Да приснятся тебе самые лучшие самые красивые сны синтаксический разбор
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Презентация по русскому языку «Дополнение» 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
8 класс Дополнение
1) расширение представления о дополнении, способах его выражения; 2) формирование умения различать прямые и косвенные дополнения; 3) формирование умения использовать дополнения для придания речи точности, ясности, выразительности; 4) развитие орфографической и пунктуационной грамотности. Цели урока:
Синтаксический разбор предложения. Пусть это послужит 3 нам уроком! 4
Синтаксический разбор предложения. Проверка Пусть это послужит нам уроком! 4 (Побуд., восклиц., прост., двусост., распр., полное, неосложн.) [= –]! (Идиома послужить уроком = научить, предостеречь; пусть послужит уроком – идиома, стоящая в повелит. наклонении, это ПГС). ПГС
Тема урока § 16, стр. 85
Дополнение, способы его выражения. Дополнение — второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее: 1)существитель-ным или местоимением в косвенных падежах с предлогом или без предлога: Я читаю письмо и думаю о тебе. 2) любой частью речи в функции существитель-ного: Он посмотрел на вошедшего. 3) инфинитивом: Все просили её спеть. 4) числитель-ным: Разделите десять на два. 5)фразеологичес-ки свободным, но синтаксически связанным сочетанием: Я купил пять книг. Он сбросил с себя часть ответствен-ности. 6) фразеологически связанным словосочетанием: Я прошу тебя не вешать нос.
Типы дополнений ПРЯМОЕ — это дополнение, обозначающее объект, на который действие направлено непосредственно (прямо). КОСВЕННОЕ — это дополнение, обозначающее объект, на который действие направлено опосредованно (косвенно).
Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое относится к переходному глаголу и стоит: в винительном падеже без предлога (отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? без предлога): Ель рукавом мне тропинку завесила. (Фет) в родительном падеже при выражении «частичного объекта» (в случае, если надо показать, что действие направлено не на весь предмет, а на его часть), т. е. для обозначения части целого: Он налил в стакан ландышевых капель. в родительном падеже при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести. (Паустовский)
Примечание Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным. Сравним : Мне не хватает (чего?) денег. – Мне хватает (чего?) денег. (косв. дополнение) НО! Он не чувствовал вины. Он чувствовал вину. (прямое дополнение) Р.п. Р.п. Р.п. В.п.
Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом. Например: В этом утре уже было предчувствие длинного лета, теплых ливней. (Паустовский) Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. (Есенин).
Примечание Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет категории падежа: Я просил его уехать. Поэтому такие дополнения не характеризуются ни как прямые, ни как косвенные.
БЮЛЛ ТЕНЬ КОМИС Ю ИЯ вин И грет Найдите ошибку
Словарная работа падеж ед. ч. мн. ч. Им. п. бюллете́нь бюллете́ни Р.п. бюллете́ня бюллете́ней Д.п. Кбюллете́ню Кбюллете́ням В. п. бюллете́нь бюллете́ни Т. п. бюллете́нем бюллете́нями П. п. Обюллете́не Обюллете́нях
§ 16, упр. 163 ДомашнЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 16, упр. 163 ПРОВЕРКА ДомашнЕй РАБОТЫ
Побудительные предложения с восклицательной интонацией часто начинаются частицами да, давай, пусть, пускай (они образуют форму повелительного наклонения глагола). Разберите по членам предложения. 1 в. Да пр_снятся тебе самые лучш__ 3 самые красив__ сны! (А. Чехов) 2 в. Пусть будут на речках да светлые воды пусть плавают в речках гусей хор_воды 2. (М. Исаковский)
По аналогии Зима будет теплая. (СИС) Зима пусть будет теплая. (СИС) Зима пусть придет теплая. (СИС) Зима пусть настанет снежная. (СИС) Жизнь пусть сложится счастливая. (СИС) Жизнь пусть будет счастливая. (СИС) Жизнь будет счастливая. (СИС)
Упражнение. Определите тип дополнения. Писал письмо, (не)писал письма, пусть напиш_т маме. Прочитай 2 роман, (не)прочитаеш_ романа, заинтересовался (бы) роман_м. Выпил(бы) молока, с_ел вин_грета, поешьте 2 вин_грета, нал_жил (бы) салата, выпей 2 компота. (Не)вып_сали рецепта, уш_л на бюлл_тень, оформ_л бюллетень, (не)оформ_л бюллет?ня. Давайте опиш_м рощу, (не)увид_л (бы) рощи. После выполнения основного задания дополнительно: определить наклонение глаголов.
Проверка. Упражнение. Определите тип дополнения. П и К. Писал письмо, (не)писал письма, пусть напиш_т маме. Прочитай 2 роман, (не)прочитаеш_ романа, заинтересовался (бы) роман_м. Выпил(бы) молока, с_ел вин_грета, поешьте 2 вин_грета, нал_жил (бы) салата, выпей 2 компота. (Не)вып_сали рецепта, уш_л на бюлл_тень, оформ_л бюллетень, (не)оформ_л бюллет?ня. Давайте опиш_м рощу, (не)увид_л (бы) рощи. После выполнения основного задания дополнительно: определить наклонение глаголов.
Определите тип дополнения. 2. Покажите на карт_ Индийский океан. 3. Многие страны мира ведут т_рговлю с Китаем. 4. Мы еще (не)пос_щали цирка. 5. Многие из нас не вид_ли выхода из сл_живш_йся ситуац_и. 6. Уч_ники начали соб_рать материалы для соч_нения.
План разбора дополнения Указать тип дополнения (прямое – косвенное). Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.
Образец разбора Я прошу вас говорить по существу дела.(М. Горький) Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже. Ночь не принесла прохлады. (А.Н. Толстой) Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).
Самостоятельная работа. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите тип сказуемого. Выделите овалом дополнения, укажите их тип (прямое или косвенное). 1. Он углубился в чтение моего пространного заявления. (Гайдар) 2. Помню я эту осень отлично. (Паустовский) 3. Не видал я до той поры такой осени. (Паустовский) 4. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк. (Пушкин) 5. Он приказал мне выехать на полигон. (Федосеев) 6. Разноплемённая толпа обычна для южных приморских городов. (Шолохов) 7. Он расспрашивал чуть ли не о каждой из вещей. (Тургенев) 8. Митя посоветовал Мирону закупить в деревнях муку и продавать рабочим. (М. Горький) 9. Он сделал это незаметно для других. (Паустовский) 10. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (Лермонтов) Распечатать каждому ученику.
§ 16, упр. 166 (п.), 167 (у.) ДомашнЕЕ ЗАДАНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1289428
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка по теме «Виды сказуемого»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка по теме «Виды сказуемого и способы их выражения»
Цель: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых.
— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске:
У берега серебряная ива касается сентябрьских ярких вод. (А. Ахматова)
Слезами горю не поможешь . (Пословица)
Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена . (М. Дудин)
Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. (И. С. Тургенев)
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух . (А. С. Пушкин)
Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны ! (А. П. Чехов)
— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?
— Какое предложение здесь является лишним? Почему?
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин)
— Соберем в корзине идей все, что вы можете рассказать о сказуемом этого оставшегося предложения:
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин)
Учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны.
Целеполагание «от ученика»
-Определим тему сегодняшнего урока.
Какие цели вы себе поставите на этот урок?
— Проверим свою «корзину идей», познакомившись с теоретическим материалом параграфа 13 учебника.
Бабушка начала петь протяжно и заунывно.
Все просили бабушку спеть.
— Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Рассмотрите схему построения составного глагольного сказуемого.
(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)
— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
— Какую роль играет вспомогательный глагол?
— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел учить детей. Он перестал учить детей)
— Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
— Устно приведите примеры предложений с составным глагольным сказуемым из упр. 151
Выполнить грамматические разборы
Рефлексия способов и условий действия
Практическое задание по выбору:
— Из предложенных предложений выписать грамматическую основу
Владимир начинал сильно беспокоиться. (П) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (Гонч.) Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения. (Черн.) Порой голова отказывалась думать за других. (Гонч.) Твердо решился отказаться от всяких житейских выгод. (Черн.) Рука бойцов колоть устала (Л.) Как вы смеете со мной так разговаривать? (А. Остр.) Мартышка вздумала трудиться. (Кр.) Не надеялся он его застать. (Т.) Боюсь тебе наскучить (П.). Я не имею намерения вредить вам (П.) Путешественники еще сделали усилие пройти вперед. (Г.) Ты должен кончить партию! (Г.) Готов он верить (Гр.) В одиночестве способен жить не всякий (Кр.) А Барс лишь резаться горазд. (Кр.) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (Т.)
Ключевое слово «сказуемое»
Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию).
Какие правила существуют для его написания?
На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна.
На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.
Какой синквейн получился у вас?
(Учащиеся читают синквейны, которые они написали).
— Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Что давалось особенно трудно (легко)?
— Как оцениваете свои знания?
Домашнее задание: п. 13 упр. 156, 153