В соответствии с теорией конвергенции психическое развитие человека прежде всего обусловлено чем
В соответствии с теорией конвергенции психическое развитие человека прежде всего обусловлено чем
76. С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:
• ближайшего развития
77. С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:
• противоречат друг другу
78. Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:
• механицизм
79. Ситуационные изменения психологии и поведения:
• неустойчивы
80. Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:
• мотивов
81. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
• человеческого рода
82. Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:
• эмоции
83. Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:
• наследственностью и средой
84. Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:
• субъекта
85. Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:
• общественно-историческим законам
86. Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
• эволюционными
87. Сторонник концепции рекапитуляции:
• С. Холл
88. Теорию трех ступеней развития человека предложил:
• К. Бюлер
89. Теория трех ступеней развития человека включает:
• инстинкт, дрессуру, интеллект
90. Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:
• бихевиоризме
Теория конвергенции или теория двух факторов
Теория конвергенции, имеющая также название теории двух факторов, предложил психолог из Германии В. Штерн (1871-1938 гг.), который был специалистом в сфере дифференциальной психологии, занимающейся рассмотрением взаимоотношений социального и биологического факторов. Смысл данной теории состоит в том, что психическое развитие детей рассматривают в качестве процесса, складывающегося под воздействием среды и наследственности. Главный вопрос теории конвергенции заключается в том, чтобы определить, как именно появляются приобретенные формы поведения и какое именно влияние на них оказывает окружающая среда, а также наследственность индивида.
Концепции эмпиризма и нативизма
В то же самое время в психологии существовали следующие теоретические концепции: эмпиризм (то есть «человек – это чистая доска») и нативизм (есть врожденные идеи).
Штерн считал, что если существуют основания для существования данных противопоставленных точек зрения, то истина должна заключаться в их объединении. Он полагал, что психическое развитие человека – это объединение внутренней информации с внешними условиями, но главенствующая роль при этом отведена именно врожденным факторам.
Ярким примером этому может служить тот факт, что окружающий мир дает ребенку материал для игры, но то, когда и как он начнет играть, уже зависит от врожденных составляющих инстинкта игры.
Сам Штерн был приверженцем концепции рекапитуляции и полагал, что ребенок в начальные месяцы младенческого периода находится еще на стадии млекопитающего, и это доказывается неосмысленным импульсивным и рефлекторным поведением; во время второго полугодия жизни он приходит уже к стадии высших млекопитающих (то есть обезьян) из-за развития хватания предметов, а также подражания; далее, освоив прямохождение и речь, он переходит к начальным ступеням человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он становится на уровень первобытных народов с их чисто мифологическим сознанием; следующий этап – это поступление в школу – связан с овладением уже социальными обязанностями намного более высокого уровня. Начальные школьные годы связываются с изучением базы наук, а также письменных текстов сходно с античным и ветхозаветным миром, а средние подростковые классы – с христианской культурой Средних веков, характеризующейся фанатизмом, а период юности – уже с культурой, а также цивилизацией Нового времени.
Теорию конвергенции развития также подтверждают утверждения того, что «яблоко от яблони недалеко падает», а также «с кем поведешься, от того и наберешься». Психолог из Англии Г. Айзенк (1916-1997 гг.) полагал, что интеллект на восемьдесят процентов определяется воздействием наследственности и лишь на двадцать – окружающей среды.
Структурная теория личности
Психолог из Австрии З. Фрейд создал собственную структурную теорию личности, базу которой составил конфликт таких сфер, как инстинктивная сфера душевной жизни индивида, а также требования общества. Он полагал, что любой индивид приходит в мир с врожденными сексуальными влечениями, которые затем попадают под контроль таких структур, как «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» представляет собой внутреннюю психическую инстанцию, которая под воздействием запретов выделяет из себя небольшую часть «Я». «Сверх-Я» – это инстанция, которая ограничивает людские влечения. Считается, что на «Я» оказывают давление «Оно» и «Сверх-Я». Это классическая схема двух факторов развития.
Метод близнецов
Психологи установили воздействия биологического и социального аспектов, на процесс развития, проводя наблюдения за близнецами, а затем проводя сравнение полученных результатов. Данный метод получил название метод близнецов. По воззрениям Д.Б. Эльконина, с методологической точки зрения, в проведении исследований близнецов существует один важный недочет: он состоит в том, что проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности либо же нетождественности, а уже проблема средовых воздействий всегда рассматривается с точки зрения тождественности. Но нет единственной социальной среды, в которой бы воспитывались близнецы – нужно брать в расчет, с какими именно элементами среды ребенок наиболее активно взаимодействует. Из-за этого для получения правильных результатов стоит выбирать такие ситуации, в которых выдвинутое уравнение имеет не одно, а уже два неизвестных. Можно сделать вывод, что с помощью этого метода возможно изучать индивидуальные отличия, но отнюдь не глобальные проблемы развития.
теория конвергенции
Полезное
Смотреть что такое «теория конвергенции» в других словарях:
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — см. КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — впервые термин появился в биологии для обозначения образования сходства у разных групп организмов в результате приспособления к относительно одинаковым (сходным) условиям жизни в ходе их исторического развития. Экологический энциклопедический… … Экологический словарь
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — теория, в основе которой лежит идея о происходящем постепенном сглаживании экономических, политических и идеологических различий между капиталистической и социалистической общественными системами. Возникла в 50 х гг. XX в. в связи с научно… … Большой экономический словарь
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — (от лат. соп vergo сближаюсь, схожусь) одна из концепций социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в обществ. развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух соц. систем капитализма и социализма с их последующим… … Российская социологическая энциклопедия
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — (лат. convergere приближаться, сходиться) одна из концепций политологии, социологии и политэкономии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию сближения двух социальных систем капитализма и социализма в некую … Политология: словарь-справочник
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ — (от лат. convergo сближаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. бурж. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая и обществ. развитии совр. эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем капитализма и… … Философская энциклопедия
Конвергенции теория — (от лат. convergere сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Первоначально теория конвергенции возникла в биологии, затем была… … Политология. Словарь.
конвергенции теория — см. теория конвергенции Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ … Большая психологическая энциклопедия
Конвергенции теория — современная буржуазная теория, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно сглаживаются, что приведет, в конечном счете, к их слиянию. Самый термин … Большая советская энциклопедия
Теория конвергенции В. Штерна
Сегодня такие споры могут вызвать, скорее, улыбку. Потому что это напоминает вопросы вроде таких: «Кто важнее, производитель пианино или его настройщик?» или «Что нужнее, кофе или кружка?» Тем не менее следует учесть, что до начала двадцатого века роль биологического в душевной жизни человека сильно недооценивалась. Лишь череда научных открытий, в том числе Дарвина и Павлова, показала, что основой психического является физиология.
Штерн говорил о том, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) двух указанных факторов, однако при доминирующей роли фактора наследственности. За это Штерна причислили к лагерю биологизаторов, пусть даже и умеренных. Возможно, эта «биологизация» связана с тем, что Штерн много внимания уделял умственному развитию детей, а на способности, конечно, весьма значительно влияют природные задатки.
Штерн рассматривал среду как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Психическое развитие в теории конвергенции сводится к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, который может ускорить или замедлить темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.
Штерн анализирует конвергенцию внешнего фактора и внутреннего на примере игры. Он выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.
Штерн предложил свою схему периодизации детского развития, в основу которой заложил как теорию конвергенции, так и биогенетическую концепцию (в онтогенезе как бы повторяется филогенез).
Когда человек впервые появляется на свет, то есть вступает в контакт с окружающим миром, его потенциал в этот момент не определен. Еще несколько лет ребенок не будет себя осознавать, понимание своих способностей и склонностей происходит еще позже. Окружающая среда, и в первую очередь социум, постепенно помогает ребенку осознать себя и свои особенности. Она помогает осознавать свой внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребёнок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.
Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. В числе важных индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.
В. Штерн, как и многие другие ученые того времени, был сторонником концепции рекапитуляции:
— в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением ребенок находится на «стадии млекопитающего»;
— в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает «начальных ступеней человеческого состояния»;
— в первые пять лет игры и сказок человек стоит на «ступени первобытных народов»;
— обучение в школе, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, соответствует вступлению в «стадию культуры».
«Стадия культуры» тоже распадается на три этапа:
— содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно первым школьным годам;
— средние годы носят черты фанатизма христианской культуры;
— в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени (этап просвещения).
В период становления психологии как науки ученые испытывали потребность в собственных законах психологии. Отсюда и проистекает этот довольно натянутый «закон рекапитуляции», который постулировался как некий общий закон человеческого развития.
Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка
Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка
В работах В. Штерна эволюционно-биологический подход к объяснению психического развития предстает в форме теории двух факторов и их конвергенции (сближения). Согласно В. Штерну, ребенок – это организм, который при появлении на свет уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной.
Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В. Штерн считал неправомерным вопрос о том, происходит ли определенная психическая функция извне или изнутри. Функционирование психики представляет собой всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях. В. Штерн подчеркивал необходимость учитывать сензитивные периоды в психическом развитии как внутреннюю готовность для эффективного усвоения внешних воздействий, в том числе целенаправленно организуемых: например, для обучения языку, музыке, физическим действиям и т. д. Теория двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, представляет по своей сути концепцию наследственной предопределенности психического развития. Социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих наследственно зафиксированные особенности психического развития.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ Ранний возраст – закладка основ психики Прежде всего хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его
Теория развития способностей в отечественной психологии
Теория развития способностей в отечественной психологии Для того чтобы инициатива ребенка была адекватной, она должна вписываться в контекст той культуры, которая поддерживается взрослыми, и в которой проходит жизнь ребенка. В качестве инструмента анализа культуры
Освобождение от внутренних отвлекающих факторов
Освобождение от внутренних отвлекающих факторов Чтобы сконцентрироваться на новом деле, нужно закончить предыдущее и освободить голову от мыслей о нем (а также от всех прочих мыслей). Не самая простая задача, но у тайм-менеджмента есть инструменты и на такие случаи.
Нейтрализация внешних отвлекающих факторов
Нейтрализация внешних отвлекающих факторов Внешние отвлекающие факторы – это самые главные «воры концентрации». На этом по статистике теряется до половины времени. Понятно, что если маленький ребенок заплакал во время сна, то с этим ничего не поделаешь – нужно подойти
Глава 10 Задача приемного ребенка – «совмещение» своих статусов, как члена двух семей
Глава 10 Задача приемного ребенка – «совмещение» своих статусов, как члена двух семей С возрастом и с течением времени у каждого человека происходит формирование его личности со всеми ее индивидуальными особенностями. При этом личность человека формируется не в
Масару Ибука: теория раннего развития ребенка
Масару Ибука: теория раннего развития ребенка Несколько лет назад многих родителей потрясла небольшая книга, которая называлась «После трех уже поздно». Ее автор – президент компании «Сони» Масару Ибука. Предисловие к английскому изданию было написано Гленом
Теория трех ступеней детского развития
Теория трех ступеней детского развития Попытку построить детскую психологию на фундаменте биологии предпринял немецко-австрийский психолог К. Бюлер. Он, как и многие психологи, разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и
3.3. Общая теория психического развития в советской психологии
3.3. Общая теория психического развития в советской психологии Культурно-историческое учение о природе психического Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое
1.2.4. Когнитивные теории личности (теория понятийных систем О. Харви, Д. Ханта и Г. Шродера и теория личностных конструктов Дж. Келли)
1.2.4. Когнитивные теории личности (теория понятийных систем О. Харви, Д. Ханта и Г. Шродера и теория личностных конструктов Дж. Келли) В когнитивных теориях личности в качестве основного выступало положение о том, что искать объяснение личностным чертам и своеобразию
Теория речевой деятельности и интегративная теория речи
Теория речевой деятельности и интегративная теория речи Итак, выводя речь за рамки понятия «речевая деятельность», а психолингвистику за рамки понятия «теория речевой деятельности», прибегнем к чуть более детальному объяснению такой точки зрения.Согласно А. Н.
13 Кормление ребенка от года до двух
13 Кормление ребенка от года до двух Стол накрыт. Вы уговариваете своего увлеченного восемнадцатимесячного малыша сесть в стульчик и гордо презентуете ему тарелку с горой превосходной кулинарии, на которую ушло столько трудов и, конечно же, в состав которой входят все
Увлажняйте и избегайте раздражающих кожу факторов
Увлажняйте и избегайте раздражающих кожу факторов Дважды в день или чаще наносите на кожу ребенка гипоаллергенный, непарфюмированный увлажняющий лосьон или крем. Среди огромного разнообразия брендов трудно назвать один, который подходит любому ребенку. Пробуйте