русский живописец 16 века расписавший стены успенского собора кремля
СТЕНОПИСЬ
В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней.
В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов. Возглавили эту большую артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев.
В первый год провели подготовительные работы. Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и лишь после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В течение одного летнего сезона 1643 года в основном завершили работу по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.
Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция «Страшный суд». На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
СТЕНОПИСЬ
В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней.
В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов. Возглавили эту большую артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев.
В первый год провели подготовительные работы. Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и лишь после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В течение одного летнего сезона 1643 года в основном завершили работу по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.
Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция «Страшный суд». На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
История стенописи Успенского собора в Москве
На картинах избрания на царство Михаила Феодоровича внутренней стенописи Успенскаго собора не представлено. Что жо касается до столбов, находящихся по средине храма и украшенных изображениями мучеников, то они на указанных картинах являются лишь расписанными аспидом под мрамор), без всяких изображений на них.
Реставрация стенописи (а равно и окон на стенах, „что в киотах“) производима была в 1625 году иконописцами Федором Савиным и Третьяком Гавриловым с товарищами (10 человек 7 ). 19 мая 1642 года царь Михаил Феодорович „указал на Москве, в большой соборной Апостольской церкви Успения ІІресвятыя Богородицы, и в приделах и в олтарех стенным письмом подписати все на ново по золоту и учинити тому смету, что к тому всему церковному строению надобно всяких запасов: левкасу, листового золота, красок и подвязного всякого лесу, и тесу, и лубья, гвоздья и всяких запасов, какие к тому стенному письму надобны, чтобы ни за чем то стенное письмо не стало, и в колько месяц то стенное письмо и колькими иконописцы мочно подписати, и во что то стенное письмо со всякими запасы и с кормовыми деньгами, что дать иконописцам, и знаменьщиком, и левкащиком и каменьщиком, и подвящику и ярыжком Государева жалованья поденного корму. А писати стенное письмо указал государь своим государевым московским жалованным и кормовым и городовым иконописцом. A ведати то соборное строение указал государь своему государеву боярину князю Борису Александровичу Репнину“ (начальнику Оружейнаго и Серебреного приказов), „да дьяку“ (тех же приказов) «Степану Уготцкому. Да во 151-м году марта с 8 числа указал государь быть у того же соборного дела, с боярином с князем Б.А. Репниным в товарищах стольнику Григорию Гавриловичу Пушкину, да дьяку Степану же» 8 ).
В 1644 году новая стенопись покрывала уже стены, своды, поддуги, внутренность глав и столпы в самом храме и алтарях, равно и на внешних и верхнюю часть алтарей и внешние стены собора. Кратко процесс работ в Успенском соборе по возобновлению стенного письма представляется в следующем виде. По приготовлении красок и всего необходимого материала, стали делать левкас из привозимой из Ростова старой извести: смешав последнюю с водою, цедили в 20 творил через решеты, в творилах гребками мешали и из Москвы реки воду в определенные часы переменяли, емчугу же, или сор – с пеною с извести снимали и потом известь со льном сбивали, причем лен сначала в мельницах терли очищали от кострицы, a затем сушили в теплое и ведреное время па шестах, в ненастьс же нарочно топили избы и, изсуша лен, вили его в веревки, которые изрезывались на части и бросались в творила, где и мешались вместе с известью. – После того, как левкас был готов, сняли с старого письма переводы и счистили старое письмо вместе с левкасом со стен; оказавшиеся в сводах храма трещины залили вареною смолою; в стены для укрепления нового левкаса вбили гвозди, и покрыли поверхность стен левкасом, который протирали ветошками, чтобы заровнять шероховатости и неровности в нем. По этому левкасу иконописцы писали с старых образцов священные изображения на стенах, растворяя краски на яйце и пшеничной вареной воде, прибавляя в киноварь сурик – масло, a в бакан и ярь – нефть и скипидар, золотя на олифе олифою покрывая всю стенопись.
В сохранившихся документах о реставрации стенописи в Успенском соборе нет не только перечня бывших здесь изображений, но и упоминания хотя некоторых из них. – Несомненно только одно, – что это письмо было „доброе“, почему им и остался так доволен царь, и что оно было крепкое. Между прочим, о крепости красок, употреблявшихся при этой реставрации, свидетельствует такой знаменитый иконописец XVII в., как Симон Ушаков. Ему было с товарищами поручено освидетельствовать краску, вохру цареградскую, которая была куплена 18 июля 1664 года в количестве пуда 10 фунтов без чети, на 124 р. 9 алт. с деньгою, в запас, y кадашевца Павлина Тихонова Юршина, за фунт по два с полтиною. Требовалось решить „прямая ль та вохра цареградская, и годится ль на стенное доброе письмо, или стенное доброе письмо можно писать и на русской вохре. Будет ли такова прочна и цветна, какова цареградская вохра, или чем плоше, и тое цареградские вохры почему, и наперед сего на серебряные деньги купывали и ныне купят?
При Императрице Екатерине снова была произведена реставрация стенописи в Успенском соборе. Императрица поручила вести это дело Архиепископу Московскому Амвросию Зертис-Каменскому, которому писала: „Желаем Мы, чтобы оное исправление иконописного письма и на стенах внутрь и с лица водяными красками производились с приличною освященным храмам благопристойностью, и для того поручаем Вам самим во главное надсмотрение производство оного с тем: 1-е, чтобы все то живопиство написано было таким искусством как и древнее без отличия, и где было золото на стенах, тут и теперь употребить такое же, a не краску желтую; 2-о, чтоб присланы к сей работе живописцы для иконостасной и стенной работы не светские, по духовные люди“. Вследствие такого Высочайшего повеления, собрано было 30 иконописцев из духовного звания, в числе их Евфимий Никитин и Петр Семенов, бывшие впоследствии протоиереями, и священник Василий Виноградский. Дело возобновления стенного письма в Успенском соборе в точение двух лет оставалось без движения по случаю мора, бунта и убиения архиепископа Амвросия, и было произведено в 1773 году под наблюдением епископа Крутицкого, впоследствии митрополита Кисвского, Самуила Миславского; – 15 августа состоялось торжество освящения храма после ремонта.
В 1801 году, пред коронацией Императора Александра I, стенопись, местами выцветшая и попорченная была исправлена. После 1812 года стенопись в Успенском соборе была снова поновлена: лица были прописаны масляными, a остальные части изображений клеевыми красками. Между прочим, в работе участвовал протоиерей Петр Семенов, который трудился над стенописью собора и в 1773 году. В общем, работы произведены были спешно и исполнены худо. Так, по произволу или невежеству иконописцев, надписи над многими изображениями были заменены другими, например, – в главах: третьей апостолы Мин и Иуст заменены Иаковым Алфеевым и Иродионом, в четвертой – пророки Авдий, Аггей и Амос – Иезекиилем, Иеремиею и Исаиею, апостолы Аполлос, Тихик, Епафродит и Евод – Иоанном, Матфием, Марком и Лукою, в пятой – пророки Михей и Осия – Иеремиею и Исаией; на столпах одни мученики – другими; в алтаре, на правой стороне в арке – патриарх Цареградский Иоанн Милостивый – Иовом, патриархом Московским, и т. д. и т. п. Все эти и другие ошибки, допущенные мастерами в это время, были замечены и исправлены при следующей реставрации в самом конце царствования Императора Николая І-го и в начале – Александра II-го. Мастер Щепетов с 56 московскими, палеховскими и ярославскими иконописцами пo контурам изображений 1773 г. в течение 6 месяцев возобновили стенное письмо в храме и алтаре масляными красками, позолотив поля и венцы полузолотниковым золотом на мардане.
Наконец, пред св. коронованием Императора Николая Александровича, в 1895 году стенопись собора была промыта с заправкою поврежденных частей как колерами, так и позолотою, иконописцами Чириковым, Гурьяновым и Дикаревым. При производстве этих работъ внутри храма, в алтаре, под слоями масляной живописи обнаружены были следы древней стенописи собора.
Неизвестно, была ли первоначально наружная живопись в Успенском соборе. Сведения о ней мы имеем лишь от ХѴІІ в.
В 1626 г. иконописцы Назарий Истомин и Леонтий Тимофеев с товарищами писали стенное письмо над алтарем с площади. 2 июня 1626 года „указал Великий Государь святейший патриарх y соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы за престолом над алтарем писати стенное письмо, и по указу Великаго Государя святейшего патриарха иконописцу Назарью Истомину дано к левкасному делу и к стенному письму на краски и на всякие мелкие расходы 12 рублев.“ Под 27 сентября того же года в расходной же записи Патриаршего приказа читаем: „иконописцу Назарью Истомину корму на 64 дня июля с 25 числа 136 года по 27 сентября 137 г. – 3 р. 28 алт. дано; писал он стенное письмо соборной церкви с площади. 31 В 1642–1643 гг. вместе с внутренними стенами были росписаны и стены снаружи.
Рис.1. Наружная стенопись Успенского Собора на восточной стороне. (Рисунок сделан с фотографий Н.Л. Александрова).
Рис.2 Наружная стенопись над северными дверями. – Архангел Михаил.
Рис.3. Тоже. – Архангел Гавриил.
Рис.4. Св. Петр, митр. Московский. – Наружная стенопись у западных входных дверей. Рис. 5. Св. Алексей, митр. Московский. – Наружная стенопись у западных входных дверей.
Рис. 5. Наружная стенопись над южными входными дверями.
В упомянутом выше донесении ключарей Успенского собора Семена Филиппова и Иоанна Алексеева от 27 мая 1741, между прочим, говорится и о неудовлетворительном состоянии наружной стенописи собора, именно, что „стенное писание, и вне церкви во многих же местах облиняло“. 52 Эта стенопись, несомненно, и была реставрирована после 1749 года теми неискусными иконописцами, работами которых так возмущался протоиерей Левшин. В 1773 г. наружные стены Успенского собора снова были росписаны 53 и, как можно предполагать, опять неудачно.
Софийский Временник, ч. II стр. 355.
Древности т. IX, вв. II–III. М. 1883. Протоколы, стр. 83–85.
Успенский собор. Снегирева. Стр. 13.
По словам И. Е. Забелина (см. текст к Памятникам древн. руск. зодчества Рихтера), пол в Успенском соборе в настоящее время на 12 вершков выше прежнего. Проследить такое поднятие пола можно по сравнению его с уровнем могилы Юрия Даниловича в Дмитровском приделе, которая по свидетельству Воскресенской летописи (ч. 2 стр. 203) была устроена „в застенке“ в земле „с мостом ровно“.
См. соображения по поводу этих фресок проф. Усова, Павлова и Мансветова в «Древностях» Труд. Имп. Моск. Арх. Общ. т. IX, вв. II–III. Протоколы; т. X. Статья: К истории Московского Успенского собора.
Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы И.Е. Забелина ч.I. стр. 2–14.
Московский Отдел Общего архива Министерства Императорского Двора. Оп. 34, №944 (973).
Моск. Отд. Общ. Арх. Имп. Дв. Оп. 34, №№ 299 (289) и 944.
ИСТОРИЯ СОБОРА
Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.
Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Страшный суд лучшего русского иконописца XVII века забыт во Владимире
Середина XVII века. Один из лучших иконописцев страны Марк Матвеев по царскому заказу заканчивает роспись стен Успенского собора в Москве и приезжает во Владимир, в Успенский собор Княгинина монастыря, чтобы навсегда оставить след не только в истории нашего города, но в истории русской монументальной живописи.
Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире
Уникальная стенопись «Страшный суд», вышедшая из-под кисти гениального изографа и его сотоварищей и практически в полном объеме дошедшая до наших дней, могла бы стать предметом гордости владимирцев, но пока не стала.
Причина банальна: о творении Марка в нашем городе многие просто не знают. А ведь он был живописцем, который работал по царским заданиям, являясь одним из лучших мастеров своего времени.
Сегодня программа «Точка на карте» решила исправить историческую несправедливость и показать прошедшие сквозь время уникальные росписи незаслуженно забытого талантливого средневекового изографа Марка Матвеева. Показать, кстати, в прямом смысле. В нашей программе вас ждут эксклюзивные видеокадры и фотографии.
В храме очень мало света, царит полумрак, и без специального освещения очень трудно разобрать детали средневековой композиции. Так что наше знакомство со «Страшным судом» и другими творениями артели Марка Матвеева было похоже на настоящее чудо: сквозь толщу веков мы как будто высвечивали то, что хотел донести до своих современников средневековый художник. И его послания выходили из мрака буквально на глазах, становились осязаемыми и выразительными, попадая в самое сердце уже нам, людям, живущим в XXI веке.
В чем уникальность росписей Марка Матвеева и почему Владимир можно назвать городом трех «Страшных судов»? Сколько лучший русский изограф получал за свою работу? И за что искусствовед и музейный деятель Алексей Варганов раскритиковал реставраторов советского периода, назвав их «фокусниками и мошенниками», а реставрацию стенописей Матвеева варварством? Рассказывает народный экскурсовод Алексей Валентинович.
В программе:
Иосиф прислал Марка
Приезд в XVII веке в наш город Марка Матвеева связан с именем патриарха Московского и всея Руси Иосифа, который родился во Владимире во дворянской семье и, несмотря на свое высокое положение, не потерял связь со своей малой родиной. Именно этот человек и прислал расписывать Успенский собор Владимирского Княгинина монастыря лучшего иконописца XVII столетия Марка Матвеева. Тот как раз закончил работу в Успенском соборе Московского Кремля, где трудился в составе артели. Роспись столичного храма датируется 1642-1643 годам, а в 1648 году иконописец уже значится умершим.
Исследователи сходятся во мнении, что Успенский собор Княгинина монастыря был расписан в промежутке между 1643 и 1648 годами.
К примеру, искусствовед и художник Алексей Владимирович Виннер считал, что стенная живопись Владимирского Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена в следующий период: «работы были начаты весной 1647-го и закончены осенью 1648 года». Таким образом, владимирская стенопись стала последним произведением выдающегося изографа, и вскоре после ее окончания Марк Матвеев скончался.
Марк и сотоварищи
Конечно, Марк работал не один. Есть сведения, что храм расписывали ярославские и московские мастера. Но, к сожалению, полный список не сохранился, так как специальная лента с именами всех участников работ, расположенная в алтарной части храма, серьезно пострадала. Доктор искусствоведения Вера Григорьевна Брюсова пишет в одном из своих трудов:
«Несомненно, участие Стефана Евфимьева и Севастьяна Дмитриева в качестве ведущих мастеров в стенописи собора… наряду, вероятно, с московскими иконописцами» (Стефан Евфимьев и Севастьян Дмитриев — ярославские мастера XVII века. – Прим. ред.)
За сукно и зерновые
Сколько же получал лучший иконописец страны за свою работу? Есть сведения, что за роспись Успенского собора в Москве художник получил два куска английского сукна и два куска тончайшей восточной ткани. В год Марк Матвеев получал 13 рублей (большие деньги для XVII века) и по 15 четвертей ржи и овса, то есть 1700 килограммов каждого.
Золото и лазурь
Стенопись Успенского собора Княгинина монастыря исполнена на известковом грунте, нанесенном на сложенные из большемерного кирпича стены, в один прием, слоем толщиной в 7 мм. Для укрепления росписи использовались штукатурные гвозди, которые мы, кстати, можем наблюдать и сегодня.
На стене видны штукатурные гвозди
Роспись храма обычно начинали с верхних его частей — с купола, после чего переходили на барабан, паруса, арки, своды, затем на стены. Фон основного объёма храма был вызлащен, как и в Успенском соборе Московского Кремля. А вот алтарь написан на лазурном фоне, что подчеркивает особую сакральную функцию этой части храма.
Основной объем росписей выполнен на золотом фоне
«Страшный суд» Матвеева
Среди прочих росписей храма выделяется огромная стенопись «Страшный суд», которая традиционно располагается на западной стене. По правую руку – сюжеты рая и путь праведников. По левую – сцены ада и незавидная участь грешников, которых ожидает геенна огненная и вечные мучения. Выбор – за человеком. В центре – образ Бога, который каждому воздаст по делам его.
Композиция «Страшный суд»
Общая картина второго пришествия складывается из отдельных сюжетов, состав и исполнение которых отражает уровень восприятия мира человеком XVII столетия.
Между злом и добром
Интересен сюжет со стороны ада, на котором изображен человек, привязанный к столпу. Он как будто завис между небом и землей: особого зла никому не сделал, но и добрых дел совершил недостаточно, потому и невозможно вынести вердикт, куда ему — в ад или рай. Так реализуется популярный в католицизме мотив об удовлетворении Бога добрыми делами: мало не совершать дурных поступков, важно активно делать добро. Наличие такого сюжета в православном храме – момент интересный и даже удивительный, ведь к католикам относились негативно. Но тем не менее в стенописи Марка Матвеева он присутствует.
Отдали мертвых своих
Еще один традиционный сюжет – это сцена, где земля и море отдают «мертвые своя». Исполнена она самобытно: в центре обнаженная женщина, которая держит в руках гробы, из которых выходят в белых саванах уже не мертвецы, а живые, воскресшие люди, которым и предстоит предстать на суд перед Богом.
Низвержение бесов
Экспрессивна и эмоциональна сцена падения злых духов в адский огонь. Дьявол Марка Матвеева – это сидящая в красном огне белая тень, принимающая падшие души и отправляющая их по грехам в круги ада, которые расположены в самом низу композиции.
«Неверные» – это иудеи, униаты, протестанты…
А вот что действительно отличает «Страшный суд» Марка Матвеева от более ранних вариантов этой композиции — так это сцена, как Моисей указывает неверным на воскресшего Христа.
Кто же в понимании православного человека XVII столетия неверные? Изображены они наглядно и вполне определенно — это представители других религий, конфессий и даже рас: иудеи, мусульмане, униаты, протестанты и даже африканцы и представители диких племен. Подобной сцены мы не найдем в составе композиций «Страшный суд» Успенского (роспись XV века) и Дмитриевского (роспись XII века) соборов во Владимире. Не найдем потому, что осознание себя русской нацией, которая объединилась на почве православия, произошло позже и точно сформировалось к XVII столетию, когда Марк Матвеев и писал свой вариант «Страшного суда». То есть здесь русский – это однозначно православный человек.
«Поновления» разрушали и сохраняли
В XIX веке живопись не один раз «поновляли», причем в те времена «поновления» могли сыграть роковую роль: часто старый рисунок сбивали и наносили новый. К счастью, «Страшный суд» Марка Матвеева избежал такой судьбы, и большой урон ему нанесен не был. Фактически сохранился полный объем авторской стенописи.
Сцены рая. Лоно Авраамово
Саваоф — старец в белых одеждах. Так изображали ветхозаветного Бога-Отца до Большого Московского Собора 1666 года, который запретил эту традицию. Росписи Марка Матвеева сделаны до раскола русской церкви, поэтому здесь Саваоф присутствует.
А вот после революции ситуация развивалась более драматично. В частности, в 1946 году были вскрыты старые росписи на столбах и уничтожены надписи, по которым можно было идентифицировать святителей и князей, здесь изображённых.
Кто есть кто, теперь разобраться сложно
Известный суздальский художник-реставратор Алексей Варганов жестко критиковал действия коллег. Работали Виннер, Домбровская, Очинников, Воркудова, Щенова, Попова, Мантурова, Штейман, Григорьев. 23 ноября 1946 года Варганов писал Николаю Воронину:
«Несмотря на все мое благоговение перед реставрацией как наукой, приходится сожалеть, что методы расчистки фресковой живописи еще далеки от науки, как небо от земли, и что сами реставраторы скорее фокусники и мошенники, чем люди науки. Конечно, о реставрации икон этого сказать нельзя. В пылу разочарования сгрохал статью «о реставрации и реставраторах», помещать ее никуда не намерен, а отложил в свой архив. Н. П. [Сычев] прочитал ее и «узрев образ свой» запретил ее печатать где-либо. В ней я критикую методы тех, кого И. Э. [Грабарь] посылает к нам для работ. В частности, работы по Княгинину я считаю варварством, так как «мастера» смыли все надписи с изображений святых. Теперь ходим и гадаем!»
Последними реставрационными мероприятиями в соборе были работы с 1966-го по 198 год, проводимые «Владреставрацией» под руководством Александра Петровича Некрасова. И эта реставрация существенно улучшила состояние древних стенописей. Более никаких работ не проводилось.
Сегодня стенное письмо лучшего иконописца XVII столетия тоже нуждается в реставрации и ждет своего благодетеля. Но увидеть и оценить уникальное произведение русской монументальной живописи может каждый. Так что, гуляя по центру Владимира, обязательно загляните в Успенский собор Княгинина монастыря, хотя он и не стоит на популярных туристических маршрутах, однако теперь вы знаете, что здесь расположено уникальное стенное живописное полотно, аналогов которому в нашем городе просто нет.
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Подготовили Алексей Валентинович и Дарья Ермолина