сущность сотрудничества коллаборативного обучения
Зачем работать в группах? Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Зачем работать в группах?
Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?
Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы.
Что такое «кооперативное обучение»?
Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения.
Существует множество подходов к коллаборативному обучению, но основные представления о процессе кооперативного обучении заключаются в следующем:
Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний.
Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками, и затем, обрабатывать, обобщать информацию, а не просто заучивать и бездумно повторять ее.
Учащиеся извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания.
Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса.
В условиях коллаборативного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи, поскольку они слышат различные точки зрения и должны уметь формулировать и защищать свои идеи. Тем самым, учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться не только на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при коллаборативном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и отстаивать свое мнение.
В общих словах, кооперативная работа в группах осуществляется для того, чтобы:
Рисунок 1: Причины кооперативной работы в группах
Статья «О коллаборативном сотрудничество на уроках в начальной школе».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Коллаборативном сотрудничество на уроках в начальной школе.
КГУ СОШ №30, учитель начальных
классов Горбачёва Елена Юрьевна
Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп и учащихся при решении проблемы, выполнения задания или создания продукта.
Действительно, нынешний темп жизни в любой сфере деятельности человека требует формирования такого окружения (социума), которая будет благотворно сказываться на самом процессе и его конечных результатах. Школьная образовательная среда не исключение. Коллаборативная среда – это среда, которая создаётся учителем не только, как преподавателем, несущим определённый объём информации с её задачами и целями, а ещё и как помощником, стремящимся создать условия для плодотворной деятельности каждого учащегося. В такой среде учащемуся должно быть комфортно как с физиологической точки зрения, так и психологической.
Детям с ограниченными возможностями необходимы условия, создаваемые учителем, как лидером в обучении, в которых они будут чувствовать себя на одинаковых позициях с другими обучающимися. Этому, прежде всего, могут способствовать внедрение и применение различных стратегий, способствующих равноценному взаимодействию разных обучающихся в едином классном коллективе.
Примером может быть применение на моих уроках таких стратегий, как «Сундучок», «Свеча надежды», «Вращающийся круг» и других.
Учащиеся на таких уроках говорят не только о том, что готовы помогать, сотрудничать и достигать совместно успехов, но и о том, как хотели бы видеть, ощущать, созидать сами в коллаборативной среде.
Другой гранью инклюзивного обучения является совместное обучение талантливых и одарённых учащихся, где учителю, как стержневой фигуре, необходимо постоянно работать над формулировкой проблемного вопроса так, чтобы непосредственно процесс решения данной проблемы привлекал каждую категорию учащихся. Умение педагога побудить учащихся к совместному мышлению – залог продуктивности в познании нового.
Таким образом, коллаборативная среда является источником к проявлению таких важных навыков в жизни каждого индивида, как общение, самовыражение, поддержка других и наблюдение за работой других.
Удивительно ещё и то, что, если мы, являясь педагогами, апробирующими и внедряющими основные идеи Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в процессе обучения, то учащиеся, подхватив элементы этих идей, идут с ними на другие уроки и говорят об этом, то есть формируют так называемый спрос на такой вид деятельности на уроке. Данное явление в сознании учащихся позволяет судить о том, что и учащиеся способны в какой – то степени отслеживать свои ощущения в течение всего урока.
Мы считаем, что такое осознанное поведение учащихся есть результат эффективного знания и понимания того, что требует учитель от учеников. И, наоборот, педагог, умея расслышать «Голос ученика» должен учитывать те желания и запросы, которые могут эффективно сказаться на процессе обучения.
Применяя стратегии, способствующие созданию атмосферы сотрудничества, мы не задумывались о возможности педагога в течение урока стремительно пересматривать и предугадывать результат применения стратегий. Работая и обмениваясь мнениями в группе, на основе рассуждений наших коллег мы можем выделить дополнительные практические правила к созданию дружеской атмосферы, способствующие более глубокому пониманию и эффективному применению знаний.
В ходе обмена впечатлениями с коллегами осознала более существенную важность в создании такой среды.
Важность заключается в следующем:
-во – первых, необходимо стремление педагога спланировать урок так, чтобы партнёрское взаимоотношение было неотъемлемым компонентом в течение всего процесса обучения;
-во – вторых, необходимо понимание учащимися группы «С» о наличии у них возможности обратиться к более подготовленному однокласснику или учителю с целью преодоления тех или иных трудностей в обучении;
-в – третьих, понимание и учащимися и педагогами актуальности коллаборативного взаимодействия, как в современной школе, так и в других сферах человеческой деятельности человека.
Так, например, размышляя о возможностях, которые нам предоставляет коллаборативная среда, можно привести яркий пример того, как на нас лично влияет взаимодействие в такой среде.
Наблюдая за изменениями, можно охарактеризовать следующее: мы – учителя постоянно интуитивно стремимся к объединению знаний в том или ином вопросе с коллегами. И как показывает практика – это вполне приемлемое поведение любого индивида. Так почему учащийся не может вести себя так же, когда находится в образовательном процессе? Только сейчас понимая, что в прежней своей практике позволяла себе напрасно критиковать подобное поведение обучающихся, в какой – то степени подавляла стремление учащихся к объединению знаний. Теперь, осознавая свои ошибки, пересматривая своё преподавание, надеюсь на достижение лучших результатов посредством применения и внедрения новых подходов в преподавании и обучении.
Современный темп жизни требует образовательной системы функциональных знаний каждого индивида.
Коллаборативное сотрудничество в детском коллективе – это средство, благодаря которому учащийся адаптирован и способен успешно и плодотворно сотрудничать в современном обществе.
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы [онлайн на : http://www.nao.kz ]( получено 15 сентября 2013)
2.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание (2012). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Статья » Коллаборативное обучение через групповую работу»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут это новое открывать сами. Моя главная задача помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Философия взаимодействия т.е. обучение в сотрудничестве представляет собой коллаборативное обучение. Совместная работа является структурой взаимодействия, направленного на содействие достижению конечного результата или цели. Когда люди объединяются в группы сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Для эффективной работы групп выстраивается распределение ролей и ответственности между членами группы. Совместным обучением является ситуация, в которой двое или больше людей пытаются узнать что-то новое вместе. В отличие от индивидуального обучения, люди, занимающиеся совместным обучением, работают друг с другом по общим ресурсам и навыкам (для получения информации, для оценки идей, для составления мониторинга исследований и др.). В частности, совместное обучение базируется на модели, по созданию популяции, где члены активно взаимодействуют путем обмена опытом и возложения на себя различных ролей. К взаимодействию относятся, как разговоры лицом к лицу, компьютерные дискуссии (интернет-форумы, чаты) и т.д.Методы изучения совместных процессов обучения включают в себя познавательную деятельность, с помощью которого взрослые участвуют в качестве посредников знаний, а дети, как получатели. Но при этом и дети, и взрослые находятся в равных условиях познавательно – исследовательской деятельности
Обучение в сотрудничестве – образовательный подход к преподаванию и обучению. Основные шаги совместного процесса обучения:
1. Учащиеся, используя знания, которыми они обладают связывают процесс получения информации как активные действия.
2. Учащиеся запоминают и повторяют темы не механически, а обрабатывают и обобщают информацию.
3. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей.
4. Учащиеся совершенствуются в условиях социальной среды через беседу и диалоги, тем самым создается основа для смысловых рассуждений.
5. Учащиеся развиваются и в эмоциональном плане т.к. выражают и защищают свои идеи. При этом создают свои собственные уникальные идеи.
Внедрение новой практики преподавания и обучения, определение способов и идей для дальнейшего развития педагогической деятельности является требованием современной педагогики. Урок надо планировать так, чтобы он был содержательным, интересным и ориентированным на самостоятельную работу учащихся по приобретению и закреплению знаний, так чтобы учащиеся смогли применить полученные знания на практике, то есть в жизни.
Способы деления на группы (случайная группа; по видам конфет; по первой букве имени; по цвету глаз; по перекличке; по выбору от учителя и другие). Из собственной практики: виды работ, предложенные учащимся на разных стадиях урока.
1.Составление кластера. (при проверке можно применить метод Жексо).
Например, кластер на тему: «Действия электрического тока»
3.Составление синквейна. Например, по теме «Электроприборы» (придерживаясь шагов составления синквейна).
«Создание коллаборативной среды или обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Создание коллаборативной среды или обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка» Абукаева Алина Рифовна учитель иностранного языка МБОУ ООШ д. Аксарово
Коллаборативное обучение (collaborative learning)- обучение в сотрудничестве Это «образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального взаимодействия, в котором участники общаются между собой и в результате осуществляется обучение».
Задача учителя соблюдать основные принципы обучения в сотрудничестве: Группы учащихся формируются учителем с учетом с учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и познавательной активности учащихся. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять от урока к уроку. В начале работы разрабатываются правила и нормы поведения в группе. Эти правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Группе дается дно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации). Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических заданий). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы
Для плодотворной работы оговариваются Правила работы в группах: Говорить по очереди Активно слушать Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения Помогать и просить о помощи Давать и просить пояснения Пояснять и оценивать идеи Принимать групповые решения и приходить к единому мнению Подводить итоги обсуждения Приводить убедительные аргументы
Распределяются роли в группе: Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы. Генератор идей – разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем. Оформитель – секретарь – записывает идеи и результаты работы, следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось. Оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным Контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения Связист («Хранитель связи») – устанавливает связи с другими группами Наблюдатель – наблюдает работу других групп, обобщает, сравнивает со своей работой, дополняет.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта Банальная нехватка времени Сам процесс игры на уроке очень шумное мероприятие Отсутствие продуктивной работы в группе «слабых» учеников (когда мы делим «сильные», «средние», «слабые») ИЛИ отсутствие возможности проявить себя при совместной работе «сильных» и «слабых». Пути их преодоления Для проведения такого урока важно тщательная, продуманная подготовка к каждому этапу урока. Планирование урока должно строиться с индивидуальным подходом к ученикам, учитывая дифференциацию в обучении. Важна работа куратора и психолога по сплочению коллектива учеников При разработке и планировании урока следует уделить особое внимание на подбор, состав группы.
Коллаборативное обучение
Коллаборативное обучение, совместное обучение (collaborative learning) — интерактивный процесс, в котором обучение построено на взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем для достижения конкретной цели. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, ее обсуждение, осмысление и применение в формате групповых проектов, совместных разработок, креативных сессий, мозговых штурмов и т. п. 1
Эффективность коллаборативного обучения
Коллаборативное обучение наиболее эффективно при обучении групп с преобладанием опытных сотрудников, которые могут делиться экспертизой друг с другом и с менее опытными коллегами. Оно применяется:
► для организации групповой работы над проектом, где необходимо пройти весь цикл подготовки проекта — от постановки целей до достижения результата;
► для решения слабоструктурированных задач, многофакторного анализа и в других случаях, когда для поиска решения поставленной задачи необходимы совместные интеллектуальные усилия нескольких (многих) участников;
► для тренировки навыков общения в коллективе, наблюдения и анализа ролевых моделей и формирования проектных групп;
► для ретрансляции знаний, полученных участниками на предыдущих этапах обучения;
► при создании обучающей среды, когда необходимо протестировать некий проект перед релизом.
Оценка эффективности коллаборативного обучения часто носит субъективный характер в силу зависимости от большого количества непрогнозируемых факторов:
► продолжительности — при коллаборативном обучении не всегда бывает возможно установить временные рамки;
► сложности оценки объема полученных знаний и степени их освоения;
► стихийного характера обучения — отсутствия четкой программы/сценария обучения;
► субъективной обратной связи — по форме / содержанию / эмоциональной окраске. Часто возникают проблемы психологического свойства. Например,
► в некоторых корпоративных культурах бывает сложно открыто оценить коллег и степень их участия в процессе обучения и т. п.