Что такое девушка сенная
Сенные девки
Довелось мне по случаю исправлять историческое недоразумение. В отличие от распространённых заблуждений и словарных толкований сенные девки не имеют никакого отношения ни к сену, ни к сеням. Называть их надобно с ударением на первом слоге. Сенные девки не были служанками господ. Они не жили в сенях. Их так называли от слова «сень» – покров, покровительство. Их брали в семью в порядке опеки и защиты от житейских обстоятельств. Они обычно были подружками господских дочерей и помощницами хозяек. Вот в подтверждение цитата из классики: «Дочь Висковатого, шестнадцатилетняя Наталья, сидела в своем тереме, окруженная сенными девушками. Здесь всегда царило молодое веселье, лились песни, звучал задорный смех».
Вот ещё одно верное свидетельство: «Сенные девушки большую часть дня занимались подсобным трудом. Часто сидели в девичьей, пряли, вышивали, вязали чулки, плели кружева. Ухаживали за хозяйкой, развлекали хозяйских дочек».
Сенные девушки были хорошими помощницами на званных вечерах. Им поручалось убрать-подать за столом и развлечь гостей вне застолья. Их наличие в семье улучшало репутацию хозяев, свидетельствовало о благополучии и достатке. Обычно, их успешно выдавали замуж, расширяя круг полезных связей.
От слова «сень» вышло «осенить» – накрыть озарением или иной благодатью. Вот и меня осенило вдохновение и родилось пополнение в коллекцию тульских частушек:
В Туле девки сенные – небыкновенные.
Не от сена и сеней, под сень-опекой ценные.
Принаряжены, чисто мытые,
Разнотравием духовитые.
Сенные девушки: почему их не пускали в светлицу? (5 фото)
О сенных девушках не раз упоминалось в произведениях русских классиков, ведь до отмены крепостного права такие барышни жили во многих дворянских домах. Однако позже выражение перестает употребляться в обычном обиходе.
Сенные девушки выполняли функцию прислуги, в зависимости от конкретного дома их обязанности сильно разнились. Но чаще всего эти незамужние девицы или старые девы помогали хозяйкам приводить себя в порядок. Такие крепостные горничные не только следили за туалетами своих хозяек (перешивали, штопали, подгоняли вещи), но еще и должны были время от времени выполнять обязанности компаньонок во время прогулок. Довольно часто хозяйки прикипали к своим подопечным настолько, что даже дружили с обычными крестьянками. Сенные девицы в обязательном порядке должны были еще и развлекать свою госпожу.
Жили сенные девушки не в самом господском доме, а в помещении, которое находилось между комнатами хозяев и собственно крыльцом – в сенях. В светлицу прислужницы входили только после особого хозяйского разрешения.
Во время переездов сенные девушки причислялись к вещам и имуществу своих господ, поэтому путешествовали они не в господских экипажах вместе со своими хозяйками, а в бричках с вещами, посудой и прочим скарбом.
Кто такие «сенные девушки» на Руси и почему их не пускали в светлицу
Кем были на Руси «сенные девушки»? Имеют ли они отношение к слову «сено» или речь совсем о другом? Пушкин и другие русские писатели упоминают о них, но современному человеку непонятно, кто это такие.
Кто такие «сенные девушки» и почему их на Руси не пускали в светлицу?
Обитательницы сеней
Сенные девушки существовали в крепостных дворах. В те времена и у богатых помещиков в доме были «сени» и «светлица». При входе в дом люди попадали сначала в сени, позже их в богатых домах начали величать входом. А в деревенских домах сени так и остались — некое подобие прихожей. Светлицей называли основную комнату, где принимали гостей, где много времени проводили сами хозяева.
Судьба сенных девушек была тяжела вдвойне. Ими становились те, кому не посчастливилось выйти замуж — старые девы. Они и прислуживали своим богатым хозяйкам. В комнаты их пускали, только когда требовалась помощь, а спали они в сенях. А вот с сеном они связаны не были — работали в господском доме, не в поле.
Прислуги или компаньонки
Сенные девушки прислуживали своим барыням. Чинили и ухаживали за их одеждой, помогали встать с постели и расчесывали волосы. Убирались в комнатах. Позже такую прислугу стали называть горничными.
Но служанки при барынях всегда были кем-то большим, чем просто слуги. И сенным девушкам разрешали сопровождать богатых хозяек на прогулках, в поездках. Они становились такими бедными компаньонками. В те времена женщине было неприлично даже выйти одной в лавку.
И часто барышни даже привязывались к своим сенным девушкам. Доверяли им свои секреты, позволяли передавать любовные послания.
И все-таки они были вещами
Но даже если сенной девушке повезло с хозяйкой, она все равно оставалась крепостной. А крепостные и людьми-то не считались, они были господской вещью. Когда помещицы отправлялись в поездки, то своих сенных девушек они везли не в своей карете, а в повозке с вещами — рядом с чемоданами и тюками.
Когда крепостное право отменили, ушло и это название — «сенные девушки». Но женщины бедного происхождения все равно подвергались унижениям. Они жили в богатых домах в роли фрейлин, служанок, бедных компаньонок и вынуждены были выполнять все капризы тех, кому служили.
Чем отличаются значения слов девка и девушка
В чём разница понятий «девушка» и «девка»
Сначала может показаться, что это однокоренные слова и они синонимы, однако в социальном плане между ними большая разница. Раньше представители благородных и высших сословий в отношении своих дочерей употребляли только слова «девушка».
А вот более бедных людей, простолюдинок, то же молодых девушек, они называли пренебрежительно, а именно «девка».
При этом раньше крестьянки и служанки не обижались за это, что к ним обращались таким грубым словом, потому, что раньше это было обычным в разговоре.
Понятия
Девушка
В России до революции девушкой называли тех девочек, которые были из высших сословий, и уже достигли возраста половой зрелости, но замуж ещё не вышли. Если посмотреть определение в толковом словаре русского языка Ожегова, то слово девушка определяется как лицо женского пола, которая находится в состоянии перехода от отрочества к юности.
Этнографы отмечали, что когда происходил переход подростков в девушку, детские и угловатые фигуры становятся более округлыми, в организме начинаются процессы, которые происходят только у женщин, могли проводиться специальные обряды. Для того чтобы показать новый социальный и возрастной статус девочки, на Вознесение её наряжали в новые наряды, которая одевали только взрослые девушки, и выводили в общество, показывая что у них подросла невеста.
В центральной России раньше на празднике проводили шествие девушек, там они демонстрировали свою красу, иногда молодых девушек катали в открытой карете.
Девка
В старину такое слово как «девка», на сегодняшний день звучащее вульгарно, ранее не несло и не имело такого нарицательного смысла. Словом «девка» называли незамужних крепостных крестьянских девушек, которые тоже достигли периода полового созревания.
Филологи отмечают, что слово «девка» это достаточно древнее славянское слово, которым обозначали девушек, но не использовали для описания девы Марии или святых. Уже к 18 веку это слово применялась в отношении девушек деревенского и крестьянского происхождения.
Если посмотреть другие словари этого времени, то словом «девка» фамильярно называли друг друга деревенские женщины. Раньше оно не имело негативного значения, и было аналогом слово «девушка».
Сенная девка
Историк Юрий Федосюк отмечал, что девками в России до революции называли крепостных крестьянок, которые были не замужем, и работали не в поле, а горничными в хозяйственном доме.
Если рассмотреть некоторые газетные объявления России в xviii-xix веках, то видно, что слова «девка» употребляются как обычно слово, по отношению к молодым бедным сословиям.
Часто служанки ждали поручение от своих хозяев в сенях, и поэтому их часто называли сенными девушками.
Они работали горничными, в их обязанности входила помощь девушкам, они должны были помогать им выполнять хозяйственные работы, заботиться об их внешнем виде, развлекать девушек, вместе с ними вышивать и плести кружева, прогуливаться и играть. Иногда сенные девки обслуживали званые вечера, где были в качестве официанток.
Девка у старообрядцев
Когда филологи изучали культуру алтайских старообрядцев, они отметили, что они употребляли к молодым девушкам слова девка, слово девушка была просто литературной формой.
Можно сказать, что в старообрядчестве слово девка не имела никакой негативный экспрессии, носила нейтральный характер. Так девкой называли молодую незамужнюю женщину.
Развратные девки
В толковом словаре слово «девка» имеет значение как развратная женщина, которая занимается проституцией.
Такое определение можно найти в словаре Дмитрия Ушакова. Такое вульгарное определение этого слова есть и в других изданиях филологов.
На первый взгляд кажется, что однокоренные слова «девушка» и «девка» являются синонимами, но в прежние времена между ними пролегала социальная пропасть. Представители высших сословий употребляли в отношении своих дочерей только благородно звучащее «девушка», в то время как простолюдинок той же возрастной категории они кликали пренебрежительным словечком «девка». Однако крестьянки и прислужницы совсем не обижались на хозяев за столь грубое обращение, поскольку в их среде это было обычной разговорной манерой.
Девушка
Девушкой в дореволюционной России принято было называть девочек из высших сословий, которые достигли возраста половой зрелости, но еще не вышли замуж. В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ожегов лексема «девушка» трактуется как лицо женского пола, находящееся в состоянии перехода от отрочества к юности.
Этнограф Изабелла Шингина в работе «Русские девушки» отмечает, что практически повсеместно в момент перехода подростка в девушку, когда их угловатые фигуры приобретали округлые формы, а в организме запускались процессы, свойственные исключительно женскому телу, проводились специальные обряды. Чтобы обозначить новый социально-возрастной статус повзрослевшей дочери, на Пасху или Вознесение ее наряжали в новые девичьи облаченья и выводили на обозрение обществу, давая понять, что в их семье «созрела» невеста.
В центральных губерниях России проводились праздничные шествия девушек, в южных регионах они демонстрировали свою красу на церковной площади, на Рязанщине родители предпочитали шумно катать свое сокровище в открытой карете.
Девка
Звучащее несколько вульгарно слово «девка» в старину, по мнению писателя Омара Гаряева, не несло никакого нарицательного смысла, так как именно им повсеместно назывались незамужние крепостные крестьянские девушки, достигшие периода полового созревания.
Филолог Валерий Ефремов констатирует, что лексема «девка» является одним из древнейших общеславянских слов, которое применялось для обозначения девушки, но никогда не использовалось для описания Девы Марии. К ХVIII веку, сузив свое лексическое значение, оно стало применяться в отношении девушек деревенского и мещанского происхождения.
Кроме того, из словаря Татьяны Ефремовой становится очевидным, что слово «девка» служило формой фамильярного обращения деревенских женщин друг к другу. Лишенное всякого негативного значения, в простонародной речи оно дублировало слово «девушка».
Сенная девка
Историк Юрий Федосюк в работе «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» пишет, что «девками» в старину именовали незамужних крепостных крестьянок, которые работали не в поле, а служили горничными в барском доме.
Елена Первушина в книге «Петербургские женщины XVIII века» приводит ряд газетных объявлений той поры, из которых выясняется обыденность употребления данного слова в отношении молодых представительниц непривилегированного сословия. Вот несколько выдержек из печати: «Продается молодая горнишная девка изрядная собой, умеющая шить золотом и приготовлять белье», «За 180 рублей продается девка двадцати лет. », «В приходе церкви Св. Николая чудотворца, в школе, продается 20-ти лет, собою видная и к исправлению горничной работы способная девка и хорошо выезженная верховая кобыла». Поскольку зачастую местом, где служанки ждали поручений от хозяек, были сени, их привычно стали называть сенными девками.
В обязанности этих горничных входила помощь девушкам, они должны были заботиться об их внешнем виде, выполнять хозяйственные работы, а также обеспечивать досуг сверстницам, вместе с которыми они должны были вышивать, плести кружева, прясть, играть и совершать променад. Кроме того, сенные девки часто привлекались к обслуживанию званых вечеров, на которых исполняли роль официанток.
Девка у старообрядцев
Филолог Ксения Маерова, изучая культуру алтайских старообрядцев, пришла к заключению, что в их среде общеупотребительным к данной социально-возрастной категории представительниц прекрасного пола было слово «девка», в то время как лексема «девушка» считалась просто его литературной формой. Лишенное в старообрядческом говоре всякой экспрессии, слово «девка» имело нейтральный характер и могло указывать как на молодую незамужнюю женщину, так и на взрослую, так и не нашедшую суженого дочь. Зато ноты фамильярности и оттенок презрительности старообрядцы Алтая усматривают в словах «девчонка» и «девчончишка».
Развратная девка
В «Толковом словаре русского языка» Дмитрия Ушакова одним из значений слова «девка» является развратная женщина, занимающаяся проституцией. Об этом же вульгарном толковании упоминает в своем издании филолог Татьяна Ефремова.