В птс не указан экологический класс что делать
Минпромторга России от 15.08.2018 N ПГ-20-7122
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 августа 2018 г. N ПГ-20-7122
В соответствии с письмом Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 2018 г. N 3/187709647306 Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу определения экологического класса транспортного средства и сообщает следующее.
В свою очередь пунктом 22 Положения допускается при отсутствии значений каких-либо реквизитов ПТС или при невозможности их установления в соответствующих полях ПТС вносить запись «отсутствует» или «не установлен».
В случаях, если в выданном ПТС информация об экологическом классе отсутствует, такие сведения могут быть получены из других информационных источников, в частности, на основании официальных информационных писем изготовителя транспортного средства или его официального представителя в Российской Федерации или базы данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Росстандарта в разделе «Деятельность» по адресу: https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/evaluationcompliance/AcknowledgementCorrespondence.
При этом необходимо отметить, что сведениями из базы данных Росстандарта можно воспользоваться, если будет установлено, что данное транспортное средство относится к типу, в отношении которого проводилась оценка соответствия.
Новые правила для автомобилей, экологический класс которых не определен, с 1 июля 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
Еще в середине 2017 года стало известно о том, что в правила дорожного движения будут внесены изменения, связанные с экологическими классами транспортных средств.
При этом первая часть изменений вступила в силу 1 июля 2018 года, а вторая часть начнет действовать с 1 июля 2021 года.
Статья «Экологические классы в ПДД», содержащая подробную информацию о нововведениях, была опубликована на пдд мастер еще 5 лет назад. Если Вы ее не читали или читали очень давно, то рекомендую заняться ее изучением.
Сегодня же речь пойдет исключительно о том, как изменятся правила с 1 июля 2021 года. То есть мы сосредоточимся именно на грядущих изменениях текста ПДД:
Транспортные средства, экологический класс которых не определен
Изменения, которые начнут действовать с 1 июля 2021 года, относятся только к транспортным средствам, экологический класс которых не определен.
Поэтому в первую очередь возьмите в руки свидетельство о регистрации Вашего автомобиля и посмотрите на его лицевую сторону (изображена слева):
При этом Вы можете увидеть один из трех вариантов:
Вариант 1. На рисунке выше приведена старая форма свидетельства о регистрации (использовалась до 3 апреля 2011 года) и в ней поле «экологический класс» отсутствует. Если у Вашего автомобиля свидетельство аналогичное, то его экологический класс не определен.
Вариант 2. Свидетельство о регистрации современного образца, в котором прямо указано, что экологический класс не установлен. Подобные документы встречаются у автомобилей, выпущенных до введения экологических классов:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ ТС CERTIFICAT D’IMMATRICULATION |
Государственный регистрационный номер Идентификационный номер (VIN) Марка Модель Тип ТС Категория ТС (ABCD, прицеп) Год выпуска ТС Шасси (рама) N Кузов (кабина, прицеп) N Цвет Одобрение типа ТС N Экологический класс НЕ УСТАНОВЛЕНО Паспорт ТС N Технически допустимая макс. масса, кг Масса в снаряженном состоянии, кг |
00 00 000000 |
Вариант 3. Если в свидетельстве о регистрации Вашей машины указан номер экологического класса, то для этого автомобиля с 1 июля 2021 года ничего не изменится:
Экологический класс ТРЕТИЙ
Если Вы обнаружили в свидетельстве о регистрации вариант 1 или вариант 2, то экологический класс автомобиля не определен и данную статью имеет смысл дочитать до конца.
Знаки «зона с ограничением экологического класса»
В правилах дорожного движения представлены 2 дорожных знака, обозначающие зоны с ограничением экологического класса:
до 1 июля 2021 года | с 1 июля 2021 года | |
автомобиль, экологический класс которого не определен | движение разрешено | движение запрещено |
Табличка «экологический класс» с 1 июля 2021 года
Табличка 8.25 «экологический класс транспортного средства» может использоваться в двух вариантах:
В качестве запрещающей
При использовании с приведенными выше знаками табличка 8.25 говорит о том, что действие знаков распространяется только на транспортные средства с определенным экологическим классом.
до 1 июля 2021 года | с 1 июля 2021 года | |
автомобиль, экологический класс которого не определен | знак над табличкой не распространяется | знак над табличкой распространяется |
В качестве разрешающей стоянку
При использовании с приведенными выше знаками табличка разрешает стоянку только транспортным средствам, экологический класс которых на ней указан.
до 1 июля 2021 года | с 1 июля 2021 года | |
автомобиль, экологический класс которого не определен | стоянка запрещена | стоянка разрешена |
Примечание. Последнее изменение выглядит довольно необычно, особенно по сравнению с предшествующими.
Не исключено, что законодатели ошиблись при составлении формулировки данного пункта, однако пока что она выглядит именно так.
Можно ли «восстановить» экологический класс в СТС?
Если это так, что просто запишитесь в ГИБДД для замены свидетельства о регистрации транспортного средства. Это довольно простая процедура, которая занимает около 20 минут и не требует проходить осмотр автомобиля. Стоимость замены свидетельства о регистрации: 500 + 350 рублей или 350 + 245 рублей со скидкой через Госуслуги.
Сотрудники ГИБДД выдадут водителю свидетельство о регистрации современного образца, в котором будет указан экологический класс, соответствующий значению в ПТС.
Штрафы за нарушение требований экологических знаков
Таким образом, с 1 июля 2021 года правила дорожного движения изменятся только для тех транспортных средств, экологический класс которых не определен в свидетельстве о регистрации. Если Ваш автомобиль попадает в данную группу, то Вы можете либо соблюдать новые экологические ограничения, либо заменить СТС на новое с экологическим классом.
Ну а в заключение предлагаю Вам скачать обновленный текст правил дорожного движения, включающий изменения от 1 июля 2021 года:
Об экологическом классе в ПТС
Экологический класс, указываемый в соответствующей графе паспорта технического средства, означает соответствие автомобиля экологическим стандартам, принятым на территории Евросоюза. Класс определяется по концентрации вредных выбросов в выхлопе автомобиля. Международный стандарт предусматривает 6 экологических классов, в российском законодательстве применяются Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Чем больше цифра в индексе — тем менее вреден выхлоп автомобиля для окружающей природы и человека.
Экологический класс автомобиля определяется при экспертизе по правилам ЕЭК ООН №49, №83 и №96 и указывается в паспорте технического средства (ПТС) в графе №13 с 2007 года. ПТС автомобилей, выпущенных в обращение ранее этой даты, графа «Экологический класс» отсутствует, сведения об экологичности транспортного средства могут быть указаны в графе «Особые отметки». Кроме ПТС, класс также указывается и в СТС автомобиля.
Что делать, если экологический класс не указан
Многие автомобили, особенно старые, не имеют в своих ПТС отметки об экологическом классе. В этом случае у автовладельцев есть два способа решения проблемы.
Изменение экологического класса в ПТС
Изменение экологического класса означает его повышение для соответствия современным стандартам или приведение в соответствие, если в ходе эксплуатации и замены деталей двигателя он понизился.
Изменение экологического класса в ПТС производится в МРЭО ГИБДД.
В каких случаях требуется и возможно
Изменение экологического класса может понадобиться в следующих случаях.
Что потребуется
Для изменения сведений в графе ПТС потребуется наличие документа — сертификата соответствия (ОТТС) от официального дилера либо экспертиза испытаний от сертифицированной компании, которая проводила переоборудование автомобиля для приведения норм выхлопа в соответствие со стандартами Евро.
Пошаговые действия
Последовательность действий автовладельца при изменении экологического класса выглядит следующим образом.
Особенности экологического класса для грузовых авто
Повышение экологического класса грузовых автомобилей производится в соответствии с правилами ЕЭК ООН №96 (регулировка топливной аппаратуры — на 1 класс) и №85 (настройка ЭСУД — на 2 класса).
Повышение на 3 класса возможно только в случае приведения грузовика к стандартам Евро-2 и Евро-3, если ранее автомобиль имел класс Евро-0.
Возможные проблемы и нюансы
Интернет переполнен предложениями от небольших фирм, которые обещают за относительно небольшую сумму изменить экологический класс автомобиля путем переоборудования топливной системы. В качестве подтверждающего документа они выдают протоколы испытаний, сертификаты и т. д. Следует помнить, что в МРЭО ГИБДД могут отказать в признании такого документа. Поэтому для экспертизы лучше обращаться в сертифицированные организации, например, НАМИ или региональные инспекции и отделы гостехнадзора.
Часто задаваемые вопросы
Часто спрашивают, обязательно ли иметь отметку об экологическом классе в ПТС. Для владельцев легковых автомобилей на данный момент в этом нет строгой необходимости — пока что законодательно не установлены зеленые зоны, куда въезд на старых автомобилях запрещен. Сейчас экологический класс автомобиля важен для владельцев грузовиков, въезжающих на территорию Москвы. Остальные собственники старых автомобилей могут свободно владеть автомобилями, не имеющими отметку о классе в паспорте ТС.
Подведем итоги
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Об оспаривании действий ГИБДД (сертификат соответствия)
Дело № 33а-1303/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Г. Якутск 04 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Скакуна А.И.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием истца, его представителя Афанасьева Ю.А., представителей ответчика П. И.С. и Л. В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 18 января 2016r., которым по делу по административному исковому заявлению Б. Г. С. к ОБДПС ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в восстановлении регистрационного учета транспортного средства, возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства,
в удовлетворении административного искового заявления Б. Г. С. к ОБДПС ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
Б. Г.С. обратился в суд с иском к ответчику с указанными требованиями мотивируя тем, что ему незаконно отказано в восстановлении регистрационного учета транспортного средства. В обоснование сослался, что является добросовестным приобретателем транспортного средства, которое было в надлежащем порядке поставлено на регистрационный учет, никаких сомнений в подлинности документов автомобиля не имелось. 23 ноября 2015 года получил уведомление об аннулировании паспорта транспортного средства по мотивам отмены сертификата соответствия ТС 4 экологическому классу. При обращении в УГИБДД мвд по Республике Саха (Якутия) за восстановлением регистрационного учета получил отказ со ссылкой на отсутствие сертификата и правомерность аннулирования регистрационного учета.
Просил признать действия УГИБДД МВД по РС (Я) по отказу в восстановлении регистрационного учета транспортного средства, принадлежащего заявителю автомобиля незаконными, обязать восстановить регистрацию автомобиля, будучи не согласен с действиями УГИБДД. Считает, что нарушаются его права как собственника транспортного средства.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен истец.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, настаивая на своих доводах. В обоснование жалобы указал на имеющееся в деле заключение органа по сертификации, согласно которому автомобиль «ТОУОТА LAND CRUISER» соответствует экологическому классу «Евро 4».
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, Б. Г.С. по договору купли- продажи от 30 августа 2013 года приобрел автомобиль «ТОУОТА LAND СRUISЕR», идентификационный номер .
. Основанием для аннулирования регистрации автомобиля явилась информация Федеральной службы по аккредитации о результатах проверочной деятельности, где указано, Что в ходе проведения внеплановой документарной проверки Федеральной службой по аккредитации отменены сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие ряда транспортных средств «ТОУОТА LAND СRUISЕR», к которым в том числе относится и автомобиль заявителя, требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», о чем Федеральная служба по аккредитации Министерства экономического развития РФ уведомила соответствующие ведомства и в том числе Министерство внутренних дел РФ.
Действия по аннулированию регистрации спорного транспортного средства совершены на основании заключения проверки от 27 января 2014 года, а также в соответствии с информацией, поступившей из Федеральной службы по аккредитации’ по отмене, действия сертификатов соответствия транспортных средств 4-му экологическому классу, явившихся основаниями для оформления и выдачи одобрения типа транспортного средства, в том числе в отношении спорного транспортного средства.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным ввиду следующего.
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 2011 года N 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Шикуновой Г.В.» отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением установленных федеральным законом случаев, осуществляется в соответствии 9 законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается ( часть 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В целях упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающее, в том числе, требования к их оформлению.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 9 Положения).
Пунктом 36 Положения установлено, что в строке «13» ПТС указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
Заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в О’П’С, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах (пункт 70 Положения).
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» предусмотрены основания, по которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами. В частности, не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Требуя восстановить регистрационные действия с автомашиной, истец ссылается на то, что прекращение действия сертификата не означает, что установлено несоответствие транспортного средства’ экологическому классу 4 и не указывает на то, что сертификаты не могли применяться в период их действия.
Вместе с тем, восстановление регистрационного учета предусмотрено абзацем 4 пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 в соответствии с которым регистрационный учет может быть восстановлен в случае устранения причин, установленных право охранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.
Из материалов дела следует, что истцом в органы ГИБДД представлено заключение ООО «Сертификационный центр Дальэлектротест» № 65412 от 12.02.2014г. о соответствии транспортного средства экологическому классу 4,согласно которому обязательную сертификацию заявленной продукции на соответствие требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» проводить не требуется в связи с наличием в «Едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации» информации о соответствии транспортного средства «ТОУОТА LAND СRUISЕR», принадлежащего заявителю, экологическому классу «Евро 4» (л.д. 18).
Между тем, представленное истцом заключение в ксерокопии, выданное ООО «Сертификационный центр «Дальэлектротест» не может быть основанием для восстановления регистрации автотранспортного средства истца.
К данному заключению следует отнестись критически исходя из пояснений истца, его и ответчика представителей, данных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, по обстоятельствам получения данного заключения. При этом, документ представлен в ксерокопии, что вызывает сомнения в его подлинности, оригинал заключения ни суду первой инстанции, ни апелляции не представлен. Кроме того, указанный в заключении сертификат не совпадает с данными сертификата, на основании которого автомобилю был присвоен допустимый экологический класс.
Подтверждений отнесения автомобиля к тому или иному экологическому классу с даты принятия решения о прекращении действия сертификата не имеется.
Нового документа установленного образца, в подтверждение экологического класса принадлежащего истцу автомобиля и выданного Росакредитацией не представлено.
Поскольку экологический класс транспортного средства на момент обращения истца в Управлении ГИБДД не подтвержден, то следует вывод о том, что причины, явившиеся основанием аннулирования регистрации, устранены не были.
С учетом всех указанных обстоятельств, а также положений вышеприведенных нормативных правовых актов, суд пришел к правильному выводу о законности действий МРЭО ГИБДД МВД по РС(Я) об аннулировании регистрации транспортного средства принадлежащего истцу и отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении регистрации транспортного средства.
Выводы суда правильные и соответствуют обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и были отклонены судом как необоснованные.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем, оно не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия
Графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС)
Сегодня графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС) стала для многих владельцев коммерческих автомобилей камнем преткновения. Эксплуатация машины, не соответствующей нужному классу «Euro-…», может стать вне закона.
В этой связи многие транспортные компании и частные перевозчики теперь вынуждены доказывать «экологическую чистоту» своих машин для возможности получить пропуск и другие разрешительные бумаги для пролонгирования работы на определённых территориях.
Мы попробуем разобрать типичные трудности и как можно облегчить эту задачу.
Истоки алармизма
Инициаторами борьбы за экологическую безопасность были московские власти, которые, стараясь идти в ногу со временем и догоняя в этом отношении передовые страны, активно озаботились проблемами экологии.
Одним из главных факторов, негативно влияющих на окружающую среду, являются выбросы вредных веществ автотранспортом (это прежде всего отработавшие газы и содержащиеся в них твёрдые частицы). В столичном регионе ежедневная концентрация автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, самая плотная в России. Причём речь идёт не только о машинах, зарегистрированных в Москве (по состоянию на 1 января 2017 г. она заняла лишь III место после Самары и Санкт-Петербурга – 307 шт. / 1000 чел.), но и об имеющих областную регистрацию и транзитном транспорте.
Естественно, что именно Москва стала пионером в области введения ограничительных мер для въезда на свою территорию «нечистых автомобилей». На сегодняшний день эти ограничения таковы: чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в столице (внутри МКАД), необходимым условием является его соответствие как минимум третьему экологическому классу (Euro 3), а для работы на МКАД – второму (Euro 2).
И пока все транспортники, логистика которых завязана на московском регионе, проклинали столичных чинуш за драконовские меры, поспело свежее постановление Правительства РФ № 832 от 12 июля 2017 г., которым вносятся изменения уже в ПДД.
В частности, этим постановлением предусматривается введение с 1 июля 2018 г. специальных дорожных знаков (5.35–5.38 и 8.25), ограничивающих движение транспортных средств ниже определённого экологического класса. А это означает, что уже в середине 2018-го экологические ограничения могут быть введены во многих городах России, поскольку установкой дорожных знаков занимаются местные власти. А они могут устанавливать их по своему усмотрению. При этом действие знаков может распространяться не только на коммерческий транспорт (проще говоря, грузовики и фуры), но и на обычные легковые автомобили личного пользования.
Внимательно читаем ПТС
ПТС может быть выдан только тремя уполномоченными организациями: изготовителем (на новое ТС, произведённое в России), таможней (на любое ТС, ввезённое в Россию из заграницы) или ГИБДД (во всех остальных случаях, в том числе, например, замена старого ПТС в связи с его утерей). И именно эти организации заполняют основные сведения о ТС. Если у вас в ПТС указан конкретный экологический класс, это и будет являться доказательством соответствия автомобиля этому классу.
Однако до вступления в силу 21 апреля 2006 года технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (утвержден постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года) прямое указание экологического класса в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) не было предусмотрено – отсутствовала соответствующая графа на титульном листе.
Поскольку с 1992 года ОТТС является основным документом, подтверждающим безопасность конструкции для серийно выпускаемых типов (моделей) автомототехники и прицепов, технические данные в ПТС вносились на основании конкретного ОТТС на данную марку и модель автомобиля (кстати, номер и дата выдачи ОТТС также указывается в паспорте). И лишь после того, как сведения об экологическом классе органы по сертификации начали вносить в ОТТС, он появился и в ПТС. Кстати, с этой целью в ПТС предусмотрели отдельную графу «Экологический класс» (п. 13), которая была введена в редакции «Положения о паспортах транспортных средств» (Приложение № 2), утверждённой совместным приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития № 496 / 192 / 134 от 23 июня 2005 года. Соответственно первые бланки паспортов с этой графой начали выдавать на рубеже 2005–2006 гг., а во многих регионах значительно позднее.
Другими словами, открыв свой ПТС, вы можете найти указание об экологическом классе: на новых бланках – в графе 13, на старых – в «Особых отметках». Проблема в том, что если ваш автомобиль изготовлен в России или ввезен на её территорию до 2006 года, таких сведений в ПТС вы, скорее всего, не увидите.
Для нашей страны это особенно актуально, потому что средний возраст грузового автомобиля, согласно исследованию «Автостата», составляет почти 19 лет, конкретно для импортных грузовиков чуть меньше 12 лет. Но это всё равно не перекрывает 2006 год. Ведь наши перевозчики в начале 2000-х активно скупали старые европейские грузовики, которые через Польшу, Литву и Калининград текли к нам нескончаемым потоком. В Европе, уже в ту пору озабоченной ожесточением экологических норм, от старой техники избавлялись по весьма низким ценам, чем и пользовались наши автотранспортники, которые предпочитали MAN, Volvo, Scania и другие марки 1980–1990-х годов выпуска нашим новым МАЗам и КАМАЗам. Естественно, паспорта на все эти б / у машины выдавали таможенные органы, которые в большинстве случаев не имели возможности указать все необходимые сведения в ПТС. Что уж там говорить про экологический класс, если порой даже марку и модель автомобиля писали кое-как.
Если экологический класс автомобиля в документах не указан, то в данном случае автоматически считается, что он «не установлен», а значит, автомобиль не может выезжать на дороги, где есть любые (даже малейшие) ограничения по экологическому классу. Но при этом большинство коммерческих автомобилей до сих пор катаются у нас с неустановленным экологическим классом.
Что делать и куда идти?
Итак, вы открыли ПТС и не нашли графы 13 и никаких особых отметок или увидели, что «экологический класс не установлен». В этом случае необходимо внести сведения об экологическом классе в «Особые отметки» в ПТС. Таким правом обладают только регистрационные подразделения ГИБДД, но для этого необходимо предоставить документ, подтверждающий, что ваш автомобиль действительно соответствует данному экологическому классу. И здесь бремя доказательства полностью ложится на владельца. А как доказывать? Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день ни один нормативный документ на этот вопрос не дает чёткого (читай, никакого) ответа. Так, действующий в настоящее время Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который и определяет технические требования к автомобильной технике и процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, никоим образом не регулирует способы подтверждения экологической безопасности для автомобилей, уже выпущенных в обращение на территории стран Евразийского союза (в т. ч. и России), за исключением процедуры техосмотра. А раз автомобиль имеет ПТС, значит, он уже выпущен в обращение, поскольку датой выпуска ТС в обращение является дата первичной выдачи российского ПТС.
Но и техосмотр тут не спасает, потому что согласно приложению № 8 (пп. 9.1, 9.2) к ТР ТС 018-2011, для оценки работоспособности двигателя и его систем выпуска в части норм выбросов требуется указать экологический класс автомобиля, проверка которого проводится, чтобы сравнить фактические показатели выбросов с допустимыми. То есть нельзя установить в процессе техосмотра то, что ты должен знать заранее. Курьёзность этой ситуации ещё и в том, что получается все автомобили, у которых в документах экологический класс не указан, техосмотр проходят в нарушение требований ТР ТС 018-2011, т. е. незаконно. А поскольку таких машин в нашей стране пруд пруди, то очевидно, что хотя бы раз почти каждый оператор ТО выдал на такой автомобиль диагностическую карту. Однако все закрывают на это глаза…
Но вернёмся к процессу доказательства. Очевидно, что отсутствие чётких требований к установлению экологического класса создаёт тем самым неимоверную коррупционную составляющую, в том числе развязывает руки органам ГИБДД, которые начинают требовать от владельцев разного рода доказательственные материалы. Интересно, что перечень документов, которые могут быть приняты к рассмотрению для внесения сведений о ТС есть, он присутствует в п. 39 «Положения о паспортах транспортных средств». Там написано, что эти сведения заполняются «…на основании ОТТС, СБКТС, а при их отсутствии … на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов». Разберемся по порядку. Итак, где простому владельцу автомобиля можно взять ОТТС? Оригинал этого документа хранится либо у изготовителя (для ТС российского производства), либо у его официального российского представительства (для ТС, изготовленных за пределами РФ). Проблема лишь в том, что изготовители и их представители крайне редко выдают заверенные копии своих одобрений владельцам автомобилей. Это и понятно: по их мнению, ОТТС является документом внутренним, и его содержание составляет коммерческую тайну, а потому оно может быть официально затребовано только по запросу надзорных органов. К сожалению, в ГИБДД себя этими запросами утруждать не спешат, а заинтересованные собственники ТС практически лишены такой возможности.
Между тем, есть одна проблема, которая всплывает уже после того, как вам всё-таки удалось (если удалось!) заполучить копию ОТТС, распространяющегося на ваш автомобиль. Если у вас, к примеру, 15–20-летний «европеец», то в его одобрении, выданном Госстандартом России в те же годы, сведения об экологическом классе будут указаны косвенно – в таблице Приложения № 1 (Сводный лист) в виде «экологических» Правил ЕЭК ООН с той или иной поправкой, подтверждение выполнения требований которых и будет обозначать соответствующее «Euro». Но эту идентификацию может провести только специалист по сертификации. «Гаишник» же, не обнаружив на титульном листе ОТТС графу «Экологически класс» (напомню, она появилась только в ОТТС, выданных с 21 апреля 2006 года), в 99% случаев скажет, что такое одобрение типа не годится. Значит, придётся обращаться за экспертизой, которая подтвердит наличие сведений о конкретном экологическом классе в конкретном ОТТС (об этом чуть далее).
Второй документ – СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции ТС). Это относительно свежий сертификационный документ, появившийся в связи со вступлением в силу в сентябре 2010 года первого (ещё российского) технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств (утверждён постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.). СБКТ выдаётся на единичные ТС, в том числе б / у, которые завозятся из заграницы. Для нашей темы это мало актуальный документ в силу молодости этой процедуры и в силу того, что если на автомобиль было выдано СБКТС, значит, ПТС также выдавался на основании этого свидетельства. А раз так, то и экологический класс в паспорте должен быть прописан. Совершенной глупостью выглядят порой требования со стороны отдельных сотрудников ГИБДД для подтверждения экологического класса предоставить СБКТС на автомобиль, скажем, 1998 года выпуска, российский ПТС на который выдан, например, в 2003 году (т. е. ввезён бывший в употреблении иностранный автомобиль), поскольку свидетельство выдаётся на автомобиль для получения разрешения на выпуск в обращение, а выпуск в обращение и есть выдача ПТС. Следовательно, нельзя получить разрешение на выпуск в обращение после того, как этот выпуск уже был официально произведён.
Теперь обратимся к официальным справочникам, характеристикам и таблицам. Это весьма расплывчатое определение в целом понятно всем отраслевым специалистам. Если переводить на простой язык, то владелец ТС может обратиться с официальным запросом к изготовителю и его представителю, который в письменной форме ответит, что такой-то конкретный автомобиль с таким-то VIN-кодом, согласно данным изготовителя, имеет такой-то экологический класс. Подобные официальные письма пишутся пачками, причём чаще всего изготовители / представительства за это не берут никаких денег (правда, не все – некоторые всё же пытаются на этом спекулировать и имеют утверждённые прейскуранты на такую услугу). На самом деле, это самый простой способ для владельца, если бы не одно «но». Когда только появились в Москве первые ограничения по экологии, многие собственники, чтобы их обойти, предъявляли в ГИБДД такие справки с «немного завышенным» экологическим классом. Непонятно, как такое получалось: то ли фирменные бланки и печати подделывали, то ли за неофициальное «вознаграждение» изготовители шли навстречу и приписывали лишнего. Но такие факты были выявлены, причём, как рассказывают, в немалых количествах. С тех пор сотрудники в погонах с этими справками дел не имеют и отправляют собственников за ОТТС или на экспертизу.
Экспертное заключение – это тот самый вариант, который скрывается за «иными документами». Сейчас сеть Интернет пестрит подобными предложениями. Чаще всего мелкие коммерческие конторы предлагают «установить» за деньги нужный экологический класс (сейчас максимально требуемый «третий», но кому-то достаточно и «второго»), выдавая красивые бумажки с громкими названиями типа «Экологический сертификат», «Свидетельство экологической безопасности» и т.д. – кто во что горазд. В технадзоре ГИБДД про это тоже знают, поэтому обычно отправляют за подобным заключением в более-менее солидные организации, например, НАМИ. Такое заключение может быть очень актуально, если нет возможности самостоятельно найти ОТТС или если в этом ОТТС на титуле не прописан экологический класс.
Вся проблема заключается в том, что, к сожалению, одновременное наличие ОТТС, экспертного заключения и даже письма от изготовителя вовсе не гарантируют того, что в ГИБДД вам поставят в ПТС отметку об экологическом классе. В кулуарах поговаривают, что они сейчас просто боятся это делать, поскольку есть негласное указание сверху очистить рынок от старых «рыдванов». Безусловно, это, мягко говоря, не совсем законно. Поэтому если вы столкнулись с отказом со стороны ГИБДД при наличии подтверждающих экологический класс документов, то единственный способ решения конфликта – это подавать в суд. Шансы на успех здесь действительно велики, потому что любой отказ надо будет аргументировать в юридическом поле, а крыть здесь «гаишникам», как правило, нечем.
Правила ЕЭК ООН № | Категория ТС | Тип двигателя | Объект нормирования |
---|---|---|---|
24 | M, N | Дизели | Видимые загрязняющие вещества (твёрдые частицы, сажа – PT) |
49 | M1, M2, N1 N2 (контрольной массой более 2160 кг) и M3 N3 | Дизели и газовые двигатели (СПГ и КПГ) | Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO) |
83 | M1, M2, N1 N2 (контрольной массой не более 2160 кг) | Дизели, бензиновые и газовые | Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO) |
96 | Тракторы и внедорожная мобильная техника | Дизели | Газообразные (СО, СН, NO) и видимые (сажа) загрязняющие вещества |
Как узнать свой «EURO»?
Допустим, до момента обращения в ГИБДД вы решили самостоятельно выяснить, к какому экологическому классу относится ваш автомобиль. Или решили проверить, грамотно ли была проведена экспертиза, за которой вы обратились в компетентную организацию. Стоит сразу отметить, что по внешнему виду двигателя даже эксперт-автотехник не сможет гарантированно определить это. Особенно, если речь идёт о пограничных классах, например, Euro 1 / Euro 2 или Euro 2 / Euro 3. Связано это со многими причинами и, в первую очередь, с тем, что все отличия в конструктиве таких двигателей и их систем будут спрятаны внутри и невооруженному взгляду незаметны. Именно поэтому существует целая процедура идентификации на основе расшифровки маркировки, которая в обязательном порядке наносится изготовителем на каждый автомобиль и его двигатель. На основе этой маркировки можно безошибочно определить экологический класс.
Если говорить про грузовики известных европейских брендов «большой семёрки», то все они проходили (да и сейчас проходят) процедуру сертификации у себя на родине. Результаты её могут быть оформлены в двух вариантах – в виде Сообщения об официальном утверждении типа (в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, признаваемыми странами-участницами Женевского соглашения 1958 г., в т. ч. и Россией), либо в виде Одобрения типа (в соответствии с Директивами Евросовета). В зависимости от этого на двигателе (а в некоторых случаях и на кабине) будет стоять та или иная маркировка с буквой и порядковым номером страны, выдавшей подтверждающий документ, обведёнными кружком: «Е» – для Правил ЕЭК ООН и «е» – для Директив ЕС. Там же в строчке указывается номер Правил / Директив и порядковый номер Сообщения / Одобрения.
Обычно маркировка представляет собой нестираемый стикер или металлическую пластину, которые наклеиваются (приклёпываются) на видном месте: на головке блока цилиндров (например, у Renault) или на электронном блоке управления двигателем (например, у Volvo или Mercedes-Benz), или в проёме правой двери кабины (например, у MAN). Кстати говоря, эти же номера Сообщений / Одобрений прописываются в Сводном листе ОТТС, что позволяет сопоставить, можно ли применить данное ОТТС к конкретному автомобилю.
Требования Директив ЕС и Правил ЕЭК ООН в отношении экологии гармонизированы.
К сожалению, далеко не все модели автомобилей проходили в своё время подтверждение на «Euro». Например, грузовики американских, японских и китайских марок 1990-х и начала 2000-х годов официально не поставлялись в страны Евросоюза и в Россию, а значит, не были омологированы. Внутренние же нормативы этих стран по экологии не сопоставимы с Правилами ЕЭК ООН. Это означает, что подтвердить экологический класс таких автомобилей на основе экспертизы документов и идентификации маркировки нельзя, и единственный легальный способ установить их «Euro» – это проводить реальные замеры по методике Правил ЕЭК ООН.
В России единственная (!) аккредитованная техническая служба, которая имеет право проводить подобные экологические испытания – это Центр испытаний НАМИ (он же НИЦИАМТ или Дмитровский автополигон). Но такие испытания для б / у автомобиля просто не имеют никакого практического смысла, потому что, во-первых, из-за уровня износа показатели вредных веществ в отработавших газах наверняка будут сильно завышены по сравнению с первоначальным состоянием новой машины, а, во-вторых, стоимость самих испытаний астрономическая (от 500 000 до 1 000 000 руб.). Так что нынешним владельцам старых International, Peterbilt и Hino пришло время искать им замену. Кстати, то же относится и к тем автомобилям, владельцы которых решили поднять экологический класс путём установки более современных моделей двигателей. Такая процедура также требует испытаний, поскольку экологический класс автомобиля устанавливается единожды его изготовителем и подтверждается при сертификационных испытаниях. Любое внесение изменений в конструкцию с целью его повышения может быть произведено только через получение соответствующего протокола испытаний аккредитованной технической службы, т. е. по той же причине на сегодняшний день не осуществимо практически. Не верьте тем заманчивым предложениям разных контор, которые предлагают оформить повышение экологического класса вашего автомобиля. Скорее всего, это мошенники.