сущность сотрудничества коллаборативного обучения

Зачем работать в группах? Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ

сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Смотреть фото сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Смотреть картинку сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Картинка про сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Фото сущность сотрудничества коллаборативного обученияЗачем работать в группах?

Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?

Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы.

Что такое «кооперативное обучение»?

Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения.

Существует множество подходов к коллаборативному обучению, но основные представления о процессе кооперативного обучении заключаются в следующем:

Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний.

Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками, и затем, обрабатывать, обобщать информацию, а не просто заучивать и бездумно повторять ее.

Учащиеся извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания.

Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса.

В условиях коллаборативного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи, поскольку они слышат различные точки зрения и должны уметь формулировать и защищать свои идеи. Тем самым, учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться не только на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при коллаборативном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и отстаивать свое мнение.

В общих словах, кооперативная работа в группах осуществляется для того, чтобы:

Рисунок 1: Причины кооперативной работы в группах

Источник

Статья «О коллаборативном сотрудничество на уроках в начальной школе».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Коллаборативном сотрудничество на уроках в начальной школе.

КГУ СОШ №30, учитель начальных

классов Горбачёва Елена Юрьевна

Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп и учащихся при решении проблемы, выполнения задания или создания продукта.

Действительно, нынешний темп жизни в любой сфере деятельности человека требует формирования такого окружения (социума), которая будет благотворно сказываться на самом процессе и его конечных результатах. Школьная образовательная среда не исключение. Коллаборативная среда – это среда, которая создаётся учителем не только, как преподавателем, несущим определённый объём информации с её задачами и целями, а ещё и как помощником, стремящимся создать условия для плодотворной деятельности каждого учащегося. В такой среде учащемуся должно быть комфортно как с физиологической точки зрения, так и психологической.

Детям с ограниченными возможностями необходимы условия, создаваемые учителем, как лидером в обучении, в которых они будут чувствовать себя на одинаковых позициях с другими обучающимися. Этому, прежде всего, могут способствовать внедрение и применение различных стратегий, способствующих равноценному взаимодействию разных обучающихся в едином классном коллективе.

Примером может быть применение на моих уроках таких стратегий, как «Сундучок», «Свеча надежды», «Вращающийся круг» и других.

Учащиеся на таких уроках говорят не только о том, что готовы помогать, сотрудничать и достигать совместно успехов, но и о том, как хотели бы видеть, ощущать, созидать сами в коллаборативной среде.

Другой гранью инклюзивного обучения является совместное обучение талантливых и одарённых учащихся, где учителю, как стержневой фигуре, необходимо постоянно работать над формулировкой проблемного вопроса так, чтобы непосредственно процесс решения данной проблемы привлекал каждую категорию учащихся. Умение педагога побудить учащихся к совместному мышлению – залог продуктивности в познании нового.

Таким образом, коллаборативная среда является источником к проявлению таких важных навыков в жизни каждого индивида, как общение, самовыражение, поддержка других и наблюдение за работой других.

Удивительно ещё и то, что, если мы, являясь педагогами, апробирующими и внедряющими основные идеи Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в процессе обучения, то учащиеся, подхватив элементы этих идей, идут с ними на другие уроки и говорят об этом, то есть формируют так называемый спрос на такой вид деятельности на уроке. Данное явление в сознании учащихся позволяет судить о том, что и учащиеся способны в какой – то степени отслеживать свои ощущения в течение всего урока.

Мы считаем, что такое осознанное поведение учащихся есть результат эффективного знания и понимания того, что требует учитель от учеников. И, наоборот, педагог, умея расслышать «Голос ученика» должен учитывать те желания и запросы, которые могут эффективно сказаться на процессе обучения.

Применяя стратегии, способствующие созданию атмосферы сотрудничества, мы не задумывались о возможности педагога в течение урока стремительно пересматривать и предугадывать результат применения стратегий. Работая и обмениваясь мнениями в группе, на основе рассуждений наших коллег мы можем выделить дополнительные практические правила к созданию дружеской атмосферы, способствующие более глубокому пониманию и эффективному применению знаний.

В ходе обмена впечатлениями с коллегами осознала более существенную важность в создании такой среды.

Важность заключается в следующем:

-во – первых, необходимо стремление педагога спланировать урок так, чтобы партнёрское взаимоотношение было неотъемлемым компонентом в течение всего процесса обучения;

-во – вторых, необходимо понимание учащимися группы «С» о наличии у них возможности обратиться к более подготовленному однокласснику или учителю с целью преодоления тех или иных трудностей в обучении;

-в – третьих, понимание и учащимися и педагогами актуальности коллаборативного взаимодействия, как в современной школе, так и в других сферах человеческой деятельности человека.

Так, например, размышляя о возможностях, которые нам предоставляет коллаборативная среда, можно привести яркий пример того, как на нас лично влияет взаимодействие в такой среде.

Наблюдая за изменениями, можно охарактеризовать следующее: мы – учителя постоянно интуитивно стремимся к объединению знаний в том или ином вопросе с коллегами. И как показывает практика – это вполне приемлемое поведение любого индивида. Так почему учащийся не может вести себя так же, когда находится в образовательном процессе? Только сейчас понимая, что в прежней своей практике позволяла себе напрасно критиковать подобное поведение обучающихся, в какой – то степени подавляла стремление учащихся к объединению знаний. Теперь, осознавая свои ошибки, пересматривая своё преподавание, надеюсь на достижение лучших результатов посредством применения и внедрения новых подходов в преподавании и обучении.

Современный темп жизни требует образовательной системы функциональных знаний каждого индивида.

Коллаборативное сотрудничество в детском коллективе – это средство, благодаря которому учащийся адаптирован и способен успешно и плодотворно сотрудничать в современном обществе.

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы [онлайн на : http://www.nao.kz ]( получено 15 сентября 2013)

2.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание (2012). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Источник

Статья » Коллаборативное обучение через групповую работу»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут это новое открывать сами. Моя главная задача помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

Философия взаимодействия т.е. обучение в сотрудничестве представляет собой коллаборативное обучение. Совместная работа является структурой взаимодействия, направленного на содействие достижению конечного результата или цели. Когда люди объединяются в группы сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Для эффективной работы групп выстраивается распределение ролей и ответственности между членами группы. Совместным обучением является ситуация, в которой двое или больше людей пытаются узнать что-то новое вместе. В отличие от индивидуального обучения, люди, занимающиеся совместным обучением, работают друг с другом по общим ресурсам и навыкам (для получения информации, для оценки идей, для составления мониторинга исследований и др.). В частности, совместное обучение базируется на модели, по созданию популяции, где члены активно взаимодействуют путем обмена опытом и возложения на себя различных ролей. К взаимодействию относятся, как разговоры лицом к лицу, компьютерные дискуссии (интернет-форумы, чаты) и т.д.Методы изучения совместных процессов обучения включают в себя познавательную деятельность, с помощью которого взрослые участвуют в качестве посредников знаний, а дети, как получатели. Но при этом и дети, и взрослые находятся в равных условиях познавательно – исследовательской деятельности

Обучение в сотрудничестве – образовательный подход к преподаванию и обучению. Основные шаги совместного процесса обучения:

1. Учащиеся, используя знания, которыми они обладают связывают процесс получения информации как активные действия.

2. Учащиеся запоминают и повторяют темы не механически, а обрабатывают и обобщают информацию.

3. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей.

4. Учащиеся совершенствуются в условиях социальной среды через беседу и диалоги, тем самым создается основа для смысловых рассуждений.

5. Учащиеся развиваются и в эмоциональном плане т.к. выражают и защищают свои идеи. При этом создают свои собственные уникальные идеи.

Внедрение новой практики преподавания и обучения, определение способов и идей для дальнейшего развития педагогической деятельности является требованием современной педагогики. Урок надо планировать так, чтобы он был содержательным, интересным и ориентированным на самостоятельную работу учащихся по приобретению и закреплению знаний, так чтобы учащиеся смогли применить полученные знания на практике, то есть в жизни.

Способы деления на группы (случайная группа; по видам конфет; по первой букве имени; по цвету глаз; по перекличке; по выбору от учителя и другие). Из собственной практики: виды работ, предложенные учащимся на разных стадиях урока.

1.Составление кластера. (при проверке можно применить метод Жексо).

Например, кластер на тему: «Действия электрического тока»

3.Составление синквейна. Например, по теме «Электроприборы» (придерживаясь шагов составления синквейна).

Источник

«Создание коллаборативной среды или обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Смотреть фото сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Смотреть картинку сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Картинка про сущность сотрудничества коллаборативного обучения. Фото сущность сотрудничества коллаборативного обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Создание коллаборативной среды или обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка» Абукаева Алина Рифовна учитель иностранного языка МБОУ ООШ д. Аксарово

Коллаборативное обучение (collaborative learning)- обучение в сотрудничестве Это «образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального взаимодействия, в котором участники общаются между собой и в результате осуществляется обучение».

Задача учителя соблюдать основные принципы обучения в сотрудничестве: Группы учащихся формируются учителем с учетом с учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и познавательной активности учащихся. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять от урока к уроку. В начале работы разрабатываются правила и нормы поведения в группе. Эти правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Группе дается дно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации). Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических заданий). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы

Для плодотворной работы оговариваются Правила работы в группах: Говорить по очереди Активно слушать Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения Помогать и просить о помощи Давать и просить пояснения Пояснять и оценивать идеи Принимать групповые решения и приходить к единому мнению Подводить итоги обсуждения Приводить убедительные аргументы

Распределяются роли в группе: Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы. Генератор идей – разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем. Оформитель – секретарь – записывает идеи и результаты работы, следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось. Оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным Контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения Связист («Хранитель связи») – устанавливает связи с другими группами Наблюдатель – наблюдает работу других групп, обобщает, сравнивает со своей работой, дополняет.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта Банальная нехватка времени Сам процесс игры на уроке очень шумное мероприятие Отсутствие продуктивной работы в группе «слабых» учеников (когда мы делим «сильные», «средние», «слабые») ИЛИ отсутствие возможности проявить себя при совместной работе «сильных» и «слабых». Пути их преодоления Для проведения такого урока важно тщательная, продуманная подготовка к каждому этапу урока. Планирование урока должно строиться с индивидуальным подходом к ученикам, учитывая дифференциацию в обучении. Важна работа куратора и психолога по сплочению коллектива учеников При разработке и планировании урока следует уделить особое внимание на подбор, состав группы.

Источник

Коллаборативное обучение

Коллаборативное обучение, совместное обучение (collaborative learning) — интерактивный процесс, в котором обучение построено на взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем для достижения конкретной цели. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, ее обсуждение, осмысление и применение в формате групповых проектов, совместных разработок, креативных сессий, мозговых штурмов и т. п. 1

Эффективность коллаборативного обучения

Коллаборативное обучение наиболее эффективно при обучении групп с преобладанием опытных сотрудников, которые могут делиться экспертизой друг с другом и с менее опытными коллегами. Оно применяется:

► для организации групповой работы над проектом, где необходимо пройти весь цикл подготовки проекта — от постановки целей до достижения результата;

► для решения слабоструктурированных задач, многофакторного анализа и в других случаях, когда для поиска решения поставленной задачи необходимы совместные интеллектуальные усилия нескольких (многих) участников;

► для тренировки навыков общения в коллективе, наблюдения и анализа ролевых моделей и формирования проектных групп;

► для ретрансляции знаний, полученных участниками на предыдущих этапах обучения;

► при создании обучающей среды, когда необходимо протестировать некий проект перед релизом.

Оценка эффективности коллаборативного обучения часто носит субъективный характер в силу зависимости от большого количества непрогнозируемых факторов:

► продолжительности — при коллаборативном обучении не всегда бывает возможно установить временные рамки;

► сложности оценки объема полученных знаний и степени их освоения;

► стихийного характера обучения — отсутствия четкой программы/сценария обучения;

► субъективной обратной связи — по форме / содержанию / эмоциональной окраске. Часто возникают проблемы психологического свойства. Например,

► в некоторых корпоративных культурах бывает сложно открыто оценить коллег и степень их участия в процессе обучения и т. п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *