Что такое культурно гигиенические навыки у детей
Реализация задач образовательной области «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Ксения Баштовая
Реализация задач образовательной области «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Значение формирования культурно-гигиенических навыков в развитии ребенка дошкольного возраста:
• развитие нравственных чувств
• развитие внимания и воли
• условия для здоровья
• стремление к самостоятельности
• контроль за внешним видом
• познание окружающего мира
• предпосылки формирования основ эстетического вкуса
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.
Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.
Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!»
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков:
младшая группа
Формировать умение овладевать культурно-гигиеническими навыками.
Побуждать детей к самостоятельности.
Развивать предпосылки трудовой деятельности.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам.
Приучать детей следить за своим внешним видом.
Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т. д.
средняя группа
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Закреплять умение пользовать расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды.
старшая-подготовительная группа
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически.
Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком.
Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом.
Формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков.
младшая группа
Социализация: «Сделай лодочку»
Цель: приучать детей к выполнению элементарных кгн при мытье рук. Формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Познание: «Мыльные перчатки»
Цель: поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов (мыло, разнообразным действиям с ним.
Здоровье: «Водичка-водичка» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Интеграция с образовательной обл. «Худ. литература»:
Цель: воспитывать интерес к малым формам фольклора (потешек).
Интеграция с образовательной обл. «Коммуникация»:
Цель: поощрять желание проговаривать текст потешки.
Навыки опрятной еды
Здоровье: «Убери со стола»
Цель: поддерживать положительное настроение ребенка при выполнении элементарных гигиенических процессов :убирать посуду со стола.
Познание: «Чаепитие у кукол»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, развивать интерес к разнообразным действиям с ней.
Дидактическая игра: «Обед у кукол»
Чтение х/л «Маша обедает»
Досуг «День рождения Мишки».
Навыки опрятной одежды
Познание «Оденем куклу на прогулку»
Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Интеграция с образовательной обл. «Социализация»:
Цель: Воспитывать у детей интерес к отражению знаний в игровой деятельности.
«Разложи по порядку»
средняя группа
Познание: «Чистоплотные дети»
Цель: Расширять знания детей о предметах личной гигиены, и их назначении и действиями с ними.
Здоровье : д/игра «Чистый из чистых»
Цель: формировать у детей стремление к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены.
«Уши мыть или не мыть»
Безопасность: д/игра «Кукла заболела»
Цель: закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни.
Чтение х/л «Я одеться сам могу» В. Зайцев, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Кто умеет?» А. Кузнецова
старшая-подготовительная группа
Познание: «Правила чистюли»
Цель: Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Развивать самостоятельность в выполнении кгн.
Здоровье : д/игра «Уроки Мойдодыра»
Цель: Способствовать проявлению здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников. Формировать умение составлять алгоритм выполнения гигиенических процедур для младших дошкольников.
Безопасность: д/игра «В гостях у Айболита»
Цель: закреплять умение и навыки
безопасного поведения во время болезни.
Чтение х/л «Почему надо чистить зубы?»
Я. Яхнин, «Научу одеваться и братца»
Е. Благинина, «Сам» В. Степанов
Использование малых фольклорных форм:
Задачи 1. В формировании положительного отношения к культурно-гигиеническим навыкам.
2. Повышение осознанности действий и усиление детской самостоятельности
Ешь кашу сладеньку,
Если носик твой сопит,
Значит он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай!
Как смотреть на вас приятно,
Все одеты аккуратно!
Результат овладения культурно-гигиеническими навыками
младшая группа
самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
проявляет навыки опрятности
пользуется индивидуальными предметами личной гигиены
умеет самостоятельно есть
самостоятельно моет руки, умывается
средняя группа
стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, уход за вещами и игрушками)
активен в самообслуживании
стремится помогать взрослому в организации процесса питания и режимных процессов
старшая-подготовительная группа
Умеет обслужить себя
Владеет и пользуется полезными привычками
Владеет и пользуется элементарными навыками личной гигиены
Владеет культурой приема пищи и выполняет правила культуры еды
самостоятельно моет руки, умывается
Формы работы с родителями:
• Анкеты – опросники, буклеты.
• Пропаганда семейного воспитания
• Выставка литературы (художественной, методической).
Информация для родителей.
Сегодня мы с детьми будем расширять знания детей о предметах личной гигиены, их назначении и действиями с ними.
Мы будем играть в игру «Чистый из чистых», в которой будем формировать у детей стремление к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены.
Мы будем играть в игру «Кукла заболела», в которой будем закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни.
Почитайте детям рассказ «Я одеться сам могу» В. Зайцев. И задайте вопросы по содержанию:
— О ком говорится в этом рассказе?
— Сколько лет ребенку?
— Что он умеет делать самостоятельно?
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение,1991.
3. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М. : 2005
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение,1991.
ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.
Формирование культурно-гигиенических навыков в семье и ДОУ
БЕЛЛА ЛЫСЕНКОВА
Формирование культурно-гигиенических навыков в семье и ДОУ
Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Приучая ребенка к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам!»
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – взрослые стремятся сделать все за ребенка сами. Им кажется,что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. «Ну что за неряха!»— в сердцах восклицает иной родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества и действительно ли мы оказываем ребенку помощь, стремясь сделать все за ребенка. Взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности, приучает, надеется на других. Уже к 3 годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердится. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к упрямству, своеволию. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок хочет делать все сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, резинок для волос, постоянное и удобное место для полотенца. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимые в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Приемы и методы, которые используем в группе.
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания принимают участие все педагоги, работающие с группой.
Например,игры с куклами: «Строим кукле комнату», «Угостим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку», «Накормим куклу обедом», «Постираем кукле платье» и т. д. Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, побуждают принимать посильное участие в труде.
Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом сложить дорожкой и вешать — так оно лучше просыхает, не падает на пол. (привести пример) КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя. КГН направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений,происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, ножки обулись в сапожки, а ручки надели рукавички.Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они становились привычками.
Задачи по формированию культурно – гигиенических навыков детей на каждой возрастной группе.
Вторая младшая группа (3-4г)
— научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место
— сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
Средняя группа (4-5л)
— совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды
Старшая группа (5-6л)
— закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом
— продолжать прививать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых
Подготовительная группа (6-7л)
— закреплять навыки культуры поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребёнка к следующим гигиеническим навыкам:
мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном;
полоскать рот после приёма пищи (с двух лет);
пользоваться зубной щёткой (с двух лет);
пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
пользоваться расчёской, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
ухаживать за ногтями с помощью щёточки (с двух с половиной лет);
не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
мыть ноги перед сном.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом.
Продолжать учить аккуратно, мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
Формировать элементарные навыкиповедения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.
Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места, опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Формирование КГН осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Взрослые показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований взрослого. Умелое руководство взрослого сокращает время овладения навыками личной гигиены. В воспитании КГН огромную роль играет оценка. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Формыи методы работы с родителями:
— консультации для родителей,
— беседы и консультации,
— дни открытых дверей,
— организация деловых игр,
Родители проявили большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Стали уделять внимание по культурно гигиеническим навыкам. В младшей группе проводились беседы, многие родители приняли участие в подготовке ребенка к навыкам самообслуживания. В конце учебного года родители стали рассказывать,как их дети,дома, закрепляют навыки полученные раннее. В средней группе, родители вместе с воспитателями учили детей пользоваться столовыми приборами и учили аккуратно размазывать масло на хлеб. Это также проводилось и дома, вместе с семьей. В конце учебного года родители рассказывали как дети освоили навыки работы со столовыми приборами, а также самообслуживанию. Проводились беседы о правилах личной гигиены. Родители принимали участие при подготовке ребенка к гигиеническим навыкам. А в дальнейшем рассказывают про успехи детей дома.Таким образом : вся организованная нами работа приносит положительные результаты, так как родители стали нашими союзниками в вопросах организации питания дошкольников, повысилась родительская компетентность и заинтересованность в вопросах здорового питания дошкольников. При организации питания в семье родители стали больше уделять внимания разнообразию и витаминизации блюд Организация питания детей дошкольного возраста с учетом физиологических потребностей растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям, следовательно очень важно соблюдать принципы рационального питания детей соблюдая преемственности организации питания в ДОУ и дома. Работа по организации рационального питания детей дошкольного возраста будет эффективной лишь в том случае, когда она реализуется в системе, т. е. необходима слаженная работа всех участников (работающего персонала ДОУ, родителей и, конечно, детей.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков в семье и ДОУ является одной из важнейших задач воспитания.Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия:
-непрерывность воспитательного процесса,
-высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателю в беседе с родителями следует подчёркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.
Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.
Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни большое значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Именно эти качества необходимы будущему школьнику, поэтому проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей актуальна и реализует задачи ФГОС ДО.