Былина и небылица чем отличается

В чем отличие между былиной, рассказом и народной сказкой

Содержание статьи

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Формальные отличия:

Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается народное сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, рассказ Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».

Рассказ и сказка это жанры эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.

Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.

Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано в сказке. Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в сказку, именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.

Содержательные отличия:

Содержанием былины неизменно является прославление героизма народа. Содержанием рассказа может стать любой эпизод из жизни героя или нескольких героев. Содержанием сказки могут быть сугубо бытовые сюжеты, в других сказках возможны элементы фантастики, волшебства (так называемые «волшебные сказки»).

В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».

Источник

Новое в блогах

Былины и небылицы

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Многие говорили, Иисусу не богохульствуй, но он не слушал, он был фанатиком, даже мать Иисуса считала, своего сына богохульником и не в себе!

Многие пророки заблуждались и не стесняясь писали об этом в писании. Этому есть немало примеров. Есть основания полагать, что в ближайшем будущем все природные явления, типа наводнений, землетрясений и прочих катаклизмов будут происходить с нарастающей частотой и силой. Как подготовки события, которое можно назвать, выражаясь языком современных проррицателей, землетрясением судного дня, (или серии землетрясений) искусственного происхождения. Которое произойдет одновременно, или последовательно, но с небольшими интервалами в глобальных масштабах, главная цель которого внести в мир хаос и смятение, в условиях которого единственной организованной силой становится выходящее из тени мировое правительство, обладающее необходимой военной силой, средствами контроля за населением и запасами продовольствия. Так опять будут распинать правду и распинаться в истинности деяний от имени Всевышнего и Всемогущего, даже попридумывали технологии припудривания и промывания мозгов на современном этапе бытия,первая часть НAARP которой уже успешно осуществлена.

«истина изменяется»
Меняется человеческое представление об Истине.

«Если у человека нет проблем, он изобретает их сам»
Похоже, что некоторые из гомосапиенс в основном только этим и заняты.

Источник

Чем сказка отличается от небылицы?

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Сказка, как и миф имеет свою структуру и логику построения. Интересно об этом написано Проппа В.Я. советского исследователя сказки, который занимался классификацией событий и героев в сказках и видел в них напоминание о тотемических ритуалах инициации.

Нельзя просто так так нарушить сюжет сказки, получится небылица или фольклорная фантастика.

Логика построения есть не только у мифа и сказки, но и у любой книги и фильма. Поэтому мы интуитивно отдаем предпочтение более правдоподобным сюжетам и огорчаемся когда автор ни с того не сего, допустим убивает своих героев, лихо закручивает сюжет в соответствии с требованием жанра. Небылицы убивают интерес. Хорошая фантастика тоже не является небылицой.

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Кто из нас в детстве не обожал сказки?

Ведь сказка для детей, да и не только для них, интересное произведение.

А одной из разновидностей сказки как раз и является небылица.

Но в вопросе звучит, чем же они отличаются друг от друга.

Следовательно, речь идет о сравнении сказки волшебного характера и небылицы как отдельного жанра.

В сказке события вымышленные, но обязательно со счастливым концом. Первыми появились фольклорные сказки, которые передавались из уст в уста.

В небылице же отображается искаженная действительность, порой в шутливой действительности (мужик подпоясался топорищем, а дрова начал рубить кушаком).

И небылицы, и сказки существуют как в народном творчестве, так и отображены в литературных произведениях.

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Так в чем же их отличия?

Сказка – выдумка, чудеса. Но в каждой заключён определений смысл, глубокая мудрость. Они подсознательно учат ребенка любви и доброте, что зло обязательно будет наказано, а справедливость всегда восторжествует.

В небылице действительность вывернута на изнанку, но эта действительность помогает развивать фантазию, вкладывать новый смысл в уже известное.

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Сказка-вымышленное произведение в котором идет развитие сюжета как правило со счастливым концом. Небылица(нелепица-шутливое повествование,которое изображает абсолютно искаженную действительность.Пример-стих Чуковского-(Путаница)

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Небылица скорее происходит из сказки.

Она (небылица) шутлива, и события в ней выдуманы полностью.

Часто это небольшие стихи или четверостишья.

Сказка написана не всегда в стихах, не всегда шутлива.

В небылицах зачастую действительность изображается в искаженном виде.

Сказка длиннее небылиц и из нее можно извлечь урок.

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Вот определение небылицы, которое я встретила в интернете:

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

А это определение сказки:

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

В основном действие сказок разворачивается в средневековье, в небылицах же события могут происходить, допустим, и в 19 веке.

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Небылица- это то, чего не было, выдумка, фантазия, не имеет сюжета и логического развития событий.

Сказка- также выдумка, только уже с сюжетом, главными героями. В сказке есть смысл, развиваются события и всегда в конце добро побеждает зло. Сказка учит нас. Недаром во многих сказках в конце говорят:»Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.»

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Всеми этими бяками-буками пугают маленьких, вредных и непослушных деток. Особенно тех, которые плохо засыпают вечерами. По ссылке, которая будет внизу ответа, можете прочесть конкретно о происхождении каждого из них. Написано грамотно и интересно.

А Багул был придуман для детского фильма ужасов Синистер / Sinister (2012) производства голливуда. Как языческий божок, который сжирает души детей, которые после этого становятся убийцами.

Былина и небылица чем отличается. Смотреть фото Былина и небылица чем отличается. Смотреть картинку Былина и небылица чем отличается. Картинка про Былина и небылица чем отличается. Фото Былина и небылица чем отличается

Абсолютно ничем не отличаются.

Сказка – это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, где героями выступают и люди, и животные, где непременно присутствует волшебство и уверенность в торжестве добра над злом.

Сказки не подразделяются на сказки волшебные и сказки о животных. Почти во всех русских сказках присутствуют вместе с героями и разные животные: кот (учёный, в сапогах), серый волк и др., как и вымышленные персонажи – русалки, лешие, Баба Яга и др.

Источник

Небылицы-перевёртыши :: Общие сведения

В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых «развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия – сплошная логическая ошибка». Эти произведения называют небылицами, перевёртышами, небылицами-перевёртышами. И нет чёткой границы между различными группами этих произведений. О.И. Капица писала: «Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому». Она же характеризовала перевёртыши как произведения, в которых «происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих разные предметы». При столь близких характеристиках перевёртышей и небылиц на практике их трудно отличить.

К.И. Чуковский и не делает этого. Все произведения этого рода он относит к одному виду и обозначает их термином «перевёртыши». Введённый им термин сразу же прижился и в науке, и в повседневной речи народа. К.И. Чуковский не только показал, что ребёнка влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих ездоках, а какие-то моторные вместо хлеба едят башмаки, но и доказал закономерность такого влечения, его неизбежность и всеобщность. Исследователь считает перевёртыши умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, – писал он, – но и мыслями». Приводя богатый и тщательно подобранный материал, исследователь утверждал, что «небывальщина необходима ребёнку лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в каком-то знании, ребёнок начинает превращать его в игру; эта «жажда играть в перевёртыши присуща чуть ли не каждому ребёнку на определённом этапе его умственной жизни».

Учёный убедительно показал педагогическую ценность небылиц-перевёртышей, и, благодаря его трудам, они перекочевали из учёных собраний на страницы детских книжек и миллионам детей доставляют неподдельную радость.

К 5 годам у ребёнка уже имеются чёткие реалистические представления об окружающем мире; ребёнок усваивает грамматический строй языка, его основной лексический фонд и даже подготавливается к восприятию метафор и идиом. Очевидно, что к этому времени у него исчезает необходимость «утвердиться в норме». А если так, то тяга к перевёртышам должна исчезнуть. Но она не исчезает. Перевёртыши остаются любимыми произведениями старших дошкольников и даже школьников, которые не только хорошо знают мир реальных вещей, которыми обычно оперируют в перевёртышах, но и познают основы наук, усваивают научно-теоретические представления о мире, пользуются абстрактными (конечно, в доступной соответствующему возрасту дозировке) понятиями. Очевидно, объяснить этот факт без определения истоков жанра невозможно.

К.И. Чуковский рассматривал перевёртыши как собственное творчество детей. А между тем наблюдения показывают, что дети, не знавшие небылиц, перевёртышей, не способны к творчеству в этом жанре, какова бы ни была их «радость от преодоления очередного рубежа в познании мира». Анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, даёт основание утверждать, что они сочинены взрослыми и для взрослых. Для детей характерна стиховая организация текста, произведения В.И. Даля – прозаические. Текст «Пошёл я на лыко гору драть» даёт картины охоты, которой дети не видели, а текст «Едки трои» вообще не может быть понят детьми-дошкольниками: «Едки трои не посучишь, на тошне заживотит и на ворчале забрюшит (сутки трои не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит)».

Большинство образов широко бытующих перевёртышей унаследовано (нередко опосредованно, через поэзию пестования) из песен скоморохов. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на «скоморошины»:

Для художественного приёма скоморохов характерна «перестановка объекта действия», небыличность в узком смысле этого слова. Вполне очевидно, что и небыличный материал, и собственно перевёртыши в фольклоре взрослых вызваны к жизни отнюдь не стремлением «утвердиться в знании». Исходными были эстетические побуждения, в первую очередь стремление к юмору. Сохраняется оно и в детской среде. И не стоит в противоречии с доминирующей познавательной функцией.

Колыбельные песни, прибаутки и другие жанры поэзии пестования ребёнок воспринимает до известной степени пассивно, необходима же целенаправленная работа детского рассудка; необходимо развитие логического мышления. Это – социально-педагогический «заказ», предопределивший возникновение перевёртышей как жанра детского фольклора. Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью. Она достигается в первую очередь за счёт предопределённого перестановкой объектов и обратной координацией действия:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.

В песнях скоморохов небылицы и перевертыши выступают в своём единстве; в поэзию пестования (колыбельные, прибаутки, докучные сказки), а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического компонента входят только небылицы, то есть произведения, в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются, люди ездят на телятках, козлятках и даже козявках, где женят и хоронят комара, как человека, и пр. и пр. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия», но нет «обратной координации действия». Перевёртыши, то есть произведения, в основе построения которых лежит только принцип обратной координации, не взаимодействуют с другими жанрами, бытуют в чистом виде.

После выхода в свет работы К.И. Чуковского «Лепые нелепицы» (1924) к перевёртышам на практике относят и все небылицы. Получается некое двуединство: видно различие, разделение невозможно. Вполне логично стремление В.П. Аникина преодолеть эти противоречия. Он ввёл удачный термин «небылицы-перевёртыши», который полнее определяет внутренний смысл обеих групп этих произведений.

Небылицы-перевёртыши русского фольклора

Небылицы-перевёртыши – что это такое в литературе? Определение небылиц-перевёртышей (не из википедии).

Почему небылицы назвали небылицами-перевёртышами? Этимология слова «небылица».

Когда появились небылицы-перевёртыши на Руси?

Небылицы-перевёртыши как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация небылиц-перевёртышей.

Чем небылицы отличается от перевёртышей и сказок и в чём их сходства.

Какие небылицы-перевёртыши были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Небылицы

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра. Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины[182].

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение, Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны[183].

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Особенности. Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни»[184].

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *