Да приснятся тебе самые лучшие самые красивые сны грамматическая основа тип сказуемого
Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Сохранить статьюУрок русского языка по теме «Виды сказуемого»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка по теме «Виды сказуемого и способы их выражения»
Цель: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых.
— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске:
У берега серебряная ива касается сентябрьских ярких вод. (А. Ахматова)
Слезами горю не поможешь . (Пословица)
Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена . (М. Дудин)
Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. (И. С. Тургенев)
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух . (А. С. Пушкин)
Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны ! (А. П. Чехов)
— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?
— Какое предложение здесь является лишним? Почему?
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин)
— Соберем в корзине идей все, что вы можете рассказать о сказуемом этого оставшегося предложения:
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин)
Учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны.
Целеполагание «от ученика»
-Определим тему сегодняшнего урока.
Какие цели вы себе поставите на этот урок?
— Проверим свою «корзину идей», познакомившись с теоретическим материалом параграфа 13 учебника.
Бабушка начала петь протяжно и заунывно.
Все просили бабушку спеть.
— Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Рассмотрите схему построения составного глагольного сказуемого.
(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)
— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
— Какую роль играет вспомогательный глагол?
— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел учить детей. Он перестал учить детей)
— Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
— Устно приведите примеры предложений с составным глагольным сказуемым из упр. 151
Выполнить грамматические разборы
Рефлексия способов и условий действия
Практическое задание по выбору:
— Из предложенных предложений выписать грамматическую основу
Владимир начинал сильно беспокоиться. (П) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (Гонч.) Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения. (Черн.) Порой голова отказывалась думать за других. (Гонч.) Твердо решился отказаться от всяких житейских выгод. (Черн.) Рука бойцов колоть устала (Л.) Как вы смеете со мной так разговаривать? (А. Остр.) Мартышка вздумала трудиться. (Кр.) Не надеялся он его застать. (Т.) Боюсь тебе наскучить (П.). Я не имею намерения вредить вам (П.) Путешественники еще сделали усилие пройти вперед. (Г.) Ты должен кончить партию! (Г.) Готов он верить (Гр.) В одиночестве способен жить не всякий (Кр.) А Барс лишь резаться горазд. (Кр.) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (Т.)
Ключевое слово «сказуемое»
Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию).
Какие правила существуют для его написания?
На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна.
На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.
Какой синквейн получился у вас?
(Учащиеся читают синквейны, которые они написали).
— Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Что давалось особенно трудно (легко)?
— Как оцениваете свои знания?
Домашнее задание: п. 13 упр. 156, 153
§43. Типы сказуемого
1. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (глагол в усл. накл.). 2. Иван Иванович, что с кривым глазом, тоже приказал долго жить (фразеологизм). 3.
I. 1. Мартышка вздумала трудиться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 2. Герои по правам решились разобраться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 3. В одиночестве способен жить не всякий (кр. прил. + инфинитив; возможность). 4. Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях (фразеологич. сочетание + инфинитив; возможность). 5. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне (глагол-связка + кр. прил. + инфинитив; необходимость). 6. Владимир начинал _сильно беспокоиться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 7. Он пустился бежать во весь дух (вспомо- гат. глагол + инфинитив; начало действия). 8. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия).
109 му, по обыкновению, осталась его дожидаться (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 14.
II. 1. Я стал слабеть и здоровьем (вспомогат. глагол + инфинитив; начало действия). 2. Надеялся он уйти в турецкий Хрущук (вспомогат. глагол + инфинитив; желательность). 3. Имею честь представить от него рапорт о болезни (фразеологич. сочетание + инфинитив; начало). 4. Девочка перестала плакать (вспомогат. глагол + инфинитив; конец действия). 5. Ты должна сама разобраться, ты взрослая (кр. прил. + инфинитив; необходимость). 6. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм (вспомогат. глагол + инфинитив; продолжение). 7. Вот уже начали в отдельности белеть кружочки маргариток, разглядываться листья, отсвечивать тропинки (вспомогат. глагол + инфинитив; начало). 8.
Он перестал улыбаться (вспомогат. глагол + инфинитив; конец). 9.
предпочитал гибель за Родину. Другой телом своим закрывал дуло пулемета, чтобы спасти своих товарищей.
самопожертвование ^ сам+ о + пожертвование (сложение) самообрекающем сам + о + обрекающим (сложение)
1. Я старостою здесь над водяным народом (сущ. в тв.п.). 2.
Червонец был запачкан и в пыли (кр. прил.; сущ. с предлогом). 3.
Связка нулевая в предложениях 1, 2, 4, 7, 10, 12, 13, 14, 15. № 297.
1. Стою я тверд и прям. 2. Жизни даль лежит светла, необозрима. 3. Я возвратился к Зурину грустен и молчалив. 4. И вот она в саду моем явилась барышней уездной. 5. Он [Тарас] сидел неподвижен и слегка барабанил пальцами. 6. Он уже полтора года как сидит воеводой в Дубне. 7. У него-то вот я кучером и ездил. 8. Барыня ходит такая унылая. 9. Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная. 10. Отец и мальчики сидят теперь без нее голодные. 11. Он девять лет бессменно старшиной в цехе сидел. 12. Цитадель стояла безмолвной и неприступной.
Глаголы со значением движения и состояния вводят именную часть, описывающую состояние объекта, выраженного подлежащим.
Из аллеи повернул(прост.) на дорожку между кустами сирени и акаций: светлая ночь сияет (прост.) в уюте сада, над его полянами, на которых стоят (прост.) низкорослые старые яблони, уже зацветшие. Луна смотрит (прост.) с высоты прямо в лицо. Вдали направо, во флигеле, уже много лет догнивающем в саду без призора, светится (прост.) огонек. Иду (прост.) на него.
Поднявшись на крылечко и отворив дверь из сеней в прихожую, не сразу понимаю (прост.), что это такое: ад какой-то! Прихожая вся полна едкого дыму (сост. имен.), в дыму багрово коптит (прост.) на столе лампочка, а из дымной печки красными языками вырывается (прост.) пламя. Старик, сидя на полу на коленях, топит (прост.). Он энергично, с сухим треском, ломает (прост.) корявыми руками бурьян, пихает (прост.) его в печку, и огонь вместе с клубами дыма то и дело вышибает (прост.) назад. 2.
Односоставные предложения выделены курсивом. 4.
Путаница путан- (ый) (нет приставки => одно н)+-иц-+-а озаренные гласная в корне без ударения => а
есть приставка => нн насквозь, направо на- + сквозь; на- + право (наречия, образованные от наречий, пишутся слитно)
внизу, вдали: наречия, образованные от существительных низ, верх, даль, глубь и т.д., пишутся слитно.
без призора: наречия, образованные от существительных, в состав которых входит предлог без, пишутся раздельно. низкорослые ^низк-(о) + росл-(и)+-ые.
в корне рос пишется о.
гг_сущ. гл.-связка. 1 сущ. сущ. в Р.п. ^2
I Театр есть та область искусства |, до которой прежде других
мод. слово » сущ. » 3 глаг.
можно сказать): |здесь искусство соприкасается с жизнью|, Iздесь
они встречаются лицом к лицу|; | здесь происходит вечный смотр
сущ. 6 сущ. союзн. слово ^
искусству и смотр жизни |; | здесь эти вечные враги, (которые неко-
7 J мод. слово гл.-связка. сущ. J глаг. —^ ‘ v «Г
гда должны стать друзьями), вырывают друг у друга наиболее дра-
-, сущ. 8 гл-.связка. сущ. хсущ. в Рп1 *
глаг. „ прил. „ глаг. глаг. тт сущ.
и жизнь,_слабым не по плечу.
1. [1| (о которой. 2): [3| [4|; [5J; [бТ^коГорые. 7)|; [8|; [9|.
Тире стоит вместо опущенного слова зритель, названного в предыдущемпредложении. ^^ 3.
Карточки для индивидуальной работы по теме «Грамматическая основа. Типы сказуемого»
Карточки тематического контроля можно использовать как для индивидуальной работы, так и для быстрого контроля знаний по теме.
Просмотр содержимого документа
«Карточки для индивидуальной работы по теме «Грамматическая основа. Типы сказуемого»»
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Прочитайте предложения. Найдите грамматические основы, определи те тип сказуемого.
Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге. (Пушкин)
Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. (Гоголь)
Вот уже начали в отдельности белеть кружочки маргариток, разглядываться листья, отсвечивать тропинки. (Федин)
Мы расстались большими приятелями. (Пушкин)
Больше всего он боялся показаться смешным. (Гранин)
Барыня ходит такая унылая. (Некрасов)
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Прочитайте предложения. Найдите грамматические основы, определите тип сказуемого.
Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны. (Чехов)
Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (Тургенев)
Он пустился бежать во весь дух. (Гоголь)
Бопре был в отечестве своём парикмахером, потом в Пруссии солдатом. (Пушкин)
Чужды вам страсти, чужды страданья. (Лермонтов)
В этот приезд мама показалась мне спокойнее, чем раньше. (Паустовский)
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Прочитайте предложения. Найдите грамматические основы, определи те тип сказуемого.
Иван Иванович, что с кривым глазом, тоже приказал долго жить. (Гоголь)
Танцующие теснились и толкали друг друга. (Куприн)
Со старыми знакомыми он перестал видеться. (Гончаров)
Я пытаюсь ползти за ними, кричу. (Бакланов)
Был я в то время студентом в провинциальном университете. (Толстой)
Их изба третья с краю. (Чехов)
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Прочитайте предложения. Найдите грамматические основы, определи те тип сказуемого.
Прошуми высокой осокой про весну, про мою весну. (Ахматова)
Были и лето и осень дождливы. (Жуковский)
Мартышка вздумала трудиться. (Крылов)
Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм. (Федин)
Севастопольский день как хрустальный стакан, налитый синей водой. (Паустовский)
Княжна слыла любительницей музыки. (Тургенев)
Сказуемое в предложении: типы сказуемых в русском языке, примеры
Ты будешь говорить
Юноша был высок и строен.
Мой друг остался верен себе.
Подлежащее и сказуемое
Пример. Подлежащее и сказуемое в предложении
Снег идёт весь день.
Бывают предложения, в которых есть сказуемое, но нет подлежащего:
За окном громыхнуло.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Типы (виды) сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Примеры
Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:
Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.
Девушка пела в церковном хоре.
Умремте ж под Москвой.
В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.
Рад стараться.
Всегда готов буду вам помочь.
Мы вынуждены откланяться.
Сотрудник начал работать над вашим заданием.
В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.
Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.
В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).
Вода в море была холодная и чистая.
Я не был смельчаком.
Бог есть любовь.
Как выписать или подчеркнуть сказуемое в предложении
Чтобы найти сказуемое в предложении, задайте подходящий вопрос:
Я вас любил. Я что делал? Любил.
Если в предложении есть подлежащее (кто? что?), сказуемое зависит от него и согласуется с подлежащим.
Редкая птица долетит до середины Днепра!
Птица что сделает? Долетит.
Мой дядя самых честных правил.
Что говорится о дяде? Каков он? Самых честных правил.
Сказуемое описывает действие или состояние предмета, указанного с помощью подлежащего.
Во время синтаксического разбора предложения сказуемое подчеркивают двумя чертами.
В деревне мы купались, катались на велосипедах и загорали.
Однородные сказуемые: купались, катались, загорали.
Чтобы опознать однородные сказуемые, нужно поставить вопрос и убедиться: они относятся к одному и тому же подлежащему, отвечают на один и тот же вопрос.
Дорога вела вперед, кружила, звала за собой.
Дорога что делала? Вела, кружила, звала. Это однородные сказуемые.
Однородные сказуемые. Как ставить запятые?
Запятые при однородных сказуемых ставятся по тем же правилам, что и при других однородных членах:
Запятая нужна, если однородные перечисляются без всякого союза. Мы бегали, прыгали, играли.
Запятая нужна, если использованы союзы а, но, однако, зато. Мы не бегали, зато плавали.
Запятая нужна, если есть повторяющийся или составной союз. Мы и бегали, и купались. Мы не только бегали, но и купались.
Запятая не нужна, если используется и не повторяются союзы и, или. Мы купаемся и бегаем. Мы будем купаться или загорать.
Если союз да используется в соединительном значении и, запятая не нужна:
Мы гуляли да удивлялись.
Если да используется в противительном значении но, запятая нужна:
Мы хотели, да не смогли.
Однородные сказуемые, выраженные разными частями речи
Примеры предложений с однородными сказуемыми
Машина подъехала к дому и остановилась.
Мы приехали, оставили вещи в гостинице и пошли гулять по городу.
Оратор то говорил громко, то затихал.
Вася не только студент-отличник, но и хороший спортсмен.
Наш класс большой, дружный и веселый.