Что такое краснодарская агломерация
Уникальная агломерация Краснодара
Главы муниципалитетов агломераций обсудили долгосрочные перспективы развития.
Мэр Первышов в режиме видеоконференции принял участие в онлайн заседании Палаты городов — центров субъектов РФ Общероссийского конгресса муниципальных образований.
— Краснодарская агломерация уникальна — в нее входят муниципальные образования двух субъектов — Кубани и Республики Адыгея. От Краснодарского края — Краснодар, Горячий Ключ, Северский и Динской районы, от Республики Адыгеи — Адыгейск, Теучежский и Тахтамукайский районы. Численность населения агломерации — 1,5 млн человек. Краснодарская агломерация формирует крупнейший жилищный рынок в регионе, у нас — мощный экономический и человеческий потенциал. Объем инвестиций в основной капитал в прошлом году превысил 140 млрд руб., объем отгруженной продукции промышленности — 453 млрд руб., оборот розничной торговли — 627 млрд руб., — сказал градоначальник.
Евгений Первышов отметил, что при разработке нового Генплана была выбрана агломерационная модель, которая предусматривает создание ядра в нынешних границах краевого центра и совместное развитие всей агломерации. Генплан, в частности, предусматривает увеличение жителей к 2040 г. до 3,2 млн чел., из которых 2,2 млн человек будут жить в Краснодаре и 1 млн. человек — в ближнем поясе агломерации.
По словам главы Краснодара, в целом в Генплане обозначены главные направления развития агломерации. Для того, чтобы эта модель полноценно работала и помогала динамично развиваться всем территориям, необходима разработка комплексного плана — единого для всех муниципальных образований.
Напомним, в среду 2 сентября 2020 года завершилась пятилетняя эпопея с разработкой и принятием Генерального плана Краснодара. Согласно выбранной агломерационной модели, в основе городской улично-дорожной сети будут два условных «транспортных кольца» – внешнее и внутреннее. Создаются четыре транспортных коридора, которые соединят восточные и западные районы города. В центре приоритет для движения отдадут пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. В зоне плотной застройки будет развиваться ускоренный транспорт высокой провозной способности – городская электричка, трамвай, скоростные автобусы. В периферийных зонах основным видом общественного транспорта должна стать пригородная и городская электричка. Предусмотрено максимальное количество социальных объектов и зеленых зон в уже существующих микрорайонах, определены правила, по которым будут строиться новые.
Узнавай о новостях первым в WhatsApp , Telegram , ВКонтакте , Дзен и Инстаграм .
Краснодарский край и Адыгея объявили о создании агломерации. Что это такое и зачем?
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев по итогам встречи с делегацией Республики Адыгея в августе заявил: Краснодар и ближайшие муниципалитеты (как краевые, так и адыгейские) должны стать агломерацией. Юга.ру разобрались, что это такое и чем это грозит местным жителям.
Что такое вообще агломерация
Кандидат архитектуры Екатерина Ларионова в лекции для «ПостНауки» дает определение агломерации:
«Агломерация — это интересное явление [. ] содружество городов, [объединенных в] большой город. Если объяснить сложное определение простыми словами, получится именно так. В российском Градостроительном кодексе нет вообще определения слову «город» — есть «муниципальное образование». Когда мы стали изучать агломерации, мы попробовали переопределить понятие «город», и есть много разных мнений, но мне ближе всего такое объяснение: город — это горожане, площадка, на которой горожане проживают свою жизнь. Соответственно, агломерация — это полигород, в котором больше горожан и площадок», — сказала она.
Как это должно работать в случае Краснодара и Адыгеи
Создание агломерации началось с подготовкой проекта Стратегии социально-экономического развития Кубани до 2030 года. Его за 50 млн рублей, которые выделили из бюджета региона, разработал «Леонтьевский центр». Проект предполагает создание семи экономических зон в крае — Северной, Центральной, Восточной, Черноморской, Предгорной, а также Сочинской и Краснодарской агломераций.
Стратегию представили в феврале 2018 года на инвестфоруме в Сочи.
«Сегодня многие жители соседних станиц ездят на работу в краевой центр. При этом они пользуются всей инфраструктурой станицы: ЖКХ, школами, больницами, а налоги платят по месту работы, в Краснодаре, прежде всего НДФЛ. И получается, что в своем муниципалитете такой житель — нахлебник. При формировании агломерации муниципалитеты договариваются, в каком процентном соотношении и какие налоги будут перераспределяться между собой», — сказал он.
Губернатор Кондратьев назвал формирование единого центра принятия решений — совета Краснодарской экономической зоны — важнейшей задачей в работе над созданием агломерации.
Директор департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодара Елена Васильченко на круглом столе, организованном ежедневником «ЮгТаймс», привела пример Ростовской агломерации, куда входит десять населенных пунктов. Для управления территорией, где живет почти 2,2 млн человек, в регионе создали специальное агентство, занимающееся вопросами межмуниципального взаимодействия.
Что предложил губернатор?
Он отметил, что у Краснодарского края и Адыгеи одно энергетическое пространство и общие проблемы — нехватка мощностей. Кондратьев заявил, что это сдерживает развитие экономики и приход инвесторов, которые из-за энергодефицита не могут развивать производства. Он выразил уверенность, что создание совета Краснодарской экономической зоны поможет регионам выйти на новый уровень в решении и этого вопроса.
Глава Адыгеи Мурат Кумпилов, обсуждавший с Кондратьевым перспективы сотрудничества регионов, считает, что возведение современного Яблоновского моста позволит организовать беспрепятственное движение транспорта, избавит от пробок.
«Мост — это важная артерия между регионами. Такие совместные проекты одинаково важны как для Краснодарского края, так и для Адыгеи. Нам необходимо отстаивать их вместе на федеральном уровне», — подчеркнул Кумпилов.
Читайте также:
Слово мэра
Член совета директоров НАО «Кубань Экспресс-Пригород» Евгений Змиев в декабре 2016 года утверждал, что в Краснодарской агломерации живет около 2 млн человек. По его данным, каждый день 43 тыс. человек приезжает на работу в Краснодар со стороны станицы Северской, 16 тыс. человек — со стороны Новотитаровской, 15 тыс. человек — со стороны Динской, 10 тыс. человек — со стороны Васюринской.
Первышов подчеркнул: на местном уровне подобного опыта еще не было, а пример Московской агломерации неприменим для Краснодара — там территория формировалась в одном регионе, а в случае с Краснодаром и Адыгеей дела обстоят иначе.
«Не секрет, что сегодня часть краснодарцев, которые не могут приобрести жилье в Краснодаре, покупают его в Тахтамукайском районе. Имея городскую прописку, они просто там проживают, при этом ездят в Краснодар, пользуются инфраструктурой, школами, садиками, детей сюда привозят. Это приветствуется. Это хорошо, и мы друг другу идем навстречу, но здесь, считаю, должны поработать специалисты в области экономики, потому что мы разные субъекты, у нас разные бюджеты, и каждый субъект должен бороться, в свою очередь, за благосостояние населения», — отметил Первышов.
Первышов подчеркнул, что жители районов приезжают в Краснодар не только для того, чтобы совершать покупки, отдыхать, но и работать — в краевой столице зачастую легче найти работу. Да и зарплаты выше, чем в районах.
Читайте также:
А что с Яблоновским мостом?
Дублер Яблоновского моста уже был в генплане Краснодара от 2012 года. Потом стало известно, что документ приняли с ошибками — и с 2016 года в него стали вносить поправки. В мае 2013 года мэр Краснодара Владимир Евланов говорил, что проектирование четырехполосного моста завершено и осенью приступят к его строительству. Проект оценили в 2,2 млрд рублей. Однако уже в ноябре того же года Евланов сказал, что мост пока только проектируется, а строить его начнут в 2014 году.
В декабре 2013 года министр транспорта РФ Максим Соколов проинспектировал улично-дорожную сеть Краснодара и обещал местным властям помочь в строительстве. После его визита городская администрация заявила, что проектно-сметная документация уже подготовлена, строительство начнется в мае-июне 2014 года и завершится в конце 2015 года, но стоимость проекта уже выросла до 3,5 млрд рублей. Позже дату начала строительства снова перенесли — на этот раз на лето 2015 года.
В марте 2016 года проектировщики ООО «Краснодартранспроект» заявили, что городу необходимы новый мост через Кубань в районе поселка Яблоновского и Северо-Западный обход. Для решения проблемы пробок они предлагали построить развязку на пересечении улиц Соколова, Петра Метальникова и Ростовского шоссе. Но глава города Владимир Евланов сказал, что все эти задачи краснодарский бюджет не потянет.
К теме нового моста через Кубань на встрече с журналистами в январе 2018 года вернулся новый мэр Краснодара Евгений Первышов. Он неожиданно для всех призвал не форсировать тему строительства — мост, по его мнению, в первую очередь нужен не краснодарцам, а тем, кто в городе не живет.
Позже помощник мэра Краснодара Владимир Вербицкий еще раз обозначил позицию городских властей по поводу строительства моста:
«. Если говорить о новом переходе в Адыгею, — безусловно, в долгосрочной концепции и мост, и иные решения рассматриваются. Но если говорить о ближайшей перспективе, то ни дублер Яблоновского моста, ни Тургеневского на повестке дня не стоит. Прежде всего это связано с бюджетом и со сложностями коммуникации двух субъектов. Все-таки мост будет вести в соседнюю республику. То есть та сторона тоже должна быть в этом заинтересована», — подчеркнул Вербицкий.
На очередном брифинге для СМИ 16 августа уже после заявлений губернатора Евгений Первышов еще раз вернулся к вопросу строительства моста через Кубань. Он напомнил, что мост — это хорошо, но конкретно для Краснодара и его инфраструктуры есть более важные задачи : например, строительство дублера улицы Мачуги и дороги, соединяющей улицу Думенко в Юбилейном микрорайоне с улицей Лукьяненко.
Кто-то не согласен?
С критикой идеи властей выступили общественники и черкесские активисты. Участник движения «Городские решения» Дмитрий Воронов рассказал Юга.ру, что думает об идее агломерации.
Читайте также:
Черкесские активисты и жители республики в интервью изданию «Кавказ.Реалии» и вовсе заявили, что создание агломерации — это реанимация идеи объединения Краснодарского края и Адыгеи. Общественный деятель из Майкопа Адам Богус полагает, что власти сдерживают процессы развития Адыгеи.
«На фоне этих процессов постоянно в информационную среду вбрасываются идеи о необходимости укрупнения регионов, о дотационности Адыгеи и т.п. Похоже на то, что идея об объединении Адыгеи с Краснодарским краем никогда и не снималась с повестки дня », — сказал Богус.
Черкесский активист предположил, что после попытки объединения регионов, сорвавшейся в середине нулевых, власти решили более основательно подготовиться и добить проблему.
В декабре 2004 года губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил об экономической целесообразности объединения Краснодарского края и Республики Адыгея. На слова резко негативно отреагировали общественно-политические организации Адыгеи и черкесские общества за рубежом. Президент республики Хазрет Совмен назвал возможное объединение историческим регрессом. В апреле 2005 года к этой теме вернулся вице-губернатор Краснодарского края Мурат Ахеджак, однако Ткачев сказал, что вопрос об объединении Краснодарского края и Адыгеи в практическом плане не стоит.
Мосты взаимной выгоды
Юга.ру попросили профессора, заслуженного экономиста Кубани Александра Полиди объяснить, как могут быть разрешены все имеющиеся и кажущиеся противоречия в ситуации с объединением, включающим в себя муниципалитеты двух разных субъектов Федерации — а также какую роль в этом всем может сыграть новый мост.
«Для того и нужна агломерация — чтобы принять решение, где ставить мост, какие территории он будет развивать. Здесь должны согласовываться экономические интересы всех участников. То, что дублер Яблоновского моста нужен, это ясно, то, что он улучшит экономическую конъюнктуру в Адыгее, — тоже. Это фактически признание того, что логистические потоки уже сформировались и они могут только крепнуть. Там, где улучшается транспортная ситуация и где развивается инфраструктура, стоимость жилья растет, это естественно. В Адыгее, куда будет выходить мост, на прилегающих территориях будет расти стоимость жилья».
Читайте также:
По мнению экономиста, агломерационные процессы в случае строительства моста как раз помогают справиться с возможной социальной напряженностью: «[Может так случиться, что] люди переезжают в якобы благополучный регион — а тут ни уехать, ни приехать и инженерная ситуация ужасная. Или люди покупают жилье, видят, что оно капитализируется, оно комфортно — и от этого плюсы. И как раз для того, чтобы усилить эти плюсы и не набить шишек в случае единоличного принятия решения, нужны агломерационные процессы ».
Фактически агломерация уже есть, подчеркивает Полиди, и социально-экономическое пространство, которое сформировалось вокруг города, — это уже данность. «В отличие от административных образований, агломерация — неформальное образование. Муниципальные образования сохраняют свою самостоятельность, бюджеты. Вопрос Краснодарской агломерации — это вопрос не формального объединения, а де-факто признание, что мы живем в одном социально-экономическом пространстве и решения по поводу развития теперь должны быть согласованы с центром».
Для будущего Краснодара выбрана агломерационная модель: что это значит
Для развития Краснодара до 2040г. выбрана агломерационная модель, предусматривающая создание ядра агломерации в границах краевого центра с учетом развития близлежащих районов. Это было озвучено на заседании краевого общественного градостроительного совета, которое провел губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
Как сообщал РБК Краснодар, разработкой проекта Генплана Краснодара на 2021-2040гг. занимается ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства».
По словам мэра Краснодара Евгения Первышова, новый современный Генплан должен помочь устранить многочисленные ошибки, допущенные ранее в развитии города. Кроме того, документ определит перспективы дальнейшего развития Краснодарской агломерации, а также точки экономического и социального роста.
По информации пресс-службы мэрии Краснодара, до конца 2019 года проект Генплана подготовят для дальнейшего согласования министерствами и ведомствами. При его разработке было учтено мнение жителей — в частности, при формировании зеленого каркаса внесли 410 из 463 поступивших предложений.
Разработка проекта Генплана Краснодара была разбита на десять этапов.
«Сейчас уже выполнены основные три этапа, работаем над четвертым и пятым. Полностью готов и прошел контроль ортофотоплан всей территории Краснодара — в 840 кв. км. Сделали 315 кв. км цифрового топографического плана. Вместе с жителями провели анализ демографической, социально-экономическойи градостроительной ситуации. На открытых встречах эксперты и жители рассмотрели каждую из сфер развития города. Онлайн-дневник разработки Генплана, каждый шаг и этап размещаем на специальном сайте проекта, который оперативно обновляется, — рассказал мэр Краснодара Евгений Первышов.
По словам управляющего директора НИИ перспективного градостроительства Павла Спирина, улично-дорожная сеть Краснодара будет встроена в схему планирования региональных дорог и связана с участками федеральных трасс.
В частности, разработчики предложили закольцованные дублирующие варианты маршрутов, чтобы разгрузить город. Кроме того, планируется увеличение в два раза трамвайной сети и создание перехватывающих зон, которые будут способствовать большей востребованности общественного транспорта.
«Мы делаем генплан для горожан, для тех, кто сейчас живет в краевой столице и для последующих поколений. Он должен быть прозрачным и честным, не меняться ни под чьи интересы. Если мы говорим, что по генплану эта зона — зеленая, то ни при каких обстоятельствах она не должна перестать быть зеленой», — подчеркнул губернатор Кубани.
Что такое агломерационная модель развития
Агломерационная модель предусматривает создание ядра, расположенного в нынешних границах города, а также развитие непосредственно агломерации.
Согласно данным разработчиков, численность населения Краснодара на 1 января 2019 года составляет 1,446 млн человек. По расчетам экспертов, к 2040 году с сохранением современных тенденций миграционного прироста, она увеличится до 3,2 млн человек. Однако при сдерживающем развитии эту цифру можно удержать в рамках 2,1 — 2,2 млн человек. Население, превышающее данную численность населения, предлагается расселить в агломерации, говорится в пояснительной записке к Генплану Краснодара.
Согласно прогнозам, численность населения в агломерации (за пределами ядра) к 2040 году составит 1 млн человек. Объем нового строительства здесь достигнет 17 тыс. га, из этого объема 20% будет приходиться на частный сектор, еще 80% — на малоэтажные дома. В общей сложности предполагается построить к 2040 году 37 млн кв.м (ввод жилья в год — 1,8 млн кв.м).
Что касается ядра агломерации, то здесь «НИИ перспективного градостроительства» предлагает три варианта развития. В зависимости от каждого из них, площадь новых территорий составит 8,1 — 8,7 млн кв.м. Объем жилищного фонда с учетом выбытия ветхого, аварийного, морально устаревшего жилья к 2040 году достигнет 69,7 — 71,8 млн кв.м. Площадь новой застройки будет на уровне 35,3 — 41 млн. кв.м. Таким образом, темпы ввода жилья составят 1,7 — 2 млн кв.м в год.
По мнению экспертов, эти темпы застройки позволят достичь прогнозной жилищной обеспеченности в размере 35 кв.м на человека, что близко к проектным показателям жилищной обеспеченности крупнейших городов России и развитых европейских стран.
Как отметил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, в новом Генплане будет уделено особое внимание индустриальному развитию Краснодара — в частности, закрепить действующие промзоны, исключив их застройку жилыми домами.
«Промышленные зоны должны быть сосредоточены на окраинах агломерации. Не нормально, когда через жилой благоустроенный микрорайон поедут большегрузы в промзону либо из промзоны», — пояснил глава региона.
В качестве альтернативных разработчики Генплана Краснодара предлагали еще две концепции развития. Компактная модель предусматривала развитие города преимущественно вверх, полностью исключая индивидуальный и малоэтажный жилищный фонд. Согласно этому варианту концепции, в 2040 году объем нового строительства в городе составит 7500 га, а размер жилищного фонда достигнет 100 млн кв.м.
Полицентрическая лучевая модель определяла равномерное, линейное развитие от центра к окраинам. В основе этой модели было заложено создание двух поясов агломерации, а также ее опорных центров и подцентров.
Краснодарская агломерация: история проекта
В рамках разработки Стратегии-2030 в Краснодарском крае впервые провели «территориальную нарезку» в зависимости от специализации районов, целей и задач их развития. В результате были выделены семь экономических зон. Это Краснодарская агломерация, Тамань, Сочинская агломерация, Черноморская, Северная, Центральная, Восточная и предгорная экономические зоны.
В «Краснодарскую агломерацию» — помимо кубанской столицы — внесли Динской и Северский районы, Горячий Ключ, а также Тахтамукайский и Теучежский районы Республики Адыгея и город Адыгейск. Предполагается, что формирование Краснодарской агломерации станет совместным проектом Краснодарского края и Адыгеи.
В ноябре 2018 года вице-губернатор Кубани Игорь Галась говорил о планах по созданию эффективной системы управления Краснодарской агломерацией
«Органом управления станет Совет Агломерации, который займется выработкой общей стратегии развития. Кроме того, планируется разработка и внедрение единой информационной платформы для инвестора: «Одна территория — одни правила», в рамках которой пройдет синхронизация законодательства в части предоставления льгот, условий подключения к энергоресурсам и единые подходы к выделению и установлению платы за земельные участки», — отмечал замглавы региона.
Как сообщал РБК Краснодар, презентация проекта Краснодарской агломерации проходила в рамках Российского инвестиционного форума-2019 в Сочи.
По словам мэра города Евгения Первышова, Краснодарская агломерация — это объединение, которое сложилось исторически, но сейчас необходимо создать механизмы управления ее развитием.
«Нам очень нужны регулятивные документы, которые помогут комплексному развитию территорий в составе агломерации. Это важнейшее условие сбалансированного развития. Краснодар, обладая большими ресурсами, является центром притяжения инвестиций, а также людей (в первую очередь — для работы). Поэтому город несет повышенную нагрузку — на транспортную, энергетическую, социальную инфраструктуры», — отмечал Первышов.
Среди приоритетных проектов Краснодарской агломерации — создание мультимодального транспортного хаба. Он включает в себя строительство нового аэровокзального комплекса, реконструкцию существующих инженерных коммуникаций, создание объектов коммерческой инфраструктуры — промышленных и складских комплексов.
Мегаполис проблем. Краснодарская агломерация, или каждый сам за себя
Из истории
Что такое агломерация
Исполнительный директор фонда «Институт экономки города» Татьяна Полиди сказала корреспонденту «ФедералПресс», что это совсем не про то. Республика ни при каких обстоятельствах не потеряет своей автономии. Агломерация – это уже данность, и никаких границ стерто не было.
Зачем все это нужно
Полиди утверждает, что проблема многих агломераций – необходимость для местных властей толчка свыше. На том же февральском форуме в Сочи мэр Краснодара Евгений Первышов озвучивал эту мысль. Он говорил, что нужны «регулятивные документы, которые помогут комплексному развитию территорий в составе агломерации». Что, по сути, говорит о незнании власти, куда и как двигаться, а также о нежелании делать первый шаг и брать ответственность.
Орган управления
Практика агломерационного управления основана на межмуниципальном и межрегиональном сотрудничестве. У каждого субъекта остаются свои административные границы. При проведении градостроительной политики, при выработке решений в области инфраструктуры и других вопросах все муниципальные образования должны садиться за стол переговоров и анализировать происходящие процессы.
Эксперт замечает, что это должны делать вместе все районы, входящие в агломерацию, а не каждый в одиночку. После анализа ситуации принимается максимально выгодное решение. А сейчас идет политика конкуренции между муниципальными образованиями, от которой теряют все.
Так называемый координационный совет не имеет полномочий принимать какие-либо нормативные акты. Этим после нахождения максимально выгодного решения займутся местные власти.
Отдельно Полиди отметила, что в федеральном законодательстве есть проблемы, которые, наоборот, создают барьеры для участников агломераций. Однако уже сейчас этот вопрос решается, в том числе и на законодательном уровне. Фонд «Институт экономки города» также работает над проектом федерального закона, который поможет избавиться от тормозящего воздействия.
Особенности и проблемы Краснодарской агломерации
Краснодарская агломерация захватывает два субъекта Федерации. Из-за этого, считает эксперт, возникают нарушения в коммуникациях, от которых страдают все. Поэтому возникает наблюдаемый дисбаланс в застройке, когда пригород перенаселен, а в центре малая этажность и плотность населения ниже. Это приводит к образованию пробок. Должно быть наоборот – в центре плотная средне- и высокоэтажная застройка, а в пригороде – малоэтажная с преобладанием частных домов. А получается, что на окраине агломерации – в Адыгее – многоэтажки, где их быть не должно, а в Краснодаре – индивидуальное строительство.
Каждый решает для себя отдельно от других, что ему нужно. От подобных решений необходимо отказываться. Агломерация должна согласовывать эти процессы. То, что есть сейчас, – это отсутствие единых выгодных решений.
И тут же отвечает на свои вопросы. Адыгея таким образом получает дополнительный доход. Эксперт считает, что нужно было сесть за стол переговоров с Краснодарским краем и договориться, чтобы республика отказалась от настолько активного строительства. В обмен же получила бы какие-либо преференции. Например, развитие социальной инфраструктуры.
Дороги и пробки
Полиди считает, что Краснодарская агломерация способна справиться со многими проблемами, если браться за них всем вместе. Например, с транспортной проблемой. Необходимы новые мосты через Кубань. Муниципалитеты садятся за стол переговоров и решают, что нужно выделить деньги и построить новый мост.
Но если на этом остановиться, то из-за улучшения транспортной доступности окраина продолжит заселяться. А значит, через несколько лет созданной инфраструктуры вновь перестанет хватать.
Есть несколько выходов. Перестать наращивать плотность населения на периферии, нужно уплотнять центр. Эксперт оговорилась, что в центре не обязательно строить небоскребы. Достаточно домов в шесть этажей. Это позволит создать комфортную городскую среду, что также положительно скажется на развитии бизнеса, предложении разнообразных услуг.
В Краснодаре – как в Москве
Сформированные небольшие города развивали бы свою собственную инфраструктуру, сферу услуг, создавали бы рабочие места, и таким образом происходила бы децентрализация.
Если не заниматься этой проблемой сейчас, то через несколько лет к ней все равно придется вернуться, только тогда ситуация еще усугубится. На устранение того же транспортного коллапса потребуются огромные средства.