бывают ли такие ситуации в реальной жизни?
2. Чем могут закончиться подобные ситуации?
3. Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?
4. Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях?
Не переступать закон, чтобы не попасть в нехорошую ситуацию
Итак, будем подводить итоги, давайте вернемся к нашему кроссворду.
Прав В.А.Сухомлинский, утверждавший, что «благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе; самое главное средство самовоспитания души – красота. Красота в широком смысле – искусство, музыка и сердечные отношения с людьми».
Рефлексия классного часа. Подведение итогов.