В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть картинку В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Картинка про В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

«Медицина – это не сфера
обслуживания в виде медицинских
услуг, а искусство
врачевания»

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть картинку В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Картинка про В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

«Нашим приоритетом является
пациенториентированность»

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть картинку В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Картинка про В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

Общая информация для специалистов здравоохранения

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности:

Однако в условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – непрерывное образование) осуществляется через:

С 2016 года инструментом управления образовательной активностью и учета её результатов является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее – Портал), который содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования (Схема 1.).

Настоящий Портал поможет Вам выполнить минимальные требования к обучению для допуска к профессиональной деятельности, а также воспользоваться полным спектром возможностей обучения в рамках непрерывного образования.

На данный момент обучение с использованием возможности Портала позволяют сформировать личные кабинеты для:

ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОРТАЛА

Базовые возможности

После регистрации и создания личного кабинета специалиста Вам становятся доступными следующие возможности Портала:

В зависимости от Ваших потребностей и особенностей профессиональной деятельности Вы можете выбирать различные образовательные элементы, наиболее удобный график их освоения, а также форму и условия обучения.

Персонификация обучения

Проведенная модернизация Портала направлена на обеспечение возможности персонификации обучения специалистов здравоохранения.

Новая версия Портала позволяет в автоматизированном режиме создавать персональные рекомендации по формированию образовательной траектории с учётом Вашего профиля, а также актуального состояния профессиональных знаний и умений.

Профиль специалиста – это набор характеристик, включающий индивидуальные возможности и потребности специалиста, а также особенности его профессиональной деятельности. На Портале определение Вашего профиля осуществляется:

по данным, введенным при регистрации (автоматически);

Состояние своих профессиональных знаний и умений по специальности Вы можете определять путем прохождения различных видов самоконтроля (тестов, интерактивных ситуационных задач).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие рекомендации

Портал edu.rosminzdrav.ru является единственным официальным ресурсом планирования и учета образовательной активности специалистов здравоохранения в рамках непрерывного образования.

Для поддержания и повышения своего профессионального уровня Вам рекомендуется включать в свой план обучения различные образовательные элементы, входящие в перечни Портала:

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. С помощью технических средств Портала Вы можете включать в свой план обучения различные образовательные элементы. Результаты их освоения с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в Вашем портфолио.

Объём и график обучения

На основании зарубежного опыта, а также по результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период.

При этом скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого набора всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а ежегодного их накопления преимущественно в равных долях. Так, оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования можно считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов, но важно не допускать перерывов в обучении более одного года. Такой ритм позволит Вам постоянно быть в курсе изменений медицинской науки и практики.

Долевое распределение различных компонентов непрерывного образования

Для восполнения пробелов в полученных ранее компетенциях, а также для получения новых знаний, умений и навыков наиболее эффективным является обучение по программам повышения квалификации. Поэтому из общего рекомендуемого ежегодного объёма обучения примерно в 50 ЗЕТ на долю освоения образовательных программ в рамках «формального образования» рекомендуется отводить примерно 36 ЗЕТ. Оставшийся объём образовательной активности (примерно в 14 ЗЕТ) рекомендуется наполнять образовательными элементами «самообразования» (интерактивные образовательные модули) и «неформального образования» (образовательные мероприятия) (Схема 2.).

Формы и технологии обучения

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение по программам повышения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в очной, очно-заочной или заочной форме, которая определяется непосредственно самой организацией, а при реализации таких программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Использование дистанционных образовательных технологий обеспечивает доступность образования, создавая возможность поддерживать и повышать свой профессиональный уровень независимо от места нахождения и в удобное время. Применение симуляционных технологий позволяет получать и совершенствовать необходимый профессиональные умения и навыки.

Таким образом, при формировании плана обучения Вам рекомендуется обращать внимание на применяемые образовательные технологии и форму обучения по программам повышения квалификации и выбирать их с учетом Ваших потребностей и возможностей.

При этом освоение интерактивных образовательных модулей осуществляется только в заочной форме, а прохождение образовательных мероприятий – исключительно в очной форме обучения.

Формирование образовательной траектории

Технические средства модернизированного Портала позволяют специалисту обучаться по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с его профилем, состоянием профессиональных знаний и умений и потребностями системы здравоохранения в целом. Основой для формирования образовательных траекторий являются созданные в автоматизированном режиме рекомендации по обучению по разделам и отдельным темам специальности с учетом значимости их освоения (обязательные, рекомендованные и факультативные).

При обучении Вам рекомендуется отдавать приоритет в освоении раздела или темы наиболее высокой степени значимости. При этом выбор конкретных образовательных элементов из рекомендованного перечня остаётся непосредственно за Вами.

ОБУЧЕНИЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ НОРМИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ЗАПАСА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть картинку В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Картинка про В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

Cхема. Координация действий при финансировании обучения из средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС

Источник

ГБОУ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы

ГБУЗ НИКИО им. Л.И. Свержевского ДЗМ

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности:

в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой аккредитации специалистов;

в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 года №1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» после 1 января 2021 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться через процедуру периодической аккредитации;

в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 года №334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов», первый этап периодической аккредитации предусматривает оценку отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио).

В соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование осуществляется через:

— освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);

обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»);

индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).

Источник

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть картинку В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Картинка про В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть картинку В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Картинка про В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Смотреть картинку В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Картинка про В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через что. Фото В соответствии с концепцией развития непрерывное медицинское образование осуществляется через чтоОбзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 ноября 2017 г. N 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года»

Утвердить Концепцию развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, согласно приложению.

МинистрВ.И. Скворцова

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 ноября 2017 г. N 926

Концепция
развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года

I. Общие положения

Нормативную правовую основу Концепции составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294;

иные нормативные правовые акты Российской Федерации и документы стратегического планирования, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.

Концепция предназначена для участников отношений в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в том числе:

медицинских и фармацевтических работников Российской Федерации;

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников;

работодателей и их объединений;

социально ориентированных некоммерческих организаций;

федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование обеспечивает возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни.

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование осуществляется через:

освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);

обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»);

индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).

В целях мониторинга реализации Концепции используется статистический инструментарий для организации федеральных и ведомственных статистических наблюдений в том числе:

за участием врачей и провизоров в непрерывном медицинском и фармацевтическом образовании;

за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

II. Роль непрерывного медицинского и фармацевтического образования в современном обществе

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.

Профессиональная функция обеспечивает формирование у медицинского или фармацевтического работника необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, повышение качества оказываемой им медицинской помощи.

Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия медицинского и фармацевтического работника с обществом, обеспечивает адаптацию к повышенному уровню ответственности перед гражданином и обществом.

Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей медицинского и фармацевтического работника в профессиональной сфере, предоставляет возможность получения новой квалификации и профессионального роста.

В настоящее время в Российской Федерации действует система подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, которая складывается из 5-6 летней подготовки по программам специалитета с последующим обучением по программам ординатуры и блока дополнительного профессионального образования, который включает в себя повышение квалификации различной продолжительности и профессиональную переподготовку*(1).

В рамках мероприятий по повышению качества подготовки и обеспечению единого уровня подготовки во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с 2011 года обучение медицинских и фармацевтических специалистов осуществляется по программам специалитета, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям. Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов от государственных образовательных стандартов предыдущего поколения является увеличение доли практической подготовки выпускников, чем обеспечивается их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения непосредственно после завершения обучения.

С 2014 года реализация программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами*(2).

Обеспечение единого уровня подготовки специалистов в рамках системы дополнительного профессионального образования обеспечивается путем разработки примерных дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования*(3).

Планируется развитие университетских клиник и клинических баз, активное внедрение новых образовательных технологий, симуляционных и тренинговых классов, экспериментальных операционных, виртуальных ситуационных программ и дистанционных интерактивных сессий, электронных информационных баз и библиотек, систем помощи молодому специалисту в принятии решений.

Кроме того, ведется активная работа по внедрению системы менеджмента качества, основой которой является мониторинг процессов предоставления образовательными организациями образовательных услуг, ориентированный как на удовлетворение потребности медицинских и фармацевтических организаций в специалистах различного профиля и квалификации, так и на удовлетворение личностных потребностей обучающихся.

В современном обществе профессиональная деятельность, связанная с повышенным уровнем ответственности перед гражданином и обществом, требует от представителей профессии постоянного совершенствования своих профессиональных навыков.

При этом изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании симуляционного обучения и дистанционных образовательных технологий.

С 2016 года, когда был осуществлен первый выпуск специалистов, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам, и внедрена аккредитация специалиста*(4), созданы условия для модернизации системы дополнительного профессионального образования, построенного на принципе непрерывности обучения в течение всей профессиональной деятельности специалиста.

Непрерывность обучения диктуется увеличением на фармацевтическом рынке числа высокоэффективных лекарственных средств, появлением высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, требующих высокой квалификации врачей, развитием информационно-коммуникационных технологий, позволяющих популяризировать дистанционные и электронные виды образования, осуществлять обмен опытом с коллегами и внедрение клинических рекомендаций непосредственно во время практической деятельности врачей, и может быть обеспечена в современных условиях персонализацией образовательной траектории, возможностью выбора обучающимися различных образовательных мероприятий, использованием электронного обучения, дистанционных и симуляционных технологий, стажировок, тьюторства.

III. Цель и задачи Концепции

Для достижения цели Концепции предполагается решение комплекса следующих основных задач:

расширение спектра образовательных мероприятий, предоставляемых организациями, осуществляющим образовательную деятельность, и профессиональными некоммерческими организациями, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий, электронного и симуляционного обучения, стажировок;

организация социальных мероприятий, способствующих мотивации медицинских и фармацевтических работников к систематическому обучению;

внедрение системы независимой оценки уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников организациями работодателей и некоммерческими профессиональными организациями.

IV. Основные принципы

Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:

непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности, реализующегося в профессионально-квалификационном и профессионально-должностном росте;

преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования, обеспечивающая развитие компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками, от применения самооценки в профессиональной деятельности к формированию профессиональных компетенций;

персонификация дополнительного профессионального образования, обеспечивающая возможность выбора траектории профессионального развития, выбора темпа и условий получения знаний в зависимости от индивидуальных потребностей и занимаемой должности;

информатизация образовательного процесса, связанная с широким использованием информационных технологий в процессе постоянного обмена информацией, идеями, опытом, которые доступны и создают возможность обобщать приобретаемые знания;

регламентность обучения обеспечивается системой контроля и планирования образовательных мероприятий и самообразования в течение всей профессиональной деятельности.

При этом мотивация специалистов к систематическому обучению достигается за счет того, что результаты обучения будут востребованы в практической деятельности обучающегося, при этом система предоставляет возможность дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков. Кроме того, в обучении обеспечивается возможность интерактивного контакта специалиста с образовательными, научными, лечебными организациями и коллегами, который включает участие в профессиональных семинарах, конференциях, частное исследование, написание научных (исследовательских) работ, чтение периодики, информационный поиск, стажировку, преподавание, консультирование, экспертизу, наставничество, а элективность образовательного процесса обеспечивает свободу выбора целей, содержания, форм, методов, средств, длительности, места обучения.

V. Основные направления реализации Концепции

Решение задач Концепции предполагает реализацию следующих основных направлений развития сферы непрерывного медицинского и фармацевтического образования:

актуализация нормативной правовой базы по вопросам непрерывного медицинского и фармацевтического образования в части внесения изменений в Федеральные законы от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г., регистрационный N 25359);

обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, образовательных и научных организаций, работодателей, профессиональных некоммерческих организаций;

формирование мотивации медицинских и фармацевтических работников к самообразованию;

внедрение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ организаций, осуществляющих подготовку по медицинским специальностям, а также отдельных образовательных мероприятий;

разработка системы учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов);

привлечение к реализации образовательных программ, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, образовательных и научных организаций, а также профессиональных некоммерческих организаций;

развитие и поддержание каналов связи образовательных и медицинских организаций для реализации дистанционных модулей образовательной программы.

VI. Реализация Концепции

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке (модернизации) отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития и программ развития здравоохранения.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации программ развития организации.

Основными формами координации усилий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы, в том числе Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.

Координация работ по реализации Концепции осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными организациями.

VII. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции

В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:

создание динамической системы непрерывного профессионального образования врачей и провизоров, обеспечивающую систематическое повышение квалификации специалистов;

разработка и внедрение современных образовательных программ дополнительного профессионального образования по всем медицинским и фармацевтическим специальностям;

внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом;

обеспечение механизмов коррекции государственного задания на подготовку медицинских и фармацевтических специалистов с учетом современных потребностей практического здравоохранения;

формирование у медицинских и фармацевтических специалистов потребности в самообразовании;

установление социального партнерства по вопросам подготовки кадров между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, общественными и профессиональными организациями;

повышение удовлетворенности медицинских и фармацевтических работников качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации.

Реализация Концепции к 2021 году позволит осуществить разработку на основе порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательственной медицины не менее 4000 единиц интерактивных образовательных модулей, а также обеспечить участие в мероприятиях непрерывного медицинского и фармацевтического образования не менее 90% медицинских и фармацевтических работников государственных и частных организаций системы здравоохранения Российской Федерации.

*(1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).

*(2) Статья 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(3) Статья 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(4) Статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 26, ст. 3442, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3459, ст. 3477; N 30, ст. 4038; N 29, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52 ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930).

Обзор документа

Разработана Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в России на период до 2021 г.

Мероприятия реализуются путем освоения образовательных программ в соответствующих организациях; обучения в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций; самообразования.

Планируется расширить спектр образовательных мероприятий; организовать социальные мероприятия, способствующие мотивации медицинских и фармацевтических работников к систематическому обучению; внедрить систему независимой оценки уровня квалификации таких работников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *