Былина и быль чем отличаются

В чем отличие между былиной, рассказом и народной сказкой

Содержание статьи

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Формальные отличия:

Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается народное сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, рассказ Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».

Рассказ и сказка это жанры эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.

Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.

Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано в сказке. Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в сказку, именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.

Содержательные отличия:

Содержанием былины неизменно является прославление героизма народа. Содержанием рассказа может стать любой эпизод из жизни героя или нескольких героев. Содержанием сказки могут быть сугубо бытовые сюжеты, в других сказках возможны элементы фантастики, волшебства (так называемые «волшебные сказки»).

В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».

Источник

Происхождение слова «БЫЛИНА»

Выясним про­ис­хож­де­ние сло­во «были­на», опи­ра­ясь на его зна­че­ние и семан­ти­че­скую связь со сло­ва­ми «быть» и «быль».

Чтобы понять, как воз­ник­ло это сло­во, сна­ча­ла опре­де­лим, что им обо­зна­ча­ют в рус­ском языке.

Что такое былина

Словом «были­на» назы­ва­ют один из самых ори­ги­наль­ных и само­быт­ных жан­ров рус­ско­го уст­но­го народ­но­го творчества.

Былина пред­став­ля­ет собой эпи­че­ское поэ­ти­че­ское ска­за­ние о собы­ти­ях ста­ри­ны и геро­ях, кото­рые ста­ли извест­ны бога­тыр­ской силуш­кой и подви­га­ми во сла­ву древ­ней Руси. Народ вос­пе­вал сво­их геро­ев, их само­от­вер­жен­ную борь­бу за род­ную зем­лю, без­за­вет­ную храб­рость и удаль, ясный ум, пря­мо­ту и неподкупность.

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

В поэ­ти­че­ской фор­ме в народ­ных ска­за­ни­ях повест­ву­ет­ся о дав­них собы­ти­ях и геро­ях, про­то­ти­па­ми кото­рых явля­ют­ся реаль­ные лица: князь Владимир, князь Олег («Песнь о вещем Олеге»), древ­не­рус­ские бога­ты­ри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, уда­лой купец Садко, Василий Буслаев, крестьянин-землепашец Микула Селянинович.

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Изначально были­ны повест­во­ва­ли об исто­ри­че­ских собы­ти­ях и о зна­чи­мых собы­ти­ях из жиз­ни рус­ских кня­зей и геро­ев. С тече­ни­ем вре­ме­ни их текст обрас­тал дета­ля­ми и подроб­но­стя­ми, зача­стую вымыш­лен­ны­ми для кра­соч­но­сти повест­во­ва­ния, и ска­за­ния при­об­ре­та­ли ска­зоч­ный сюжет.

Слово «были­на» суще­ство­ва­ло не все­гда. Поэтическое ска­за­ние в наро­де издав­на назы­ва­ли сло­ва­ми «стари́на», «пес­ня». Только в 1839 году тер­мин «были­на» ввел в исполь­зо­ва­ние Иван Петрович Сахаров, извест­ный рус­ский архео­лог и фольклорист-этнограф, кото­рый издал трех­том­ный труд «Сказания рус­ско­го наро­да», став­ший в наше вре­мя биб­лио­гра­фи­че­ской редкостью.

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Как же образовано интересующее нас слово?

Народное про­из­ве­де­ние уст­но­го твор­че­ства «были­на» повест­ву­ет о том, что уже было в про­шлом, так что ясно про­сле­жи­ва­ет­ся эти­мо­ло­ги­че­ская связь с гла­го­лом «быть». От него суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное «быль», кото­рое име­ет ана­ло­гич­ное зна­че­ние «рас­сказ, осно­ван­ный на реаль­ных собы­ти­ях, кото­рые про­ис­хо­ди­ли в про­шлом». А далее от него обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са -ин- наиме­но­ва­ние про­из­ве­де­ния уст­но­го народ­но­го твор­че­ства. Наглядно пред­ста­вим это в виде сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной цепочки:

быть → быль → былина.

Сравним, как с помо­щью суф­фик­са -ин- обра­зо­ва­ны отвле­чен­ные име­на существительные:

Но в совре­мен­ном мор­фем­ном стро­е­нии это­го назва­ния народ­но­го эпо­са сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс уже не выделяется:

былин а — корень/окончание.

Это суще­стви­тель­ное послу­жи­ло осно­вой для обра­зо­ва­ния ряда одно­ко­рен­ных слов:

Источник

Проект «Былины: Быль иль небыль»

Фамилия, имя, отчество

Дикая Наталья Владимировна

Номер, название школы

МБОУ СОШ №79 Кировского района

Название темы вашего учебного проекта

Былины: быль иль небыль?

Краткое содержание проекта

Литературное чтение, окружающий мир, история.

Приблизительная продолжительность проекта

Выполнение проекта направлено на достижение следующих целей:

Формирование понятия «былина», «герои былин»

Овладение умением работать с различными видами информации, в том числе с помощью компьютера и других средств ИКТ;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления;

Развитие умения сотрудничать в группе;

Воспитание бережного отношения к традициям своего народа.

Планируемые результаты обучения

В ходе реализации проекта учащиеся научатся:

Определять порядок действий при выборе источников информации;

Работать с разными источниками, выделяя из них необходимую информацию;

Сравнивать, сопоставлять, делать анализ, устанавливать причинно-следственные связи;

Использовать полученную информацию в презентации, сообщениях;

Составлять небольшие тексты, в которых содержится вывод;

Правильно оформлять свои работы, в соответствии с требованиями.

Работая над выбранной темой, учащиеся получат возможность:

Осознавать значимость чтения для получения различной информации, для своего развития;

Понимать, ценить и принимать духовно-нравственные нормы;

Работать в команде;

Высказывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Выступать перед классом с сообщениями.

Данная работа влияет на формирование УУД:

Уважать свой народ, его традиции и обычаи;

Ценить и принимать ценности: «родина», «семья», «добро» и другие;

Оценивать поступки литературных героев и реальных людей (в том числе и собственные) в соответствии с морально-этическими нормами.

Определять цель деятельности самостоятельно (или с помощью взрослых);

Самостоятельно определять важность и необходимость выполнения намеченного действия;

Определять план работы и корректировать его в соответствии с обстоятельствами, фактами, результатами;

Самостоятельно оценивать правильность, полноту выполнения задания.

Отделять «знание» от «незнания»;

Читать и понимать прочитанное;

Отбирать необходимую информацию среди предложенных источников или найденных самостоятельно;

Разбираться и извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель. Иллюстрация)

Анализировать, обобщать, сравнивать полученные данные, делать выводы;

Представлять информацию в разных формах (текст, модель, иллюстрация, презентация и другие)

Высказывать, отстаивать свою точку зрения, соблюдая нормы речевого этикета;

Слушать и понимать других;

Принимать критику и тактично делать замечания другим;

Результатом работы над проектом будут следующие продукты:

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Подготовка к презентациям способствует развитию:

Умения применения ИКТ для получения «обработки информации»;

Творческой деятельности (создание рисунков, сочинение стихотворений, рассказов, сказок).

Вопросы, направляющие проект

Проблемные вопросы учебной темы

Почему былина не утратила актуальность в наше время?

Зачем нужны богатыри?

Родня ли былина сказке?

Устарели ли былинные слова?

Когда и для чего создавались былины?

Какие исторические факты нашли отражение в былинах?

Существовали ли на самом деле богатыри?

Чем былина отличается от сказки?

Какие общие черты у былины и сказки?

Чем язык былин отличается от современного языка?

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполнвяют задания

После завершения работы над проектом

Выявление интересов учащихся с целью формирования групп (устный опрос).

промежуточных результатов в группах(беседа,лист продвижения работы в группе).

Самооценка работ в группе (анкета).

Рефлексия ( «Лесенка», «Радуга»).

Защита проекта ( лист оценивания)

Описание методов оценивания

Работа начинается с входной диагностики. По мере предъявления материалов стартовой презентации выявляются знания детей или предложения, гипотезы по заявленной теме, уровень заинтересованности тем или иным вопросом. Определив интересующее направление, ребята делятся на группы в соответствии с выбором. В ходе коллективного обсуждения вырабатываются задачи и план проведения исследования, определяются сроки выполнения. Учащиеся знакомятся с критериями оценки результатов работы.

В группе работа может быть организованна в двух направлениях (по желанию учеников):

общий вопрос разбивается на подтемы и распределяется по частям каждому из участников группы;

все работают над общим вопросом.

Работа над проектом заканчивается представлением результатов исследований в форме презентации.

В основу оценки положено:

количество информации, использованной для выполнения проекта;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

степень осмысления информации;

системность изложения материала, содержательность и корректность;

качество объяснения представленной информации;

творческий подход к подготовке объектов наглядности презентации;

уровень организации и проведения презентации;

полнота и правильность ответов на вопросы.

На защите проекта происходит как самооценивание работы, так и оценивание другими группами и взрослыми. В конце проекта индивидуальная рефлексия.

Предложенный коллективный проект – один из первых шагов в формировании проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

осуществлять самостоятельный поиск информации по заданной теме,

работать с компьютером .

Иметь навыки поиска информации в сети Интернет

Для выполнения проекта необходимо проведение следующих мероприятий:

уроки литературного чтения; окружающего мира, русского языка.

использование интернет – ресурсов;

просмотр художественных и мультипликационных фильм

1.Подготовительный этап (урок литературного чтения)

Обсуждение с учащимися поставленной проблемы.

Разделить класса на группы по интересам.

Определение задания для каждой группы.

Определение круга детского чтения.

Дать необходимые рекомендации

Самостоятельная работа учащихся

Организовать самостоятельную работу учащихся в группах

Поиск ответов на вопросы:

Когда и для чего создавались былины?

Какие исторические факты нашли отражение в былинах?

Существуют ли на самом деле богатыри?

Поиск ответов на вопросы:

Чем былина отличается от сказки?

Какие общие черты у былины и сказки?

Выяснение значений устаревших слов и составление былинного словаря. Изучение особенностей былины и написание оригинальной былины.

Педагог наблюдает за ходом выполнения задания.

Корректирует ход работы и результаты поиска.

Оказывает помощь в обобщении материала и в выборе формы его предъявления.

Помогает в подготовке к презентации.

4. Презентация проекта и оценка результатов деятельности.

Повторить критерии оценки результатов работы.

Заслушать отчёты групп.

5Организовать обсуждение и самоанализ работы групп.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

В работе над проектом учащиеся выполняют небольшие по объему, понятные по содержанию, значимые для группы задания. Работа таких учащихся требует особого контроля и помощи как со стороны партнеров по группе, так и учителя.

Проектная деятельность поможет почувствовать ситуацию успеха

Одаренный ученик является лидером группы. Он продуцирует идеи. Организует совместную деятельность в группе, выступает в роли консультанта.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Материалы на печатной основе

встреча с библиотекарем

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Номер материала: ДВ-314937

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Былина

теория по литературе 📖 формы произведений

Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.

История возникновения (зарождения) былины как жанра

Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.

Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.

К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.

Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.

До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.

В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.

Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».

К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.

Характерные особенности былин

Былина имеет ряд характерных особенностей:

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Картина В. Васнецова «Богатыри»

Особенности построения сюжета и композиции в былинах

Художественные приемы в былинах

В былинах используется множество художественных приёмов и средств:

«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация

«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».

«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».

«Добрыня Никитич в отъезде»

Циклы былин

Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.

Былина и быль чем отличаются. Смотреть фото Былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку Былина и быль чем отличаются. Картинка про Былина и быль чем отличаются. Фото Былина и быль чем отличаются

Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).

В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.

Источник

Отличие были от былины в чем

Мне так представляется, что былины — это сказки, возможно под гусли, которые ходили по древней Руси в вольном пересказе до широкого распространения письменности.

Быль — это в основе своей правдивый, часто поучительный рассказ «на основе реальных событий»

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

«Быль» рассказывает нам о событиях, которые реально когда-то происходили.

А «былины» — это героический эрос древней Руси, героями которого были могучие богатыри. В основе их сюжета лежали героические события, во время которых лучшие из наших воинов били коварных захватчиков родной земли.

Написаны данные произведения особым стихом, который называется былинным. С одной стороны в былинах описывались реально существовавшие люди и события, которые происходили столетия назад, но с другой стороны эти истории никто не записывал, их передавали из уст в уста. И каждый рассказчик добавлял в былину что-то своё. В результате этого богатыри превратились в людей сверхъестественной силы, которые в одиночку сражались с целыми полчищами врагов.

Можно сказать, что «былина» — это приукрашенная «быль».

Сравнивая два этих понятия, мы должны придерживаться тех их лексических значений, которые приближены к литературоведческим.

Быль — это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.

Былина — это некое эпическое сказание-песнь. Преимущественно — о подвигах богатырей. Былины имеют историческую основу, отражая события 10 — 16 веков.

Как видим, быль не является в прямом смысле литературным жанром. Быль не воспевает богатырские подвиги (во всяком случае, не обязательно должна их воспевать). И быль вовсе не исторична.

На мой взгляд, разница между двумя этими жанрами — очень большая. Быль, говоря современным языком, это репортаж, газетная статья, раскрывающая суть события, последовательность действий, почти не приукрашенная и отбрасывающая авторское мнение куда-то на задний план.

Совершенно другое — былина. Это, в первую очередь, авторский рассказ. Сочиненный и приукрашенный, написанный не только для того, чтобы познакомить читателя с тем или иным событием, но и для того, чтобы передать читателю свою точку зрения. Дидактический смысл в былинах присутствует практически всегда. Кроме того, былина рассказывалась/пелась в том числе и для развлечения, поэтому сюжет приукрашивается, рихтуется, читатель исподволь подводится к определенному выводу.

Быль формально не относится к литературным жанрам — это скорее жанр устного или письменного народного творчества. Быль имеет в своей основе реальное событие, случившееся с автором истории или его близкими знакомыми. То есть быль — это обычные наши рассказы о впечатлениях от чего-либоСамые удачные были распространяются довольно широко, постепенно переходя в литературный жанр приданий или сказаний.

Былина же — это романтическое предание о подвигах богатырей или реальных исторических персонажей древности. Часто былина носит назидательный характер, учит тому как следует поступать в той или иной ситуации, в основном на патриотическом уровне. Былина — исторически сложившийся литературный жанр.

Милая Кошеч­ка [330K]

На самом деле «быль» и «былина» отличаются между собой.

Быль — это рассказ, в нем описывается, что действительно происходило в жизни. Это реальные рассказы, тема у них может быть абсолютно любая.

Былина — в былине описываются подвиги богатырей, великих людей, в былине может быть доля выдумка, да и сама былина написана более интересно и живописно, она буквально вся окутана духом патриотизма, любви к родине. Былину еще называют — песня-сказание.

Все события в были основаны на реальных прошлых событиях, то есть за основу для были берётся какое-то произошедшее событие в жизни конкретного человека или же группы людей. И быль более относится к рассказам.

А вот уже былина больше близка к сказкам, потому как автор, если основывается на реальных фактах, то многое добавляет из головы. К былинам часто употреблимо понятия как песни-сказания.

Былина повествует о подвигах богатырей (как правило), она рассказывает о различных хороших и благородных поступках, написана в какой-то степени торжественным языком.

Быль — это просто рассказ о том, что когда-то происходило, а тема рассказа может быть абсолютно любой, в том числе и обычной житейской.

Былина от Были отличается тем, что в былине рассказывается всё подробно, интересно, иногда автор что-то добавляет от себя, чтоб было ещё интереснее читать былину.

А в были всё рассказывается кратко и сухо, только самое главное.

Быль — это рассказ о том, что было на самом деле.

А былина — это что-то старое, обычно народное и эпичное (например, песни-сказания о богатырях).

То есть была была, но неизвестно когда, а былина — это старое и историческое.

Что такое былина и какие бывают былины

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.

Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.

Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.

Былина — это жанр фольклора

Былина — это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.

Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.

Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.

Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.

В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.

Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.

Какие бывают былины

В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:

Героические былины бывают двух типов:

К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».

Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.

Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.

Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.

Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.

Герои русских былин

Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.

Их король Артур — это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).

Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.

Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.

Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна — дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.

В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.

Подвиги былинных героев

Но главное в воинских песнях — не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?

Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.

Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки — и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.

Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.

Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору — по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.

Второй по популярности герой народного эпоса — Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник — Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.

У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.

Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин — татарский военачальник Тугархан.

Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.

Краткое резюме

Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.

Былины о русских богатырях — лучшее чтение для будущих защитников Отечества.

Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси

В отличие от летописей, предназначенных для узкого круга интеллектуалов и правящего класса, былины транслировали представления и ролевые модели для широкого круга людей. В связи с этим сюжеты и герои былин отражали общественные настроения и особенности социального устройства разных русских земель.

Великий Новгород — наособицу

Исследователи отмечают, что былины киевского и общерусского цикла рассказывают о героических подвигах богатырей, их отношениях друг с другом в рамках дружины и с князем. Великий Новгород был торговой республикой, где князь играл подчинённую роль, в отличие от городской купеческой прослойки, известной как «золотые пояса». Интересам горожан были ближе экономика и торговля, чем война. Поэтому в новгородских былинах практически нет героики, но много того, что можно назвать современным термином «история успеха». На это, в частности, указывает Сергей Азбелев, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Самым известным новгородским былинным персонажем является Садко — «богатый гость». Гость здесь означает купца, торговца. Происхождение Садко не вполне ясное, но он явно выходец из низших слоёв — в некоторых былинах он в начале пути вообще профессиональный гусляр. Потом с помощью ума, сметки, хитрости и толики везения Садко поднимается на вершину жизненного успеха, становясь одним из самых богатых людей Новгорода. При этом, он не делается владыкой или даже несомненным лидером. В частности, есть былина, в которой Садко бросает вызов всему Великому Новгороду в плане владения капиталом и проигрывает — город выше и больше любого горожанина и общественные интересы важнее, чем успех кого-то конкретно.

Ещё интереснее боярин Ставр Годинович — он не просто богатый человек, а занимается ростовщичеством, что в новгородских былинах совсем не порицается, скорее, наоборот. Заключение Ставра в темницу князем Владимиром можно трактовать как отражение конфликта между Киевом и Новгородом, который существовал в реальности. Причём, претензии киевского князя к новгородскому боярину носили материальную, имущественную основу.

И совершенно невозможно представить в киевских или общерусских былинах такого героя как Василий Буслаев, известного также как Василий Буслаевич. Он — безотцовщина, буян и хулиган. Но Буслаев встаёт на правильный путь, сделавшись ушкуйником — это особое воинское сословие новгородцев, защищавшее как город, так и купеческие караваны и лавки. В ушкуйники шли добры молодцы без роду-племени, младшие сыновья бояр, которым не светило стать наследниками отцовских богатств и власти. И ушкуйничество для них выступало серьёзным социальным лифтом, говоря современным языком. Сословие ушкуйников обладало престижем и влиятельностью в Новгороде.

В новгородских былинах очень точно описываются новгородские реалии XII-XV веков, в отличие от былин киевских или общерусских, где время было условное, как и враги, повергаемые богатырями.

Как отмечает исследователь Наталия Макарова, новгородские былины ближе не к героическому эпосу, а к европейским новеллам о городской жизни — фаблио. В частности, былины про персонажей второго ряда, Хотене Блудовиче, богатом госте Терентьище и других, описывают бытовые подробности сватовства, торговли, в том числе — с заграницей, принятия решения на городском вече…

Есть реальные прототипы

В общерусских былинах, кроме условного времени и врагов, сами герои не имеют исторической привязки. Владимир Красно Солнышко, Вольга, богатыри Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец — вымышленные персонажи, вобравшие черты многие реальных людей, действовавших на Руси. Исторический Илья Муромец, чья жизнь известна и даже есть идентифицированная могила, не имеет отношения к былинному Илье.

А вот первостепенные персонажи новгородских былин, Садко и Василий Буслаев, упоминаются в летописях. Правда, Садко там описан как Сатко/Сотко, но исследователи, включая Дмитрия Лихачёва, не сомневаются в том, что это — один и тот же человек, живший в Новгороде XII века, вокруг которого потом сложился корпус былинных сказаний.

Не вызывает сомнения историчность Василия Буслаева, хотя про него, в отличие от Садко, про которого написано в 25 летописях, рассказывает только один текст, но зато его обильно цитируют другие летописные источники, включая внешние по отношению к Новгороду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *