Что такое конкурентный отбор в электронной форме
Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.
5 типов процедур
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.
Что в итоге?
Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:
Что такое конкурентный отбор в электронной форме
Вот какие бывают конкурсы в системе государственных закупок.
Аукционы
Заказчик точно знает, какой товар ему нужен. Он указывает в заявке конкретные характеристики, срок поставки и начальную максимальную сумму договора. Участники отправляют свои предложения, а потом в установленное заказчиком время проходит аукцион: исполнители торгуются, снижая цену в пределах шага аукциона, от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую стоимость, которую никто не «перекрыл» в течение 10 минут.
Аукционы могут проводиться в открытой или закрытой форме, а также — на повышение цены после её снижения до 0,5 % начальной суммы.
Конкурсы
Заказчику важна не только низкая цена, но и другие параметры. Такой способ отбора в открытой или закрытой форме используют при закупке услуг. Заказчик обращает внимание на срок выполнения, стаж компании, техническую оснащённость и другие факторы. В отличие от аукциона, конкурс не предполагает торгов, участники размещают предложение один раз, не видят чужих и не могут изменить цену.
Запрос котировок
Этот способ похож на аукцион, только максимальная стоимость заказа не может превышать 500 тысяч рублей. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену.
Запрос предложений
Заказчику важна не только цена, но и соответствие запросу по другим параметрам: качеству, срокам исполнения и т. д. Он выбирает наиболее подходящее предложение.
Чтобы стать участником конкурентных торгов, достаточно зарегистрироваться в единой информационной системе и на специальной электронной площадке, где их проводят (ЭТП).
Закупки у единственного поставщика
Среди видов электронных торгов есть специальный: тендеры со стоимостью до 300 тысяч рублей у единственного поставщика, так называемые закупки в малых объёмах. Согласно распоряжению Правительства РФ, они размещаются на специальном сервисе « Берёзка ».
Это единый агрегатор, где поставщики сначала размещают в каталоге карточки своих товаров, а потом отслеживают запросы заказчиков и откликаются на них. Если предложение подходит по всем параметрам, его исполнитель становится участником неконкурентной закупки.
Особенности процедуры «Конкурентный отбор»
Процедура проведения закупки «Конкурентный отбор» осуществляется по аналогии со способом закупки «Запрос котировок в электронной форме согласно типовому положению Московской области», за исключением некоторых моментов:
1) На втором шаге новой формы создания извещения поля «Торг производится»; «Шаг подачи ценовых предложений», «Тип шага», «Размер шага», «Возможность делать ставки после себя» доступны для заполнения.
2) На третьем шаге новой формы создания извещения чек-бокс «Автоматическое продление подачи ценовых предложений» заменен на одноименное поле с возможностью выбора значений «Да» или «Нет».
Поля «Автоматическое продление подачи ценовых предложений», «Продление в минутах» и «Время продления в минутах» доступны для заполнения.
Если поле «Автоматическое продление подачи ценовых предложений» установлено в значение «Нет», то поля «Продление в минутах» и «Время продления в минутах» становятся недоступны для заполнения, но становится доступным для включения чек-бокс «Завершить прием ценовых предложений раньше, при отсутствии ставок», при включении которого становится доступным обязательное для заполнения поле «Время ожидания первой ставки в минутах» (по умолчанию установлено значение «15»), а также отображается системное уведомление «Если ни одно предложение не будет подано в течение указанного времени ожидания первой ставки, аукцион автоматически завершится».
3) Если чек-бокс «Завершить прием ценовых предложений раньше, при отсутствии ставок» включен, то на странице предварительного просмотра процедуры в блоке «Сроки проведения и пояснения» отображаются поля «Завершить прием ценовых предложений раньше, при отсутствии ставок»» и «Время ожидания первой ставки в минутах».
Ключевые слова: конкурентный, отбор, завершить прием, при отсутствии ставок
Схема проведения конкурентной закупки и запроса оферт
Также в СЭД закупающим подразделением (инициатором закупки) формируется заявка на каждую конкретную закупку с прилагаемыми документами на закупку (ТЗ, обоснование цены).
В соответствии с п. 12.1.1.1 Положения о закупке конкурентные закупки осуществляются подразделениями университета путем проведения торгов следующими способами:
‒ конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
‒ аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
‒ запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
‒ запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В соответствии с 12.1.1.1. Положения о закупке н еконкурентные закупки осуществляются подразделениями университета следующими способами:
Аукцион и конкурс проводятся независимо от размера начальной (максимальной) цены договора.
Аукцион проводится в случае, если единственным критерием оценки заявок участников закупки, допущенных к участию в аукционе, является цена.
Конкурс проводится в случае, если при отборе победителя помимо цены критериями оценки являются качественные и квалификационные критерии.
Срок проведения : процедура проведения аукциона или конкурса (с даты объявления торгов до даты заключения договора) по времени занимает от 35 до 45 дней.
Запрос оферт проводится независимо от размера начальной (максимальной) цены договора, в том числе:
1) в случае необходимости проведения нескольких закупок по результатам предварительного квалификационного отбора;
2) в случае необходимости закупки товаров конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, а также работ, услуг с использованием таких товаров;
3) в случае необходимости установления требования об обеспечении заявок, когда это невозможно при проведении конкурентной закупки;
4) в любых иных случаях, когда закупка не отвечает требованиям, предъявляемым Законом о закупках к конкурентным закупкам.
Запрос котировок и запрос предложений проводятся только в электронной форме.
Срок проведения : процедура проведения запроса котировок или запроса предложений (с даты объявления торгов до даты заключения договора) по времени занимает от 25 до 35 дней.
Срок проведения : процедура проведения запроса оферт (с даты объявления торгов до даты заключения договора) по времени занимает от 7 до 15 дней.
В связи с ограничением функционала в СЭД для филиалов НИУ ВШЭ согласование документов по закупкам осуществляется с использованием нетипового решения по документу «Служебная записка» по административно-хозяйственной деятельности в соответствии с Алгоритмом оформления документов закупки для нужд Санкт-Петербургского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Системе Электронного Документооборота (СЭД)
Пошаговый порядок проведения конкурентной закупки и запроса оферт указан ниже.
ШАГ 1:
Подразделение (инициатор закупки) формирует заявку о включении закупки в план закупки в электронной системе документооборота (СЭД)
ШАГ 2:
Подразделение готовит пакет документов на закупку: техническое задание (ТЗ), обоснование начальной (максимальной) цены договора (допускается подготовка обоснования цены на основе коммерческих предложений не менее чем от трех фирм)
ШАГ 3:
Подразделение (инициатор закупки) направляет ТЗ и обоснование начальной (максимальной) цены договора в электронной системе документооборота (СЭД)
ШАГ 4:
Закупке присваивается номер, и закупка направляется в СЭД в работу работнику Отдела закупок (ОЗ), ответственному за закупку
ШАГ 5:
Ответственное лицо ОЗ работает с подразделением по доработке документов (переписка ведется по электронной почте)
ШАГ 6:
При необходимости подразделение дорабатывает документы
ШАГ 7:
Ответственное лицо ОЗ готовит документацию о закупке и направляет ее в СЭД в установленном порядке
ШАГ 8:
Ответственное лицо ОЗ передает на подпись директору НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург либо иному уполномоченному лицу утвержденную документацию о закупке (бумажную версию)
ШАГ 9:
После получения бумажной версии утвержденной документации о закупке, данная документация размещается ответственным лицом ОЗ на электронной площадке и в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС)
ШАГ 10:
В случае подачи на электронную площадку запросов участников закупки, ответственным лицом ОЗ подготавливаются разъяснения на основе служебной записки, подписанной руководителем подразделения, и в сроки, указанные в документации о закупке, размещаются в ЕИС (при необходимости ответственным лицом ОЗ подготавливаются изменения в документацию о закупке на основе служебной записки о внесении изменений, подписанной руководителем подразделения, и размещаются в ЕИС)
ШАГ 11:
В срок, указанный в документации о закупке, подаются на электронную площадку заявки участников закупки
ШАГ 12:
Члены комиссии и представители подразделения рассматривают заявки участников закупки; по результатам рассмотрения заявок в сроки, указанные в документации о закупке, выпускаются соответствующие протоколы, которые подписываются членами комиссии и ответственными представителями подразделения, имеющими полномочия на подписание протоколов; подписанные протоколы размещаются в ЕИС
ШАГ 13:
В сроки, указанные в документации о закупке, ответственное лицо ОЗ формирует в СЭД карточку договора, получает в СЭД номер договора и размещает договор на электронной площадке для его подписания сторонами. Победитель закупки и университет подписывают договор электронной подписью (ЭЦП) лица, имеющего такие полномочия и соответствующую подпись; от имени университета договор подписывает лицо, утвердившее документацию о закупке
ШАГ 14:
Ответственное лицо ОЗ размещает в СЭД в карточке договора подписанный ЭЦП договор, а также передает его в ПЭО
Подразделения-заказчики могут получить в Отделе закупок образцы служебных записок, технических заданий и обоснований цен по конкретным видам закупок или воспользоваться Библиотекой образцов документов на закупку.
Способы отбора поставщика
Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).
Запрос предложений
Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.
Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.
Благодаря отдельному фильтру в сервисе, пользователи, которые ищут уже активные закупки, смогут пропускать запросы цен, и наоборот. Запросы цен не всегда реальные закупки, в которых договор заключают с тем, кто отправил лучшее предложение; с их помощью заказчик может просто собирать информацию для анализа рынка.
Зачем запросы цен заказчикам
Когда заказчик хочет разместить закупку, ему нужно знать начальную максимальную цену контракта (НМЦ). НМЦ он может получить несколькими способами. Один из них — это запросить цены у потенциальных поставщиков.
Заказчик размещает в ЕИС информацию о том, какие товары, работы или услуги ему требуются, какие требования у него есть к поставщику, и ждет, пока не наберет достаточное количество предложений. На основе полученных предложений заказчик рассчитывает НМЦ будущей закупки.
Подробнее про НМЦ и ее формирование можно почитать в статье в Справочной.
Зачем запросы цен поставщикам
Поставщикам запросы цен помогают заранее узнать, какие товары, работы, услуги планирует купить заказчик, их характеристики, и поучаствовать в формировании стартовой цены.
Поставщику может быть интересно участие в запросах цен, потому что:
Неконкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.
Закупка у единственного поставщика (источника)
Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.
Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.
Конкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).
Аукцион
Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
Лучшая цена зависит от типа аукциона:
Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.
Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.
Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
Конкурс (открытый конкурс)
Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.
Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.
Конкурс с ограниченным участием
Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.
Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.