Что такое католичество кратко

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

Начало истории

Разделению между католицизмом и православием предшествовало множество факторов. Первые события состоялись в 1054 году, когда легатами действующего Папы Льва IX был провозглашен акт относительно отлучения Константинопольского патриарха и всей Восточной Церкви. Когда проводилась литургия при соборе им. Святой Софии, они водрузили его на престол и ушли.

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

Ответом же патриарха Михаила стал созыв собрания, на котором он отлучил прибывших послов от Церкви. Папой такая позиция была принята, именно с этого момента было прекращено на богослужениях папское поминовение. Латинян начали относить к схизматикам.

Существует ряд кардинальных отличий православия от католицизма, в частности это особенности конфессии, различающиеся догмы.

Каждый верующий человек должен понимать, что абсолютно все христиане являются сестрами и братьями во Христе. Соответственно протестантов и католиков запрещено называть врагами православия. При всем этом существует ряд спорных моментов, при рассмотрении которых каждая из конфессий более близка или отдалена от Истины.

Основные особенности

Возникновение нового течения со своей культурой и особенной структурой привело к тому, что по всему миру сегодня насчитывается более миллиарда представителей католицизма. Главой этой Церкви выступает не патриарх, а Папа Римский. Владыка выступает верховным правителем на Святом Престоле. Ранее так называли всех католических епископов. Но с течением времени мнения относительно непогрешимости Папы кардинально разошлись. В настоящее время праведными признаются только решения и вероучения, высказывания Папы.

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

Что касается названия прихожанина католического храма, в энциклопедии он называется «униат». В ней же можно найти значение слова «реформатор», а также что такое католическая обедня — «месса». Часто это слово из 5 букв встречается в сканвордах. А высоким определением «игумен» определяется духовный разряд в православной религии.

На данный момент католическую Церковь, где богослужения проводятся на латинском языке, возглавляет Франциск, который был избран в 2013 году 13 марта. Административный центр грекокатолической Церкви расположен в Ватикане. Папа является ярким представителем своего направления, который впервые за продолжительное время присутствовал на официальной встрече с православным патриархом. На мероприятии, которое состоялось в 2016 году, обговаривались важнейшие вопросы, касающиеся православного течения и католического.

Подробно рассматривалась проблема относительно гонения христиан, которое, к сожалению, наблюдается в отдельных регионах и в современном мире.

Отличительные догматы

Множество понятий в католицизме кардинально отличается от подобных значений Евангельской истины для православия. Вот некоторые из них:

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

Это неисчерпывающий список отличительных обрядов и таинств между направлениями христианства. Отмечено, что в католицизме признаются те догматы, которые православие не считает истинными.

Статистические показатели

Проводимые многочисленные исследования показывают, что основная численность верующих, исповедующих католицизм, проживает на территории США, Бразилии, Мексики. Интересен факт, что в каждой из обозначенных держав на католическое течение оказывают влияние культурные и общественные особенности. Таблица показывает сравнительную характеристику:

СтранаРегионсоотношение населения/католиковЧисленность католиков в %
БразилияЮжная Америка186,1 млн/136,9 млн73,6
СШАСеверная Америка301,1 млн/68,1 млн22
МексикаСеверная Америка108,7 млн/101,4 млн91

Сходство в направлениях

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

За основу всей жизни принято считать Господа Иисуса Христа, поклоняться ему. Все верующие должны жить в стремлении к исполнению всех его заповедей. В любом греческом костеле или храме на территории России исповедуется единая вера в Святую Троицу. Если рассматривать иерархию, в обоих христианских направлениях имеет место апостольское преемство, неизменными являются также остаются семь церковных Таинств. В их союзе сохраняется авторитет за Священным Преданием и Писанием.

Отмечен тот факт, что в православии и католичестве существует единое представление про семью. Общими для них остаются и святые, жившие до 1054 года, когда произошел раскол, поддерживается духовное общее Предание, относящееся к первому тысячелетию христианства. Запрещены православной и католической Церковью следующие деяния:

Краткое описание противоречивых сторон

Необходимо кратко разобраться, в чем разница католиков и православных. Для этого стоит детальнее рассмотреть проповедуемые учения этих направлений христианства:

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

На что стоит обратить внимание

Известно, что православной Церковью не признан латинский культ, который касается сердца Христова и Пресвятой Богородицы. Подобные учения произошли от видений одной из католических монахинь по имени Маргарита Мария Алякок, умершей в 1690 году. В свое время она утверждала, что в видениях видела Иисуса Христа, рассказывающего про свою чрезмерную любовь к мирянам и показывающего свое сердце. Затем он приказал ввести подобное служение в одном из монастырей Франции, а впоследствии распространить среди всех верующих людей. Также в православии не признается преклонение перед сердцем Богородицы, а обозначенные видения считаются ложными.

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

Бог учил и учит любви по отношению к каждому человеку, в особенности это касается братьев ближних по вере в Христа. Из этого можно сделать вывод, что верующие, относящиеся к католицизму, не являются врагами или противниками. Лучшим доказательством того, что православие является верным исповеданием веры в Христа, является добродетельная мирская жизнь, а не постоянно ведущиеся споры в попытке подтверждения своей истины. Стоит обратить особое внимание на общие проблемы христианских направлений, которые объединяют их представителей перед реальной опасностью.

Печальный факт указывает на то, что в некоторых регионах процветает негативное явление, называющееся христианофобией.

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

За свою сильную веру приходится страдать всем — протестантам, католикам и православным. Для общей борьбы с таким опасным «врагом» вынуждены объединиться в одну силу христиане и главы Церквей во всем цивилизованном мире.

По этой причине стоит проявлять деликатность и вежливость в отношении представителей иных конфессий.

Спорные моменты должны рассматриваться культурно и в форме дискуссии — только так можно прийти к общему мнению. Толерантный человек — это не тот, который со всем соглашается и проявляет равнодушие, а тот, кто умеет быть любящим и милосердным, кротким. Именно такие учения проповедовал Господь.

Источник

Католицизм. Суть, Философия, Основные идеи и Принципы

Что такое католицизм?

Слово «Католицизм» образовано греческим и латинским языком и означает «всеобщий», то есть это учение, обращенное ко всем и охватывающее все.

Возможно именно поэтому данное направление духовной мысли и насчитывает в своих рядах примерно 1 миллиард 229 миллионов человек.

История возникновения Католицизма

И как мы знаем, сначала была Всеобщая Церковь, но затем произошел исторический раскол и разделение Церкви на Католическую — Западную с центром управления в Риме, и Православную — Восточную в Константинополе.

Почему разделилась православная и католическая церкви и религии?

Разногласия между католиками и православными произошли в 1054 году на почве того, как надо учить и проводить литургии и служения.

Все естественно, как и подобает истинным христианам, закончилось взаимными проклятиями и отлучениями от церкви друг друга. Но все же можно нам всем спать спокойно, поскольку в 1965 году взаимные проклятия и анафемы обоюдно были сняты Римским Папой и Патриархом Афинагором.

Есть ли минусы и проблемы в католицизме?

Но если уж быть совсем точными, то проблем в Католицизме немало, как минимум Великий Пророк Иисус и был распят там же именно Римской Империей и никогда в жизни не говорил о христианстве, ни тем более о православии или католицизме, а говорил Он, что Бога нет в церкви, и во внешних объектах не может быть Бога — Бог есть любовь, именно вселенская любовь, которая создает все вокруг и которую нельзя увидеть, но можно лишь почувствовать.

К тому же Иисус и церкви то никогда не строил, да и не особо одобрял. Но зато миллионы людей погибли в крестовых походах Римской Церкви по всему миру, также известна охота на «ведьм» унесшая не меньше миллионов людей.

Католицизм и наука

Да и ученых католики во все времена не очень то жаловали, например, Джордано Бруно говорил про солнечную систему и его сожгли, но были и сотни если не тысячи других менее известных.

Есть одна интересная история, когда в 1633 году известный физик и астроном Галилео Галилей стал утверждать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как считала Римская Церковь — его вызвали инквизиторы.

И это было что-то похожее на тайную полицию с изощренными методами пыток, когда все что не укладывалось в рамки церкви было «ересью».

Никто не хочет умирать в этом мире, и вот Галилео стоял перед судьями и ему было предложено отречься от своих взглядов, и в отличие от Джордано Бруно он выбрал жизнь. Но считается, что когда он шел к двери и прежде, чем выйти он прошептал: «И все же она вертится».

Суть Католицизма

Далее на первом и втором Вселенских Соборах было зафиксировано учение о Святой Троице: Бог Отец, Бог Слово или Бог Сын и Бог Святой Дух.

Где Отец — это начало всего или источник, а Святой Дух или Слово исходят только от Отца и уже затем рождается Сын. Такова основная суть и различие католической веры.

В более поздние времена возникает много учений говорящих, что Бога можно познать только через Сына или что Святой Дух познается лишь через его сына и так далее.

Основные идеи Католицизма

Основные идеи Католической Церкви заложены в 7 таинствах или священных действиях, во время которых на верующего человека нисходит благословение Бога.

7 Таинств у католиков

Крещение

Крещение у католиков считается важнейшим этапом в жизни человека — когда его погружают в воду, он становится частью Бога и Церкви. Как Иоанн Креститель крестил Иисуса в реке Иордан.

Только церковный брак в отличие от гражданского может дать человеку благословение Бога на создание семьи и взаимное согласие, поскольку такая семья — это уже как «малая церковь».

Миропомазание

Миропомазание у католиков это когда священник мажет особым маслом (миром) тело человека — ему передается благодать Бога и Духа Святого.

Евхаристия

Евхристия еще одно католическое таинство, его можно рассматривать как причастие к Богу и существует особый обряд, когда освящается хлеб и вино и затем вкушается. Это считается приобщением к Телу и Крови Иисуса Христа.

Исповедь

Исповедь означает раскаяние в грехах своих священнослужителю, поскольку человеку трудно и тяжело нести их одному, а также сознание человека должно соответственно измениться в лучшую сторону.

Елеосвящение

Данный ритуал иногда называют соборование, это когда тело человека мажут елеем (оливковым маслом), что помогает избавиться как от болезней тела, так и от грехов.

Священство

Принципы Католицизма

Основные принципы католической веры заложены в Катехизисе Католической Церкви, где изложена католическая вера.

И данные принципы основаны на исповедании веры в Единого Бога и Иисуса Христа, а также прохождения таинства крещения и остальных таинств для обретения жизни вечной. В основу веры заложена Молитва Господня, которую как считается дал своим ученикам сам Иисус Христос и которая называется «Отче наш».

Философия Католицизма

Философия католиков основана на вере в Отца и Сына и Святого Духа. Также существует утверждение о Непорочном зачатии Девы Марии. Кроме того, существует обычай молиться за умерших. Так многие из нас знают, что в церкви заказывают специальные литургии за упокой умершего, потому как души, умерших нуждаются в очищении от своих грехов.

А еще Католическая Церковь утверждает единую власть над всей Церковью христиан в виде Римского Папы, который, как считается, является непосредственным преемником Апостола Петра. И конечно учение и философия католицизма основано на заповедях Иисуса Христа.

Заповеди католиков, оставленные Иисусом Христом

Кроме того, существуют и заповеди «не убивай» — а кто убьет судим будет и, кто гневается напрасно — тоже подлежит суду.

Заповедь «не прелюбодействуй» — также очень строга, ведь даже смотреть с вожделением на другую женщину, уже считается прелюбодеянием в сердце своем.

Иисус Христос также против мести, так если ударили тебя, подставь и другую щеку. А также имеется настоятельный совет не связываться со злыми людьми, пусть они идут своей дорогой.

Вера всегда давала силу и смысл в жизни человека. Говорят, в районе Чернобыльской АЭС существовал храм, где люди постоянно молились и когда делались замеры на радиацию, то она была в норме.

Вера и поиск Бога — наверное заложены в каждом человеке, ведь каждый человек — это частичка Бога, созданная по Его образу и подобию, и разумеется очень тяжело и неразумно будет сказать, что если вы католик, значит вы не на правильном пути, или если православный, то на правильном, или наоборот.

Естественно Бог хочет привести в своё «царство» всех своих детей, нашу версию того как это возможно, и почему так много религий, можете прочитать по ссылке. И естественно оставайтесь с нами, мы еще не раз будем писать на интересующих многих духовную тему, в том числе о сути и философии католицизма, Папах римских, а следующую статью мы посвятим Православию, как самому близкому по духу религиозному учению и протестантизму, как третьему самому большому ответвлению христианства.

Источник

Католицизм

Католици́зм (Римско-като­ли­че­ская цер­ковь, като­ли­че­ство, папизм) — ере­ти­че­ское направ­ле­ние в хри­сти­ан­стве.

Что такое католичество кратко. Смотреть фото Что такое католичество кратко. Смотреть картинку Что такое католичество кратко. Картинка про Что такое католичество кратко. Фото Что такое католичество кратко

Общие поня­тия

Число като­ли­ков в мире состав­ляет ок. 1,3 млрд. чело­век. Главой (пред­сто­я­те­лем) Като­ли­че­ской церкви явля­ется папа Рим­ский, рези­ден­ция кото­рого нахо­дится в городе-госу­дар­стве Вати­кан.

Като­ли­цизм воз­во­дит свое пре­ем­ство к Древ­ней Церкви, хотя в дей­стви­тель­но­сти Като­ли­че­ская цер­ковь зна­чи­тельно укло­ня­ется от исто­ри­че­ского Пре­да­ния и испо­ве­дует ряд ложных учений. Тем не менее, като­ли­цизм при­ни­мает (с неко­то­рыми ого­вор­ками) семь Все­лен­ских Собо­ров пер­вого тыся­че­ле­тия и сохра­няет «непре­рыв­ную пре­ем­ствен­ность закон­ной иерар­хии, веду­щей свое начало от самого ап. Петра»1; в като­ли­че­стве раз­де­ля­ется тра­ди­ци­он­ное учение о Таин­ствах (хотя Пра­во­слав­ная Цер­ковь не может счесть все Таин­ства, совер­ша­е­мые в лоне като­ли­че­ской Церкви спа­си­тель­ными, однако при­знаёт дей­ствен­ность Кре­ще­ния, почему и при­со­еди­не­ние като­ли­ков к Пра­во­слав­ной Церкви осу­ществ­ля­ется без пере­кре­щи­ва­ния). В нрав­ствен­ной обла­сти Като­ли­че­ская цер­ковь про­по­ве­дует близ­кие Пра­во­сла­вию воз­зре­ния, офи­ци­ально высту­пая против раз­мы­ва­ния тра­ди­ци­он­ных нрав­ствен­ных норм в совре­мен­ном обще­стве, против абор­тов, эвта­на­зии, лега­ли­за­ции гомо­сек­су­а­лизма и т. д.

Хотя абсо­лют­ное боль­шин­ство като­ли­ков при­над­ле­жит к латин­ской бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции, в состав Като­ли­че­ской церкви входит 23 т. н. «Восточно-като­ли­че­ские церкви», объ­еди­ня­ю­щие ок. 18 млн. веру­ю­щих; Восточно-като­ли­че­ские церкви все­цело раз­де­ляют като­ли­че­скую дог­ма­тику и нахо­дятся в под­чи­не­нии Рим­ского папы, однако сохра­няют восточ­ный бого­слу­жеб­ный обряд (напри­мер, визан­тий­ский, армян­ский или иной), соб­ствен­ное кано­ни­че­ское право и опре­де­лен­ную авто­но­мию во внут­рен­нем управ­ле­нии.

Несмотря на исто­ри­че­ски сло­жив­шу­юся тра­ди­цию име­но­вать отпав­шую Рим­скую цер­ковь «Като­ли­че­ской» (catholica, от греч. καθολική, «все­об­щая, все­лен­ская»), в соб­ствен­ном смысле слова только Пра­во­слав­ная Цер­ковь явля­ется Кафо­ли­че­ской (в слав. пере­воде Сим­вола веры — Собор­ной), в част­но­сти «потому что она не огра­ни­чи­ва­ется ни местом, ни вре­ме­нем, ни наро­дом, а заклю­чает в себе истинно веру­ю­щих всех стран, времен и наро­дов»2.

Как про­изо­шло отпа­де­ние Римско-като­ли­че­ской церкви от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия?

На про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии Рим­ская Цер­ковь, в юрис­дик­ции кото­рой нахо­ди­лись хри­сти­ане Запад­ной Европы, пред­став­ляла собой одну из Помест­ных Церк­вей и явля­лась частью Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Тем не менее, уже в этот период начали посте­пенно раз­ви­ваться те куль­тур­ные, литур­ги­че­ские и бого­слов­ские рас­хож­де­ния, кото­рые в конеч­ном итоге при­вели к рас­колу. Цер­ков­ное обще­ние между Римом и Восточ­ными Церк­вами также пре­ры­ва­лось неод­но­кратно; в общей слож­но­сти исто­рики насчи­ты­вают 217 лет раз­рыва только между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем в 337–843 гг.3

Клю­че­вое зна­че­ние в про­цессе отпа­де­ния като­ли­цизма от Пра­во­слав­ной Церкви имели учения о т. н. «двой­ном исхож­де­нии» Свя­того Духа от Отца и Сына (Filioque — лат. «и от Сына [исхо­дя­щего]») и власт­ном харак­тере пер­вен­ства Рим­ского епи­скопа во Все­лен­ской Церкви. Ложное учение об исхож­де­нии Свя­того Духа от Отца и Сына пона­чалу было част­ным мне­нием ряда латин­ских святых и бого­сло­вов, но посте­пенно оно рас­про­стра­ня­лось на Западе. Со вре­ме­нем оно стало вос­при­ни­маться как дог­ма­ти­че­ское, и в VII-IX вв. фор­мула Filioque («и от Сына») была вне­сена в состав Сим­вола веры, несмотря на то что кано­нами и опре­де­ле­ни­ями Все­лен­ских Собо­ров любые изме­не­ния Сим­вола были запре­щены4. К началу IX в. Символ читался без изме­не­ний только в Риме: так, напри­мер, когда послан­ники Карла Вели­кого, быв­шего сто­рон­ни­ком вве­де­ния Filioque в Символ, при­были в в 810 г. к папе Льву ΙΙΙ, чтобы полу­чить него одоб­ре­ние само­чинно про­из­ве­ден­ной фран­ками вставки в Символ, тот кате­го­ри­че­ски отка­зался: «Отцы в своих опре­де­ле­ниях не про­вели ника­кого раз­ли­чия; они не дали права изме­нять Символ ни тем, кто имеет добрые наме­ре­ния, ни тем, кто имеет дурные, — словом, никому»5. В 880 г. папа Иоанн VIII одоб­рил запрет вставки в Символ, про­воз­гла­шен­ный Кон­стан­ти­но­поль­ским Собо­ром под пред­се­да­тель­ством свт. Фотия.

Однако в землях фран­ков прак­тика чтения Сим­вола с Filioque сохра­ня­лась. Посте­пенно под дей­ствием поли­ти­че­ских обсто­я­тельств вли­я­ние запад­ных импе­ра­то­ров в Риме росло. Нако­нец, в 1014 г. на коро­на­ции гер­ман­ского импе­ра­тора Ген­риха II Символ со встав­кой впер­вые был про­чи­тан за бого­слу­же­нием в Риме по бла­го­сло­ве­нию папы Бене­дикта VIII. После этого евха­ри­сти­че­ское обще­ние между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем было разо­рвано.

Кон­фликт в Кон­стан­ти­но­поле в 1054 г., кото­рый тра­ди­ци­онно обо­зна­ча­ется как услов­ная дата «Вели­кой схизмы» в дей­стви­тель­но­сти носил доста­точно част­ный харак­тер: легат папы Рим­ского Льва ΙΧ кард. Гум­берт предал ана­феме патр. Миха­ила Киру­ла­рия, а тот — Гум­берта. Ана­фемы не рас­про­стра­ня­лись ни на латин­ское, ни на гре­че­ское хри­сти­ан­ство в целом, и после 1054 г. сохра­ня­лось обще­ние между Римом и иными Восточ­ными пат­ри­ар­ха­тами, кроме Кон­стан­ти­но­поль­ского. Оно пре­рва­лось посте­пенно с ходом Кре­сто­вых похо­дов, когда на захва­чен­ных кре­сто­нос­цами тер­ри­то­риях вместо закон­ных пат­ри­ар­хов уста­нав­ли­ва­лась парал­лель­ная иерар­хия, под­чи­нен­ная папе Рим­скому; этот про­цесс окон­ча­тельно завер­шился к XIII в.

Таким обра­зом, Рим­ские папы без согла­сия своих собра­тьев изме­нили Символ веры, непри­кос­но­вен­ность кото­рого была защи­щена опре­де­ле­ни­ями Все­лен­ских Собо­ров, и внесли в него ложное учение, а затем само­вольно назна­чили на иные пат­ри­ар­шие кафедры своих став­лен­ни­ков, разо­рвав обще­ние с кано­ни­че­ской иерар­хией Востока. Все это поз­во­ляет с уве­рен­но­стью гово­рить о том, что Рим­ская Помест­ная цер­ковь отко­ло­лась от Все­лен­ской Пра­во­слав­ной, про­воз­гла­сив ере­ти­че­ское учение.

Какие учения като­ли­цизма явля­ются ере­ти­че­скими?

Боль­шая часть отвер­га­е­мых Пра­во­сла­вием учений Като­ли­че­ской церкви не полу­чила офи­ци­аль­ного осуж­де­ния на древ­них Все­лен­ских Собо­рах, поскольку в ту эпоху они нахо­ди­лись на стадии фор­ми­ро­ва­ния или не полу­чили широ­кого рас­про­стра­не­ния; тем не менее, эти учения про­ти­во­ре­чат Пре­да­нию Древ­ней нераз­де­лен­ной Церкви либо тол­куют его одно­сто­ронне.

Вместе с тем, не сле­дует думать, «будто с пре­кра­ще­нием Все­лен­ских Собо­ров пре­кра­ти­лось даль­ней­шее рас­кры­тие дог­ма­тов в Пра­во­слав­ной Церкви»; против заблуж­де­ний «церкви Рим­ской, отда­лив­ших ее от Церкви Все­лен­ской… на пра­во­слав­ном Востоке не раз состав­ля­лись… соборы и писа­лись точ­ней­шие веро­из­ло­же­ния»6. Важ­ней­шими из этих собо­ров и веро­из­ло­же­ний сле­дует при­знать Кон­стан­ти­но­поль­ский Собор 1484 г. (с уча­стием всех Восточ­ных пат­ри­ар­хов)7 и т. н. «Сим­во­ли­че­ские книги» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние Кафо­ли­че­ской и Апо­столь­ской Церкви Восточ­ной и Посла­ние Восточ­ных пат­ри­ар­хов 1723 г.); к ним при­мы­кает Окруж­ное посла­ние Единой, Святой, Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви ко всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам 1848 г.

Учение об исхож­де­нии Свя­того Духа от Отца и Сына (Filioque). Част­ное оши­боч­ное мнение ряда латин­ских святых и бого­сло­вов (полу­чив­шее рас­про­стра­не­ние в силу авто­ри­тета св. Авгу­стина и его после­до­ва­те­лей) об исхож­де­нии Свя­того Духа и от Сына, про­ис­хо­дило от недо­ста­точно ясного раз­ли­чия посы­ла­ния Духа в мир Отцом и Сыном8 в домо­стро­и­тель­стве спа­се­ния и веч­ного исхож­де­ния Духа Свя­того от одного Отца9. Фер­раро-Фло­рен­тий­ский собор, в като­ли­че­ской тра­ди­ции счи­та­ю­щийся «XVII Все­лен­ским», так опре­де­ляет содер­жа­ние этого учения: «Святой Дух вечно суще­ствует от Отца и Сына и что Он имеет Свою сущ­ность и Свое суб­си­стент­ное бытие одно­вре­менно от Отца и Сына и вечно исхо­дит [procedit] как от Одного, так и от Дру­гого как от еди­ного начала и еди­ного дуно­ве­ния… Сын, как и Отец, явля­ется — согласно грекам — при­чи­ной, а согласно лати­ня­нам — нача­лом суб­си­стен­ции Свя­того Духа»10.

Несмотря на то, что като­ли­че­ское пред­став­ле­ние дей­стви­тельно отра­жает воз­зре­ние неко­то­рых святых дорас­коль­ного Запада, Filioque про­ти­во­ре­чит цер­ков­ному веро­уче­нию в целом. Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит, что «Дух Святый исхо­дит от одного Отца, как источ­ника и начала Боже­ства… Бог и Отец один есть винов­ник двух Лиц, и не рожден. Сын от одного Отца, как от при­чины рожден: Дух Святый от одного Отца как от при­чины исхо­дит, а чрез Сына в мир посы­ла­ется»11.

Учение об абсо­лют­ном харак­тере пап­ской юрис­дик­ци­он­ной власти и без­оши­боч­но­сти Рим­ского папы в тор­же­ствен­ных веро­оп­ре­де­ле­ниях. Апо­стол Петр за свою исклю­чи­тель­ную рев­ность о вере име­ну­ется (вместе с ап. Павлом) «пер­во­вер­хов­ным» из апо­сто­лов. Осно­ван­ная им Рим­ская Помест­ная Цер­ковь исто­ри­че­ски обла­дала пер­вен­ством чести — как в память о Петре, так и в силу своего сто­лич­ного рас­по­ло­же­ния; многие святые усва­и­вали особый авто­ри­тет Рим­ским епи­ско­пам (папам) в силу той исклю­чи­тель­ной твер­до­сти в борьбе с ере­сями, кото­рую те про­яв­ляли в тече­ние почти всего пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии.

Со вре­ме­нем в Риме сло­жи­лась тра­ди­ция вос­при­ни­мать это почте­ние к авто­ри­тету пап и памяти апо­стола Петра в фор­мально-юри­ди­че­ском ключе. Такие пред­став­ле­ния достигли своего рас­цвета ко вре­мени пап­ской реформы XI века; они неод­но­кратно про­воз­гла­ша­лись в кано­ни­че­ских и веро­учи­тель­ных текстах Сред­них веков, а в наи­бо­лее полной форме их изло­жил Ι Вати­кан­ский собор Като­ли­че­ской церкви в 1870 г. в дог­ма­ти­че­ской кон­сти­ту­ции Pastor Aeternus12. Это учение можно сум­ми­ро­вать в четы­рех тези­сах:

Все эти тезисы про­ти­во­ре­чат соглас­ному учению Отцов Востока и Запада, а также прак­тике и поста­нов­ле­ниям Все­лен­ских Собо­ров. В част­но­сти, их фак­ти­че­ски осуж­дает Пятый Все­лен­ский Собор, отцы кото­рого в поле­мике с Рим­ским папой Виги­лием учили, что апо­столы не нахо­ди­лись в под­чи­не­нии друг у друга, а также, что все зна­чи­мые дог­ма­ти­че­ские реше­ния по вопро­сам веры должны при­ни­маться сообща, по образу Апо­столь­ского Собора13.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит, что суду пол­ноты Церкви под­чи­нен каждый отдель­ный ее член, даже папа или пат­ри­арх, име­ю­щий пер­вен­ство чести: «Цер­ковь имеет такую власть, что может посред­ством Все­лен­ских Собо­ров рас­смат­ри­вать Писа­ния, судить Пат­ри­ар­хов, Пап, Епи­ско­пов; может под­вер­гать их, смотря по важ­но­сти вины, нака­за­ниям и эпи­ти­миям, пред­пи­сан­ным пра­ви­лами»14. Без­оши­боч­но­стью, согласно пра­во­слав­ному учению, также обла­дает только вся Цер­ковь в целом (пред­став­лен­ная на Все­лен­ском Соборе или выра­зив­шее свое согла­сие иным обра­зом): «Един­ствен­ный способ для выра­же­ния, в случае нужды, непо­гре­ши­мого сви­де­тель­ства Церкви каса­тельно той или другой откро­вен­ной истины есть еди­но­душ­ное согла­сие, в рас­суж­де­нии этой истины, всей Церкви учащей, за кото­рым есте­ственно должно уже после­до­вать и согла­сие всех веру­ю­щих. Для изъ­яв­ле­ния же такого согла­сия Церкви учащей воз­можны два спо­соба: пред­сто­я­тели част­ных Церк­вей могут выра­жать его, наро­чито собрав­шись для этого все воедино на Собор Все­лен­ский, но могут выра­жать и не соби­ра­ясь на Соборы, а посред­ством вза­им­ных сно­ше­ний, оста­ва­ясь каждый на своем месте, при обык­но­вен­ном поло­же­нии Церкви (in statu quo)»15.

Учение о Чисти­лище. Като­ли­че­ская цер­ковь учит, что если хри­сти­ане, «поис­тине рас­ка­яв­шись, уми­рают в любви Божией, прежде чем воз­дать достой­ными пло­дами пока­я­ния удо­вле­тво­ре­ние за то, что они совер­шили или упу­стили, то души их после смерти под­вер­га­ются очи­ще­нию муками в чисти­лище»16. Несмотря на то, что Пра­во­сла­вию совер­шенно не чуждо поня­тие о пра­во­су­дии Божьем, идея очи­ща­ю­щих мук, кото­рые поз­во­ляют душам удо­вле­тво­рить этому пра­во­су­дию после смерти, отвер­га­ется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как не соот­вет­ству­ю­щая Писа­нию и Пре­да­нию: «Нигде в Писа­нии не упо­ми­на­ется об огне чисти­лищ­ном, т.е. чтобы было вре­мен­ное какое нака­за­ние, очи­ща­ю­щее души по смерти… Цер­ковь пра­вильно посту­пает, что при­но­сит за умер­ших Без­кров­ную Жертву, и вос­сы­лает к Богу молитвы об отпу­ще­нии грехов их: сами же они не терпят ника­кого нака­за­ния, посред­ством кото­рого бы очи­ща­лись»17.

Непо­роч­ное Зача­тие Девы Марии и прочие пункты раз­но­гла­сий между Пра­во­сла­вием и като­ли­циз­мом.

Учение о Непо­роч­ном Зача­тии Девы Марии под­ра­зу­ме­вает, что Пре­свя­тая Дева, хотя и была зачата есте­ствен­ным путем (не бес­се­менно), тем не менее, была в Своем Зача­тии сохра­нена от пер­во­род­ного греха в силу гря­ду­щей Крест­ной Жертвы Христа (как бы «зара­нее искуп­лена»). Это учение кри­ти­ко­ва­лось и осуж­да­лось мно­гими свя­тыми и бого­сло­вами Пра­во­слав­ной Церкви (в част­но­сти, прп. Иусти­ном Челий­ским, свт. Игна­тием Кав­каз­ским и свт. Иоан­ном Шан­хай­ским), однако не полу­чило до сих пор собор­ного осуж­де­ния. Поэтому неко­то­рые пра­во­слав­ные бого­словы, в том числе святые, отно­си­лись к нему с бо́льшей тер­пи­мо­стью, чем к прочим ересям Като­ли­че­ской церкви. Так, напри­мер, свт. Фила­рет Мос­ков­ский писал: «Мне кажется, бла­го­словно рас­суж­де­ние неко­то­рых фран­цуз­ских епи­ско­пов, кото­рые гово­рили, что под­ня­тый папою вопрос Цер­ковь не решила дог­ма­ти­че­ски, а оста­вила каж­дому сво­бодно рас­суж­дать о нем без предо­суж­де­ния своему пра­во­сла­вию и спа­се­нию и что по сему неко­то­рые Святые имели утвер­ди­тель­ное об оном мнение, а неко­то­рые — отри­ца­тель­ное»18.

Помимо пере­чис­лен­ных выше заблуж­де­ний като­ли­цизм также имеет ряд иных оши­боч­ных учений и сомни­тель­ных прак­тик, кото­рые под­вер­га­лись кри­тике и осуж­де­нию со сто­роны Пра­во­слав­ной Церкви.

Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к като­ли­цизму сего­дня

На совре­мен­ном этапе Пра­во­слав­ная Цер­ковь пыта­ется стро­ить с като­ли­циз­мом отно­ше­ния сотруд­ни­че­ства в защите тра­ди­ци­он­ных нрав­ствен­ных пред­став­ле­ний и сов­мест­ного про­ти­во­сто­я­ния вызо­вам вре­мени. Одно­вре­менно ведется и бого­слов­ский диалог с целью про­яс­не­ния вза­им­ных раз­но­гла­сий и бес­при­страст­ного поиска их раз­ре­ше­ния.

При этом в офи­ци­аль­ной рито­рике пра­во­славно-като­ли­че­ского диа­лога с обеих сторон фак­ти­че­ски дей­ствует мора­то­рий на упо­треб­ле­ние тер­ми­нов «ересь» или «раскол»; с пра­во­слав­ной сто­роны исполь­зу­ется сти­ли­сти­че­ски менее нега­тивно окра­шен­ный сино­ним тер­мина «ересь» — «ино­сла­вие» (также упо­треб­ляв­шийся свя­тыми отцами). В этом не сле­дует усмат­ри­вать отказ от при­зна­ния тех или иных учений като­ли­цизма лож­ными самих по себе (или, тем более «пре­да­тель­ством Пра­во­сла­вия»), однако сама ситу­а­ция диа­лога тре­бует более при­ми­ри­тель­ной рито­рики.

При­ме­ча­ния:

Что про­изо­шло в 1054 году: раскол Все­лен­ской Церкви надвое или откол одной её части, Рим­ской Помест­ной Церкви?

В бого­слов­ской исто­ри­че­ской лите­ра­туре нередко встре­ча­ется утвер­жде­ние, что в 1054 году про­изо­шёл раскол Единой Все­лен­ской Хри­сто­вой Церкви на Восточ­ную и Запад­ную. Это мнение нельзя назвать убе­ди­тель­ным. Гос­подь Иисус Хри­стос создал одну единую Цер­ковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о несколь­ких Церк­вях Он сви­де­тель­ство­вал, что она про­су­ще­ствует до конца времён и врата адовы не одо­леют её ( Мф.16:18 ).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое цар­ство, раз­де­лив­ше­еся само в себе, опу­стеет; и всякий город или дом, раз­де­лив­шийся сам в себе не устоит» ( Мф.12:25 ). Это значит, что если бы Цер­ковь и дей­стви­тельно раз­де­ли­лась сама в себе, то, по Его уве­ре­нию, не усто­яла бы. Но она обя­за­тельно устоит ( Мф.16:18 ). В пользу того, что Церк­вей Хри­сто­вых не может быть две, три, тысяча три гово­рит и тот образ, согласно кото­рому Цер­ковь есть Тело Хри­стово ( Рим.12:5 ), а Тело у Спа­си­теля одно.
Но почему мы вправе утвер­ждать, что именно Рим­ская цер­ковь отко­ло­лась в XI веке от Пра­во­слав­ной, а не наобо­рот? — В том, что это так, сомне­ваться не при­хо­дится. Под­лин­ная Цер­ковь Хри­стова, по слову апо­стола, есть «столп и утвер­жде­ние истины» ( 1Тим.3:15 ). Стало быть, та Цер­ковь из двух (Запад­ная, Восточ­ная), кото­рая не усто­яла в истине, не сохра­нила её в неиз­мен­но­сти, и отко­ло­лась.
Какая же не усто­яла? — Для того, чтобы отве­тить на этот вопрос, доста­точно вспом­нить, какая именно Цер­ковь, Пра­во­слав­ная или Като­ли­че­ская, хранит веро­уче­ние в том непре­лож­ном виде, в каком при­няла от апо­сто­лов. Разу­ме­ется, это — Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.
Помимо того, что Рим­ская цер­ковь дерз­нула иска­зить Символ веры, допол­нив его ложной встав­кой об исхож­де­нии Свя­того Духа «и от Сына», она иска­зила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о гла­вен­стве и непо­гре­ши­мо­сти рим­ского папы, назвав его намест­ни­ком Христа на земле; истол­ко­вала в духе гру­бого юри­дизма учение об Искуп­ле­нии чело­века и пр.

Верно ли назы­вать като­ли­ков ере­ти­ками, если они не были офи­ци­ально осуж­дены Все­лен­ским собо­ром?

Далеко не все ере­ти­че­ские учения были осуж­дены на Все­лен­ских собо­рах, доста­точно того, что они иска­зили те поло­же­ния учения Церкви, кото­рые были сфор­му­ли­ро­ваны на Все­лен­ских собо­рах.
Другим осно­ва­нием для име­но­ва­ния римо-като­ли­че­ской общины ере­ти­че­ской служит то, что таким или сино­ни­мич­ными назва­ни­ями име­но­вали её пра­во­слав­ные отцы и учи­теля.
См. также: А явля­ются ли вообще като­лики, про­те­станты и «нехал­ки­до­ниты» ере­ти­ками?

«Папизм – так назы­ва­ется ересь, объ­яв­шая Запад, от кото­рой про­изо­шли, как от древа ветви, раз­лич­ные про­те­стант­ские учения».
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Кто бы не желал соеди­ниться из пра­во­слав­ных с като­ли­ками или люте­ра­нами и быть с ними одно во Христе, одною Цер­ко­вью, одним обще­ством веру­ю­щих! Но кто из членов этих гла­го­ле­мых церк­вей, осо­бенно пред­сто­я­те­лей, име­ну­ю­щихся папами, пат­ри­ар­хами, мит­ро­по­ли­тами, архи­епи­ско­пами и епи­ско­пами или же ксен­дзами, пате­рами, согла­сится отречься от своих заблуж­де­ний? Никто. А мы согла­ситься с их ере­ти­че­ским уче­нием не можем без вреда своему душев­ному спа­се­нию… Разве можно соеди­нить несо­еди­ни­мое – ложь с исти­ною?»
святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *