Бриф что это значит
Бриф: Что это такое и как правильно его составить
Результат рекламных кампаний, разработки сайта или приложения во многом зависит от понимания исполнителем пожеланий заказчика.
Важна и обратная связь, когда клиент уверен, что его поняли правильно, в полном объеме.
Чтобы исключить разночтения при обсуждении проекта, основные тезисы обязательно фиксируются на бумаге.
Что такое бриф простыми словами
Первый документ, который составляется – это бриф. Его наименование произошло от английского слова Brief, которое переводится как «инструкция».
Бриф и брифинг клиента – эта анкета с наводящими вопросами для заказчика, чтобы ему было проще кратко, структурировано рассказать, каким он видит заказываемый продукт (услугу), чего хочет получить в итоге.
Считается обязательным наличие:
Так, в маркетинге обычно идет речь о времени запуска рекламной кампании, иных мероприятий, о суммах, какие планируется потратить на сбор лидов.
Также сразу уточняется фокусная продукция, которую предстоит рекламировать, подробное описание «идеального клиента» (возраст, гендерные признаки, геолокация, предпочтения и пр.).
Кому и зачем нужен бриф
Бриф – это основа разработки технического задания. Без заполненного «опросника» не исключены неприятные моменты в общении как для заказчика, так и для исполнителя.
Например, в рекламной кампании не учли регионы доставки или охватили не весь ассортиментный ряд. Клиент должен сам сообщить маркетинговому агентству, что хочет рекламировать, какие условия дает покупателям.
Заполнение брифа обязательно в ряде случаев:
Заполнение брифа дает экономию времени обеим сторонам. Заметно упрощается предварительная оценка проекта, составление технического задания, обсуждение доработок (дополнений) к первому варианту ТЗ.
Чем больше объем работ, тем выше эффект от анкетирования вначале сотрудничества. Бриф представляет собой «трафарет», по которому будет строиться дальнейшая работа.
Виды брифов и их отличие
Можно выделить два основных подхода к брифованию. Первый заключается в заполнении шаблона, одинакового для всех клиентов. Такой вариант хорошо работает на типовых проектах в конкретной нише.
Например, когда уже есть опыт сотрудничества с сервисными центрами по ремонту техники, у которых целевая аудитория, оказываемые услуги преимущественно одинаковы.
Бриф составляется с учетом технических возможностей исполнителя, наличия у него штата специалистов (дизайнера, программиста, копирайтера, оптимизатора).
Если требуется создать креатив, проявить экспертизу в новом проявлении, стоит воспользоваться индивидуальным подходом. В нем также будет некий перечень вопросов (до 40-50), но их подбор осуществляется исходя из специфики бизнеса заказчика.
Методика применяется, когда клиент готов платить за разработку персонального «опросника».
Зачем давать бриф новым клиентам
Менеджеры по работе с клиентами недолюбливают момент, когда приходит время отправлять бриф заказчику и инструктировать его по заполнению.
Все потому, что мало кто любит делать это, считая обязанностью исполнителя «придумать что-то», чтобы бизнес стал успешнее. Придется запастись терпением и объяснять пользу анкетирования, в первую очередь, для самого заказчика.
Несколько причин озаботиться этим:
Последнее становится возможным благодаря построению конструктивного диалога на основании согласованных и утвержденных пунктов брифа.
При правильном подходе к анкетированию уже этот этап позволяет выявить недостатки маркетинга заказчика, помочь начать выстраивать качественное продвижение товара, услуг, бренда.
Правильная структура брифа
В начале работы менеджеры обычно используют готовые шаблоны, которые легко скачать в сети и адаптировать под свою компанию.
Но уже на первых клиентах часто выясняется, что часть вопросов лишние, а каких-то недостает. Поэтому все неизбежно приходят к решению разработать свой бриф или общий перечень вопросов, на которых будет базироваться анкетирование клиентов.
Примерный список запрашиваемых данных:
Заказчик должен ответить на вопросы – что он продает, кому и как. Важно дать «базу», чтобы не тратить время на изучение рынка. Такие услуги стоят денег, поэтому заполнением брифа заказчик экономит бюджет и получает возможность оплачивать только за то, что ему необходимо на данный момент.
В зависимости от заказываемых услуг общий перечень дополняется наводящими вопросами вроде: какой объем текста планируется публиковать на каждой странице, сколько иллюстраций, таблиц и другого контента. Или приводить в пример конкурентов, указывая, какие элементы в приложении, на сайте нравятся, какие лучше убрать.
Примеры оформления брифов
Неприятие брифов клиентами частично компенсируется оформлением документа. Важно получить такой инструмент, который будет заполняться легко, естественно.
Чем понятнее будут вопросы в анкете, тем выше шансы, что заказчик самостоятельно внесет все необходимые данные сразу, без многочисленных напоминаний.
Плюс намного проще сделать универсальный бриф, когда перечень последующих пунктов меняется исходя из выбора предыдущих.
Например, при указании услуги «копирайтинг» будут задаваться вопросы по назначению, объему, содержанию. Если же клиенту нужна реклама, тогда перечень запрашиваемой информации будет адаптирован под конкретную задачу.
Важно акцентировать заказчика на целях, сроках реализации проекта, выделяемом бюджета. Эти 3 критерия влияют на оценку задачи, а все остальное больше нужно для составления ТЗ со списком работ. Конечно, от их объема также зависит стоимость услуг, но без понимания, какие KPI будут учитываться, сколько денег клиент готов вложить, качественно работать сложно.
Что такое бриф? Какие задачи он помогает решать и как правильно его составить? Если вы взаимодействуете с людьми, отдаете указания или же сами выполняете поручения, то вы по адресу, проходите, садитесь!
Недавно поймал себя на мысли, что все самое ценное лежит под прямо под ногами. Пытаясь найти интересную тему для обзора, копался в старых записях и книгах. Наткнулся на словечко такое “бриф” и тут на тебе, озарение! Это же один из самых полезных инструментов в работе, а про него ни слова в блоге.
Независимо от сферы деятельности, если вы поручаете задачи людям, то наверняка сталкивались с такими ситуациями, когда результат не соответствовал ожиданиям? Почему же они сделали не так, как я думал? Вот жеж негодяи! А может дело в вас? Может быть есть малая доля вероятности, что задача была поставлена скажем так “слабенько”? Поздравляю, если вы это понимаете, то уже на один шаг к исправлению и еще на один к успеху, то есть к брифу!
Что такое бриф
Бриф (brief в переводе с английского – резюме, инструкция, сводка) – это краткая письменная форма соглашения между заказчиком и исполнителем, в которой прописываются основные обязательства и задачи будущего проекта.
Если еще немного упростить, то бриф, это инструмент правильной постановки задач, при которой обе стороны сотрудничества получают желаемый результат. По сути, это список вопросов, на которые должен ответить ваш заказчик. Вопросы формируете вы и высылаете вашему будущему “владыке задач”. Ответы на них позволяют получить всю необходимую информацию для реализации проекта.
В чем сила брифа
Давайте разберемся, какие задачи решает бриф:
Основной минус брифа, это время. Со стороны исполнителя, это время на создание самого брифа, а со стороны заказчика, это его заполнение. Но, все это время окупается на первом же проекте, когда вы берете за практику работать только через заполненный бриф и тем самым упрощаете жизнь как себе, так и будущим клиентам.
Виды и история брифа
Изначально бриф появился в области рекламного бизнеса, поэтому первые его виды так или иначе крутятся вокруг рекламы:
Чуть позже практика работы с брифами перекочевала и в другие области, стали появляться брифы на создание:
Концептуально, думающие люди в разных сферах начали понимать, что набор вопросов для относительно стандартных задач позволяет экономить колоссальное количество времени и выполнять более качественную работу. Уже не нужно по сто раз уточнять что же хочет клиент, достаточно просто выслать список заранее подготовленных вопросов. В конечном счете инструмент стал универсальным.
Как создать бриф
Как мы выяснили выше, основная задача брифа, это вытащить из заказчика важную для вас информацию. Информацию, которая позволит выполнить задачу качественно и в соответствующие сроки, поэтому уделите должное внимание этому списку вопросов. Используйте схему ниже, чтобы не пропустить самое важно при создании брифа.
Хороший бриф должен включать себя следующие вопросы:
Вне зависимости от специфики деятельности список выше является основой для создания правильного брифа. Адаптируйте его под свою конкретную задачу и клиентов.
На практике структура брифа может сильно видоизменяться. Основные вопросы выше помогут вам составить свой собственный бриф.
Примеры брифов
Предлагаю вам несколько примеров брифов, чтобы вы могли опираться на них при создании собственного:
Обратите внимание, что список вопросов в примерах выше так или иначе вертится вокруг основных тем, которые мы разобрали выше (раздел “Как создать бриф”).
Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…
В каком формате делать бриф
Не забывайте, что бриф, это инструмент сбора необходимой информации, но этот инструмент должен быть удобным для вашего заказчика. Помимо этого, он представляет вас, как профессионала своего дела. Поэтому хорошо составленный бриф упакованный в удобный формат, это еще один способ показать себя с лучшей стороны.
Хранить бриф можно:
Думаю, еще несколько вариантов вполне возможно накидать, только была бы фантазия, но не вижу смысла их включать в перечень выше, так как основные мы упомянули.
Как донести заказчику, что бриф заполнять нужно
Вполне нормальная ситуация, когда заказчик противиться заполнению брифа. Лишние интеллектуальные усилия, плюс временные затраты, весьма неплохо работают на команду стоп. “Да я просто в двух словах обрисую задачу, тут делать нечего…”, – слова, которые ведут вас в ловушку до первой же приемки работ.
В двух словах задача – в двух годах спрос за нее (с) Авторское
Нам такой расклад не подходит, мы дорожим своим временем и качеством работы. Метафорические задачи, ровно, как и результат, это не наша игра. Чтобы донести заказчику необходимость работы через бриф расскажите, что ответы на вопросы помогут лучше понять задачу, определить реальные сроки и получить более качественный результат.
Как правило, те заказчики, которые дорожат результатом, бюджетами и собственным временем, готовы заполнить бриф и ответить на дополнительные вопросы. А те кто не готов, стоят ли они ваших будущих нервных клеток?
Бриф, это привычка и процесс
Когда люди, с которыми вы работаете, привыкают к брифам, то вся система процессов становится сбалансированной. Задачи начинают выполняться гораздо быстрее, неточности и переделки сводятся к минимуму, а вся система становится эффективнее.
Из личного опыта могу сказать, что постановка задач через систему брифов даже между подразделениями внутри одной компании позволяет оптимизировать процессы и приносит свои плоды. Хорошо подобранный список вопросов для периодически похожих задач отличное подспорье “ну мне нужно, чтобы приблизительно вот так…”.
Бриф и ТЗ
Как-то в блоге публиковал материал про ТЗ, сегодня руки дошли и до брифа. Изучив ряд материалов про отличия брифа и ТЗ, пришел к выводу, что все сводится к тому, что бриф, это более общее и расплывчатое представление заказчика о конкретной задаче. В то время, как техническое задание, это точная инструкция
ТЗ используют для более сложных и комплексных проектов. Тот случай, когда со стороны заказчика есть четкое понимание того, что должно быть в конечном итоге, вплоть до прототипов, процессов и прочих деталей. На мой взгляд, бриф может являться как основой для будущего ТЗ, так и отдельным инструментом постановки задач.
Заключение
Как мы разобрали выше, бриф, это основа постановки задач. Он может быть адаптирован под любые виды деятельности и позволяет эффективнее организовать процесс взаимодействия между людьми. Попробуйте составить свой бриф под собственные повторяющиеся задачи, в которых тратится много времени на выяснение деталей, а после замерьте результат. Держу пари, что он оправдает ваши ожидания.
В продолжение рождественских и новогодних праздников предлагаю посмотреть отличный ролик от шоу “Танцы на льду”. Два великолепных белых медведя, которые танцуют на “всех четырех”, это что-то. Приятного просмотра!
Что такое бриф
Его заполняют, чтобы собрать вводные о проекте и качественно погрузится в задачу
Представьте, к вам приходит заказчик. Ему нужно решить срочную задачу — разработать маркетинговую стратегию. Или написать текст — прошлый копирайтер ушел по-английски и с авансом. Или собрать сайт для акции — до нее 2 недели. Вы соглашаетесь, назначаете цену и просите ТЗ. А тут проблема: технического задания у клиента нет.
Куда бежать и что делать? Клиент щедро платит — отказываться нельзя. Без ТЗ тоже работать нельзя — такой проект обречен. Возможно клиент ждет «Нисуаз», а вы готовите ему «Винегрет» с постной заправкой. Закидают претензиями — устанете отмахиваться. Как быть?
Мы в Oko обычно просим таких заказчиков заполнить бриф. А если они очень заняты — проводим брифинг и заполняем бриф самостоятельно.
What is бриф?
Бриф — это дорожная карта сотрудничества. Это краткая выжимка из задач, целей, предполагаемых результатов, особенностей бизнеса клиента и тезисное описание вопросов взаимодействия. Бриф раскладывает задачу по полочкам, вытаскивает на поверхность ключевую информацию, экономит время и определяет ключевые метрики, по которым вы будете измерять результат. С помощью брифа исполнитель быстро вникает в суть проблемы заказчика и понимает, чем он может помочь.
Вот как это работает: вы даете клиенту анкету. В ней — базовые вопросы: что делаем, для кого, какие цели преследуем, сколько тратим, чего ждем, на кого ориентируемся и т.д.
Казалось бы, банальщина. Можно объяснить на пальцах или вообще заполнить самому. Но так думают только дилетанты. Грамотный и ответственный исполнитель понимает, что его профессиональный взгляд на проект и точка зрения клиента могут не совпадать. Мало ли, а может при устном описании задачи клиент упустил важные моменты? А может быть, вы его неправильно поняли.
И вообще, бриф — это хороший способ формализации отношений. Скрепите его подписями сторон, и напишите в шапке «Договор на выполнение работ по….», и вот вам готовый договор. Но это крайний вариант, надежнее составить настоящий договор. А для брифа оставьте понимание задач и базовых условий проекта.
Рассказываем, что это такое — бриф, и как его правильно составить.
Как грамотно составить бриф
Задача брифа — вытащить из заказчика побольше важной и полезной для проекта информации. Подумайте, какие базовые данные вам нужны для решения задачи. Запишите, а затем правильно, емко и точно сформулируйте вопросы. Не оставляйте заказчику шансов дать неточный, размытый ответ. В брифе ничего лишнего — только конкретика.
Конечно, перечень вопросов нужно составлять индивидуально для каждого заказчика. Запрос клиента, его задачи, объем работы и проблемы — все это очень важно для правильной формулировки вопросов. На сайт — один бриф, на статью — совершенно другой. Но есть и общие, стандартные метрики, про которые нельзя забывать нигде. Представим, что клиент заказывает контент-маркетинг и рассмотрим на примере.
Название и контактная информация
Наименование компании. Точное, вот прям как написано в уставе. Оно нужно, чтобы правильно указывать название в текстах, в рекламных материалах, в договорах в конце концов.
Контакты. Сразу указывайте чьи контакты нужны. Возможно, контакты директора — чтобы обсуждать с ним организационные моменты. Может быть, контакты бухгалтера — чтобы выставить счет. Или контакты эксперта — чтобы расспросить его про важные детали и особенности продукта, войти в курс дела. Короче, заранее оцените задачу и запросите контакты ответственного лица — это сэкономит вам кучу времени.
Два пункта — это минимум. Идеально, если попросите и другие подробности.
Виды работ
Вид. Что вы должны сделать: написать материал для блога, публикацию для сторонних площадок или продающий текст на лендинг? У любого такого текста разные задачи и подходы. Вы должны понимать не только что от вас ждут, но и куда пойдет ваша работа.
В любой работе может быть несколько задач: разработать шаблон письма, добавить фишки в верстку, разработать конверсионные элементы, сделать иллюстрации. Каждую из них нужно прописать.
Объем. Одна статья или десять? Лонгрид или короткая заметка? Серия публикаций на одну тему или сто оригинальных описаний для продуктов компании.
Цели проекта
Краткосрочные цели. Есть проблема, ваша задача — ее решить. Краткосрочная цель — это результат, который клиент хочет получить от сотрудничества с вами, его решенная проблема. Например:
Долгосрочные цели. Они важны для понимания стратегии, органичности предложенного решения и попадания в ЦА. Возможно, клиент хочет стать первым по поставкам в нише B2B, а вы будете писать текст в духе розничных продаж. Нехорошо.
Сроки реализации
Дедлайны наше все. Попросите клиента указать четкие даты. Это нужно, чтобы правильно спланировать свою работу и сделать ее вовремя. Для создания хорошего проекта нужно время и правки. Поэтому идеально обозначить 3 даты, даже если клиент называет только конечную.
Дата согласования. Это дата, на которую вы сформулируете основные мысли по проекту, соберете структуру, подготовите тезисы и скелет материала.
Дата промежуточного результата. Это дата, на которую нужно подготовить черновой вариант материала. Чтобы клиент посмотрел на черновик и посмотрел, что ему нравится, что не нравится, что нужно докрутить, а где дожать. Это нужно, чтобы у вас было время внести правки. Если принести клиенту сырой проект в день дедлайна, правки придется вносить на скорую руку. Нехорошо.
Дедлайн. Это дата, на которую нужно выдать финальный результат, вылизанный до блеска.
Ссылки на примеры работ
Заказчик точно гуглил, и у него точно есть представление результата, который он хотел бы видеть. А еще у него точно есть опыт взаимодействия с другими исполнителями вроде вас. Пусть он поделится мыслями — попросите показать примеры.
Примеры хороших работ. Возможно, он уже заприметил хорошие проекты — это упростит вам задачу. Клиент придет и скажет : «Хочу как у них!». Отлично, вы сразу сможете оценить эти проекты — что в них хорошего или плохого, и рассказать об этом клиенту. Это отличный способ понять, чего от вас хотят. Возможно, вы хотите сделать лучше, но клиенту это не нужно — он забракует.
Примеры работ у конкурентов. Заказчики ориентируются на них чаще всего. Узнаете конкурентов — сможете сделать лучше и красивее. А значит, привлечете заказчику больше клиентов.
Примеры прошлых работ. Пусть покажет примеры прошлых взаимодействий. И расскажет, что понравилось, что нет, что можно было бы повторить.
Бюджет
Общий бюджет. Возможно, для задач клиента нужно привлечь сторонних подрядчиков, экспертов, купить стоковые изображения, заказать исследования, документы, выписки. Короче, потратить лишние деньги. Если так — нужно узнать, сколько клиент готов выделить в целом на проект. Возможно, предложенный способ решения задачи требует больше денег, чем заказчик готов дать. Тогда вы не заработаете.
Гонорар. Это сумма вашего вознаграждения. Ее можно оговорить отдельно — в качестве ставки за объем или твердой суммы, а можно включить в общий бюджет. Во втором случае важно учитывать маржу. Нужно подсчитать, сколько можно потратить из общего бюджета, чтобы в итоге заработать.
Если гонорар назначаете отдельно от бюджета, есть смысл обозначить формы отчетности — как вы будете отчитываться о расходах.
Подробности о продукте или услуге
Описание продукта. Попросите заказчика составить подробное описание продвигаемого продукта: зачем нужен, какие проблемы решает, чем полезен для потребителей, какие есть сценарии его использования.
Технические характеристики. Пусть клиент опишет основные характеристики его предложения. Возможно, позже вы будете использовать их при описании или разработке проекта.
Ценовые сегменты. Расспросите, сколько стоит продукт. Возможно, есть скидки и акционные предложения. Возможно, клиенты с картой лояльности или по подписке могут купить его дешевле.
Гарантии. «Гарантия на холодильник 5 лет» — это не то что вам нужно. Попросите описать, что конкретно получит потребитель. Холодильник поменяют на новый или отремонтируют? А дадут ли на время ремонта холодильник на замену? Какой срок гарантийного ремонта? А какую гарантию клиент дает на ремонт. Просите больше подробностей.
Подробности о продукте/услуге:
Целевая аудитория
Кто они? Пусть клиент расскажет, кому он продает чаще всего. Пол и возраст, образование и социальный статус, хобби и предпочтения. Это важно и поможет правильно реализовать проект, использовать подходящие формулировки. Если информации нет — рекомендуйте провести маркетинговое исследование.
К какой профессиональной группе относятся? Это поможет понять, как правильно показать экспертизу, какой профессиональный жаргон использовать
Какие вопросы чаще всего задают при покупке? Вопросы клиентов — это их возражения. Так они показывают, какую проблему им нужно решить. Зная, что чаще всего спрашивают потребители, можно составить текст, после которого у них не останется вопросов.
Преимущества или УТП
Достоинства и преимущества. Они помогут вам представить продвигаемый продукт с наиболее выгодной стороны. Пусть клиент опишет, чем его продукт выгодно отличается от предложений конкурентов или аналогичных товаров на рынке, какие у него достоинства. Возможно, есть бесплатная доставка.
УТП. Это уникальное торговое предложение, фишка продукта/услуги клиента. Это отличительный потребительский мотив — то, что должно заинтересовать потребителя больше всего. Конкретная выгода, которую не могут предложить остальные игроки рынка. На ней можно акцентировать внимание или невзначай использовать в текстах.
Пожелания по проекту
Пусть в этом разделе клиент опишет все, что он накопил для вас — гайды и дополнительные требования: редакционную политику, особенности требований к оформлению результатов, тезисы, факты, пожелания. Все то, что клиент считает важным донести до вас. И то, чему не нашлось места в остальной части брифа.
Как оформить
Электронным документом. Например, в Word, Excel или Гугл-документах. Создайте простую таблицу из двух столбцов и разбейте ее на разделы, а в разделах — слева задайте вопросы, а справа пусть клиенты пишут ответы. Все просто и понятно.
Опросом в Гугл-формах. Это удобно для однотипных брифов на однотипные задачи. Функционал гугл-форм позволяет создавать целые ветки и сценарии опросов, вести клиента по опроснику в зависимости от ответов, которые он дает. Результаты приходят на e-mail, для всех клиентов — одна ссылка. Удобно и бесплатно.
Отдельной страницей на сайте. Если постараться, можно реализовать целую интерактивную бриф-систему с пошаговым заполнением, сценариями, вариантами возможных ответов, предложениями и другими фишками. Солидно и серьезно — сразу покажете, что вы серьезный исполнительно. Но придется потратиться на разработку.
Как презентовать клиентам необходимость заполнения брифа
Чтобы заполнить бриф, нужно время. А чтобы заполнить его хорошо — еще больше времени. Оно есть не у всех. Часто клиенту проще, если вы все воспринимаете устно. А еще лучше — записываете за ним.
Мы в Oko на стороне добра, а потому проповедуем гибкость. Делайте так, как удобно клиенту. Говорит, нет времени заполнять — пусть оставит голосовые сообщения. Не понимает, чего вы от него хотите — созвонитесь и опросите его по самостоятельно. Если нужно — организуйте встречу, проведите интервью и запишите все на диктофон. А потом заполните бриф и отправьте на согласование.
Но сначала попробуйте донести, что бриф лучше заполнить самому.
Расскажите про результат. Объясните, что такое бриф. Расскажите, что он помогает вам лучше понять бизнес и наиболее быстро погрузиться в задачу. Намекните, что никто лучше заказчика не понимает специфику его бизнеса. И что это фундамент хорошего результата. Без него шанс ошибиться очень высок.
Приведите примеры. Мол, одна компания заказала проект, но бриф заполнять отказалась — директор сослался на занятость. Вы сделали все классно и даже лучше.Но когда клиент принимал результат оказалось, что он хотел совсем не то. Хорошо у вас была запись разговора — доказали свою правоту. Но сотрудничество закончилось, клиент потратил деньги зря.
Предложите альтернативы. Если у клиента не получится заполнить бриф самостоятельно, обещайте помочь. Мол тогда созвонимся и проведем интервью. Будьте гибкими, проявляйте заботу и участливость — это поможет не потерять клиента из-за такой мелочи.
Выводы
Бриф — это отличный инструмент на замену классическому ТЗ. Он помогает понять бизнес клиента, быстрее, глубже погрузиться в задачи и выдать качественный результат. Его можно адаптировать под любой проект — в брифе всегда есть стандартные элементы для бизнеса, независимо от стоящих задач. Документ оформляют в виде таблицы или формы на сайте. А если клиент отказывается, хорошие исполнители заполняют бриф самостоятельно.