Быличка что это такое в литературе
Быличка
Быличка это жанр фольклорной несказочной прозы, народный демонологический рассказ, суеверное повествование, связанное с персонажами из разряда низшей мифологии. Термин «быличка» предложили в 1915 братья Б.М. и Ю.М.Соколовы, взяв его из речи крестьян Новгородской губернии. Демонологические рассказы подразделяют на две группы: былички и бывальщины (предложено Э.В.Померанцевой). Быличка — это меморат (воспоминание), бывальщина—фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца). Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица, что дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантастическими деталями, переходить в сказку (например, рассказы о мертвецах). В бывалыцинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным вследствие случайного жеста (крестного знамения) или слова («О Господи!»). Вместе с тем быличка и бывальщины имеют много общего: они с большой полнотой и цельностью сохраняют древние языческие представления. Демонологические рассказы обращены к настоящему, случившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом. Сюжеты краткие, одномотивные. Персонажи — человек и демоническое существо. Популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую «нечистую силу». Можно выделить тематические группы :
Не исключена возможность выделения и других групп, поскольку былички продолжают продуктивно функционировать.
Былички позволяли писателям отображать языческое мироощущение народа. Например, И.А.Гончаров писал: «В О6ломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана и Марфы, им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке!». На народную демонологию серьезное внимание обратили романтики, открыв в ней глубокие лирические возможности. Она была использована русской литературой, начиная от баллад В.А.Жуковского и до «болотных чертенят» А.А.Блока. Многих писателей и поэтов притягивал образ русалки (А.С.Пушкин «Как счастлив я, когда могу покинуть…», 1826)
Быличка :: Общие сведения
Быличка – жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е.М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки».
Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.
Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале XIX века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э.В. Померанцева, «само слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их лёгкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам «предание», «легенда», «бывальщина»».
В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.
Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще – с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.
В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, – о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвящённых) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин – полноправных членов племени.
Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чёрте, змее, проклятых и т.д.
Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н.В. Гоголь «Вий») или включаются в текст (например, И.С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»).
Былички русской фольклорной прозы
Быличка – что это такое в литературе? Определение былички (не из википедии).
Почему быличку назвали быличкой? Этимология слова «быличка».
Былички как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация быличек.
Чем быличка отличается от бывальщины, побывальщины и в чём их сходства.
Былички героев рассказа Тургенева «Бежин луг»: мальчика Феди и других детей.
Примеры кратких (небольших) быличек про русскую нечисть: домового, лешего, водяного, русалок, чертей, ведьм, колдунов.
Какие былички были в старину на территории Вологодской области, Воронежского и Забайкальского краёв?
Что такое быличка?
В статье рассказывается об одном из жанров устного народного творчества. Как появилась быличка и развивалась, в чём её особенности и отличие от других видов фольклора. Какой след оставила в русской литературе. Всё это можно узнать из материала работы.
В устном народном творчестве существует много жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из них является быличка, о ней и пойдёт речь.
Быличка как жанр устного народного творчества
Сегодня этот термин обозначает жанр устного народного творчества, его синонимами являются легенда, былина, бывальщина, предание. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже, но у былички свои особенности и назначение – она представляет собой мифологические рассказы об общении «очевидцев» с представителями нечистой силы. Эта специфичность объясняет второе название жанра – страшилка.
Происхождение и эволюционное развитие жанра
Происхождение былички таится где-то в глубинах истории Руси. Слово было заимствовано у крестьян Белозерья (один из северных районов Вологодчины) и стало употребляться фольклористами в практике исследовательской работы.
Само название «быличка» утверждает правдивость истории, реальность событий, которые случились с людьми, хорошо известными рассказчику. Возможна и передача повествования знакомых, ставших очевидцами.
В любом случае жанр подразумевает искреннюю веру в реальность произошедшего. События былички обязательно происходят в обычной жизни. Место действия – территория хорошо известная рассказчику и его слушателям. Это дополнительный способ придания правдивости истории.
Изначально целью этого вида устного народного творчества было предостережение от каких-то поступков. Например, ходить ночью на кладбище (мертвеца встретишь) или не наклоняться близко к воде в реке (водяной утащит). С другой стороны, просто череда праздных историй о встречах с мифическими персонажами во время общения группы лиц на отдыхе.
Лесовики не всегда приветливы, часто они нападают на тех, кто вторгается на их территорию.
В начале ХIХ века набирает обороты интерес исследователей к этим произведениям. Начинается сбор и публикация их в общих сборниках наряду со сказками и другими устными жанрами. Многие писатели включают их в канву своих произведений как часть повествования.
Во второй половине 20 века быличка оформилась как официальный жанр, когда началось её детальное изучение и разграничение с другими видами устного народного творчества.
Классификация быличек
Литературоведами был составлен каталог быличек по тематическим разделам:
Сюжеты устного фольклора объединили дохристианские и христианские представления народа о сверхъестественных силах. Характерно, что нечистая пришла из язычества, а вот обереги (молитва, крестное знамение, святая вода и другие атрибуты) взяты из христианства.
Былички или страшилки в литературе
Использовали былички в своих произведениях и многие писатели, делая их основой сюжета или художественно вплетая в канву повествования. Часто элементы встречаются у Гоголя и Пушкина. Примером такого использования может служить рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».
«Бежин луг» – яркий пример страшных историй
В цикле рассказов «Записки охотника» у И.С. Тургенева есть замечательное произведение о деревенских мальчишках. Юные пастухи, сидя у костра, рассказывают страшные истории про покойников и нечисть. Они искренне верят в то, о чём рассказывают. А как же, ведь это происходило у них на глазах.
Всего быличек в рассказе 13, они повествуют о ряде мифических персонажей, с которыми сталкивались земляки ребят в окрестных землях. Это домовой, русалка, оборотень под видом белого барашка, барин-покойник, леший, небесные предвиденья и многое другое.
Провоцируют возникновение тематики ночь и костёр, за светлым кругом которого прячется этот таинственный мир. Рассказывая поочерёдно страшилки, мальчишки коротают время в ожидании утра, набираются знаний правильного общения и поведения с окружающими их духами.
Вместо заключения
Знакомство с быличками формирует у рассказчиков умение отлично разбираться в значении различных примет, правильно понимать предсказания и символы. Наивный суеверный слушатель набирается необходимого багажа знаний и уже знает, как распознать злые силы, избежать контактов с ними и защититься в случае опасности.
Быличка
Содержание
Происхождение термина
Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. [2] [3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.
Специфика жанра
В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.
Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.
Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.
Классификация быличек
Функционирование в литературе
Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки» [5]
БЫЛИ́ЧКА
Том 4. Москва, 2006, стр. 455
Скопировать библиографическую ссылку:
БЫЛИ́ЧКА, фольклорный жанр, разновидность демонологического рассказа. Термин «Б.» ввели в фольклористику братья Б. М. и Ю. М. Соколовы, заимствовав его из диалекта Новгородской губ., где это слово обычно прилагается «к небольшим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах – одним словом, о представителях тёмной, нечистой силы» («Сказки и песни Белозерского края. Записали Борис и Юрий Соколовы». М., 1915. С. 58). Впоследствии стали различать Б., где рассказчик выступает как участник событий, и бывальщины – рассказы о событиях, в которых рассказчик не участвовал. В бывальщинах преобладает трагич. исход, тогда как в Б. человек оказывается спасённым вследствие осенения себя крестным знамением и произнесения вслух имени Бога («О Господи!»). В Б. языческие представления соединены с христианскими. Сюжеты Б. строятся на стремлении демонич. существа причинить человеку вред: леший сбивает с пути, домовой пугает стуком или прикосновением, водяной топит, русалка щекочет до смерти. Вместе с тем демоны могут быть нейтральными к человеку и даже помогать ему: домовой ухаживает за скотиной, леший качает колыбель забытого в поле ребёнка. Демоны появляются неожиданно в «нечистое» пограничное время года или суток – на Святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца; в пустынных и опасных местах (пустоши, лесные дебри, болота, перекрёстки безлюдных дорог и др.). Промежуточное положение между демонами и людьми занимают ведьмы и колдуны, умеющие по собственной воле вступать в контакт с нечистой силой. Нар. демонологич. рассказы нашли отражение в худож. литературе.