Быличка что это такое

Что такое быличка?

В статье рассказывается об одном из жанров устного народного творчества. Как появилась быличка и развивалась, в чём её особенности и отличие от других видов фольклора. Какой след оставила в русской литературе. Всё это можно узнать из материала работы.

В устном народном творчестве существует много жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из них является быличка, о ней и пойдёт речь.

Быличка как жанр устного народного творчества

Сегодня этот термин обозначает жанр устного народного творчества, его синонимами являются легенда, былина, бывальщина, предание. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже, но у былички свои особенности и назначение – она представляет собой мифологические рассказы об общении «очевидцев» с представителями нечистой силы. Эта специфичность объясняет второе название жанра – страшилка.

Происхождение и эволюционное развитие жанра

Происхождение былички таится где-то в глубинах истории Руси. Слово было заимствовано у крестьян Белозерья (один из северных районов Вологодчины) и стало употребляться фольклористами в практике исследовательской работы.

Само название «быличка» утверждает правдивость истории, реальность событий, которые случились с людьми, хорошо известными рассказчику. Возможна и передача повествования знакомых, ставших очевидцами.

В любом случае жанр подразумевает искреннюю веру в реальность произошедшего. События былички обязательно происходят в обычной жизни. Место действия – территория хорошо известная рассказчику и его слушателям. Это дополнительный способ придания правдивости истории.

Изначально целью этого вида устного народного творчества было предостережение от каких-то поступков. Например, ходить ночью на кладбище (мертвеца встретишь) или не наклоняться близко к воде в реке (водяной утащит). С другой стороны, просто череда праздных историй о встречах с мифическими персонажами во время общения группы лиц на отдыхе.

Лесовики не всегда приветливы, часто они нападают на тех, кто вторгается на их территорию.

В начале ХIХ века набирает обороты интерес исследователей к этим произведениям. Начинается сбор и публикация их в общих сборниках наряду со сказками и другими устными жанрами. Многие писатели включают их в канву своих произведений как часть повествования.

Во второй половине 20 века быличка оформилась как официальный жанр, когда началось её детальное изучение и разграничение с другими видами устного народного творчества.

Классификация быличек

Литературоведами был составлен каталог быличек по тематическим разделам:

Сюжеты устного фольклора объединили дохристианские и христианские представления народа о сверхъестественных силах. Характерно, что нечистая пришла из язычества, а вот обереги (молитва, крестное знамение, святая вода и другие атрибуты) взяты из христианства.

Былички или страшилки в литературе

Использовали былички в своих произведениях и многие писатели, делая их основой сюжета или художественно вплетая в канву повествования. Часто элементы встречаются у Гоголя и Пушкина. Примером такого использования может служить рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

«Бежин луг» – яркий пример страшных историй

В цикле рассказов «Записки охотника» у И.С. Тургенева есть замечательное произведение о деревенских мальчишках. Юные пастухи, сидя у костра, рассказывают страшные истории про покойников и нечисть. Они искренне верят в то, о чём рассказывают. А как же, ведь это происходило у них на глазах.

Всего быличек в рассказе 13, они повествуют о ряде мифических персонажей, с которыми сталкивались земляки ребят в окрестных землях. Это домовой, русалка, оборотень под видом белого барашка, барин-покойник, леший, небесные предвиденья и многое другое.

Провоцируют возникновение тематики ночь и костёр, за светлым кругом которого прячется этот таинственный мир. Рассказывая поочерёдно страшилки, мальчишки коротают время в ожидании утра, набираются знаний правильного общения и поведения с окружающими их духами.

Вместо заключения

Знакомство с быличками формирует у рассказчиков умение отлично разбираться в значении различных примет, правильно понимать предсказания и символы. Наивный суеверный слушатель набирается необходимого багажа знаний и уже знает, как распознать злые силы, избежать контактов с ними и защититься в случае опасности.

Источник

Быличка :: Общие сведения

Быличка – жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е.М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки».

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале XIX века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э.В. Померанцева, «само слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их лёгкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам «предание», «легенда», «бывальщина»».

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще – с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, – о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвящённых) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин – полноправных членов племени.

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чёрте, змее, проклятых и т.д.

Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н.В. Гоголь «Вий») или включаются в текст (например, И.С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»).

Былички русской фольклорной прозы

Быличка – что это такое в литературе? Определение былички (не из википедии).

Почему быличку назвали быличкой? Этимология слова «быличка».

Былички как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация быличек.

Чем быличка отличается от бывальщины, побывальщины и в чём их сходства.

Былички героев рассказа Тургенева «Бежин луг»: мальчика Феди и других детей.

Примеры кратких (небольших) быличек про русскую нечисть: домового, лешего, водяного, русалок, чертей, ведьм, колдунов.

Какие былички были в старину на территории Вологодской области, Воронежского и Забайкальского краёв?

Источник

Быличка

Быличка что это такое. Смотреть фото Быличка что это такое. Смотреть картинку Быличка что это такое. Картинка про Быличка что это такое. Фото Быличка что это такое

Быличка что это такое. Смотреть фото Быличка что это такое. Смотреть картинку Быличка что это такое. Картинка про Быличка что это такое. Фото Быличка что это такое

Содержание

Происхождение термина

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. [2] [3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Специфика жанра

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

Классификация быличек

Функционирование в литературе

Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки» [5]

Источник

БЫЛИ́ЧКА

Том 4. Москва, 2006, стр. 455

Скопировать библиографическую ссылку:

БЫЛИ́ЧКА, фольк­лор­ный жанр, раз­но­вид­ность де­мо­но­ло­ги­че­ско­го рас­ска­за. Тер­мин «Б.» вве­ли в фольк­ло­ри­сти­ку бра­тья Б. М. и Ю. М. Со­ко­ло­вы, за­им­ст­во­вав его из диа­лек­та Нов­го­род­ской губ., где это сло­во обыч­но при­ла­га­ет­ся «к не­боль­шим рас­ска­зам о ле­ших, до­мо­вых, чер­тях и чер­тов­ках, по­лу­ве­ри­цах, кол­ду­нах – од­ним сло­вом, о пред­ста­ви­те­лях тём­ной, не­чис­той си­лы» («Сказ­ки и пес­ни Бе­ло­зер­ско­го края. За­пи­са­ли Бо­рис и Юрий Со­ко­ло­вы». М., 1915. С. 58). Впо­след­ст­вии ста­ли раз­ли­чать Б., где рас­сказ­чик вы­сту­па­ет как уча­ст­ник со­бы­тий, и бы­валь­щи­ны – рас­ска­зы о со­бы­ти­ях, в ко­то­рых рас­сказ­чик не участ­во­вал. В бы­валь­щи­нах пре­об­ла­да­ет тра­гич. ис­ход, то­гда как в Б. че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся спа­сён­ным вслед­ст­вие осе­не­ния се­бя кре­ст­ным зна­ме­ни­ем и про­из­не­се­ния вслух име­ни Бо­га («О Гос­по­ди!»). В Б. язы­че­ские пред­став­ле­ния со­еди­не­ны с хри­сти­ан­ски­ми. Сю­же­ты Б. стро­ят­ся на стрем­ле­нии де­мо­нич. су­ще­ст­ва при­чи­нить че­ло­ве­ку вред: ле­ший сби­ва­ет с пу­ти, до­мо­вой пу­га­ет сту­ком или при­кос­но­ве­ни­ем, во­дя­ной то­пит, ру­сал­ка ще­ко­чет до смер­ти. Вме­сте с тем де­мо­ны мо­гут быть ней­траль­ны­ми к че­лове­ку и да­же по­мо­гать ему: до­мо­вой уха­жи­ва­ет за ско­ти­ной, ле­ший ка­ча­ет ко­лы­бель за­бы­то­го в по­ле ре­бён­ка. Де­мо­ны по­яв­ля­ют­ся не­ожи­дан­но в «не­чис­тое» по­гра­нич­ное вре­мя го­да или су­ток – на Свят­ки, в ку­паль­скую ночь, в пол­день, в пол­ночь, пе­ред рас­све­том, по­сле за­ка­та солн­ца; в пус­тын­ных и опас­ных мес­тах (пус­то­ши, лес­ные деб­ри, бо­ло­та, пе­ре­крё­ст­ки без­люд­ных до­рог и др.). Про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду де­мо­на­ми и людь­ми за­ни­ма­ют ведь­мы и кол­ду­ны, умею­щие по соб­ст­вен­ной во­ле всту­пать в кон­такт с не­чис­той си­лой. Нар. де­мо­но­ло­гич. рас­ска­зы на­шли от­ра­же­ние в ху­дож. ли­те­ра­ту­ре.

Источник

Быличка

Быличка это жанр фольклорной несказочной прозы, народный демонологический рассказ, суеверное повествование, связанное с персонажами из разряда низшей мифологии. Термин «быличка» предложили в 1915 братья Б.М. и Ю.М.Соколовы, взяв его из речи крестьян Новгородской губернии. Демонологические рассказы подразделяют на две группы: былички и бывальщины (предложено Э.В.Померанцевой). Быличка — это меморат (воспоминание), бывальщина—фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца). Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица, что дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантастическими деталями, переходить в сказку (например, рассказы о мертвецах). В бывалыцинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным вследствие случайного жеста (крестного знамения) или слова («О Господи!»). Вместе с тем быличка и бывальщины имеют много общего: они с большой полнотой и цельностью сохраняют древние языческие представления. Демонологические рассказы обращены к настоящему, случившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом. Сюжеты краткие, одномотивные. Персонажи — человек и демоническое существо. Популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую «нечистую силу». Можно выделить тематические группы :

Не исключена возможность выделения и других групп, поскольку былички продолжают продуктивно функционировать.

Былички позволяли писателям отображать языческое мироощущение народа. Например, И.А.Гончаров писал: «В О6ломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана и Марфы, им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке!». На народную демонологию серьезное внимание обратили романтики, открыв в ней глубокие лирические возможности. Она была использована русской литературой, начиная от баллад В.А.Жуковского и до «болотных чертенят» А.А.Блока. Многих писателей и поэтов притягивал образ русалки (А.С.Пушкин «Как счастлив я, когда могу покинуть…», 1826)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *