Что такое иволгинский дацан
Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»
С 26 по 28 октября 2021 года во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России пройдет трехдневный величественный Лхабаб Дуйсэн хурал. Этот.
В целях укрепления существующих давних культурных связей между Индией и Российской Федерацией, а также для установления сотрудничества с буддийскими организациями, образовательными.
Риха – звезда, восход которой придает особую силу воде. В переводе с санскрита Риха – «святая». В буддийской астрологии год подразделяется.
4 сентября Иволгинский дацан посетила официальная делегация Республики Казахстан во главе с вице-премьером Романом Скляром и послом Республики Казахстан в Российской.
10 сентября 2021 года в Иволгинском дацане пройдет Этигэлтэ Хамба Ламын Найр – Праздник Хамбо Ламы Этигэлова. Он посвящен 280-летию признания.
Майдари хурал, посвященный скорейшему нисхождению Будды грядущего, пройдет в Иволгинском дацане 13, 14 и 15 июля 2021 года. Майдари хурал («Круговращение Майтреи»).
23 июня 2021 года Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев принял в своей резиденции в Иволгинском дацане президента Общероссийской общественной организации малого.
В последний день священного для буддистов месяца Сага дава, когда польза от совершаемых благих деяний возрастает в 700 000 раз, Управляющая.
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение
дацана или указанного автора.
Центр Буддийской традиционной Сангхи России
Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ»
Copyright © 2017-2021. Контакты.
Иволгинский дацан
История дацана
Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.
«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.
«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.
На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.
Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.
Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.
Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.
Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.
Что необходимо сделать в Иволгинском дацане
— Обойти храм по часовой стрелке и покрутить барабаны «хурдэ».
Согласно традиции, прежде чем войти в буддистский храм, его следует обойти кругом. По пути вы увидите барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве.
В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.
— Поговорить с ламой.
Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.
— Сходить на прием к врачу.
В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.
Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.
Как нужно вести себя в дацане
Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.
Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.
Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем
На выходе из дацана стоит аршан — сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.
Символы буддизма
Ступа
Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.
Шафрановый цвет
Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.
Дерево бодхи
Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.
Лань
Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.
Зонт
Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.
Лотос
Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.
Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие
Иволгинский дацан. Описание самого популярного буддистского центра России
Иволгинский дацан — сравнительно молодой монастырь, но при этом занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Иволгинский дацан построили сразу после Великой Отечественной войны буквально среди чистого поля. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».
За высоким забором монастыря – кустарники, увешанные цветными ленточками с нанесённым на них текстом молитвы, называемыми химморинами. А вокруг до самых предгорий Хамар-Дабана степь, покрытая разнотравьем. С южной стороны дацана обустроен небольшой стадион для проведения соревнований по традиционным бурятским видам спорта – стрельбе из лука, борьбе. На востоке к монастырскому комплексу примыкает ипподром.
Территория же самого Иволгинского дацана включает:
Вход на территорию дацана бесплатный.
Иволгинский дацан. Что посмотреть
Традиционно знакомство с любым дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не спешить, так как каждый объект имеет особое значение. Всем религиозным постройкам буддизма характерно многоцветие. Храмы монастыря Верхней Иволги не исключение – они пёстрые и яркие.
На территории Иволгинского дацана располагается 10 храмов-дуганов и 3 ступы-субургана: «Балдан Брайбун», «Найман Отоши» и Священный субурган с мощами Будды и Хамбо-ламы Е.-Д. Шарапова.
Главный соборный храм Иволгинского дацана — Цогчен-дуган, построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя.
Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи.
Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ.
Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы.
Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение.
По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами (молитвами), в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.
На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.
Храм Хамбо-ламы Итигэлова
Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя. Речь о реальном человеке, бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.
Летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и позвал своих учеников. Он дал им последнее наставление — навестить его через 30 лет — и впал в нирвану. Так его и «похоронили», поместив тело в кедровую бочку.
Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.
При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.
Увидеть нетленного может любой желающий, но только восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.
Расписание хуралов в Иволгинском дацане
Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.
Посмотреть, когда и какие хуралы Иволгинского дацана проводятся в 2021 году, можно в актуальном расписании на официальном сайте. Чтобы записаться на экскурсию, позвоните в Визитно-информационный центр при дацане по телефону +7-(30140)-2-33-77.
Советы при посещении
На территории Иволгинского дацана нельзя сквернословить, употреблять спиртные напитки и курить. Внутри дуганов запрещена видео и фотосъёмка, за их пределами – разрешена. Многие из туристов просят сфотографироваться вместе с ламами. Им не отказывают, но и особенной радости не испытывают, хотя и сохраняют приветливое выражение лица.
Женщинам внутри храмов не обязательно покрывать голову платком, а вот надевать мини-юбки нежелательно.
Находясь в буддистском храме, не положено поворачиваться к статуям Будды спиной или показывать на них пальцем.
Во время выноса нетленного тела Итигэлова в Иволгинском дацане не разрешается к монаху.
Отправляясь в дацан, обязательно берут с собой сладости, чтобы положить в храме. Многие покупают в подарок хадак – длинный ритуальный шарф в основном синего цвета, но бывает и белого, жёлтого, красного, как символ бескорыстия и гостеприимства дарящего.
Войдя в храм, снимают с плеч сумки и отключают мобильные телефоны. Находясь в храме, не следует во время службы скрещивать руки или ноги.
Лучшее время для посещения Иволгинского дацана – после 16 часов, когда большинство паломников уже уйдут.
Как доехать к дацану из Улан-Удэ
Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле.
Если выбрать автобус, то сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.
В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше 1 часа.
На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей.
На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).
Где остановиться
По поводу бронирования мест в летней гостинице дацана и их стоимости обращаются в визитно-информационный центр монастыря. Вблизи монастырского комплекса обустроено несколько гостевых домов, в которых можно остановиться за умеренную плату.
Большинство туристов предпочитают гостиницы Улан-Удэ для кратковременного размещения, ведь одного дня вполне хватает на поездку в Иволгинский дацан. Вариантов поселения в Улан-Удэ много – больше ста гостиниц, отелей и хостелов.
Почему стоит увидеть Иволгинский дацан?
Иволгинский дацан — прекрасное и атмосферное место. Несмотря на то, что монастырь относительно молодой, у него оригинальная архитектура и неповторимая атмосфера. Это место, где можно обрести гармонию.
В монастыре умиротворённо и спокойно. Ламы, у каждого из которых своя специализация, рады гостям: ламы-астрологи составят вам гороскоп и расскажут о грядущем; ламы-целители скажут, что у вас болит и как это лечить. Кроме того, с ними можно просто поговорить, рассказать о своих проблемах и получить мудрый совет.
Иволгинский дацан
«Хамбын Сумэ», или «Гандан Даши Чойнхорлинг» (в переводе с тибетского – Колесо учения, дарящее счастье и полное радости) располагается на окраине небольшого селения Верхняя Иволга в 36 км западнее столицы Бурятии Улан-Удэ.
За высоким забором монастыря – кустарники, увешанные химморинами – цветными ленточками с нанесённым на них текстом молитвы, да покрытая разнотравьем степь до самых предгорий Хамар-Дабана. С южной стороны дацана обустроен небольшой стадион для проведения соревнований по традиционным бурятским видам спорта – стрельбе из лука, борьбе. На востоке к монастырскому комплексу примыкает ипподром. А внутри ограды – целое местечко, включающее культовые религиозные сооружения, визитно-информационный центр, буддистский университет, домики для проживания монахов и студентов-хураваков, летнюю гостиницу для туристов, музей памятников буддистского искусства, библиотеку, оранжерею со священным фикусом, или деревом Бодхи, сувенирные лавки, вольеры для косуль – священных животных, согласно легенде – первых слушателей наставлений Будды, достигшего просветления.
История строительства Иволгинского дацана
Буддизм проник в Забайкалье примерно в XVII столетии, потеснив шаманизм, православие и старообрядчество. До революции на территории современной Бурятии функционировало несколько десятков буддистских дацанов, уничтоженных большевиками наряду с храмами других религий.
С историей возведения первого в Советском Союзе дацана связывают известный факт крупной денежной помощи фронту в сумме 350 тысяч рублей, собранных верующими буддистами Бурятии. Когда ламам задают вопрос по поводу разрешения на строительство монастыря, они отвечают – Сталин позволил. За несколько дней до окончания войны Постановлением Совнаркома Бурят-Монгольской АССР в местности Ошор-Булаг Иволгинской долины разрешалось сооружение буддийского храма «Хамбийское Сумэ».
Верующие со всех ближайших окрестностей потянулись к месту строительства, чтобы помочь, кто физически, кто материально, многие приносили религиозную утварь, сохранённую после разрушения храмовых зданий. В конце декабря 1945 года возведён деревянный дом, которому позже придали вид дугана с традиционно загнутыми кверху уголками крыши. В нём прошли первые службы – хуралы, а первый Цогчен-дуган построен к 1948 году, который после сооружения второго храма стал Чойра-дуганом философского факультета.
В 1951 году за Иволгинским дацаном официально закреплён участок земли. Основные храмовые сооружения монастырского комплекса возводились в 70-е годы прошлого столетия, а в 1991 году при нём основан Буддийский университет, в котором сейчас обучаются на 4 факультетах около 100 студентов-хувараков, изучающих философию, восточную медицину, иконографию, тибетский язык, а также целый ряд светских предметов – логику, историю и прочие.
Осенью 2002 года в Иволгинский дацан переместили главную реликвию российских буддистов – нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, бурятского религиозного деятеля, одного из выдающихся буддийских подвижников.
В нём находится и резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева.
Исторический и архитектурный памятник, Иволгинский дацан сегодня – обязательный пункт посещения всех экскурсионных и паломнических туров по Бурятии благодаря удобному месторасположению рядом со столицей и хорошей транспортной обеспеченности.
Структура монастырского комплекса
На территории Иволгинского дацана располагается 10 храмов-дуганов и 3 ступы-субургана: «Балдан Брайбун», «Найман Отоши» и Священный субурган с мощами Будды и Хамбо-ламы Е.-Д. Шарапова. Всем религиозным постройкам буддизма характерно многоцветие. Храмы монастыря Верхней Иволги не исключение – пёстрые и яркие.
Главный соборный храм комплекса Цогчен-дуган построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя.
Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи.
Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя.
Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ. Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы.
Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение.
По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами – молитвами, в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.
Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей
Одна из достопримечательностей и, пожалуй, самая главная – нетленный старец, сидящий в позе лотоса практически 90 лет. Феномен, озадачивший всё научное мировое сообщество, не нашедшее объяснения тому состоянию, в котором сейчас пребывает Даши-Доржо Итигэлов.
Летом 1927 года хамбо-лама созвал своих учеников и сообщил, что уходит из жизни, но через 75 лет вернётся живым. Сел в позу лотоса и стал медитировать, а затем ушёл в нирвану. Ученики, увидев, что лама не дышит, поместили его в кедровый куб-саркофаг и опустили в подземную камеру на глубину больше 2,5 м. В 50-х и 70-х годах тело извлекали, меняли одежду, убеждались в том, что оно осталось прежним, без видимых признаков разложения, и опускали обратно.
В 2002 году, как и завещал Учитель, произвели эксгумацию трупа с соблюдением всех необходимых процедур. Все присутствовавшие судмедэксперты были поражены состоянием тела, выглядевшего просто спящим, но не дышащим. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили увиденное – ткани не омертвели, а тело находится в неизвестном науке состоянии.
Итигэлова переместили в Иволгинский дацан, а вскоре соорудили для него храм. Ламы, ухаживающие за ним, говорят, что наблюдают изменение температуры тела, небольшие скачки веса в сторону увеличения и обратно, в дни особенного скопления народа он потеет.
Увидеть священное нетленное тело доступно каждому, но лишь 8 раз в году во время больших буддистских праздников. В остальные дни в храм к Итигэлову пропускают разве только высокопоставленных лиц.
Ещё одна важная святыня в Иволгинском дацане – камень с отпечатком ладони якобы самой Зелёной Тары, богини, спешащей на помощь к каждому. Говорят, если отойти от камня шагов на десять, закрыть глаза, вытянуть вперед руки, двигаться по направлению к камню и попасть своей ладонью в отпечаток Тары, то любое загаданное бескорыстное желание обязательно сбудется.
В окрестностях также находится несколько интересных мест, достойных внимания туристов и паломников. Несколько святых источников у окраин посёлка Верхняя Иволга с целебной студёной водой, говорят, наделяют силой и бодростью каждого испившего глоток влаги. Ошор-Булаг юго-западнее села ещё и связывают с легендой, рассказывающей о ламе-путешественнике, закопавшем на дне небольшого водоёма у этого источника камень силы – ошор. Из источника Булаг севернее посёлка берут воду ламы монастыря для совершения всех ритуальных служб. Ута-Булаг также обладает чистейшей студёной водой, оказывающей благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта.
В 12 км севернее Верхней Иволги находится Халютинский аршан с холодными гидрокарбонатными водами. Многие приезжают сюда подлечить своё здоровье.
В 10 км на северо-запад от селения на вершине Лысой горы располагаются святые места обо Улзытэй Ундэр. Летом к ним собираются ламы и жители ближайших деревень на обряд почитания, во время которого произносят молитвы с просьбой о дожде для хорошего урожая. А юго-западнее Верхней Иволги, примерно в 3 км от её окраины, проезжающие мимо туристы останавливаются, чтобы осмотреть трёхметровый субурган «Бунхан».
Посещения и экскурсии
Пройти на территорию Иволгинского дацана можно с 9 до 19 часов, в большие праздники – через главные ворота, в обычный будний день – через левую калитку, сразу возле которой начинаются торговые палатки с сувенирами и вязаной шерстяной продукцией – варежками, шалями, носками.
Посещение дацана обычно начинают с гороо – почётного обхода святых мест, который совершают неспешно по направлению часовой стрелки и обязательно нечётное количество раз. Для этого в монастыре по всему периметру оборудована специальная дорожка. По пути следует обязательно крутить хурдэ – молитвенные барабаны, также по часовой стрелке. Считается, сколько раз барабан обкрутился вокруг своей оси, столько же раз прочитаны и обращены к Будде молитвы.
Можно заходить в любой из открытых дуганов, общаться с ламами – они очень приветливы и доброжелательны, обязательно подскажут к кому обратиться со своим вопросом: к астрологу, если цель визита – узнать своё будущее, к ламе-медику, если беспокоят проблемы со здоровьем, а уж побеседовать о каких-то психологических состояниях организма сможет любой из монахов.
Посетителям рекомендуют заказывать экскурсии: их проводят ламы-гиды для групп или индивидуально. Стоимость экскурсии в зависимости от языка – бурятского, русского или английского для групп из 1-3 человек от 250 до 350 рублей, если количество посетителей в группе больше 3-х, то от 70 до 100 рублей с человека.
Посещение Иволгинского дацана входит в программу многих этнотуров по Байкалу и Бурятии.
Полезные подсказки для туристов
На территории Иволгинского дацана нельзя сквернословить, употреблять спиртные напитки и курить. Внутри дуганов запрещена видео и фотосъёмка, за их пределами – разрешена. Многие из туристов просят сфотографироваться вместе с ламами. Им не отказывают, но и особенной радости не испытывают, хотя и сохраняют приветливое выражение лица.
Женщинам внутри храмов не обязательно покрывать голову платком, как этого требуют правила посещения православных церквей, а вот надевать мини-юбки нежелательно.
Находясь в буддистском храме, не положено поворачиваться к статуям Будды спиной или показывать на них пальцем. В Иволгинском дацане во время выноса нетленного тела Итигэлова не разрешается к нему прикасаться.
Отправляясь в дацан, обязательно берут с собой сладости, чтобы положить в храме, многие покупают в подарок хадак – длинный ритуальный шарф в основном синего цвета, но бывает и белого, жёлтого, красного, как символ бескорыстия и гостеприимства дарящего.
Войдя в храм, снимают с плеч сумки и отключают мобильные телефоны. Находясь в храме, не следует во время службы скрещивать руки или ноги.
Лучшее время для посещения Иволгинского дацана – после 16 часов, когда большинство паломников уже уйдут. Вход на его территорию бесплатный.
Где остановиться
По поводу бронирования мест в летней гостинице дацана и их стоимости обращаются в визитно-информационный центр монастыря. Вблизи монастырского комплекса обустроено несколько гостевых домов, в которых можно остановиться за умеренную плату.
Большинство туристов предпочитают гостиницы столицы для кратковременного размещения, ведь одного дня вполне хватает на поездку в Иволгинский дацан. Вариантов поселения в Улан-Удэ много – больше ста гостиниц, отелей и хостелов, стоимость номеров в них от 300 рублей в сутки для одного человека.
Как добраться
Россия, Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга
Из Москвы в Улан-Удэ добираются поездом или самолётом. Авиаперелёт продолжается в течение 6 часов, а билеты на самолёт обходятся в среднем 15800 рублей, но если повезёт, бывают и экономварианты с ценой 13400 рублей за 1 билет.
Путешествие поездом более продолжительное – около 4-х суток, но и стоимость билетов дешевле – от 8600 рублей для 1 пассажира в плацкартном вагоне.
От площади Банзарова в Улан-Удэ отправляется 130-й автобус, следующий до райцентра Иволгинск. Первый рейс в 6-50, до 19 часов автобусы отправляются каждые 10 мин, до 20 часов – каждые 20 мин, до 21 часа – каждые 30 мин. Время в пути – 50 мин, цена билета – 45 рублей. От Иволгинска до Верхней Иволги расстояние всего 8 км, его преодолевают, пересев на местную маршрутку и заплатив за проезд 15 рублей. По большим религиозным праздникам автобус доходит прямо до дацана.
Собственным автомобилем необходимо ехать по Кяхтинскому тракту, который ранее обозначался на картах как трасса А-165, а позже – А-340. Следуя через Сужу, Нур-Селение, Нижнюю Иволгу, райцентр Иволгинск и Верхнюю Иволгу, до храма можно добраться из Улан-Удэ за полчаса.