В выписке операций по расчету с бюджетом что значит мемориальный ордер
Где используется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
В третьей главе Федерального закона N402 от 6 декабря 2012 года дается формулировка бухгалтерской отчетности, как системы показателей, характеризующей финансовые итоги функционирования организаций или предприятий в течение отчетного периода.
Разновидности и основы выбора форм бухучета
Важнейшими показателями для формирования его форм считаются:
Из апробированных и прошедших проверку временем форм систематизированной отчетности можно отметить:
Вопрос: Вправе ли банк хранить мемориальные ордера в электронном виде без использования электронной цифровой подписи (аналога собственноручной подписи) и идентифицировать составителя путем проставления программно-техническими средствами его инициалов (например, Иванов И.И.) на мемориальном ордере в поле 17? При этом дополнительная идентификация указанного составителя мемориального ордера может быть осуществлена на основании приказа о приеме на работу, должностной инструкции работника, заявки о предоставлении права доступа в автоматизированную банковскую систему.
Посмотреть ответ
Еще одной из документоформ, применяемых сегодня на практике, является мемориально-ордерная. Рассмотрим, в какой сфере она находит применение, какими положительными и отрицательными сторонами обладает.
Важно знать! Подбор формы бухгалтерского учета обуславливается учетной политикой, проводимой организациями, и находится в их компетенции. На это решение влияют такие факторы, как разновидности регистров, практикуемых в данной организации, их взаимосвязанность, порядок и методы проводимых записей, использование инструментов автоматизированного бухучета, установившаяся методика отчетности, потенциал и профессиональный уровень специалистов и некоторые другие.
Общее представление
Мемориально-ордерное ведение бухгалтерского дела олицетворяет собой учетную форму с оформлением в регистрационном журнале (учетном регистре) в последовательной упорядоченности специальных бухгалтерских проводок, завершающих обработку первоначальной документации – так называемых мемориальных ордеров (см. таблицу).
№ мемориального ордера | Дата заполнения | Сумма, руб. |
---|---|---|
1 | 01.04 | 15459 |
2 | 02.04 | 28061 |
3 | 03.04 | 710610 |
… | … | … |
… | … | … |
Итого за апрель | … | … |
Регистрация ведется с указанием даты, номера и суммарных значений в индивидуальном порядке по всем мемориальным ордерам, причем по каждому корреспондентскому счету выделяются индивидуальные ведомости. По окончании данного месяца подытоживаются результаты зарегистрированных сумм по каждой из проводок.
Важно! Необходимо, чтобы результат, зафиксированный в регистрационном журнале, совпадал с дебетовыми и кредитовыми оборотными суммами, зарегистрированными на истекший промежуток времени по всем счетам синтетического учета согласно порядку, утвержденному Приказом Министра финансов РФ №94н от 31 октября 2000 года.
Характерные особенности
Рассмотрим более подробно индивидуальные особенности подобного учета.
В основе мемориальных ордеров – первичные учетные документы, в которых необходимо указать корреспонденцию счетов по проводимым транзакциям. Это позволяет осуществлять систематизацию процесса записи.
Внимание! К мемориальным ордерам должна быть приложена вся документация, служащая основанием для их выписок.
Второй момент: в целях упорядочения отдельных категорий однотипных операций любой из мемориальных ордеров обладает своим постоянным номером, что позволяет использовать всего по одному номеру для одинаковых групп. К примеру, мемориальному ордеру, имеющему порядковый номер 1, соответствует счет 50 (кассовые операции), номер 4 – счет 70, подразумевающий расчет по заработанной плате служащего персонала производственной структуры и так далее. Информация по мемориальным ордерам вписывается в соответственные подразделы Главкниги.
Чтобы проверить безупречность проводок, сопоставляют сведения по оборотам Главной книги и итоговым количественным значениям ордеров из регистрационного журнала: если нет никаких недочетов, они должны совпасть.
Следующим шагом является комплектование контрольно-шахматной и оборотной платежек по данным Главной, а на последнем этапе заполняется баланс организации за текущий промежуток времени.
Важное замечание! Формуляры мемориальных ордеров визируются главным бухгалтером учреждения (либо его заместителем) и непосредственным исполнителем и утверждаются руководителем предприятия.
Преимущества и недостатки
Для данной формы, введенной в оборот еще в тридцатых годах прошлого века, за основу была взята итальянская методология. Применительно к условиям того времени считалась передовой, поскольку обладала следующими преимуществами:
В то же время, по сравнению с другими, более современными формами, мемориально-ордерная обладает серьезными недостатками, к которым относятся:
Область использования
В сегодняшних реалиях, когда ключевая ставка делается на компьютеризацию и эффективную организацию бухгалтерского делопроизводства, когда специализированные бухгалтерские программы предоставляют широкие возможности для формирования предпочитаемых учетных комбинаций, мемориально-ордерная форма признается морально устаревшей – она практически не используется. Более того, Типовые рекомендации не внесли ее в реестр форм бухучета.
Тем не менее данная модель все еще популярна на небольших предприятиях с незначительным оборотом товарно-материальных ценностей и в среде индивидуальных предпринимателей.
Список мемориальных ордеров бухучета
При условии использования мемориально-ордерной системы ведения бухгалтерии все записи оформляются в виде специальных ведомостей, которые и называют мемориальными ордерами. Каждая такая ведомость имеет определенный порядковый номер в соответствии со счетами:
№ 1 — кассовые операции (форма мемориального ордера 381)
№ 2 — движение финансовых средств на текущих (бюджетных) счетах (форма мемориального ордера 381)
№ 3 — движение финансовых средств на текущих (внебюджетных) счетах (форма мемориального ордера 381)
№ 4 — чеки из лимитированной книжки (форма мемориального ордера 323)
№ 5 — зарплатные ведомости, в том числе и по стипендиям (форма мемориального ордера 405)
№ 6 — расчеты с иными организациями (форма мемориального ордера 408)
№ 7 — плановые платежи (форма мемориального ордера 408)
№ 8 — расчеты с подотчетными лицами (форма мемориального ордера 386)
№ 9 — основные средства (перемещение, выбытие (форма мемориального ордера 438)
№ 10 — материальные ценности, их выбытие или перемещение (форма мемориального ордера 438)
№ 11 — приход продуктов питания (при их наличии) (форма мемориального ордера 398)
№ 12 — расход продуктов питания (при их наличии) (форма мемориального ордера 411)
№ 13 — расход материалов (форма мемориального ордера 396)
№ 14 — доходы от специальных средств (форма мемориального ордера 409)
№ 15 — социальные выплаты (расчеты работникам предприятия по поводу содержания детей) (форма мемориального ордера 406)
Эти номера являются неизменными и обязательными. Если ни под один пункт списка не подходит ваша операция, то она записывается под номером от 16 и выше (форма мемориального ордера 274).
Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой
Для сверки с налоговой понадобятся два документа:
Проверьте историю платежей с Эльбой
Закажите справку и выписку из Эльбы без визита в налоговую.
Справка о состоянии расчётов
По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.
В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:
Почему в справке возникает переплата?
Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Выписка операций по расчётам с бюджетом
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.
В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.
Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.
Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.
Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.
Пример выписки по налогу УСН
Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:
Пример выписки по страховым взносам за сотрудников
Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Миссия: навести порядок в сверке с налоговой
Год назад СБИС научился автоматически проверять, есть ли у организации долги перед бюджетом. Теперь мы решили дать пользователям возможность понять, как они докатились до такой жизни как сформировалась та или иная сумма.
Немного истории
ООО «Ромашка» хочет получить банковскую гарантию. Банк отвечает: «Без проблем. Только дайте справку от ФНС, что ваша организация НЕ ИМЕЕТ неисполненных обязанностей по налогам и взносам». Бухгалтер получает справку, а там.
Обеспокоенный бухгалтер запрашивает в налоговой выписку операций по расчету с бюджетом. И получает колоссальный манускрипт, в котором по сей день добрая половина населения ничего не понимает.
Чтобы хоть как-то упростить себе жизнь, расстроенный бухгалтер начинает «делить слона по частям». Он запрашивает в налоговой данные по отдельным налогам или компаниям, а потом часами сопоставляет их.
Стоп, давайте пойдем другим путем
Все нагромождение строк и столбцов в выписке можно свести в простую и наглядную таблицу.
Пожалуйста — все расхождения на виду. Если где-то затерялись 100 рублей, вы это сразу увидите.
При наведении на любую сумму СБИС покажет, из каких данных она сложилась: начисленные и оплаченные налоги, пени, штрафы — все, вплоть того самого отчета, где бухгалтер сам указал суммы к начислению. На то, чтобы провести расследование «повисших» платежей уйдет не больше минуты.
А что, если налоговая ошибается?
Сводная таблица формируется по данным ФНС, но налоговая тоже может ошибаться: произошел сбой при передаче данных, платеж приняли позже. Получается, что в таблице переплата или недоимка есть и горит «красным», а по факту — нет.
В СБИС пользователь может самостоятельно указать, есть ли на самом деле переплата или недоимка, и оставить комментарий с пояснениями. Если он уверен, что все хорошо, то поставит отметку «Расхождения нет» и укажет, почему. Если пока неясно, откуда взялся долг, выберет «Разбираюсь» и пропишет пояснения в комментариях.
Все отмеченные суммы сохраняются в журнале расхождений до тех пор, пока данные налоговой не изменятся. Туда в любой момент можно зайти, чтобы проверить, какие вопросы все еще не решены.
Что имеем в результате
В сверке с налоговой — порядок. Миссия выполнена.
Мемориальный ордер: его характеристика, назначение и инструкция по заполнению
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности вопросы бухгалтерского учета и отчетности играют очень существенное значение по многим причинам, поскольку лежат в основе налогообложения, а также дают представление о результативности этой деятельности.
На сегодняшний день применяется несколько видов систем бухучета, и достаточно широкое место среди них занимает мемориально-ордерная.
Что это такое?
Мемориально-ордерная система учета – используемая повсеместно система бухгалтерского учета, при которой на каждую совершенную операцию финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде составляется самостоятельная проводка, т.е. мемориальный ордер, в котором отражаются суммы операций по счетам с разбивкой на две позиции: дебет и кредит.
Указанная система применяется организациями и предприятиями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность. Разновидность учетной системы выбирается с учетом специфики работы юр. лица.
Принцип учета
Анализируемая форма учета сочетает в себе учетные регистры как карточные, так и книжные, т.е. его осуществление происходит за счет ведения карточек, табличных ведомостей, которые выступают в качестве альтернативы главной книге, а основой выступает сам мемориальный ордер.
Учет строится по принципу последовательных действий:
По сути, внешне учет будет выглядеть в виде таблицы как для отдельной операции, так и для учета за конкретный период, с разбивкой на несколько граф:
Как правильно оформить отпуск с последующим увольнением – смотрите здесь.
Плюсы и минусы
Как и любая система учета, учетная форма на основе мемориальных ордеров имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным стоит отнести:
Отрицательными сторонами считаются:
Как заполнить ордер?
После получения первичной документации бухгалтером, которая выступает в качестве основания к оформлению ордера и подлежит хранению при нем, требуется заполнить графы документа, который представлен в виде бланка строго определенной формы:
Храниться ордер с сопутствующей первичной документацией должен в течение 5 лет.
Указание Банка России от 29 декабря 2008 г. N 2161-У «О порядке составления и оформления мемориального ордера» (с изменениями и дополнениями)
Указание Банка России от 29 декабря 2008 г. N 2161-У
«О порядке составления и оформления мемориального ордера»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
О некоторых вопросах, связанных с применением настоящего Указания см. Информационные сообщения Банка России от 30 марта 2010 г. и от 13 апреля 2010 г.
Настоящее Указание на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9; ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696; ст. 4699; N 44, ст. 4982) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 26 декабря 2008 года N 39) устанавливает порядок составления и оформления мемориального ордера при отражении в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями.
1. Мемориальный ордер составляется для оформления бухгалтерских записей в случаях, когда форма первичного учетного документа, на основании которого осуществляется бухгалтерская запись, не содержит реквизитов (полей) для указания счетов, по дебету и кредиту которых совершаются бухгалтерские записи.
Если формой первичного учетного документа предусмотрены реквизиты (поля) для указания счетов по дебету и кредиту, то мемориальный ордер не составляется. В этом случае бухгалтерские записи оформляются путем заполнения соответствующих реквизитов (полей) в указанных первичных учетных документах.
Использование мемориального ордера в качестве расчетного документа не допускается.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 4 марта 2013 г. N 2974-У в пункт 2 внесены изменения
2. В мемориальном ордере указываются данные первичных учетных документов.
Если первичные учетные документы оформлены на бумажном носителе, они прилагаются к мемориальному ордеру с указанием в соответствующих полях мемориального ордера их наименований, номеров, дат, количества, а также общего количества листов в прилагаемых документах. Если первичный учетный документ оформлен в электронном виде, то в дополнение к указанным реквизитам в свободном поле мемориального ордера указываются реквизиты, присваиваемые первичным учетным документам в электронном виде, позволяющие однозначно их идентифицировать.
Если на основании первичного учетного документа составляются несколько мемориальных ордеров, то первичный учетный документ прилагается к одному из мемориальных ордеров, а в других мемориальных ордерах указывается номер мемориального ордера, к которому приложен первичный учетный документ.
3. При оформлении мемориальным ордером бухгалтерской записи, по которой один счет (по дебету или кредиту) корреспондирует с несколькими счетами (соответственно по кредиту или дебету), реквизиты этих счетов указываются отдельными строками в соответствующих полях.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 4 марта 2013 г. N 2974-У в пункт 4 внесены изменения
4. Если в соответствии с приложением 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 года N 24667 («Вестник Банка России» от 28 июня 2012 года N 34), в расчетном документе, плательщиком или получателем по которому является кредитная организация, в поле «Сч. N» плательщика или «Сч. N» получателя номер счета не проставлен, то на основании такого расчетного документа составляется мемориальный ордер, в котором в соответствии с назначением платежа указывается лицевой счет (указываются лицевые счета), корреспондирующий (корреспондирующие) по дебету (кредиту) со счетом, указанным в расчетном документе. В этом случае расчетный документ прилагается к мемориальному ордеру.
5. Мемориальный ордер может составляться на бумажном носителе или в электронном виде. Мемориальный ордер может формироваться программным путем при обработке учетно-операционной информации.
Допускается составление мемориального ордера в электронном виде на основании первичных учетных документов, оформленных на бумажном носителе.
6. Поля, отведенные для проставления значения каждого из реквизитов в мемориальном ордере, обозначены номерами в приложении 2 к настоящему Указанию. Значения реквизитов (полей) мемориального ордера указаны в приложении 3 к настоящему Указанию.
Порядок заполнения в мемориальном ордере дополнительных реквизитов, путем использования свободных полей, предусмотренных формой мемориального ордера, утверждается в учетной политике кредитной организации.
Содержание операций в соответствующем поле мемориального ордера может указываться в виде условного обозначения (буквенного или цифрового кода), перечень и расшифровка которых утверждаются в учетной политике кредитной организации.
Мемориальный ордер, оформленный на бумажном носителе, не должен превышать формат A4. При этом должно быть соблюдено предусмотренное приложением 1 к настоящему Указанию количество и взаимное расположение реквизитов (полей) мемориального ордера.
В случаях когда корреспондирующие счета не могут быть размещены на одном листе формата A4, применяется многостраничная форма мемориального ордера, каждая страница которого также не должна превышать формат A4. В этом случае на первой странице указывается общее количество страниц (в свободном поле), а каждая страница нумеруется и подписывается в соответствии с пунктом 7 настоящего Указания.
Мемориальный ордер, сформированный в электронном виде, подписывается аналогами собственноручной подписи лица кредитной организации, оформившего мемориальный ордер, и лица кредитной организации, осуществившего дополнительный контроль за правильностью операции и оформления мемориального ордера.
Порядок формирования мемориального ордера, составленного программным путем, порядок нумерации и порядок осуществления контроля соответствия данных мемориального ордера данным первичных документов устанавливаются кредитной организацией.
8. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 1 января 2010 года.
Кредитные организации вправе использовать положения настоящего Указания до его вступления в силу, если это предусмотрено их внутренними документами.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2009 г.
Регистрационный N 13232
Определен порядок составления и оформления мемориального ордера при отражении в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями.
Мемориальный ордер составляется для оформления бухгалтерских записей, когда форма первичного учетного документа, на основании которого осуществляется запись, не содержит реквизитов (полей) для указания счетов, по дебету и кредиту которых совершаются бухгалтерские записи. Мемориальный ордер не может использоваться в качестве расчетного документа.
В ордере указываются данные первичных учетных документов. Ордер может составляться на бумажном носителе или в электронном виде, а также формироваться программным путем при обработке учетно-операционной информации. Приведена форма мемориального ордера.
Указание вступает в силу с 1 января 2010 года, но может применяться банками и до наступления данного срока, если это предусмотрено их внутренними документами.
Указание Банка России от 29 декабря 2008 г. N 2161-У «О порядке составления и оформления мемориального ордера»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2009 г.
Регистрационный N 13232
Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2010 г.
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 9 февраля 2009 г. N 8
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание Банка России от 4 марта 2013 г. N 2974-У
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»