Что такое звезды блестящие фонарики огромные пылающие шары или огоньки
Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью. Школа России
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; формировать представление о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде; познакомить с созвездием Льва.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на небе созвездие Льва.
Оборудование: кроссворд; у учащихся — цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки, темно-синие или черные круги, клей, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Кроссворд
2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела (Астроном.) 5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать. (Страус.) 8. Часть велосипеда. (Рама.) 9. Животные, которые вымерли очень-очень давно. (Динозавры.) 10. Время года, которое наступает после осени. (Зима.) 11. Основная работа этого человека — печь хлеб. (Пекарь.) 12. В нее одевались первобытные люди. (Шкура.)
1. Первый месяц весны. (Март.) 3. Излюбленная пища белых медведей. (Рыба.) 4. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да стоять не велит». (Мороз.) 5. Крупное животное — житель жарких стран. (Слон.) 6. Часть велосипеда. (Педаль.) 7. Третий день недели. (Среда.) 8. Часть велосипеда. (Руль.)
(Можно использовать КИМы (тест 35, с. 55).)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос. Давайте прочитаем его.
(Вопрос записан на доске: почему Солнце светит днем, а звезды — ночью? Учащиеся пробуют ответить на него, исходя из имеющихся у них представлений о дне и ночи, Солнце и звездах.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Солнце и звездах.)
— Прочитайте, на с. 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое-прежаркое. (Солнце.)
Лишь солнце погасло,
Что было блестящим
И ярким оно. (Звезды.)
— Как эти два понятия могут быть связаны между собой? (Ответы детей.)
Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар. Солнце не просто светит днем, оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.
(Учитель может использовать дополнительный материал к уроку.)
В старину люди думали, что звезды — это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так.
— Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей.)
На самом деле звезды — огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца.
— А почему же тогда они нам кажутся маленькими? (Они расположены далеко от Земли.)
— Рассмотрите рисунок на с. 32. Что можно рассказать о звездах? (Звезды отличаются по размерам и цвету.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 21).
— Как вы думаете, какая из этих звезд — Солнце? Обоснуйте свой ответ.
— Какое у вас сейчас настроение? От чего оно зависит?
3. Моделирование
(Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает пить их из пластилина. Пока дети лепят, учитель рассказывает о звездах (см. дополнительный материал к уроку). Проверка в парах.)
V. Физкультминутка
(Учитель читает загадку, учащиеся выполняют движения.)
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
(Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустит из рук —
(Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг.
Что это за шар? (Солнце.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда.)
— Что создает нам Солнце? (День.)
— Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звезд незаметен.)
— Кто изучает звезды? (Астрономы.)
— Кто знает, как раньше называли астрономов? (Звездочетами.)
— С помощью чего астроном изучает звезды? (С помощью телескопа.)
Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.
— Рассмотрите рисунок на с. 33. Как называется это созвездие? Почему? (Это созвездие Льва, потому что напоминает льва.)
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия — Регул, что значит «царь».
— По какой фигуре можно найти его на небе? Проверьте свой ответ с помощью атласа-определителя.
— Итак, из чего состоят созвездия? (Из звезд.)
— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
— Вспомните, как выглядит созвездие Льва.
3. Моделирование
(Учащиеся изготавливают модель созвездия Льва.)
4. Творческая работа
(Учащиеся изготавливают панно «Звездное небо» (можно по группам). На круг темно-синего или черного цвета наклеивают желтые горошины из пластилина. Их можно расположить в форме известных детям созвездий: Большой Медведицы (ковш) и Льва, а также любых других созвездий.)
5. Беседа
— Ребята, задумайтесь: а что будет, если погаснет Солнце? (Ответы детей.)
При раскопках в Египте археологи обнаружили стену храма, на которой было выбито изображение Солнца с лучами в виде человеческих рук, протянутых к людям. Рисунку этому 3 тыс. лет. Древний художник был мудрым человеком. Солнце дает нам пищу в виде растений и животных. Каждый ломоть хлеба, кусок мяса, сахара или масла, каждая тарелка супа или ложка каши несут в себе в скрытом виде солнечные лучи. Солнце помогает выращивать хлеб, овощи, ягоды, травы и животных, накапливает нектар в цветах, дает нам шоколад, перец, масло. Когда мы греемся на солнышке, нас согревает его тепло, но и когда мы греемся у костра, батареи, печки — нас тоже согревают солнечные лучи, «спрятанные» в дровах, угле, газе. Если погаснет Солнце — на Земле исчезнет жизнь.
VII. Рефлексия
— Кто теперь может ответить на вопрос урока: почему Солнце светит днем, а звезды — ночью? (Ответы детей.)
(Далее учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 33, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
— Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда.)
— Получились у вас модели звезд? Покажите.
— Какое созвездие вы учились находить? (Созвездие Льва.)
Рекомендации для занятий дома
Вместе с родителями найти на небе созвездие Льва.
Дополнительный материал
Солнце
Солнце — это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца — 20 млн градусов. На самом деле Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце — шар-великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.
От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.
Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Солнце — это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля — одна из девяти планет солнечной системы.
Звезды
Звезды — громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.
Белые и голубые звезды — очень-очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца.
По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
Конспект урока окружающий мир на тему «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью» 1 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
по окружающему миру
«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Квалификационная категория :первая
Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью».
Место урока в теме :1-й урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип урока : открытие новых знаний
формировать первоначальные представления о звёздах, Солнце как ближайшей к Земле звезде, учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, познакомить с созвездиями.
1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд.
3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
5. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
Планируемые достижения обучающихся:
· иметь представление о звёздах как о космических телах;
· сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
· ставить учебные задачи под руководством учителя;
· планировать учебную деятельность;
· удерживать цель и задачи в течение урока;
· оценивать свою деятельность на уроке;
· осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
· моделировать космические тела (звёзды);
· наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
· строить монологические высказывания;
· работать в парах, группе на основе приёмов взаимодействия.
· проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
· способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков),Энциклопедия дошкольника (Н.Н. Малофеева), карточки с заданиями, круг тёмно-синего цвета, пластилин, конверты, фонарики, глобус, настольная лампа, Карта успеха ( у каждого учащегося ), мультимедийная презентация.
I. Организационное начало урока.
Прозвенел и смолк звонок,
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
— Ребята давайте мы улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостя и будем радовать их на уроке открытием новых знаний и хорошим поведением.
2) Наблюдение за погодой. Актуализация знаний
В начале урока мы поговорим о погоде на сегодня.
— Сегодня 26 февраля, вторник. Температура воздуха с утра –
2. Пасмурный день – к поздней весне.
3. Если солнечные лучи хорошо видны, то ближайшие дни будут ясными, но морозными.
4. Синицы громко поют к ранней весне.
5. Вокруг солнца туманный круг – к снегу, вокруг луны красноватые кольца – к морозу, тучи небо затянули – к потеплению.
6. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем жарче будет лето.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1)-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название на
— А как взрослые называют детей, которые часто задают такие вопросы?
У бабули — внук и внучка —
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
«ПОЧЕМУ зеленый лист?
ПОЧЕМУ поет артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орел парит?
ПОЧЕМУ растет трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?
— А вы часто задаёте такие вопросы?
— С какой целью вы их задаёте?
— Я предлагаю вам создать клуб «Почемучек», мы будем вместе искать ответы на вопросы из раздела «Почему и зачем?», исследовать окружающий мир, добывать новые знания.
Итак, я объявляю первое заседание клуба «Почемучек» открытым.
Наш девиз : « На все вопросы есть ответы, от Почемучек нет секретов». Конечно же с нами в этом клубе будут наши старые друзья Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.
2).- Давайте определим тему нашего первого заседания.
Мудрая Черепаха предлагает Вам отгадать загадки и узнать предметы нашего исследования.
-Правильно, солнце, когда мы его видим на небе?
— Да это звёзды. А когда мы видим на небе звёзды?
— А мы можем увидеть звёзды и солнце на небе вместе днём или ночью?
— А вам интересно Почему?
«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»
Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия:
— Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?
1. Узнать, что такое Солнце и звёзды.
— Как вы думаете все ли звёзды одинаковы?
-Какой будет наша вторая задача.
2. Определить сходство и различия звёзд.
— Какая основная задача стоит перед нами?
3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.
Рассмотрите картинку звёздного неба. Какие созвездия вам известны? Назовите. С каким созвездием вы незнакомы? Найдите название этого созвездия в атласе определителе стр.220
— Какую ещё задачу мы определим на сегодняшнее заседание нашего клуба?
4. Учиться узнавать созвездия Льва.
III. Первичное усвоение новых знаний.
-Ребята как настоящие исследователи мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие в космос.
Как вы думаете на чём мы отправимся в космос?
Работаем в парах. Вспомните правила работы в паре.
Итак, ракеты готовы. Можем отправляться в путь.
Мы пролетаем над нашей планетой.
Молодцы! Вы хорошо это знаете.
2) Вступительное слово учителя.
В необъятных просторах космоса вращается наша Земля. Она одна из планет солнечной системы. Солнечная система-это объединение планет и их спутников, вращающихся вокруг звезды Солнце.
Вспомните первую нашу задачу: узнать что такое Солнце и Звёзды.
Откройте стр.32. Найдите пункт 3. Прочитайте первые 2 предложения. Достаточно ли нам этих знаний, чтобы ответить на главный вопрос. Из каких источников можно получить дополнительную информацию. ( Из энциклопедий, сети Интернет, атлас-определитель)
Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт нам день. Когда солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда заходит, начинается ночь.
( демонстрация с помощью глобуса и лампы)
Солнце это огромный пылающий шар, состоящий из газов: водорода и гелия. Температура на поверхности Солнца 20 млн. градусов. При такой жаре плавится любое вещество. От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету.
— Ребята, задумайтесь, что будет, если погаснет Солнце?
— Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце.
Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Физкультминутка.
Мы продолжаем наше путешествие во Вселенной. Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. В старину люди думали, что звёзды- это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Так ли это. Послушаем группу, изучавшую звёзды.
Звёзды – это огромные пылающие шары, подобные Солнцу. Многие из них гораздо больше Солнца, но кажутся нам маленькими светящимися огоньками, потому что находятся очень далеко.
. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре.
Цвет звёзд зависит от их температуры. Рассмотрите карточки и ответьте на Муравью Вопросику
— Какой цвет у самых горячих звёзд?
-Как вы справились с заданием. Отметьте в своих картах успеха.
1) Работа по учебнику стр.32. Моделирование.
Давайте сравним некоторые звезды.
Дети читают названия звёзд вместе с учителем. Лепят модели звёзд из пластилина. Коллективная работа.
– Ребята, космонавты всегда выполняют работу сообща. Эту работу мы тоже выполним вместе: определите кто какую звезду будет лепить, приступаем к работе.
Проверка работы по эталону в учебнике.
2) Проблемная ситуация.
— Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Вы согласны с этим рассуждением?
Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.
Опыт. «Дневные звёзды»
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.
Вывод: Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
— Давайте полюбуемся звездным небом. (Слайд 20)
— Какие звёзды мы видим на ночном небе: чёткие, остроконечные или расплывчатые?
Опыт Фонарик –звезда, свет пропускаем через пленку, прикреплённую на пяльцах.
Что вы видите? Видите ли вы чёткие очертания фонарика?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: далекий свет звезды, пройдя через слои газов и атмосферы, рассеивается, расплывается, и звезды нам кажутся мерцающими. А на самом деле они на что похожи? (на шары)
— Кто изображён на картинке? (Звездочёт)
— Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.)
Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ. (Слайд 21-а)
— А что это за прибор у звездочёта? (телескоп)
— Для чего он служит? (для изучения звезд и других небесных тел)
— А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы
Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.
Давайте мы ещё раз прочитаем эти слова и постараемся запомнить их значение.
Давайте напомним Муравьишке на какой вопрос мы ответили?
Рассказ учителя или в презентации.
Звезд на небе очень много. (Слайд 28)
Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.
— Какое созвездие мы изучим сегодня?
Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно. А теперь, давайте выполним задание № 3 в тетради на стр. 22.
Прочитать задание и выполнить самостоятельно. Проверка, взаимопроверка.
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”
— Мы уже познакомились с этой звездой?
— А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)
(Слайд 32) Эта звезда находиться в созвездии Телец.
А это созвездие Большого Пса. Какую знакомую звезду вы видите в этом созвездии? Сириус («ярко горящий») – самая яркая звезда в этом созвездии.
Творческая работа панно «Звёздное небо».
IV. Первичное закрепление новых знаний.
1. Фронтальная беседа. Отвечаем на вопросы Мудрой Черепахи.
— Что нам создаёт Солнце?
— Почему Солнце и звёзды кажутся нам маленькими?
-Почему звёзды светят разным светом?
Проверка по эталону на экране. Взаимопроверка.
V. Итоги урока. Рефлексия.
— Кто теперь сможет ответить на главный вопрос:
«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»
-Что нового вы узнали на уроке?
Посмотрите в свои карты успеха. Как вы оцените в целом свою работу?
Тест по окружающему миру на тему: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
ТЕМА «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ______________________________ Дата
За крайним двором рассыпанный горох:
ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести.
Вечером рассыпался горох,
утром встал — нет ничего.
1) блестящие фонарики;
2) огромные пылающие шары;
Звёзды нам кажутся маленькими светящими точками, так как они расположены ________________________________________________________________________
4.По каким признакам звёзды отличаются друг от друга?
1) ближайшая к земле звезда;
2) большой футбольный мяч;
3)самая большая звезда.
6. Кто изучает звёзды?
7.Что солнце создаёт?
9.Напиши, почему звёзды видны ночью?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Что Вы знаете про Снеговика?
Мастер-класс «Создание проблемной ситуации на уроке»
«Подготовка ребенка к школе (из опыта работы).»
Тематическое планирование по предмету «Коррекционно-развивающие занятия».
Урок математики в 1 классе «Цифра 7»
Презентация к уроку «Звуки и буквы»
Тематическое планирование по предмету «Человек».
Тематическое планирование по предмету «Домоводство».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5355795 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.