технология исследовательского обучения это
Доклад «Исследовательский метод обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «КАЗУЛИНСКАЯ СОШ»
Исследовательский метод обучения
учитель ИЗО Елпакова Л.В.
Технология исследовательского метода————-с. 6-9
Результаты исследовательской деятельности——с. 9-10
Плюсы и минусы исследовательского метода——с. 11
Современная педагогика стремительно развивается и предлагает множество методов обучения детей, чтобы сделать преподавание более интересным, насыщенным, доступным, не сложным для запоминания. Учитель экспериментирует в работе с различными методами и подбирает наиболее успешные, понравившиеся не только ему, но и обучающимся. С помощью различных методов и приёмов обучения можно обнаружить скрытые таланты учеников, а так же развить творческую активность ребёнка. Рассмотрим более подробно исследовательский метод обучения.
В 19 в. биолог А. Я. Герд, историк M. M. Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной, умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении рассматриваемого метода в отечественной педагогической практике сыграли Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И. Срезневский и др. Исследовательский метод был признан единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Но было сделано много ошибок. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий. В связи с этим в 1931—32, исследовательский метод был устранён и заменили его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся.
В 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин). Таким образом, в начале 60-х гг. идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.
Технология исследовательского обучения в урочной и внеурочной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Пирогова Татьяна Николаевна МАОУ СОШ № 10 г. Таганрог
Выступление на ассамблее инноваторов 23.09.2015г.
«Технология исследовательского обучения в системе урочной и внеурочной деятельности»
Содержание образования – это король, а технология образования – это Бог.
Высшей формой познавательной активности человека является наука. Поэтому, овладевая технологией исследовательского обучения, учащиеся знакомятся с методами современного научного познания. А в арсенал учителя, который использует эту технологию, должен войти понятийный аппарат современной науки и научная методология исследования.
В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Исследование определяется как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Во главу угла при организации исследовательской деятельности учащихся ставится развитие исследовательской позиции, на основе которой человек будет решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь в этом мире.
Учебно-исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
Структура учебного исследования:
-выявление и постановка проблемы исследования;
-планирование и разработка исследовательских действий;
— сбор данных, их анализ и синтез;
-сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
— подготовка и написание отчета.
Внеурочная деятельность предполагает большие возможности для реализации исследовательской деятельности:
• факультативы и кружки;
• олимпиады (в том числе дистанционные);
• школы юных исследователей;
• образовательные экспедиции (поездки, экскурсии, походы);
• заочные математические школы;
• летние математические лагеря.
В 2008 году в нашей школе было создано Научное общество учеников
«Мы=XXI век». Наш девиз: «Уважаем традиции – стремимся к новому».
НОУ – добровольное сообщество, объединение учащихся, которое стремится к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому и ответственному подходу к полученным исследовательским результатам, а также к приобретению разнообразных полезных умений и навыков исследовательской работы. Оно объединило талантливых детей и талантливых учителей в содружество. Теперь мы вместе изучаем, исследуем.
Школьное научное общество состоит из 7 секций: лингвистической, иностранных языков, обществоведческой, истории, обществознания, естественнонаучной, математической, прикладной, начальных классов.
Я являюсь 8 лет руководителем математической секции.
На сайте школы есть положение о научном обществе учащихся и учителей «Мы = 21 век»
Содержание и формы работы
Членство в Обществе,
Права и ответственность членов общества.
Есть материалы «Юный исследователь» для школьников по самостоятельной исследовательской практике и для руководителя научно-исследовательских работ школьников
В 2009 году в стенах нашей школы состоялась первая научно-практическая конференция НОУ «Мы = XXI век», всего их было организовано уже 7.
Председателем жюри выступает преподаватель ВУЗа кафедры «Математика» Кривша Наталья Сергеевна, членами жюри учителя школы и выпускники, успешные в исследовательской деятельности.
Атмосфера в школе вызывает желание и учащихся, и учителей творить, идти к новым рубежам. Работа в НОУ способствует и социализации личности учащихся, так как воспитывает в них активную жизненную позицию.
Хотелось бы, чтобы были разработаны принципы и механизмы учета достижений учащихся в области исследовательской деятельности при зачислении в ВУЗы.
Большие возможности для организации исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.
Виды исследовательской деятельности на уроке:
• практические работы поискового характера;
• применение исследовательского метода обучения;
• домашние задания исследовательского характера;
• краткосрочный индивидуальный исследовательский проект;
• задачи исследовательского характера.
Каким же образом построить урок, чтобы поставить ребенка в позицию исследователя? Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Интеллект и креативность — это механизмы. А механизм приводит в действие мотор. Мотором является мотивация. Человек может иметь замечательный интеллект
и очень высокую креативность, но не иметь ни малейшего желания использовать их. Если эти три компонента изобразить в виде трёх пересекающихся кругов, то сегмент их пересечения и есть одарённость с точки зрения современного понимания.
На примере изучения темы «Параллелограмм» хочу показать, как работает технология исследовательского обучения на каждом этапе урока
Ι этап. Формирование понятий
Для того чтобы вовлечь учащихся в исследовательскую работу, предлагаю перечислить объекты (фигуры, их признаки свойства) и объединить в группы. Для этого ставятся соответствующие вопросы. Так, вопрос « Что вы увидели? Заметили?» побуждает детей к перечислению данных объектов, вопрос « Какие предметы (фигуры и т.д.) связаны друг с другом? » побуждает детей к объединению данных в группы.
Заметим, что эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного «правильного» ответа. Дети не стремятся «угадать, что у учителя на уме», они ведут активный интеллектуальный поиск.
Задание 1. Предлагаю ребятам в парах выполнить задание. У каждого ученика по два равных прямоугольных треугольника.
Из двух прямоугольных треугольников составить четырехугольник. Найти различные способы решения данного задания.
Здесь мнения учащихся расходятся. Кто-то выделяет 1 фигуру, другие 4-ю фигуру.
Выясняем, что представляет каждая из фигур. Чем отличается 1-я фигура, а чем 4-я?
Оказывается, что первые три фигуры ребятам знакомы, а вот последнюю фигуру они не знают. При обращении к учебнику, данную фигуру не находим.
Таким образом, вводится новая фигура — дельтоид, которая не изучается в школьном курсе. Учащиеся параллельно с остальными четырехугольниками исследуют и данную фигуру.
— На рисунке даны четырехугольники. Исключите лишнюю. Почему? — Данный четырехугольник называется трапецией. Откуда такое название?
— Что общего у оставшихся фигур? Как бы вы их назвали?
Объедините параллелограммы в 2 группы. По какому признаку вы это сделали?
ΙΙ этап. Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий
После того, как класс исследуемых объектов определен, ставится задача найти, «открыть» другие общие свойства рассматриваемых объектов. При рассмотрении свойств изучаемых объектов ученики ставятся в позицию «открывателей свойств», побуждаются высказывать предположения о наличии тех или иных свойств.
— Что будет, если в параллелограмме проведем биссектрису угла, две биссектрисы из двух односторонних углов, две биссектрисы из противоположных углов…
Вот одна из гипотез, которая была сформулирована учеником на уроке геометрии в 8 классе во время изучения темы «Если провести биссектрисы углов параллелограмма, то они, попарно пересекаясь, образуют параллелограмм». Выдвинув данную гипотезу, ученик выполнил рисунок.
«Получается не просто параллелограмм, а прямоугольник!» Далее ребята начинают искать доказательства. При этом они используют предыдущие исследования (в частности, биссектрисы, проведенные из односторонних углов, взаимно перпендикулярны, а биссектрисы, проведенные из противоположных углов, параллельны).
— А что будет, если в параллелограмме соединим последовательно середины сторон?
Получаем еще одну фигуру для исследования, которая не изучается в школьном курсе геометрии: параллелограмм Вариньона.
ΙΙΙ этап. Объяснение новых фактов на основе свойств
Данный этап основан на побуждении детей к объяснению новых явлений.
Вводный побуждающий вопрос учителя может носить отвлеченный абстрактно-теоретический характер: « Что изменится, если…», « Что произошло бы, если…». Например, при работе по определению признаков фигуры можно задать такой вопрос: «Что произойдет, если условие и утверждение поменять местами?». Так, ученики формулируют утверждение, обратное свойству. На заключительной фазе стратегии учащиеся проверяют выдвинутые ими предположения, гипотезы, выводы, либо указывают условия, при которых можно произвести проверку.
При такой работе ученики могут сформулировать признаки, которые в школьных учебниках не формулируются и не доказываются.
Например, по свойствам у параллелограмма «появляются» свои новые признаки: «Если противоположные углы четырехугольника равны, то этот четырехугольник является параллелограммом».
Во время изучения данных тем возникают исследовательские работы, которые выходят за рамки школьного курса математики. Вот только некоторые из них:
Если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде следует работать над собой. Необходима рефлексия по отношению к собственной деятельности: насколько мы сохранили в себе стремление к саморазвитию, есть ли у нас потребность к исследованию, как способу взаимодействия с миром. Эти вопросы я постоянно обращаю к себе.
Значимо для учителя самому научиться:
— создавать среду, направляющую учащегося к самоуправлению в принятии решения,
— выстраивать диалогическое общение с учениками,
— провоцировать появление вопросов,
— выстраивать доверительные отношения с учащимися,
— учитывать интересы и мотивацию ребенка, не забывая про свою,
— давать ученикам право в принятии решения,
Что дает участие в исследовательской деятельности ребенку?
раннее раскрытие интересов и склонностей к научно-поисковой деятельности;
углубленная подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
ранняя профессиональная ориентация;
дополнительный опыт публичных выступлений.
Что дает организация исследовательской деятельности педагогу?
осознание педагогом необходимости профессионального роста (прежде чем научить ребенка исследовательской деятельности, педагогу необходимо научиться самому);
получение условий для повышения мастерства учителя (организация лекций для педагогов, возможность участия в работе жюри, присутствие на защите, заслушивание докладов);
Научная статья «Исследовательское обучение»
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией комплексно развивающей универсальные учебные действия и ключевые компетенции.
Содержание учебного материала
Обучающимся интересно видеть, как другие увлеченно что-то решают, исследуют. Совсем необязательно, чтобы тема исследования учащихся имела глобальное значение. Важен характер исследования. Таким образом, систематически используя исследовательские задачи разного характера, можно сформировать учебно-исследовательскую компетентность учащихся. Значимость включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность предполагает развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
Исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.
Можно выделить и основную группу методов поиска решений задач : мозговой штурм, ассоциативные методы, перебор различных вариантов решений, связанных с систематизацией материала, метод наводящих вопросов.
Для учебно-экспериментальной деятельности учащихся важно создать среду конструктивного обучения и самопроектирования конструктивной деятельности в ней.
Такой средой могут быть:
домашняя лаборатория юного физика;
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника и т.п.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основные характеристики: 1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формулирования гипотез; 3) обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) знакомство с первоисточниками; 5) развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.
Исследовательский проект учащегося – специфическая форма научной работы учащегося. Главной целью исследовательского проекта является получение представлений о том или ином явлении.
Педагогический проект руководителя исследовательской работы – организация образовательного процесса на основе учебного исследования. Его главной целью является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности и предлагает те или иные темы исследований, адаптирует методики, создаёт условия для проявления познавательной инициативы детей.
Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследовательской работы школьников является развитие их способности критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение. Эти цели достигаются наилучшим образом, если ребёнку создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа и т.д. В этом случае юный исследователь действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования. Очевидным становится то, что на каждом этапе нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в последовательность стандартных учебных этапов.
Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов. Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. В нашем случае данный метод позволяет спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остаётся исследованием, которое организовано проектным методом.
Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — приобретение учащимся функционального навыка ведения научной работы.
Основные этапы исследования :
• ориентировка (выделение и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);
• проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);
• определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);
• планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования);
• сбор материалов или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);
• анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
• рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Несмотря на то, что рефлексия и в проектировании, и в исследовании стоит как последний, завершающий этап, она необходима на всех этапах.
Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как:
умение видеть проблемы;
умение вырабатывать гипотезы;
умение проводить эксперименты;
умение давать определения понятиям и другие.
Применение исследовательского метода обучения на уроках физики
Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики я, осуществляю через:
уроки изучения нового материала;
уроки решения задач;
лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования;
домашние экспериментальные задания;
участие в конкурсах научно-исследовательских работ;
систему диагностики уровня сформированности исследовательских умений и навыков.
«Как можно обнаружить волну? (Увидеть, почувствовать, услышать).
Возьмем металлическую линейку и зададимся вопросом: сможем ли мы услышать волну, создаваемую этой линейкой?
С чем это связано? Какие условия необходимы для того, чтобы мы услышали волну?
У вас на столе находятся рабочие тетради, и я предлагаю вам написать на них свои гипотезы. Чуть позднее мы узнаем, верны ли они были.»
Учащиеся исследуют тему с помощью прослушивания лекции, прослушивание колыбельной Брамса, просмотра мультфильма «Волчонок и Ух», подготовки по предложенным учителем материалам сообщениям по теме с выступлениями перед учащимися.(Разработка урока Приложение 1)
Наиболее эффективны исследовательские лабораторные работы по физике, где можно
существенно расширить исследование за границы предлагаемое учебником.
Например лабораторная работа « Наблюдение интерференции и дифракции света » может выглядеть следующим образом:
По ходу работы даются пояснения учителем (приложение 2)
Наиболее полно исследовательская деятельность может осуществляться во внеурочное время.
Так моими учащимися был реализована научно исследовательская работа «Резонансный трансформатор Теслла» с изготовлением модели качера Броувина. Такие работы не только позволяют повышать качество знаний обучающихся, развитие их навыков и умений по физике, но и позволяют расширять широту политехнического кругозора, способствуют развитию творческой инженерной мысли.
Оценивание исследовательской деятельности учащихся
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
Исследовательская работа – это активная теоретическая и практическая деятельность учащихся, которая будоражит мысль, формирует подвижность ума, приучает к творческому и критическому осмыслению знаний.
Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин. В настоящее время на уроках по различным предметам осуществляется различный подход к формированию этих умений, что непродуктивно с точки зрения учебного времени, так как умения формируются в процессе преобразующей деятельности человека. При формировании у учащихся различного рода умений, в том числе и исследовательских, реализуются такие функции:
-обучающая функция проявляется при получении учащимися новых знаний, содействует пониманию различных процессов, явлений, формирует новые умения, закрепляет умения, полученные ранее;
-развивающая функция заключается в том, что вызывает интерес к науке, предмету; развивает способности к изобретательству и творчеству;
— воспитательная функция позволяет выработать внимательность, аккуратность в работе, настойчивость, самостоятельность;
-закрепляющая функция направлена на повторение и закрепление полученных знаний, отработку умений;
-контролирующая функция позволяет учителю судить о качестве усвоенных знаний, приобретенных и выработанных умений и навыков, применении этих умений на практике, о развитии интереса к исследованию, предмету.
К исследовательской деятельности учащихся нужно готовить. Выяснилось, что при самостоятельной работе у школьников возникают проблемы. Как показал опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу.
В традиционной методике не предполагается формирование у учащихся умения формулировать и обосновывать гипотезу. Однако без этого структурного элемента невозможно полностью раскрыть методы научного познания и исследования.
При выполнении работ исследовательского характера необходимо обращать внимание на то, чтобы учащиеся отрабатывали весь состав структурных элементов.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. А значит сделать обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.