В стихотворении маяковский утверждает что
Тест (с ответами) к стихотворению В. В. Маяковского «Необычное приключение. «
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест. В.В.Маяковский. « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
1.Тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
а) фантастический диалог человека и солнца;
в)жизнь поэта летом на даче.
2. В стихотворении Маяковский утверждает, что:
а)поэзия должна служить людям;
б)поэт возвышается над миром простых людей;
в)труд поэта тяжёл, а судьба трагична.
4. Герои стихотворения:
5. Поэт использует просторечные слова:
а)для создания выразительного, живого диалога;
б)чтобы подчеркнуть происхождение героя;
в)чтобы любой читатель его понял.
6. Новаторством поэтической системы Маяковского является:
а)внедрение неточных рифм;
б)создание свободного стиха;
в)использование вольного ямба.
7. В стихотворении солнце и поэт, занятые интересной беседой, общаются как:
8. Маяковский в стихотворении использует неологизм:
9. Настроение стихотворения:
Тест. В.В.Маяковский. « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
1.Тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
а) фантастический диалог человека и солнца;
в)жизнь поэта летом на даче.
2. В стихотворении Маяковский утверждает, что:
а)поэзия должна служить людям;
б)поэт возвышается над миром простых людей;
в)труд поэта тяжёл, а судьба трагична.
4. Герои стихотворения:
5. Поэт использует просторечные слова:
а)для создания выразительного, живого диалога;
б)чтобы подчеркнуть происхождение героя;
в)чтобы любой читатель его понял.
6. Новаторством поэтической системы Маяковского является:
а)внедрение неточных рифм;
б)создание свободного стиха;
в)использование вольного ямба.
7. В стихотворении солнце и поэт, занятые интересной беседой, общаются как:
8. Маяковский в стихотворении использует неологизм:
9. Настроение стихотворения:
ОТВЕТЫ:1-Б, 2-А. 3-Б. 4-В, 5-А, 6-А, 7-В, 8-Б, 9-А.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-011240
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Анализ стихотворения «Необычайное приключение» (В.В. Маяковский)
Владимир Маяковский — выдающийся поэт-футурист. Он создавал поистине яркие произведения на самые значимые темы. Благодаря его труду в поэзии появилось новаторство, бьющее через край. «Необычайное приключение» — удивительное стихотворение Маяковского, в котором творчество поэта сопоставляется с образом солнца. Многомудрый Литрекон предлагает вам проанализировать известное стихотворение Владимира Маяковского. Анализ произведения «Необычайное приключение» по плану поможет Вам поскорее разобраться в прочитанном. Приятного просвещения!
История создания
Знаменитое стихотворение «Необычайное приключение» было написано в 1920 году. В это время в России шла Гражданская война, а Маяковский работал в Российском телеграфном агентстве. В городе были перебои с едой, война обескровила хозяйство, и Маяковский, как и многие другие люди в то время, страдал от недостатка еды и переизбытка работы. Ему приходилось упорно и много трудиться, чтобы внести свой вклад в информационную войну против «белого движения». Как-то раз в автобиографии «Я сам» писатель упомянул об этом непростом периоде его жизни:
«Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей»
При Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна Роста» — плакаты, посвященные злободневной теме, которые занимали видное место на лучшей витрине города. Маяковский был одним из основоположников этой деятельности. Он лично создал более 500 полотен. Однако творческая рутина требовала от поэта огромной самоотдачи. Вместо стихов нужно было писать лозунги для партийных нужд, и на обдумывание одной западающей в сознание строки уходило много времени и сил. Типичные для творца сомнения о призвании и назначении его дара помог развеять летний отпуск. Летом 1920 года Владимир Маяковский ездил на подмосковную дачу в Пушкино. Там и возник у поэта замысел произведения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Продолжая традицию многих русских поэтов-классиков, он сравнил поэта с природной силой, обеспечивающей жизнь на земле.
Жанр, направление, размер
Направление творчества Маяковского — футуризм. По жанру лирическое стихотворение «Необычайное приключение» похоже на сказку, написанную во времена футуризма. Причем атмосфера весёлой сказки ощущается уже с первых строк произведения. Смело можно сопоставить данное стихотворение с народным эпосом. В центре повествования — солнце, однако оно изображено автором не как источник тепла и света. Владимир Маяковский вложил в его образ совсем другое значение. Здесь солнце предстаёт неким странником, который только и путешествует, до конца не поняв, в чём его предназначение. Однажды писатель даже гневно упрекнул солнце в безделье. Одну ночь поэт и солнце проверили вместе за разговором. Они спорили, у кого из них жизнь труднее. Именно после такого откровенного диалога поэт пришёл к выводу, что его представления о солнце были ошибочными. Ведь оно каждый день приносит людям радость и тепло.
Уникальность произведения создаётся использованием необычных рифм. Это и точная рифма: «РОСТА — просто», и совсем непривычная: «не тая — ты да я».
Владимир Маяковский в стихотворении мастерски выстраивает стихи в лесенку, чтобы выделить отдельные слова и фразы: «А мне, ты думаешь, Светить Легко?». В своей книге «Как писать стихи» поэт рассказал о причинах использования новой стихотворной формы. По его мнению, такой приём более чётко оформляет ритм произведения, и делает его более выразительным.
Композиция
Композицию стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» нагляднее выразить следующей схемой:
Также стихотворение можно условно разделить на описание обыденного пейзажа и изображение фантастического разговора.
Образы и символы
Образ лирического героя в стихотворении напоминает нам не служителя музы, а каторжника, обреченного на рутинный и тяжкий труд. Он, зная ни зим, ни лет, рисует плакаты и злится на солнце за то, что оно ленится. Перед нами не традиционный поэт, воспевающий природу и возвышающий ее, не сибарит, наслаждающийся красотой пейзажа, а поэт-трудоголик, которого бездеятельность стихии злит, а не вдохновляет. Он ищет в окружающем мире не эстетику, а мотивацию к труду. Лирический герой вспыльчив, но отходчив: он сразу же жалеет о грубости, обращенной к солнцу. В диалоге со светилом перед нами раскрывается уже не отчаянный трудоголик и бригадир от поэзии, а настоящий человек, обремененный своими переживаниями и усталостью. Его «заела Роста», и от упорной работы во благо светлых идей он уже поник, но Солнце развеивает его сомнения и дарит новые силы для преодоления себя.
Образ Солнца не менее интересен. Светило осознает собственную важность и с порога требует у поэта чая и варенья. В то же время оно осознает ответственность и свою роль в мире, где только оно одно побуждает весь мир встряхнуться и проснуться. Солнцу тоже очень тяжело светить каждый день, но оно не сдается и уверенно идет к цели. Светило охотно приравнивает свет и тепло к стихам поэта, ведь все это — энергия бодрости, необходимая людям для жизни.
Оба героя противопоставлены серому миру, который им необходимо преобразовать своим светом.
Тематика и проблематика
Темы и проблемы изложены Многомудрым Литреконом в списке:
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» выражена в общем лозунге, к которому пришли главные герои:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание. Маяковский содействует просвещению народа и борется против «темного царства» невежества, предрассудков и серости.
Каков же смысл стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»? Владимир Маяковский вложил в своё произведение довольно простую и ясную мысль. Абсолютно каждый человек должен понять свое предназначение, выбрать свой жизненный путь и идти по нему смело, невзирая на все трудности и препятствия. Автор утверждает, что человек должен посвятить всего себя своей миссии и упорно трудиться, чтобы добиться поставленных целей. Необходимо освещать серый мир яркостью и талантом своей неповторимой личности.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Необычайное приключение» Маяковский использовал многочисленные тропы, и разбор произведения был бы куцым без них:
“Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою”
“Раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле”
Например:
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!
«Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Таким образом, в стихотворении «Необычайное приключение» Маяковский размышляет о великом труде поэта. Но в то же время он защищает любой труд, если он посвящён большой цели.
Конспект урока литературы на тему «Маяковский о роли поэта и поэзии» (11 класс)
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.
У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.
Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.
Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в стихотворении «Юбилейное». Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:
«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».
Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища», потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак».
Автор признает, что поэтов в его время мало, но одновременно чувствует, что может это и не нужно:
«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету – Впрочем, может, / это и не нужно».
По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь!»
Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен» — этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом — отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:
Поэзия — /та же добыча радия. В грамм добыча, / в год труды. Изводишь / единого слова ради Тысячи тонн / словесной руды.
А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое», «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга?»
Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:
Эти слова / приводят в движение тысячи лет / миллионов сердца. Долг наш — / реветь / медногорлой сиреной в тумане мещанья, / у бурь в кипенье. Поэт / всегда /должник вселенной, / платящий / на го´ре / проценты / и пени.
Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:
У меня к вам / дело / деликатного свойства: О месте / поэта / в рабочем строю.
Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:
Все меньше любится, /все меньше дерзается, И лоб мой / время / с разбега крушит. Приходит / страшнейшая из амортизаций – амортизация / сердца и души. Слово поэта — /ваше воскресение, ваше бессмертие, гражданин канцелярист.
Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:
Нет! / И сегодня/ рифма поэта – ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.
Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:
Заменить бы вам / богему / классом, Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.
По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:
Может, /окажись / чернила в «Англетере», вены / резать / не было б причины.
Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:
Надо / жизнь / сначала переделать, переделав можно воспевать.
В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:
Про то, \ про это говорю, / что де заела Роста.
И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:
Светить всегда, /светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой \ и солнца!
Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:
Я к вам приду / в коммунистическое далеко не так, / как песенно-есенинский провитязь. Мой стих дойдет / через хребты веков и через головы / поэтов и правительств.
Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:
И мне / агитроп / в зубах навяз. И мне бы / строчить / романсы на вас – доходней оно / и прелестней. Но я / себя / смирял, / становясь На горло / собственной песне.
Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:
Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет и явится / весомо, / грубо, / зримо, как в наши дни / вошел водопровод, сработанный / еще рабами Рима.
Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:
Стихи стоят / свинцово-тяжело, готовые и к смерти / и к бессмертной славе.
Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:
Пускай нам / общим памятником будет построенный / в боях / социализм.
Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.
Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского
«Послушайте» — анализ стихотворения В.В. Маяковского
Одним из знаменитых произведений писателя и поэта Маяковского, является стихотворение «Послушайте!». Четкого построения и смысловой линии у стиха нет, понять его не просто. Кстати это касается практически всего творчества Маяковского, которое понятно довольно не каждому.
Данное произведение было рождено в 1914 году и имеет начало, которое словно зеркальное отображение конца. Имеет место повторение некоторых слов, но вот смысл уже другой. В общем если рассматривать смысл стихотворения, то оно посвящено теме человеческого бытия.
Если взглянуть на структуру стихотворения, то складывается впечатление, что лучше его не читать, а слушать. Настолько правильно оно построено, тезис и пояснение ему.
В данном стихотворении автор задумывается о предназначении людей, при этом сравнивая их со звездами. Если сравнивать по мерам вселенной человеческую жизнь, то она очень коротка, словно короткий миг. Маяковский пытается донести до читателя, что смысл жизни заключается в том, чтоб быть кому-то нужным и по возможности помогать людям. Но автор не может уверенно сказать, что его творчество несёт пользу людям и сомневается в этом.
Понятие трагизма и лирики преобладают в стихотворении «Послушайте» и показывают ранимую душу автора. Маяковский всегда считал себя великим поэтом и не стесняясь утверждал это, но в данном стихотворении можно увидеть и сомнения по поводу этого. Автор задумывается над тем, что если б он был не писателем, а кем-то другим, возможно, он стал бы полезней и лучше.
Стихотворение является размышлением автора и попыткой определить своё место в литературе и будет ли его творчество актуальным через годы.
Читая стихотворение даже много раз все равно невозможно в полной мере охватить всю заложенную суть. И когда в очередной раз подходишь к произведению, то можно найти что-то новое.
Краткая история создания
1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:
В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.
Важно понимать тот факт, что на момент создания стихотворения в России ещё не произошла Октябрьская революция, потрясшая всю страну.
Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.
Вариант №3
Произведение Маяковского «Послушайте» представляет собой стих написанный в особом стиле рифмы, написанный в 1914 году. Главным образом стихотворения, писатель представляет далекую звезду. Но не в роли небесного светила. А в роли человеческой жизни. Вообще-то стихотворения Маяковского, сложные для восприятия, ведь его герои, зачастую это молодые бунтари, которые пытаются найти своё предназначение в жизни. О чем и ведётся повествование в данном произведении. Ведь самому поэту было 21 год на момент написания стихотворения.
И с первых же строк мы видим множество метафор и аллегорий. Маленькие звёздочки, поэт представляет маленькими жизнями людей, ведь по сравнению с целым миром, одна человеческая жизнь — ничто, но для самого человека, его жизнь бесценный дар. И каждый хочет прожить её не зря, каждый хочет, как можно раньше понять и найти своё предназначение в этой жизни. Найти то дело, которое придётся по душе, найти тех людей, которые будут с тобой, не смотря на все твои недостатки, и будут делить с тобой и горе и радость. И если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Значит, каждая жизнь важна, пусть как бы плохо человек не поступал, его жизнь, только его дело, но в то же время, она отражается на множестве других. Как прямо, так и косвенно.
Ещё один подтекст стихотворения «Послушайте», представляются размышления самого Владимира Маяковского о собственной жизни. Ведь в 21 год, молодой поэт ещё не успел окончательно обосноваться в творчестве, и его размышления на тему, » а может, я занимаюсь не тем?» проглядываются в данном произведении. Хоть и Маяковский считал себя гением пера, в этот момент его однозначно терзали сомнения, а правильно ли он поступает, когда берет в руки перо. Ведь большинству людей пришлись не по нраву его творения. И ему сейчас, как любому другому молодому человеку, нужна звезда. Звезда, то есть цель, которою он поставит перед собой и будет стремительно к ней идти. Цель нужна, чтобы молодые люди тратили свои силы на что-то поистине важное.
Поэтому найти своё место в жизни, это уже равносильно тому, что прожить пол жизни. Ведь случается так, что люди осознают, что всю жизнь занимались не тем, только уже лёжа на смертном ложе, и в такие моменты ты уже не можешь повернуть время вспять. Поэтому поэт пытается обратить наше внимание, на то что, не каждому дано понять смысл жизни, и что это очень важно. И это именно то о чем нужно молить Бога, и благодарить судьбу.
Элементы полемики
Одной из особенностей этого стихотворения является его строй речи, более соответствующий острой дискуссии или полемике, нежели лирическому произведению. Маяковский мастерски выстроил реплики таким образом, что возникает ощущение спора, в котором один из оппонентов безуспешно пытается доказать свою правоту, подыскивая убедительные доводы.
В пылу обсуждения лирический герой после восклицания трижды повторяет свой вопрос, стараясь убедить воображаемого собеседника: «Значит — это кому-то нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной?»
Именно в попытке убеждения кроется надежда поэта на понимание со стороны людей, ведь без неё лирический герой не стал бы так увещевать и обращаться к своему слушателю. Особенно остро чувствуется эмоциональный накал ближе к концу стихотворения, когда поэт риторически спрашивает «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!». Можно подумать, что подобные обращения адресованы какому-то конкретному лицу, к которому это стихотворение могло быть направлено.
Тема и настроение
Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.
В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).
Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.
Особенности композиции
Слова и строфы в произведении располагаются типичным для поэта способом — посредством «лесенки», когда слова часто начинают новую строку, приковывая к себе внимание и прибавляя значимости, весомости. В стихотворении «Если звёзды зажигают» Маяковский также использовал неочевидное чередование слогов (называемый белым стихом). Также у стихотворения имеются следующие особенности:
Смысловые части произведения делятся следующим образом: экспозиция с риторическими вопросами Богу, вмешательство главного героя, а также благодарность Богу за то, что он «зажигает звёзды». Некоторые литературоведы считают, что главной тематикой стиха в первую очередь является не человеческая жизнь и судьба, а искусство (которое в качестве метафор обозначено в виде «звёзд», «плевочков» и «жемчужинок»).
Также некоторые исследователи отмечают у этого стихотворения такую особенность, что оно лучше воспринимается, если его прочитать вслух.
В отличие от простого чтения, гласное произнесение стихов Маяковского позволит лучше усвоить его непривычную для многих ритмику и слог.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.
Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.
Стилистические нюансы
Главной стилистической чертой стихотворения, часто оставляющей неизгладимое впечатление у слушателей, является эмоциональная спонтанность, подчёркиваемая сбивчивостью и торопливостью речи. Герой произведения не просто взволнован, он поражён важностью затрагиваемого вопроса и стремится своим чувственным монологом привлечь внимание людей.
Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.
Образы и символы
Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.
Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.
Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.
Средства выразительности
Несмотря на небольшой объём стихотворения Маяковского «Послушайте», анализ показывает наличие множества поэтических и художественных приёмов, направленных на усиление образности произведения. В первую очередь внимание читателя или слушателя приковывается к образу звёзд, которые являются ключевой метафорой всего стиха; именно их причина возникновения будоражит ум поэта и вызывает у него бесчисленные вопросы. С литературной точки зрения, Маяковский использовал в своём стихотворении следующие приёмы:
К удивительным моментам также можно отнести практически полное отсутствие в стихотворении неологизмов, столь любимых Маяковским. Следует отметить уникальное соединение метафор — возвышенного и приземлённого («божественного» и «человеческого»), как, к примеру, «жилистая рука» Бога, «звёзды» — «плевочки» и пр.
На протяжении всего стиха встречается лишь одно повествовательное предложение, которое утопает в эмоциональных взрывах поэтических реплик. При этом Маяковский использует то монолог, то обращение к слушателю. В произведении множество знаков препинаний, тире, подчёркивающих недосказанность автора, а также указывающих на сумбурность, характерную для людей, охваченных чрезвычайным волнением и энтузиазмом.
Для подчёркивания важности цели человека, который стремится узнать у Бога ответы на свои вопросы, Маяковский использует множество однородных глаголов подряд.
Выразительный эпитет «в метелях полуденной пыли» подчёркивает спешку лирического героя, поднимающего за собой не просто пыльные клубы — метель.
Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского
Одним из самых ярких и запоминающихся стихотворений великого русского поэта Василия Владимировича Маяковского, написанных в юные годы можно назвать стихотворение «Послушайте!».
У данного произведения как ни странно нет совершенно четкой, выстроенной сюжетной линии. Оно представляет собой некое обращение к каждому читателю.
Что касается построения, то можно сказать, что оно имеет четкие границы, и рамочное оформление. У данного стихотворения есть конкретный финал и логичное завершение. Несмотря на то, что они отличаются друг от друга, у них есть точно повторяющиеся выражения. Но, при этом основная мысль поэта имеет свое полноценное развитие.
Обращение открывается восклицанием, это сделано для того, чтобы как можно больше привлечь внимание читателей к данному произведению.
В центральной части данного произведения присутствует так называемый «сюжетный» эпизод.
Вообще, по словам критиков и специалистов в области литературы данное стихотворение рассчитано не на читателей, а на слушателей. Так как во время прочтения нельзя полностью понять всю глубину данного произведения, а вот в момент прослушивания оно раскрывается в полной мере.
Для данного стихотворения Василий Владимирович использовал довольно большое количество красочных эпитетов, которые позволили сделать произведение красочным и удивительно интересным. Причем стоит отметить, что само по себе произведение довольно таки небольшое, но количество литературных приемов делает его зрительно гораздо больше.
Основная интонация, которая использована в данном произведении носит исповедный характер, так же она сменяется на доверительную, душевную и несколько робкую.
Лирический герой, которого поэт наделил особым взглядом на жизнь, старается донести до слушателей свою самую сокровенную мысль.
Так же хотелось бы сказать, что если в начале автор использует обращение, то в конце звучит некое утверждение его мысли, основной идеи и так далее.
Каждое слово в данном стихотворении является экспрессивным, эмоциональным и выразительным. Для того, чтобы это как можно лучше прочувствовать стоит внимательно вчитываться или вслушиваться в каждую строчку произведения.