Классный час что такое мое я знаю ли я себя
Классный час на тему: Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классный час Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?
Информация к размышлению: Чаще заглядывай в самого себя. Цицерон
Кто я? Какой я? Почему я такой? Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
Цель классного часа: Формирование знаний о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни.
Высказывания древних мыслителей Чаще заглядывай в самого себя. Цицерон Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя. Р. Декарт Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить. Гераклий
Игра – упражнение №1: «Телефон» «Путеводитель»: Имя, отчество, фамилия. Мои друзья…. Мои увлечения… Меня радует… Меня огорчает…. Больше всего мне нравится в людях…. Мне больше всего нравится в себе…. Я мечтаю…..
Каждый из нас имеет определенные знания о себе, и вы сейчас это продемонстрировали
Образ «Я» Это система представлений о себе. Такое представление о себе имеет только человек. Образ «Я» многогранен.
Психологи говорят….. В каждом из нас множество «Я» Внутреннее «Я» – это то, что человек о себе думает Внешнее «Я» – то, что видят люди
Случалось ли с вами такое? Дома, в кругу семьи, вы можете быть одними? В школе другими? В компании друзей – совсем иными?
Упражнение №2: «Волшебная шкатулка» Сравнение своего представления о себе с мнением одноклассников
Упражнение №3: «Рисованное письмо инопланетянину» Нарисовать рисунок – письмо инопланетянину, который бы передал информацию о вас наиболее полно.
Выводы: Самопознание – необходимость. Мы должны уметь разбираться в себе. Это прежде всего необходимо нам самим.
Если мы… Станем более внимательны к себе, это отразится на людях вокруг. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, остальными людьми в обществе будут для вас не в тягость, а в радость.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Каллиграфия. Искусство красивого почерка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1523860
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Классный час Знаю ли я себя?
Классный час «Знаю ли я себя? Кто я? Какой я?»
Составила Смирнова Маргарита Витальевна, учитель начальных классов .
Учебное заведение: МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского» г. о. Кинешма
Форма проведения : час самопознания.
Способствовать развитию умений исследовать качества своей личности; создать условия для формирования самостоятельности учащихся.
Создать условия для проявления индивидуальности и творческих способностей обучающихся, способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний.
Формируемые метапредметные УУД :
— формировать положительные нравственные качества;
— адекватно оценивать свои и чужие поступки;
— нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, предоставляющим угрозу жизни и здоровью.
— читать и слушать, извлекая нужную информацию,
— устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
— уметь работать по предложенным инструкциям.
— уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
— прогнозировать предстоящую работу.
— уметь работать в группе и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.
— уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Оборудование: АРМ, презентация.
Листы белой бумаги, цветная бумага. Карточки с незаконченными фразами, с качествами характера. Лист с буквой я.
Используемые методы: словесно – логический; стимулирующее введение; рефлексии;
ассоциации; игровой; практический; обратной связи.
Используемые педагогические технологии :
Технология развития критического мышления.
Технология развития творческого воображения.
Чаще заглядывай в самого себя.
1. Эмоциональный настрой. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.
(Начинает учитель: «Я желаю тебе здоровья», дети продолжают). Спасибо. Я желаю вам мира и добра. Садитесь.
2. Постановка проблемы, формулирование цели.
Упражнение «Неоконченные предложения»
Детям раздаются карточки с фразами:
«Я злюсь, когда. », «Я радуюсь, когда. », «Я печалюсь, когда. » «Я не люблю, когда. ».
— Придумайте, пожалуйста, окончание фраз.
Дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают законченные высказывания.
— Посмотрите на вопросы (вопросы записаны на доске): Что я знаю о себе? Какой я? Как живётся рядом со мной другим?
-Всё ли вы о себе знаете? А легко ли в себе разобраться? А легко ли разобраться в отношениях с другими людьми? Давайте попробуем вместе ответить на все предложенные вопросы.
3. Открытие нового знания.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии сгиба. Разверните
свои листы. Сравните листы друг друга. Есть ли у кого — то абсолютно похожий. Нет.
Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про
человека. Каждый человек неповторим и уникален. И внешность у вас тоже разная. На нашей планете живёт 5 миллиардов людей. Среди них мы не найдём двух совершенно одинаковых. Как вы думаете, а чем ещё кроме внешности отличаются люди друг от друга? (внутренним миром, характером, темпераментом). Вы вправе про себя сказать:
Тест-рисунок «Мой портрет»
-Ребята, я предлагаю нарисовать вам свой портрет, используя только следующие геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, зигзаг.
Фигур в рисунке должно быть не более 10 (обучающиеся выполняют индивидуально рисунок на листе бумаги). Покажите свои портреты. Посчитайте, какие геометрические фигуры у вас преобладают. Исходя из этого, послушайте соответствующую вам психологическую характеристику. (Смотри приложение № 1 «Краткая психологическая характеристика основных форм личности»).
4. Уникальность наша состоит ещё и в том, что нам приходится постоянно выполнять разные обязанности. Жизнь требует от нас, чтобы мы одновременно играли множество ролей, были разными, меняли образ своего я. В контур буквы я, впишите слова, кем вы можете быть в разных ситуациях. (Смотри приложение №2).
Послушайте стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно:
Я – ребёнок, сын и дочь,
Внуками мы быть не прочь.
Музыкант, художник, друг…
Хохотушки и болтушки,
Вредины и попрыгушки…
Много – много разных я –
Знаешь ты , и знаю я.
Вывод. Можно ли сказать, что для всех вас одна , какая – то роль главная. Для каждого важно что-то одно. Нет. Мы должны сочетать эти роли, выполнять их все.
Предлагаю вам познакомимся с интересным персонажем. Он живёт среди нас. Идеальный ребёнок. Отличный ученик. Прекрасный сын. Но иногда с ним происходят чудеса. Давайте выслушаем его и постараемся ему помочь.
В школе я всегда прилежен,
Вежлив я и не небрежен.
Хвалят все учителя,
Говорят, что лучший я.
Прихожу я лишь домой,
Что случается со мной?
И одежда, и тетрадки –
Все со мной играют в прятки.
На столе всё кувырком,
Всё разбросано кругом.
Могу прыгать по дивану
И совсем не слушать маму…
Могу папе нагрубить,
Как такое может быть?
Что домой пришла не я,
Не прилежный ученик –
Помогите мне, друзья,
Где ж на самом деле я?
— Давайте успокоим нашего героя, ведь такое происходит довольно часто, особенно с детьми. А почему такое случается? (В нашем Я есть и положительные, и отрицательные
стороны). Иногда наши отрицательные качества просто вырываются наружу.
— Есть ли люди без отрицательных черт? (они есть у всех).
— Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит на эти списки, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек? Какой список получился больше? Задайте себе вопрос: «Почему?»
— Отрицательные черты характера надо стараться прятать (завернуть), учиться владеть собой. Положительные надо воспитывать, развивать, взращивать.
А какие отрицательные черты есть у вас? Теперь вы знаете, как с ними бороться!
Упражнение «Я в лучах солнца»
В центре листа нарисуйте солнце. В центре круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что – нибудь хорошее о себе. Задача – написать о себе как можно лучше. Носите этот листок с собой, добавляйте лучи. Когда у вас будет плохое настроение, достаньте свой рисунок, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве своего характера.
— Предлагаю вам выбрать любое предложение и закончить его (предложения записаны на доске)
Я с гордостью могу сказать о себе…
У меня хорошо получается…
У меня хорошо развиты способности…
Мне всегда удаётся…
— Как много хорошего я и другие ребята о вас узнали! Молодцы!
5. Игра «Комплименты». Минутка отдыха.
(Дети встают в круг, один из детей берёт в руки воздушный шарик. Под музыку ребята передают шарик по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого оказался в руках шарик, должен сказать что-то приятное любому из стоящих в кругу).
— Скажем друг другу: Спасибо! Я думаю, что вы не только отдохнули, но и зарядились хорошим настроением.
— Я думаю, что после таких замечательных слов вам никого не захочется обидеть. Наоборот, вы выберете любовь, добро, уважение по отношению друг к другу, захотите с другими людьми жить в согласии. Хочу напомнить вам, мудрую цитату: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Но зло, хотим мы этого или нет существует. Бывает ли так, что вас кто-то обижает, дразнит, строит вам рожицы? А какие вы испытываете при этом чувства? Наверное, тёмные. Злость, обиду. Ненависть. Вот обидчик ваш убежал, а тёмные мысли остались. Вы не можете изменить ситуацию, но вы можете изменить мысли о ней. Попробуйте следовать в жизни правилу: вызывать на помощь в трудной ситуации светлые мысли. У меня в руках 2 цветка. У них непривычные имена: «Даже если» и «В любом случае». Они помогут избавиться от тёмных мыслей. Произносите имена цветков всегда, когда вам больно и обидно, вместо слов огорчения. Сейчас я возьму цветок «Даже если», а вам предложу взять «В любом случае» и попытаемся вместе найти выход из проблемной ситуации.
Ситуация первая. «Даже если» мой одноклассник не дал мне диск с новой суперигрой… («В любом случае», я постараюсь купить его сам, спросить у кого-то другого, поиграть в любую другую игру, прочитать о ней и узнать побольше, запасусь терпением и сделаю мысль о приобретении игры своей мечтой.)
Ситуация вторая. «Даже если» родители не разрешают завести мне домашнего питомца (кошку, собаку, рыбок)…(«В любом случае» я могу сходить к своему другу, у которого они есть и пообщаться с ними, смотреть о них телепередачи, завести себе виртуального друга.)
Ситуация третья. «Даже если» я получил «двойку»…( «В любом случае» я могу выучить материал и ответить, это будет неплохим уроком для меня, и я не буду больше надеяться на «авось», это был своего рода опыт.)
— Понравилось ли вам таким образом выходить из проблемной ситуации? Вы, всякий раз, преобразовываете свои мысли и делаете выход из проблемной ситуации безболезненным и для себя, и для других. Помните о двух замечательных цветках!
5. Закрепление знаний. Творческая работа.
Хочешь солнышко в ладошку? Протяни – я положу.
Ты сожми его покрепче и почувствуй теплоту.
Это солнышко – кусочек от моей души большой.
Для тебя его не жалко. Хочешь, забери с собой.
Будет холодно, согреет, поцелует за меня.
Я с тобой, я буду рядом, на ладошке у тебя.
Возьмите лист бумаги понравившегося цвета, обведите на нём свою ладошку и вырежьте её. Давайте сейчас подарим друг другу солнышко на ладошке. Этим солнышком будут добрые слова, которые вы напишите на своей бумажной ладошке. Прочитайте эти слова.
Итог занятия: Что вы сегодня о себе узнали?
Рефлексия : Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки
У каждого в ладони горошина. На что она похожа? (на планету Земля). Именно такой горошиной она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является ваш мирок,
ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках!
Классный час на тему «Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?» (5 класс)
Цель: Помочь учащимся познать свой внутренний мир.
Форма: Час самопознания.
Информация к размышлению:
Чаще заглядывай в самого себя.
Учителю необходимо подготовить листы бумаги и фломастеры для выполнения упражнений учащимися.
Вступительное слово учителя.
Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
Целью нашего классного часа будет формирование представлений о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни.
Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.
Вот некоторые высказывания древних мыслителей:
Чаще заглядывай в самого себя.
Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.
Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.
Учитель предлагает всем сесть в круг (для установления доверительных отношений).
Упражнение начинает учитель и объясняет учащимся суть игры-упражнения.
«Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: «Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы *Почемучка». Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас».
Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным «путеводителем» (вопросы заранее написаны на доске).
Учащиеся по кругу начинают рассказ о себе согласно вопросам.
1. Имя, отчество, фамилия.
7. Больше всего мне нравится в людях.
8. Больше всего мне нравится в себе.
Учитель подводит итоги упражнения и продолжает разговор.
Каждый из нас имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас продемонстрировали.
Система представлений о себе называется образом «Я», Такое представление о себе имеет только человек. «Я» сравнивают еще с источником света, лампой прожектора, луч от которого может освещать пространство нашего внутреннего мира, помогая анализировать любую мысль, ощущение, эмоцию.
Образ «Я» многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество «Я». Внутреннее «Я» — это то, как человек о себе думает, внешнее «Я» — то, что видят» люди.
Живет во мне семь Я —
Когда один говорит: «Да»,
Второй говорит: «Нет»,
Третий — дает совет,
Пятый — мух считает,
Шестой седьмого ожидает,
А седьмой — рассказывает сказку.
Живет во мне семь Я —
Когда один говорит:
Четвертый: «На велосипеде»,
Шестой: «Не сегодня, а на днях»,
А седьмой — рассказывает сказку.
Живет во мне семь Я —
Третий — знать ни о чем не хочет,
Четвертый задает за вопросом вопрос,
Пятый — во все сует нос,
Ждет ответа седьмого,
А седьмой рассказывает сказку.
Человек по-разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах. Возникает впечатление, что внутри вас спорят разные «Я». Подобно героине Л. Кэрролла Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая-то не такая. Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда). Иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то раз она, помнится, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с
собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу».
Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одним, в школе другим, а в компании друзей — совсем иным? И родители, учителя, да и вы сами недоумеваете, почему же вы так поступаете?
Ответить на эти вопросы порой бывает очень сложно, но надо стремиться узнать истину о себе. И в этом тебе помогут учителя, родители и, конечно, ты сам.
Проводя это упражнение, учителю необходимо проявить такт и терпение, помня о том, что дети скорее всего впервые пытаются сопоставить самооценку и оценку окружающими. Не следует обсуждать недостатки, сделайте акцент на достоинствах каждого ребенка.
Учитывая, что пятиклассники любят рисовать, учитель может предложить детям ещр одно упражнение.
«Рисованное письмо инопланетянину»
Нарисуйте рисунок — письмо инопланетянину, который бы передал информацию о вас наиболее полно. (Рисунки учитель впоследствии может использовать для анализа внутреннего мира учащихся.)
• Самопознание — необходимость. Мы должны уметь разбираться в себе. Это прежде всего необходимо нам самим.
• Если мы станем более внимательны к себе, это отразится на людях вокруг. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, остальными людьми в обществе будет для вас не в тягость, а в радость.
• Можно предложить детям, чтобы на вопрос «Какой Я?» ответили родители.
Классный час на тему познай себя
Открытый классный час на тему :
Класс. рук.: Газиев Г.А.
Классный час на тему «Познай сам себя», 8класс
Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Восьмиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.
Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми
На парту каждому ученику необходимо положить:
— альбомные листы для автопортретов;
— тетрадные листочки для тестов.
Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
3. Определение знаний детей о себе:
а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
б) создание автопортретов;
в) игра в группах «Кто я? Какой я?»
4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».
На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что – нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д. Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.
II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.
— Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
— Что лучше: переоценить или недооценить себя?
— Как вы думаете, знаете вы себя?
Дети высказывают свои предположения.
Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.
III. Определение знаний детей о себе
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
-Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
Примерные ответы детей:
— Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
— Это человек, который отличается от других людей.
— Это необычный, странный человек, чудак.
— Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое
И нет планет, похожих на нее.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.
Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.
У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
Игра в группах «Кто я? Какой я?»
-Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.
А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
Люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих. Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Как объяснить причины таких неудач?
Примерные ответы детей:
— Они по жизни такие тормоза.
— Трудное детство, деревянные игрушки.
— Отсталость, заторможенность в развитии.
— Они плохо относятся к себе, не уважают, не ценят себя.
— Они не верят в себя, в свои силы, поэтому у них ничего не получается.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
А как же ведут себя люди с завышенной самооценкой?
Примерные ответы детей:
— Они всегда уверены в себе, все у них получается.
— Им всегда везет, они всем довольны.
— Они ничего не боятся.
— Они легко сходятся с людьми, знакомятся.
— Они слишком самоуверенны, часто переоценивают себя.
— На окружающих смотрят с презрением, высокомерно.
Классный руководитель: Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.
Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.
А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
Составление памятки «Как повысить самооценку»
Классный руководитель. Как же повысить самооценку?
Примерные ответы детей:
— Не оглядывайся на других, не бойся того, что о тебе подумают.
— Сдерживай свои эмоции.
— Покритичней относись к разным «звездам», не выискивай себе кумиров.
— Не завидуй другим, не подражай им в одежде и поведении.
— Умей радоваться тому, что ты имеешь.
— Уясни свои принципы, но не навязывай их другим, умей уступать.
— Умей понять другого человека, не торопись осуждать.
— Помогай другим бескорыстно, не ожидая благодарности.
Классный руководитель. Человек с адекватной самооценкой часто становится лидером, ведь он доказал свою независимость. Он не боится отстаивать то, что считает правильным. И еще он сумеет помочь тем, кому нужен друг. Его дружба поддержит в них уверенность в себе.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:
Вербальная диагностика самооценки личности
А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.