Былина о вольге и микуле селяниновиче в чем смысл
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Тема: величие русского человека, огромная ценность труда.
Композиция: тонический стих (читается нараспев).
История создания
В народе былины пользовались большой популярностью: людям нравились истории о всемогущих героях. Но богатырей было сложно отождествить с собой: они явно принадлежали к благородному роду, и невероятные возможности былинных богатырей воспринимались именно как результат происхождения.
Первым народным богатырём, который пахал и сеял, но силою мог посоревноваться с кем угодно — даже с самим князем Вольгой! — стал Микула Селянинович.
Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к Новгородскому циклу былин (Киевский былинный цикл представлен произведениями об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце).
Значение произведения
Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд простого человека. Неоспоримо противопоставление князя, который живёт за счёт крестьянства, и простого человека — как говорится, «от сохи». Причём в этом противопоставлении побеждает Микула Селянинович, который и на жизнь зарабатывает своим трудом, и физически сильнее целой княжеской дружины.
Надо сказать, что в ранних древнерусских былинах подобные сюжеты были бы невозможны: всемогущие богатыри отождествлялись с языческими богами, и любой человек по определению не мог с ними сравниться.
Действующие лица
Вольга — легендарный богатырь, князь. Один из древнейших фольклорных персонажей. Легко прочитывается параллель «Вольга — князь Олег»: Вольга — Вольг — Волег — Олег. Однако историки утверждают, что Вольга скорее собирательный образ. Особенность Вольги в том, что он может превращаться в любых животных.
Микула Селянинович — богатырь-пахарь, обладающий невероятной силой. Фольклорные источники утверждают, что у Микулы было две дочери — Василиса и Настасья. Василиса вышла замуж за боярина Ставра Годиновича, а Настасья — за богатыря Добрыню Никитича.
Важное и интересное
Согласно былинам князя Вольгу княгиня Марфа Васильевна родила от змеи, случайно наступив на пресмыкающееся. Отсюда его невероятное умение превращаться в животных.
В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её. Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости».
Краткое содержание
Молодой князь Вольга Святославович хочет мир посмотреть и себя показать, поэтому собирает дружину из тридцати молодцов и отправляется с ними в путь. По дороге они слышат скрип сохи и посвистывание пахаря, однако ни в тот же день, ни на следующий, ни через день пахаря не видят. Когда дружина Вольги наконец доезжает до пахаря, между ним и князем завязывается разговор. Вольга сообщает, что едет собирать подать с трёх городов, пожалованных ему князем Владимиром. Пахарь же сообщает, что в этих городах полно разбойников: когда пахарь ездил в те города за солью, местные мужики потребовали у него денег — пришлось даже поколотить их.
Вольга приглашает пахаря отправиться с ними. Пахарь соглашается, но, чуть они отъезжают, вспоминает, что забыл соху (орудие для вспахивания земли) в земле (то есть не вынул и не спрятал). Вольга посылает пять человек выдернуть соху, но они не в силах справиться с заданием. Князь отправляет десять человек выдернуть соху, но и десятерым это не под силу. А Микула Селянинович легко выдёргивает соху одной рукой. Вольга спрашивает, как пахаря зовут. Тот отвечает: Микула Селянинович.
Когда князь с дружинниками и Микула Селянинович попадают в город, к ним бросаются мужики, которые хотели обобрать Микулу Селяниновича. Мужики просят прощения и демонстрируют пахарю своё уважение.
Вольга, увидев это, жалует Микуле Селяниновичу в подарок три города.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто такой богатырь? Назовите самых известных былинных богатырей.
Ответ. Богатырь — былинный герой, обладающий невероятной силой и спасающий тем самым землю русскую. Самые известные былинные богатыри — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
Дайте определение былины.
Ответ. Эпическая песнь о русских богатырях. Эти богатыри обладали невероятными возможностями. Они были защитниками простых людей и воплощали силу земли Русской.
Былина «Микула Селянинович»
Читательский дневник по былине «Микула Селянинович»
Название: «Микула Селянинович»
Главные герои: Микула, Вольга.
Второстепенные герои: дружинники.
Характеристика главных героев былины:
Микула — Пахарь, оратарь.
Спокойный, сильный, уравновешенный, неторопливый.
Солидный, справедливый, добрый.
Вольга — Русский богатырь.
Смелый и сильный. Торопливый, импульсивный.
Характеристика второстепенных героев:
Дружинники — сильные, но самоуверенные.
Краткое содержание былины «Микула Селянинович»
Могучим вырос богатырь Вольга. Умел обращаться в зверей разных.
Когда подрос, собрал он себе дружину, все молодцы умелые и сильные.
Отправился Вольга с дружиной собирать дань с городов мелких.
Увидел в поле оратаря, и бросился следом, но догнать не мог.
Только на третий день догнал Вольга пахаря, познакомился, и тот согласился с князем за оброком ехать.
Но забыл вынуть сошку из земли, а вся дружина Вольги не могла её поднять.
Звали пахаря Микула, и выдернул он сошку одной рукой.
Помог Микула Вольге оброк собрать, да лихих людей наказать.
План былины:
Основная мысль произведения «Микула Селянинович»
Главная мысль былины в том, что труд на земле делает человека богатырём.
Основная идея былины в том, что богатырь, бьющий врага, не лучше того, кто обрабатывает поле.
Чему учит былина
Былина учит уважать любой труд, не лениться, приносить пользу людям.
Учит бороться с воровством, обманом, мздоимством.
Учит не задаваться и не кичиться своей силой.
Краткий отзыв по произведению «Микула Селянинович» для читательского дневника
Прочитав эту былину, я подумала о том, что труд ратный и трудовой равны между собой.
Воин-богатырь Вольга оказался равным пахарю-богатырю Микуле.
А в чём-то даже уступал ему.
Это очень увлекательная, интересная и поучительная былина.
В ней говорится о том, что воин Вольга признал, что пахарь Микула является ему ровней.
Ведь на стороне Микулы стояла сама земля.
Мне очень нравятся оба главных героя.
Вольга нравится своей горячностью, силой, смелостью, решительностью и напором.
Микула нравится своей уверенностью, спокойствием, надёжностью.
Они очень разные, но при этом оба берегут родную землю.
Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что любой труд почётен, если он направлен на благо Родины.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Тут поехал Вольга со всей дружиной.
Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слёз с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст.
Конспект урока по литературе «Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Разделы: Литература
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?
Ход урока
1. Постановка целей урока:
— Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Слово учителя.
— Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?
— Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
— В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)
— Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
— Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
7) Как развивается действие?
(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
8) Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)
9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.
2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)
3. Постоянные эпитеты.)
-? Чем необычно это описание?
(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)
(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
— Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
12) Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
— Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).
-? Кто выходит победителем? (Микула.)
13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.
Как понять слова Вольги во второй строфе?
(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?
(Вольга спрашивает его имя.)
-? Как Микула называет себя?
(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?
(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
— Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.
Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.
15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?
(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.
2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
16) Зачем тогда введён образ Вольги?
(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)
— Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
6. Характеристика Микулы Селяниновича.
-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.
7. Итоги урока.
-? Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?
1) человек недюжинной силы
2) идеал нравственности
3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)
Домашнее задание: прочитать былину “Илья Муромец и Соловей-разбойник” или сделать иллюстрацию к былине “Вольга и Микула Селянинович”.
Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович»
Всего получено оценок: 826.
О произведении
Русская народная былина «Вольга и Микула Селянинович» впервые была записана в 1860 году. Действие былины разворачивается в давние времена, когда Русью правили князья. Случайная встреча молодого князя Вольги и простого крестьянина Микулы показала, как богата земля русская сильными, храбрыми и щедрыми людьми.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович», которое будет полезно при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
С ранних лет Вольга Святославович рос невероятно смышлёным, развитым мальчиком. Мудрость свою он черпал из природы и с лёгкостью понимал язык зверей и птиц.
По дороге Вольге и его дружине повстречался пахарь — оратай, который вспахивал поле и напевал весёлую песню. Вольге захотелось пообщаться с пахарем, но добраться к нему удалось лишь на третий день пути.
Пахарь оказался на редкость красивым, статным молодым мужчиной. Он был нарядно одет, а его крепкая, сильная лошадь имела богатую сбрую. Князь стал свидетелем того, с какой лёгкостью оратай выкорчёвывал из земли большие камни и корни деревьев, и поразился его силе. Он узнал, что пахаря зовут Микула.
Узнав, куда направляется Вольга Святославович со своей дружиной, Микула предупредил, что в тех краях « живут-то мужички да все разбойнички ». Он рассказал, как на днях на него напали эти разбойники, но вскоре очень пожалели, что связались с ним. Вольга предложил сильному и храброму крестьянину присоединиться к нему.
Микула « кобылу из сошки повывернул », оседлал её и присоединился к княжеской дружине. Через некоторое время он вспомнил, что оставил соху прямо в поле, и попросил Вольгу отправить несколько воинов, чтобы те спрятали соху в кустах. Однако даже все дружинники князя не смогли справиться с этой задачей. Тут подъехал Микула « на своей ли кобыле соловенькой », одной рукой выдернул соху и забросил её за куст ракиты.
Вновь вся дружина отправилась в путь, и Вольга подивился небывалой резвости крестьянской кобылы. Он сказал, что будь это конь, а не кобыла, то стоил бы не меньше пятисот рублей. В ответ Микула лишь рассмеялся. Он рассказал, что « купил эту кобылу жеребёночком, Жеребёночком да из-под матушки », и уже тогда она стоила пятьсот рублей — « кабы этая кобыла коньком бы была, За эту кобылу цены не было бы ».
Вольга Святославович уважительно поинтересовался у своего попутчика, каково его величают « по отечеству ». На что богатырь ответил, что как только он наварит ржаного пива и угостит им мужиков, то те к нему обращаются не иначе как Микула Селянинович.
Заключение
Былина учит тому, что первое суждение о людях может быть ошибочным. Простой с виду крестьянин оказывается могучим богатырём, благородным и справедливым. В отличие от князя, он честно зарабатывает на жизнь, а не занимается поборами с простых людей.
После ознакомления с кратким пересказом «Вольга и Микула Селянинович» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по былине
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Б. А. Рыбаков. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
Былиной, народность которой никогда не подвергалась сомнению, является широко известная былина о Микуле Селяниновиче, главный герой которой — пахарь, мужик, богатырь в холщевой рубахе.
Диапазон географических и хронологических приурочении этой былины очень велик: ее связывают то с киевским югом, то с новгородским севером; одни относят ее к началу Х в., связывая с Вещим Олегом, а другие — к XV—XVI вв., полагая, что «общая идейная направленность былины и ее конкретное содержание дают основание считать, что она возникла сравнительно поздно». В. Я. Пропп в своей монографии недоумевает по поводу столь позднего появления героя-крестьянина в эпосе: «Мы знаем, что создателем и носителем эпоса в первую голову было крестьянство, но до сих пор (досоздания централизованного государства) на всем протяжении развития эпоса крестьянина мы не видели» Для выяснения вопроса о народности былин нам действительно очень важно точнее определить место и время зарождения той былины, в которой прославление крестьянского труда является не позднейшим второстепенным добавлением, а составляет ее главную сюжетную основу.
Здесь от хронологии зависит принципиальный вопрос первостепенной важности, и поэтому необходимо использовать все возможности для того, чтобы точнее определить время появления в былинном эпосе образа богатыря-оратая Микулы Селяниновича. Но перед нами встанут почти непреодолимые трудности, если к решению этого вопроса мы подойдем с позиций В. Я. Проппа, отрицающего историчность былин и исторический подход к ним. «Предпосылка, из которой исходила историческая школа,— пишет он,— состояла в том, что фольклорные произведения создаются так же, как литературные, т. е. в определенном месте и в определенный момент. Но для эпоса, а также для сказки и некоторых Других видов народной поэзии она ошибочна и из нее исходить нельзя». «Эпос, как и другие виды народной поэзии, обращен не в прошлое, а в будущее».
Былины о Вольге Святославиче и Микуле Селяниновиче дают хороший материал для проверки положений «антиисторической» школы Проппа. Один из главных героев этих былин — Вольга Святославич, племянник князя Владимира, собирающий дань с городов, следовательно,— князь. Это облегчает нам поиски реального прототипа.
Из русских князей с таким именем особенно известен Олег Святославич Черниговский, принадлежащий к беспокойной плеяде «Ярославлих внуков» и, может быть, наиболее жестокий и алчный из всех них. Его бурная судьба, забрасывавшая его из Чернигова то в Тмутаракань, то в Рязань, то на остров Родос, могла бы послужить основой большого цикла песен, но этот князь-авантюрист, породнившийся с половцами, не заслужил народной любви и даже в феодальную поэзию вошел с горьким именем «Гориславича». Может быть, над ним посмеялся автор былины, заставивший Вольгу терпеть поношение от простого крестьянина? Если считать былины вымыслом без реальной исторической основы, то на этом можно было бы прекратить поиски, удовлетворившись самым общим сопоставлением. Можно было бы и Вещего Олега присоединить к тем импульсам, которые содействовали созданию былинного образа — ведь народ, судя по летописному сказанию о предначертанной смерти Олега, относился враждебно к этому варяжскому конунгу.
Однако былина о Вольге Святославиче содержит ряд таких черт, которые заставляют направить поиски в другом направлении. География былины не дает никаких точек соприкосновения ни с Черниговщиной, ни с другими местами действия Олега «Гориславича». Князь Вольга, племянник Владимира, едет собирать дань с городов Гурчевца, Ореховца и Крестьяновца, а затем возвращается в город Туринск. Давно уже была высказана мысль о том, что здесь перечислены древние города Древлянской земли: Гурчевец—Вручии,Овруч; Крестьяновец — Искоростень, Коростень.
Добавлю, что среди древлянских городищ есть большое городище в Олевске, считавшемся в XV в. городом. Вручий, Искоростень и Олевск составляют небольшой равносторонний треугольник внутри Древлянской земли. На север от них лежит стариннейший удельный город Туров, имя которого легко угадывается в былинном Туринске. Олег Святославич Черниговский никогда не имел никакого отношения к Древлянской земле и никогда не владел ни одним из названных городов.
Сторонники северного, новгородского происхождения былины. стремившиеся связать ее с Вещим Олегом, считали надежным аргументом в свою пользу то описание природы, которое содержит- ся в былине:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипливает,
Омешики по камешкам почиркивают.
А пенье-коренье (оратай] вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
В этой обильной камнями пашне видели северную каменистую землю Новгородщины. Но следует обратить внимание на то, что поперек Древлянской земли через Искоростень и Малин в направлении к Днепру проходит широкая полоса конечной морены. создающей точно такие же почвенные условия, как и на далеком Олонецком севере. Следовательно, и природа былины не противоречит признанию местом ее действия Древлянской земли.
Итак, разбор былинной географии (городов и природы) и имени одного из героев привел нас в Древлянскую землю во время короткого княжения здесь молодого Олега Святославича (970—977 гг.). В эти годы здесь разыгрались две трагедии, героем которых был Олег. Обе они нашли отражение и в эпосе и в летописных записях. Быть может, именно наличие былин о молодом Вольге Святославиче и способствовало закреплению событий в киевском летописном своде конца Х или начала XI в., так как одно из этих событий — убийство на охоте — было само по себе незначительным эпизодом и в краткую летопись тех лет могло бы и не попасть, если бы не было особых побуждающих причин в виде готовой и, очевидно, популярной песни об этом эпизоде.
Среди редких и не типичных записей А. Ф. Гильфердинга есть былина «Вольга», в которой нет еще никакого упоминания о Микуле и где действуют Вольга и некий Сантал.
По былине, Вольга познал всю мудрость и стал распоряжаться «дружинущкою хороброю» в десятилетнем возрасте. Реальный князь Олег получил Древлянский удел от отца тогда, когда самому Святославу было около 30 лет; следовательно. Олегу, младшему из сыновей, могло быть действительно не более 10—12лет.
Былина начинается описанием волшебной охоты юного десятилетнего Вольги:
Свернулся Вольга да малой птичиной,
Улетел-то Вольга да он под оболоку,
А и птицу всю да он порозгонял.
Свернулся Вольга да добрым молодцом:
— Братцы дружинушка хоробрая!
Ставьте-тко ласточки дубовыи.,
Силышка вы ладьте-тко шелковый.
Овернулся Вольга да лютыйм зверем,
А и ушел-то Вольга да во темны леса,
Зверей-то всех он порозгонял.
И вдруг, совершенно неожиданно, без всякой видимой связи
с охотничьими подвигами Вольги, былина сообщает о том, что
Поезжае Вольга в Вольгу-город.
Видела царица нехороший сон:
Бьется сокол да с черным вороном,
Перебил сокол да черна ворона.
Ясный тот сокол — Вольга богатырь,
Чорный тот ворон — то сам Сантал.
Этим былина заканчивается, оставляя слушателя в недоумении: конфликт между Вольгой и Санталом не раскрыт, бой между ними в былине не описан и есть только два вещих предзнаменования: когда родился Вольга, то Сантал с женой сбежал в «Вольгу», а когда юноша Вольга поехал в «Вольгу-город», то жена Сантала увидела недобрый сон, означавший победу сокола — Вольги над черным вороном — Санталом.
Летопись сохранила рассказ о нарушении княжеских охотничьих угодий Олега Святославича Лютом — сыном могущественного варяга Свеналда (или Свенельда). Нарушение границ произошло в тот момент, когда сам Олег охотился в своей Древлянской земле, где княжеские ловища и становища были разграничены еще в середине Х в. при княгине Ольге. С тех пор Древлянская земля была связана с Вышгородом — «Ольгиным градом» (не отсюда ли и в былине «Вольга-город»?). «Лов деющю Свеналдичю именем Лют; ишед бо ис Киева, гна по звери в лесе. И узре и Олег, и рече: «Кто се есть?» И реша ему: «Свеналдичь». И заехав, уби и; бе бо ловы дея Олег».
Для того чтобы понять, почему по поводу этого небольшого эпизода была сложена былина, продержавшаяся в народе почти тысячу лет, нам нужно полнее представить себе конкретную историческую обстановку в Киевском государстве в 970-е годы. Варяжское засилье, так явно ощущавшееся в первую половину Х столетия, несколько уменьшилось при Святославе. Однако и тогда выделялась фигура воеводы-варяга Свеналда, воспитателя Святослава, прославившегося еще при Игоре богатством и убранством своей дружины. (. ) После гибели Святослава Свеналд стал крупнейшей фигурой в Киеве, так как князь Ярополк был еще очень юн. Властный воевода-варяг, окруженный собственной богатой дружиной (вероятно, тоже варяжского происхождения), был своего рода киевским мажордомом и олицетворял собой варяжское начало в управлении Русью. В летописных сводах сохранилось двойственное отношение к Свеналду; одни записи представляют его мудрым советником князя, а другие — косвенным или прямым виновником смерти русских князей Игоря и Олега Святославича. Очевидно, среди летописцев были как сторонники, так и противники высоко поднявшегося варяга.
В 977 г. Свеналду удалось уговорить киевского князя: «Поиде Ярополк на Олга, брата своего, на Деревьску землю. И изиде противу его, Олег, и ополчистася. Ратившемася полкома, победи Ярополк Ольга. Побегъшю же Ольгу с вой своими в градъ, рекомый Вручий; бяше черес гроблю [ров] мост ко вратом градным, теснячеся друг друга пихаху въ гроблю. И спехнуша Ольга с мосту в дебрь».
Важный исторический источник середины XI в. «Память и похвала князю русскому Владимиру», написанная мнихом Иаковым, дает интересный вариант этого текста: Олег погиб не потому, что его столкнули с моста, а потому, что мост обломился и упал в крепостной ров вместе с людьми. А мотив обломившегося моста неразрывно связан с былиной о Вольге и Микуле. Когда Вольга Святославич уже принял Микулу в свою дружину и они вместе едут в город Куржов или Гурчев (летописный Вручий), то оказывается, что их враги подготовили им западню — подрубленный мост, на котором гибнет часть войска Вольги и Микулы. Куржовские мужички, узнав, что к ним едут Вольга и Микула,
Поделали мосточики поддельный,
Поддельныи мосточки все калиновые.
Да зашла эта силушка Микулушкина
А подломились ты мосточки да калиновые,
А погинуло тут силушки да много той. (. )
Основную, наиболее разработанную и целостно сохранившуюся часть былины составляют эпизод встречи Вольги с Микулой Селяниновичем и приглашение Микулы на службу к князю. Одна часть былин повествует о согласии Микулы и о дальнейших совместных действиях князя и оратая. Возможно, что вместе с Микулой были приглашены и другие оратаи, так как упоминается, как мы уже видели, «силушка Микулушкина» — его войско.
Датировать эту часть былины мы можем временем между смертью Люта Свеналдича и началом войны Ярополка с Олегом, когда было ясно, что эта война должна вспыхнуть. Короткий промежуток времени 975—977 гг. обе враждующие стороны должны были усиленно готовиться, собирать «воев», увеличивать дружину. Вполне вероятно, что былина о Вольге Святославиче и Микуле Селяниновиче в своем первичном виде и отразила этот набор войска в условиях нараставшей опасности, когда княжеская дружина могла пополняться выходцами из народа. Пятнадцатью годами позже Владимир, брат Олега, будет точно так же пополнять свой дружину богатырями-кожемяками, из самой гущи народной, превращая их в «великих мужей».
В последней четверти Х в. происходило, очевидно, много новых явлений, связанных с глубокими внутренними процессами: на одном полюсе, в деревне, неудержимо распадались родовые связи, шло расслоение деревни, выделялись устойчивые индивидуальные хозяйства; на другом полюсе, в феодальной вотчине, менялся состав княжеской дружины: наемники-варяги все больше вытеснялись коренными русскими людьми, набираемыми, как мы знаем, из жителей Приднепровья, Словен и Кривичей. Вот этот-то важный процесс, имевший общенародное значение. и отражен созданием былинного образа Микулы Селяниновича, оратая, успешно ведущего свое хозяйство, умеющего постоять за себя, бывалого человека, воевавшего с разбойниками во время поездок в город за солью.
Историю былины о Вольге и Микуле можно представить себе так: юный князь Олег стал известен народу тогда, когда он поднял руку на сына самого могущественного человека — Свеналда — и наказал нарушителя «ловищ и становищ», убив его своей рукой. Это был смелый вызов мажордому-варягу, десятки лет стоявшему. У кормила власти; с этого поединка началась решительная и успешная борьба с варягами внутри Руси. Былины о Вольге неизменно начинаются с охотничьих подвиги князя. Уменье руководить охотой — своего рода аттестат зрелости, недаром Мономах, поучая детей, так много внимания уделяет охоте. Вольга в былине уже в десятилетнем возрасте руководит дружиной.
Можно думать, что бой «сокола» с «черным вороном» был свое время разработан в былине подробнее, так как до нас, несомненно, дошли лишь незначительные фрагменты описаний борьбы с Санталом—Свеналдом (или Свеналдичем).
Усиление княжеской дружины Олега Святославича за счет широкого вовлечения древлянского крестьянства было, очевидно, такой же новинкой, как и борьба против Свеналда, и так же нашло широкий отклик в народных массах: рушилась прежняя замкнутость княжеской дружины-гвардии, перед крестьянством, может быть, впервые открывалась возможность участия в княжеском войске. Это событие было достойно воспевания, и народ сложил былину о Микуле Селяниновиче, полную уважения к пахарю, его достоинству, его силе, его уменью. Трагическая гибель семнадцатилетнего князя под мостом тоже должна была произвести впечатление на окружающих и воплотиться в эпической песне. Былина не сохранила до наших дней описания смерти героя, но гибель войска, упавшего с обломившегося моста, запомнилась сказителям хорошо.
В эпоху Владимира Святого, когда создавался основной былинный цикл, былины о Вольге Святославиче вполне могли и должны были присоединиться к нему, во-первых, потому, что сам Владимир, упорно враждовавший с Ярополком, должен был выражать симпатию к младшему брату — Олегу, погибшему в войне со старшим — Ярополком. А, во-вторых, все то, что прославлялось в былине, что составляло сущность ее центральной части — приглашение оратая в княжескую дружину — все это составляло и сущность политики самого Владимира, организовавшего борьбу против печенегов силами русского народа, без варягов.
Основу былины о Вольге и Микуле никак нельзя относить к позднему времени образования централизованного государства, ее следует считать естественным, исторически обусловленным продуктом народного творчества 975—977 гг., времени начала расцвета древнерусского государства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет