Что такое некредитная финансовая организация
Статья 76.1
Статья 76.1. Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерных инвестиционных фондов;
5) клиринговую деятельность;
6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) деятельность организатора торговли;
8) деятельность центрального депозитария;
8.1) репозитарную деятельность;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 430-ФЗ)
9) деятельность субъектов страхового дела;
10) негосударственных пенсионных фондов;
11) микрофинансовых организаций;
12) кредитных потребительских кооперативов;
13) жилищных накопительных кооперативов;
С 01.01.2022 п. 14 ч. 1 ст. 76.1 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
14) бюро кредитных историй;
С 01.01.2022 п. 15 ч. 1 ст. 76.1 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
15) актуарную деятельность;
С 01.01.2022 п. 16 ч. 1 ст. 76.1 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
16) кредитных рейтинговых агентств;
(п. 16 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
17.1) деятельность оператора инвестиционной платформы;
(п. 17.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ)
(п. 18 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ)
19) оператора финансовой платформы;
(п. 19 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 212-ФЗ)
20) операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
(п. 20 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
21) операторов обмена цифровых финансовых активов.
(п. 21 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Приложение 1. Виды некредитных финансовых организаций
Приложение 1
к Положению Банка России
от 15 декабря 2014 года N 445-П
«О требованиях к правилам
внутреннего контроля некредитных
финансовых организаций в целях
противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и
финансированию терроризма»
Виды некредитных финансовых организаций
С изменениями и дополнениями от:
28 июля 2016 г., 24 декабря 2019 г.
Информация об изменениях:
1. Некредитные финансовые организации, за исключением профессиональных участников и страховых организаций, соответствующие критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 28 июля 2016 г. N 4086-У в пункт 2 внесены изменения
2. Некредитные финансовые организации, указанные в пункте 1 настоящего Приложения, не соответствующие критериям отнесения в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям и микропредприятиям, а также следующие некредитные финансовые организации:
3. Если в процессе деятельности некредитной финансовой организации, указанной в пункте 1 настоящего приложения, возникают условия, не позволяющие отнести такую некредитную финансовую организацию к малому предприятию или микропредприятию, к ней применяются требования настоящего Положения, установленные в отношении некредитных финансовых организаций, указанных в пункте 2 настоящего Приложения.
Глава 1. Общие положения
Глава 1. Общие положения
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. N 4105-У пункт 1.1 изложен в новой редакции
1.1. Некредитная финансовая организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:
Оценка степени (уровня) риска клиента не осуществляется в случаях, когда идентификация (упрощенная идентификация) клиента в установленных случаях не проводится.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. N 4105-У Положение дополнено пунктом 1.1.1
Некредитная финансовая организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем с учетом факторов, предусмотренных правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Информация об изменениях:
1.2. Идентификация не проводится:
в отношении клиента, выгодоприобретателя, являющихся органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, органом государственной власти иностранного государства, Банком России;
в отношении бенефициарных владельцев в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в абзаце втором настоящего пункта;
в отношении выгодоприобретателей, если клиентом является лицо, указанное в абзаце втором настоящего пункта.
Некредитная финансовая организация идентифицирует представителей клиентов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, с учетом особенностей, установленных пунктом 1.3.1 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
1.3. Некредитная финансовая организация вправе не идентифицировать выгодоприобретателя, если:
клиент является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, указанной в статье 5 Федерального закона, или лицом, указанным в статье 7.1 Федерального закона, и выгодоприобретатель является клиентом такого клиента;
Настоящий пункт не применяется в случае, когда у некредитной финансовой организации в отношении клиента, указанного в настоящем пункте, или в отношении операции с денежными средствами или иным имуществом этого клиента возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
(1) Справочно: Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s, Fitch Ratings.
Информация об изменениях:
1.3.1. Некредитная финансовая организация вправе не идентифицировать представителя, являющегося единоличным исполнительным органом (руководителем):
клиента, являющегося Банком России;
Настоящий пункт не применяется в случае, когда у некредитной финансовой организации в отношении клиента, указанного в настоящем пункте, или в отношении операции с денежными средствами или иным имуществом этого клиента возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также в случае, если представитель клиента, являющийся единоличным исполнительным органом (руководителем), совершает от имени клиента действия, необходимые для приема некредитной финансовой организацией клиента на обслуживание, либо совершает от имени клиента операцию с денежными средствами или иным имуществом.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. N 4105-У в пункт 1.4 внесены изменения
1.4. В случае если выгодоприобретатель не может быть идентифицирован некредитной финансовой организацией до приема клиента на обслуживание в связи с отсутствием выгодоприобретателя в планируемых клиентом к совершению операциях, некредитная финансовая организация осуществляет идентификацию выгодоприобретателя (в случае его наличия) в срок, не превышающий семь рабочих дней со дня совершения операции.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. N 4105-У пункт 1.5 изложен в новой редакции
1.5. Некредитная финансовая организация обязана обновлять сведения, полученные в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в сроки, установленные Федеральным законом, а также обновлять оценку степени (уровня) риска клиента в сроки, установленные Федеральным законом для обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.
Обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также обновление оценки степени (уровня) риска клиента осуществляется в отношении клиентов, находящихся на обслуживании в некредитной финансовой организации на момент наступления у некредитной финансовой организации обязанности по обновлению соответствующих сведений, оценки степени (уровня) риска клиента.
Обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может не проводиться при наличии в совокупности следующих условий:
некредитная финансовая организация предприняла обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений об указанных лицах, в результате которых обновление сведений не было завершено;
со дня предпринятия мер по обновлению сведений об указанных лицах не проводились операции клиентом или в отношении клиента (за исключением операций в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства или иное имущество клиента).
При обращении клиента в некредитную финансовую организацию для проведения операции обновление сведений об указанном клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. N 4105-У Положение дополнено пунктом 1.6
1.6. При проведении упрощенной идентификации клиента идентификация, в том числе упрощенная идентификация, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится.
Банк России предложил определение финансовых холдингов с НФО
Такие холдинги должны раскрывать аудированную отчетность и соблюдать требования по нормативам достаточности капитала.
Документ обсуждали 10 июня на встрече представителей ЦБ с участниками рынкаа на площадке АЦ «Форум», сообщили «Интерфаксу» несколько участников встречи. Представленные Банком России принципы регулирования финансовых групп уже согласованы с Минфином, отметил один из них.
Согласно законопроекту, который есть у «Интерфакса», финансовым холдингом будет считаться объединение юридических лиц, в состав которого входит хотя бы одна кредитная или некредитная финорганизация, находящаяся под контролем головной организации холдинга, а также другие нефинансовые организации. Такие финансовые группы и холдинги могут быть созданы с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ), страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний (УК), микрофинансовых (МФО) и клиринговых организаций, а также бирж.
При этом, чтобы такое объединение могло считаться финансовым холдингом, доля финансовой деятельности всех компаний должна составлять не менее 40%. Эта доля определяется по методике ЦБ и представляет собой отношение величины активов и доходов банков и НФО-участников холдинга и совокупной величины активов и доходов компаний финансового холдинга. Если доля банковской деятельности в финансовом холдинге составляет более 50% (за исключением центрального контрагента и депозитария), то он признается банковским холдингом.
Головная организация холдинга может создать отдельную управляющую компанию и возложить на нее обязанность по управлению всем холдингом. При этом такая УК не может заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью, а также осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Головная организация обязана соблюдать нормативы достаточности капитала финансовой группы, методику определяет ЦБ. Головная компания финансового холдинга должна раскрывать годовую и промежуточную консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней.
Банк России имеет право запрашивать отчетность и информацию о нефинансовых компаниях, которые входят в холдинг. К тому же регулятор получит право проверять деятельность компаний холдинга за пределами России. Регулятор может устанавливать дифференцированные методики определения собственных средств и нормативов, а также объемов предоставления отчетности в зависимости от доли банковской деятельности в этой группе и объема активов и доходов.
Если головная компания финансового холдинга не исполняет требования закона, то Банк России может ограничить ее операции с участниками фингруппы. Если акционер головной компании холдинга совершил сделку с головной организацией финансовой группы, которая повлекла нарушение норматива достаточности собственных средств, ЦБ РФ направляет ему предписание. Если акционер не исполняет это предписание в течение 45 дней, то теряет право голоса на собрании акционеров головной организации финансовой группы. Банк России в таком случае также может обжаловать в судебном порядке решения собрания акционеров головной организации и одобренные сделки.
Официально о том, что ЦБ планирует в дополнение к существующим регуляторным требованиям для банковских групп и холдингов ввести аналогичные требования для объединений с участием основных видов НФО, регулятор объявил в начале июня. Новые требования планируется распространить только на крупные финансовые объединения. Их критерии определит Банк России.
Как отметил источник на финансовом рынке, необходимость создания единой системы кросс-секторального регулирования объединений на финансовом рынке может быть связана с тем, что ЦБ РФ хочет уйти от понятий «аффилированности» компаний к определению «связанности сторон», которая может определяться по мотивированному суждению регулятора.
Небанковские кредитные организации
Небанковская кредитная организация (НКО) — кредитная организация, которая может осуществлять ограниченный перечень банковских операций. Допустимые сочетания таких операций для НКО устанавливаются Банком России.
Правовые основы деятельности НКО установлены:
НКО подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Для государственной регистрации НКО и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также внесения сведений о ней в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГР КО) соискатель представляет в Банк России документы в соответствии со статьей 14 Закона о банках, Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Для государственной регистрации НКО с иностранными инвестициями и получения лицензии на осуществление банковских операций до представления документов, указанных в статье 14 Закона о банках, необходимо представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 17 Закона о банках и Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями».
В соответствии со статьей 15 Закона о банках срок рассмотрения документов, представленных для принятия Банком России решения о государственной регистрации небанковской кредитной организации — 6 месяцев, а небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций — 3 месяца.
1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.
2. Проверьте соответствие кандидатов на должность руководителей и иных лиц создаваемой организации предъявляемым квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
Перечень лиц указан в статье 11.1 Закона о банках и статье 60 Федерального закона от 10.07.2002 № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Квалификационные требования и требования к деловой репутации этих лиц установлены статьей 16 Закона о банках.
Для проведения проверки рекомендуем пользоваться:
3. Соберите документы для проведения оценки финансового положения учредителей НКО и иных лиц, предусмотренных Законом о банках.
Порядок и критерии оценки финансового положения, а также требования к финансовому положению установлены Положением Банка России от 28.12.2017 №
4. Выберите уникальное наименование для создаваемой небанковской кредитной организации.
Требования к наименованию установлены статьями 54 и 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона о банках и Инструкцией Банка России от 02.04.2010 №
Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться КГР КО и единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).
До принятия решения о создании НКО учредителям необходимо направить в Банк России запрос о возможности использования предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований кредитной организации (на русском языке).
5. Уплатите государственную пошлину за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.
За предоставление лицензии на осуществление банковских операций уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 93 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размер госпошлины — 0,1% заявленного уставного капитала создаваемой кредитной организации, но не более 500 тыс. рублей.
6. Подготовьте и представьте в Банк России комплект документов для государственной регистрации НКО.
7. Получите уведомление о внесении сведений о небанковской кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц и свидетельство о регистрации Банка России.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации НКО направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления им функций по ведению ЕГРЮЛ.
На основании решения, принятого Банком России, и представленных им сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения таких документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации НКО уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала организации. Также регулятор выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о ней в ЕГРЮЛ, и свидетельство о регистрации Банка России, присваивает НКО регистрационный номер Банка России и вносит сведения о ней в КГР КО.
8. Оплатите уставный капитал и получите лицензию на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала НКО, Банк России в трехдневный срок выдает ей лицензию на осуществление банковских операций.
Информация о НКО после ее создания и выдачи ей лицензии размещается в Справочнике финансовых организаций на официальном сайте Банка России.
Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».
Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.