Что такое католичество кратко
Начало истории
Разделению между католицизмом и православием предшествовало множество факторов. Первые события состоялись в 1054 году, когда легатами действующего Папы Льва IX был провозглашен акт относительно отлучения Константинопольского патриарха и всей Восточной Церкви. Когда проводилась литургия при соборе им. Святой Софии, они водрузили его на престол и ушли.
Ответом же патриарха Михаила стал созыв собрания, на котором он отлучил прибывших послов от Церкви. Папой такая позиция была принята, именно с этого момента было прекращено на богослужениях папское поминовение. Латинян начали относить к схизматикам.
Существует ряд кардинальных отличий православия от католицизма, в частности это особенности конфессии, различающиеся догмы.
Каждый верующий человек должен понимать, что абсолютно все христиане являются сестрами и братьями во Христе. Соответственно протестантов и католиков запрещено называть врагами православия. При всем этом существует ряд спорных моментов, при рассмотрении которых каждая из конфессий более близка или отдалена от Истины.
Основные особенности
Возникновение нового течения со своей культурой и особенной структурой привело к тому, что по всему миру сегодня насчитывается более миллиарда представителей католицизма. Главой этой Церкви выступает не патриарх, а Папа Римский. Владыка выступает верховным правителем на Святом Престоле. Ранее так называли всех католических епископов. Но с течением времени мнения относительно непогрешимости Папы кардинально разошлись. В настоящее время праведными признаются только решения и вероучения, высказывания Папы.
Что касается названия прихожанина католического храма, в энциклопедии он называется «униат». В ней же можно найти значение слова «реформатор», а также что такое католическая обедня — «месса». Часто это слово из 5 букв встречается в сканвордах. А высоким определением «игумен» определяется духовный разряд в православной религии.
На данный момент католическую Церковь, где богослужения проводятся на латинском языке, возглавляет Франциск, который был избран в 2013 году 13 марта. Административный центр грекокатолической Церкви расположен в Ватикане. Папа является ярким представителем своего направления, который впервые за продолжительное время присутствовал на официальной встрече с православным патриархом. На мероприятии, которое состоялось в 2016 году, обговаривались важнейшие вопросы, касающиеся православного течения и католического.
Подробно рассматривалась проблема относительно гонения христиан, которое, к сожалению, наблюдается в отдельных регионах и в современном мире.
Отличительные догматы
Множество понятий в католицизме кардинально отличается от подобных значений Евангельской истины для православия. Вот некоторые из них:
Это неисчерпывающий список отличительных обрядов и таинств между направлениями христианства. Отмечено, что в католицизме признаются те догматы, которые православие не считает истинными.
Статистические показатели
Проводимые многочисленные исследования показывают, что основная численность верующих, исповедующих католицизм, проживает на территории США, Бразилии, Мексики. Интересен факт, что в каждой из обозначенных держав на католическое течение оказывают влияние культурные и общественные особенности. Таблица показывает сравнительную характеристику:
Страна | Регион | соотношение населения/католиков | Численность католиков в % |
Бразилия | Южная Америка | 186,1 млн/136,9 млн | 73,6 |
США | Северная Америка | 301,1 млн/68,1 млн | 22 |
Мексика | Северная Америка | 108,7 млн/101,4 млн | 91 |
Сходство в направлениях
За основу всей жизни принято считать Господа Иисуса Христа, поклоняться ему. Все верующие должны жить в стремлении к исполнению всех его заповедей. В любом греческом костеле или храме на территории России исповедуется единая вера в Святую Троицу. Если рассматривать иерархию, в обоих христианских направлениях имеет место апостольское преемство, неизменными являются также остаются семь церковных Таинств. В их союзе сохраняется авторитет за Священным Преданием и Писанием.
Отмечен тот факт, что в православии и католичестве существует единое представление про семью. Общими для них остаются и святые, жившие до 1054 года, когда произошел раскол, поддерживается духовное общее Предание, относящееся к первому тысячелетию христианства. Запрещены православной и католической Церковью следующие деяния:
Краткое описание противоречивых сторон
Необходимо кратко разобраться, в чем разница католиков и православных. Для этого стоит детальнее рассмотреть проповедуемые учения этих направлений христианства:
На что стоит обратить внимание
Известно, что православной Церковью не признан латинский культ, который касается сердца Христова и Пресвятой Богородицы. Подобные учения произошли от видений одной из католических монахинь по имени Маргарита Мария Алякок, умершей в 1690 году. В свое время она утверждала, что в видениях видела Иисуса Христа, рассказывающего про свою чрезмерную любовь к мирянам и показывающего свое сердце. Затем он приказал ввести подобное служение в одном из монастырей Франции, а впоследствии распространить среди всех верующих людей. Также в православии не признается преклонение перед сердцем Богородицы, а обозначенные видения считаются ложными.
Бог учил и учит любви по отношению к каждому человеку, в особенности это касается братьев ближних по вере в Христа. Из этого можно сделать вывод, что верующие, относящиеся к католицизму, не являются врагами или противниками. Лучшим доказательством того, что православие является верным исповеданием веры в Христа, является добродетельная мирская жизнь, а не постоянно ведущиеся споры в попытке подтверждения своей истины. Стоит обратить особое внимание на общие проблемы христианских направлений, которые объединяют их представителей перед реальной опасностью.
Печальный факт указывает на то, что в некоторых регионах процветает негативное явление, называющееся христианофобией.
За свою сильную веру приходится страдать всем — протестантам, католикам и православным. Для общей борьбы с таким опасным «врагом» вынуждены объединиться в одну силу христиане и главы Церквей во всем цивилизованном мире.
По этой причине стоит проявлять деликатность и вежливость в отношении представителей иных конфессий.
Спорные моменты должны рассматриваться культурно и в форме дискуссии — только так можно прийти к общему мнению. Толерантный человек — это не тот, который со всем соглашается и проявляет равнодушие, а тот, кто умеет быть любящим и милосердным, кротким. Именно такие учения проповедовал Господь.
Католицизм. Суть, Философия, Основные идеи и Принципы
Что такое католицизм?
Слово «Католицизм» образовано греческим и латинским языком и означает «всеобщий», то есть это учение, обращенное ко всем и охватывающее все.
Возможно именно поэтому данное направление духовной мысли и насчитывает в своих рядах примерно 1 миллиард 229 миллионов человек.
История возникновения Католицизма
И как мы знаем, сначала была Всеобщая Церковь, но затем произошел исторический раскол и разделение Церкви на Католическую — Западную с центром управления в Риме, и Православную — Восточную в Константинополе.
Почему разделилась православная и католическая церкви и религии?
Разногласия между католиками и православными произошли в 1054 году на почве того, как надо учить и проводить литургии и служения.
Все естественно, как и подобает истинным христианам, закончилось взаимными проклятиями и отлучениями от церкви друг друга. Но все же можно нам всем спать спокойно, поскольку в 1965 году взаимные проклятия и анафемы обоюдно были сняты Римским Папой и Патриархом Афинагором.
Есть ли минусы и проблемы в католицизме?
Но если уж быть совсем точными, то проблем в Католицизме немало, как минимум Великий Пророк Иисус и был распят там же именно Римской Империей и никогда в жизни не говорил о христианстве, ни тем более о православии или католицизме, а говорил Он, что Бога нет в церкви, и во внешних объектах не может быть Бога — Бог есть любовь, именно вселенская любовь, которая создает все вокруг и которую нельзя увидеть, но можно лишь почувствовать.
К тому же Иисус и церкви то никогда не строил, да и не особо одобрял. Но зато миллионы людей погибли в крестовых походах Римской Церкви по всему миру, также известна охота на «ведьм» унесшая не меньше миллионов людей.
Католицизм и наука
Да и ученых католики во все времена не очень то жаловали, например, Джордано Бруно говорил про солнечную систему и его сожгли, но были и сотни если не тысячи других менее известных.
Есть одна интересная история, когда в 1633 году известный физик и астроном Галилео Галилей стал утверждать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как считала Римская Церковь — его вызвали инквизиторы.
И это было что-то похожее на тайную полицию с изощренными методами пыток, когда все что не укладывалось в рамки церкви было «ересью».
Никто не хочет умирать в этом мире, и вот Галилео стоял перед судьями и ему было предложено отречься от своих взглядов, и в отличие от Джордано Бруно он выбрал жизнь. Но считается, что когда он шел к двери и прежде, чем выйти он прошептал: «И все же она вертится».
Суть Католицизма
Далее на первом и втором Вселенских Соборах было зафиксировано учение о Святой Троице: Бог Отец, Бог Слово или Бог Сын и Бог Святой Дух.
Где Отец — это начало всего или источник, а Святой Дух или Слово исходят только от Отца и уже затем рождается Сын. Такова основная суть и различие католической веры.
В более поздние времена возникает много учений говорящих, что Бога можно познать только через Сына или что Святой Дух познается лишь через его сына и так далее.
Основные идеи Католицизма
Основные идеи Католической Церкви заложены в 7 таинствах или священных действиях, во время которых на верующего человека нисходит благословение Бога.
7 Таинств у католиков
Крещение
Крещение у католиков считается важнейшим этапом в жизни человека — когда его погружают в воду, он становится частью Бога и Церкви. Как Иоанн Креститель крестил Иисуса в реке Иордан.
Только церковный брак в отличие от гражданского может дать человеку благословение Бога на создание семьи и взаимное согласие, поскольку такая семья — это уже как «малая церковь».
Миропомазание
Миропомазание у католиков это когда священник мажет особым маслом (миром) тело человека — ему передается благодать Бога и Духа Святого.
Евхаристия
Евхристия еще одно католическое таинство, его можно рассматривать как причастие к Богу и существует особый обряд, когда освящается хлеб и вино и затем вкушается. Это считается приобщением к Телу и Крови Иисуса Христа.
Исповедь
Исповедь означает раскаяние в грехах своих священнослужителю, поскольку человеку трудно и тяжело нести их одному, а также сознание человека должно соответственно измениться в лучшую сторону.
Елеосвящение
Данный ритуал иногда называют соборование, это когда тело человека мажут елеем (оливковым маслом), что помогает избавиться как от болезней тела, так и от грехов.
Священство
Принципы Католицизма
Основные принципы католической веры заложены в Катехизисе Католической Церкви, где изложена католическая вера.
И данные принципы основаны на исповедании веры в Единого Бога и Иисуса Христа, а также прохождения таинства крещения и остальных таинств для обретения жизни вечной. В основу веры заложена Молитва Господня, которую как считается дал своим ученикам сам Иисус Христос и которая называется «Отче наш».
Философия Католицизма
Философия католиков основана на вере в Отца и Сына и Святого Духа. Также существует утверждение о Непорочном зачатии Девы Марии. Кроме того, существует обычай молиться за умерших. Так многие из нас знают, что в церкви заказывают специальные литургии за упокой умершего, потому как души, умерших нуждаются в очищении от своих грехов.
А еще Католическая Церковь утверждает единую власть над всей Церковью христиан в виде Римского Папы, который, как считается, является непосредственным преемником Апостола Петра. И конечно учение и философия католицизма основано на заповедях Иисуса Христа.
Заповеди католиков, оставленные Иисусом Христом
Кроме того, существуют и заповеди «не убивай» — а кто убьет судим будет и, кто гневается напрасно — тоже подлежит суду.
Заповедь «не прелюбодействуй» — также очень строга, ведь даже смотреть с вожделением на другую женщину, уже считается прелюбодеянием в сердце своем.
Иисус Христос также против мести, так если ударили тебя, подставь и другую щеку. А также имеется настоятельный совет не связываться со злыми людьми, пусть они идут своей дорогой.
Вера всегда давала силу и смысл в жизни человека. Говорят, в районе Чернобыльской АЭС существовал храм, где люди постоянно молились и когда делались замеры на радиацию, то она была в норме.
Вера и поиск Бога — наверное заложены в каждом человеке, ведь каждый человек — это частичка Бога, созданная по Его образу и подобию, и разумеется очень тяжело и неразумно будет сказать, что если вы католик, значит вы не на правильном пути, или если православный, то на правильном, или наоборот.
Естественно Бог хочет привести в своё «царство» всех своих детей, нашу версию того как это возможно, и почему так много религий, можете прочитать по ссылке. И естественно оставайтесь с нами, мы еще не раз будем писать на интересующих многих духовную тему, в том числе о сути и философии католицизма, Папах римских, а следующую статью мы посвятим Православию, как самому близкому по духу религиозному учению и протестантизму, как третьему самому большому ответвлению христианства.
Католицизм
Католици́зм (Римско-католическая церковь, католичество, папизм) — еретическое направление в христианстве.
Общие понятия
Число католиков в мире составляет ок. 1,3 млрд. человек. Главой (предстоятелем) Католической церкви является папа Римский, резиденция которого находится в городе-государстве Ватикан.
Католицизм возводит свое преемство к Древней Церкви, хотя в действительности Католическая церковь значительно уклоняется от исторического Предания и исповедует ряд ложных учений. Тем не менее, католицизм принимает (с некоторыми оговорками) семь Вселенских Соборов первого тысячелетия и сохраняет «непрерывную преемственность законной иерархии, ведущей свое начало от самого ап. Петра»1; в католичестве разделяется традиционное учение о Таинствах (хотя Православная Церковь не может счесть все Таинства, совершаемые в лоне католической Церкви спасительными, однако признаёт действенность Крещения, почему и присоединение католиков к Православной Церкви осуществляется без перекрещивания). В нравственной области Католическая церковь проповедует близкие Православию воззрения, официально выступая против размывания традиционных нравственных норм в современном обществе, против абортов, эвтаназии, легализации гомосексуализма и т. д.
Хотя абсолютное большинство католиков принадлежит к латинской богослужебной традиции, в состав Католической церкви входит 23 т. н. «Восточно-католические церкви», объединяющие ок. 18 млн. верующих; Восточно-католические церкви всецело разделяют католическую догматику и находятся в подчинении Римского папы, однако сохраняют восточный богослужебный обряд (например, византийский, армянский или иной), собственное каноническое право и определенную автономию во внутреннем управлении.
Несмотря на исторически сложившуюся традицию именовать отпавшую Римскую церковь «Католической» (catholica, от греч. καθολική, «всеобщая, вселенская»), в собственном смысле слова только Православная Церковь является Кафолической (в слав. переводе Символа веры — Соборной), в частности «потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов»2.
Как произошло отпадение Римско-католической церкви от Вселенского Православия?
На протяжении первого тысячелетия христианской истории Римская Церковь, в юрисдикции которой находились христиане Западной Европы, представляла собой одну из Поместных Церквей и являлась частью Вселенской Православной Церкви. Тем не менее, уже в этот период начали постепенно развиваться те культурные, литургические и богословские расхождения, которые в конечном итоге привели к расколу. Церковное общение между Римом и Восточными Церквами также прерывалось неоднократно; в общей сложности историки насчитывают 217 лет разрыва только между Римом и Константинополем в 337–843 гг.3
Ключевое значение в процессе отпадения католицизма от Православной Церкви имели учения о т. н. «двойном исхождении» Святого Духа от Отца и Сына (Filioque — лат. «и от Сына [исходящего]») и властном характере первенства Римского епископа во Вселенской Церкви. Ложное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына поначалу было частным мнением ряда латинских святых и богословов, но постепенно оно распространялось на Западе. Со временем оно стало восприниматься как догматическое, и в VII-IX вв. формула Filioque («и от Сына») была внесена в состав Символа веры, несмотря на то что канонами и определениями Вселенских Соборов любые изменения Символа были запрещены4. К началу IX в. Символ читался без изменений только в Риме: так, например, когда посланники Карла Великого, бывшего сторонником введения Filioque в Символ, прибыли в в 810 г. к папе Льву ΙΙΙ, чтобы получить него одобрение самочинно произведенной франками вставки в Символ, тот категорически отказался: «Отцы в своих определениях не провели никакого различия; они не дали права изменять Символ ни тем, кто имеет добрые намерения, ни тем, кто имеет дурные, — словом, никому»5. В 880 г. папа Иоанн VIII одобрил запрет вставки в Символ, провозглашенный Константинопольским Собором под председательством свт. Фотия.
Однако в землях франков практика чтения Символа с Filioque сохранялась. Постепенно под действием политических обстоятельств влияние западных императоров в Риме росло. Наконец, в 1014 г. на коронации германского императора Генриха II Символ со вставкой впервые был прочитан за богослужением в Риме по благословению папы Бенедикта VIII. После этого евхаристическое общение между Римом и Константинополем было разорвано.
Конфликт в Константинополе в 1054 г., который традиционно обозначается как условная дата «Великой схизмы» в действительности носил достаточно частный характер: легат папы Римского Льва ΙΧ кард. Гумберт предал анафеме патр. Михаила Кирулария, а тот — Гумберта. Анафемы не распространялись ни на латинское, ни на греческое христианство в целом, и после 1054 г. сохранялось общение между Римом и иными Восточными патриархатами, кроме Константинопольского. Оно прервалось постепенно с ходом Крестовых походов, когда на захваченных крестоносцами территориях вместо законных патриархов устанавливалась параллельная иерархия, подчиненная папе Римскому; этот процесс окончательно завершился к XIII в.
Таким образом, Римские папы без согласия своих собратьев изменили Символ веры, неприкосновенность которого была защищена определениями Вселенских Соборов, и внесли в него ложное учение, а затем самовольно назначили на иные патриаршие кафедры своих ставленников, разорвав общение с канонической иерархией Востока. Все это позволяет с уверенностью говорить о том, что Римская Поместная церковь откололась от Вселенской Православной, провозгласив еретическое учение.
Какие учения католицизма являются еретическими?
Большая часть отвергаемых Православием учений Католической церкви не получила официального осуждения на древних Вселенских Соборах, поскольку в ту эпоху они находились на стадии формирования или не получили широкого распространения; тем не менее, эти учения противоречат Преданию Древней неразделенной Церкви либо толкуют его односторонне.
Вместе с тем, не следует думать, «будто с прекращением Вселенских Соборов прекратилось дальнейшее раскрытие догматов в Православной Церкви»; против заблуждений «церкви Римской, отдаливших ее от Церкви Вселенской… на православном Востоке не раз составлялись… соборы и писались точнейшие вероизложения»6. Важнейшими из этих соборов и вероизложений следует признать Константинопольский Собор 1484 г. (с участием всех Восточных патриархов)7 и т. н. «Символические книги» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной и Послание Восточных патриархов 1723 г.); к ним примыкает Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Частное ошибочное мнение ряда латинских святых и богословов (получившее распространение в силу авторитета св. Августина и его последователей) об исхождении Святого Духа и от Сына, происходило от недостаточно ясного различия посылания Духа в мир Отцом и Сыном8 в домостроительстве спасения и вечного исхождения Духа Святого от одного Отца9. Ферраро-Флорентийский собор, в католической традиции считающийся «XVII Вселенским», так определяет содержание этого учения: «Святой Дух вечно существует от Отца и Сына и что Он имеет Свою сущность и Свое субсистентное бытие одновременно от Отца и Сына и вечно исходит [procedit] как от Одного, так и от Другого как от единого начала и единого дуновения… Сын, как и Отец, является — согласно грекам — причиной, а согласно латинянам — началом субсистенции Святого Духа»10.
Несмотря на то, что католическое представление действительно отражает воззрение некоторых святых дораскольного Запада, Filioque противоречит церковному вероучению в целом. Православная Церковь учит, что «Дух Святый исходит от одного Отца, как источника и начала Божества… Бог и Отец один есть виновник двух Лиц, и не рожден. Сын от одного Отца, как от причины рожден: Дух Святый от одного Отца как от причины исходит, а чрез Сына в мир посылается»11.
Учение об абсолютном характере папской юрисдикционной власти и безошибочности Римского папы в торжественных вероопределениях. Апостол Петр за свою исключительную ревность о вере именуется (вместе с ап. Павлом) «первоверховным» из апостолов. Основанная им Римская Поместная Церковь исторически обладала первенством чести — как в память о Петре, так и в силу своего столичного расположения; многие святые усваивали особый авторитет Римским епископам (папам) в силу той исключительной твердости в борьбе с ересями, которую те проявляли в течение почти всего первого тысячелетия христианской истории.
Со временем в Риме сложилась традиция воспринимать это почтение к авторитету пап и памяти апостола Петра в формально-юридическом ключе. Такие представления достигли своего расцвета ко времени папской реформы XI века; они неоднократно провозглашались в канонических и вероучительных текстах Средних веков, а в наиболее полной форме их изложил Ι Ватиканский собор Католической церкви в 1870 г. в догматической конституции Pastor Aeternus12. Это учение можно суммировать в четырех тезисах:
Все эти тезисы противоречат согласному учению Отцов Востока и Запада, а также практике и постановлениям Вселенских Соборов. В частности, их фактически осуждает Пятый Вселенский Собор, отцы которого в полемике с Римским папой Вигилием учили, что апостолы не находились в подчинении друг у друга, а также, что все значимые догматические решения по вопросам веры должны приниматься сообща, по образу Апостольского Собора13.
Православная Церковь учит, что суду полноты Церкви подчинен каждый отдельный ее член, даже папа или патриарх, имеющий первенство чести: «Церковь имеет такую власть, что может посредством Вселенских Соборов рассматривать Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов; может подвергать их, смотря по важности вины, наказаниям и эпитимиям, предписанным правилами»14. Безошибочностью, согласно православному учению, также обладает только вся Церковь в целом (представленная на Вселенском Соборе или выразившее свое согласие иным образом): «Единственный способ для выражения, в случае нужды, непогрешимого свидетельства Церкви касательно той или другой откровенной истины есть единодушное согласие, в рассуждении этой истины, всей Церкви учащей, за которым естественно должно уже последовать и согласие всех верующих. Для изъявления же такого согласия Церкви учащей возможны два способа: предстоятели частных Церквей могут выражать его, нарочито собравшись для этого все воедино на Собор Вселенский, но могут выражать и не собираясь на Соборы, а посредством взаимных сношений, оставаясь каждый на своем месте, при обыкновенном положении Церкви (in statu quo)»15.
Учение о Чистилище. Католическая церковь учит, что если христиане, «поистине раскаявшись, умирают в любви Божией, прежде чем воздать достойными плодами покаяния удовлетворение за то, что они совершили или упустили, то души их после смерти подвергаются очищению муками в чистилище»16. Несмотря на то, что Православию совершенно не чуждо понятие о правосудии Божьем, идея очищающих мук, которые позволяют душам удовлетворить этому правосудию после смерти, отвергается Православной Церковью как не соответствующая Писанию и Преданию: «Нигде в Писании не упоминается об огне чистилищном, т.е. чтобы было временное какое наказание, очищающее души по смерти… Церковь правильно поступает, что приносит за умерших Безкровную Жертву, и воссылает к Богу молитвы об отпущении грехов их: сами же они не терпят никакого наказания, посредством которого бы очищались»17.
Непорочное Зачатие Девы Марии и прочие пункты разногласий между Православием и католицизмом.
Учение о Непорочном Зачатии Девы Марии подразумевает, что Пресвятая Дева, хотя и была зачата естественным путем (не бессеменно), тем не менее, была в Своем Зачатии сохранена от первородного греха в силу грядущей Крестной Жертвы Христа (как бы «заранее искуплена»). Это учение критиковалось и осуждалось многими святыми и богословами Православной Церкви (в частности, прп. Иустином Челийским, свт. Игнатием Кавказским и свт. Иоанном Шанхайским), однако не получило до сих пор соборного осуждения. Поэтому некоторые православные богословы, в том числе святые, относились к нему с бо́льшей терпимостью, чем к прочим ересям Католической церкви. Так, например, свт. Филарет Московский писал: «Мне кажется, благословно рассуждение некоторых французских епископов, которые говорили, что поднятый папою вопрос Церковь не решила догматически, а оставила каждому свободно рассуждать о нем без предосуждения своему православию и спасению и что по сему некоторые Святые имели утвердительное об оном мнение, а некоторые — отрицательное»18.
Помимо перечисленных выше заблуждений католицизм также имеет ряд иных ошибочных учений и сомнительных практик, которые подвергались критике и осуждению со стороны Православной Церкви.
Отношение Православной Церкви к католицизму сегодня
На современном этапе Православная Церковь пытается строить с католицизмом отношения сотрудничества в защите традиционных нравственных представлений и совместного противостояния вызовам времени. Одновременно ведется и богословский диалог с целью прояснения взаимных разногласий и беспристрастного поиска их разрешения.
При этом в официальной риторике православно-католического диалога с обеих сторон фактически действует мораторий на употребление терминов «ересь» или «раскол»; с православной стороны используется стилистически менее негативно окрашенный синоним термина «ересь» — «инославие» (также употреблявшийся святыми отцами). В этом не следует усматривать отказ от признания тех или иных учений католицизма ложными самих по себе (или, тем более «предательством Православия»), однако сама ситуация диалога требует более примирительной риторики.
Примечания:
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её ( Мф.16:18 ).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» ( Мф.12:25 ). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит ( Мф.16:18 ). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово ( Рим.12:5 ), а Тело у Спасителя одно.
Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.
Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.
Верно ли называть католиков еретиками, если они не были официально осуждены Вселенским собором?
Далеко не все еретические учения были осуждены на Вселенских соборах, достаточно того, что они исказили те положения учения Церкви, которые были сформулированы на Вселенских соборах.
Другим основанием для именования римо-католической общины еретической служит то, что таким или синонимичными названиями именовали её православные отцы и учителя.
См. также: А являются ли вообще католики, протестанты и «нехалкидониты» еретиками?
«Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения».
святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению… Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»
святой праведный Иоанн Кронштадтский