Что такое номенклатурная единица материальных запасов пример
Что такое материально-производственные запасы — понятие, единица, классификация и оценка для бухгалтерского учета
Порядок отражения материально-производственных запасов (далее — «МПЗ») в бухгалтерском учете с 2021 года закреплен в ФСБУ 5/2019, ПБУ 5/01 утратило силу.
Что изменилось в учете запасов с принятием ФСБУ 5/2019, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
МПЗ — это активы, применяемые хозсубъектом, которые:
Основными запасами являются в том числе (п. 3 ФСБУ 5/2019):
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Для целей бухучета запасы подлежат классификации по видам исходя из их предназначения на каждом этапе операционного цикла организации (п. 7 ФСБУ 5/2019).
Так, к основным материалам и сырью принадлежат те активы, без которых не может получиться конечный результат (продукция), например дерево, фурнитура, лакокрасочные покрытия и пр. (если речь идет о деревообрабатывающем производстве). К вспомогательным МПЗ относятся материалы, помогающие товару приобрести потребительские свойства. Для деревообрабатывающего производства это, например, короба для транспортировки произведенной деревянной мебели, топливо, обеспечивающее работу станков, и проч.
В понятие материально-производственных запасов, применяемых для управленческих целей, входят, кроме того, канцтовары для сотрудников компании, хозпринадлежности, спецодежда, недорогие инструменты.
Готовая продукция (например, деревянный шкаф, кровать и другая мебель) является результатом процесса производства.
Товары — активы, приобретенные для перепродажи, например матрасы, реализуемые как сопутствующие товары к изготовленным деревянным кроватям.
Для нужд бухгалтерского учета в качестве единицы МПЗ может использоваться (п. 6 ФСБУ 5/2019):
При этом организация, согласно вправе самостоятельно выбирать из перечисленных учетных единиц. Главное условие — чтобы предпочтенная для учета единица обеспечивала создание исчерпывающей информационной картины о МПЗ. После признания запасов в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц их учета.
Как принимаются к учету МПЗ?
Порядок оценки МПЗ при их принятии к учету описан в разд. II ФСБУ 5/2019.
Согласно п. 9 в общем случае запасы признаются по фактической себестоимости. В фактическую себестоимость МПЗ (кроме НЗП и готовой продукции), включаются фактические затраты:
При этом в фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются:
Подробнее о том, как и в какой оценке принять к учету МПЗ по правилам ФСБУ 5/2019, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Впоследствии МПЗ должны учитываться по наименьшей из величин:
Это требует проведения оценки МПЗ на каждую отчетную дату и при необходимости создания резерва под обесценение (п. п. 28-30 ФСБУ 5/2019). Напомним, ПБУ 5/01 требовало переоценивать МПЗ и создавать резерв на конец года.
Как создавать резерв под обесценение МПЗ, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Аспект бухгалтерского учета — способы оценки материально-производственных запасов при их списании
П. 36 ФСБУ 5/2019 (как и действовавшее ранее ПБУ 5/01) позволяет осуществить списание МПЗ любым из следующих способов, закрепленным в учетной политике:
Как отражать в учете списание МПЗ в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы», см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Величина производственного запаса — формула расчета и используемые показатели
Для определения объема в денежном выражении материально-производственных запасов используется следующая формула:
МПз — сумма материально-производственных запасов;
Из текущих запасов формируется основной потенциал компании для обеспечения производственных нужд и бесперебойной работы по выпуску продукции. Внутри текущих запасов существует своя градация на нормируемые и ненормируемые.
Подготовительные запасы формируются на 2–3 дня максимум.
Страховые запасы создаются на случай возникновения новых обстоятельств, требующих быстрого увеличения объема производства при резком увеличении спроса или возобновления прерванного цикла из-за форс-мажорных обстоятельств.
Производственные запасы — это актив или пассив баланса, куда они относятся и как отражаются в отчете?
О сроках сдачи бухгалтерского баланса, рассказано в статье «Когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы)».
Итоги
МПЗ составляют немалую долю активов любой организации, в связи с чем очень важно организовать их бухучет строго в соответствии с требованиями действующих НПА. В 2021 году это ФСБУ 5/2019. Поправки внесли ряд существенных изменений в порядок учета МПЗ.
Энциклопедия решений. Единица бухгалтерского учета материальных запасов (для бюджетной сферы)
Единица бухгалтерского учета материальных запасов госучреждения
ГАРАНТ:
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Согласно п. 101 Инструкции N 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается госучреждением самостоятельно.
В качестве единицы бухгалтерского учета материальных запасов могут быть выбраны, в частности, номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор конкретной единицы бухгалтерского учета для группы (вида) материальных запасов должен быть произведен таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (см., например: письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Единицы бухгалтерского учета, применяемые в целях учета определенных видов (групп) материальных запасов, должны быть закреплены в учетной политике госучреждения (см. образец).
При принятии решения о выборе единиц учета материальных запасов целесообразно руководствоваться следующими правилами.
1. Номенклатурный номер в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, разных торговых марок, артикулов и т.п. Такой вариант учета уместен при реализации покупных товаров.
Пример
При осуществлении учета яиц куриных пищевых могут быть выделены в качестве отдельных единиц учета (присвоены отдельные номенклатурные номера):
— яйцо куриное «Сельское» отборной категории;
— яйцо куриное «Сельское» первой категории;
— яйцо куриное «Деревенское» отборной категории;
— яйцо куриное «Станичное» второй категории и т.д.
2. Партия в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, в разрезе поступивших, выпущенных или изготовленных партий материальных запасов.
Пример
Керамическая плитка (обои, краска) одной торговой марки (производителя, артикула), но разных партий, может отличаться по размеру (оттенку, рисунку). Поэтому выдача со склада отдельно учтенных материалов одной партии при осуществлении ремонтных или отделочных работ обеспечит более качественное выполнение этих работ.
Учет материальных запасов по партиям будет уместен и в том случае, если необходимо обеспечить аналитический учет в разрезе дат приобретения (изготовления, закладки).
Пример
При осуществлении операций с химическими реактивами, лекарственными формами очень важен срок годности (использования) конкретных активов. Поэтому такие материальные запасы обоснованно могут учитываться по партиям.
При осуществлении хранения резервов ГСМ, продовольствия данные бухгалтерского учета в разрезе партий материальных запасов позволят производить своевременное освежение хранимого имущества.
3. Однородная группа в качестве единицы учета выбирается с учетом существенности аналитической информации об отдельных объектах материальных запасов в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с организацией такого учета. Как правило, подобных способ учета выбирается в отношении потребляемых материальных запасов.
Пример
Помимо единиц бухгалтерского учета материальных запасов, учреждением самостоятельно выбирается и единица измерения для определенного вида (группы) материальных запасов.
Пример
2. Уже упоминавшийся выше песок может учитываться поставщиком при отгрузке, например в метрах кубических. Если применение таких единиц бухгалтерского учета не будет затруднять отражение в учете операций, связанных с использованием песка, то на основании документов поставщика он может приниматься к учету, а затем и списываться с учета в метрах кубических.
3. В отгрузочных документах поставщика может указываться вес переданного учреждению топлива в килограммах. В то же время списание топлива в соответствии с утвержденными нормами может осуществляться в литрах. В подобной ситуации желательно исходить из порядка использования материальных запасов и учитывать топливо в литрах.
При осуществлении операций с материальными запасами (отпуск со склада, списание) может возникать необходимость округления количественных показателей до определенного количества значащих цифр. Подобная потребность может быть обусловлена:
— выбранными в учреждении для определенного вида (группы) материальных запасов единицами учета, измерения;
— техническими возможностями контрольно-измерительного оборудования.
Обоснованные должным образом правила округления количественных показателей материальных запасов могут быть утверждены госучреждением в рамках формирования учетной политики.
Пример
1. Яйцо куриное, как правило, учитывается в штуках. При этом очевидно, что в случае расчета в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц и получения дробного количества яиц, подлежащих выдаче (списанию), появляется объективная необходимость округления количества яиц до целых значений единиц учета (штук).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники ГАРАНТ: Бюджетная сфера:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии компании «Гарант»:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
ГАРАНТ: Бюджетная сфера. Центр компетенций (экспертизы) по вопросам бюджетной методологии
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Устное и письменное консультирование.
2. Подготовка аналитических материалов (энциклопедий, статей, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов) для системы ГАРАНТ.
3. Новости, статьи, интернет-рассылки, интервью с чиновниками для СМИ, включая портал ГАРАНТ.РУ.
4. Проверка (аудит) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики. Подготовка рекомендаций по оптимизации учетных процессов.
5. Рекомендации по постановке задач в целях автоматизации учетных процессов.
6. Поддержка в судах (в части финансово-бюджетных нарушений).
7. Подготовка видеоконтента, включая видеоролики.
8. Организация и проведение Семинаров и Круглых столов во всех регионах РФ.
9. Разработка локальных нормативных актов и иных документов, включая учетную политику.
10. Программы повышения квалификации.
11. Проведение исследований по изучению практик внедрения различных положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета» и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы. Имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)
Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105
С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н. Подробные методические указания о применении этого стандарта разъяснил Минфин.
Ознакомиться с точкой зрения чиновников можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Итак, согласно новому стандарту с 2020 года запасы разделяются на две группы:
1. Собственно материальные запасы:
2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.
Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:
Для них есть свои ФСБУ.
Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Что такое номенклатурная единица материальных запасов пример
Новости | Статьи | Консультация | Законодательство | ПО | Книги | Юмор | Поездки | Знакомства |
|
|